Что необходимо для организации технологии кроме сырья

Безотходное производство: примеры создания. Безотходное и малоотходное производство

Безотходным называется производство, при котором все сырье и даже отходы все равно превращаются в готовую продукцию. В том числе концепция такого процесса предусматривает переработку любой продукции, даже после ее морального или физического износа. Это замкнутый цикл, который можно сравнить только с природными экологическими системами, в основе которых выступают биогеохимические круговороты веществ. Создание безотходного производства представляет постепенный и длительный процесс, для которого требуется решение ряда экономических, технологических, психологических, организационных и других задач.

Налаживание производства

Что необходимо для организации технологии кроме сырья

Очень редко можно добиться полностью безотходного производства, но остаточный материал можно минимизировать. В том случае, если ассортимент достаточно большой, то лучше всего использовать универсальное сырье либо полуфабрикаты, а затем заниматься выстраиванием технологического процесса так, чтобы все эти составляющие подходили для изготовления большого количества единиц конечной продукции.

Налаженное безотходное и малоотходное производство упростит логистику и снизит затраты на сырьевые запасы. Это, в частности, будет отражаться на себестоимости и снижении затрат, в итоге вырастет прибыль. Важным считается то, что при таких процессах не залеживается сырье, и оно не приходит в негодность. В том случае, если материалы станут невостребованными для одной продукции, их пустят на изготовление другой.

Принципы

Что необходимо для организации технологии кроме сырья

Для того чтобы минимизировать затраты предприятия и наладить его производительность, используются такие принципы безотходного производства:

Безотходная и малоотходная технология обеспечивают:

Направление развития

Используя малоотходные и безотходные технологии производства можно сформулировать четыре основных направления их развития:

Требования к безотходному производству

Что необходимо для организации технологии кроме сырья

Для того чтобы двигаться по пути совершенствования существующих и заниматься разработкой принципиально новых технологических процессов, нужно соблюдать определенные требования:

Правильное совмещение технологий и энергетики позволяет наладить качественное безотходное производство, которое можно отыскать в сфере химических превращений, экономии энергоресурсов, а также материалов и сырья.

Агропромышленный комплекс

Что необходимо для организации технологии кроме сырья

На сегодняшний день, современные многофункциональные агропромышленные предприятия располагают значительной базой для того, чтобы обеспечить безотходное и малоотходное производство, благодаря которому усовершенствуется использование сырьевых вторичных ресурсов.

Самым актуальным примером в сельском хозяйстве может послужить продуманная переработка навоза. Исходный материал используется для удобрения кормовых культур, которые затем и скармливаются имеющемуся поголовью.

Использование дерева

Безотходное производство в России славится переработкой древесины, на сегодняшний день ее уровень составляет более чем 80%. Практически все отходы перерабатываются в полезные продукты, а именно – топливные брикеты и гранулы. Щепки и опилки прекрасно подойдут для отопления, так как такое сырье считается достаточно дешевым и имеет хорошую теплоотдачу. Безотходное производство древесины называют самым качественным и замкнутым процессом, так как отходы от него минимизированы, и можно сказать, практически отсутствуют. Помимо традиционных пиломатериалов также можно производить высококачественные мебельные щиты и мебель.

Бумажная промышленность

Что необходимо для организации технологии кроме сырья

Для того чтобы наладить безотходное производство в бумажной промышленности, в первую очередь необходимо внедрить разработки по экономии на одну единицу продукции количества используемой воды. Также отдать предпочтение созданию бессточных и замкнутых систем промышленного водоснабжения. Немаловажным считается применение экстрагирующих соединений, которые содержатся в сырье из древесины, для того чтобы в итоге получить необходимый продукт. Обязательно нужно заниматься совершенствованием процессов отбеливания целлюлозы с использованием озона и кислорода. Также улучшается переработка отходов лесозаготовок с внедрением биотехнологических методов в целевых продуктах, и обеспечивается применение мощностей для переработки бумажных отходов, в том числе и макулатуры.

Химическая и нефтеперерабатывающая промышленность

В таких отраслях очень важно наладить безотходное производство, примеры которого можно найти в применении таких технологических процессов, как:

Машиностроение

В этой сфере для того чтобы наладить безотходное производство, необходимо направлять научные разработки на водоочистку, благодаря чему переходить к замкнутым процессам рециркуляции воды, а также получению металлов из сточных вод. Немаловажным считается получение металлов из пресс-порошков.

Энергетика

Что необходимо для организации технологии кроме сырья

В энергетике нужно широко использовать безотходные технологии производства, которые необходимо направить на разработку новых способов сжигания топлива. Для примера можно привести горение в кипящем слое, которое понижает содержание загрязняющих веществ в газовых отходах. Важно внедрять в эксплуатацию пылеочистительное оборудование, при котором будет образовываться зола, и после она может стать пригодной для использования как строительный материал.

Горная промышленность

В этой отрасли немаловажным считается налаженное безотходное производство, примеры которого заключаются в:

Металлургия

Что необходимо для организации технологии кроме сырья

В цветной и черной металлургии при формировании новых предприятий и обновлении уже имеющихся необходимо внедрять безотходное производство, которое поможет обеспечить экономию и полное использование рудного сырья. Это:

Источник

Урок технологии 6 класс по теме » Труд как основа производства»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 1. Презентация к уроку Труд как основа производства.pptx

Что необходимо для организации технологии кроме сырья

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Какие изображения относятся к предмету труда, а какие к продукту труда? Распределите картинки по соответствующим группам.

Описание слайда:
Описание слайда:

Процесс производства
Труд
Предмет труда
Продукт труда
Средства труда

Описание слайда:

Игровой процесс
Трудовая деятельность
Труд – это целесообразная, сознательная деятельность человека по созданию материальных или нематериальных благ.
Умственный труд
Физический труд
Умственный + Физический труд

Описание слайда:

Почему для производства чего-либо люди используют так много различных материалов и видов сырья?
Предмет труда – это объекты целенаправленной деятельности человека.

Описание слайда:

Сырьё – это материальный природный ресурс, ставший предметом труда и испытавший первоначальное воздействие человека.
Промышленное
Сельскохозяйственное
Натуральное
нефть
песок
глина
Искусственное
строительные материалы
пищевые продукты
Животного
-рыба
-молоко
Растительного
-древесина
-растения

Описание слайда:

Промышленное производство
Первичное сырье
Вторичное сырье
Полуфабрикат

Описание слайда:

Задание 1. Выберите понятия, которые не относятся к промышленному сырью.

Описание слайда:
Описание слайда:

Задание 2. Расставьте подписи к изображениям.

Физический труд
Умственный труд
Сочетание умственного и физического труда

Описание слайда:

Задание 3. Установите соответствие между сырьём и видом сырья.

1. Вторичное А) Лён
2. Натуральное Б) Металлолом
3. Сельскохозяйственное В) Глина
4. Искусственное Г) Керамика

Описание слайда:

соответствие между сырьём и видом сырья
Проверка

Описание слайда:

Задание 4. Труд как основа производства

сельскохозяйственное сырье
промышленное сырье

А) Пшеница
Б) Нефть
В) Мясо
Г) Песок
Д) Молоко
Е) Лекарственные растения
Ж) Руда
З) Кожа
И) Шерсть
Е) Уголь

Описание слайда:
Описание слайда:

Задание 5. Труд как основа производства
Выберите понятия, которые относятся к природным ресурсам.

Пластик
Почва
Макулатура
Растения
Стекло
Кирпич
Животные
Бумага
Атмосферный воздух
Воды рек
Металл

Описание слайда:

к природным ресурсам относятся:

Пластик
Почва
Макулатура
Растения
Стекло
Кирпич
Животные
Бумага
Атмосферный воздух
Воды рек
Металл

Описание слайда:

Расставьте последовательность операций при производстве бумаги.
Заготовка древесины
Приготовление целлюлозы
Фильтрация и очищение раствора
Формирование полотна
Прессование
Сушка

Описание слайда:

Расставьте последовательность операций при производстве бумаги.

Заготовка древесины
Приготовление целлюлозы
Фильтрация и очищение раствора
Формирование полотна
Прессование
Сушка

Описание слайда:

Практическая работа по теме: «Труд-основа жизни»

1. Заполни таблицу, используя приведённые под таблицей характеристики.

1-постоянный, 2 временный, 3-простой, 4-сложный, 5-умственный, 6-физический, 7-оплачиваемый, 8-безвозмездный, 9-добровольный, 10- принудительный, 11-ручной, 12-автоматизированный, 13-творческий, 14-традиционный, 15-коллективный, 16- индивидуальный.

2. Заполни таблицу, используя слова из перечня.

Книга, взятая из библиотеки; тетрадь в клетку; стрижка в парикмахерской; фотоальбом; велосипед; поездка на электричке; удаление зубов; мороженое.

3. Кому для выполнения своих профессиональных обязанностей нужны следующие предметы?

Одеколон, ножницы, фен, расчёска __________________________________.

Градусник, скальпель, бинт, зелёнка ________________________________.

Мел, указка, журнал, глобус _______________________________________.

Кирпич, цемент, краска, мастерок __________________________________.

Краски, холст, кисти, мольберт _____________________________________.

4. Закончи предложения.

Папа за работу на заводе получил ______________________________.

Маша учится в строительном техникуме и получает _______________.

Бабушка каждый месяц получает ___________________.

На младших детей в семье мама получает __________________.

Всё названное выше составляет _______________ семьи.

Выбранный для просмотра документ задание.docx

1. Изделие, которое подверглось первичной обработке, но нуждается в дальнейшей окончательной обработке, чтобы стать пригодным для использования.

2. Сырьё животного происхождения

3. Натуральное сырьё, используется для производства бензина.

4. Природное ископаемое, используемое как вид топлива

5. Специалист, занимающийся производством и первичной обработкой продукции сельского хозяйства.

6. Сырьё, используемое при изготовлении строительных материалов

7. Вторичное сырьё из бумаги.

8. Целесообразная, сознательная деятельность человека по созданию потребительских благ.

9. Необходимы средства материальные или нематериальные для выполнения какой-либо задачи.

10. Материал, получаемый на металлургическом производстве.

1. Изделие, которое подверглось первичной обработке, но нуждается в дальнейшей окончательной обработке, чтобы стать пригодным для использования.

2. Сырьё животного происхождения

3. Натуральное сырьё, используется для производства бензина.

4. Природное ископаемое, используемое как вид топлива

5. Специалист, занимающийся производством и первичной обработкой продукции сельского хозяйства.

6. Сырьё, используемое при изготовлении строительных материалов

7. Вторичное сырьё из бумаги.

8. Целесообразная, сознательная деятельность человека по созданию потребительских благ.

9. Необходимы средства материальные или нематериальные для выполнения какой-либо задачи.

10. Материал, получаемый на металлургическом производстве.

Выбранный для просмотра документ Конспект.docx

Технология, 6 класс

Урок 4. Труд как основа производства

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Представление о труде – основе производства.

Виды предметов труда.

Виды сырья для разных отраслей производства.

Предмет труда это объекты целенаправленной деятельности человека.

Природные ресурсы – это плодородная почва, растения и животные, полезные ископаемые, атмосферный воздух, и выходящие из – под земли газы, воды рек, озёр, морей.

Сырьё – это материальный природный ресурс, ставший предметом труда и испытавший первоначальное воздействие человека.

Промышленное сырьё – это сырьё, на котором работают фабрики и заводы.

Натуральное сырьё – это материалы и вещества, существующие в природе и добытые человеком для непосредственного потребления или переработки.

Искусственное сырьё – это материалы, которые созданы человеком на основе соединения природных материалов и не существующее в природе.

Заготовитель продуктов и сырья – специалист, занимающийся заготовкой сельскохозяйственного сырья.

Первичное сырьё – это продукт, поступающий в переработку непосредственно из обрабатывающих отраслей.

Вторичное сырьё – материалы и изделия (продукты труда), которые после первоначального полного использования могут применяться повторно в производстве.

Полуфабрикат – это изделие, которое подверглось первичной обработке, но нуждается в дальнейшей окончательной обработке, чтобы стать пригодным для использования.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Технология. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете, что для того чтобы произвести любой продукта труда материального или нематериального потребительского блага необходимо соединить предмет труда (материал), средства труда (инструменты, приспособления, механизмы) и труд человека.

В некоторых случаях продукт труда можно производить без воздействия на предмет труда какими-либо техническими средствами. Например, глиняную тарелку можно вылепить руками.

Однако чаще всего для производства продукта труда используют самые разнообразные средства труда: инструменты, механизмы, машины, оборудование и многое другое.

Главная составляющая любого производства – это труд. Но не всякая деятельность человека считается трудом. Если вы играете на компьютере, то это не считается трудом, потому что в результате этой деятельности ничего не создаётся. Но если вы на компьютере создаёте презентацию для защиты проекта, то эта деятельность становится трудом.

Что необходимо для организации технологии кроме сырьяИгровой процесс

Что необходимо для организации технологии кроме сырья

Деятельность человека только тогда считается трудом, когда в результате этой деятельности совершается что – то полезное. Полезным может быть, как материальное благо, так и нематериальное.

Отсюда можно сделать вывод:

Труд – это целесообразная, сознательная деятельность человека по созданию материальных или нематериальных благ. Результаты труда направлены на удовлетворение потребностей людей.

В труде люди используют свои способности, трудовые навыки и умения, прилагают физические и умственные усилия. Труд можно разделить на умственный и физический. Так же существуют виды деятельности, где умственный труд и физический сочетаются в равной степени. Это сборочные, ремонтные, наладочные работы.

Обязательным элементом производства потребительского блага является предмет труда, то что подвергается обработке. Предмет труда – это объекты целенаправленной деятельности человека, то что он преобразует, изменяет, обрабатывает.

Первичными предметами труда в первую очередь являются природные ресурсы: это плодородная почва, растения и животные, полезные ископаемые, атмосферный воздух, и выходящие из-под земли газы, воды рек, озёр, морей.

Предметом труда может является и сам человек, например, когда лечат его или перевозят в общественном транспорте, то есть оказывают ему какую-то потребительскую услугу.

Предметом труда при производстве различных материалов является сырьё.

Это материальный природный ресурс, ставший предметом труда и испытавший первоначальное воздействие человека.

Сырьё разделяют на промышленное и сельскохозяйственное. На промышленном сырье работают фабрики, заводы, различные предприятия.

По своему происхождению промышленное сырьё делится на натуральное и искусственное.

Натуральное сырьё – это материалы и вещества, существующие в природе и добытые человеком для непосредственного потребления или переработки.

Кроме сырья растительного и животного происхождения к натуральному относятся сырьё минерального происхождения.

Виды минерального сырья:

– топливно – энергетическое (нефть, природный газ, уголь);

– металлургическое (руды чёрных, цветных, редких и благородных металлов);

– горно – химическое (агрономические руды, плавиковый шпат, сера);

– техническое (алмазы, графит, слюда);

– сырьё для производства строительных материалов (цементное, керамическое).

Второй вид промышленного сырья – искусственное. При получении искусственных материалов используется натуральное сырьё. Искусственное сырьё – это материалы, которые созданы человеком на основе соединения природных материалов и не существую в природе. Это практически все сплавы металлов, строительные материалы, текстильные материалы.

В промышленном производстве сырьё подразделяется на первичное и вторичное. Первичным является сырьё, которое после обработки первый раз становится продуктом труда. Вторичное сырьё – это сырьё, которое уже являлось продуктом труда и после его использования вернулось обратно на производство.

Так, например, на бумажном производстве целлюлоза, полученная из древесины, служит первичным сырьём, а макулатура – вторичным.

На металлургическом комбинате первичным сырьём является руда, а вторичным – металлоломом.

Использование вторичного сырья как предмет туда позволяет экономно расходовать природные ресурсы и труд людей, заботиться об экологии окружающей среды.

На производстве предметом труда может являться не только сырьё, но и полуфабрикат. Это изделие, которое подверглось первичной обработке, но нуждается в дальнейшей окончательной обработке, чтобы стать пригодным для использования.

Полуфабрикатом в кулинарии являются макаронные изделия, которые нужно ещё сварить.

Стальные трубы – это полуфабрикат для производства и сборки трубопроводов.

Есть вид продукции, которая является продуктом труда для одного производства и готова к использованию, и полуфабрикатом для другого производства.

Молоко вы можете употреблять как отдельный продукт, но его же можно использовать как сырьё при производстве молочной, кисломолочной продукции.

Сельскохозяйственное сырьё, а также сырые материалы лесной, рыбной промышленности и заготовок разделяют на растительного происхождения и животного.

Растительного происхождения – это зерновые культуры, хлопок, лен, картофель, сахарная свёкла, древесина, лекарственные травы.

Животного происхождения – мясо, рыба, молоко, шерсть.

Особенностью сельскохозяйственного сырья является то, что в большинстве случаев его производят, а не добывают.

Так, например, сырьё для производства муки, зерно пшеницы, проходит долгий путь пока попадёт на мукомольный комбинат. Для этого нужно вспахать поле, посеять семена, вырастить, скосить, обмолотить колосья, отвезти зерно на элеватор, высушить.

Ещё более трудоёмкий процесс получения сырья животного происхождения. Для производства этой продукции нужно постоянно заготавливать сырьё растительного происхождения для корма, выращивать и заботиться о животных. Лишь, когда животные достигнут определённого возраста, можно начать получать от них молоко или производить стрижку для сбора шерсти.

Сбором и заготовкой сельскохозяйственного сырья занимается заготовитель продуктов и сырья.

Видами деятельности этого специалиста являются:

Производство и первичная обработка продуктов растениеводства;

Производство и первичная обработка продуктов животноводства;

Хранение, переработка, предпродажная подготовка и реализация сельскохозяйственной продукции.

Заготовитель должен знать правила закупки продуктов и сырья, определять их качественные признаки, заниматься сбором и сдачей вторичного сырья организациям, соблюдать правила, порядок сбора и сдачи дикорастущего растительного сырья и многое другое.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Зачеркните понятия, которые не относятся к промышленному сырью.

Источник

Технологии организации

Под технологиями понимаются инструменты, способы работы, машины и все действия, которые используются для преобразования входных данных организации (материалов, информации, идей) в выходные (продукты и услуги).

Технология организации начинается с того или иного сырья (например, стальных заготовок для клапанов на механическом заводе). Работники производят над сырьем некоторые действия (обрабатывают стальные заготовки с помощью машин) для того, чтобы добиться в нем изменений, превращающих сырье в выходной продукт организации (контрольные клапаны, предназначенные для отправки на нефтеочистительные заводы). В организации, производящей услуги, например, такой как почтовая служба «Федерал экспресс», технологии производства включают оборудование и процедуры, необходимые для предоставления услуг, например, круглосуточной доставки почты.

Выше говорилось о том, что в любой организации есть техническое ядро, отражающее главную цель организации. Техническое ядро содержит в себе трансформационный процесс, который, собственно, и является технологией организации. Поскольку современные организации, действуя в условиях постоянно изменяющейся окружающей среды, стремятся добиться большей гибкости, новые технологии способны влиять на структуру организации; с другой стороны, выбор той или иной структуры организации способствует формированию технологий или ограничивает возможности их использования. Таким образом, взаимодействие между технологическим ядром и структурой во многих организациях приводит к некоторым определенным, установившимся соотношениям между ними.

Организация может состоять из множества подразделений, каждое из которых использует собственную технологию для производства своей выходной продукции и достижения целей подразделения.

В этом параграфе мы исследуем природу технологий и рассмотрим взаимоотношения между технологией и структурой организации. Мы попробуем ответить на вопрос: «Какова должна быть структура организации, чтобы соответствовать способу производства и облегчать производственный процесс?». Форма обычно следует за функцией, поэтому форма структуры организации должна быть скроена так, чтобы удовлетворять нуждам производственной технологии.

Промышленные технологии на уровне организации

Промышленные технологии включают в себя традиционные процессы промышленного производства и новые компьютеризованные производственные системы.

Исследования Джоан Вудворд. Первое и наиболее значительное исследование промышленных технологий было проведено британским промышленным социологом Джоан Вудворд. Ее работа началась со сбора информации о способах и принципах управления на предприятиях южной части графства Эссекс. Главная управленческая мудрость того времени (1950-е годы) заключалась в так называемых универсальных принципах менеджмента. Эти принципы предполагали, что существует «единственный наилучший путь», которым должны следовать все организации, желающие добиться успеха. Вудворд рассмотрела сто различных промышленных фирм, в первую очередь для того, чтобы выяснить, как они организованы. Вместе со своей научной группой она приезжала в фирмы, расспрашивала менеджеров, изучала документацию компаний и наблюдала за производственной деятельностью. Ее данные включали в себя широкий спектр характеристик структуры (область контроля, уровни управления), стиля руководства (письменные или устные коммуникации, система вознаграждений) и типа производственного процесса.

Вудворд разработала специальную шкалу и расположила на ней рассмотренные предприятия в соответствии с технической сложностью их производственного процесса. Техническая сложность— это показатель того, насколько производственный процесс механизирован. Высокая техническая сложность означает, что большинство операций выполняется машинами. При низкой технической сложности рабочие-люди играют более значительную роль в процессе производства. Шкала технической сложности Вудворд изначально включала в себя десять категорий. Затем эти категории были объединены в три основные технологические группы.

Группа I: Мелкосерийное и единичное производство.

Фирмы, производящие и собирающие маленькие партии товара для удовлетворения специфических потребностей определенной группы покупателей. Традиционные способы работы являются нормой. В мелкосерийном производстве широко используется ручной труд, оно слабо механизировано. Фирма «Стейнвей и сыновья» (Stein-wey & Sons), изготавливающая фортепьяно по специальным заказам, представляет собой образец мелкосерийного производства. Хотя сейчас есть компьютеризованные производственные линии, обрабатывающие деревянные поверхности более точно, чем человеческие руки, большинство работ в фирме «Стейнвей и сыновья» выполняется мастерами- деревообработчиками почти так же, как и сто лет назад. В отличие от других производителей фортепиано, выпускающих сотни тысяч инструментов ежегодно, «Стейнвей и сыновья» поставляют каждый год только 2500 инструментов в Соединенные Штаты и 2000 в Г ерманию, но каждый из них уникален.

Группа II: Производство больших партий и массовое производство.

Производство больших партий — это процесс промышленного производства, для которого характерны крупные партии стандартных изделий. Потребители таких изделий не имеют каких-то специальных нужд, и поэтому выходная продукция может быть стандартизирована. Пример — любое конвейерное

производство, например, линия сборки автомобилей или трейлеров.

Г руппа III: Непрерывный производственный процесс.

При непрерывном производственном процессе все операции механизированы. Работа не имеет ни начала, ни конца. Это еще один шаг в сторону механизации и стандартизации после сборочных линий. Непрерывный процесс контролируется автоматами, и результаты легко предсказуемы. Примерами таких предприятий могут служить химические или нефтеочистительные заводы, механизированные линии по производству напитков, атомные электростанции.

характеристиками

Технология
Структурные характеристикиЕдиничноеМассовоеНепрерывный
производствопроизводствопроцесс
Количество уровней управления346
Диапазон контроля руководителей низшего уровня234815
Отношение числа работников, занятых непосредственно производством продукции, к числу работников, не занятых непосредственно производством9: 14:11:1
Число руководителей по отношению к общему числуНебольшоеСреднееБольшое
персонала
Уровень квалификации рабочихВысокийНизкийВысокий
Формализованность процедурНизкаяВысокаяНизкая
ЦентрализацияНизкаяВысокаяНизкая
Количество устных коммуникацийБольшоеНебольшоеБольшое
Количество письменныхНебольшоеБольшоеНебольшое
коммуникаций
Общая структураОрганичнаяМеханистичнаяОрганичная

Например, количество уровней управления и отношение числа руководителей к общему числу персонала фирмы явно возрастает с ростом технической сложности от производства единичных изделий до непрерывных процессов.

Отношение числа работников, непосредственно занятых производством продукции, к числу работников, занятых обслуживанием производственного процесса, уменьшается с ростом сложности, поскольку для поддержки работы сложной техники требуется больше обслуживающего персонала.

Остальные показатели, такие как диапазон контроля, формализация рабочих процедур или централизация, высоки для технологий массового производства, где вся деятельность сильно стандартизирована, и низки для технологий других типов. Единичное производство или непрерывный процесс требуют высокой квалификации работников, которые должны быть способны управлять сложными машинами и обладать достаточными навыками общения, чтобы приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды. В массовом производстве работа рутинна и стандартизирована, поэтому исключительные случаи бывают редко, специальные навыки общения не обязательны, и работники менее квалифицированы, чем при других технологиях.

В общем, систему управления, как при единичном производстве, так и при технологии непрерывного процесса можно назвать органичной. Она более подвижна и адаптивна, менее формализована, обладает меньшим количеством стандартных процедур. Массовое производство, напротив, механистично, для него характерно большое число стандартизированных операций и формализованных процедур. Таким образом, открытия Вудворд, касающиеся технологий, позволяют взглянуть на основы структуры

организаций с совершенно новой стороны. По словам самой Джоан Вудворд, различные технологии выдвигают различные виды требований к отдельным людям и организациям, и эти требования должны удовлетворяться с помощью соответствующей структуры.

Стратегия, технология и результаты деятельности организаций

В другой части работы Вудворд фирмы рассматриваются с точки зрения их коммерческого успеха, который измеряется прибыльностью, занимаемой долей рынка, ценой акций и репутацией.

Вудворд сравнила соотношение структуры и технологии в фирмах с их коммерческим успехом и обнаружила, что успешные фирмы — это, как правило, те, в которых структура и технология взаимно дополняют друг друга. Многие из структурных характеристик успешных фирм были близки к средним в своей технологической категории показателям, приведенным в таблице 6.5. Фирмы, результаты которых оказались ниже среднего уровня, обычно отклоняются по структурным характеристикам от большинства в своей технологической группе.

Другой вывод состоял в том, что структурные свойства можно объединить в группу, обозначив таким образом механистичную или органичную систему управления. Успешные предприятия с технологическим типом мелкосерийного производства имеют органичную структуру, а успешные фирмы, занимающиеся массовым производством, имеют механистичную структуру. Позднейшие исследования подтвердили открытия Вудворд.

Для современных компаний это означает то, что стратегия, структура и технология должны соответствовать друг другу, особенно при быстро меняющихся условиях конкурентной среды. Некоторым из страховых компаний в Соединенных Штатах, из-за повысившейся конкуренции на рынке страхования, сейчас приходится заниматься выравниванием своей структуры, стратегии и технологии. Такие компании, как «Гейко» и USAA, быстро растут и развиваются, вводя в свою практику прямые договоры по телефону или по почте и избегая таким образом дополнительных расходов, связанных с использованием независимых страховых агентств.

Компании, организованные как сеть агентств, такие как «Стэйт фарм» и «Оллстэйт», обратили особое внимание на стратегию низкой цены, применяя информационные технологии, ориентированные на экономичность, чтобы снизить издержки и более эффективно обслуживать клиентов. Другим примером является фабрика кукол «Мадам Александер в Гарлеме, где внедрение новой системы производства привело к реорганизации структуры и объединению работников в команды. Теперь, вместо того чтобы заниматься изготовлением отдельных частей — волос для кукол, туфель и прочих мелких деталей — команда работников выпускает около трехсот целых кукол или наборов кукольной одежды в день.

Если фирме не удалось внедрить новую технологию для поддержки своей стратегии или она внедрила новую технологию, но не смогла привести в соответствие с ней стратегию, то результаты деятельности такой фирмы могут оказаться весьма посредственными. Сегодняшний рост глобальной конкуренции означает, что рынки стали более изменчивыми, жизненный цикл продукта — более коротким, а покупатели более опытными и знающими, и чтобы удовлетворять этим новым требованиям, многим компаниям приходится сделать своим стратегическим императивом гибкость. Компании могут применять новые технологии для поддержки стратегии гибкости. Однако при этом структура организации и способы управления тоже должны соответствовать новым задачам, так как высокомеханистичная структура ограничивает гибкость и не позволяет компании воспользоваться преимуществами новой технологии.

За годы, прошедшие с того времени, когда Вудворд провела свои исследования, в области технологий производства многое изменилось. Новые промышленные технологии включают роботов, станки с программным управлением, компьютерные программы для проектирования, дизайна, инженерного анализа и осуществления контроля над техникой. Эти недавно появившиеся технологии получили название компьютерно-интегрированного производства. Новые технологии, также называемые передовыми

технологиями производства, скоростным производством, заводами будущего, умными заводами и гибкими производственными системами, связывают вместе компоненты производства, которые прежде были отделены друг от друга. Работа станков, роботов, отделов дизайна и инженерного анализа координируется одним компьютером.

В результате рынок пережил настоящую революцию, когда большие заводы смогли производить широкий ассортимент индивидуальных и уникальных продуктов по низкой цене, характерной для продуктов массового производства. Компьютерно-интегрированное производство сделало

маленькие компании способными идти в ногу с огромными предприятиями и конкурировать с иностранными производителями, поставляющими дешевую продукцию.

Компания «Текнитс», маленькое текстильное предприятие, расположенное в Нью-Йорке, используя управляемые компьютером ткацкие станки и другое новейшее оборудование общей стоимостью 8 млн. долларов, успешно конкурирует с дальневосточными производителями дешевых свитеров. Работа по моделированию свитера, которая раньше занимала два дня, теперь выполняется в компании «Тек-нитс» за два часа. Станки работают круглосуточно и производят 60 000 свитеров в неделю, что позволяет компании выполнять заказы потребителей быстрее, чем это делают ее иностранные конкуренты.

Компьютерно-интегрированное производство, как правило, включает в

себя три составляющие.

Компьютерное проектирование. Компьютеры используются при создании чертежей, проектировании и инженерном анализе новой продукции. Дизайнеры и инженеры вычерчивают на экранах своих компьютеров нужную им конфигурацию, включая размерность и комплектующие детали изделия. Таким образом они могут быстро изучить и сравнить сотни вариантов дизайна, в том числе пропорциональное увеличение или уменьшение оригинальной разработки.

Компьютерное производство. Машины с компьютерным управлением, применяемые при обработке материалов, производстве деталей и сборке изделий, существенно повысили скорость изготовления единицы продукции. Компьютерные системы производства позволяют быстро переключать производственные линии с одного вида изделий на любой другой, меняя только инструкцию для станка или программу для компьютера. Эти системы также помогают быстро удовлетворять запросы потребителей, касающиеся перемен в дизайне или в ассортименте продукции.

Интегрированная информационная сеть. Компьютеризованная система связывает все стороны деятельности фирмы, включая бухгалтерский учет, закупки сырья, маркетинг, работу складов, дизайн, производство и т. д. Такие системы, основанные на общих данных и общей информационной базе, дают менеджерам возможность принимать решения и управлять производственным процессом, воспринимая его как единое целое.

Сочетание компьютерного проектирования, компьютерного производства и интегрированных информационных систем представляет собой наивысший уровень компьютерно-интегрированных промышленных технологий. Новый продукт может быть сконструирован на компьютере, и его опытный образец может быть изготовлен без участия человеческих рук. Идеальное компьютеризованное предприятие способно легко переключаться с одного вида продукции на другой, работает быстро и с высокой точностью,

без бумажной рутины, тормозящей производственный процесс.

Соответствие со структурой

Диапазон контроляШирокийУзкийКоличество уровнейБольшоеНебольшоеиерархии

ЗадачиРутинные, повторяющиесяАдаптивные, требующиеискусности и мастерстваСпециализацияВысокаяНизкаяПринятие решенийЦентрализованноеДецентрализованноеОбщая средаБюрократическая,С аморегулирую щаяся,механистичнаяорганичнаяЧеловеческие ресурсы

ВзаимодействиеКаждый работает отдельноРабота командамиПодготовкаУзкоспециализированная и однократнаяШирокая, многократнаяЗнанияПрактические, техническиеКогнитивные и социальныенавыки, умение решатьМежорганизационные отношенияЗапросы потребителейСтабильныеИзменяющиесяПоставщикиМного поставщиков, неНебольшое количествослишком тесные связипоставщиков, тесное сотрудничество с ними

По сравнению с традиционными технологиями массового производства, для компьютерно-интегрированных систем характерны более узкая область контроля, меньшее количество уровней иерархии, адаптивные задачи, низкая специализация, децентрализация и общая рабочая обстановка, которую можно назвать органичной или саморегулирующейся. Сотрудникам требуются навыки, необходимые для работы в команде, их квалификация шире (рабочие должны уметь выполнять не только узкоспециализированные задачи), и обучение происходит чаше (рабочие должны идти в ногу со временем). При подготовке работников больше внимания уделяется их интеллектуальному развитию, что делает их способными оперировать абстрактными идеями и самостоятельно решать проблемы. Межорганизационные связи для фирм, использующих компьютерно-интегрированные технологии, характеризуются постоянно изменяющимися требованиями покупателей, которые легко удовлетворяются благодаря новым технологиям и тесными связями с небольшим количеством поставщиков, продающих компании высококачественное сырье.

Технологии сами по себе не предоставляют организации всех преимуществ гибкости, качества товаров, повышения производительности и лучшего удовлетворения нужд потребителей. Данные исследований говорят о том, что если структура и система управления организации не перестраиваются с введением новых технологий так, чтобы можно было извлечь из этих технологий пользу, то компьютерно-интегрированные системы могут оказаться не конкурентным преимуществом, а дополнительным бременем. Однако если высшее руководство принимает решение о построении новой структуры и организации работы так, чтобы дать своим подчиненным больше полномочий, стимулировать обучение и создание интеллектуальной и творческой среды, то компьютерноинтегрированные технологии вполне могут помочь компании стать более конкурентоспособной.

Технологии сервиса на уровне организации

Одна из самых больших перемен, произошедших в последнее время в области технологий организаций, — это рост сектора услуг. Доля работников, занятых в промышленности, продолжает уменьшаться, и не только в Соединенных Штатах, а и в Канаде, Франции, Германии, Великобритании и Швеции. В США сфера услуг сейчас производит 74%

валового внутреннего продукта, к ней относятся 79% всех рабочих мест. Технологии сервиса отличаются от промышленных технологий, и для их правильной работы также нужна определенная структура организации.

Предприятия сферы услуг

Определение. Если промышленные компании достигают своих главных целей, производя материальную продукцию, то организации, принадлежащие к сфере услуг (сервису), выполняют свою главную задачу, производя и поставляя различные услуги, такие как образование, здравоохранение, перевозки, услуги банков или благотворительных учреждений. Исследования организаций сервиса фокусируются, в основном, на тех чертах, которые присущи только сервисным технологиям. Ниже приведены характеристики сервисных технологий и, для сравнения с ними, характеристики технологий промышленного производства.

1. Результат работы — осязаемая продукция

2. Продукцию можно сохранять для последующего использования

4. Мало прямых контактов с потребителями

5.Человеческий фактор не столь важен

6. Качество продукции можно измерить непосредственно

7. Допустимо более длительное время выполнения заказа

8. Место расположения предприятий не имеет большого значения

1. Неосязаемые результаты работы

2. Производство и потребление происходят одновременно

3. Трудоемкие и наукоемкие

4. Постоянные контакты работников с потребителями являются нормой

5.Человеческий фактор очень важен

6. Качество продукции зависит от индивидуального восприятия и

7. Как правило, необходима быстрая реакция на запросы потребителей

8. Место расположения предприятий имеет очень большое значение

Наиболее очевидное различие состоит в том, что продукция технологий сервиса — это неосязаемый результат, тогда как промышленная фирма производит осязаемый продукт, например, холодильники. Услуга абстрактна и часто представляет собой знания и идеи, а не физически существующий товар. Таким образом, если продукцию промышленного предприятия можно сохранять на складах для последующей реализации, в сфере услуг производство и продажа происходят одновременно.

Например, человек приходит к своему врачу или адвокату, или студенты и преподаватели собираются в аудиториях. Услуга — это неосязаемый продукт, который не существует до тех пор, пока не востребован покупателем. Этот продукт нельзя положить на склад, сохранить для последующего использования или увидеть, как можно увидеть товар, готовый к отправке в магазины. Если услуга не потребляется сразу же после ее производства, она исчезает. Это, как правило, означает, что предприятия сферы услуг являются трудоемкими и наукоемкими, им требуется большое количество специально обученных работников, чтобы удовлетворять нужды потребителей, тогда как промышленные фирмы чаще бывают капиталоемкими, построенными на основе массового производства, непрерывного процесса или передовых промышленных технологий.

В сфере услуг прямой контакт между покупателями и работниками предприятия обычно имеет большое значение, а в промышленных компаниях прямые взаимодействия с потребителем работников, принадлежащих к техническому ядру, крайне редки. Такие прямые контакты означают, что человеческий фактор (работники) становится чрезвычайно важным на предприятиях сервиса. Большинство людей никогда не встречаются с рабочими, собирающими для них автомобиль, однако непосредственно

общаются с продавцом автомобильного салона, который продает им машину.

И отношение этого продавца к клиенту, также как и отношение врача, юриста или парикмахера, влияет на то, как клиент будет воспринимать качество оказанной ему услуги, и насколько он будет удовлетворен. Оценка качества услуги зависит от индивидуального восприятия, качество услуги нельзя измерить количественно, как качество физически существующего продукта.

Другая характеристика, воздействующая на степень удовлетворенности потребителя и на его восприятие качества услуги, — это быстрота предоставления услуги. Услуга должна быть предоставлена тогда, когда клиент хочет ее получить и нуждается в ней. Когда вы приглашаете друга на обед в ресторан, вы хотите, чтобы вам своевременно нашли подходящий столик и обслужили вас, и вряд ли будете довольны, если официантка или менеджер предложат вам прийти завтра, когда будет больше свободных столиков или больше официантов, способных обслужить вас.

Последнее определяющее свойство сервисных технологий состоит в том, что выбор места для предприятия часто гораздо важнее, чем в промышленном производстве. Так как услуга — это неосязаемый товар, предприятия, производящие услуги, должны находиться там, где клиент хочет эти услуги получать. Поэтому предприятия сферы обслуживания стараются располагаться ближе к потребителю и географически разбросаны намного сильнее, чем промышленные предприятия.

Например, рестораны быстрого питания часто открывают свои филиалы в крупных универмагах. В большинстве городов США, даже небольших, сегодня есть по два или более ресторанов «Макдональдс» вместо одного большого ресторана в центре, поскольку такая система позволяет фирме оказывать потребителям услуги там, где потребители хотят их получать.

В реальной жизни трудно отыскать организацию, которая была бы на 100% сервисной или на 100% промышленной. Некоторые обслуживающие фирмы обладают также признаками промышленных предприятий, и наоборот. Многие промышленные компании, желая отличаться от других и повысить свою конкурентоспособность, уделяют большое внимание обслуживанию покупателей, и это становится одной из причин внедрения новых, компьютерно-интегрированных технологий производства. К тому же, в промышленных организациях есть подразделения, такие как отделы закупок, человеческих ресурсов или маркетинга, в основе которых лежат сервисные технологии.

технологиями

СервисПроизводство и сервисПроизводство
Авиаперевозки Гостиницы Консультации Здравоохранение Юридические фирмыРестораны быстрого питания Косметические салоны Агентства недвижимости Брокерские конторы Розничные магазиныЗаводы, производящие напитки

Сталелитейные компании Производители автомобилей Угледобывающие корпорации

Заводы пищевых продуктов

Для сервисных предприятий всегда было характерно выпускать продукцию, ориентированную на потребителя, то есть предоставлять именно те услуги, которые хочет получить и в которых нуждается потребитель.

Например, если вы придете в парикмахерскую, мастер не станет

автоматически делать вам точно такую же стрижку, какую он делал трем предыдущим клиентам. Он подстрижет вас так, как вы его попросите. Тем не менее, тенденция массовой ориентации на потребителя, ставшая причиной революционных изменений в промышленности, оказала значительное воздействие также и на сферу услуг.

Потребитель стал более требовательным по отношению к тому, что можно назвать хорошей услугой. Сервисные фирмы, такие как компания «Ритц-Карлтон», владеющая сетью гостиниц, страховая компания USAA, другие страховые и финансовые агентства и банки, чтобы привлечь клиентов, используют новые технологии. Все гостиницы «Ритц-Карлтон» подсоединены к базе данных, содержащей информацию о вкусах и предпочтениях полумиллиона клиентов, и, благодаря этому, служащие любой из гостиниц заранее знают, какое вино вам больше нравится, есть ли у вас аллергия на какие-либо продукты, и сколько полотенец вы хотели бы иметь в номере. Клиенты банка «Уэллс Фарго» могут сделать запрос по Интернету, и в течение трех секунд для них будет рассчитана структура займа, подходящая к их конкретным нуждам.

Строение сервисной организации

организаций по сравнению с промышленными организациями

СтруктураСервисПромышленность
1. Количество специальных пограничных связующих должностейМалоеБольшое
2.Географическая разбросанностьБольшаяНезначительная
3, Принятие решенийДецентрализованноеЦентрализованное
4. ФормализованностьБолее низкаяБолее высокая
Человеческие ресурсы
1. Уровень квалификации работниковВышеНиже
2. Преобладающий вид подготовкиСоциальнаяТехническая

Воздействие прямого контакта с покупателем на структуру организации проявляется в использовании пограничных связующих ролей и в структурном рассредоточении сервисных организаций. Пограничные связующие роли широко применяются в промышленных фирмах для обслуживания покупателей и для сглаживания несоответствий между различными частями технического ядра.

На предприятиях сферы услуг эти роли имеют меньшее значение, поскольку услуга — неосязаемый продукт и не может передаваться через специальных лиц, назначенных для пограничных контактов. Таким образом, потребители услуг должны непосредственно взаимодействовать с работниками технического ядра, например, с врачом или брокером.

Сервисная фирма имеет дело с информацией и неосязаемой выходной продукцией, и поэтому ей далеко не всегда выгодно быть крупной. Наибольшая экономия достигается при делении организации на множество мелких единиц, которые будут находиться как можно ближе к потребителю.

Брокерские конторы, медицинские клиники, консультационные фирмы и банки распыляют свои ресурсы по многим региональным и местным филиалам. Некоторые компании, такие как сеть ресторанов быстрого питания «Тако Белл», идут еще дальше, предлагая свою продукцию везде, где собираются люди, — в аэропортах, в залах супермаркетов, в студенческих городках и прямо на улицах.

Промышленные фирмы, наоборот, склонны сосредоточивать все производство на одной территории, где есть сырье и свободная рабочая сила. Крупные промышленные компании получают экономические преимущества

за счет того, что они могут приобретать дорогую технику и выпускать большие партии изделий.

Сервисные технологии также оказывают влияние на внутренние организационные характеристики, связанные с управлением и контролем в организации. В первую очередь, квалификация работников технического ядра должна быть выше. Для того чтобы иметь дело с проблемами клиентов, служащим требуется гораздо больше знаний и умения понимать и анализировать, чем для выполнения отдельных механических операций. Некоторые организации сферы услуг дают своим работникам знания и свободу самостоятельно принимать решения и делать то, что они считают нужным для удовлетворения потребителя, тогда как другие, например, компания «Макдональдс», разрабатывают правила обслуживания клиентов. Но в любом случае работники сферы услуг, наряду с технической подготовкой, должны обладать и навыками общения с людьми.

Из-за того что уровень квалификации работников выше, а структура рассредоточена, решения в сервисных организациях обычно принимаются децентрализованно, и формализованность обычно меньше. Множество маленьких кафе фирмы «Тако Белл» организуют свою деятельность без прямого участия правления компании. Самоуправляющиеся команды утверждают ассортимент, планируют работу, заказывают нужные продукты и занимаются обучением новых работников.

Понимание природы сервисных технологий помогает менеджерам подобрать соответствующие друг другу стратегию, структуру и управленческие процедуры, которые могут существенно отличаться от тех, которые подходят для основанной на продукции или традиционной промышленной технологии. К тому же, как упоминалось выше, промышленные компании сейчас уделяют все более пристальное внимание сервису, и их менеджеры могут воспользоваться описанными здесь концепциями и идеями для усиления этой стороны деятельности своей организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *