Что необходимо для получения банковской гарантии в сбербанке
Как получить банковскую гарантию Сбербанка
Получение банковской гарантии в Сбербанке пошагово:
Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной
Общие сведения
Финансовое обеспечение исполнения обязательств по коммерческим сделкам — основная задача банковской гарантии. Использование такой формы обеспечения контракта позволяет не изымать крупные суммы денег из оборота компании на период исполнения договора, а обратиться к банку, который гарантирует выполнение ваших обязательств.
Компании, которые не являются СМП или ИП, связываются с персональным менеджером или подают заявку на банковскую гарантию Сбербанк с помощью сервиса торговой площадки «Сбербанк-АСТ». Организациям, которые относятся к субъектам среднего и крупного бизнеса, и госкомпаниям для оформления БГ в банке счет не нужен. Таким компаниям банк установил лимит в 93 млрд рублей.
Для СМП и МП банк оформляет БГ с помощью сервисов:
Первый сервис позволяет получить обеспечение в течение суток при предоставлении минимального пакета документов, без залогов и поручительств и без открытия расчетного счета. В этом случае банк готов предоставить сумму от 50 000 до 15 млн рублей, но только индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям с годовой выручкой не более 400 млн рублей.
Второй позволяет получить сумму от 50 000 рублей. Максимум ограничен финансовым состоянием заемщика. БГ выдается только субъектам малого предпринимательства.
Как получить
Чтобы оформить банковскую гарантию Сбербанка для юридических лиц, подайте заявку напрямую с сайта банка или из личного кабинета торговой площадки «Сбербанк-АСТ».
Рассказываем, как получить банковскую гарантию для обеспечения контракта в Сбербанке для СМП и ИП напрямую с сайта:
Шаг 1. Зайти на сайт банка и перейти в раздел «Малому бизнесу и ИП».
Шаг 2. В разделе «Кредиты для бизнеса» выбрать блок «БГ».
Шаг 3. Нажать на кнопку «Подать заявку онлайн». Заполнить заявление и приложить документы.
Шаг 4. Отправить заявку.
Шаг 5. Дождаться решения.
Шаг 6. Оплатить комиссию.
На сайте банка указано, как долго делается БГ в Сбербанке по коммерческому договору — от двух часов.
Условия
Первое условие, на которое следует обратить внимание при получении банковской гарантии Сбербанка на обеспечение контракта, — годовая выручка. Она не должна превышать 400 млн рублей за прошедший год. Это обязательное требование для всех субъектов малого предпринимательства, как и срок хозяйственной деятельности — не менее трех месяцев.
Список документов
Вот какие документы для оформления банковской гарантии в Сбербанке придется подготовить:
Стоимость
Конкретные условия и стоимость банковской гарантии Сбербанка зависят от вида обеспечения, условий предоставления и финансового состояния заемщика.
При получении поручительства за один день вознаграждение за выдачу начинается от 0,49% от суммы контракта, но не менее 950 рублей. Для второго продукта вознаграждение составит от 2000 рублей — сумма зависит от финансового состояния компании и других факторов.
Инструкция по оформлению банковской гарантии от Сбербанка
Как получить банковскую гарантию для обеспечения контракта в Сбербанке:
Общие сведения
БГ — это инструмент, с помощью которого кредитные организации обеспечивают обязательства клиентов перед третьими лицами. Выдавая БГ, банк обязуется, в случае если контрагент получателя предъявит к нему претензии, удовлетворить эти требования в пределах суммы БГ вместо клиента. После этого банк вправе взыскать выплаченные средства с клиента, но третье лицо в этом этапе отношений уже не участвует.
Это удобный инструмент обеспечения обязательств для компаний, у которых нет возможности передавать крупные суммы в залог, выводя их из оборота. Подробнее: «Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить».
Так же работают банковские гарантии Сбербанка для юридических лиц, кредитная организация предлагает несколько вариантов этой услуги с разными условиями.
Порядок получения различен для организаций крупного и среднего масштаба, малого бизнеса и ИП:
Клиентам из числа СМП и ИП Сбербанк предлагает два стандартных варианта услуги:
Первый — наиболее простой вариант с ограниченным размером, минимальным пакетом необходимых документов и минимальными требованиями к клиенту. Второй вариант предусматривает немного более сложные требования, но и сумма в нем допускается выше.
Оба варианта доступны ИП и ООО с выручкой до 400 млн рублей в год.
Когда оформляется электронная банковская гарантия, Сбербанк оставляет за собой возможность отказать в оказании услуги, в том числе без объяснения причин — такую ремарку банк оставляет в качестве примечания мелким шрифтом. Возможность отказа связана с тем, что банк, оценив предоставленную клиентом информацию, вправе счесть его неблагонадежным, а сотрудничество — рискованным.
Важно помнить, что при приобретении любой услуги кредитной организации следует внимательно ознакомиться со всеми условиями сотрудничества.
Как получить
Порядок, в котором оформляется банковская гарантия Сбербанка на обеспечение контракта или для любых других целей, следующий:
На сайте банка указано, как долго делается БГ в Сбербанке по коммерческому договору, — в среднем это занимает 2 часа, но банк оговаривает возможность корректировать срок рассмотрения в зависимости от ситуации.
Условия
Условия, которым обязан соответствовать клиент, чтобы состоялось получение банковской гарантии в Сбербанке, это срок деятельности не менее трех месяцев при залоге векселей и не менее полугода, если залог отсутствует. Годовая выручка клиента не должна превышать 400 млн рублей.
Обеспечение предоставляется на ограниченный срок — не более пяти лет.
Сумма для первого варианта услуги составляет от 500 рублей до 15 млн рублей. Для второго минимальная сумма 50 000 рублей, а максимальная вычисляется индивидуально в зависимости от финансового состояния клиента.
Список документов
Потребуются следующие документы для оформления банковской гарантии в Сбербанке:
При рассмотрении заявки банк вправе запросить дополнительную информацию и документы.
Стоимость
Вознаграждение, которое клиент уплачивает банку за услугу, зависит от выбранного пакета:
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Как составить банковскую гарантию
И как она работает
Банковскую гарантию можно использовать не только для госзакупок, но и для получения таможенных и налоговых льгот.
Я расскажу, что такое вообще банковская гарантия, как ее оформить и проверить в реестре, а также о других неочевидных способах, где ее можно использовать.
Что такое банковская гарантия
Банковская гарантия — это обещание банка оплатить долг, если его клиент не выполнит взятое на себя обязательство. За выдачу такой гарантии банк получает плату от клиента.
Чаще всего банковской гарантией пользуются предприниматели. Например, фермер хочет купить у завода комбайн для сбора урожая. Деньги у фермера появятся только после того, как он соберет и продаст урожай. Поэтому фермер просит завод предоставить ему отсрочку по оплате трактора. Чтобы завод поверил ему и согласился продать комбайн, фермер получил у банка гарантию. По условиям гарантии банк оплатит долг фермера, если он не переведет деньги за комбайн до начала зимы.
В большинстве случаев гарантии используются при взаимодействии предпринимателей с государством — для участия в госзакупках, упрощенного возврата НДС или отсрочки уплаты таможенных пошлин.
Участники процесса
В процессе оформления банковской гарантии участвует три стороны: принципал, бенефициар и гарант. Не пугайтесь этих терминов, на самом деле все просто.
Принципал — тот, кто просит банк выдать гарантию, что исполнит свои обязательства, и платит за это. Например, предприниматель выиграл торги на ремонт школы. При заключении госконтракта он должен предоставить гарантию, что выполнит ремонт качественно и в срок. Такую гарантию он покупает у банка. В данной ситуации предприниматель — это принципал.
Бенефициар — тот, кто получит по гарантии деньги, если принципал не выполнит перед ним свои обязательства. Бенефициаром может быть как заказчик и покупатель, так и продавец, подрядчик и исполнитель. В нашем примере с ремонтом школы бенефициар — это школа. Если предприниматель вовремя не сделает ремонт, школа обратится в банк и получит возмещение по гарантии. В госзакупках бенефициар — это всегда заказчик.
Но в отношениях между предпринимателями бенефициаром может быть и подрядчик.
Например, заказчик и подрядчик подписали договор на строительство магазина. На момент подписания договора у заказчика не было средств, чтобы оплатить строительство. Подрядчик согласился, что работы полностью оплатят через три месяца после того, как магазин построят. Чтобы минимизировать риск неоплаты работы, подрядчик выдвинул свое условие: заказчик должен предоставить банковскую гарантию — если заказчик вовремя не оплатит строительство, подрядчик получит деньги у банка. В данном случае бенефициар — подрядчик.
Гарант — это банк или другая коммерческая организация, которая выдает письменное обязательство заплатить бенефициару, если принципал не выполнит свои обязательства.
Раньше гарантом мог быть только банк. Но с 2015 года право выдавать гарантии было предоставлено всем коммерческим организациям, а термин «банковская гарантия» заменен на другой — «независимая гарантия». Но гарантии для госзакупок, таможни и налоговой до сих пор могут выдавать только банки. Я буду дальше использовать термин «банковская гарантия» вместо указанного в гражданском кодексе «независимая гарантия» и «банк» — вместо термина «гарант».
Условия банковской гарантии
Обязательные условия гарантии. По закону в гарантии должны быть указаны:
Если в гарантии отсутствует хотя бы одно из этих условий, она может быть признана недействительной. Бенефициар обращается к гаранту за выплатой, а он отказывается платить — говорит, что гарантия недействительна.
Но иногда суды входят в положение бенефициара и признают гарантию действующей, даже если она не содержит одно из указанных в законе условий. Ведь чаще всего гарантию составляет сам гарант, и он должен отвечать за допущенные ошибки. Поэтому Верховный суд разъяснил, что суды не могут ограничиваться формальной проверкой текста гарантии.
Например, банк (гарант) выдал гарантию, которая обеспечивает обязательство подрядчика (принципала) построить для заказчика (бенефициара) торговый центр. То ли случайно, то ли специально банк не указал в гарантии ее бенефициара — заказчика строительства. Из-за этой ошибки банк отказался выплачивать по гарантии. Суды первой и апелляционной инстанции согласились с банком — в гарантии не указан бенефициар, поэтому она недействительна.
Заказчик подал кассационную жалобу и указал, что банк сам направил гарантию заказчику строительства, а значит, знал бенефициара. Также до выдачи гарантии подрядчик вел с банком переговоры и сообщил ему данные заказчика строительства. В итоге заказчик добился справедливости.
Дополнительные условия гарантии. Некоторые бенефициары выдвигают собственные требования к тексту гарантии. Поэтому лучше заранее получить у гаранта проект гарантии и согласовать его с бенефициаром. Чаще всего споры возникают о перечне документов, которые должен передать бенефициар гаранту, чтобы он ему заплатил.
Также стороны могут спорить о порядке передачи требования о платеже гаранту. Бенефициары стремятся побыстрее получить деньги, поэтому могут просто пересылать требования по факсу или электронной почте. Гаранты же часто требуют, чтобы им был передан подписанный директором и скрепленный печатью оригинал требования.
Условия гарантий для госзакупок. Наряду с условиями, указанными в гражданском кодексе, в гарантиях для госзакупок должны также быть указаны следующие условия:
Кроме этого, заказчик (бенефициар) может установить дополнительные требования к гарантии. Например, условие, что он как заказчик получает право бесспорно списать деньги со счета в банке в случае, если банк сам не перечислил их в течение пяти дней со дня получения требования об этом.
Такие дополнительные требования заказчик может прописать в одном из следующих документов:
Если выданная банком гарантия не будет соответствовать этим требованиям, заказчик откажется допускать участника к торгам.
Документы, передаваемые с требованием об оплате. Также в гарантии должны быть перечислены документы, которые бенефициар должен представить одновременно с требованием банку оплатить гарантию. Стороны сами согласовывают перечень таких документов. Чаще всего среди них указывают расчет долга, а также копию доверенности лица, который подписал требование.
По гарантии для госзакупок перечень таких документов утвержден правительством РФ. Вот какие это должны быть документы:
В гарантии для госзакупок нельзя указывать, что заказчик (бенефициар) должен предоставить судебные акты, которые подтвердят неисполнение принципалом своих обязательств.
Как выглядит банковская гарантия
К форме банковской гарантии есть только одно требование — она должна быть письменной. Это означает, что недостаточно просто устно договориться о выдаче гарантии. Банк обязательно должен ее оформить на бумаге.
По внешнему виду гарантия похожа на договор, но есть одно отличие — она может быть подписана только банком. При желании гарантию также могут подписать принципал и бенефициар, но это не обязательно.
Гарантии отличаются в зависимости от вида обязательств, которые они обеспечивают.
Гарантии исполнения договора. Такие гарантии защищают одну из сторон договора от его нарушения. Гарантии могут обеспечивать как обязательства покупателя оплатить товар или услугу, так и обязательства продавца передать товар или оказать услугу.
Сначала читать, потом подписывать
Вот самые распространенные договорные гарантии:
Некоторые предприниматели неответственно относятся к участию в торгах — заявляют очень низкие цены, а после победы отказываются заключать госконтракт или заключают, но плохо его исполняют. Поэтому государство предусмотрело обеспечение участия в торгах: исполнитель должен внести деньги на специальный счет или предоставить гарантии. Если победитель торгов не заключит госконтракт, то заказчик не отдаст ему внесенный на счет задаток или потребует от банка выплатить указанную в гарантии сумму. В документации о закупке прописывается, какой вид обеспечения можно выбрать, а также его конкретные условия.
Законом о госзакупках предусмотрены три вида гарантий:
Последняя гарантия была введена в закон о госзакупках в мае 2019 года и поэтому еще мало известна. Работает она так: например, продавец устанавливает гарантийный срок работы лампочек. Если лампочки сломаются в течение этого срока, заказчик сможет требовать с продавца денежное возмещение. Гарантия этих обязательств как раз и обеспечивает обязанность продавца выплатить такое возмещение.
При этом у разных гарантий разные сроки:
Гарантии для госзакупок могут выдавать только банки, которые входят в список Минфина. Чтобы попасть в список, банки должны соответствовать требованиям к уровню капитала и кредитного рейтинга.
Таможенные гарантии. Предприниматели, которые ввозят товары в Россию, должны уплатить таможенную пошлину. Если на момент ввоза товара у предпринимателя нет денег для уплаты пошлины, то ему придется влезть в долги, например взять кредит у банка.
Вместо этого можно попросить у таможни отсрочку или рассрочку уплаты пошлины и купить у того же банка, но за меньшую сумму гарантию своевременной уплаты пошлины. За счет вырученных от продажи товара денег предприниматель уплатит пошлину, и ему не придется погашать проценты за взятый кредит.
Такую гарантию может выдать банк, который включен в перечень, утвержденный таможенной службой.
Налоговые гарантии. Есть три вида гарантий, по которым бенефициар — налоговая: когда налогоплательщик хочет получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, ускоренное возмещение НДС и когда производитель алкогольной продукции хочет получить отсрочку по уплате акцизов. Вот они подробнее:
Гарантию для налоговой может выдать только банк, включенный в перечень Минфина.
Преимущества
Для бенефициара главное преимущество — легкость получения денег по гарантии. Единственное условие выплаты по гарантии — банку нужно предоставить перечисленные в ней документы. Когда банк получает полный комплект документов, он обязан заплатить. При этом банк не будет разбираться, действительно ли принципал не выполнил свои обязательства. Гарантия позволяет максимально быстро получить от банка деньги, избежав возражений принципала, что на самом деле он исполнил свое обязательство в срок и в полном объеме.
Такие споры часто возникают между сторонами договора.
Например, подрядчик сделал ремонт, а заказчик заявил, что это не ремонт, а его жалкая имитация. Спор передают в суд, который назначает экспертизу. Одна из сторон не соглашается с результатами экспертизы и просит провести повторную, и все это длится несколько месяцев, а то и лет. Если же у бенефициара будет гарантия, то он сразу же сможет получить у банка деньги.
Принципалу благодаря гарантии не нужно извлекать деньги из оборота или предоставлять залог или поручительство.
Как работает гарантия
Обеспечение банковской гарантии. Когда банк выдает гарантию, он рискует потерять деньги. Если принципал не исполнит свои обязательства, то банк заплатит по гарантии и будет требовать с него компенсацию. Но ведь принципал может не заплатить компенсацию, например из-за банкротства. В таком случае банк потеряет выплаченные по гарантии деньги.
Чтобы уменьшить риск неуплаты компенсации, некоторые банки выдают гарантии только при условии предоставления обеспечения. Например, принципал может предоставить банку в залог какое-то ценное имущество — недвижимость, машину или что-то другое. Если принципал не выплатит компенсацию, банк заберет себе заложенное имущество.
Также в качестве обеспечения банк может попросить предоставить поручительство какой-нибудь фирмы или предпринимателя с устойчивым финансовым состоянием. В таком случае банк сможет взыскивать компенсацию не только с самого принципала, но и с лица, предоставившего поручительство.
Возникает вопрос: зачем тогда нужна гарантия, если можно предоставить тот же залог напрямую бенефициару? Но не все бенефициары готовы принимать в качестве обеспечения залог или поручительство. Эти виды обеспечения часто требуют обращения в суд и работы с судебными приставами.
Администрация районной больницы объявляет тендер на закупку аппаратов ИВЛ, которые требуются этой больнице. Но если что-то пойдет не так и выбранный исполнитель исчезнет, больнице придется самой разбираться с последствиями. Администрация не умеет обращать взыскание на залог — подавать иск в арбитражный суд, искать фактическое местонахождение залога, добиваться от пристава его ареста. Больнице проще обратиться в банк с требованием оплатить гарантию.
Предполагается, что банк заплатит, поскольку имеет достаточное количество денег и дорожит своей репутацией. В свою очередь, банк имеет опыт взыскания долгов, в том числе путем обращения взыскания на залог, и поэтому готов рискнуть своими деньгами.
Гарантия может быть не обеспечена залогом или поручительством. Банки конкурируют друг с другом и в погоне за клиентом часто готовы выдать гарантию без обеспечения.
Этапы оформления
Гарантии для госзакупок, таможни и налоговой могут выдавать только банки, которые включены в утвержденные государством перечни.
Определив, какие банки удовлетворяют бенефициара, принципал выбирает конкретный банк. У каждого банка свои условия выдачи гарантии: размер комиссии, срок оформления, готовность вносить изменения в свои типовые формы. Принципал может запросить предложения у разных банков и выбрать наиболее выгодное.
Сбор и предоставление документов. Для оформления гарантии банку требуется ряд документов. У каждого банка свой перечень запрашиваемых документов.
У ИП банк, скорее всего, попросит копию паспорта, книгу учета доходов и расходов, налоговые декларации, выписку со счета и справку из налоговой об отсутствии задолженности.
У юрлица — бухгалтерскую отчетность, справку из налоговой об отсутствии задолженности, копии паспортов генерального директора, всех участников, протокол собрания участников, совета директоров или акционеров о назначении директора, приказа о назначении на должность директора, устав.
Точный список документов сообщит сотрудник банка в ответ на заявку о выдаче гарантии.
Рассмотрение заявки. Получив заявку и полный комплект документов, банк будет принимать решение о выдаче гарантии. В каждом банке свой срок принятия решения, например в Тинькофф-банке — несколько часов, в банке «Санкт-Петербург» — один день.
Общие условия выдачи банковской гарантии в банке «Санкт-Петербург»PDF, 700 КБ
При положительном решении вам предложат заключить договор и оплатить счет.
Заключение договора между принципалом и гарантом. Перед выдачей гарантии банк и принципал заключают договор, где указывается, когда и сколько принципал должен заплатить банку, в пользу какого бенефициара банк выдаст гарантию и условия выдаваемой гарантии.
Уплата суммы вознаграждения гаранту. После подписания договора банк выдаст счет на оплату гарантии. Некоторые банки готовы предоставить гарантию авансом, т. е. до ее оплаты. Но чаще всего банк выпускает гарантию только после того, как деньги поступят на его счет.
При оплате гарантии лучше учитывать сроки и оплачивать заранее. Обычно деньги приходят в тот же день, если гарантию оплатили до 16:00. Платежи, проведенные после 16:00, банк видит только на следующий рабочий день.
Выдача банковской гарантии. Гарантия вступает в силу со дня ее выдачи гаранту или бенефициару.
Чаще всего принципал получает гарантию и передает ее бенефициару. Но также банк может направить гарантию напрямую бенефициару.
Гарантии для госзакупок должны быть в электронном виде. Банковские гарантии для налоговой и таможни могут быть в бумажном или электронном виде. Электронная гарантия — это цифровой документ, подписанный электронной подписью.
При выдаче электронной банковской гарантии для госзакупок банк загружает ее в реестр гарантий. На это отводится срок в один день.
Электронная гарантия для налоговой и таможни передается банком этим ведомствам по системам электронного документооборота.
Как правило, электронную банковскую гарантию можно посмотреть в личном кабинете на сайте банка. Чаще всего ее бумажный вариант можно запросить у банка.
Использование банковской гарантии
Требование оплатить гарантию. Если принципал не исполнит свое обязательство, то бенефициар потребует от банка оплатить гарантию. Для этого бенефициару достаточно направить в банк требование совершить платеж и приложить к нему указанные в гарантии документы, например расчет долга и доверенность.
Банк не вправе отказаться оплачивать гарантию, даже если принципал уверяет, что он исполнил свое обязательство. И если банк сам знает, что обязательство исполнено, он обязан заплатить по гарантии.
Федеральное агентство (бенефициар) заявило, что строительная компания (принципал) не выполнила своих обязательств, и потребовало, чтобы банк оплатил гарантию. Банк знал, что на самом деле строительная компания добросовестно исполнила свои обязательства. Несмотря на это, банк оплатил гарантию. Согласно условиям заключенного между банком и принципалом договора банк имел право списывать со счета принципала компенсацию по оплаченной гарантии, что он и сделал.
Строительная компания с этим не согласилась и потребовала, чтобы суд вернул списанные банком деньги. Суд первой инстанции удовлетворил иск строительной компании — банк знал, что принципал выполнил свои обязательства, и не имел права списывать деньги. Но банк смог обжаловать это решение — выплата по гарантии производится независимо от того, исполнил принципал свои обязательства или нет. Если бенефициар предъявил требование о платеже и приложил все необходимые документы, то банк обязан заплатить.
п. 12 обзора Верховного суда РФ от 05.06.2019PDF, 251 КБ
Действия банка после получения гарантии. Когда банк получил требование оплатить гарантию, он должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копию требования и приложенных к нему документов. Банк должен оценить требование и приложенные к нему документы в течение пяти дней со дня, когда он их получил. В гарантии может быть установлен другой срок, но он не может превышать 30 дней.
Банк не разбирается, на самом ли деле принципал не исполнил своих обязательств, а оценивает, правильно ли составлены представленные бенефициаром документы. Например, банк может отказаться платить, если бенефициар не подписал расчет долга.
Возмещение сумм, выплаченных банку по гарантии. Принципал обязан возместить банку суммы, выплаченные бенефициару по гарантии.
Если же банк оплатил гарантию при неполном комплекте документов, то принципал не обязан возмещать его расходы. Поэтому перед тем, как возмещать гарантию, важно просмотреть присланные банком копии документов бенефициара. Возможно, бенефициар неправильно оформил документы и банк это не заметил. Достаточно просто сравнить документы со списком в самой гарантии. Также можно перепроверить, подписаны и заверены ли переданные бенефициаром документы.
Ответственность бенефициара. Может произойти такая ситуация: бенефициар потребовал оплатить гарантию, хотя принципал выполнил свое обязательство. Банк оплатил гарантию и получил от принципала возмещение. В таком случае принципал вправе требовать от бенефициара оплатить перечисленную банком сумму возмещения.
п. 16 обзора Верховного суда РФ от 05.06.2019PDF, 251 КБ
Как проверить в реестре гарантий
Информация обо всех гарантиях для госзакупок фиксируется в специальном реестре. Реестр банковских гарантий — это электронная база, в которую вносятся сведения о гарантиях, выданных участникам госзакупок.
Если банк не внесет информацию о гарантии в реестр, то заказчик откажется принимать ее в качестве обеспечения.
До 1 июля 2018 года реестр гарантий был в открытом доступе на сайте госзакупок. Участники закупок могли проверять, внесена ли гарантия в реестр. Сейчас доступ к реестру есть только у банка и заказчика — бенефициара.
Подтверждение, что гарантию внесли в реестр, — выписка из него. Такую выписку банк обязан предоставить участнику — принципалу — в течение одного рабочего дня после включения информации в реестр.
Реестра банковских гарантий для налоговой и таможни не существует. Поэтому в данных ведомствах надо запрашивать подтверждение принятия гарантий.
Стоимость
За выдачу гарантии принципал должен заплатить банку комиссию. Размер комиссии зависит от суммы, срока и вида гарантии. Также на размер комиссии влияет финансовое состояние принципала. Если у принципала положительная кредитная история, обороты по счету, то, возможно, банк установит комиссию в меньшем размере. Если же у принципала много долгов, банк может запросить более высокую комиссию.
Нет единой формулы расчета комиссии за выдачу гарантии. У каждого банка своя методика расчета. Комиссия за гарантию заявки на участие в госзакупках — в среднем 5% от суммы гарантии, а за обеспечение контракта — 10%.
Пример расчета. Комиссия по банковской гарантии считается отдельно по каждому договору и контракту. Точный размер комиссии может сообщить только банк, который выдает гарантию. Но чтобы рассчитать ее приблизительный размер, можно узнать у банка, сколько примерно будет комиссия от суммы гарантии.
1 000 000 х 5 % = 50 000 Р
В некоторых банках для расчета комиссий есть онлайн-калькуляторы.
Возврат банковской гарантии
По общему правилу, когда срок действия гарантии истек, ее не надо возвращать банку. Такая гарантия теряет свою юридическую силу, и по ней банк уже не произведет оплату.
Гарантии для госзакупок также не подлежат возврату.
Но в тексте гарантии или договора о ее выдаче может быть указано, что если срок гарантии истек, то ее надо вернуть в банк. Возврат гарантии означает, что бенефициар больше в ней не нуждается и банк не должен производить по ней выплату.
Бухгалтерский учет банковских гарантий
Бенефициары должны вести бухгалтерский учет выданных им гарантий, а принципалы — расходов на ее выдачу. Бенефициары учитывают гарантии на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Гарантия списывается со счета бенефициара при истечении срока ее действия.
У принципала расходы на покупку гарантии у банка можно учесть как себестоимость имущества, для приобретения которого она была получена. Например, если гарантия была оформлена для обеспечения оплаты автомобиля, то ее можно учитывать как часть стоимости этого автомобиля.
Нигде не указано, что принципал должен вести бухгалтерский учет самих гарантий, ведь их выдает банк в пользу бенефициара. Но выданная бенефициару гарантия может оказать влияние на финансы принципала. Например, если банк заплатит по гарантии, то потребует с принципала выплатить компенсацию. Поэтому некоторые принципалы также учитывают гарантию в своем забалансовом счете 008.
ИП могут не вести бухгалтерский учет, в том числе и учет банковских гарантий.