Что необходимо при открытии магазина
Что необходимо при открытии магазина
6 МИН
Правильный магазин: как открыть торговую точку и не нарушить закон
Открыть торговую точку — это не просто арендовать помещение и разместить вывеску над входом. Магазины, павильоны и киоски подчиняются требованиям Роспотребнадзора и противопожарной службы. Если не ознакомиться с ними заранее, магазин проработает до первых проверок. Рассказываем, какие требования предъявляет закон к торговым точкам и какие штрафы грозят за их нарушение.
Сделать вывеску
Мы привыкли, что торговая вывеска выглядит как красочный баннер с названием магазина. Но с юридической точки зрения это табличка, на которой продавец обязан разместить основную информацию о магазине:
Если вы хотите рассказать, что принимаете оплату по картам, можете, например, наклеить стикер от банка на дверь. Но информация на вывеске не должна вводить покупателей в заблуждение. В частности, не пишите фактический адрес вместо юридического.
Прежде чем заказать табличку, пообщайтесь с арендодателем: возможно, он захочет, чтобы вывеска подходила к общему стилю здания. У некоторых торговых центров даже есть правила размещения вывесок — ознакомьтесь с ними, чтобы потом не пришлось переделывать.
—
За работу без торговой вывески и указание неверных данных придётся заплатить штраф : до 2,5 тысячи рублей для ИП или до 40 тысяч рублей для юрлиц.
Оформить уголок потребителя
Уголок потребителя — это список документов, размещённых на специальном стенде внутри магазина. Вот что там должно быть:
Свободный доступ к уголку потребителя должен быть у любого посетителя магазина. Подробнее о том, как оформить уголок потребителя, мы написали в этой инструкции.
—
Штрафы за нарушения такие же, как при отсутствии торговой вывески: до 2,5 тысячи для ИП или до 40 тысяч рублей для юрлиц.
Повесить план эвакуации
План эвакуации — схематический путь, по которому покупатели и работники должны покинуть магазин при чрезвычайной ситуации. Он показывает человеку, в каком направлении двигаться и какие выходы использовать.
Как оформить план эвакуации по закону:
Фон должен быть белым или желтовато-белым, надписи и обозначения — чёрными, а пути к выходам — зелёными.
Изобразите схематично план помещения — со стенами, перегородками, окнами и дверями.
Добавьте пояснения и расшифровки, если используете сокращения или дополнительные обозначения.
Обозначьте место, с которого посетитель магазина увидит план. Например, если человек смотрит на план, а справа видит окно, то на схеме окно тоже должно быть справа.
Разместите план на стене или в другом видном месте, чтобы посетителям не пришлось его искать по всему магазину.
—
Если плана эвакуации не будет, ИП оштрафуют на 30 тысяч рублей, компанию — на 200 тысяч рублей.
Расставить правильные ценники
Чтобы оформить торговую точку, сделайте ценники для каждой категории товаров. Они должны быть одинаковой формы, размера, цвета и содержать следующую информацию:
Если устраиваете акцию, сделайте ценники другого цвета и напишите на них условия, при которых действует скидка. Например, стандартная цена — 100 рублей, но с картой лояльности она снижается на 20 %, до 80 рублей.
—
Если их нет или вы предлагаете покупателю узнать стоимость на кассе при покупке, он имеет право пожаловаться в Роспотребнадзор. Магазин оштрафуют на 10 тысяч рублей. А если информация о товаре на ценнике будет неправильной, то штраф может вырасти до 500 тысяч рублей.
Ценник считается публичной офертой. Это значит, что покупатель имеет право приобрести товар по указанной стоимости, даже если на самом деле она выше, а продавец забыл или не успел указать корректную информацию.
Украсить витрину к праздникам
В некоторых регионах магазины обязаны украшать витрины к праздникам. Если местные власти приняли закон об оформлении торговых точек, вам придётся «нарядить» стеллажи, фасад и положить на прилавки тематические товары.
Например, в Москве предпринимателей обязали украшать витрины к праздничным и памятным дням. Проверяют готовность магазинов заранее — за 10 дней до праздничной даты. Исключение — Новый год: украсить витрину нужно до 1 декабря.
—
Если забыть о праздничном оформлении, будет штраф: от 10 до 50 тысяч рублей для компаний и ИП, от 10 до 20 тысяч — для руководителей.
Чек-лист для владельцев торговых точек
Сделайте вывеску с фирменным наименованием, режимом работы магазина и юридическим адресом продавца.
Создайте уголок потребителя с юридическими документами для торговой точки.
Разместите план эвакуации, чтобы покупатели могли быстро найти выход при чрезвычайной ситуации.
Сделайте ценники для каждого товара и оформите их в едином стиле.
Что необходимо при открытии магазина
ИП необходимо встать на учёт в качестве страхователя в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Подать документы можно в отделении ФСС или через портал госуслуг. Для ООО отдельной постановки на учёт не требуется. Оформление в качестве страхователя происходит на этапе регистрации юрлица.
Оформление
Со всеми сотрудниками нужно заключить трудовые договоры, оформить трудовые книжки или направить сведения в Пенсионный фонд России. Также потребуются медицинские книжки. При приёме на работу иностранного гражданина необходимо уведомить МВД в течение трёх рабочих дней с момента заключения договора.
Система охраны труда
Необходимо разработать приказ по охране труда, должностные инструкции и журналы охраны труда. Также следует провести специальную оценку условий труда и мероприятия производственного контроля.
Рекомендации Роспотребнадзора
Ведомство разработало ряд рекомендаций для бизнеса в условиях работы в пандемию. Главное:
—
Сервис Сбера позволит за 10 минут проверить благонадёжность сотрудника. С подготовкой документов и регистрацией при найме штата поможет юрист. В дальнейшем, направляя документы в ФНС, ПФР, ФСС, и Росстат, можно воспользоваться сервисом «Электронная отчётность в госорганы». Составлять трудовые договоры и другие кадровые документы, вести бухгалтерский и налоговый учёт поможет «Конструктор документов».
Раздел 7
Товары
На каждый закупаемый товар должны быть сопроводительные документы. В бумажном виде — это товарные накладные и декларации о соответствии (или сертификат соответствия). В электронном — для алкогольной, табачной и продукции животного происхождения.
Для закупок продукции животного происхождения необходимо зарегистрироваться в электронной системе «Меркурий». Заявку на регистрацию необходимо подать в территориальное управление Россельхознадзора лично или в электронной форме: на электронный адрес info@svfk.mcx.ru — для ИП; на электронный адрес admin@fsvps.ru — для ООО (если у вас есть электронная подпись).
Для продажи табачных изделий нужно зарегистрироваться в системе обязательной маркировки «Честный знак»:
Для продажи любой алкогольной продукции необходимо зарегистрироваться в системе ЕГАИС.
Требования при хранении и реализации продукции:
—
Для управления продажами и складом подойдёт сервис «Моя торговля». Сервис работает с любыми онлайн-кассами, умеет печатать штрих-коды, этикетки и ценники. Вы сможете оформлять заказы и выставлять счета, отслеживать динамику продаж на торговых точках, вести учёт товарных остатков на удалённом складе и др.
Раздел 8
Клиенты и продажи
Анализ рынка
Проведите исследование и соберите как можно больше информации об отрасли в целом и вашей нише в частности. С этим поможет Общероссийский классификатор деятельности, сайты органов государственной статистики (ФНС, Росстат), тематические СМИ и интернет-порталы. Найдите бизнес, похожий на ваш, в своём городе или регионе. Опросите потенциальных клиентов, кто оказывает им аналогичные услуги и как часто они ими пользуются. В качестве итога — выделите целевой сегмент аудитории и постарайтесь спрогнозировать его рост.
Клиентская база
Чтобы клиент пришёл совершать покупку, он должен узнать о существовании и специфике бизнеса. Информацию о продуктах и услугах, способную заинтересовать аудиторию, можно подавать в разных форматах. Например, раздать листовки о вашем магазине в кафе, торговых центрах, кинотеатрах, предложить людям бесплатно поучаствовать в дегустации или подарить образцы продукции. В этой статье собраны формы и способы привлечения клиентов, которые можно использовать для любого бизнеса.
Маркетинговая стратегия
Конкурентные преимущества продукта старайтесь оценивать с точки зрения клиента, а стратегию ценообразования вырабатывайте на основе данных о целевой аудитории. Используйте только те рекламные каналы, которые подходят для продукта. Почитайте, как продвигать бизнес в Instagram, чем может быть полезен TikTok, зачем нужно настраивать контекстную рекламу. Пропишите сроки реализации стратегии, а также контрольные точки, по достижении которых команда будет сверять результаты работы. Отслеживайте прогресс раз в неделю, месяц или полгода.
Стратегия продаж
Стратегия продаж должна опираться на цифры и реальную ситуацию на рынке. Например, увеличить продажи на 70% не получится, если средний для отрасли показатель роста — 12%. Зафиксируйте количество клиентов в сегменте, ежемесячные прямые затраты на продажи, доход с каждой линейки продукции, тактики продаж. Последние нужно выбрать в соответствии с воронкой продаж — путём, который клиент пройдёт от заинтересованности в продукте до покупки.
—
Если хотите больше узнать о клиентах и их поведении, попробуйте мобильное приложение СберСоветник. Программа посчитает средний чек, покажет, сколько человек совершают покупки и как часто возвращаются. В приложении можно получить аналитику по основным бизнес-метрикам, оценить ёмкость ниши, сравнить показатели своего бизнеса с другими компаниями отрасли.
Пошаговый план открытия магазина
Кто из нас ни мечтал о своем деле, и при этом многие предприниматели планируют именно открыть магазин: может быть это будет магазин интеллектуальной литературы или же домашнего уютного текстиля, а может быть магазин «забытых вещей». Кто-то хочет иметь магазин как хобби, а кто-то как дополнительный заработок, если говорить об Интернет-торговле. В любом случае, необходимо продумать план и реализовать его в реальности.
Шаг 1: выбрать нужные товары
Из названия «товары повседневного спроса» видно, что это те товары, которые нужны всегда, то есть каждый день, с другой стороны, это ширпотреб, то есть товары широкого потребления. С экономической точки зрения это товары, которые не имеют уникальности, товары массового потребления, которые не отличаются по оформлению, потребительским свойствам и не имеющие уникальности. С другой стороны, продавать их очень выгодно, поскольку такие товары покупают ежедневно. Какие же товары пользуются повседневным спросом?
Ну, прежде всего, это продовольственные товары.
Итак, начнем с плюсов:
Поскольку потребитель нуждается каждый день в таких товарах, то приобретает их он довольно-таки часто.
Такие товары часто имеют доступные цены, поэтому быстро раскупаются, а это значит, что у компании, осуществляющей продажу таких товаров, могут быть большие обороты.
Такие товары имеют стандарты размещения, выкладки в торговых точках, поэтому сложностей с их продажей обычно не возникает.
Но, конечно, продажа таких товаров имеет и свои минусы.
На таких товарах нельзя много заработать, торговая наценка таких товаров обычно не значительна.
Маленьким магазинчикам шаговой доступности все тяжелее бороться с большими супермаркетами, которые все сильнее наступают на малый бизнес.
Следующая группа – это товары неповседневного спроса.
Что такое товары неповседневного спроса? Это те товары, которые вы покупаете не каждый день. Например, купить торт вы зайдете в магазин не каждый день, а только если у вас намечается какое-то важное событие. Побаловать себя деликатесом вы тоже можете не каждый день, поэтому деликатесы и называются деликатесами. Но сегодня есть успешные примеры такой узкой специализации на таких товарах: например, «От Палыча», «Рублевский» и иные. Часто продовольственные товары неповседневного спроса продают сами производители.
Продажа товаров неповседневного спроса имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы:
Магазин неповседневного спроса предполагает больше затрат на маркетинг, ведь товар необходимо разрекламировать, так потребитель должен знать, где в вашем городе продаются гитары или автомобили.
Шаг 2: оформите необходимые сертификаты и лицензии
Например, для оформления лицензии на алкоголь нужно представить в уполномоченный орган (Росалкогольрегулирование) комплект документов:
1) Заявление о выдаче лицензии и приложения к лицензии;
2) Копии учредительных документов (устав, а также учредительный договор, если его наличие предусмотрено федеральным законодательством);
3) Копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
4) Копию свидетельства о постановке юридического лица на учёт в налоговом органе (ИНН);
5) Справку налогового органа об отсутствии у соискателя лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах (выданную не более чем за 90 дней до подачи заявления);
6) Копию санитарно-эпидемиологического заключения специально уполномоченного государственного органа о соответствии заявленного вида деятельности (работ, услуг) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
7) Копию заключения специально уполномоченного государственного органа о соблюдении на объекте лицензирования требований пожарной безопасности;
8) Копию действующего договора на охранные услуги — для соискателей лицензии, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции;
9) Копию карточки регистрации контрольно-кассовой техники;
10) Копию зарегистрированного в установленном порядке документа, подтверждающего право собственности или временного владения и пользования зданием
На практике даже крупным магазинам сложно получить лицензию на торговлю алкоголем. Серьезно отнеситесь к сбору документов.
Подготовьте подтверждение уплаты налогов и сборов. Налоговая задолженность является основанием для отказа в лицензии.
Отказ можно обжаловать в лицензионном органе или в суде.
Шаг 3: определитесь с видом торговли
Ограничение по размеру расчетов наличными деньгами в рамках одного договора существует только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Физическое лицо может проводить расчеты с юридическими лицами наличными деньгами в неограниченном размере.
Если вы будете осуществлять расчеты наличными денежными средствами, то вам понадобится кассовый аппарат. Тут встает проблема онлайн-касс.
Оптовая торговля — вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной торговле или профессионального использования.
Мелкооптовая торговля — разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте.
Есть и другие виды торговли, например, продажа по образцам. Демонстрация образцов товаров в месте продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли существенные условия договора, за исключением случаев, когда продавец явно определил, что товары не предназначены для продажи. То есть выставив образец, вы его уже предложили покупателю.
Еще один вид торговли – дистанционная. При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.
Шаг 4: выберите место для открытия магазина
В случае с непродовольственными товарами лучше выбирать места на людных перекрестках, рядом со станциями метро, остановками. Маленький магазинчик рядом с остановкой с яркой вывеской может привлечь случайных прохожих.
Если же вы решаете открыть крупный магазин, то лучше выбирать помещения на окраине города. Во-первых, такие магазины располагают большими площадями. Во-вторых, там просторные склады, где можно разместить большое количество товаров. В-третьих, покупатели едут в такие магазины целенаправленно, чтобы приобрести определенный товар, например, строительные товары.
При выборе помещения важно соблюдать следующие рекомендации:
Шаг 5: правильно спланируйте расположение в магазине
Идеальным решением для магазина является помещение квадратной или прямоугольной формы. Главное, чтобы прямоугольник не был слишком вытянутым: оптимальным считается соотношение сторон 2:3 или 1:2 при высоте потолка 3,3 м.
Если вы планируете открывать большой магазин или торговый комплекс, поручите выполнение плана профессионалам.
Если вы открываете маленький собственный магазинчик, то планировка торгового зала предполагает следующую последовательность шагов:
Шаг 6: заключите договоры с поставщиками
Если говорить о магазине самообслуживания, то для такого магазина потребуется большая площадь помещения. Стеллажи должны иметь достаточно свободные проходы. Также необходимо приобрести специальные ячейки для хранения сумок. Во избежание краж магазины оборудуют камерами видеонаблюдения, системами безопасности, турникетами.
При закупке товаров на практике существует 3 модели поведения в зависимости от того, насколько большой магазин вы открываете.
Небольшой бутик или маленькая продовольственная палатка
При открытии небольшого бутика, который закупает товары за рубежом, получить отсрочку платежа достаточно сложно, поэтому товары приобретаются за наличный расчет. В таких магазинах, как правило, цены выше, чем в супермаркетах, однако такие магазины могут поставлять эксклюзивный товар на рынок.
Средние магазины
Средние магазины включают в договор поставки условия об отсрочки платежа. Те товары, которые не раскупаются, забирает обратно производитель, производитель заинтересован продать свои товары, а магазин заплатить позже, когда покупатель уже купит товар. Магазин получает прибыль за счет торговой наценки.
Крупные торговые сети
Крупные торговые сети часто сами «диктуют» условия поставки. Часто производители доплачивают, например, 10% вознаграждение торговым сетям за вхождение в торговую сеть. То есть поставка осуществляется на максимально удобных для торговой сети условиях.
Шаг 7: подберите персонал
Прежде чем размещать вакансию, необходимо сформулировать требования к кандидатам. Причем требования должны быть к профессиональным качествам работников, они не должны дискриминировать сотрудника.
В объявлениях о приеме на работу можно встретить различные ограничения. Чаще всего встречаются следующие:
— приглашение лиц только определенного пола;
— приглашение лиц только определенного возраста;
— отказ в приеме на работу в связи с инвалидностью.
Если соискатель прислал резюме или лично пришел устраиваться, то необходимо изучить опыт его работы, была ли у него аналогичная практика, осуществлял ли он подобные продажи, на какой отрасли он специализируется.
Предпочтение лучше отдавать кандидатам, которые уже работали в торговой сфере, имеют положительные характеристики с предыдущих мест работы и знают особенности работы именно в данном направлении, то есть занимались, например, продажами техники, книг или же автомобилей.
Личная беседа является необходимым этапом подбора персонала. Если продавец или иной специалист легко находит общий язык с руководством, легко ориентируется в продаваемых товарах, может объяснить их назначение, целевую аудиторию, рассказать о товарах больше, чем знает сам руководитель магазина, то такой продавец легко найдет общий язык с покупателями.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Бизнес: магазин продуктов и фабрика-кухня в Екатеринбурге
Как зарабатывать на тех, кого бесят обычные магазины
Предприниматель Иван Зайченко из Екатеринбурга не любил ходить по супермаркетам.
Ему не нравилось, что приходится долго выбирать нужные продукты из ассортимента. Еще раздражало, что тяжело найти товары от фермеров. Если они и были, то стоили дорого. Тогда Иван решил открыть такую сеть, в которой было бы удобно закупаться самому.
Так в 2018 году в Екатеринбурге появился магазин «Жизньмарт» и фабрика-кухня, где делают для него готовые обеды.
Бизнес приносит до 360 тысяч рублей в месяц.
Как появилась идея открыть магазин
До того как заняться ретейлом, Иван Зайченко около десяти лет работал в ресторанном бизнесе. У него была своя фабрика-кухня и сеть доставки блюд японской кухни и пиццы «Сушкоф» в Екатеринбурге. Кроме того, предприниматель продавал франшизу этой сети по всему Уралу. Этим бизнесом владеет и сейчас.
В последние годы Иван много времени посвящал операционной деятельности в своих ресторанах. Чтобы по-другому подойти к бизнесу и пересмотреть управление им, предприниматель поступил на программу «Практикум» в Сколково. По ходу обучения пришел к выводу: чтобы освободиться от операционки, надо заняться чем-то еще. Так появилась идея открыть новый бизнес.
Сразу же встал вопрос, что открывать. Иван вспомнил, что всегда не любил ходить по продуктовым магазинам. Например, его напрягал большой ассортимент. Приходишь за макаронами — приходится долго выбирать из десятков товаров на полке.
Скажем, если вы хотите поставлять молоко в «Перекресток», надо, чтобы оно имело срок годности минимум 5 дней. А у фермеров он составляет 3 дня. То же самое с мясом, сырами, сметаной. Если такие производители и попадают на полки супермаркетов, то стоят фермерские продукты обычно дорого.
Иван решил, что откроет продуктовый магазин — совсем с другой концепцией.
Поиск партнера
Предприниматель не хотел взваливать на себя операционку в новом проекте, поэтому начал искать на это партнера. Сам же Иван готов был вложить основную часть денег в запуск. В январе 2018 года он кинул клич в соцсетях.
В течение двух месяцев на объявление откликнулось около 40 человек. Например, у одной женщины был пятнадцатилетний опыт работы топ-менеджером в крупной российской сети супермаркетов. Проведя с ней несколько встреч, Иван согласился передать ей долю в бизнесе. Для начала договорились, что она предоставит четкий бизнес-план развития сети. Она трижды срывала сроки, а потом прислала какую-то ерунду. Естественно, на этом партнерство закончилось.
В процессе переговоров Иван понял, что нужен человек без опыта работы в ретейле — так у него не будет внутренних ограничений. В итоге нашелся амбициозный молодой человек Евгений, который до этого уже запускал несколько бизнесов — открывал кальянную и кофейню, торговал новогодними елками и пуховиками.
Он был гражданином Казахстана, и это, кстати, потом принесло проблемы — поставщики почему-то отказывались иметь дело с казахом. Хотя выбор, по мнению самого Ивана, оказался удачным — работать с Евгением было приятно.
Маркетинг и бренд
Первое, чем занялись партнеры — маркетинг. Надо было придумать название, создать фирменный стиль и логотип.
Название выбирали долго, так как сразу рассчитывали, что рано или поздно магазин станет сетью, которая будет развиваться за счет франчайзинга. Поэтому имя компании надо регистрировать как товарный знак, и такое же название не должно было существовать на рынке.
Все, что нравилось, было занято другими фирмами. Например, пытались зарегистрировать «Пять плюсов», но оказалось, что под таким названием уже работает канцелярская сеть. Думали назвать сеть «Пастернак», но и его уже заняли. Предпоследним рабочим вариантом было название «Жизньмаркет». Оно не понравилось друзьям Ивана, и тогда его сократили до «Жизньмарт».
На госпошлины, юридическое сопровождение регистрации и патентных поверенных, которые проверяли предложенные варианты названий, потратили около 100 тысяч рублей.
После этого заказали в местном агентстве фирменный стиль и купили домен для сайта.
Помещения и ремонт
Примерно в это же время партнеры начали заниматься помещениями для двух будущих точек — фабрики-кухни и магазина. Все это располагалось в разных местах.
Фабрика должна была собирать готовые наборы блюд для магазина. Изначально Иван хотел, чтобы ключевыми товарами в магазине стали продуктовые наборы и готовая еда. Поэтому и решил открыть фабрику-кухню, которая бы делала сэндвичи, закуски, горячие и холодные блюда.
Помещение искать не пришлось. В прошлом предприниматель собирался открыть еще одну кухню для своей сети «Сушкоф», но посчитал, что это нецелесообразно. В итоге в распоряжении «Жизньмарта» оказалось отремонтированное помещение с вентиляцией, электрикой и сантехникой. Его нужно было просто адаптировать под новые задачи.
Кухня для кафе «Сушкоф» — это на языке поваров «холодный цех», здесь готовят блюда без температурной обработки, например роллы или салаты. «Жизньмарт» — «горячее производство», то есть нужны плиты и духовки. Пришлось сделать перепланировку, провести дополнительную электропроводку, установить вытяжки, подвести водопровод и канализацию. На это отдали 650 тысяч рублей.
потратили на модернизацию кухни для «Жизньмарта»
Еще полностью закупили оборудование и мебель: два пароконвектомата, с десяток разных холодильников и морозильных камер, плиту, камеру шоковой заморозки — больше ста наименований. На все про все с ремонтом ушло около четырех месяцев.
Оборудование для фабрики-кухни в 2018 году — 1 712 747 Р
С магазином оказалось сложнее. Помещение искали почти четыре месяца. Для магазина выбрали формат «у дома», поэтому важен был трафик и стабильный поток потенциальных покупателей. Другой фактор, на который обращали внимание, — размер помещения.
«Жизньмарт» должен был стать франшизой. Приходилось учитывать, что не все потенциальные партнеры смогут вложить 10 миллионов в супермаркет на 350 м² — размером с «Пятерочку». Остановились на том, что все магазины сети, включая флагман, будут от 90 до 150 м². Кроме того, в помещении требовались коммуникации — вода, электричество, отопление, в идеале и вентиляция.
Когда Иван занимался развитием ресторанов, он выработал свою стратегию поиска помещений. Предприниматель мобилизовывал всех риелторов, заключал с ними договоры, публиковал объявления в соцсетях, обзванивал знакомых. В итоге получал большой поток предложений со всех сторон. Сработало и на этот раз: знакомые знакомых предложили вариант в центре города на первом этаже жилой новостройки на улице Шейнкмана за 157 тысяч в месяц.
Так как помещение располагалось в новостройке, большого ремонта не потребовалось. Кроме того, до этого здесь уже были арендаторы — магазин дверей, который выселили после задержки арендной платы.
Предприниматели наняли рабочих, чтобы покрасить стены, положить на пол новую плитку, развести электрику и изменить вентиляцию. Кроме торговой зоны сделали небольшой бар — с кофе и выпечкой.
Ремонт обошелся в 3 миллиона, еще в 4,5 миллиона — оборудование. На посуду, кассовую технику и компьютеры ушло еще около миллиона. Всего затраты на магазин составили 8,5 млн рублей.
потратили на первый магазин
В итоге и на магазин, и на фабрику ушло почти 12,5 млн рублей. Бюджет проекта превысил запланированные 11 млн, недостающее добавил Иван.
Расходы на запуск фабрики-кухни и магазина в 2019 году — 12 450 209 Р
Кадры
Поиском сотрудников для магазина занимался Евгений: подбирал персонал, проводил собеседования. Параллельно Иван привлек на помощь отдел кадров кафе «Сушкоф».
Проблем с кадрами не было потому, что изначально владельцы «Жизньмарта» выбрали модель, которая предусматривает минимальные издержки. Самые большие расходы у магазина после закупки товара это персонал и списание продуктов.
Благодаря видеонаблюдению обошлись без охранников и контролеров. Под магазин адаптировали систему закупок и прогнозирования продаж, которая работала в ресторанах. Она позволила не нанимать товароведа, которому бы пришлось делать это вручную. Получилось, что в смену работает максимум три человека, а весь штат составляет шесть человек.
Правда, не всегда с сотрудниками везло. Например, одного из продавцов поймали на воровстве. Магазин на тот момент не проработал и двух месяцев. Иван еще при приеме на работу решил, что парень выглядит как-то подозрительно. Потом одному из сотрудников показалось, что этот продавец, принимая деньги от покупателя, кладет их не в кассу, а себе в карман. Решили проверить: посмотрели записи камер наблюдения, выяснилось, что действительно — ворует. С вором распрощались в тот же день.
На фабрике работает пять сотрудников — руководитель и четыре повара. Кроме того есть менеджер по снабжению. Руководитель отдела закупок совмещает работу в «Жизньмарте» с работой в кафе «Сушкоф».
В отличие от магазина на фабрике персонал был с опытом и лучше подготовился к запуску.
До открытия сменился главный человек на фабрике — заведующий производством. Предыдущий не мог организовать свою работу — например, не успевал вовремя согласовать ассортимент или сдать на декларирование продукцию. Этого сотрудника уволили, выплатили два оклада, но он оказался очень ответственным и предложил помочь довести кухню до открытия. Поэтому на старте старый и новый руководитель готовили вдвоем. Правда, сразу после Иван понял, что и новый не тянет процесс. Проблему решили, взяв человека из кафе «Сушкоф».
Открытие магазина
Подготовка к запуску длилась почти год. В феврале 2019 года Иван понял, что с открытием тянут слишком долго и задействовано в этом слишком много людей. Один занимается маркетингом, другой — ассортиментом, третий — фабрикой, четвертый — магазином, пятый — финансами. Происходит бурная деятельность, но конца этому не видно. Поэтому в конце февраля 2019 года Иван просто поставил задачу: «Запускаемся через неделю, несмотря ни на что! Кто не успел, тот сам виноват».
6 марта магазин открыл двери для покупателей. Половины из запланированного ассортимента на полках не было. То, что успели закупить, обошлось в 408 тысяч рублей.
потратили на первую закупку для магазина
Перед запуском приняли решение, что в смену работает два человека, но оказалось непонятно, кто должен стоять за баром и делать кофе, а кто — находиться в зале. Персонал был в панике — никто не знал, что делать.
Открытие никак не анонсировали. Единственное, Иван написал об этом на своей странице в Фейсбуке.
За полдня выручка составила 5 тысяч рублей. Предприниматель понял, что надо как-то привлекать покупателей. Купил воздушных шариков и повесил над входом — посетителей прибавилось. Правда, некоторые заходили просто посмотреть и ничего не покупали.
Уже после открытия выяснились, что холодильные горки — так называются витрины-холодильники — постоянно ломаются. Оборудование покупали бюджетное, российского производителя, а еще поставщик неправильно его смонтировал. Ивану приходилось вызывать мастера, а это — лишние расходы.
Первые пять дней были адом — партнеры чуть ли не ночевали в магазине, пытаясь наладить рутину и сделать так, чтобы сотрудники понимали, кто за что отвечает. Стеллажи с товаром переставляли с места на место по десятку раз на день. После недели такого отчаянного блицкрига получилось добиться более или менее стабильной работы.
В первую неделю работы «Жизньмарт» обслужил 408 покупателей. Средний чек по итогам марта составил 288 рублей.
Ассортимент магазина
Иван хотел продавать понятные и простые блюда, которые он знает и может сравнить с тем, что покупал раньше. Плюс ассортимент сформировали так, чтобы закрывать все категории: салат, суп, горячее, а также блюда для вегетарианцев, пескетарианцев (тех, кто не ест теплокровных животных), для любителей рыбы и так далее.
На первых порах не удалось избежать проблем с закупкой продуктов. Дело в том, что если, например, кухня закупает свинину, то готовить из нее надо сразу пять-шесть видов блюд. Поставщики привозят минимум 15 килограммов и все их надо пустить в дело, иначе придется списывать, а это — убытки. Перезамораживать мясо нельзя.
Другой пример — треска. Кухня готовила продуктовый набор «Треска с рисом», но этот набор оказался единственным, куда входила треска. Остатки рыбы приходилось списывать.
Список сырья и блюд называется товарной матрицей. На первом этапе работы эту товарную матрицу сформировали неправильно — не знали, какие у поставщиков минимальные объемы поставок, какие у магазина будут объемы продаж. Пришлось оперативно переделывать — меню сформировали так, чтобы все продукты шли в дело.
Еще в последний момент выяснилось, что плохо работает аппарат шоковой заморозки — специальная камера, которая позволяет мгновенно замораживать продукты. Так они не теряют вкуса и дольше хранятся. Аппарат не морозил, и пришлось потратить 300 тысяч рублей на его ремонт.
потратили на ремонт аппарата шоковой заморозки
Помимо этого в магазине можно купить и обычные продукты — молоко, сыр, хлеб, мясо. В «Жизньмарте» в каждой категории может быть только одно наименование товара. Если это соленые огурцы, то одного бренда — но это лучшие соленые огурцы, которые смогли найти сотрудники «Жизньмарта».
Продукцию всех кандидатов в поставщики обязательно дегустируют. Скажем, если в Екатеринбурге всего пять крупных производителей молока и семь мелких фермеров, то каждого попросят привезти дегустационные наборы. Все молоко попробуют и выберут то, которое нравится больше всего.
Один товар в каждой категории позволяет сэкономить время покупателя: если он пришел за молоком, то не будет долго стоять и решать, какое лучше, а возьмет единственное — за него уже выбрали. Кстати, как выяснилось опытным путем — самые дорогие продукты не всегда самые вкусные.
«Жизньмарт» позиционируется как магазин со здоровым, диетическим питанием. Да, там есть шоколад и сахар, но в целом владельцы — за здоровое питание. Именно поэтому здесь не продают алкоголь и сигареты. Всего в магазине около 700 наименований товаров.
Поставщики
Поисками поставщиков занимается специальный отдел. Кто-то пишет сам или узнает о «Жизньмарте» через знакомых. Когда продукт попадает на полку, это не значит, что он там останется навсегда. Закупают аналоги других брендов, пробуют. Потом составляют сравнительную таблицу — указывают натуральность состава, вкусовые качества, цену. Натуральность состава определяют по собственной « чудо-таблице », где указаны добавки «Е» и остальные элементы.
Помимо того что поставщик должен производить качественные продукты, он должен располагаться в Екатеринбурге или Свердловской области, чтобы удобно было привозить товар. Естественно, проверяют сертификаты и разрешения.
Опыт работы с поставщиками продуктов питания у Ивана был еще с ресторанного бизнеса. Но там их немного, и им важно не потерять постоянного клиента: если обещают привезти сегодня, то готовы отгрузить даже после окончания рабочего дня.
«Жизньмарт» же работает более чем с сотней контрагентов. Срыв сроков — самая маленькая проблема. Могут доставить продукты с истекающим сроком годности. Могут в последний момент заявить, что на складе переоценка и сегодня доставки не будет.
Например, «Жизньмарт» продавал замороженные пельмени — лучшие из тех, что когда-либо пробовал Иван в своей жизни. Покупатели постоянно интересовались, когда будет завоз, и сметали их с полок мгновенно. Но однажды производители этих пельменей поняли, что работают себе в убыток, и закрыли бизнес. Хотя «Жизньмарт» готов был дать им и нужную маржу, и рынок сбыта. Так екатеринбуржцы остались без лучших в мире пельменей.
После открытия
Иван рассчитывал, что Евгений полностью возьмет на себя оперативное управление проектом, но этого не случилось. Открываться пришлось быстро, и требовалось участие обоих совладельцев. Первое время Иван посвящал «Жизньмарту» все свое время, начиная с выкладки товара и заканчивая контролем над уборкой магазина. Такая «стартапная» боль длилась примерно три месяца. К середине лета партнеры выдохнули.
Например, недавно начали производить пиццу, которая за 59 секунд из сырого теста превращается в готовый продукт. Такой полуфабрикат можно приготовить прямо в магазине. Еще делают перепланировку кассовой зоны: сначала здесь был классический прилавок, потом установили кассу самообслуживания, повесив мониторы с обратной стороны классической кассы с продавцом.
Цены и доставка
Магазин старается делать минимальную наценку на продукты, а сотрудники отдела закупок готовы торговаться с поставщиками. Если продукт очень нравится, то продавцу сбрасывают цены на аналогичные товары в «Монетке» или «Пятерочке» и уверяют, что готовы делать минимальную накрутку — лишь бы итоговая стоимость была не выше. Почти всегда поставщики идут навстречу.