Что необходимо для перехода конфликтной ситуации в конфликт
40. КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ПЕРЕРАСТАНИЕ В КОНФЛИКТ
40. КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ПЕРЕРАСТАНИЕ В КОНФЛИКТ
Основным понятием конфликта является конфликтная ситуация, которая предполагает наличие двух основных составляющих – участников конфликта (оппонентов) и предмета конфликта.
Участники конфликта в силу сложности их структуры не одинаковы между собой «по силе», т. е. по рангу. Если участник конфликта выступает в нем лишь от своего имени и преследует только свои личные интересы и цели, то его относят к оппоненту первого ранга. Если в конфликт вступает группа индивидуумов, преследующих общую групповую цель, то речь идет об оппоненте второго ранга. Оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом простых групп второго ранга. Оппонентом нулевого ранга – человек, который в противоречии с самим собой вырабатывает свою собственную позицию.
Первопричина, являющаяся основой конфликтной ситуации – предмет конфликта. Его определение – наиболее сложная, но основная задача, решаемая одновременно с выявлением причин конфликта.
Для возникновения конфликта помимо участников (оппонентов) и предмета конфликта необходимы определенные действия со стороны оппонентов, называемые инцидентом.
Таким образом, конфликт – это конфликтная ситуация плюс инцидент (действия участников конфликта). Конфликтная ситуация сможет существовать задолго до прямого столкновения оппонентов, она может переходить к новым оппонентам даже в том случае, когда причины конфликта уже исчезли. Инцидент может возникнуть как по инициативе оппонентов (или одного из них), так и по объективным причинам (например, срыв важного задания или ошибка руководителя).
Конфликтная ситуация и инцидент относительно независимы друг от друга. Так, конфликтная ситуация может в своей основе иметь объективные обстоятельства, а инцидент может возникнуть неожиданно. С другой стороны, конфликтная ситуация (как и инцидент) может создаваться оппонентом намеренно, ради достижения определенных целей. Ситуация может быть также порождена им без цели или даже во вред себе по причинам психологического свойства.
Читайте также
Конфликт в семье
Конфликт в семье Конфликт в личной жизни — главная причина большинства суицидов. Отсутствие отца, алкоголизм, невнимание к внутреннему миру детей в так называемых благополучных семьях, авторитарность родителей — все это роняет семя смерти, способное дать всходы не
31. КОНФЛИКТ
31. КОНФЛИКТ Конфликт – это отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством, основанным на противоположности мотивов.Структура конфликта: 1) стороны конфликта – участники конфликтной ситуации; 2) предмет – причина
Конфликт
Конфликт трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. В психологии различают внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Эти конфликты могут выполнять позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную)
Резус-конфликт
Резус-конфликт Женщины, у которых резус-фактор отрицательный, тоже способны стать мамами. При этом их беременность протекает ничуть не тяжелее, чем у других женщин. Просто в этом случае вам надо быть готовой к особому контролю за своим здоровьем. Возможно, вам придется
Эволюция героя сквозь сюжет. Конфликт, конфликт, еще раз конфликт
Эволюция героя сквозь сюжет. Конфликт, конфликт, еще раз конфликт Оптимисты пишут плохо. Поль Валери Нетривиальный сюжет и яркие герои и делают «банальную» тему, фабулу, историю интересной, задевающей читателя за живое, заинтересовывают и удерживают его за чтением. Как?
КОНФЛИКТ
Конфликт
Конфликт См. также «Съесть, утопить, вырыть яму» (с.428)Наиболее легкий и наименее конструктивный ответ на внутриорганизационный конфликт – сделать вид, что нет никакого конфликта.Лайл Шаллер,американский специалист по менеджментуТолько время улаживает конфликты, но ему
«Конфликты и способы их разрешения»
«Конфликты и способы их разрешения»
«Конфликт» – неизбежное явление социальной жизни.
В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.
Среди участников конфликта различают:
Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы.
Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы.
Причины возникновения конфликтов:
Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.
Структура конфликта
Объяснить эскалацию конфликта можно закономерными усилиями каждого участника по поиску поддержки среди окружения и «вербовки» своих сторонников.
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:
Разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других «косой взгляд» партнера, а для третьего драка и т.д. Поэтому и понятия «конфликтная ситуация» носит не устойчивый характер, зависящий от многих факторов.
Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много:
Однако конфликт может выполнять и позитивные функции:
Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.
Выделяют пять способов разрешения конфликта:
Основные приемы, необходимые для предотвращения конфликта:
Апсеитова Я.С., социальный педагог отделения реабилитации на 20 койко-мест.
Как управлять конфликтами и разрешать их
Выбрать правильную стратегию, выслушать все стороны, сохранять спокойствие
Конфликт — это столкновение двух и более людей из-за несовместимости интересов, потребностей или ценностей. Конфликты возникают постоянно, и их не надо бояться. В психологии считается, что конфликт — это один из способов развития отношений, и у него есть много полезных функций.
Чем полезен конфликт
Разрешение противоречий
Например, ваш друг постоянно опаздывает, и его приходится подолгу ждать. Пока вы не заявляете о своём недовольстве, он будет думать, что всё в порядке. Если вы скажете, что вам это не нравится, возникнет конфликт. В результате обстоятельства изменятся: либо вы перестанете ждать непунктуального товарища, либо он научится уважать ваше время.
Чтобы противоречия разрешились благополучно, желательно выявить их как можно раньше. Как правило, чем быстрее случился конфликт — тем лучше.
Глубина отношений
Когда люди сближаются, рано или поздно у них найдётся повод для несогласия. Выражая несогласие и разрешая возникший после этого конфликт, люди узнают друг друга лучше, и отношения углубляются. Если же вы стремитесь всегда быть хорошим и не показывать своего недовольства, взаимодействие остаётся поверхностным.
Ясность
Зачастую именно в конфликте человек чётко осознаёт, что нужно ему, а что оппоненту. Кроме того, в конфликте легче понять самого себя. Например, узнать — вы за или против толерантности, как вы относитесь к несправедливости и так далее.
Поддержка
Конфликт помогает находить друзей и союзников. Например, одноклассник исподтишка дразнил вас, и этого никто не замечал. Когда же вы открыто возмутились и потребовали прекратить, оказалось, что он доводил не только вас. Теперь, объединившись, вы можете вместе противостоять агрессору.
Однако любой конфликт принесёт не пользу, а вред, если его запустить. Порой эмоции достигают такого накала, что восстановить мир очень трудно либо стороны переходят к насильственным методам. Бывает, что конфликт приносит большие моральные и материальные потери. Например, вы узнаёте, что человек, которому вы доверяли, вас обманывает. Но если правильно действовать во время конфликта, этого можно избежать.
Как вести себя во время конфликта
Сотрудничество
Это наиболее эффективный стиль поведения в конфликте. Он же требует самых больших усилий от участников. Подразумевается, что стороны отстаивают свои интересы, принимают во внимание нужды и желания оппонентов и находят подходящее для всех решение.
Компромисс
В отличие от сотрудничества, при компромиссе каждый участник отказывается от части своих интересов и потребностей, чтобы прийти к согласию. Например, вы с другом выбираете, как провести выходной: он хочет в музей, а вы в кино. После обсуждения вы решаете пойти на интерактивную выставку. Вы оба отказались от своих планов и выработали компромиссный вариант.
Уклонение
Уклонение, как и приспособление, — не лучший стиль поведения в конфликте. Вы не решаете проблему, не взаимодействуете с другими и не получаете новый полезный опыт.
Но бывают случаи, когда такой способ наиболее продуктивен:
🙄 Проблема не настолько важна,
чтобы тратить силы на её разрешение.
Например, вам не важно, в чём ехать за город. Мама настаивает на спортивной куртке с капюшоном — и вы не спорите.
😶 Вы не планируете продолжать отношения с человеком. Это касается конфликтов с незнакомыми людьми в магазине или транспорте, спора с учителем, который пришёл на замену.
Вам не придётся дальше взаимодействовать с ними, и проще уклониться от конфликта, чем начинать его.
Приспособление
Приспособиться — это действовать совместно с другой стороной, но не отстаивать свои интересы в целях сохранения мира.
Этот стиль эффективен в двух случаях:
😒 Исход дела не очень существенен для вас, но очень важен другой стороне.
Например, подруга просит пойти с ней на дискотеку: туда придёт одноклассник, который ей нравится. Вам не очень интересно такое времяпровождение, но вы соглашаетесь, ведь ей это важно.
😬 Вы сознательно жертвуете своими интересами в пользу другой стороны, чтобы выразить свои чувства и расположение.
Например, сестра проиграла в конкурсе, и вы решаете уступить ей своё новое платье. Так вы заботитесь о ней.
В остальных случаях приспособление обычно приводит к тому, что человек чувствует себя жертвой, перестаёт получать удовольствие от общения или начинает злиться. Часто в таких случаях конфликт всё равно возникает, но по менее важным поводам. Чтобы этого не происходило, стремитесь к сотрудничеству или компромиссу.
Правила разрешения любого конфликта
Задайте два вопроса:
«Чего хотят участники конфликта?» и «Почему они этого хотят?»
За целями в конфликте всегда стоят определённые потребности. Например, одноклассник пытается списывать у вас на контрольных, а вас это бесит. Его цель — получить хорошую оценку, но его потребность — не чувствовать себя хуже других, отстающим. Поняв это, вы вместе сможете найти устраивающее обоих решение: дадите ему списать или поможете подтянуть предмет.
Техники разрешения конфликта
Я-высказывание
Состоит из трёх частей:
Все три части должны содержать оценку ситуации, а не оппонента, иначе я-высказывание не сработает. Кроме того, важно придерживаться нейтрального тона. Потренируйтесь вместе с друзьями составлять я-высказывания, описывая свои проблемы и потребности в отношениях.
Постепенное снижение напряжённости
Техника помогает увеличить доверие и перевести конфликт в русло сотрудничества.
Один из участников конфликта говорит, что хочет примириться и достигнуть согласия. Чтобы подтвердить своё намерение, делает небольшую уступку оппоненту и выражает надежду, что тот ответит тем же.
Если второй участник делает ответный шаг, первый может уступить ещё чуть-чуть — и получится продвинуться в переговорах. Уступки не должны быть слишком значительными и показывать слабость вашей позиции. С их помощью вы демонстрируете желание сотрудничать.
Посредник
Для разрешения конфликтов со сверстниками привлекайте третьих лиц — друзей, учителей, родителей. Важно, чтобы они не были заинтересованы в положительном исходе конфликта. Третья сторона полнее и объективнее оценит ситуацию и поможет участникам разобраться с проблемой без эмоций и перехода на личности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Способы выхода из конфликта: пути и стратегии разрешения конфликтных ситуаций
Конфликты неизбежны. Они могут возникать везде, где действуют два или более человека, то есть практически в любой момент нашей жизни. Человек – социальное существо, и это стоит принять за аксиому, с людьми придётся общаться всю жизнь. А если запереться и не контактировать с людьми, могут возникнуть проблемы похуже.
В наших силах лишь сократить количество конфликтов и минимизировать потери от них. Это зависит от многих обстоятельств, личностных качеств и навыков, в числе которых управление конфликтами. Сегодня мы подробно рассмотрим основные виды конфликтов, их причины и способы безболезненно найти выход из любой конфликтной ситуации.
Причины
Человек с богатой фантазией может придумать бесконечное количество поводов для конфликта. Вот наиболее распространенные типы причин:
Иногда для мирного исхода спора бывает достаточно понять и проанализировать причину возникновения конфликта. В любом случае, определение проблемы – первый шаг на пути к ее решению.
Виды конфликтов
Следующий шаг – определение основных характеристик конфликта. Психологи выделяют три основных типа конфликтных ситуаций на основе его причин.1
Открытый конфликт
Открытость заключается в том, что конфликт имеет одну понятную всем причину. Каждый участник понимает, в чем она заключается, чего хочет оппонент, все лежит на поверхности. К примеру, развод супругов обычно сопровождается разделом имущества и спором за детей. Причина и предмет спора очевидны, конкретны и озвучиваются публично.
Скрытый конфликт
Причина конфликта неочевидна, выглядит нелогичной или подменяется другой. Суть в том, что никто не может (или не хочет) озвучить реальный повод для разногласия. К примеру, на работе сотрудник постоянно критикует своего коллегу за непрофессионализм, придирается к любой мелочи и постоянно спорит с ним. Мы, видя, что критикуемый коллега на самом деле хорошо справляется со своей работой, задаемся вопросом: в чем же истинная причина конфликта?
Она может скрываться глубоко в сознании агрессора. К примеру, он может за что-то мстить, слишком страстно бороться за ограниченный ресурс (власть в отделе) или просто испытывать глубокую личную неприязнь. Например, в сериале «Миллиарды» окружной прокурор Чак Роадс пытается всеми силами привлечь к ответственности миллиардера Бобби Аксельрода, утверждая, что тот замешан в незаконной торговле инсайдерской информацией. Однако по ходу сериала мы понимаем, что мотивов у Чака куда больше, чем простое правосудие, особенно после ухода его жены, которая работала в компании Аксельрода.
Ложный конфликт
Займите позицию своего противника
Главное в этом методе разрешения конфликта – это ваша искренность. Если вы не чувствуете, что сможете это сделать, то и не стоит, потому что, как бы вы не старались, рано или поздно обнаружите, что находитесь нас своей стороне и совершенно не понимаете партнера.
Некоторые люди отмечают, что во время конфликта у них появляется сочувствие к противнику. Как же поступить в этом случае? Если у вас появилось искреннее сочувствие, то проявите его: перестаньте нападать на собеседника и спросите, какую помощью вы ему можете оказать.
Но для решения конфликта нужно обращать внимание не только на себя и свои эмоции, читайте сигналы, которые подает партнер. Например, если он откинулся на спинку стула, значит, ему комфортно и удобно общаться, он не испытывает чувство злости или обиды. Но будьте внимательны, неправильное прочтение таких символов может сыграть с вами злую шутку. Если вы допустили ошибку в интерпретации, то не стесняйтесь и попросите противника вас исправить.
Внимание! Невербальные сигналы.
Как выйти из конфликта
Теперь от теории к практике. Как вести себя, если конфликт возник и сам собой не испарится?
Стол переговоров
Во-первых, любой конфликт – это коммуникация, так или иначе, придется пойти на прямой контакт. В первую очередь, общение — это главный путь к решению проблемы. Приведем несколько основных принципов, которых стоит придерживаться, чтобы найти выход из конфликтной ситуации.
В комедии «Супруги Морган в бегах» оздоровление отношений стоящих на грани развода мужа и жены началось именно с человеческого общения, общих шуток.
«Если мужчина и женщина вместе смеются над одним и тем же, значит не всё так плохо», — подметила проницательная хозяйка дома, в котором супруги скрывались по программе защиты свидетелей.
Факторы разрешения конфликта
Решение конфликтной ситуации зависит от ряда обстоятельств и окружающих факторов.
Методы решения конфликтов
Способы выхода из конфликтных ситуаций можно разделить на пять основных типов. Психологи, в числе которых американский конфликтолог Чарльз Ликсон, выделяют следующие методы и стратегии.2
Соперничество
Наиболее частый и понятный способ разрешить конфликт. Прямое противостояние двух сторон до того момента, пока одна из них окончательно не одержит победу (получит желаемый результат).
Конфликты, в которых стоит активировать данную стратегию, подразумевают спор по крайне важным вопросам, от которых может зависеть безопасность, жизнь человека, глобальное будущее компании, и, как правило, в них нет компромиссных решений или их просто недостаточно.
К примеру, в разгар эпидемии нового вируса появилась идея отправить сотрудника в командировку в страну, которая считается источником заражения. Очевидно, что для обеспечения своей безопасности вам следует бороться до конца за отмену этой поездки, не соглашаясь на пограничные варианты.
Приспособление
Суть этого способа заключается в капитуляции ради «общего блага» или сохранения нормальных отношений с человеком. Этот метод подойдет, если ваши потери от подорванных отношений будут более существенными, чем возможные приобретения от победы в конфликте. Кроме того, существуют ситуации, когда победа в споре вам просто гораздо менее принципиальна, чем оппоненту. И третий вариант: достичь желаемого результата в данном конфликте будет настолько сложно, что проще дать сопернику победить при минимальной потере ресурсов с вашей стороны.
Компромисс
В этом случае на уступки идут все участники конфликта. Каждый выражает готовность частично достичь желаемого результата. Данный метод применим в ситуации, когда шансы и амбиции обоих оппонентов в конкретном споре примерно равны, либо обе стороны готовы на временное компромиссное решение, чтобы лучше подготовиться к новому этапу конфликта.
Хоть этот способ решения проблемы и выглядит наиболее справедливым, он вряд ли поможет искоренить причину конфликта. Отношения, построенные на компромиссах, крайне шатки и могут в любой момент рухнуть. Ведь, по сути, такое решение на 100% не будет удовлетворять ни одну из сторон.
Лучше всего этот принцип проиллюстрируют торговые переговоры, когда сначала продавец называет самую высокую цену, а покупатель – самую низкую. В процессе переговоров стороны движутся к некой средней сумме. С одной стороны, получилась более-менее справедливая цена, с другой – каждая из сторон хотела бы получить больше выгоды от сделки.
Сотрудничество
Самый привлекательный метод, в основе которого — удовлетворение требований и пожеланий всех сторон конфликта в полном объеме. В то же время, он является самым сложным. Для этого необходимы усилия обеих сторон конфликта в поиске оптимального решения.
Приведем пример: супруги спорят, на что потратить имеющиеся у них в распоряжении средства. Муж хотел бы приобрести телевизор, а жена давно хотела новую стиральную машину. Если супруги заинтересованы в сохранении хороших отношений и каждый из них хотел бы, помимо собственных интересов, порадовать свою вторую половину, они смогут найти самое выгодное в этом конфликте решение. Например, продать что-то из имеющейся неиспользуемой техники. Либо взять кредит, чтобы иметь возможность оплатить обе покупки.
Этот способ может быть эффективен при стечении практически всех возможных факторов: готовность к диалогу, отсутствие агрессии и личной ненависти, наличие общих целей и интересов.
Уход
Это в прямом смысле уход от принятия решений в конфликте. Человек оставляет проблему нерешенной или полностью перекладывает решение на другого.
В такой ситуации оказалась Дагни Таргет, вице-президент трансконтинентальной железнодорожной компании, в романе Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»: после масштабной железнодорожной катастрофы, к которой привел комплекс разрушительных для бизнеса мер правительства, Дагни предложили принять решение о закрытии одной из главных веток компании для сокращения расходов. Любое решение принесло бы компании и обществу серьезный ущерб и навлекло бы критику на того, кто его принял. Именно этого и добивались ее оппоненты, с которыми она находилась в корпоративном и идеологическом конфликте. В итоге Дагни отказалась брать на себя ответственность и принимать то или иное непопулярное решение.
Как правило, применение этого метода не приводит к решению конфликта, а лишь наоборот усугубляет его. Это последнее, что стоит делать в спорной ситуации.
Контроль эмоций в конфликте
Контроль эмоций в стрессовых ситуациях – особое искусство, которым необходимо овладеть для достижения успеха. Конечно, это сложно, но помните, негатив никогда не способствует решению проблем, скорее наоборот.
Заменяйте закипающие эмоции трезвым анализом. Подумайте, почему оппонент ведет себя именно таким образом и какова его цель. Вполне вероятно, что он специально пытается спровоцировать вас и вывести из себя.
Постоянный внутренний диалог с собой полезен, так как он, во-первых, в прямом смысле вытесняет негативные эмоции, во-вторых, держит ваш мозг в тонусе в стрессовой ситуации, так как он активно пытается сохранить контроль.3
Контролировать можно не только свой разум, но и свое тело. Трясущиеся руки, к примеру, могут не только доставить вам дискомфорт, но и создать у оппонента впечатление вашей уязвимости. Постарайтесь принять наиболее удобную для себя позу. Это не дружеская беседа, в «открытой» позе необходимости нет. Если вам действительно свойственен мандраж, скрестите руки и постарайтесь выглядеть максимально спокойно.
Самое главное — двигайтесь к своей цели и фокусируйтесь на желаемом результате, не давайте происходящему затмить их. Манипуляторы могут попытаться перевести тему или сменить предмет разговора, чтобы запутать вас.
Управление ситуацией
Чтобы контролировать происходящее, необходимо чувствовать присутствие внутренних сил. Принцип действия здесь простой: разрешать себе любые чувства, не запрещать их себе, не бороться со своими внутренними ощущениями. Управление ситуацией подразумевает полное погружение в процесс происходящего. Надобно оставаться честным с самим собой, уметь преодолевать препятствия, выстраивать деятельность так, как это необходимо. Пригодится форма поведения, идущая из глубины сердца.
Таким образом, существует множество способов решить сложную ситуацию. Выбираемый метод зависит от личности, ее психологических особенностей, настроения, которое преобладает в данный момент времени. Стоит запомнить, что нет нерешаемых проблем. Часто люди сами отказываются от нужных действий, избегают действовать смело и решительно.
Чего не нужно делать при конфликте
Вместе с тем есть ряд вещей, которые категорически неприемлемы во время конфликта. Вот они:
Суть конфликтной ситуации
В конфликте сталкиваются две стороны. Каждый участник старается отстоять собственную позицию. Но важно научиться учитывать интересы партнера. Только в этом случае возможно прийти к консенсусу. Последствия могут быть необратимыми, если вовремя не начать действовать. К конфликту надо относиться, как к возможности научиться решать сложные ситуации.
Суть противоречия сводится к необходимости отстоять собственный интерес и учесть потребность другого участника события. Иногда людям довольно трудно понять друг друга, отчего приходится прибегать к крайним мерам. Мало кто способен думать об оппоненте, в основном люди обеспокоены только собственными проблемами.
Итог конфликта
Хорошие новости! В подавляющем числе случаев у конфликтов все-таки бывает финал. Самый лучший вариант – когда конфликт завершается с сохранением отношений двух сторон.
Если конфликт незначительный и обе стороны это понимают, его всегда можно завершить, извинившись или переведя все в шутку. Но так, к сожалению, бывает не всегда. Если конфликт настолько серьезный, что оппоненты, перебрав все методы, так и не пришли к мирному решению, часто приходится решать его с помощью третьей стороны, вплоть до органов судебной власти.
Порой единственный выход из конфликтной ситуации — полный разрыв отношений, вне зависимости от результатов самого спора. Наиболее спокойная тактика в подобном случае – принять то, что каждый человек имеет право на свое мнение.
Стратегия поведения
От того, какой метод поведения будет выбран, зависят дальнейшие действия. Иногда решение принимается спонтанно, является полностью интуитивным, независимым от управленческих моментов. Стратегия поведения зависит от характера, от темперамента и изначальных намерений. Если личность значительно не уверена в себе, то, скорее всего, будет выбрана модель избегания. Прятаться всегда проще, чем принимать на себя ответственность за происходящее. Уверенный в себе человек предпочтет прорваться через непонимание, преодолеть пропасть, возникшее неравенство.
Конфликтология – интересная и сложная наука. Она подразумевает наличие нескольких возможных вариантов. Что выберет человек заранее предугадать невозможно. Некоторые проходят множество этапов согласно своему личностному росту.