Что необходимо для списания автомобиля
Инструкция: как утилизировать автомобиль
Как быть, если необходимо выбросить целый автомобиль? Для этого есть процедура утилизации, то есть уничтожения автомобиля. Как её грамотно сделать — читайте в нашей статье.
Что такое утилизация
Утилизация машины — это её безопасное уничтожение. Сотрудники пунктов утилизации автомобили разбирают, сортируют материалы и отправляют их на дальнейшую переработку.
Раньше в России действовала госпрограмма, по которой владелец утилизированного авто получал скидку на покупку нового. Так государство стимулировало водителей отказываться от старых машин в пользу более безопасных новых и помогало отечественному автопрому. В 2021 году такой программы нет. Но утилизация старого автомобиля, который просто стоит в гараже, всё равно экономит деньги, ведь после уничтожения машины её можно снять с учёта в ГИБДД и перестать платить транспортный налог.
Почему может понадобиться утилизация
Причин, по которым может потребоваться утилизация автомобиля, несколько:
Если старый автомобиль просто оставить стоять во дворе, за него придётся платить транспортный налог — даже если машина не выезжает на дороги. Чтобы налог не начисляли, авто нужно утилизировать.
Избежать проблем с ремонтом авто после аварии поможет каско
Выбрать выгодный полис удобно на Сравни.ру
Как утилизировать автомобиль
Шаг 1. Собрать документы
Для утилизации машины и снятия её с учёта понадобятся:
Как утилизировать автомобиль, если на него нет документов
Автовладелец может утилизировать машину, даже если у него нет документов, подтверждающих право собственности — например, они утеряны. Информация о владельце машины хранится в электронных базах ГИБДД. Есть два варианта её восстановления:
Шаг 2. Отвезти автомобиль в пункт утилизации
Утилизацией занимаются как государственные, так и частные компании. Найти ближайший пункт можно на Яндекс.Картах, в 2Гис или просто через поиск в интернете. Если автомобиль очень старый или серьёзно пострадал в аварии, доставить его на утилизацию можно на эвакуаторе. Также есть компании, которые за отдельную плату сами заберут авто и привезут к себе на утилизацию.
При выборе компании обратите внимание на следующие моменты:
Шаг 3. Подать в ГИБДД заявление о снятии авто с учёта
Записаться на подачу заявления о снятии автомобиля с учёта можно через «Госуслуги», но явиться в отделение — обязательно лично. Вместе с заявлением принести свидетельство об утилизации и регистрационные знаки. Без свидетельства автомобиль с учёта не снимут, говорится в п. 71 Правил госрегистрации транспортных средств.
Как утилизировать автомобиль по частям
Автомобиль можно разобрать на запчасти: часть из них продать — например, двигатель и коробку передач, остальные — утилизировать. В этом случае процедура сложнее.
Нужно определиться, какие элементы автовладелец оставит у себя, указать их в заявлении о снятии с учёта и пояснительной записке, а затем демонтировать их и предоставить в ГИБДД для осмотра. Если у таких деталей есть собственные идентификационные номера, ГИБДД их укажет в специальном свидетельстве на высвободившийся номерной агрегат. Без него продать запчасти легально не получится. После этого можно извлечь нужные детали из авто и отвезти машину в пункт утилизации.
Сколько стоит утилизация
Снятие автомобиля с учёта — это бесплатная процедура. Но если требуется свидетельство на агрегаты, придётся заплатить пошлину 350 ₽ за каждую бумагу, то есть за каждый агрегат.
Если автомобиль не на ходу, отдельно придётся оплатить услуги эвакуатора, который повезёт машину до пункта утилизации. В столице в пределах МКАД это обойдётся в 2500–3500 ₽.
Как утилизировать автомобиль
1. Для чего нужна утилизация автомобиля?
Утилизация автомобиля избавляет от необходимости платить ежегодный транспортный налог. Утилизация возможна, даже если от автомобиля ничего не осталось. Государственная пошлина за процедуру снятия с учета в связи с утилизацией не взимается.
Чтобы утилизировать автомобиль, вам нужно:
Шаг 2. Снять автомобиль с регистрационного учета в ГИБДД.
2. Как утилизировать автомобиль?
Утилизировать автомобиль вы можете при помощи частных компаний, занимающихся утилизацией. Условия и стоимость нужно уточнять, в разных компаниях они могут различаться. Взамен вы получите свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающее факт уничтожения транспортного средства.
3. Как снять автомобиль с учета?
Чтобы снять автомобиль с учета в связи с утилизацией, подготовьте пакет документов:
С этими документами придите в одно из регистрационных подразделений ГИБДД. Записаться на прием можно также онлайн:
4. Могут ли утилизировать машину, брошенную во дворе или на улице?
Да, это возможно. В Москве действует порядок утилизации брошенных машин, которые более 30 суток стоят на проезжей части или во дворе и владельцев которых невозможно установить.
Такие автомобили выявляют на основании жалоб и в ходе специальных рейдов. Затем владельцев разыскивают в течение 2 недель через ГИБДД. Если хозяин в срок до 3 месяцев не предоставит документы на машину, не оплатит штраф и не заберет ее, автомобиль утилизируют. Решение об этом принимает комиссия в составе сотрудника ГИБДД, работника ЖКХ, представителя местной управы и работника ОАТИ.
Списание автомобиля: согласование, оформление, учет
Автор: Ларцева Л. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
При наличии оснований для выбытия объектов нефинансовых активов, в том числе автотранспортных средств, они списываются с бухгалтерского учета. Такими основаниями могут быть физический износ автомобиля, его непригодность для дальнейшей эксплуатации и нецелесообразность восстановления, хищение (угон) транспортного средства, повреждение (порча) автомобиля в результате аварии (например, ДТП), стихийного бедствия (пожара, наводнения, урагана и т.д.), безвозмездная передача автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания транспортных средств, документальном оформлении и согласовании данной операции, а также о правилах отражения выбытия автотранспорта в бухгалтерском учете читайте далее.
Общие правила списания
Имущество автономных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться (в том числе списывать) особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Остальным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Общие правила списания имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, определены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).
В соответствии с п. 3 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если:
имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
Для справки: с учетом немалой стоимости автомобилей и их значимости для ведения деятельности учреждений такие объекты обычно отнесены к особо ценному имуществу.
Решение о списании особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, принимается таким учреждением по согласованию с учредителем. В отношении остального имущества (в том числе особо ценного имущества, приобретенного за счет приносящей доход деятельности) решение о списании принимается автономным учреждением самостоятельно (пп. «и», «к» п. 4 Положения № 834, п. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).
В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества учреждением создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее – комиссия). Данная комиссия осуществляет следующие полномочия (п. 5, 6 Положения № 834):
1) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
2) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;
3) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества;
4) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее – акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.
К сведению: комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения.
В случае отсутствия в учреждении работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. По общему правилу эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе. Однако договором, заключенным автономным учреждением и экспертом, может быть предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта.
Комиссия вправе рассматривать предоставленные ей документы не более 14 дней. После этого принимается решение большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании.
Решение о списании федерального имущества принимается путем подписания комиссией акта о списании. Оформленный и подписанный комиссией акт на списание утверждается учреждением самостоятельно, а случаях, требующих согласования с учредителем, – после согласования учредителем в установленном им порядке. До утверждения акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), а также списание имущества в бухгалтерском учете не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).
После завершения мероприятий, закрепленных в акте о списании, утвержденный руководителем учреждения акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», направляются учреждением в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).
Акт о списании, а также прочие документы, оформляемые при списании
Согласно Приказу № 52н при списании транспортных средств оформляется акт о списании (ф. 0504105). Такой акт составляется на каждый списываемый автомобиль.
К акту о списании в обязательном порядке прилагается копия инвентарной карточки списываемого объекта.
Ранее было указано, что при списании федерального имущества к акту дополнительно формируется пакет документов согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автономное учреждение.
К примеру, согласно Приказу Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956 для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры учреждениями на праве оперативного управления, учреждения, помимо акта о списании, формируют следующие документы:
1) технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности списания объектов федерального имущества, подписанное руководителем учреждения (уполномоченным им лицом), подготавливаемое учреждением в произвольной форме;
2) копию заключения о техническом состоянии объекта федерального имущества, подтверждающего отсутствие возможности восстановления и дальнейшего использования;
3) заверенную в установленном порядке копию инвентарной карточки списываемого объекта;
4) фотографию объекта имущества, предлагаемого к списанию, позволяющую однозначно идентифицировать такой объект.
Кроме того, для списания автотранспортных средств дополнительно к указанным документам оформляются:
копия технического паспорта транспортного средства;
копия свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;
заверенная в установленном порядке копия акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания автотранспортного средства в результате аварии.
Помимо этого, дополнительно представляются:
а) при списании автомобиля, выбывшего вследствие аварии, стихийного бедствия и иных чрезвычайных ситуаций:
копия акта о повреждениях, причиненных автомобилю;
копия справки уполномоченных организаций, подтверждающей факт аварии, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации;
б) при списании автомобиля, выбывшего вследствие хищения, утраты или порчи:
копия постановления о возбуждении уголовного дела, копия постановления о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов учреждения или возмещению причиненного ущерба (в случаях хищения или нанесения ущерба имуществу);
копии объяснительных записок руководителя и материально ответственных лиц учреждения о факте хищения, утраты или порчи имущества и т. п.;
копии документов, подтверждающие наказание виновных лиц (копия приказа учреждения о принятии мер в отношении виновных лиц (работников учреждения), допустивших повреждение объекта федерального имущества;
копия справки о возмещении ущерба виновными лицами.
Обратите внимание: копии документов должны быть заверены уполномоченным лицом организации и печатью.
Снятие с учета автомобиля
Юридические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах Гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).
Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании в специально отведенном поле.
Отражение выбытия автомобиля в бухгалтерском учете
Основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения операций по выбытию транспортного средства служит акт о списании (ф. 0504105).
После принятия оформленного акта, утвержденного руководителем, бухгалтер (иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) отражает в нем бухгалтерские записи, которыми отражены операции по списанию объектов в разд. «Отметка бухгалтерии о списании».
В соответствии с п. 12 Инструкции № 183н выбытие транспортных средств отражается следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Согласно принятому комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решению о списании объектов основных средств, оформленному актом о списании, операции отражаются:
– при выбытии объекта помимо воли автономного учреждения (при выявленных недостачах, хищениях, фактах уничтожения основных средств при террористических актах)
0 104 25 000
0 104 35 000
0 401 10 172
0 101 25 000
0 101 35 000
– при уничтожении, разрушении, приведении в негодность вследствие стихийных бедствий (иных бедствий, природного явления, катастрофы)
0 104 25 000
0 104 35 000
0 401 20 273
0 101 25 000
0 101 35 000
– при принятии решения о списании по иным основаниям, а также при принятии решения о прекращении эксплуатации объекта, в том числе по причине физического износа*
0 101 25 000
0 104 35 000
0 401 10 172
0 101 25 000
0 101 35 000
Передача объекта основных средств в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами)
0 101 25 000
0 101 35 000
Передача в соответствии с законодательством РФ транспортного средства безвозмездно отражается:
– при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)
0 101 25 000
0 101 35 000
– при передаче в соответствии с законодательством РФ иным правообладателям, за исключением органов государственной (муниципальной) власти
2 401 20 241
2 401 20 242
2 401 20 252
2 401 20 253
2 104 25 000
2 104 35 000
0 101 25 000
0 101 35 000
Продажа транспортных средств
0 104 25 000
0 104 35 000
0 401 10 172
0 101 25 000
0 101 35 000
* Одновременно выбывшие из эксплуатации транспортные средства, поступившие на хранение до момента их демонтажа и (или) утилизации, отражаются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».
Пример 1.
Служебный автомобиль попал в ДТП. Авария произошла по вине третьих лиц. Согласно экспертизе страховой организации автомобиль не пригоден к дальнейшей эксплуатации. На основании справок, подтверждающих факт аварии и повреждения, причиненные транспортному средству, комиссией принято решение о его списании и дальнейшей передаче на утилизацию. Автомобиль стоимостью 300 000 руб. числился на счете 4 101 25 000. Сумма амортизационных отчислений по нему на момент аварии составила 200 000 руб.
В бухгалтерском учете автономного учреждения операции по списанию отразятся следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Списан пришедший в негодность автомобиль на основании решения комиссии:
– в сумме начисленной амортизации
Принят списанный автомобиль на забалансовый учет до момента утилизации
Списан с забалансового учета переданный на утилизацию автомобиль
Пример 2.
Вследствие паводка затопило гараж автономного учреждения. В результате серьезно пострадал служебный автомобиль. По оценкам экспертов, ущерб, причиненный автомобилю, не позволяет эксплуатировать его в дальнейшем. Кроме того, эксперты также сделали вывод о нецелесообразности восстановления автомобиля (с учетом того, что автомобиль старый, стоимость его ремонта значительно превысит его рыночную стоимость). На основании экспертных оценок комиссия приняла решение о списании автомобиля. Автомобиль стоимостью 150 000 руб. числился на счете 4 101 25 000. Амортизация по нему была начислена полностью. После утверждения акта о списании произведена разборка автомобиля. К учету приняты годные запчасти на общую сумму 50 000 руб. Остальная часть автомобиля сдана в металлолом. Доход от сдачи металлолома составил 20 000 руб.
В бухгалтерском учете автономного учреждения данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Списан автомобиль, пострадавший от паводка
Приняты к учету запчасти, оставшиеся после разборки автомобиля
Принят к учету металлолом
Списан реализованный металлолом
Начислен доход от реализации металлолома
Поступила на лицевой счет плата за реализованный металлолом
Забалансовый счет 18
* С принятием изменений в Инструкцию № 157н (Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н) в отношении указанных операций необходимо применять счет 2 209 89 000 вместо счета 2 209 83 000.
Решение о списании транспортного средства принимается в случае, если:
оно непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического износа;
оно выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
C учетом немалой стоимости автомобилей и особой значимости для ведения деятельности учреждения в основном такие объекты отнесены к особо ценному движимому имуществу. Стоит отметить, что решение о списании особо ценного имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, полученных от учредителя, принимается учреждением только после согласования с учредителем.
Списание автомобиля оформляется актом о списании (ф. 0504105). При этом в зависимости от причин списания дополнительно к такому акту оформляются различные документы, подтверждающие непригодность транспортного средства для дальнейшей эксплуатации. Перечень таких документов, как правило, устанавливается ведомственным приказом.
Транспортное средство подлежит списанию только после утверждения акта о списании, а также снятия автомобиля с регистрационного учета.
Можно ли списать автомобиль в ГИБДД и как? Через Госуслуги, без самой машины и без документов
Для того, чтобы выяснить, можно ли списать машину сейчас, нужно знать одну главную тонкость – основание для прекращения её регистрации или снятия с учёта. Хорошая новость заключается в том, что в 2021 году можно это сделать как без самого авто, так и без документов на него и даже госномеров. А вот как списать автомобиль с учёта ГАИ, зависит уже от оснований – о них и пойдёт речь в данной статье. В частности, мы выясним, можно ли и как снять с учёта транспортное средство через Госуслуги, какой порядок процедуры при списании в утиль или по утрате, после продажи и при наличии или отсутствии договора купли-продажи, что для этого нужно и сколько это стоит. А также можно ли восстановить прекращённую регистрацию машины, ездить на снятой с учёта и какой за это штраф.
Что означает «списать машину» в ГАИ и какой статус у неё становится?
Вообще, в законодательстве 2021 года, касающегося регистрации автомобилей в ГИБДД, нет такого термина, как «» транспортное средство.
Данное законодательство на сегодняшний день урегулировано двумя основными актами:
Так вот, в настоящее время для урегулирования нашего с вами вопроса используются 2 других действия:
То есть процедуру прекращения учёта можно назвать списанием машины на какое-то время с возможностью восстановления. А снятие с учёта – это списание автомобиля наподобие «в утиль» – то есть навсегда. И в последнем случае оформить регистрацию транспортного средства заново не всегда получится. Обратите внимание, что в обоих случаях вы перестаёте платить транспортный налог, и сам автомобиль перестаёт числиться на вас (касательно штрафов ГИБДД, если они приходят с камер).
Можно ли снять с учёта ГИБДД автомобиль в 2021 году?
И раз такие возможности в законодательстве существуют, то да, вы имеете полное право списать автомобиль. Но для этого должны быть выполнены два важных условия:
Исходя из этого появляются и свои требования для данного действия.
Что нужно, чтобы снять с учёта авто? Документы
Собственно, не всегда они нужны в полной (и устрашающей многих автолюбителей) мере, как можно подумать.
Ниже мы ещё поговорим об этих возможностях максимально подробно, рассмотрев их проблемы и подводные камни.
Какие ещё документы могут потребоваться для данной процедуры:
Данный перечень урегулирован статьёй 15 ФЗ О регистрации. Также обратите внимание на пункт 6 данной нормы, который указывает полный запрет требования документов, которые не перечислены в этой статье.
А можно снять с учёта автомобиль без самой машины в 2021 году?
Более того, ни при каком из законных оснований вам не потребуется сам автомобиль для его списания – будь то в утиль, по утрате, для вывоза за границу и по иным причинам.
Вообще, предоставлять транспортное средство в ГИБДД при регистрационных действиях может быть положено только для одной цели – для его осмотра на площадке, который проводится в целях установления соответствия документов реальной конструкции либо его идентификации.
Но и осмотр этот является отдельной строго регламентированной административной процедурой. И проводится он при следующих регдействиях:
Так указывает уже статья 16 закона. То есть осматривать машину при её списании в утилизацию либо по иным основаниям сотрудники неправомерны. А это значит, что вам можно списать ваш автомобиль без самой машины – её не нужно гнать в ГИБДД и показывать инспекторам.
По каким основаниям можно списать машину сейчас?
А теперь перейдём непосредственно к самим таким причинам списания. Как мы уже говорили, речь здесь может идти о двух процедурах: снятии с учёта и прекращения регистрации. А для двух этих действий в 2021 году существуют свои основания.
Итак, сначала про снятие с учёта транспортного средства.
Эти три основания перечислены в соответствующей статье 19 закона.
А теперь о прекращении учёта.
Отдельно отметим основание, позволяющее списать автомобиль просто так, без указания причины (пункт 1 выше). На самом деле, в 2021 году это именно так и работает формально. И это подкреплено не только статьёй 18 указанного закона, но и пунктом 56 ППРФ №1764. Однако, указанные документы вступили в законную силу не так давно, поэтому далеко не все сотрудники ГИБДД принимают заявления без указания причины списания машины. Сейчас нередко приходится указывать универсальное основание для этого – утрата транспортного средства. Практически это то же самое, как если бы причины просто не было. Вы просто не знаете, где находится ваш автомобиль, либо он сгнил во дворе. И в таком случае вам обязаны снять его с учёта.
Образец заявления о списании
Здесь и для дальнейших ситуаций сразу представим официально утверждённый ГИБДД бланк заявления о списании машины. Он один практически для всех оснований снятия с учёта, вам просто нужно будет отметить (подчеркнуть) нужное основание в строках 4 или 5 таблицы в образце заявления.
А теперь давайте подробнее рассмотрим уже в ситуациях, какие машины списывают с учёта ГИБДД и в каких случаях.
Если автомобиль старый и не ездит?
Тогда у вас два выхода.
В случае второго варианта очень важно выбрать правильный пункт утилизации автомобилей – лицензированный, который выдаёт правомерную справку об утиле. Без этого вы не сможете снять с учёта авто.
Если машина продана?
В таком случае законодательство в 2021 году предусмотрело отдельное основание для списания автомобиля. Сделать это можно на основании подпункта 2 той же нормы.
Вот только для этого есть 3 важных условия:
Но у меня нет договора купли-продажи
Однако, бывает так, что покупатели теряют договор купли-продажи. Самый лучший вариант в этом случае – попросить покупателя подписать его ещё раз (сделать вам ещё один экземпляр). Однако, такое положение дел бывает малоперспективно, если новый хозяин не ставит авто на учёт.
Однако, указанные способы незаконные. Вы не имеете права подавать никаких заявлений об утрате и, тем более, утилизации, утере документов, потому что формально автомобиль вам уже не принадлежит. То есть вы пытаетесь обмануть сотрудников ГИБДД (как и покупателя по сути).
И бывали случаи, когда таких продавцов пытались привлечь к уголовной ответственности (хотя и не совсем законно).
Я просто не знаю, где моё авто сейчас!
Здесь всё просто! Говорим ГИБДД, что вы хотите списать автомобиль на основании подпункта 1 статьи 18 закона, потому что утратили авто. Собственно, это и есть самая настоящая причина прекращения учёта.
При этом, не будет никаких проблем с восстановлением такого авто, когда вы его «найдёте».
Если моя машина сгорела?
Это тоже своего рода утрата транспортного средства, поэтому смотрим абзац выше.
Если от неё остался металл, который примут в металлолом, то можно сдать автомобиль в утиль, и уже на основании справки об утилизации снять его с учёта ГАИ.
Если авто после аварии?
Здесь тоже два ровно тех же варианта:
Обратите внимание только, что если речь идёт о так называемом экономическом тотале по ОСАГО (или даже Каско), то это не обязывает вас списывать автомобиль с учёта ГИБДД. Экономический тотал не равно его фактическому уничтожению. Вы всё ещё можете это сделать, и Верховный суд однажды подтвердил такое положение дел.
Можно ли списать автомобиль по утрате через Госуслуги?
К сожалению, именно это самое универсальное и распространённое среди автовладельцев основание для прекращения регистрации авто нельзя осуществить через портал Госуслуг. Дело в том, что в разделе снятия с учёта на сайте просто нет соответствующей услуги.
Можно только прекратить учёт по причинам:
Как списать машину в утиль через Госуслуги?
Соответствующее заявление подаётся через отдельную государственную услугу для этого. Вам просто нужно заполнить заявление полностью в режиме онлайн, указать ваши паспортные данные (они заполняются автоматически), данные ПТС (при их известности), выберите дату и время из наличия свободных и приезжайте в ГИБДД обязательно со справкой об утилизации.
Мы также настоятельно рекомендуем распечатать само заявление (оно заполненное будет после того, как вы подадите его онлайн). Несмотря на то, что по закону сотрудники не имеют права её требовать, на практике 2021 года иногда дело обстоит иначе.
Обратите также внимание, что на странице подачи заявления среди подаваемых документов числится ПТС. Но он не обязателен по закону – если у вас его нет, то вы всё равно сможете списать автомобиль в утиль.
Можно ли прекратить регистрацию через МФЦ?
Да, но не во всех подразделениях многофункциональных центров. Дело в том, что услуги посредством ГИБДД предоставляют не все ведомства МФЦ. Но и список тех, что предоставляют возможность снять с учёта, есть далеко не на всех официальных сайтах. К примеру, вот страница с предоставлением соответствующей услуги в МФЦ города Москвы. И здесь вы не найдёте конкретных адресов. Также нет списка услугу на страницах отделений МФЦ.
Сколько это стоит в 2021 году?
По состоянию на 2021 год любая причина списания транспортного средства с учёта ГИБДД является бесплатной государственной услугой.
Стоимость снятия с учёта или его прекращения определяется госпошлинами. А они взимаются при изготовлении документов на автомобиль (свидетельства о регистрации, ПТС), а также госномеров. А при списании машины никакие документы не изготавливаются, поэтому и взимать с вас нечего.
Не верите? Попробуйте найти госпошлину за снятие с учёта или прекращение регистрации в соответствующей статье Налогового кодекса РФ.
Можно ли списать автомобиль в ГИБДД без документов?
Давайте как итог подведём, для каких причин какие нужны документы, чтобы списать машину:
Также напомним, что предоставление самой машины в ГАИ не требуется. А, если обращается не собственник авто, то нужна будет доверенность и два паспорта: доверенного лица и ваш.
А без госномеров?
Списать автомобиль можно без номеров по любому из оснований. При этом, вы в заявлении просто указываете об их отсутствии на транспортном средстве. Обратите внимание, речь идёт также о случаях, когда вашему авто номера присвоены, просто вы их, например, потеряли, уничтожили, подарили кому-то и так далее.
При этом, после снятия с учёта госномера будут объявлены в розыск. Разумеется, ездить с ними на другом авто будет запрещено, иначе это будет грозить лишением водительских прав.
Можно ли восстановить учёт списанного автомобиля?
Да, кроме случая списания в утиль.
Пункт 2 статьи 18 ФЗ-283 указывает на то, что возобновление учёта производится сотрудниками ГИБДД при наличии на то оснований. При этом, сами оснований чётко нигде не прописаны. Однако, и здесь всё просто:
Можно ли ездить на снятом с учёта авто?
Конечно же, нет! Постановка на учёт автомобилей производится в целях допуска к участию в дорожном движении в России. И она является обязательной для всех транспортных средств в РФ.
За нарушение этой нормы есть целые три нормы административной ответственности.
Могу ли я продать списанную машину?
Да, нет никаких преград для отчуждения автомобиля, если он снят с учёта ГИБДД. Даже если вы покупали машину новой и ни разу не ставили на учёт, и, таким образом, в ГАИ о ней вообще ничего не известно, вы имеете полное право продать её.
Тут дело в том, что при списании машины не происходит никакого изменения вашего права собственности на него. Следовательно, нет никаких ограничений по распоряжению этой собственностью так, как вам захочется (до тех пор, пока это не нарушается закон – например, вам всё ещё нельзя ездить на списанном авто). Поэтому можно продавать списанное авто.
Другое дело – утилизация. Такую машину у вас вряд ли кто-то купит. А после покупки, если она была осуществлена из-за невнимательности покупателя, тот будет иметь полное право расторгнуть договор купли-продажи, и вернуть вам вашу «недвижимость», а себе – уплаченные за неё деньги.
В каких случаях я не смогу списать авто?
В 2021 году есть практически всего два случая, когда у вас не получится прекратить регистрацию машины на законном основании: