Что необходимо для существования общества обществознание 7 класс
1. Объясни, почему дисциплина — необходимое условие существования общества.
2. Заполни таблицу «Средства поддержания дисциплины», используя приведённые ниже примеры (запиши номера, под которыми указаны средства, в соответствующий столбец).
Примеры: 1) контроль со стороны других людей; 2) совесть; 3) желание выиграть приз; 4) боязнь получить выговор; 5) стремление получить новую работу; 6) чувство вины.
3. Прочитай текст учебника и заполни схему.
4. Проанализируй следующую ситуацию:
Лена и Наташа увлекались бальными танцами и отводили им всё своё свободное время: ходили на занятия, смотрели выступления танцевальных пар по телевизору. Прошло полгода, и отношение одной подруги к любимому делу изменилось. Лена, заходя за Наташей по пути на занятия, всё чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть дома с книжкой». Через два года танцевальная пара Лена и Саша победила в турнире. Наташа с завистью сказала: «Какая ты везучая, стала победительницей конкурса! Я тоже хотела, да вот. не получилось».
Объясни «везение» Лены, используя следующие понятия: дисциплина, воля, самовоспитание. Какие качества ты посоветуешь Наташе воспитывать в себе?
Лена добивалась своего. Она не ленилась. У нее была воля, которая позволила ей многого достичь. Лена шла к своей цели целеустремлённо, с волей к победе. Она воспитала в себе целеустремленного человека, в котором на первом месте была дисциплина.
5. Встречал ли ты человека, который призывает других не мусорить, выключать свет, экономить деньги, хотя сам этого не делает, журит за проступки, которые сам же и совершает, когда его никто не видит? Как ты думаешь, почему человеку легче соблюдать внешнюю дисциплину, чем внутреннюю?
Внешняя дисциплина — влияние, на ваши действия/привычки, извне. В своей повседневной жизни человек подчиняется множеству законов и принципов. Они могут быть морально-нравственные или фиксированные законодательством государства, в котором люди проживают. Все эти правила (законы), обязательны для исполнения, потому каждый человек их соблюдает, понимая, что находится под контролем. В некоторой степени это чувство страха, за то, что после невыполнения каких- то правил может последовать наказание.
Внутренняя дисциплина — это действия/привычки, контролируемые вашей силой воли.
Внутренняя дисциплина позволяет человеку быть адекватным, соответствуя внешним факторам и принципам общества, и в то же время сохранять внутреннюю человеческую свободу. Во многом этому способствует самовоспитание, самоконтроль и воля человека.
6. Для чего человеку необходимо соблюдать требования дисциплины?
Предположи, что может произойти с человеком при отсутствии дисциплины. Настанет беспорядок во всем. Хаос, такой человек будет мешать не только себе, но и обществу.
Для примера возьмём загруженную потоком машин улицу с перекрёстками. Если все водители начнут двигаться не по Правилам Дорожного Движения, а это и есть их дисциплина, то на дороге возникнет хаос и бесчисленные аварии и жертвы. Если Армию лишить дисциплины, то она становится небоеспособной и оборона страны под угрозой и ставит под угрозу жизнь всех жителей государства.
7. Прочитай текст и выполни задания.
«В русском языке слово «совесть» произошло от старославянского «себя ведать», «себя знать». Ведь в разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чём-то нежелательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно.
Часто приходится слышать: «Легко, мол, рассуждать отвлечённо, а в жизни быть до конца честным, принципиальным, высоконравственным гораздо труднее». Это представление широко распространено. Но разве легко жить, усыпив, затоптав, заглушив свою совесть? Можно, конечно, находить себе оправдание — так, мол, сложились обстоятельства. Но ведь есть же люди, которые никогда не идут на компромисс с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов!
Конечно, бывают обстоятельства, которые действительно оправдывают человека. Но бывает и так, что обстоятельства служат прикрытием для соглашательства, для самооправдания. В жизни так всегда было и будет: обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служить совесть. Проблема состоит в том, чтобы сделать её высшим судьёй всей нашей жизни. В этом качестве она выступает как угрызения совести — стыд за совершённое, за то, что хотел совершить, за те последствия, которые могли бы быть или были. Это сострадание к потерпевшему, обида за себя, стыд за униженное достоинство (своё или чужое). Угрызения, муки совести — это осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершённых действий».
Т. В. Мишаткина
1) Что такое совесть?
Совесть — приспособление человека к жизни в обществе, заключающееся во внутренней необходимости человека придерживаться морально-этических норм, сформировавшихся в обществе, в котором он вырос; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.
2) Предположи, почему люди иногда поступают не по совести. Приведи несколько объяснений.
Многие люди стараются поступать согласно своей совести, но существуют такие вещи, как страх или просто равнодушие, которые заставляют людей отступать от своих принципов.
3) Объясни мысль автора: совесть — это «обида за себя».
Совесть мучает, упрекает нас после плохого поступка, лжи и тому подобное. Именно, она заставляет нас задумываться «А надо ли было так поступать?», мы это понимаем, нам становится стыдно за себя и в следующий раз стараемся не повторять.
4) Автор пишет о том, что есть люди, «которые никогда не идут на компромисс с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов». Подумай, кого из литературных героев, исторических деятелей, твоих современников можно назвать таким человеком. Объясни почему.
Евгений Базаров (роман Отцы и дети). Во-первых, он был ярым нигилистом (отрицал все: любовь, дружбу и т.д.). Во-вторых, он никогда не шел на компромисс с собственной совестью и лишь подчинялся своим принципам (вспомним случай романа с Одинцовой). В-третьих, даже когда он понимал, что он не прав, он никогда это не признавал и никогда не шел против собственных принципов.
8. Приведи примеры самоконтроля, которые тебе известны.
Например, друзья идут на дискотеку ты хочешь пойти с ними, но тебе надо готовиться к контрольной, и ты идешь домой делать уроки.
Тренер дал задание спортсменам: пробежать 10 кругов по стадиону. Тренер уходит. Спортсмены пробежали кто 5, кто 7 кругов. Но только один пробежал требуемые 10 кругов.
Обществознание, 7 класс
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека.
Изучение нового материала
КАКИЕ АССОЦИАЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ СО СЛОВОМ ДИСЦИПЛИНА?
Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.
от лат. disciplina — выдержанность, строгость
Почему дисциплина – необходимое условие нормального существования общества и человека?
Честность, порядочность, трудолюбие, выполнение поставленных задач.
2. Общеобязательная и специальная дисциплина
исполнение правил, установленных государством, всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами
обязательная только для членов определенной организации
Самостоятельная работа. Стр.97-98.
Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины.
Особенности специальных дисциплин
Последствия нарушения дисциплины
Особенности специальных дисциплин
Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, воинских уставов, приказов командиров
Последствия нарушения дисциплины
Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное распоряжений администрации.
Снижение боеспособности войск, отсутствие чёткости управления ими, угроза жизни многих людей
Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе
Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом
Ведёт к аварии на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.
Внешняя и внутренняя дисциплина
соблюдение установленных правил только благодаря контролю со стороны
соблюдение правил по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер
Басня про нарушителей дисциплины
В некоем классе учились бараны:
Шумны, вертлявы и очень упрямы.
Нету от них никакого покоя
Не педагогам ни прочим героям.
Сами не учат, другим не дают…
Всех за собою как стадо ведут.
Время идет и годы проходят.
Знания, словно сквозь пальцы уходят.
Учителей доблестный труд
Пускают на ветер. Другим не дают
Учиться с охотой, стараться, творить,
Стремиться к мечте, чтобы знающим быть.
Мораль этой басни заключается в том,
Ты станешь бараном – коль будешь глупцом!
Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.
ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК
Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939 гг.), педагог, писатель
Качества дисциплинированного человека
Качества дисциплинированного человека
5. Упорство (волевое качество, помогающее человеку добиться осуществления поставленной цели невзирая на все преграды и противодействия)
6. Выдержка (волевое качество, которое дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели)
7. Самообладание (волевое качество, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои силы)
Как воспитывается внутренняя дисциплина?
УЧИМСЯ БЫТЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМИ
Что из перечисленного относиться к общеобязательной, а что к специальной дисциплине?
Обществознание, 7 класс
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека.
Изучение нового материала
КАКИЕ АССОЦИАЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ СО СЛОВОМ ДИСЦИПЛИНА?
Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.
от лат. disciplina — выдержанность, строгость
Почему дисциплина – необходимое условие нормального существования общества и человека?
Честность, порядочность, трудолюбие, выполнение поставленных задач.
2. Общеобязательная и специальная дисциплина
исполнение правил, установленных государством, всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами
обязательная только для членов определенной организации
Самостоятельная работа. Стр.97-98.
Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины.
Особенности специальных дисциплин
Последствия нарушения дисциплины
Особенности специальных дисциплин
Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, воинских уставов, приказов командиров
Последствия нарушения дисциплины
Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное распоряжений администрации.
Снижение боеспособности войск, отсутствие чёткости управления ими, угроза жизни многих людей
Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе
Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом
Ведёт к аварии на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.
Внешняя и внутренняя дисциплина
соблюдение установленных правил только благодаря контролю со стороны
соблюдение правил по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер
Басня про нарушителей дисциплины
В некоем классе учились бараны:
Шумны, вертлявы и очень упрямы.
Нету от них никакого покоя
Не педагогам ни прочим героям.
Сами не учат, другим не дают…
Всех за собою как стадо ведут.
Время идет и годы проходят.
Знания, словно сквозь пальцы уходят.
Учителей доблестный труд
Пускают на ветер. Другим не дают
Учиться с охотой, стараться, творить,
Стремиться к мечте, чтобы знающим быть.
Мораль этой басни заключается в том,
Ты станешь бараном – коль будешь глупцом!
Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.
ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК
Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939 гг.), педагог, писатель
Качества дисциплинированного человека
Качества дисциплинированного человека
5. Упорство (волевое качество, помогающее человеку добиться осуществления поставленной цели невзирая на все преграды и противодействия)
6. Выдержка (волевое качество, которое дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели)
7. Самообладание (волевое качество, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои силы)
Как воспитывается внутренняя дисциплина?
УЧИМСЯ БЫТЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМИ
Что из перечисленного относиться к общеобязательной, а что к специальной дисциплине?
Лекционный материал по обществознанию на тему » Почему дисциплина – необходимое условие нормального существования общества и человека?»
Дисциплина является важнейшим фактором общественной жизни. Она необходима для жизнедеятельности социальных объединений и отдельных индивидов.
Просмотр содержимого документа
«Лекционный материал по обществознанию на тему » Почему дисциплина – необходимое условие нормального существования общества и человека?»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №2
» Почему дисциплина – необходимое условие нормального существования общества и человека?«
Марадудина Ольга Владимировна,
учитель истории и обществознания
Что такое дисциплина. Понятие «дисциплина»
Дисциплина – это определенный прядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.
Общеобязательную дисциплину можно определить как:
1) выполнение государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами возложенных на них задач и обязанностей.
вид дисциплины, при которой все должны соблюдать правила установленные государством.
Соблюдение правовой общеобязательной дисциплины контролируется государством.
Специальная дисциплина – это дисциплина обязательная только для членов определенной организации. Специальную дисциплину можно разделить на несколько основных видов.
Особенности специальных дисциплин
Последствия нарушения дисциплины
Отличается наибольшей строгостью, четки и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров, воинских уставов
Снижение боеспособности войск, отсутствие четкости управления ими, угроза жизни многих людей
Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное распоряжений администрации.
Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом
Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе
Ведет к аварии на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.
Соблюдение специальной дисциплины контролируется организацией, в которой состоит человек.
Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.
Дисциплину также можно классифицировать на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя дисциплина – это дисциплина, которая соблюдается только благодаря контролю со стороны.
Внутренняя дисциплина – это дисциплина, которая соблюдается по собственной воли, по своему внутреннему побуждению.
Таким образом, дисциплинированному человеку должны быть присущи следующие качества:
Воля (свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками)
Самостоятельность (волевое качество, которое проявляется в способности человека по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия)
Решительность (волевое качество, которое проявляется на начальном этапе поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия)
Настойчивость (волевое качество, которое проявляется в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к цели)
Упорство (волевое качество, помогающее человеку добиться осуществления поставленной цели невзирая на все преграды и противодействия)
Выдержка (волевое качество, которое дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели)
Самообладание (волевое качество, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои силы)
Как можно человеку воспитать внутреннюю дисциплину?
Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.
Нужно стараться ставить только достижимые цели.
Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца.
Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. При неудачи не следует отчаиваться.
Приступая к делу, сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах и последствиях своих действий.
Дисциплина более эффективна тогда, когда имеет не внешний, а внутренний контроль, который должен исходить не извне, а от самого человека.
Дисциплина помогает всем людям в обществе подчиняться необходимым требованиям, выполняя при этом свои обязанности, так работают все люди, все предприятия и службы, так в обществе взаимодействуют все группы людей, при соблюдении этих условий общество может развиваться.