Что необходимо для обеспечения информационных процессов
Информационный процесс, понятие
Определение информационного процесса
Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. [1]. Люди знакомые с информатикой, конечно же, знают этот термин, да и не только они. Вполне можно утверждать, что информационные процессы являются основой той жизни, которую мы знаем. В этой статье представлены основные алгоритма информационного процесса, различные формы его исполнения.
Информационный процесс как научное понятие
Любые действия, производимые с информацией, называются информационными процессами. Основную роль тут играют сбор, обработка, создание, сохранение и передача информации. На протяжении всей своей истории человечество развивала эти и другие процессы, а так же смежные отрасли. Одним из основных критериев развития общества было именно совершенствование информационных процессов. Искусство, религия, письменность, шифрование, книгопечатание, авторское право, телеграф, радиоэлектроника, компьютеры, интернет – это лишь основная часть достижений человечества в области работы с информацией.
Нужно отметить, что несмотря на кажущуюся определенность, научном сообществе не прекращаются споры об универсальности самого термина «информация». В частности, «информация» не синоним «данным», хотя в разговорной речи зачастую это и так. «Данные» это интерпретированная, обработанная и зарегистрированная в понятном виде информация, продукт информационного процесса [2]. То есть, информация это ресурс, данные это конечный, обработанный продукт прошедший обработку информационным процессом. Но как и любой продукт, данные потребляются для получения какого-то результата. В самом простом виде, можно представить такую схему:
ИСТОЧНИК | ИНФОРМАЦИЯ | ПРИЕМНИК/ОБРАБОТЧИК | ДАННЫЕ |
Звезда ХХХ | Световые, радио и прочие волны | Телескоп и ЭВМ | Температура, яркость, размер, дальность и т.д. |
Иностранец | Речь на непонятном языке | Переводчик | Речь на понятном языке |
Информационные процессы присущи всем биологическим организмам на планете, от простейших до человека. Но человек создал вычислительные системы и специфические каналы информации, которые породили особый их вид — информатику. Несмотря на единую схему алгоритма информационного процесса, как в природе, так и в информатике, они достаточно сильно различаются по своей сути. И различия, в первую очередь, в интерпретации.
В частности, если поместить в комнату человека, собаку, змею, цветок и через громкоговоритель дать голосовой сигнал, реакция у всех будет принципиально разная, а значит из одной и той же информации, каждый обработчик выдаст совершенно разные данные. В частности собака и змея обе способны слышать, но если собака хоть как-то может понимать команды человека, то змея на это неспособна. Цветок вообще не сможет даже воспринять звуковой сигнал, хотя в принципе он способен получать и обрабатывать информацию — некоторые растения могут даже двигаться вслед за солнцем или если их потревожить. Итак, следующей схемой является возможность интерпретации:
ВОСПРИЯТИЕ | ИНТЕРПРЕТАЦИЯ | ЭФФЕКТ | |
Человек | Да | Да | Полный |
Собака | Да | Да | Частичный |
Змея | Да | Нет | Нет |
Растение | Нет | Нет | Нет |
Основные элементы информационного процесса
Информационный процесс – это последовательные действия выстроенные в алгоритм, совершаемые с информацией, представленной в любом виде (цифровые/аналоговые данные, слухи, теории, факты, наблюдения и т.п.) для достижения некой цели (любой). Данный алгоритм состоит из ряда шагов, которые могут значительно отличаться в той или иной ситуации, но общая концепция выглядит следующим образом:
Основные виды информационных процессов
Сбор информации. Нахождение и сбор первичной информации, извлечение ее из ее «среды». Иногда, возможно даже без конкретной итоговой цели. Полученная в итоге сбора информация может быть использована различными обработчиками с различной целью. Так археологи, ведущие раскопки собирают все найденные ими предметы, которые покажутся им интересными, но лишь после тщательного анализа они превратятся в какие-то научные данные, причем итог анализа может оказаться совершенно неожиданным, а так же кроме осколков древних кувшинов могут быть обнаружены залежи полезных ископаемых.
Поиск информации. Нахождение более-менее конкретной информации по определенному вопросу с конкретной целью из конкретных источников. При этом поиск происходит среди ранее кем-то собранной и возможно обработанной информации, а не из «среды». Для поиска в основном используются различные базы данных (места хранения информации), например вопрос к поисковой сети «как варить борщ».
Обработка информации. Совокупность действий направленных на то или иное преобразование исходной информации в новую. Вероятно самый важный и сложный информационный процесс. Хотя, иногда в обществе может быть сложно отличить его от других, например от представления информации, но у обработки информации всегда есть задача добиться чего-то нового от уже существующей информации, фактически создать новый информационный объект. Писатель, записывающий свои мысли на бумагу фактически ведет представление информации, но вот обработка прошла в его мозгу чуть раньше — из собственных знаний, опыта и эмоций он создал слова, которые в итоге представил в виде текста.
Представление информации. Изменение исходной информации в вид удобный и актуальный для ее использования в текущей ситуации. Наиболее часто встречается в информатике — в памяти компьютера вся информация храниться в виде двоичного кода, но пользователю представляется в виде графических данных и звуков. Но и человек очень часто представляет информацию, например, в виде составления картотек из разрозненных документов, переводя иностранные тексты или играя музыку по нотам на бумаге.
Хранение информации. Возможно, наиболее широко используемый вид информационного процесса. Так или иначе, все биологические объекты хранят информацию, хотя бы в виде генома. Хранение информации разделяется на два основных вида — долговременное и кратковременное. Предназначены они, само собой для совершенно разных целей. Под хранение информации может подходить только те действия, которые в итоге должны приводить к повторному использованию сохраненной информации.
Передача информации. Доставка информации от источника к потребителю без фактического участия передающего в каких-либо других частях информационного процесса. В качестве передатчика может выступать совершенно любой объект, как биологический (гонец с депешей, собака лающая на чужого во дворе), так и любые физические носители или ретрансляторы (книга, радиопередатчик, флеш-карта). Передача информации не всегда тождественна коммуникациям, в виду того что здесь передающий объект выступает лишь инструментом.
Защита информации. Любые действия, использующие какие-то дополнительные средства для защиты информации от использования другой стороной. Защита информации актуальна лишь в сложных информационных системах со многими участниками, в виду туго, что она нужна исключительно для того чтобы не дать нежелательному элементу воспользоваться некой информацией. Фактически единственный способ защиты информации это шифрование того или иного рода. Скрывание информации было бы неверно называть способом ее защиты, так как сокрытая информация и не требует защиты, ибо не участвует ни в каком процессе.
Использование информации. Самый объемный информационный процесс. Являет собой обоснованное принятие решений в разных видах человеческой деятельности в самом широком смысле.
Обеспечение информационный процессов
Для того, чтобы СПИ могла нормально функционировать, протекающие в ней информационные процессы должны быть соответствующим образом обеспечены. Поэтому в состав СПИ входит ряд подсистем, обеспечивающих протекание информационных процессов. К их числу относятся подсистемы энергообеспечения, хранения и регистрации информации, интенций личности.
Подсистема энергообеспечения информационных процессов обеспечивает выполнение трех важнейших условий:
■ адаптивная подстройка текущего диапазона чувствительности входящих в СПИ структур к изменениям параметров внешней стимуляции;
■ общая мобилизация ресурсов СПИ при неожиданном поступлении значимых сигналов;
■ распределение этих ресурсов между параллельно протекающими процессами с тем, чтобы обеспечить преимущественную переработку той информации, которая в наибольшей степени способствует достижению стоящих перед субъектом целей.
Работа подсистемы обеспечивается механизмами активации, селекции и эмоций. Механизмы активации осуществляют регулирование возбудимости (тонуса) нейронов мозга, устанавливая тем самым требуемую предрасположенность их к выполнению той или иной функции. Этим определяется общее функциональное состояние мозга. Различают тоническую (длительную) и фазическую (кратковременную) активацию. Тоническая активация обеспечивает выполнение первого из указанных выше условий. От уровня этой активации зависит эффективность переработки информации и деятельности в целом. Взаимосвязь между ними определяется законом Йеркса-Джонсона, графическое его изображение приведено на рис. 2.2. Как следует из графиков, качество выполнения легких задач с увеличением уровня активации монотонно повышается, для сложных задач обычно имеется некоторый оптимальный уровень активации.
В отличие от рассмотренного, механизмы фазической активации обеспечивают выполнение второго уровня, то есть осуществляют экстренные кратковременные (порядка секунд) сдвиги в уровне активации в ответ на поступление высокозначимого сигнала. При этом фазический сдвиг в уровне активации является, с одной стороны, результатом некоторого, уже осуществленного информационного процесса, а с другой необходимым условием значительной и оперативной интенсификации последующих информационных процессов [128].
Рис. 2.2. Взаимосвязь между уровнем активации и качеством деятельности (закон Йеркса—Додсона): 1 — простейшая задача; 2 — задачи средней сложности; 3 — сложная задача.
Важным элементом подсистемы энергообеспечения являются механизмы, работа которых проявляется в форме эмоциональных состояний (переживаний) субъекта. Эмоции можно рассматривать как специфический субъективный параметр определенного класса активационных процессов, тесно связанных с организацией целенаправленного поведения, а именно тех, которые обусловлены прагматической стороной перерабатываемой субъектом информации. Согласно информационной теории эмоций последние есть отражение мозгом величины потребности, ее качества и вероятности, удовлетворения в данный момент [165]. Результатом этого является возбуждение системы специализированных мозговых структур, побуждающее субъекта изменить поведение в направлении минимизации или максимизации (продления, повторения) этого состояния.
Рассматриваемые до сих пор активационные процессы обеспечивают общее изменение пропускной способности СПИ по отношению к любым категориям сигналов. Однако реализация целенаправленного поведения в условиях большой плотности поступающей информации, часть которой может быть несущественной для оператора, требует высокой избирательности в переработке этой информации. Поэтому для выполнения третьего из сформулированных выше условий мозг должен обладать некоторыми механизмами, осуществляющими перераспределение ограниченных ресурсов СПИ в пользу избранной категории сигналов. Это осуществляется путем селекции информации.
Селекция (от лат. selectio — отбор, выбор) заключается в отборе полезной информации в процессе восприятия, обусловлена его избирательностью и определяется задачами деятельности человека. Механизмы селекции информации включают в себя как жесткие, так и гибкие звенья. К числу жестких звеньев следует отнести особенности структуры нервной системы и органов чувств, обусловливающих избирательную чувствительность лишь к определенному виду раздражителей, ограниченность доступной одномоментному восприятию области пространства, ограничения в скорости переработки информации и т. п.
Все эти структуры и механизмы составляют основу для развертывания более гибких и дифференцированных процессов селекции информации, регулирующих протекание информационных процессов, относящихся к сфере психики. Ведущая роль при этом принадлежит, с одной стороны, интенциям (от лат. intentio — намерение, стремление) субъекта, то есть его мотивационной сфере, а, с другой стороны, требованиям ситуации (внешним условиям). На основе осознания и синтеза субъект формирует цели, стратегии и программы поведения, в соответствии с которыми вся поступившая информация оценивается с точки зрения полезности ее использования в интересах достижения этих целей. Большое значение в процессе селекции информации имеет вероятностное прогнозирование, что позволяет субъекту строить гипотезы относительно будущих событий.
Процессы селекции информации могут протекать не только под контролем сознания, но и на бессознательном (непроизвольном, автоматизированном) уровне, под непосредственным влиянием доминирующих мотивов и в соответствии с индивидуальными особенностями переработки информации [128].
Еще одной обеспечивающей подсистемой является подсистема регистрации информации. Ее назначение состоит в том, чтобы обеспечивать широкий диапазон когнитивных (познавательных) функции — от перцептивных процессов до решения задач, объединяемых тем, что все они предполагают использование накопленной информации. Эту подсистему иначе можно назвать «память». Ее задачей является регистрация, организация, хранение сведений о мире в доступной для использования форме, что обеспечивает ее обладателю способность к отображению объективной реальности в субъективных образах, то есть в виде информации. Этот аспект соответствует основной функции памяти — функции индивидуального тезауруса субъекта. Именно в этом аспекте память можно выделить как особую подсистему обеспечения информационных процессов, как «информационный фонд» СПИ. Здесь лишь отметим, что работа этой подсистемы обычно описывается на основе трехкомпо-нентной модели памяти, предполагающей наличие у человека трех видов памяти: сенсорных регистров, кратковременного хранилища, долговременного хранилища [16].
К числу обеспечивающих подсистем условно можно отнести и интенции личности. Условность состоит в том, что эта подсистема обеспечивает информационные процессы не непосредственно, а опосредствен-но — через подсистему энергообеспечения (рис. 2.1). Интенции представляют собой любую устремленность к активной деятельности; все явления и механизмы, побуждающие к деятельности, направляющие ее на достижение цели. В основе интенционального компонента деятельности человека лежит его потребностно-мотивационная сфера, т. е. потребности и мотивы. Эта сфера представляет собой иерархически построенную систему побуждений. Потребности и мотивы в этой системе находятся в различных отношениях между собой: синергичности (однонаправленности); антагонизма (конфликта), взаимоусиливают или ослабляют друг друга. При этом мотивы не всегда осознаются человеком. Более того, высказываемые людьми мотивировки своих поступков не всегда соответствуют истинным побуждениям.
При изучении интенционального компонента деятельности человека применяется классификация внутренних факторов, побуждающих человека к активномуповедению, в основе которой лежит уровень конкретизации направленности этого поведения:
а) состояние бодрствования — совокупность уровней неспецифической мотивации организма, психики, создающих стремление к любой деятельности;
б) потребности, которые могут быть векторными и функциональными; первые являются наиболее дифференцированными по актуализируемому предмету деятельности (как вещественному, так и мысленному, идеальному) и способам удовлетворения потребностей;
в) функциональные потребности — стремление к напряженной активности (преодоление препятствий), к определенному темпу выполнения действий, к смене видов деятельности (в том числе — к новизне впечатлений);
г) мотивы — конкретные векторные потребности; при этом переход от векторной потребности к мотиву осуществляется под влиянием ситуации, т. е. совокупности внешних и внутренних сигналов, которые воздействуют на человека.
Механизмы интенции тесно связаны с социальной и волевой сферами человека. Интенциональные факторы являются не только побудительными компонентами целенаправленной деятельности, они действуют и в процессе деятельности, являясь регуляторами ее протекания [53].
В заключение необходимо отметить, что до сих пор система переработки информации человеком рассматривалась как одноканальная. Это удобно с методологической точки зрения, поскольку позволяет довольно наглядно показать последовательность этапов переработки информации. Однако такое положение дел не всегда соответствует действительности, что подтверждается предложенной А.А. Крыловым концепцией включения [40, 81].
Концепция включения представляет методологические положения, объясняющие принципы организации целостной деятельности функциональных механизмов мозга, предназначенных для обработки поступающей информации. Концепция включения исходит из предположения (впоследствии доказанного экспериментально) о приспособленности информационной системы мозга принимать новые сигналы в процессе текущей деятельности. Новый сигнал может означать такие изменения во внешней среде, при которых ранее начатая деятельность может быть бесполезной или даже вредной. Отсюда возникает необходимость немедленного прекращения осуществляющейся деятельности, а затем корректировки или полного отказа от ее продолжения в зависимости от конкретно сложившихся условий. Кроме того, может возникнуть необходимость одновременной обработки информации, относящейся к уже начатой деятельности, и вновь поступивших сигналов.
Новая деятельность может органически включаться в предыдущую или протекать в известной мере изолированно. Следовательно, во всех случаях вновь поступившие сигналы так или иначе включаются в процесс обработки информации. Это включение может осуществляться либо путем преобразования действовавшей функциональной системы, либо образованием новой системы, предназначенной для информационных преобразований в новой деятельности. В дальнейшем, в ходе тренировки, если аналогичные ситуации возникают многократно, принцип включения все более реализуется в плане преодоления устойчивости частных функциональных систем и образования единой функциональной системы текущей деятельности.
Таким образом, концепция включения объединяет принципы организации целостной деятельности функциональных информационных механизмов мозга и позволяет рассматривать механизм приема и переработки информации человеком как иерархическую многоканальную систему, в которой каждый новый сигнал, новое действие не блокируются на «входе» оператора, а ведут к гибкой перестройке информационного процесса в мозгу человека.
2.5. Воспроизведение информации в системе «чешек-машина»
Информационные процессы, протекающие в нервной системе оператора, существуют не изолированно сами по себе, а органически вплетаются в общий информационный процесс в системе «человек—машина». Процессы переработки информации происходят и в машинных звеньях системы, поэтому от степени их согласованности с процессами переработки информации человеком во многом зависит эффективность всей системы. Интегральным понятием, характеризующим информационный процесс в системе в целом является воспроизведение информации [74]. Под ним понимается процесс формирования информационной модели (изображения) текущей обстановки, ее восприятия человеком и принятия решения по поводу соответствия построенной модели ее эталону (кодовому эквиваленту).
Основная проблема воспроизведения информации состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между требованиями, обусловленными необходимостью согласования характеристик информационной модели, с характеристиками управляемого процесса (объекта), оператора и решаемых задач.
В процессе воспроизведения информации решаются следующие задачи:
1. прием сообщений, поступающих от источника сообщений по каналу связи;
2. размещение информации в буферной памяти согласно адресам и ее хранение в течение требуемого времени;
3. преобразование принятых кодов в соответствующие коды изображений (кодовые эквиваленты информационной модели);
4. визуальное предъявление изображений (информационной модели) в течение требуемого времени;
5. зрительное восприятие информации и принятие решения о соответствии информационной модели эталонной;
6. формирование концептуальной модели (оперативного образца).
Для решения этих задач создается тракт воспроизведения информации, представляющий собой человеко-машинную систему, в которой задачи 1 и 2 являются чисто техническими; задачи 3 и 4 хотя и являются техническими, но должны решаться с учетом возможностей и ограничений оператора; задачи 5 и 6 решаются оператором.
Структурная схема тракта воспроизведения информации представлена на рис. 2.3. Пунктирными линиями на ней выделены средства отображения информации, на вход которых поступает входной ансамбль кодов FBX (t), а с выхода снимается преобразованная информация (комбинация выходных символов, образующих информационную модель) FBX (t+∆t).
Особенностью информационной модели является то, что в ней изменяется физическая природа выходных сигналов по отношению к входным. При этом осуществляется промежуточное преобразование мно* жества входных кодов FBX (t) в некоторое множество кодов изображений Fвхp(t+∆t1). Множество FBX (t) составляет первичный кодовый эквивалент информационной модели, а множество преобразованных кодов FBX (t+∆t1) — вторичный кодовый эквивалент информационной модели FBUX (t+∆t). Множества Fвх(t) Fnp(t+∆t), FBUX(t+∆t) связаны между собой зависимостью функционального характера.
(2.11)
где ∆t>∆t1 — времена соответствующих преобразований, I — смысловое содержание информации, заключенное в выходных и входных сигналах.
Рис.2.3. Структурная схема тракта воспроизведения информации.
В тракте воспроизведения информации (рис. 2.3) возможно появление ошибок (сбоев). Их источниками могут являться как технические звенья (при решении задач 1. 4), так и оператор (при решении задач 5, 6). При этом следует иметь ввиду, что ошибки оператора зависят не только от его психофизических качеств, но в определенной степени и от результатов решения задач 3 и 4 техническими элементами тракта воспроизведения информации. Ошибки оператора оказывают отрицательное влияние на процесс воспроизведения информации, что может привести к неадекватному формированию оперативного образа. Эти ошибки можно сократить путем повышения квалификации оператора за счет профессионального отбора и обучения и совершенствования технических средств тракта воспроизведения информации путем учета инженерно-психологических требований при их проектировании и изготовлении.
На последнем аспекте требуется остановиться особо. Дело в том, что при создании средств отображения информации (СОИ) обычно учитываются инженерно-психологические требования только к информаци онной модели, отображаемой с помощью лицевых частей СОИ. Однако только этого не достаточно для обеспечения надежной работы оператора и всего тракта воспроизведения информации. Качество информационной модели зависит также (при решении задач 3 и 4) и от выполнения инженерно-психологических требований к техническим элементам СОИ, обеспечивающих решение этих задач. Это объясняется тем, что на вход СОИ поступают данные в машинном коде (кодовые эквиваленты), а с выхода снимаются символы зрительного алфавита.
При этом сигналы на входе СОИ определяются методом их кодирования, а на выходе — методом их формирования. Автономное использование этих методов позволяет производить только одностороннюю оценку СОИ как преобразователя машинного алфавита в зрительный. Из этого возникает естественная необходимость совместного изучения и исследования методов кодирования применительно к соответствующим им методам формирования отображаемых данных и, наоборот, методов формирования элементов отображения к соответствующим методам их кодирования. Органическое сочетание этих двух методов (а они составляют суть решения задач 3 и 4) удобно назвать принципом преобразования машинного алфавита в зрительный [30]. Эти принципы делятся на два основных вида: непосредственное и с промежуточным преобразованием кодовых эквивалентов, адекватных отдельным элементам информационной модели, подлежащим отображению.
Иными словами, при создании технических средств, обеспечивающих преобразование машинного алфавита в зрительный, необходимо учитывать чисто технические требования (емкость запоминающих устройств, их количество, частоту выборки кодовых эквивалентов и т. д.) и требования, вытекающие из характеристик информационной модели (количество элементов отображения, требуемая частота воспроизведения данных, информационная емкость изображения и др.). Для учета степени реализации этих требований введено понятие коэффициента преобразования машинного алфавита в зрительный, получены формулы для его определения при различных методах преобразования, проведена сравнительная оценка этих методов при различных исходных данных, что позволяет в каждом конкретном случае выбрать наиболее эффективный метод преобразования [30]. Только при применении такого комплексного подхода, основанного на одновременном учете чисто технических и инженерно-психологических требований, возможно достижение качественного воспроизведения информации в СЧМ.
Качество воспроизведения информации оценивается с помощью ряда показателей, основными из которых являются: быстродействие, информационная емкость, изобразительная возможность, точность, достоверность и надежность воспроизведения информации [74].
Быстродействие тракта воспроизведения информации характеризуется временем полного цикла Тц. Это есть минимальное время между последовательными моментами смены информации на информационной модели,равное
(2.12)
где tфс— время формирования сообщения, т. е. интервал времени, в течение которого в источнике сообщений (например, ЭВМ) подготавливается к передаче в СОИ требуемый массив информации (первичный кодовый эквивалент FBX); tвэ— время выдачи отображаемой информации на экран; ton — время восприятия информации оператором, т. е. интервал времени, в течение которого он осознал смысл предъявляемой информации и делает заключение о степени соответствия воспринятого изображения эталонному.
Быстродействие может быть также охарактеризовано скоростью смены информации, которая равна
(2.13)
где I (А) — количество информации в одном цикле.
Частным случаем формулы (2.13) является такой, когда ее числитель и знаменатель относятся к отрезку времени, обратному критической частоте слияния мельканий [30].
Информационная емкость тракта воспроизведения характеризует максимальное количество информации, которое может быть отображено на информационной модели. Значение информационной емкости зависит от структуры информационного поля, количества позиций в нем и числа символов в алфавите, закрепленном за позицией. Если в СОИ для любой из позиций информационного поля используются алфавиты с одинаковым числом символов, то информационная емкость равна
(2.14)
где n — количество позиций, которые могут занимать элементы отображения в пределах информационного поля; m — число состояний, в которых может находиться каждый элемент.
Если же в СОИ информационные поля используют алфавиты с различным числом символов, закрепленных за определенными группами позиций, то информационная емкость равна
(2.15)
где М — число различных алфавитов, используемое в данном информационном поле; ni — число позиций, занимаемых символами i-ro алфавита; mi— длина i-гo алфавита.
Информационная емкость определяет максимальные информационные возможности СОИ. Реальное же количество отображаемой информации обычно меньше информационной емкости. Равенство возможно лишь в том случае, если для каждой позиции информационного поля равновероятно появление любого из символов алфавита, относящегося к ней. Если появление символов алфавита длиной m равновероятно для любой из n позиций, то количество отображаемой информации равно
(2.16)
где Pj — вероятность появления j-того символа.
В случае, когда алфавиты различны для разных групп позиций, то предыдущее соотношение принимает вид
(2.17)
Приведенные формулы не учитывают статистические связи между появлением различных символов алфавита. В ряде случаев пользуются понятием удельной информационной емкости, под которой понимается максимальное значение количества информации приходящейся на единицу площади экрана, т. е. отношение 1и к площади экрана.
Изобразительная возможность тракта характеризуется набором воспроизводимых символов и операций над ними на экране СОИ. Оптимальный набор символов составляет информационную модель для данного класса решаемых задач. Символы набора должны удовлетворять легкости запоминания, скорости и безошибочности опознания. Это во многом зависит от степени различия отдельных символов алфавита. Мерой оценки степени различимости двух символов является коэффициент декорреляции
(2.18)
где n0 — число элементов, входящих в оба символа, п1 и п2 — количество элементов, составляющих символы.
Интегральная оценка всего алфавита определяется соотношением
(2.19)
где N — длина алфавита символов.
Изобразительные возможности во многом зависят также от сложности обобщенной фигуры знакоместа. Они характеризуются величиной 8
(2.20)
где nф — число элементов структуры знакоместа.
На рис. 2.4 показаны зависимости значений ρ∑ и δ от величины nф для цифро-буквенных изображений с кусочно-линейной аппроксимацией. Примеры возможных структур знакомест для этих изображений приведены на рис. 2.5. Из рис. 2.4 следует, что изобразительная возможность существенно улучшится при увеличении nф до 8 — 9 элементов, при дальнейшем увеличении nф величины ρ∑и δ изменяются незначительно, а при nф>20 они практически не зависят от nф. Изобразительные возможности существенно улучшаются, если имеются возможности стирания, изменения, дополнения отдельных знаков, возможность изменять масштаб, ориентацию, обозначать линии, заштриховывать отдельные части символов, если имеется возможность использования различных цветов и полутонов [73].
Достоверность формирования изображений есть степень соответствия сформированного изображения эталонному, т. е. сформированному в соответствии с первичным кодовым эквивалентом. Количественно она может быть определена через вероятность безошибочного формирования изображения Рф при отсутствии наложения изображений. В более сложных случаях необходимо учитывать и возможность появления наложений. В ряде случаев для оценки достоверности формирования изображений можно использовать формулы (2.8). (2.10).
Точность воспроизведения информации характеризуется смещением информации при ее отображении относительно системы координат. Различают абсолютную и относительную точность воспроизведения информации. Абсолютная точность принимается во внимание при анализе измерений на воспроизводимом изображении с экрана. Относительная точность принимается во внимание при анализе общего изображения с помощью экранов (точность наложения или совмещения).
Рис. 2.4. Зависимость коэффициента декорреляции и
сложности обобщенной фигуры от числа элементов
Рис. 2.5. Пример обобщенных структур для формирования
Особо высокие требования предъявляются к точности устройств индивидуального пользования, используемых для количественной оценки информации, точных расчетов, точных графических построений и т. д. Так как точность воспроизведения в значительной степени зависит от оператора, то требования к точности СОИ, должны согласовываться с конкретными задачами, решаемыми системой, и возможностями оператора. При этом суммарная ошибка воспроизведения информации определяется как
(2.21)
где σоп и σсои — соответственно среднеквадратические ошибки восприятия информации оператором и отображения информации.
Надежность воспроизведения информации характеризует способность тракта воспроизведения выполнять в полном объеме возложенные на него функции при заданных условиях работы. В процессе функционирования тракта воспроизведения информации отказ может производиться как по вине человека-оператора, так и по причине выхода из строя технических средств. В случае последовательного соединения элементов (например, как показано на рис. 2.3) вероятность безотказной работы тракта равна произведению вероятностей безотказной работы каждого элемента
(2.22)
Формула (2.22) показывает лишь принцип определения надежности системы, включающей в себя n последовательно соединенных технических звеньев и человека.