Что необходимо поменять в культуре образования
12 проектов, которые изменят образование в России (по задумке Вышки и Алексея Кудрина)
Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок, которым руководит бывший министр финансов Алексей Кудрин, выпустили доклад «12 решений для нового образования». В нём подробно расписано, что нужно изменить в системе российского образования. По сути, этот доклад — проект реформы образования России. Рассказываем, что и как собираются менять в образовании (чтобы вы были в курсе).
Руководили разработкой проекта-реформы ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, руководитель Института образования ВШЭ Исака Фрумина и эксперты ЦСР. Главное, что, по их мнению, нужно сделать — это увеличить финансирование образования. А деньги распределить по 12 проектам-решениям — на раннее развитие детей до трёх лет, развитие колледжей, цифровизацию школ и учебников, повышение квалификации педагогов, строительство учебных центров по модели «Сириуса», ремонт школ и школьных автобусов и доступ к интернету всем и во всех школах. Для реализации всех этих проектов, по оценкам экспертов, понадобится до 4,5 триллионов рублей.
Авторы доклада считают, что невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. А в российском образовании, опять же, по мнению авторов, много проблем: недостаточная поддержка талантов, разрывы в качестве профессионального образования.
«Более 25% российских школьников заканчивают 9 класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание — только усиливается. Для страны это означает потери минимум 15% ВВП, и несет риски подрыва социальной устойчивости. Причина — отсутствие современных инструментов адресной поддержки отстающих и социального выравнивания в системе образования. В странах-лидерах соответствующие потери в два-три раза ниже: доля функционально неуспешных там — не более 8-10%», — комментирует доклад ректор Вышки Ярослав Кузьминов.
Рассказываем подробнее о 12 проектах из доклада, которые должны изменить и улучшить российское образование.
1. Поддержка раннего развития
В России недостаточно развита система дошкольного образования. Но если выделять ресурсы на её развитие, то можно получить максимальный (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры. К тому же проблемы в раннем образовании мешают вовремя выявить и снять риски развития у детей. Авторы доклада предлагают создать службу сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет). В рамках проекта семьи будут регулярно консультировать специалисты по детскому развитию.
2. Школа цифрового века
Традиционные технологии не решают всех проблем современной российской школы, поэтому нужно сделать три вещи. Первое — разработать, апробировать и начать использовать цифровые учебно-методические комплексы. Второе — внедрить в образовательный процесс обучающие игры и цифровые симуляторы — они помогут вовлечь школьников в учебный процесс. Третье — создать, регулярно обновлять и продвигать открытые онлайн-курсы лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а ещё дисциплинам дополнительного образования. В том числе для детей, у которых нет возможности изучать соответствующие предметы в школе.
3. Современная материальная инфраструктура образования
Для реализации этого проекта нужно выполнить пять шагов:
1. Подключить все школы к интернету c такой скоростью, чтобы одновременно в сеть могла выходить как минимум половина школьников, и формировать современную цифровую инфраструктуру школ.
2. Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.
3. Ежегодно создавать 70 тысяч дополнительных мест для детей ясельного возраста.
4. Построить две тысячи новых современных школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены и сделать капитальный ремонт пяти тысяч школ, которые не обеспечивают минимально необходимые условия для обучения.
5. Модернизировать образовательную инфраструктуру в сёлах за счёт создания культурно-образовательно-спортивных организаций и заменить или отремонтировать не менее 12 500 школьных автобусов.
4. Равные образовательные возможности и успех каждого
Во-первых, каждому ребёнку дошкольного возраста нужно дать возможность пройти программу подготовки к обучению в школе (она длится год). Во-вторых, детям школьного возраста из малообеспеченных семей и семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, нужно помогать адресно и обеспечить доступ ко всем образовательным ресурсам. Кроме того, необходима специальная программа улучшения результатов школ, которые работают в сложных социально-экономических условиях. Данный проект также включает модернизацию общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном образовании. Чтобы снизить неравенство образовательных возможностей в высшем образовании, нужно реформировать стипендиальную систему.
5. Новое технологическое образование в школе и среднем профессиональном образовании
Проект предполагает полное обновление технологического образования в школах и дополнительном образовании, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и собственно технологиям. Кроме того, необходимо создать современные технологические мастерские, использовать сетевые формы обучения с участием вузов и колледжей. Наконец, нужно внедрить новые формы оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ.
6. Развитие и поддержка талантов
Для этого нужно обеспечить ученика каждой школы возможностью освоить любой предмет на углубленном уровне, в том числе онлайн. Планируется создать 40 межрегиональных центров по модели «Сириус», в которых могли бы учиться 192 тысячи школьников ежегодно. Помимо этого, необходимо расширить содержание и возрастные границы предметных олимпиад и конкурсов. Эксперты говорят о необходимости развития системы профессионального самоопределения, профильного и профессионального обучения в старших классах каждой школы. Ещё хотят ввести льготные образовательные кредиты с 50% субсидированием стоимости обучения для студентов ведущих университетов, которые оплачивают своё обучение или живут отдельно от семьи (при условии если сдадут ЕГЭ в среднем на 80 баллов и выше или победят в профильной олимпиаде).
7. Запуск системы непрерывного образования
Непрерывное образование — ключевое условие повышения производительности труда, а значит, и роста ВВП. В рамках проекта на базе предприятий и научно-образовательных учреждений любой взрослый сможет пройти переподготовку или повышение квалификации с объективной оценкой и помощью в трудоустройстве.
8. Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях
Универстеты должны стать опорой в технологическом, социально-экономическом, культурном развитии регионов. Для достижения этой цели необходимо передать университетам сложившуюся в регионах и отраслях инфраструктуру поддержки инноваций (бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, инновационные парки, технопарки). Повысить качество подготовки в региональных университетах можно за счёт введения онлайн-курсов ведущих университетов и смешанных курсов на их основе (семинары и экзамены проводятся очно). Преподаватели, поддерживающие онлайн-курсы, включаются в «виртуальные кафедры» ведущих российских университетов, формируют конкурентоспособные научные школы в регионах.
9. Фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, Российская академия наук
Сегодня у России есть разработки всего в 5% глобальных научных и технологических областей исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Для устранения этого пробела необходимо расширить программу повышения международной конкурентоспособности до 40 вузов, на базе которых вместе с исследовательскими центрами будет создана экспериментальная база для крупных международных проектов.
10. Повышение глобальной конкурентоспособности за счёт экспорта профессионального образования
В современном мире образование должно не только обеспечивать конкурентоспособность экономики страны, но и само наращивать экспортный потенциал. Для этого нужно привлекать платежеспособных иностранных студентов с хорошим образовательным заделом, особенно в магистратуры и аспирантуры в технологических областях. Для этого нужно:
11. Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех
Важный элемент проектов — обновление содержания и методов образования. В рамках проекта предлагают обновить стандарты образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности, распространение современных воспитательных практик. Кроме того, нужно разработать и внедрить образовательные практики, ориентированные на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.
12. Кадры для развития образования
Реализация всех проектов потребует переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и команд всех образовательных организаций. У педагогов будут формировать универсальные компетенции: они должны уметь работать с цифровыми образовательными ресурсами, осваивать новые методики преодоления учебной неуспешности, развивать интерес и мотивацию к учёбе. Для этого будут внедрять новые инструменты продвижения молодых педагогов и грантовую поддержку в регионах. Будут разработаны программы педагогического образования с усиленной практикой, система постдипломного методического сопровождения молодых педагогов, программы стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов.
Полный текст доклада можно прочитать по ссылке.
Презентация доклада пройдёт 11 апреля на Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Иллюстрации: Shutterstock (Depiano, soolima_soolima, Ermakova Marina, Inspiring, Gulman Anya, mimibubu, Maltiase, Mariya Stupak)
«Есть школы, где туалет во дворе» Бесконечные отчеты, принудиловка и идеология: что нужно изменить в российском образовании?
Фото: Василий Федосенко / Reuters
К декабрю 2024 года Россия должна войти в первую десятку стран по качеству школьного обучения — такова одна из целей национального проекта «Образование». Стоит ли к этому стремиться, какие трудности вызывает в школах цифровизация и как связаны с воспитанием сегодняшних россиян Юрий Дудь и Гарри Поттер, рассказал «Ленте.ру» директор столичной школы № 109, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, академик Евгений Ямбург.
По итогам прошлого года Россия занимала 12,5 место по качеству общего образования в мире, что было определено на основе нескольких международных исследований. Чтобы подняться еще выше, в стране начали реализовывать национальный проект «Образование». Кроме повышения конкурентоспособности российской школы на глобальном уровне, целями нацпроекта обозначены воспитание гармонично развитой и ответственной личности, создание современной инфраструктуры, подготовка профессиональных педагогов, обновление содержания предметов и курсов для учеников.
К концу 2024 года российские школьники получат возможность освоения учебной программы по индивидуальному плану, в том числе в онлайн-форме. Однако острее в сегодняшней школе стоят другие проблемы: отсутствие нормальной инфраструктуры, вопросы инклюзивного образования, неправильное понимание воспитания и вездесущая бюрократия, считает педагог.
«Лента.ру»: Согласно задачам нацпроекта, Россия должна войти в первую десятку стран мира по качеству общего образования. Насколько правильно ставить такие цели?
Евгений Ямбург: Есть замечательная американская книга «Тирания показателей», автор которой четко доказывает, что нет ничего более опасного для образования, здравоохранения и даже экономики, чем играть цифирными оценками работы.
Представьте себе клинику, которая старается не брать неизлечимых больных, так как смертность понижает ее престиж. Или полицейских, которые будут отчитываться мелкими наркодилерами, вместо того чтобы годами выслеживать наркобарона. Какую сферу ни возьми, у меня сразу возникает огромное подозрение по поводу показателей.
То есть качество образование в нескольких цифрах оценить нельзя?
Качество образования — это очень тонкая штука, на которую воздействует масса факторов.
Государству следует больше внимания уделять другим вопросам. К примеру, ситуация с коронавирусом и самоизоляцией в масштабах страны обнажила проблему цифрового неравенства, с которым нужно бороться.
Что вы имеете в виду?
Москва оказалась в целом готова к дистанционному обучению, как и другие крупные мегаполисы. В нашем комплексе, если кому-то не хватало ноутбуков, их выдавали родителям. Учителя оказались достаточно подготовленными, потому что задолго до эпидемии работали в московской электронной школе. Были использованы все платформы, хотя где-то что-то проходило с трудом.
Но в нашей стране есть районы, куда прогресс не дошел. Например, Башкирия. Ситуация освещалась в СМИ. Родители подвозили ребенка на телеге к вышке сотовой связи, куда он залезал и принимал на планшет задания от учителей. Потом вечером они подвозили его туда снова, чтобы школьник отчитался о выполненной работе.
Полиция не нашла ничего лучше, чем снять ребенка оттуда, поставить на учет в подразделение по делам несовершеннолетних и предъявить претензию родителям за то, что они плохо его воспитывают
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости
В Волгоградской области есть школы, где туалет во дворе, и это очень прискорбно — при том что там есть скоростной интернет.
Когда я говорю о тонкости в оценке качества образования, я имею в виду, что оно предполагает не только напичкивание детей информацией, но и передачу этических ценностей и культуры.
Вот я открываю послание Ангелы Меркель, которая возглавляет Германию — страну с мощнейшей экономикой. Что она ставит в качестве стратегических целей? Во-первых, обеспечение всех детей хорошим образованием. Во-вторых, поддержку бизнеса как фундамента благополучия всех жителей страны. В-третьих, поддержку художников и искусства как основы духовного развития человека.
Когда перед страной ставятся такие задачи — в ее успех я верю.
В отечественном нацпроекте тоже говорится о важнейшей роли воспитания. А как без этого обходились раньше? В 90-е этого не было?
Это ложь, что мы перестали воспитывать детей в 90-е годы. Мы так же проводили походы, экспедиции, театры работали, но из школы тогда ушла идеологизация и политизация. И сейчас в этой части Конституция не изменена. Не может быть в многонациональной, поликонфессиональной стране одной идеологии для всех.
Но мы видим попытку ввести такую идеологию и всех построить. Внедряются совершенно формальные, необдуманные подходы к патриотическому воспитанию, которые в результате порождают ненависть к школе, с которой, между прочим, начинается ненависть к государству.
Уже сто лет существует такое понятие — «парта героя», то есть парта, за которой сидел ученик школы, который затем стал героем Советского Союза или России. В моей школе был золотой медалист — парень, который потом погиб в Афганистане. Мы бережем память о нем.
Но когда районное отделение народного фронта требует отчета, сколько учеников отсидело за этой партой в течение года, — как это можно назвать? Разве патриотизм передается через пятую точку?
Мне звонит замминистра этой территории и спрашивает: что делать? Ведь они обязаны на все эти запросы отвечать в течение недели, иначе их просто уволят. Я предложил написать, что за этой партой отсидело 950 с половиной человек — парта тесная, один из учащихся поместился только наполовину. Проверить это невозможно
Когда школы объединяли в комплексы, в сети много писали о том, что от этого пострадали слаженные педагогические команды, а значит — и качество образования ухудшилось. Это действительно так? Как вы спустя годы рассматриваете итоги этого объединения?
Я был одним из первых, кто создал такой образовательный комплекс, в который вошел детский сад, начальная и основная школа плюс дополнительное образование.
Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости
За этим была наука и понимание того, что в детском саду можно заниматься не только уходом за детьми, но и образованием, комплексной диагностикой и коррекцией, потому что ребенка с болезнью или особенностями развития от трех до девяти лет можно привести в некое нормальное состояние, которое позволит ему развиваться наравне с остальными.
Мы прошли много судов: нужно было доказывать, что детский сад — это тоже школа.
Теперь образовательные комплексы повсюду, но одно дело — брак по любви, а другое дело — по расчету. Чисто бухгалтерский подход с целью сэкономить на управленческом персонале недопустим.
Все нужно делать по уму, нельзя всех равнять по одной линейке. Возьмем, например, сельскую местность. Закрытие школ в малых деревнях, их укрупнение — в этом был смысл, так как трудно найти достаточное количество профессиональных учителей. Однако страна-то большая, и кое-где не только школьный автобус, но и вездеход не проедет, или бензин своруют и в результате детей на занятия не повезут.
А в мире как делают?
Я был на форуме в Финляндии, и они тоже пошли по этому пути: свозили детей из отдаленных поселений в школы-интернаты. Однако тревогу забил финский Минздрав. Знаете, почему? Резко пошла вверх алкоголизация деревенского населения.
Оказывается, дети — это контроль над родителями. И появилась целая программа по восстановлению малых сельских школ.
В нацпроекте говорится о воспитании на основе традиционных ценностей и в то же время — о стремлении к глобальной конкурентоспособности, то есть о движении в направлении глобальных трендов. Это не противоречит друг другу?
Наша проблема — в радикализме. Когда делается упор на традиционные ценности, то главной фигурой в школьном воспитании становится православный военрук. Это большая беда. А на другом полюсе — сторонники безоговорочной глобализации, которые верят в светлое электронное будущее для всех
На самом деле нужно избегать крайностей. Нельзя идти вперед, а смотреть назад или только порхать по небу, оторвавшись от земли.
А как этой гармонии добиться на практике?
Не надо постоянно вмешиваться в работу школы, где ежедневно происходят сложные процессы, связанные с поиском этого оптимального баланса, — к примеру, конвергенция (сближение — прим. «Ленты.ру») офлайн и онлайн-образования, которые друг другу вовсе не противоречат.
Это одна из наиболее обсуждаемых сегодня проблем — онлайн-образование и то, как его воспринимают родители, учителя и дети.
Отработка вычислительных навыков, закрепление исторических дат — это все успешно делается на онлайн-платформах. Важно, чтобы оставалась возможность и время для разговора педагога с детьми о ценностях культуры, где нужно интимное общение глаза в глаза в офлайне.
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости
Что вы можете сказать о новом электронном журнале — он облегчил или осложнил жизнь учителей?
Это, конечно, беда, и дело не в том, что сам по себе этот журнал очень плох. Там забиты шаблоны — темы уроков на каждый класс. Шаг право, шаг влево — побег. А дети разные, и учителя имеют право на создание своей программы.
А это опять попытка всех построить и строем ввести в рай, но так не бывает.
Вообще отчетности становится больше или меньше с внедрением различных онлайн-платформ?
Здесь становится только хуже. Мы уже говорили о воспитании — оно теперь прописано в законе об образовании, но кроме общих слов есть еще приложения и комментарии.
Там, к примеру, указывается, что классный руководитель должен не только составить календарный план мероприятий и писать отчеты об их проведении, но еще изобрести универсальный индикатор для измерения воспитанности учеников.
Отсюда у меня вопрос: мы будем детей водить в походы или сидеть отчитываться? Это же живое дело — воспитание детей!
Вы сами испытываете давление в связи с такого рода отчетностью?
Я все же очень давно работаю: при брежневизме, перестройке, перестрелке и так далее. У меня есть специальный «зам по беде». Он умеет эти отчеты писать для разных инстанций, не отягощая такой нагрузкой людей, занятых делом.
Но в принципе это плохо, это возвращение к совку. Когда мы думаем одно, делаем другое, а отчитываемся о третьем — это уже не двоемыслие, а троемыслие.
Дети от советского мифа максимально далеки. Они уже и о древнегреческих героях ничего почти не знают, растут на американских супергероях, которые присутствуют везде — от игр до картинки на пенале.
Это отдельный разговор — как находить общий язык с каждым новым поколением, которое входит в жизнь. Государство этим не занимается. Слава богу, что дети практически не смотрят телевизор. Они проводят время в интернете, и там есть люди, которые могут говорить на понятном им языке о серьезных вещах.
У меня как у профессионального историка есть 34 претензии к Юрию Дудю по поводу его фильма про Колыму и сталинские лагеря, но все это можно простить, ведь его посмотрели 15 миллионов молодых людей!
Я надеюсь, что этим ребятам передались непреходящие ценности культуры. Прогресс не остановить, и взрослые должны не игнорировать того же Гарри Поттера — гениальное, между прочим, произведение, — а работать с ним.
Но сейчас любой эксперимент может вызвать скандал и обвинение в экстремизме, оскорблении памяти героев, чувств верующих или еще кого-нибудь — найдутся желающие обидеться.
Где-то четыре года назад в Германии разгорелся бешеный спор по поводу выпуска комиксов про нацизм. Старшее поколение скривило губки: как это можно?
Я спрашиваю у этих людей: а православные клейма на иконах — это что, разве не комиксы? Речь просто идет о другом графическом варианте представления информации. Сейчас появился в таком формате дневник Анны Франк. Даже третьеклассники на него западают, а потом с ними можно разговаривать.
А для изучения мифов Древней Греции существует театрализация, когда дети надевают эти хитоны и так далее. Это уже технологии, но не мертвые, с отчетами, а настоящие — педагогические.
Вы были одним из первопроходцев инклюзивной школы. Сейчас это считается очень перспективным направлением развития образования в масштабах всей страны.
Да, оказалось, что не только дурной, но и хороший пример может быть заразительным.
Когда мы с моим другом, академиком-онкологом Александром Румянцевым в начале 80-х заходили в палаты к детям, они играли шлангами от капельниц и обсуждали, кто раньше умрет. Смотреть на это было невозможно
Тогда мы многие вещи разработали, в частности, клинические школы. Трудно было это продвигать. Но потом президент России приехал к больному ребенку — Диме Рогачеву — и пообещал ему построить новый центр.
Мальчик умер, появился Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, названный его именем. Этот центр теперь не уступает, а в чем-то превосходит многие подобные учреждения в мире. Там появилась своя школа, для которой мы — педагоги и врачи — разработали совместные протоколы.
Центр имени Димы Рогачева в Москве
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Это ведь не только для того, чтобы юные пациенты не отставали от сверстников. Образовательный процесс — это один из способов реабилитации. Человек должен взять себя за шиворот и меньше думать о болезни.
А дальше произошла такая вещь. Детей, которые приезжали в центр Димы Рогачева со всей страны, лечить можно было по ОМС, а учить — нет. Финансирования на это выделено не было. Тогда мэр Москвы Сергей Собянин сказал, что все эти дети — российские, и появилась отдельная строка о социально значимом финансировании. Процесс пошел, и результаты оказались феноменальными!
В настоящее время создано уже 36 таких школ от Хабаровска и Владивостока до Калининграда и Орла. Скоро их будет 40. В них мы видим уникальное сочетание образования и лечения.
Что за феноменальные результаты?
Вот, например, девочка Лиза. У нее была опухоль мозга. Ее удалили, но после этого у девочки были затруднения с движением и речью. Можно было, как обычно в таких случаях, заниматься с логопедом, но совсем другое дело — заниматься в радиотеатре, созданном в рамках клинической школы.
У этой девочки была мечта — записать музыкальный диск вместе с рок-музыкантами. «Ума Турман», «Несчастный случай», «Ногу свело» отозвались и сделали с ней эту работу. Презентация диска была в самый разгар ЕГЭ. К слову, эти особенные ребята хотят его сдавать на общих основаниях, чтобы чувствовать себя равными со здоровыми учениками. Что вы думаете? Лиза отлично презентовала диск и отлично же сдала экзамены, поступила без инвалидных льгот на бюджетное отделение вокально-эстрадного училища, где конкурс 60 человек на место!
Но это не главное. После этого ее обследовали и не обнаружили больше раковых клеток. Оказывается, у того, кто осуществляет свою мечту, они могут пропасть.
Инклюзия в России развивается, и здесь мы во многом впереди планеты всей. Приезжают люди из разных стран, чтобы перенимать наш опыт.
Но ведь в обычных школах порой происходят дикие вещи, когда не столько дети, сколько родители боятся детей — с той же онкологией, например.
Да, еще живут чудовищные слухи о том, что рак заразен. Но посмотрите, как повлияла на людей эпидемия коронавируса. До этого боялись тех, кто приходил в школу в медицинской маске, а теперь тех, кто ее не носит. Все меняется, только не нужно ждать быстрых результатов, особенно в педагогике. Здесь работает только эволюционный путь.
А что в стратегическом плане поможет реально развить образование в России?
Только в открытом обществе возможно качественное интеллектуальное развитие. Школа стоит не на Луне. А еще качество образования нельзя отделять от качества жизни, от открытости экономики, конкурентной политической среды и развитости общественных институтов.