Что необходимо для реализации принципа политического плюрализма

Задание №14 ЕГЭ по обществознанию

Задания № 14 ЕГЭ по обществознанию по теме «Типы политических режимов. Демократия и её основные ценности»

1. Осо­бой ха­рак­те­ри­сти­кой де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся

1) на­ли­чие ап­па­ра­та управ­ле­ния

2) сла­жен­ная ра­бо­та го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов

3) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм

4) от­сут­ствие кор­руп­ции во власт­ных струк­ту­рах

2. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже не­об­хо­ди­мо для ре­а­ли­за­ции прин­ци­па по­ли­ти­че­ско­го плю­ра­лиз­ма?

1) на­ли­чие раз­но­об­раз­ных со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов в об­ще­стве

2) сво­бо­да уча­стия в по­ли­ти­че­ских дви­же­ни­ях и пар­ти­ях

3) сла­жен­ная ра­бо­та го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов

4) на­ли­чие силь­но­го по­ли­ти­че­ско­го ли­де­ра

3. Не­об­хо­ди­мым эле­мен­том ка­ко­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма яв­ля­ет­ся на­ли­чие не­за­ви­си­мой су­деб­ной ветви вла­сти?

1) ав­то­ри­тар­но­го 2) то­та­ли­тар­но­го 3) тео­кра­ти­че­ско­го 4) де­мо­кра­ти­че­ско­го

4. Что из пе­ре­чис­лен­но­го яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­ным при­зна­ком де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ства?

1) на­ли­чие пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

2) су­ве­ре­ни­тет в опре­де­лен­ных тер­ри­то­ри­аль­ных гра­ни­цах

3) ис­клю­чи­тель­ные права, в том числе на при­ня­тие за­ко­нов, взи­ма­ние на­ло­гов, ис­поль­зо­ва­ние мер го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния

5. По­ли­ти­че­ский режим, от­ли­ча­ю­щий­ся жест­ким кон­тро­лем над об­ще­ством, на­саж­де­ни­ем офи­ци­аль­ной идео­ло­гии, пре­сле­до­ва­ни­ем ина­ко­мыс­лия, на­зы­ва­ет­ся…..

1) ав­то­ри­та­риз­мом 2) во­люн­та­риз­мом 3) то­та­ли­та­риз­мом 4) аб­со­лю­тиз­мом № 6. Что яв­ля­ет­ся одним из обя­за­тель­ных усло­вий ре­а­ли­за­ции прин­ци­па по­ли­ти­че­ско­го плю­ра­лиз­ма?

2) на­ли­чие раз­но­об­раз­ных со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов в об­ще­стве

3) сла­жен­ная ра­бо­та го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов

4) на­ли­чие силь­но­го по­ли­ти­че­ско­го ли­де­ра

7. Какой при­знак от­ли­ча­ет то­та­ли­тар­ный по­ли­ти­че­ский режим?

1) на­ли­чие един­ствен­ной об­ще­обя­за­тель­ной идео­ло­гии

2) обя­зан­ность граж­дан под­чи­нять­ся за­ко­нам

3) не­вме­ша­тель­ство го­су­дар­ства в дела граж­дан­ско­го об­ще­ства

4) на­ли­чие пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

8. Какой при­знак от­ли­ча­ет де­мо­кра­ти­че­ский по­ли­ти­че­ский режим?

1) на­ли­чие од­но­пар­тий­ной си­сте­мы

2) огра­ни­че­ние сво­бо­ды слова и сво­бо­ды пе­ча­ти

3) кон­троль го­су­дар­ства над част­ной жиз­нью граж­дан

4) под­чи­не­ние по­ли­ти­че­ско­го мень­шин­ства боль­шин­ству

9. Что от­ли­ча­ет де­мо­кра­ти­че­ский режим?

1) пе­ри­о­ди­че­ские сво­бод­ные вы­бо­ры 3) од­но­пар­тий­ная си­сте­ма

2) на­ли­чие пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов вла­сти 4) го­су­дар­ствен­ная цен­зу­ра СМИ

10. Что от­ли­ча­ет то­та­ли­тар­ное го­су­дар­ство?

1) де­я­тель­ность сво­бод­ных СМИ 3) на­ли­чие по­ли­ти­че­ской оп­по­зи­ции

2) на­ли­чие пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов 4) одна об­ще­обя­за­тель­ная идео­ло­гия

11. По­ли­ти­че­ский режим ха­рак­те­ри­зу­ет….

1) ад­ми­ни­стра­тив­ное устрой­ство го­су­дар­ства

2) ме­то­ды осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти

3) функ­ции, осу­ществ­ля­е­мые го­су­дар­ством

4) форму го­су­дар­ствен­но­го прав­ле­ния

12. Огра­ни­че­ние прав че­ло­ве­ка, фор­ма­ли­за­ция раз­де­ле­ния вла­стей, от­сут­ствие под­лин­ной мно­го­пар­тий­но­сти свой­ствен­ны прав­ле­нию…

1) де­мо­кра­ти­че­ско­му 2) мо­нар­хи­че­ско­му 3) ав­то­ри­тар­но­му 4) рес­пуб­ли­кан­ско­му

13. Что ха­рак­те­ри­зу­ет то­та­ли­тар­ный режим?

1) на­ли­чие раз­ви­то­го граж­дан­ско­го об­ще­ства

2) ре­гу­ляр­ное про­ве­де­ние сво­бод­ных вы­бо­ров

3) от­сут­ствие обя­за­тель­ной го­су­дар­ствен­ной идео­ло­гии

4) все­сто­рон­ний кон­троль го­су­дар­ства над жиз­нью обще­ства

14. В стра­не Z после дли­тель­но­го прав­ле­ния во­ен­но­го дик­та­то­ра к вла­сти при­шли силы, из­бран­ные де­мо­кра­ти­че­ским путем. На учре­ди­тель­ном кон­сти­ту­ци­он­ном кон­грес­се была при­ня­та новая кон­сти­ту­ция стра­ны, за­кре­пив­шая де­мо­кра­ти­че­ские ос­но­вы го­су­дар­ства. Какая ста­тья обя­за­тель­но долж­на быть пред­став­ле­на в кон­сти­ту­ции стра­ны Z?

1) В стра­не за­креп­ле­на ос­нов­ным за­ко­ном и га­ран­ти­ру­ет­ся го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства.

2) Го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся ос­нов­ным ра­бо­то­да­те­лем для на­ем­ных ра­бот­ни­ков, оно же уста­нав­ли­ва­ет ми­ни­маль­ный раз­мер опла­ты труда.

3) В го­су­дар­стве обес­пе­чи­ва­ют­ся рав­ные усло­вия раз­ви­тия для пред­при­я­тий раз­лич­ных форм соб­ствен­но­сти, га­ран­ти­ру­ет­ся не­при­кос­но­вен­ность част­ной соб­ствен­но­сти.

4) Го­су­дар­ство при­ни­ма­ет ди­рек­тив­ные планы раз­ви­тия эко­но­ми­ки стра­ны на дол­го­сроч­ную пер­спек­ти­ву.

15. Для то­та­ли­тар­но­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма ха­рак­тер­но….

1) при­зна­ние и га­ран­ти­ро­ван­ность со сто­ро­ны го­су­дар­ства фун­да­мен­таль­ных прав и сво­бод че­ло­ве­ка

2) все­об­щий кон­троль го­су­дар­ством всех сто­рон част­ной и об­ще­ствен­ной жизни

3) сво­бод­ное су­ще­ство­ва­ние раз­лич­ных пар­тий, дви­же­ний, ор­га­ни­за­ций, кон­ку­ри­ру­ю­щих между собой

4) фор­ми­ро­ва­ние ор­га­нов вла­сти вы­бор­ным путём

16. Для то­та­ли­тар­но­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма ха­рак­тер­но…

1) су­ще­ство­ва­ние един­ствен­ной обя­за­тель­ной офи­ци­аль­ной идео­ло­гии

2) при­зна­ние и га­ран­ти­ро­ван­ность со сто­ро­ны го­су­дар­ства фун­да­мен­таль­ных прав и сво­бод че­ло­ве­ка

3) фор­ми­ро­ва­ние ор­га­нов вла­сти вы­бор­ным путём

4) ле­галь­ное су­ще­ство­ва­ние раз­лич­ных пар­тий, дви­же­ний, ор­га­ни­за­ций, кон­ку­ри­ру­ю­щих между собой

17. Выс­ший орган за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в го­су­дар­стве Д. из­би­ра­ет­ся на­се­ле­ни­ем вы­бор­ным путем. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что дан­ное го­су­дар­ство от­ли­ча­ет­ся де­мо­кра­ти­че­ским по­ли­ти­че­ским ре­жи­мом?

1) Вы­бо­ры де­пу­та­тов про­во­дят­ся в опре­делённые за­ко­ном сроки.

2) Вы­бо­ры осу­ществ­ля­ют­ся путём тай­но­го го­ло­со­ва­ния на из­би­ра­тель­ных участ­ках по месту жи­тель­ства.

3) Кан­ди­да­ты в де­пу­та­ты вно­сят зна­чи­тель­ный из­би­ра­тель­ный залог.

4) Вы­бо­ры осу­ществ­ля­ют­ся в усло­ви­ях ре­аль­ной аль­тер­на­ти­вы и кон­ку­рент­ной борь­бы кан­ди­да­тов.

18. Опре­де­лить по­ли­ти­че­ский режим в го­су­дар­стве можно на ос­но­ва­нии ин­фор­ма­ции о (об)

1) ме­то­дах осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти

2) по­ряд­ке вза­и­мо­от­но­ше­ний цен­траль­ной вла­сти и вла­стей на ме­стах

3) раз­ме­ре тер­ри­то­рии го­су­дар­ства и ко­ли­че­стве на­се­ле­ния

4) ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ном устрой­стве

19. Что яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ным при­зна­ком де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ства?

1) в стра­не су­ще­ству­ет не­сколь­ко пра­ви­тель­ствен­ных пе­чат­ных из­да­ний

2) вы­бор­ные про­це­ду­ры имеют фор­маль­ный ха­рак­тер

3) го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве прин­ци­па раз­де­ле­ния и не­за­ви­си­мо­сти вла­стей

4) граж­да­не обя­за­ны пла­тить на­ло­ги

20. То­та­ли­тар­ный режим от де­мо­кра­ти­че­ско­го от­ли­ча­ет на­ли­чие…

1) про­фес­си­о­наль­но­го ап­па­ра­та управ­ле­ния

2) раз­но­об­раз­ных не­го­су­дар­ствен­ных ор­га­ни­за­ций

3) все­сто­рон­не­го кон­тро­ля за жиз­нью об­ще­ства

4) раз­де­ле­ния вла­стей

21. От­ли­чи­тель­ной чер­той де­мо­кра­ти­че­ско­го ре­жи­ма яв­ля­ет­ся…

1) га­ран­ти­ро­ван­ная сво­бо­да слова и пе­ча­ти

2) на­ли­чие двух­па­лат­но­го пар­ла­мен­та

3) на­ли­чие си­сте­мы за­ко­нов

4) от­ме­на по­ро­га ми­ни­маль­ной явки из­би­ра­те­лей на вы­бо­ры

22. Де­мо­кра­ти­че­ско­му ре­жи­му, в от­ли­чие от не­де­мо­кра­ти­че­ско­го, свой­ствен­но(-ы)

1) на­ли­чие раз­ветвлённой си­сте­мы за­ко­нов

2) га­ран­тии сво­бо­ды средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции

3) на­ли­чие раз­лич­ных средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции

4) вер­хо­вен­ство су­деб­ной вла­сти над за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной

23. При то­та­ли­тар­ном ре­жи­ме, в от­ли­чие от де­мо­кра­ти­че­ско­го…

1) га­ран­ти­ру­ет­ся право на ина­ко­мыс­лие

2) граж­да­не эф­фек­тив­но участ­ву­ют в по­ли­ти­че­ской жизни

3) гос­под­ству­ет одна идео­ло­гия

4) су­ще­ству­ют су­деб­ные и иные пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны

24. Сте­пень по­ли­ти­че­ской сво­бо­ды в об­ще­стве и ме­то­ды де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов ха­рак­те­ри­зу­ет….

2) по­ли­ти­че­ский режим

3) су­ве­ре­ни­тет го­су­дар­ства

4) форма тер­ри­то­ри­аль­но-го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства

25. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­тер­но для де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма?

1) на­ли­чие един­ствен­ной по­ли­ти­че­ской пар­тии

2) со­сре­до­то­че­ние вла­сти в руках по­ли­ти­че­ско­го ли­де­ра

3) ре­ше­ние во­про­са о ви­нов­но­сти людей ор­га­на­ми по­ли­ции и го­су­дар­ствен­ной без­опас­но­сти

4) под­отчётность пра­ви­тель­ства пар­ла­мен­ту

26. Какой вид ценза су­ще­ству­ет для кан­ди­да­та на пост Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

1) иму­ще­ствен­ный 2) воз­раст­ной 3) кон­фес­си­о­наль­ный 4) со­ци­аль­ный

27. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­тер­но для де­мо­кра­ти­че­ских вы­бо­ров?

1) Для уча­стия в вы­бо­рах кан­ди­да­там не­об­хо­ди­мо по­лу­чить со­гла­сие ор­га­нов по­ли­ции.

2) Лица, на­граждённые го­су­дар­ствен­ны­ми на­гра­да­ми, имеют до­пол­ни­тель­ные го­ло­са.

3) Го­ло­со­ва­ние на вы­бо­рах носит тай­ный ха­рак­тер.

4) Оспа­ри­ва­ние ре­зуль­та­тов вы­бо­ров в су­деб­ном по­ряд­ке не до­пус­ка­ет­ся.

28. Какое по­ня­тие ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния спо­со­бов и ме­то­дов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти?

1) го­су­дар­ство как по­ли­ти­че­ский ин­сти­тут

3) форма го­су­дар­ствен­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го устрой­ства

4) по­ли­ти­че­ский режим

29. Что из пе­ре­чис­лен­но­го яв­ля­ет­ся при­зна­ком де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма?

1) го­су­дар­ствен­ный кон­троль част­ной жизни граж­дан

2) ре­а­ли­за­ция на прак­ти­ке прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей

3) под­чи­не­ние суда за­ко­но­да­тель­ным ор­га­нам

4) до­ми­ни­ро­ва­ние идео­ло­гии одной пар­тии на по­ли­ти­че­ской арене

30. При­зна­ком ка­ко­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма яв­ля­ет­ся тра­ди­ци­он­ное го­су­дар­ство, под­дер­жи­ва­ю­щее об­ще­ствен­ный по­ря­док путём жёстко­го кон­тро­ля опре­делённых сек­то­ров об­ще­ствен­ной жизни?

1) де­мо­кра­ти­че­ско­го 2) ав­то­ри­тар­но­го 3) ли­бе­раль­но-де­мо­кра­ти­че­ско­го 4) то­та­ли­тар­но­го

Ответы на задания № 14 ЕГЭ по обществознанию

по теме «Типы политических режимов. Демократия и её основные ценности»

Источник

Плюрализм — это…

Плюрализм — это основополагающий принцип бытия, который предполагает существование равноправных, независимых друг от друга сущностей бытия, его слоев, ядер или оснований.

В политологии под плюрализмом понимают — принцип конституционного и политического устройства, согласно которому предусматривается возможность существования многообразия мнений, суждений, идеологий в политике.

В этой статье мы кратко поговорим о такой теме, как плюрализм. Мало кто действительно понимает суть этого понятия, да и не входит он в Кодификатор тем КИМ ЕГЭ. Но его изучение обязательно для ЕГЭ по обществу, поскольку в задании с планом он вполне может встретиться. Итак, поехали.

Что необходимо для реализации принципа политического плюрализма

Суть понятия

Общей наукой, которая изучает основы бытия, является философия. Поэтому двигаться будем от общего к частному.

С точки зрения философии простыми словами. Определение, приведенное в начале статьи, можно найти в философском словаре.

Например, этот принцип находит свое отражение в физике, а конкретнее — в теории струн. Что есть 17 основных полей в мироздании, «всколыхи» которых и порождают атомы, протоны, нейтроны вообще все частицы, из которых состоит материя.

Вообще, считается, что впервые ввел сам этот термин Христиан фон Вольф в начале XVIII столетия. Однако понятно, что сама суть этого принципа подразумевалась и раньше — в Древней Греции, Китае и прочих государствах.

В науке

Чтобы понять, что такое плюрализм в науке, потребуется следующая аналогия. Представьте себе несколько слепцов, которые пытаются «увидеть» лошадь. Один будет ощупывать хвост — и подумает, что это веревка. Другой будет ощупывать тело лошади, и подумает, что это корова или бегемот. Третий будет трогать ее морду и подумает, что это жираф…. В общем в науке дело обстоит также.

Признается существование нескольких равноправных подходов, методологий, руководствуясь которыми, применяя которые можно более или менее изучить окружающую реальность.

Например, в истории плюрализм подразумевает наличие нескольких, а может и множества методологий, с помощью которых можно изучить прошлое: это и структурно-функциональный подход, и цивилизационный, и теория модернизации и т.д.

В праве этот принцип подразумевает наличие разных, равноправных слоев, факторов, подсистем в рамках одной правой семьи, правовой системы. Например, существует романо-германская правовая семья, в которой суд опирается на нормативно-правовые акты.

Под нее попадают страны Европы. Но ведь, понятно, что судебная система Германии, Венгрии или России абсолютно разные. Вот поэтому эта правовая семья делится на различные «слои» или кластеры: выделяются группы стран, в которых существуют наиболее схожие черты, но в рамках одной правовой семьи.

Демократия и плюрализм

Понятно, что для ЕГЭ по обществознанию нам надо иметь в виду плюрализм в контексте демократического политического режима. Впервые об этом заговорил немецкий философ Карл Ясперс. Он грубо говоря сказал, что плюрализм — это и есть демократия.

То есть, когда в обществе существует различное количество социальных групп, которые ориентируются на разные политические силы и на выборах голосуют за ту политическую силу, по отношению к которой они и являются ее электоратом.

Применительно к Российской Федерации плюрализм также понимается как многообразие политических идеологий, как отсутствие какой-то единой идеологии. Так, кстати, написано в главе 13 в пока еще действующей Конституции нашей страны:

«1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.»

Кстати, вот вам лайфхак, если попадется задание, в котором надо составить план по теме «Плюрализм как принцип демократии», берете эти четыре пункта и пишете их в пункт «Содержание принципа плюрализма»

По сути, в этих четырех пунктах статьи 13 и определяется понимание плюрализма применительно к демократии в нашей стране. Другое дело, что постулирование, декларирование идеологического многообразия на бумаге (де-юре) ведет к идеологическому монизму — примату какой-то одной идеи, или к отсутствию вообще любой идеи.

Кстати, современные реалии России вообще не противоречат демократическому политическому режиму. Ведь еще Йозеф Шумпетер выдвинул идею возможности существования элитарной демократии, при которой граждане политически не грамотны, пассивны, их действия иррациональны и им только и можно что выбрать своих представителей. А любая политическая и социальная активность в такой демократии реально ведет к подрыву стабильности, которая в таком государстве по сути и выступает как государственная идеология.

Я бы сказал, что в России идеология состоит из следующих принципов: идеи стабильности («Вы что, хотите, как на Украине, как во Франции, как в Армении и пр.?»), идеи патриотизма, которая понимается, как разбазривание средств на парады при материальной нищете самих же ветеранов Войны, в честь которых эти парады делаются; и идеи особого пути, России, как отдельной цивилизации. С помощью последней идеи власть затыкает рот всем либерально настроенным людям, которые говорят, что Россия — страна воров и полицейского насилия.

Так что говорить, что в России нет демократии — в принципе научно не обосновано. Просто демократия у нас элитарная. Но у власти не профессионалы, которые отвечают за свои действия, а те же самые иррационально мыслящие люди, которые поняли, в какой стране им довелось управлять.

В общем, если бы я составлял план к заданию 28 к ЕГЭ по обществознанию на тему «Плюрализм как принцип демократии», он был бы таким:

Можно покопаться еще в теории и написать любой третий подпункт ко второму пункту этого плана. Но это уже Вы сами, я думаю сделаете. Что-то ведь Вам надо сделать самостоятельно, чтобы все запомнить? :Р

Пишите комментарии, что думаете обо всем этом. Делитесь в социальных сетях этой статьей, она поможет не только Вам! 🙂

Источник

Тема 7. Политические партии. Общественно-политические движения

Цель: раскрыть сущность и содержание политического плюрализма.

Оглавление

Разнообразие мнений и «наложенные» на них социально-классовые силы вызвали в жизни различные политические партии и движения. Особенно продуктивным в данном отношении был ХХ в. Именно в ХХ в. политический плюрализм и многопартийность представлены весьма и весьма широко — от человеконенавистнических и диктаторских, соответственно воззрений и партий, до либеральных и демократических.

Проблема политического плюрализма и многопартийности интересна и для нас в процессе становления демократического общества.

Содержание политического плюрализма

Термин «политический плюрализм» ввел в социально-политический лексикон английский социолог, лидер и идеолог лейбористской партии Г. Ласпи. Его взгляды нашли отражение в рамках социал-демократической модели общественного устройства, где плюрализм выступает как принцип функционирования политической системы.

Какой смысл вкладывал в понятие «плюрализм» Г. Ласпи?

В современной социологии плюрализм как методологическая ориентация представлен в ряде концепций: в так называемой теории факторов; теории политического плюрализма, трактующей механизм политической власти как противоборство и равновесие групп. Ряд идеологов «правого» и «левого» позитивизма при этом утверждают, что плюрализм допустим внутри марксизма, и выражается он в различных его интерпретациях, в существовании множества «моделей» социализма. Плюрализм проявляется также в абсолютизации и универсализации социально-политических структур западной «плюралистической» демократии.

Каково же содержание политического плюрализма?

Прежде всего, термин «политический плюрализм» означает многообразие взглядов, подходов, концепций и деятельности классов, партий и государственного управления.

Политический плюрализм в обществе обусловлен в первую очередь различными формами собственности, за которыми стоят различные классы и социальные слои. И чем больше существует в обществе форм собственности, тем сложнее его социально-классовая структура, т. е. представлена бoльшим количеством классов и социальных групп.

Вполне естественно, что каждый класс или социальный слой, кроме общих для всего общества, имеет свои специфические интересы. Последние-то и отражаются во взглядах, идеях и концепциях, которые определяют различные пути и направления достижения целей, а следовательно, предполагают и определенную политику.

В условиях политического плюрализма имеют место те взгляды и та политика, которые отвечают целям и интересам социальных сил, стоящих у власти или стремящихся к ней. Посредством борьбы взглядов и идей политический плюрализм исключает застой как в теории политики, так и в политической практике.

В большинстве развитых стран современного мира сложился политический плюрализм, который можно разделить на три группы:

Он существует в виде:

Естественно, эти проблемы политического плюрализма волнуют и всех нас. Идет процесс его становления, процесс сложный, противоречивый и болезненный.

В нашем обществе появился самый широкий спектр идей и теорий, политических течений, в том числе и по вопросам государственного устройства страны: коммунистические (представлены коммунистами-ортодоксами и коммунистами-реформаторами), социал-демократические, либерально-буржуазные, монархические, откровенно профашистские и т. д. Одновременно необходимо констатировать, что почти все эти идеи и теории дополнились националистическими и религиозными оттенками. ХХ в. — век национализма сыграл свою роль, оказал свое влияние и у нас в самом своем конце.

Таким образом, политический плюрализм рассматривался как противоядие, как средство преодоления господствовавшего тоталитаризма. Но одновременно наш плюрализм в начале своего становления имел одну интересную особенность: он зарождался в рамках давно уже сформировавшейся системы, которая утвердила господствующий принцип, принцип единоначалия, одинаковых взглядов, подходов и действий. Система появлялась в политическом плюрализме в двух аспектах:

И последовала целая цепочка расколов внутри политических партий и движений, изгнание инакомыслящих и др. В данном отношении сыграло свою роль и то обстоятельство, что политические партии и движения были малочисленными.

Таковы в основном содержание политического плюрализма и вехи его становления в нашем обществе в современных условиях. В обществе, как правило, существует не только политический плюрализм, но и множество партий.

Мы уже отмечали, что политический плюрализм — многообразие политических теорий и взглядов, отношений и организаций — бурно вышел на поверхность общественной жизни. Они влияют на деятельность органов власти, экономику и социальные процессы, отношения между нациями. Но их влияние крайне незначительно и противоречиво.

Социальные силы общества заинтересованы в своем влиянии на политическую жизнь. Прежде всего, свое влияние они осуществляют через идеологию как систему идей и взглядов: политических, правовых, философских, правительственных, религиозных, эстетических, выражающих интересы классов и социальных групп. Но одного воздействия в виде идеологии на общественную жизнь явно недостаточно. Влияние оказывается и в виде функционирования политических партий и движений.

Партии, как и государство, являются важнейшим инстутутом политической системы общества. Они непосредственно связаны с интересами социальных групп, классов, слоев, этнических или религиозных образований и, по существу, выполняют роль посредников между ними и государственной властью, обеспечивая сопряжение их интересов с государственными. Наряду с политическими партиями в обществе функционируют общественные организации и движения, которые, так же как и партии, выражают определенные интересы различных социальных групп и слоев.

Термин «партия» означает часть, группа. В понимании сущности политической партии имеются три основные точки зрения.

Сторонники первой точки зрения утверждают, что политические партии представляют собой группу людей, придерживающихся одной и той же идеологической доктрины.

Вторая точка зрения трактует политическую партию как выразителя интересов определенного класса.

При этом здесь можно выделить две концепции. Согласно первой концепции (точка зрения марксизма) партия есть форма социально-политического существования пролетариата как целостности на высшей стадии его развития. Вторая концепция, разработанная В.И. Лениным, рассматривает партию как авангард пролетариата.

Представители третьей точки зрения придерживаются институционной концепции партии. Не отрицая важности и значимости всех трех точек зрения, следует иметь в виду, что все они дополняют друг друга и способствуют раскрытию сущности политической партии.

Что же такое политическая партия, какова ее сущность, классификация и какие функции в жизни общества она выполняет?

Политическая партия

Политическая партия — это добровольный союз на идеологической основе, направленный на завоевание государственной власти или на участие во власти на государственном уровне. Причем, сама власть для этого союза оказывается инструментом реализации политических программ больших социальных групп.

Политическая партия — политическая организация, выражающая общие, коренные интересы того или иного класса или социального слоя и руководящая его политической деятельностью.

Политические партии являются относительно молодыми институтами в общественной жизни. Они возникли в сфере европейской культуры и распространились затем в других регионах современного мира. В их генезисе выделяют три этапа: аристократические группировки; политические клубы; массовые партии. В действительности все этапы прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консервативная (тори). Большая же часть партий возникла в виде массовых организаций.

Массовые политические партии в Европе начали формироваться во второй половине XIX в. Две основные причины, приведшие к их возникновению: расширение избирательного права, которое способствовало росту влияния партий в обществе, и организационное развитие рабочего класса, который создавал партийные организации, а это, в свою очередь, стимулировало развитие группировок, клубов в массовые политические партии.

Первой массовой политической партией была основанная в 1861 г., либеральная партия в Англии. В 1869 г. возникла первая массовая рабочая партия — Всеобщий германский рабочий союз, основанная Ф. Лассалем. К концу XIX века массовые партии (в основном социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы. Уже перед Первой мировой войной некоторые партии достигли довольно высокого уровня массовости. Так, в 1913 г. социал-демократическая партия в Германии насчитывала 983 тыс. человек, а на выборах за них голосовало более 4,4 млн избирателей. В конце XIX — начале XX в. массовые партии появились и в нашей стране.

Политические партии в обществе существуют уже много-много лет и накопили большой опыт политической деятельности и борьбы.

Они имеют на вооружении различные идеологические концепции, выражают интересы различных социальных сил. Политические партии приходили к власти, теряли ее и уходили с политической арены, оставляя определенный след в жизни общества. Опыт деятельности партии на политической арене позволяет провести классификацию политических партий.

В политологии существует много критериев, с помощью которых можно дать классификацию политических партий. Наиболее важными из них являются следующие:

Основываясь на этих критериях, все партии можно разделить на следующие группы:

I. Партии, идеология, программа и политика которых направлены на утверждение и совершенствование капитализма. Эти партии, естественно, не являются однородными. Среди них есть правоконсервативные, центристские и либерально-реформистского толка. Эти партии выражают интересы не только буржуазии, но и других слоев общества, что позволяет им расширять свою социальную базу.

II. Партии социалистического выбора, отстаивающие и выражающие интересы трудящихся, главным образом представителей наемного труда. Это социалистические, социал-демократические, коммунистические, лейбористские партии. Общие цели их программ сводятся к следующему: достижение свободы и равноправия в обществе, создание социальных гарантий для трудящихся, утверждение в обществе элементов социальной справедливости, защита наемных работников от социального угнетения и эксплуатации. Эта группа тоже не однородна. Можно выделить партии правого толка, центристские и леворадикальные. Эта классификация является довольно условной, т. к. некоторые партии занимают промежуточные позиции и их трудно отнести к тому или иному течению.

III. Мелкобуржуазные партии, призванные защищать интересы преимущественно мелких собственников, средних слоев. Эти партии сохраняют значительное влияние на политическую жизнь развивающихся и развитых стран. Многие мелкобуржуазные партии выступают в союзе с либерально-буржуазными партиями и партиями социалистического выбора.

IV. Партии, идеология, политика и практика которых имеют национально-демократическую окраску. Они возникают на почве роста национального самосознания народов. Именно так возникли, например, Уэльская и Шотландская партии в Великобритании, Индийский национальный конгресс в Индии и др. Социальная база этих партий неоднородна. Следовательно, идейная направленность и политическая позиция таких партий во многом зависят от представителей партийного руководства.

V. Партии, ориентирующиеся на верующих, на различные религиозные учения. Их программные платформы по своему социально-экономическому и идеологическому содержанию весьма многообразны, а порой и противоречивы. Но все они активно борются за усиление позиций религии в обществе, в том числе на религиозном и мировом уровнях. В программах таких партий довольно сильно представлены общечеловеческие ценности, идеи добра и справедливости, милосердия. Естественно, что все это привлекает довольно большое количество людей в эти партии.

А вот какую классификацию партий по функциональным и организационным различиям предлагает американский психолог Кон:

Они выполняют следующие функции: разработка стратегии избирательных кампаний; изучение общественного мнения; подбор и выдвижение кандидатов; контроль за деятельностью депутатов и т. д.

Партия любого типа выполняет конкретные функции в зависимости от того, какие задачи она решает на данном этапе общественного развития.

Таковы наиболее общие функции партий, позволяющие предметно судить об их месте и роли в политической жизни общества и механизме власти.

В большинстве современных стран функционирует многопартийная система. Партийная система — это механизм борьбы либо сотрудничества партий, стремящихся к реализации поставленных перед ними целей и задач. При этом в партийную систему входят те партии, которые действительно приняли и придерживаются в своей деятельности общих принципов, «правил игры», обязательных в рамках данной системы. Принятие и соблюдение принципов не обязательно должно означать их безусловное одобрение. Внутри партийных систем проявляются различные типы партийных структур. В свою очередь, партийная структура — это своеобразный союз взаимодействия и борьбы между партиями, способными к самостоятельному или коалиционному осуществлению власти в государстве.

В современной политологии различают четыре основных типа систем: буржуазно-демократическую; фашистскую; авторитарную; социалистическую. Возможно выделение переходных партийных систем.

Такие переходные системы формируются и функционируют в ограниченное время, в условиях угрозы политической независимости страны.

Примером может служить коалиция в период Второй мировой войны двух традиционно противостоящих друг другу партий Великобритании — лейбористов и консерваторов, или образование широких демократических фронтов, ориентирующихся на уничтожение диктаторских режимов.

Основные типы партийных систем

Сформировавшаяся в Европе и Северной Америке в связи с возрастанием роли парламентских выборов, она стала источником получения государственной власти. При этом такая система в своей деятельности руководствуется следующими принципами:

В буржуазно-демократической системе сформировалось множество видов партийных коалиций как выражение различных институционализированных способов сотрудничества и борьбы между партиями, способными принимать участие в осуществлении государственной власти.

Можно выделить следующие виды партийных коалиций: многопартийная; двухпартийная; модифицированная двухпартийная; двухблоковая и др.

При многопартийной коалиции ни одна из партий, работающих в парламенте, не в состоянии управлять самостоятельно. В этом случае создаются правящие коалиции для обеспечения большинства в парламенте. Данная коалиция является неэффективной, т. к. очень часто возникают кризисы исполнительной власти, отставка парламента, глав государств и т. д. Западные политологи считают, что идеальной является двухпартийная коалиция. В ней существуют две сильные партии, которые способны взять власть и самостоятельно ее осуществлять. Одна из них получает большинство мест в парламенте. Другая же становится в оппозицию. Прочности двухпартийной системы способствует мажоритарный закон о выборах при одномандатных округах, который предпочитает сильную партию и способствует тому, чтобы число полученных партией мест в парламенте дало ей возможность сформировать правительство и овладеть властными структурами. Своеобразная двухпартийность имеет место, например, в США, где борьбу за власть на всех уровнях ведут республиканцы и демократы.

Коалиция двухпартийная, модифицированная напоминает классическую двухпартийность тем, что в обществе две сильные партии, способные сформировать правительство и конкурировать друг с другом. Однако ни одна из них не имеет абсолютного большинства в парламенте и, чтобы создать правительство, одна из партий должна войти в коалицию с третьей партией, значительно меньшей по числу сторонников, отдающих свои голоса за эту партию на выборах. Примером такой коалиции может служить политическая система в Германии, где роль «регулятора » играет партия свободных демократов.

При двухблоковой коалиции за власть борются два блока или два партийных союза. Двухблоковость характерна для политических систем с четко выраженной идейной дифференциацией общества.

Поскольку двухблоковость вытекает из компромиссов между входящими в каждый блок партиями, она предполагает соперничество между ними за пределами избирательного периода и не ведет к двухпартийности.

Наиболее характерна двухблоковость для Франции, где перед президентскими, парламентскими и кантональными выборами формируются два партийных блока: левый, куда входят социалисты, коммунисты, левые радикалы, и правый, включающий голлистов, жискардистов и т. п.

Возникновение фашистской партийной системы связано с кризисом демократических методов осуществления власти, причем непосредственно причиной переворота часто становится радикальный рост влияния лево-революционных сил. И хотя в настоящее время в мире таких систем нет, но они вполне могут возникнуть, особенно в странах с низким уровнем развития демократии, где тяжелое экономическое положение, низкий жизненный уровень населения и неразвитая многопартийная система.

Надо отметить, что в обыденном понимании авторитарную партийную систему часто отождествляют с фашистской. Однако между этими системами имеются существенные различия, которые нельзя не учитывать в политологическом анализе.

Авторитарная система может служить самым различным целям: стремление к стабилизации исполнительной власти; необходимость централизованного осуществления власти в условиях внешней угрозы либо внутренней анархии; стимулирование развития национализма.

Для основания политических партий и движений должны быть соответствующие условия:

Подтолкнуть процесс образования партий и движений могут и «особые» причины:

Названные причины свидетельствуют, что в стране сложилась соответствующая обстановка, сформировались социально-экономические, политические и духовные предпосылки для стремительного развития политизированных групп, клубов, ассоциаций, движений и политических партий.

Ранее неформальные политические партии сегодня активно участвуют в политической жизни, по-разному, специфически отражая происходящие в обществе процессы. Неоднозначность причин появления политических формирований, разброс в социально-классовой направленности их платформ и действий обусловили разноцветье многопартийности в стране. Тем не менее прошедшее время уже позволяет выделить основные тенденции в развитии политических объединений на современном этапе:

Практика показывает, что есть возможность определить не только основные тенденции в развитии политических партий и движений, но привести их типологию, естественно, отличающуюся от предложенной Коном.

Вопрос типологии политических партий и движений не только теоретический, но и практический. Он очень сложный, т. к. партии и политические движения представлены самым широким спектром и социальных сил, и политических идей, и практикой реальных действий.

Типология политических партий и движений

В партиях социалистической ориентации можно выделить правый и левый фланги.

Левый фланг социал-демократических партий основной упор в своей работе делает на интеллигенцию, рабочих и служащих, которые видят в социал-демократии силу, противостоящую командно-административной системе и способную возглавить переход к демократическому, преуспевающему обществу.

Правый фланг социал-демократических партий свою опору главным образом видит в технократических слоях интеллигенции, отчасти у кооператоров, предпринимателей.

Политика их носит обычно антикоммунистический характер, направлена на конституционное изменение существующего строя в сторону свободного предпринимательства, неограниченных рыночных отношений;

Они выступают за восстановление прежней модели общества с модернизованной командно-административной системой.

Их социально-политические установки составляют слои, заинтересованные в капиталистическом переустройстве общества: часть технократии и бюрократии, занимающая посты в административных финансово-экономических и хозяйственных органах; часть интеллигенции, которая рассчитывает превратить в капитал, приносящий сверхвысокую прибыль, свою монополию на высокую квалификацию и талант.

Появились партии, претендующие защищать интересы рабочих. Формируются партии и объединения, призванные отстаивать интересы крестьянства. Созданы политизированные самодеятельные объединения, защищающие социал-экономические и политические права и интересы женщин, военнослужащих и их семей.

Они возникли и укрепляют свое влияние на почве роста национального сознания народа, массового недовольства населения национально-экономических проблем, командно-административной модели межнациональных отношений. У них очень сложная и пестрая мозаика взглядов и платформ.

Новые партии, всевозможные политизированные организации и движения внесли в общественную жизнь страны невиданное многообразие взглядов, платформ, подходов к преодолению кризиса общества, множества платформ организации и методов социального действия.

Многопартийность в нашем обществе рассматривается некоторыми политологами как приближение к идеалу общества, лишенного атрибутов господства одних групп людей, классов над другими. В социально-политическом плане многопартийность действительно призвана обеспечить соревновательность, соперничество между партиями, политическими группами, способствуя постоянной модернизации как самих политических партий, так и общества в целом. Но следует учитывать и ряд негативных факторов, порождаемых многопартийностью.

Это прежде всего стремление отдельных партийных лидеров порой искусственно нагнетать, разжигать антогонизмы и противоречия в обществе в интересах борьбы за власть, затягивать решение назревших проблем в обществе, руководствуясь при этом формулой «чем хуже для правящей партии, тем лучше для оппозиции».

Исторический опыт и социальная практика стран с высоко развитой экономикой, устойчивыми демократическими традициями свидетельствуют об эффективности двухпартийной системы. Меньшие по влиянию партии в таких политических системах рассматриваются как «партии давления», обеспечение механизма функционирования политического рынка. Тенденция развития политической жизни свидетельствует о том, что есть необходимость освоения опыта и культуры межпартийных отношений, опыта поведения партий в политической системе в зависимости от изменений внутренних и международных отношений. В политической системе деятельность и взаимодействие входящих в нее организаций регулируется социально-политическими и правовыми нормами, содержащимися в актах общественной организаций, политических партий, социально-политических движений.

К числу таких норм относятся: традиции, мораль, этика политической жизни. Особое место в системе этих норм занимает право, которое главным образом служит нормативным регулятором всех общественных отношений, базой функционирования государственных, общественных организаций и развития всей политической системы. Следует отметить, что партийные системы некоторых государств носят переходный характер. В силу этого они трудно поддаются типологизации. В то же время их партийные системы во многом характеризуются теми особенностями, которые присущи традиционно устоявшимся типам партийных систем.

Общественные организации

Неотъемлемой частью любой политической системы общества являются общественные организации. В политологии под термином «общественная группа» понимается такая группа или объединение людей, которые стремятся организованным способом реализовать поставленные перед собой цели. При определении общественной организации принимаются во внимание:

Таким образом, исходной для любой организации оказывается система элементов социальной связи, обеспечивающая единство и функционирование социальной группы.

Общественные организации оказывают активное воздействие на политическую жизнь общества. Оно проявляется:

Типы общественных организаций:

Самыми массовыми общественными организациями являются профсоюзы. Охватывая всю массу рабочих, служащих, кооператоров, профсоюзы стоятся по отраслевому принципу, что отражает не только профсоюзную специфику, но и образ жизни различных слоев трудящихся масс.

Однако в деятельности различных профсоюзных объединений есть и общее: они призваны представлять интересы рабочих и служащих в области труда, быта, культуры, принимать участие в обеспечении охраны здоровья людей.

Новые времена переживают и молодежные организации. В них в настоящее время идут сложные процессы, вызванные накопившимися за многие годы деформациями.

Особо следует отметить роль в жизни общества кооперации. В кооперативном движении отражается глубинная коллективистская традиция нашего народа. Негативных тенденций в этом движении сегодня довольно много. И поэтому жизненно необходимо упорядочить правовые, организационные и экономические основы кооперативного движения.

Жизнедеятельность граждан нашей страны не ограничивается только названными организациями. Например, массовой организацией трудящихся, отражающей потребность человека в творческом труде, выступает Союз научных и инженерных обществ. Сегодня в нашей стране действуют около трех тысяч общественно-политических групп и объединений. Среди них можно выделить народные фронты, клубы, объединения, общества, ассоциации. Народные фронты, движения — это широкое объединение политических групп и союзов, выступающих на общедемократичной, а подчас и на национально-демократичной платформе. После длительного перерыва в стране начинают действовать организации нового типа. Это различного рода правозащитные организации по защите профессиональных интересов и прав граждан, а также строго политические или пропартийного типа организации, которые являются ступенькой к гражданскому обществу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *