Что необходимо для реализации принципа политического плюрализма
Задание №14 ЕГЭ по обществознанию
Задания № 14 ЕГЭ по обществознанию по теме «Типы политических режимов. Демократия и её основные ценности»
№ 1. Особой характеристикой демократического государства является
1) наличие аппарата управления
2) слаженная работа государственных органов
3) политический плюрализм
4) отсутствие коррупции во властных структурах
№ 2. Что из перечисленного ниже необходимо для реализации принципа политического плюрализма?
1) наличие разнообразных социальных институтов в обществе
2) свобода участия в политических движениях и партиях
3) слаженная работа государственных органов
4) наличие сильного политического лидера
№ 3. Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?
1) авторитарного 2) тоталитарного 3) теократического 4) демократического
№ 4. Что из перечисленного является исключительным признаком демократического государства?
1) наличие правоохранительных органов
2) суверенитет в определенных территориальных границах
3) исключительные права, в том числе на принятие законов, взимание налогов, использование мер государственного принуждения
№ 5. Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется…..
1) авторитаризмом 2) волюнтаризмом 3) тоталитаризмом 4) абсолютизмом № 6. Что является одним из обязательных условий реализации принципа политического плюрализма?
2) наличие разнообразных социальных институтов в обществе
3) слаженная работа государственных органов
4) наличие сильного политического лидера
№ 7. Какой признак отличает тоталитарный политический режим?
1) наличие единственной общеобязательной идеологии
2) обязанность граждан подчиняться законам
3) невмешательство государства в дела гражданского общества
4) наличие правоохранительных органов
№ 8. Какой признак отличает демократический политический режим?
1) наличие однопартийной системы
2) ограничение свободы слова и свободы печати
3) контроль государства над частной жизнью граждан
4) подчинение политического меньшинства большинству
№ 9. Что отличает демократический режим?
1) периодические свободные выборы 3) однопартийная система
2) наличие представительных органов власти 4) государственная цензура СМИ
№ 10. Что отличает тоталитарное государство?
1) деятельность свободных СМИ 3) наличие политической оппозиции
2) наличие правоохранительных органов 4) одна общеобязательная идеология
№ 11. Политический режим характеризует….
1) административное устройство государства
2) методы осуществления государственной власти
3) функции, осуществляемые государством
4) форму государственного правления
№ 12. Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению…
1) демократическому 2) монархическому 3) авторитарному 4) республиканскому
№ 13. Что характеризует тоталитарный режим?
1) наличие развитого гражданского общества
2) регулярное проведение свободных выборов
3) отсутствие обязательной государственной идеологии
4) всесторонний контроль государства над жизнью общества
№ 14. В стране Z после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны Z?
1) В стране закреплена основным законом и гарантируется государственная собственность на средства производства.
2) Государство является основным работодателем для наемных работников, оно же устанавливает минимальный размер оплаты труда.
3) В государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности.
4) Государство принимает директивные планы развития экономики страны на долгосрочную перспективу.
№ 15. Для тоталитарного политического режима характерно….
1) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека
2) всеобщий контроль государством всех сторон частной и общественной жизни
3) свободное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой
4) формирование органов власти выборным путём
№ 16. Для тоталитарного политического режима характерно…
1) существование единственной обязательной официальной идеологии
2) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека
3) формирование органов власти выборным путём
4) легальное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой
№ 17. Высший орган законодательной власти в государстве Д. избирается населением выборным путем. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство отличается демократическим политическим режимом?
1) Выборы депутатов проводятся в определённые законом сроки.
2) Выборы осуществляются путём тайного голосования на избирательных участках по месту жительства.
3) Кандидаты в депутаты вносят значительный избирательный залог.
4) Выборы осуществляются в условиях реальной альтернативы и конкурентной борьбы кандидатов.
№ 18. Определить политический режим в государстве можно на основании информации о (об)
1) методах осуществления государственной власти
2) порядке взаимоотношений центральной власти и властей на местах
3) размере территории государства и количестве населения
4) административно-территориальном устройстве
№ 19. Что является характерным признаком демократического государства?
1) в стране существует несколько правительственных печатных изданий
2) выборные процедуры имеют формальный характер
3) государственные органы формируются на основе принципа разделения и независимости властей
4) граждане обязаны платить налоги
№ 20. Тоталитарный режим от демократического отличает наличие…
1) профессионального аппарата управления
2) разнообразных негосударственных организаций
3) всестороннего контроля за жизнью общества
4) разделения властей
№ 21. Отличительной чертой демократического режима является…
1) гарантированная свобода слова и печати
2) наличие двухпалатного парламента
3) наличие системы законов
4) отмена порога минимальной явки избирателей на выборы
№ 22. Демократическому режиму, в отличие от недемократического, свойственно(-ы)
1) наличие разветвлённой системы законов
2) гарантии свободы средств массовой информации
3) наличие различных средств массовой информации
4) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной
№ 23. При тоталитарном режиме, в отличие от демократического…
1) гарантируется право на инакомыслие
2) граждане эффективно участвуют в политической жизни
3) господствует одна идеология
4) существуют судебные и иные правоохранительные органы
№ 24. Степень политической свободы в обществе и методы деятельности государственных органов характеризует….
2) политический режим
3) суверенитет государства
4) форма территориально-государственного устройства
№ 25. Что из перечисленного характерно для демократического политического режима?
1) наличие единственной политической партии
2) сосредоточение власти в руках политического лидера
3) решение вопроса о виновности людей органами полиции и государственной безопасности
4) подотчётность правительства парламенту
№ 26. Какой вид ценза существует для кандидата на пост Президента Российской Федерации?
1) имущественный 2) возрастной 3) конфессиональный 4) социальный
№ 27. Что из перечисленного характерно для демократических выборов?
1) Для участия в выборах кандидатам необходимо получить согласие органов полиции.
2) Лица, награждённые государственными наградами, имеют дополнительные голоса.
3) Голосование на выборах носит тайный характер.
4) Оспаривание результатов выборов в судебном порядке не допускается.
№ 28. Какое понятие используется для обозначения способов и методов осуществления государственной власти?
1) государство как политический институт
3) форма государственно-территориального устройства
4) политический режим
№ 29. Что из перечисленного является признаком демократического политического режима?
1) государственный контроль частной жизни граждан
2) реализация на практике принципа разделения властей
3) подчинение суда законодательным органам
4) доминирование идеологии одной партии на политической арене
№ 30. Признаком какого политического режима является традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путём жёсткого контроля определённых секторов общественной жизни?
1) демократического 2) авторитарного 3) либерально-демократического 4) тоталитарного
Ответы на задания № 14 ЕГЭ по обществознанию
по теме «Типы политических режимов. Демократия и её основные ценности»
Плюрализм — это…
Плюрализм — это основополагающий принцип бытия, который предполагает существование равноправных, независимых друг от друга сущностей бытия, его слоев, ядер или оснований.
В политологии под плюрализмом понимают — принцип конституционного и политического устройства, согласно которому предусматривается возможность существования многообразия мнений, суждений, идеологий в политике.
В этой статье мы кратко поговорим о такой теме, как плюрализм. Мало кто действительно понимает суть этого понятия, да и не входит он в Кодификатор тем КИМ ЕГЭ. Но его изучение обязательно для ЕГЭ по обществу, поскольку в задании с планом он вполне может встретиться. Итак, поехали.
Суть понятия
Общей наукой, которая изучает основы бытия, является философия. Поэтому двигаться будем от общего к частному.
С точки зрения философии простыми словами. Определение, приведенное в начале статьи, можно найти в философском словаре.
Например, этот принцип находит свое отражение в физике, а конкретнее — в теории струн. Что есть 17 основных полей в мироздании, «всколыхи» которых и порождают атомы, протоны, нейтроны вообще все частицы, из которых состоит материя.
Вообще, считается, что впервые ввел сам этот термин Христиан фон Вольф в начале XVIII столетия. Однако понятно, что сама суть этого принципа подразумевалась и раньше — в Древней Греции, Китае и прочих государствах.
В науке
Чтобы понять, что такое плюрализм в науке, потребуется следующая аналогия. Представьте себе несколько слепцов, которые пытаются «увидеть» лошадь. Один будет ощупывать хвост — и подумает, что это веревка. Другой будет ощупывать тело лошади, и подумает, что это корова или бегемот. Третий будет трогать ее морду и подумает, что это жираф…. В общем в науке дело обстоит также.
Признается существование нескольких равноправных подходов, методологий, руководствуясь которыми, применяя которые можно более или менее изучить окружающую реальность.
Например, в истории плюрализм подразумевает наличие нескольких, а может и множества методологий, с помощью которых можно изучить прошлое: это и структурно-функциональный подход, и цивилизационный, и теория модернизации и т.д.
В праве этот принцип подразумевает наличие разных, равноправных слоев, факторов, подсистем в рамках одной правой семьи, правовой системы. Например, существует романо-германская правовая семья, в которой суд опирается на нормативно-правовые акты.
Под нее попадают страны Европы. Но ведь, понятно, что судебная система Германии, Венгрии или России абсолютно разные. Вот поэтому эта правовая семья делится на различные «слои» или кластеры: выделяются группы стран, в которых существуют наиболее схожие черты, но в рамках одной правовой семьи.
Демократия и плюрализм
Понятно, что для ЕГЭ по обществознанию нам надо иметь в виду плюрализм в контексте демократического политического режима. Впервые об этом заговорил немецкий философ Карл Ясперс. Он грубо говоря сказал, что плюрализм — это и есть демократия.
То есть, когда в обществе существует различное количество социальных групп, которые ориентируются на разные политические силы и на выборах голосуют за ту политическую силу, по отношению к которой они и являются ее электоратом.
Применительно к Российской Федерации плюрализм также понимается как многообразие политических идеологий, как отсутствие какой-то единой идеологии. Так, кстати, написано в главе 13 в пока еще действующей Конституции нашей страны:
«1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.»
Кстати, вот вам лайфхак, если попадется задание, в котором надо составить план по теме «Плюрализм как принцип демократии», берете эти четыре пункта и пишете их в пункт «Содержание принципа плюрализма»
По сути, в этих четырех пунктах статьи 13 и определяется понимание плюрализма применительно к демократии в нашей стране. Другое дело, что постулирование, декларирование идеологического многообразия на бумаге (де-юре) ведет к идеологическому монизму — примату какой-то одной идеи, или к отсутствию вообще любой идеи.
Кстати, современные реалии России вообще не противоречат демократическому политическому режиму. Ведь еще Йозеф Шумпетер выдвинул идею возможности существования элитарной демократии, при которой граждане политически не грамотны, пассивны, их действия иррациональны и им только и можно что выбрать своих представителей. А любая политическая и социальная активность в такой демократии реально ведет к подрыву стабильности, которая в таком государстве по сути и выступает как государственная идеология.
Я бы сказал, что в России идеология состоит из следующих принципов: идеи стабильности («Вы что, хотите, как на Украине, как во Франции, как в Армении и пр.?»), идеи патриотизма, которая понимается, как разбазривание средств на парады при материальной нищете самих же ветеранов Войны, в честь которых эти парады делаются; и идеи особого пути, России, как отдельной цивилизации. С помощью последней идеи власть затыкает рот всем либерально настроенным людям, которые говорят, что Россия — страна воров и полицейского насилия.
Так что говорить, что в России нет демократии — в принципе научно не обосновано. Просто демократия у нас элитарная. Но у власти не профессионалы, которые отвечают за свои действия, а те же самые иррационально мыслящие люди, которые поняли, в какой стране им довелось управлять.
В общем, если бы я составлял план к заданию 28 к ЕГЭ по обществознанию на тему «Плюрализм как принцип демократии», он был бы таким:
Можно покопаться еще в теории и написать любой третий подпункт ко второму пункту этого плана. Но это уже Вы сами, я думаю сделаете. Что-то ведь Вам надо сделать самостоятельно, чтобы все запомнить? :Р
Пишите комментарии, что думаете обо всем этом. Делитесь в социальных сетях этой статьей, она поможет не только Вам! 🙂
Тема 7. Политические партии. Общественно-политические движения
Цель: раскрыть сущность и содержание политического плюрализма.
Оглавление
Разнообразие мнений и «наложенные» на них социально-классовые силы вызвали в жизни различные политические партии и движения. Особенно продуктивным в данном отношении был ХХ в. Именно в ХХ в. политический плюрализм и многопартийность представлены весьма и весьма широко — от человеконенавистнических и диктаторских, соответственно воззрений и партий, до либеральных и демократических.
Проблема политического плюрализма и многопартийности интересна и для нас в процессе становления демократического общества.
Содержание политического плюрализма
Термин «политический плюрализм» ввел в социально-политический лексикон английский социолог, лидер и идеолог лейбористской партии Г. Ласпи. Его взгляды нашли отражение в рамках социал-демократической модели общественного устройства, где плюрализм выступает как принцип функционирования политической системы.
Какой смысл вкладывал в понятие «плюрализм» Г. Ласпи?
В современной социологии плюрализм как методологическая ориентация представлен в ряде концепций: в так называемой теории факторов; теории политического плюрализма, трактующей механизм политической власти как противоборство и равновесие групп. Ряд идеологов «правого» и «левого» позитивизма при этом утверждают, что плюрализм допустим внутри марксизма, и выражается он в различных его интерпретациях, в существовании множества «моделей» социализма. Плюрализм проявляется также в абсолютизации и универсализации социально-политических структур западной «плюралистической» демократии.
Каково же содержание политического плюрализма?
Прежде всего, термин «политический плюрализм» означает многообразие взглядов, подходов, концепций и деятельности классов, партий и государственного управления.
Политический плюрализм в обществе обусловлен в первую очередь различными формами собственности, за которыми стоят различные классы и социальные слои. И чем больше существует в обществе форм собственности, тем сложнее его социально-классовая структура, т. е. представлена бoльшим количеством классов и социальных групп.
Вполне естественно, что каждый класс или социальный слой, кроме общих для всего общества, имеет свои специфические интересы. Последние-то и отражаются во взглядах, идеях и концепциях, которые определяют различные пути и направления достижения целей, а следовательно, предполагают и определенную политику.
В условиях политического плюрализма имеют место те взгляды и та политика, которые отвечают целям и интересам социальных сил, стоящих у власти или стремящихся к ней. Посредством борьбы взглядов и идей политический плюрализм исключает застой как в теории политики, так и в политической практике.
В большинстве развитых стран современного мира сложился политический плюрализм, который можно разделить на три группы:
Он существует в виде:
Естественно, эти проблемы политического плюрализма волнуют и всех нас. Идет процесс его становления, процесс сложный, противоречивый и болезненный.
В нашем обществе появился самый широкий спектр идей и теорий, политических течений, в том числе и по вопросам государственного устройства страны: коммунистические (представлены коммунистами-ортодоксами и коммунистами-реформаторами), социал-демократические, либерально-буржуазные, монархические, откровенно профашистские и т. д. Одновременно необходимо констатировать, что почти все эти идеи и теории дополнились националистическими и религиозными оттенками. ХХ в. — век национализма сыграл свою роль, оказал свое влияние и у нас в самом своем конце.
Таким образом, политический плюрализм рассматривался как противоядие, как средство преодоления господствовавшего тоталитаризма. Но одновременно наш плюрализм в начале своего становления имел одну интересную особенность: он зарождался в рамках давно уже сформировавшейся системы, которая утвердила господствующий принцип, принцип единоначалия, одинаковых взглядов, подходов и действий. Система появлялась в политическом плюрализме в двух аспектах:
И последовала целая цепочка расколов внутри политических партий и движений, изгнание инакомыслящих и др. В данном отношении сыграло свою роль и то обстоятельство, что политические партии и движения были малочисленными.
Таковы в основном содержание политического плюрализма и вехи его становления в нашем обществе в современных условиях. В обществе, как правило, существует не только политический плюрализм, но и множество партий.
Мы уже отмечали, что политический плюрализм — многообразие политических теорий и взглядов, отношений и организаций — бурно вышел на поверхность общественной жизни. Они влияют на деятельность органов власти, экономику и социальные процессы, отношения между нациями. Но их влияние крайне незначительно и противоречиво.
Социальные силы общества заинтересованы в своем влиянии на политическую жизнь. Прежде всего, свое влияние они осуществляют через идеологию как систему идей и взглядов: политических, правовых, философских, правительственных, религиозных, эстетических, выражающих интересы классов и социальных групп. Но одного воздействия в виде идеологии на общественную жизнь явно недостаточно. Влияние оказывается и в виде функционирования политических партий и движений.
Партии, как и государство, являются важнейшим инстутутом политической системы общества. Они непосредственно связаны с интересами социальных групп, классов, слоев, этнических или религиозных образований и, по существу, выполняют роль посредников между ними и государственной властью, обеспечивая сопряжение их интересов с государственными. Наряду с политическими партиями в обществе функционируют общественные организации и движения, которые, так же как и партии, выражают определенные интересы различных социальных групп и слоев.
Термин «партия» означает часть, группа. В понимании сущности политической партии имеются три основные точки зрения.
Сторонники первой точки зрения утверждают, что политические партии представляют собой группу людей, придерживающихся одной и той же идеологической доктрины.
Вторая точка зрения трактует политическую партию как выразителя интересов определенного класса.
При этом здесь можно выделить две концепции. Согласно первой концепции (точка зрения марксизма) партия есть форма социально-политического существования пролетариата как целостности на высшей стадии его развития. Вторая концепция, разработанная В.И. Лениным, рассматривает партию как авангард пролетариата.
Представители третьей точки зрения придерживаются институционной концепции партии. Не отрицая важности и значимости всех трех точек зрения, следует иметь в виду, что все они дополняют друг друга и способствуют раскрытию сущности политической партии.
Что же такое политическая партия, какова ее сущность, классификация и какие функции в жизни общества она выполняет?
Политическая партия
Политическая партия — это добровольный союз на идеологической основе, направленный на завоевание государственной власти или на участие во власти на государственном уровне. Причем, сама власть для этого союза оказывается инструментом реализации политических программ больших социальных групп.
Политическая партия — политическая организация, выражающая общие, коренные интересы того или иного класса или социального слоя и руководящая его политической деятельностью.
Политические партии являются относительно молодыми институтами в общественной жизни. Они возникли в сфере европейской культуры и распространились затем в других регионах современного мира. В их генезисе выделяют три этапа: аристократические группировки; политические клубы; массовые партии. В действительности все этапы прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консервативная (тори). Большая же часть партий возникла в виде массовых организаций.
Массовые политические партии в Европе начали формироваться во второй половине XIX в. Две основные причины, приведшие к их возникновению: расширение избирательного права, которое способствовало росту влияния партий в обществе, и организационное развитие рабочего класса, который создавал партийные организации, а это, в свою очередь, стимулировало развитие группировок, клубов в массовые политические партии.
Первой массовой политической партией была основанная в 1861 г., либеральная партия в Англии. В 1869 г. возникла первая массовая рабочая партия — Всеобщий германский рабочий союз, основанная Ф. Лассалем. К концу XIX века массовые партии (в основном социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы. Уже перед Первой мировой войной некоторые партии достигли довольно высокого уровня массовости. Так, в 1913 г. социал-демократическая партия в Германии насчитывала 983 тыс. человек, а на выборах за них голосовало более 4,4 млн избирателей. В конце XIX — начале XX в. массовые партии появились и в нашей стране.
Политические партии в обществе существуют уже много-много лет и накопили большой опыт политической деятельности и борьбы.
Они имеют на вооружении различные идеологические концепции, выражают интересы различных социальных сил. Политические партии приходили к власти, теряли ее и уходили с политической арены, оставляя определенный след в жизни общества. Опыт деятельности партии на политической арене позволяет провести классификацию политических партий.
В политологии существует много критериев, с помощью которых можно дать классификацию политических партий. Наиболее важными из них являются следующие:
Основываясь на этих критериях, все партии можно разделить на следующие группы:
I. Партии, идеология, программа и политика которых направлены на утверждение и совершенствование капитализма. Эти партии, естественно, не являются однородными. Среди них есть правоконсервативные, центристские и либерально-реформистского толка. Эти партии выражают интересы не только буржуазии, но и других слоев общества, что позволяет им расширять свою социальную базу.
II. Партии социалистического выбора, отстаивающие и выражающие интересы трудящихся, главным образом представителей наемного труда. Это социалистические, социал-демократические, коммунистические, лейбористские партии. Общие цели их программ сводятся к следующему: достижение свободы и равноправия в обществе, создание социальных гарантий для трудящихся, утверждение в обществе элементов социальной справедливости, защита наемных работников от социального угнетения и эксплуатации. Эта группа тоже не однородна. Можно выделить партии правого толка, центристские и леворадикальные. Эта классификация является довольно условной, т. к. некоторые партии занимают промежуточные позиции и их трудно отнести к тому или иному течению.
III. Мелкобуржуазные партии, призванные защищать интересы преимущественно мелких собственников, средних слоев. Эти партии сохраняют значительное влияние на политическую жизнь развивающихся и развитых стран. Многие мелкобуржуазные партии выступают в союзе с либерально-буржуазными партиями и партиями социалистического выбора.
IV. Партии, идеология, политика и практика которых имеют национально-демократическую окраску. Они возникают на почве роста национального самосознания народов. Именно так возникли, например, Уэльская и Шотландская партии в Великобритании, Индийский национальный конгресс в Индии и др. Социальная база этих партий неоднородна. Следовательно, идейная направленность и политическая позиция таких партий во многом зависят от представителей партийного руководства.
V. Партии, ориентирующиеся на верующих, на различные религиозные учения. Их программные платформы по своему социально-экономическому и идеологическому содержанию весьма многообразны, а порой и противоречивы. Но все они активно борются за усиление позиций религии в обществе, в том числе на религиозном и мировом уровнях. В программах таких партий довольно сильно представлены общечеловеческие ценности, идеи добра и справедливости, милосердия. Естественно, что все это привлекает довольно большое количество людей в эти партии.
А вот какую классификацию партий по функциональным и организационным различиям предлагает американский психолог Кон:
Они выполняют следующие функции: разработка стратегии избирательных кампаний; изучение общественного мнения; подбор и выдвижение кандидатов; контроль за деятельностью депутатов и т. д.
Партия любого типа выполняет конкретные функции в зависимости от того, какие задачи она решает на данном этапе общественного развития.
Таковы наиболее общие функции партий, позволяющие предметно судить об их месте и роли в политической жизни общества и механизме власти.
В большинстве современных стран функционирует многопартийная система. Партийная система — это механизм борьбы либо сотрудничества партий, стремящихся к реализации поставленных перед ними целей и задач. При этом в партийную систему входят те партии, которые действительно приняли и придерживаются в своей деятельности общих принципов, «правил игры», обязательных в рамках данной системы. Принятие и соблюдение принципов не обязательно должно означать их безусловное одобрение. Внутри партийных систем проявляются различные типы партийных структур. В свою очередь, партийная структура — это своеобразный союз взаимодействия и борьбы между партиями, способными к самостоятельному или коалиционному осуществлению власти в государстве.
В современной политологии различают четыре основных типа систем: буржуазно-демократическую; фашистскую; авторитарную; социалистическую. Возможно выделение переходных партийных систем.
Такие переходные системы формируются и функционируют в ограниченное время, в условиях угрозы политической независимости страны.
Примером может служить коалиция в период Второй мировой войны двух традиционно противостоящих друг другу партий Великобритании — лейбористов и консерваторов, или образование широких демократических фронтов, ориентирующихся на уничтожение диктаторских режимов.
Основные типы партийных систем
Сформировавшаяся в Европе и Северной Америке в связи с возрастанием роли парламентских выборов, она стала источником получения государственной власти. При этом такая система в своей деятельности руководствуется следующими принципами:
В буржуазно-демократической системе сформировалось множество видов партийных коалиций как выражение различных институционализированных способов сотрудничества и борьбы между партиями, способными принимать участие в осуществлении государственной власти.
Можно выделить следующие виды партийных коалиций: многопартийная; двухпартийная; модифицированная двухпартийная; двухблоковая и др.
При многопартийной коалиции ни одна из партий, работающих в парламенте, не в состоянии управлять самостоятельно. В этом случае создаются правящие коалиции для обеспечения большинства в парламенте. Данная коалиция является неэффективной, т. к. очень часто возникают кризисы исполнительной власти, отставка парламента, глав государств и т. д. Западные политологи считают, что идеальной является двухпартийная коалиция. В ней существуют две сильные партии, которые способны взять власть и самостоятельно ее осуществлять. Одна из них получает большинство мест в парламенте. Другая же становится в оппозицию. Прочности двухпартийной системы способствует мажоритарный закон о выборах при одномандатных округах, который предпочитает сильную партию и способствует тому, чтобы число полученных партией мест в парламенте дало ей возможность сформировать правительство и овладеть властными структурами. Своеобразная двухпартийность имеет место, например, в США, где борьбу за власть на всех уровнях ведут республиканцы и демократы.
Коалиция двухпартийная, модифицированная напоминает классическую двухпартийность тем, что в обществе две сильные партии, способные сформировать правительство и конкурировать друг с другом. Однако ни одна из них не имеет абсолютного большинства в парламенте и, чтобы создать правительство, одна из партий должна войти в коалицию с третьей партией, значительно меньшей по числу сторонников, отдающих свои голоса за эту партию на выборах. Примером такой коалиции может служить политическая система в Германии, где роль «регулятора » играет партия свободных демократов.
При двухблоковой коалиции за власть борются два блока или два партийных союза. Двухблоковость характерна для политических систем с четко выраженной идейной дифференциацией общества.
Поскольку двухблоковость вытекает из компромиссов между входящими в каждый блок партиями, она предполагает соперничество между ними за пределами избирательного периода и не ведет к двухпартийности.
Наиболее характерна двухблоковость для Франции, где перед президентскими, парламентскими и кантональными выборами формируются два партийных блока: левый, куда входят социалисты, коммунисты, левые радикалы, и правый, включающий голлистов, жискардистов и т. п.
Возникновение фашистской партийной системы связано с кризисом демократических методов осуществления власти, причем непосредственно причиной переворота часто становится радикальный рост влияния лево-революционных сил. И хотя в настоящее время в мире таких систем нет, но они вполне могут возникнуть, особенно в странах с низким уровнем развития демократии, где тяжелое экономическое положение, низкий жизненный уровень населения и неразвитая многопартийная система.
Надо отметить, что в обыденном понимании авторитарную партийную систему часто отождествляют с фашистской. Однако между этими системами имеются существенные различия, которые нельзя не учитывать в политологическом анализе.
Авторитарная система может служить самым различным целям: стремление к стабилизации исполнительной власти; необходимость централизованного осуществления власти в условиях внешней угрозы либо внутренней анархии; стимулирование развития национализма.
Для основания политических партий и движений должны быть соответствующие условия:
Подтолкнуть процесс образования партий и движений могут и «особые» причины:
Названные причины свидетельствуют, что в стране сложилась соответствующая обстановка, сформировались социально-экономические, политические и духовные предпосылки для стремительного развития политизированных групп, клубов, ассоциаций, движений и политических партий.
Ранее неформальные политические партии сегодня активно участвуют в политической жизни, по-разному, специфически отражая происходящие в обществе процессы. Неоднозначность причин появления политических формирований, разброс в социально-классовой направленности их платформ и действий обусловили разноцветье многопартийности в стране. Тем не менее прошедшее время уже позволяет выделить основные тенденции в развитии политических объединений на современном этапе:
Практика показывает, что есть возможность определить не только основные тенденции в развитии политических партий и движений, но привести их типологию, естественно, отличающуюся от предложенной Коном.
Вопрос типологии политических партий и движений не только теоретический, но и практический. Он очень сложный, т. к. партии и политические движения представлены самым широким спектром и социальных сил, и политических идей, и практикой реальных действий.
Типология политических партий и движений
В партиях социалистической ориентации можно выделить правый и левый фланги.
Левый фланг социал-демократических партий основной упор в своей работе делает на интеллигенцию, рабочих и служащих, которые видят в социал-демократии силу, противостоящую командно-административной системе и способную возглавить переход к демократическому, преуспевающему обществу.
Правый фланг социал-демократических партий свою опору главным образом видит в технократических слоях интеллигенции, отчасти у кооператоров, предпринимателей.
Политика их носит обычно антикоммунистический характер, направлена на конституционное изменение существующего строя в сторону свободного предпринимательства, неограниченных рыночных отношений;
Они выступают за восстановление прежней модели общества с модернизованной командно-административной системой.
Их социально-политические установки составляют слои, заинтересованные в капиталистическом переустройстве общества: часть технократии и бюрократии, занимающая посты в административных финансово-экономических и хозяйственных органах; часть интеллигенции, которая рассчитывает превратить в капитал, приносящий сверхвысокую прибыль, свою монополию на высокую квалификацию и талант.
Появились партии, претендующие защищать интересы рабочих. Формируются партии и объединения, призванные отстаивать интересы крестьянства. Созданы политизированные самодеятельные объединения, защищающие социал-экономические и политические права и интересы женщин, военнослужащих и их семей.
Они возникли и укрепляют свое влияние на почве роста национального сознания народа, массового недовольства населения национально-экономических проблем, командно-административной модели межнациональных отношений. У них очень сложная и пестрая мозаика взглядов и платформ.
Новые партии, всевозможные политизированные организации и движения внесли в общественную жизнь страны невиданное многообразие взглядов, платформ, подходов к преодолению кризиса общества, множества платформ организации и методов социального действия.
Многопартийность в нашем обществе рассматривается некоторыми политологами как приближение к идеалу общества, лишенного атрибутов господства одних групп людей, классов над другими. В социально-политическом плане многопартийность действительно призвана обеспечить соревновательность, соперничество между партиями, политическими группами, способствуя постоянной модернизации как самих политических партий, так и общества в целом. Но следует учитывать и ряд негативных факторов, порождаемых многопартийностью.
Это прежде всего стремление отдельных партийных лидеров порой искусственно нагнетать, разжигать антогонизмы и противоречия в обществе в интересах борьбы за власть, затягивать решение назревших проблем в обществе, руководствуясь при этом формулой «чем хуже для правящей партии, тем лучше для оппозиции».
Исторический опыт и социальная практика стран с высоко развитой экономикой, устойчивыми демократическими традициями свидетельствуют об эффективности двухпартийной системы. Меньшие по влиянию партии в таких политических системах рассматриваются как «партии давления», обеспечение механизма функционирования политического рынка. Тенденция развития политической жизни свидетельствует о том, что есть необходимость освоения опыта и культуры межпартийных отношений, опыта поведения партий в политической системе в зависимости от изменений внутренних и международных отношений. В политической системе деятельность и взаимодействие входящих в нее организаций регулируется социально-политическими и правовыми нормами, содержащимися в актах общественной организаций, политических партий, социально-политических движений.
К числу таких норм относятся: традиции, мораль, этика политической жизни. Особое место в системе этих норм занимает право, которое главным образом служит нормативным регулятором всех общественных отношений, базой функционирования государственных, общественных организаций и развития всей политической системы. Следует отметить, что партийные системы некоторых государств носят переходный характер. В силу этого они трудно поддаются типологизации. В то же время их партийные системы во многом характеризуются теми особенностями, которые присущи традиционно устоявшимся типам партийных систем.
Общественные организации
Неотъемлемой частью любой политической системы общества являются общественные организации. В политологии под термином «общественная группа» понимается такая группа или объединение людей, которые стремятся организованным способом реализовать поставленные перед собой цели. При определении общественной организации принимаются во внимание:
Таким образом, исходной для любой организации оказывается система элементов социальной связи, обеспечивающая единство и функционирование социальной группы.
Общественные организации оказывают активное воздействие на политическую жизнь общества. Оно проявляется:
Типы общественных организаций:
Самыми массовыми общественными организациями являются профсоюзы. Охватывая всю массу рабочих, служащих, кооператоров, профсоюзы стоятся по отраслевому принципу, что отражает не только профсоюзную специфику, но и образ жизни различных слоев трудящихся масс.
Однако в деятельности различных профсоюзных объединений есть и общее: они призваны представлять интересы рабочих и служащих в области труда, быта, культуры, принимать участие в обеспечении охраны здоровья людей.
Новые времена переживают и молодежные организации. В них в настоящее время идут сложные процессы, вызванные накопившимися за многие годы деформациями.
Особо следует отметить роль в жизни общества кооперации. В кооперативном движении отражается глубинная коллективистская традиция нашего народа. Негативных тенденций в этом движении сегодня довольно много. И поэтому жизненно необходимо упорядочить правовые, организационные и экономические основы кооперативного движения.
Жизнедеятельность граждан нашей страны не ограничивается только названными организациями. Например, массовой организацией трудящихся, отражающей потребность человека в творческом труде, выступает Союз научных и инженерных обществ. Сегодня в нашей стране действуют около трех тысяч общественно-политических групп и объединений. Среди них можно выделить народные фронты, клубы, объединения, общества, ассоциации. Народные фронты, движения — это широкое объединение политических групп и союзов, выступающих на общедемократичной, а подчас и на национально-демократичной платформе. После длительного перерыва в стране начинают действовать организации нового типа. Это различного рода правозащитные организации по защите профессиональных интересов и прав граждан, а также строго политические или пропартийного типа организации, которые являются ступенькой к гражданскому обществу.