Что необходимо для гармоничного развития человека
Основные принципы гармоничного развития личности
Здравствуйте, уважаемые читатели. В сегодняшней статье вы узнаете, что собой представляет гармоничное развитие личности. Выясните, как проявляется поведение людей, живущих в гармонии со своим внутренним миром и окружающей средой. Рассмотрим основные принципы, то, как происходит формирование такой личности. Поговорим и о проблеме дисгармонии.
Определение понятия
Гармоничная личность — человек, имеющий оптимально интегрированные динамические внутренние структуры, согласованность с окружающим миром, нормально протекающей жизнедеятельностью. Личность, которая развита гармонично — это индивид, имеющий равномерное развитие во всех сферах своей деятельности, у которого отсутствуют внутренние конфликты, наявна внутренняя гармония. Такой индивид имеет достижения в различных направлениях, но у него присутствуют специальные навыки или умения, которые выделяются на фоне остальных.
Гармоничной называется та личность, у которой присутствует баланс между внутренним и внешним миром.
Воспитание гармоничной личности напрямую связано со становлением жизненных ценностей и мотивов. Чтоб человек обрел гармонию, у него должен наблюдаться баланс между такими личностными новообразованиями:
Характерные проявления гармонично развитого человека
Вы сможете назвать себя гармонично развитым при наличии следующих проявлений:
Проблема дисгармонии
Важно также знать о характерных проявлениях дисгармоничной личности:
Присутствие вышеизложенных черт характера приводит к развитию неадекватной самооценки.
У дисгармоничных индивидов осознанная жизнь и неосознанные аффекты препятствуют нормальной жизнедеятельности и развитию личности. Налицо внутриличностный конфликт, который приводит к невозможности правильно принимать решения, адекватно на них реагировать даже в элементарных ситуациях. Влиять на развитие подобных конфликтов могут, как внешние, так и внутренние условия.
Как воспитать в себе гармоничную личность
Существуют определенные принципы, следование которым позволит со временем обрести гармонию.
Индивиду, желаемому обрести гармонию, нужно научиться придерживаться следующих практик:
Теперь вы знаете, что собой представляет формирование гармоничной личности. Как видите, человек должен стремиться к гармонии со своим внутренним, духовным миром и всем, что его окружает. Старайтесь изменить свою жизнь в лучшую сторону, стремитесь к гармонии.
Как развиваться гармонично?
24 февраля 2016 23 383
Седьмой навык высокоэффективных людей – это постоянное развитие.
Стивен Кови
Без развития нет эффективности. Эффективность – это следствие постоянного, непрерывного развития. Так же происходит в природе. Сначала действуют механизмы, заложенные в человека. Б-г сделал так, что до 25 лет наше развитие происходит автоматически. Развивается тело, вырабатываются гормоны. Есть сила, идущая изнутри. Но после этого естественное развитие прекращается. И, чтобы развиваться, нужно создавать себе стрессовые ситуации. Выходить из зоны комфорта. Узнавать новые способы достижения целей. И – постоянно развиваться.
Развитие идет в четырех основных направлениях:
1. Физическое развитие
Нужно развивать тело. Спортзал, зарядка, новые виды движения…Физическая активность и деятельность. Обратный процесс этого – обездвиживание. Если физическое развитие прекращается – наступает полная деградация. Мышцы атрофируются, тело разрушается. Развитие тела идет через выход из зоны комфорта. Через небольшие стрессовые нагрузки. Тело адаптируется к ним и развивается.
2. Эмоциональное развитие
Ученые утверждают, что эмоциональный интеллект важнее, чем IQ. Чем уровень интеллекта. Что такое эмоциональный интеллект? Человек живет в определенном эмоциональном фоне. Этот фон меняется несколько раз в день. И качество жизни зависит от качества эмоций. Тех, которые человек испытывает постоянно. Человек, испытывающий позитивные эмоции проживает счастливую жизнь.
Развитие в эмоциональной сфере резко увеличивает качество жизни. Нужно научиться любить. Научиться видеть красивые, радостные вещи. Видеть их в себе и в людях. Научиться спокойно относиться к ситуациям. Даже когда что-то идет не по твоему плану.
Научись исследовать свои эмоции. Особенно – негативные. Тогда ты поймешь, что в твоей жизни идет не так. Это позволит тебе развиваться. Это улучшает жизнь. Ты выходишь в позитив, и жизнь становится радостной, счастливой и полной. Эмоциональное развитие – это путь к счастью.
3. Интеллектуальное развитие
Каждый живет в своей модели мира. В той, о которой он знает. Раньше, например, была одна модель. Что Земля плоская, стоит на трех китах. Представляешь, стоит на таком подносе. А поднос – на 3 китах. И Солнце вращается вокруг земли. Потом люди узнали, что Земля круглая. Кто-то поверил, кто-то нет. Потом поверили все. И теперь мы живем в другом мире, который круглый и летает вокруг Солнца.
Чем больше человек узнает – тем сильнее расширяется его мир. Он выходит все в новые миры. Интеллектуальное развитие позволяет человеку понять, как выстроить модель мира, в которой он будет наиболее эффективным, счастливым и продуктивным.
Что входит в интеллектуальное развитие? Приобретение необходимых знаний и навыков для достижения целей. Например, для достижения счастья. Что такое счастье? Ответ лежит в плоскости интеллектуального развития. Сейчас, читая эту статью, ты интеллектуально развиваешься.
Развивай свой интеллект! Загружай в него лучшие программы! И ты достигнешь максимальной эффективности!
4. Духовное развитие
Оно уходит в бесконечность. Оно начинается тогда, когда человек изменяет свою картину мира. Вводит в нее понятия «Б-О-Г», «творец», «создатель», «душа», «духовный мир»…Когда он думает на эту тему. Когда начинает действовать для усиления духовной составляющей. Тогда духовное развитие становится значительной частью жизни, и человек двигается в сторону вечности.
Все материальное подвержено разрушению. Материальный мир ограничен временем и пространством. А духовный мир – безграничен. В нем нет барьеров. Молитва, движение души к Б-О-Г-У – это путь в вечность. Развивайся духовно – и ты будешь двигаться в направлении вечности!
Как совмещать разные направления развития?
Стивен Кови советовал уделять внимание всем 4 направлениям. Всем – ежедневно. Кови каждый день полчаса изучал Библию. Я для духовного развития, например, ежедневно изучаю Тору. Святые книги. Уделяю этому около часа в день. Вторая составляющая – молитва: благодарность и просьбы к Б-О-Г-У. Тоже – около часа в течение дня.
Для интеллектуального развития. Постоянное, ежедневное чтение обучающей и вдохновляющей литературы. Хочешь жить эффективной жизнью? Создай у себя новую привычку. Хотя бы полчаса в день читать статьи, развивающие книги. Они будут давать тебе новые схемы и модели мышления.
Эмоциональное развитие связано с духовным. Это работа по улучшению качеств характера. Она происходит постоянно в течение дня. Она встроена во всю остальную деятельность. И главный элемент эмоционального развития – умение радоваться. Желание радоваться. Найди то, чему ты можешь радоваться! И исправлять свои негативные установки, которые приводят к негативным эмоциям.
Физическое развитие. Пьер Дюкан, крупнейший мировой диетолог, говорит: «Человек, который активно не двигается хотя бы 20 минут в день, – человеком не называется». Я часто повторяю эту фразу. Тело создано, чтобы двигаться. 20 минут в день – это минимум. Зарядка, упражнения…И 3 раза в неделю – серьезный спорт. Развивающий, обучающий тело новым движениям и навыкам.
Упражнение
Каждый час делай зарядку для тела. 5 минут упражнений на гибкость или на силу каждый час – сделают следующие 55 минут ЖИВЫМИ. Каждый час закрывай глаза, хотя бы на 1 минуту и говори себе: ПОЛНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ. С каждым выдохом мышцы расслабляются. Прочитай книгу Тони Бьюзена “Супер-Мышление”. Найди религиозный сайт по своей конфессии и читай хотя бы по одной статье в день. В конце проси Б-га тебе помочь в твоих делах.
Еще больше о развитии и мышлении, коучинге и инструментах
для достижения любых целей ты сможешь узнать на 7-недельном онлайн тренинге “Новый Код Коучинга“. Регистрируйся прямо сейчас!
Читайте также
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Президент Международной Профессиональной Ассоциации Коучей и Тренеров. Почетный Профессор бизнес-школы СИНЕРГИЯ. Обучил более 5000 бизнес-тренеров и коучей. Клиенты: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Автор 15 бестселлеров.
О гармоничном развитии человека и истинном понимании
Понятие «гармоничная личность» имеет несколько определений. Но все они сводятся к одному смыслу, напоминающему известное выражение А.П. Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно.
Что такое гармоничная личность? Это личность, у которой внутренний мир находится в состоянии баланса.
Внутренняя гармония возникает, когда человек понимает себя, знает свои достоинства и недостатки, строит планы и воплощает их в жизнь. Внешняя гармония – это благоприятные продуктивные отношения человека и окружающего мира.
Это согласованность мыслей и действий, слов и поступков. Все эти соответствия должны проявляться в каждой сфере человеческой жизни – будь то профессия, семья или творчество.
Гармоничная личность в психологии – это согласованность действий с окружающим миром и сбалансированный образ жизни.
Всесторонне гармонично развитая личность – это человек, который:
Понятия «гармоничная личность» и «гармоничное развитие» имеют разное семантическое наполнение. Человек, ощущающий радость от жизни, не всегда гармонично развит. Он может быть более компетентным в одной области и быть совершенным профаном в других. Гармоничное развитие личности предполагает нормальный для ее возраста уровень физических, нравственных, интеллектуальных и эстетических показателей.
При воспитании ребенка окружение должно создать для него такие условия, при которых все природные задатки будут развиваться в равной мере. Он должен усвоить правила здорового образа жизни, необходимость заниматься физическими нагрузками, учиться чему-то новому постоянно.
Гуманистическая модель развития ребенка
В современной педагогике ведущая идея – воспитание гармоничной развитой личности с помощью гуманистической модели.
Чтобы стать гармоничной личностью, ребенок должен всесторонне развиваться.
Ее основные позиции:
Поскольку человек – это целостная система, то изучать его следует с разных сторон. При этом важно понимать, как он видит мир и себя в нем. Нужно осознавать, что он – активный и творческий индивид.
Внутреннее развитие человека длится всю жизнь. Этот процесс индивидуален и имеет разную интенсивность. Только активные действия приведут к положительному результату. Если же не прилагать к этому никаких усилий, то можно остаться посредственностью – никому не интересной и не привлекательной.
В любом возрасте можно улучшить качество жизни благодаря внутреннему росту. Чтение книг, изучение иностранных языков, воплощение своих юношеских идей, творчество, общение с интересными людьми помогают этому процессу.
Тренируй свой мозг с удовольствием
Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров
НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ
И действительно, в жизни есть все, что нужно нам для счастливой, успешной и богатой жизни. Все, чтобы человек ощущал внутренний покой и радость. Все, чтобы жизнь стала приятной яркой командировкой со смыслом. Просто необходимо все элементы жизни соединить воедино, чтобы получилась гармония. ГАРМОНИЯ (греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность) – это соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии — организованность Космоса в противоположность Хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.
ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – это процесс саморазвития, который направлен на достижение большей психологической гармонии. У большинства людей обнаруживается недостаточный уровень гармоничности личности, что можно объяснить большим количеством внутриличностных конфликтов. Гармонизация личности предполагает решение этих конфликтов за счет оптимизации начального состояния компонентов, как самой личности, так и ее жизни. Процесс гармонизации приводит к повышению у человека чувства внутренней целостности и единства со всем Миром.
ГАРМОНИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ начинает радовать себя и окружающих своим прекрасным здоровьем, умением ладить с людьми и высоким творческим потенциалом. Гармоничная личность не готова платить излишним для нее внутренним напряжением ради высоких целей: свое спокойствие и гармония такому человеку дороже. Поработал — отдохнул, пообщался — уединился, всего понемногу для себя и других, для здоровья, отношений и карьеры. Быть героем, работать на пределе сил и совершать подвиги — все это за пределами интереса гармоничной личности.
Это интересно:
7 главных ценностей в жизни каждого человека
Колесо Жизни — упражнение для анализа и планирования жизни
Критериями гармоничного состояния личности и ее жизнедеятельности являются:
— высокая степень осознанности;
— понимание себя и своих талантов,
— понимание окружающего мира и законов Вселенной;
— ощущение благодарности за жизнь и несгибаемая вера в свои силы;
— жизнь в согласии с самим собой, людьми, природой и Космосом;
— понимание своих основных жизненных ценностей и целей;
— наличие постоянного и продуктивного развития личности;
— наличие и поддержание физического, психического, ментального и духовного здоровья;
— наличие положительного эмоционального фона, т.е. ощущение счастья и радости;
— ощущение безусловной любви к себе, семье, друзьям и обществу в целом;
— легкость в построении новых межличностных связей;
— оптимальный уровень творческого процесса и самореализации;
— удовлетворенность процессом своей жизни в целом и т.д.;
Необходимо уяснить, что гармоничность – это динамическая характеристика личности. Это всегда не абсолютное, а лишь относительное совершенство. Проще говоря, процесс гармонизации личности бесконечен, у гармонии нет предела. Это просто оптимальное соотношение различных качеств и стремлений человека в жизни с определенными внутренними и внешними характеристиками личности в настоящий момент времени. Для постоянного развития обязательно необходим малый уровень дисгармонизации. Жизнь считается ИДЕАЛЬНО ГАРМОНИЧНОЙ, если баланс ГАРМОНИИ И ДИСГАРМОНИИ соответствует правилу золотого сечения, т.е. примерно 62% на 38%.
Вообще космический смысл жизни человека состоит в гармонично протекающей творческой игре, в достижении таких параметров своей жизни и своей личности, которые достаточно устойчиво обеспечивают процесс образования новых форм жизнедеятельности, т.е. творческий игровой процесс. Жить сбалансировано, цельно и творчески – в этом, если коротко, суть космического идеала жизни.
Ты – это Творец, Твоя Жизнь – это Инструмент, Твой Шедевр – это Гармония. Но почему же никто не видит твоего творчества. Твой инструмент вообще не настроен, он не выдает нужных нот, они не сливаются в гармонию. Твоя музыка жизни не похожа на шедевр. Что с тобой случилось? Может ты спишь на яву? Может ты не осознаешь своего внутреннего потенциала? Может уже стоит пробудиться? Может необходимо начать двигаться к гармоничной жизни?
Прямо сейчас задай себе несколько вопросов.
Я живу гармоничной жизнью?
Я реализую свой творческий потенциал?
Я счастлив, успешен и богат?
И не твоя вина, если ты на все вопросы ответишь отрицательно. Так устроена система, которой это выгодно. В образовательных учреждениях нам говорят, что всю жизнь вы будете работать. В итоге мы и концентрируемся большую часть времени на Карьере, забывая что в жизни есть и другие сферы. Совершенно забываем про свое здоровье, про любимых людей, про то, чем нам интересно заниматься. Нет ни денег, ни времени. Нет понимания себя и большой цели в жизни.
Такое существование полностью дисгармонично. Ты не понимаешь кто ты есть на самом деле, и нет внутреннего ощущения счастья и радости от жизни. У тебя нет большой творческой цели, и к тебе вряд ли придет когда-нибудь успех. А без реализации себя и движения к цели у тебя вряд ли будут нужные ресурсы. Богатство просто обойдет тебя стороной и пойдет к другому человеку. К тому, кто нашел себя в этой жизни, к тому, чья жизнь наполнена смыслом.
Но всегда все зависит от тебя. И в любой момент жизни ты можешь начать движение к гармоничной жизни. Просто нужно решить начать заниматься своим воспитание, образование и развитием. Только саморазвитие поможет тебе создать гармоничную жизнь, в центре которой будешь ты – цельная и творческая личность. Счастливая, успешная и богатая.
Условия преобразований
Существует внешние и внутренние факторы, влияющие на личностное становление человека.
Социальная среда оказывает влияние на развитие личности.
Внутренние факторы включают данные от природы особенности и склонности человека, его влечения, а также гамма чувств, возникающих под влиянием внешних факторов.
Гармонично развитая личность должна быть результатом проявления этих факторов. Такой человек обычно жизнерадостный, уверенный в себе. А если он в ладу с собой, тогда и окружающие видят в нем интересного собеседника и друга.
Начать заниматься собой можно в любом возрасте, но лучше делать это с детства. Совершенствование человека возможно на протяжении всей жизни. Главное, чтобы было большое желание и активные действия.
В каких условиях происходит гармоничное развитие личности? К ним относят:
Все эти направления воспитания должны быть взаимосвязаны.
Проблема дисгармонии
Важно также знать о характерных проявлениях дисгармоничной личности:
Присутствие вышеизложенных черт характера приводит к развитию неадекватной самооценки.
У дисгармоничных индивидов осознанная жизнь и неосознанные аффекты препятствуют нормальной жизнедеятельности и развитию личности. Налицо внутриличностный конфликт, который приводит к невозможности правильно принимать решения, адекватно на них реагировать даже в элементарных ситуациях. Влиять на развитие подобных конфликтов могут, как внешние, так и внутренние условия.
Как распознать гармонию
В психологии выделяют такие признаки гармоничной личности:
Человек будет считать себя счастливым, если во всех сферах жизни ему будет комфортно и интересно.
У гармонично развитого человека позитивные чувства преобладают над негативными.
Принципы саморазвития
Как стать гармоничной личностью? В этом поможет система самосовершенствования. Но существуют факторы, тормозящие этот процесс. Это психологические травмы, полученные в детском возрасте, воспитание в семье, близкое окружение ребенка.
Есть много способов преодолеть эту проблему. Это психологические техники, как стать гармоничной личностью. Они помогают все элементы жизни привести к гармонии.
Психологи утверждают, что для гармоничного развития личности необходимо: заботиться о здоровье, быть физически крепким, постигать науки, уважать окружающих, самовыражаться путем развития своих талантов, духовно расти.
Как гармонично развить личность
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие о гармоничном развитии личности
При этом гармонично развитую личность характеризует высокий уровень развития каких – либо специальных умений и навыков на фоне высокого общего уровня развития.
Гармонично развитая личность невозможна без правильно выстроенных отношений между личностью и окружающим миром.
Процесс формирования гармонично развитой личности
Формирование гармонично развитой личности тесно связано с процессом становления иерархической структуры мотивов и ценностей. Для данной структуры характерно доминирование высших уровней над низшими.
Существование подобной иерархии в структуре личности совершенно не нарушает существующей гармонии в связи с тем, что сложность и множественность интересов личности при наличии твердого нравственного стержня обеспечивают многообразие связей с миром и общую устойчивость личности.
Характерной чертой гармонично развитой личности является баланс между различными личностными новообразованиями, такими как:
Гармония в развитии личности непосредственно зависит от условий доминирования высшего уровня над нижележащими уровнями, их соотношения друг с другом.
Правильно и полное формирование личности человека зависит от того, какие именно потребности станут движущими силами развития. От этого зависит и основная роль воспитания – формирование у индивида навыков саморегуляции основных личностных процессов.
Гармоничность личности возникает в результате наиболее полного развития способностей человека, создающих правильную направленность личности и придающих смысл всей его жизнедеятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Гармония личности достигается именно в том случае, когда её сознательное стремление находится в полном соответствии с непосредственными желаниями.
Мотивационная сила данных желаний и стремлений очень велика и в условиях конфликта с сознательными стремлениями и требованиями социума может привести к искажению и деформации личности. Аффективные переживания, которые возникают в ходе конфликтной ситуации, могут стать источниками формирования и становления дисгармоничной личности.
Особенности дисгармоничной личности
Характеризуя особенности дисгармоничной личности важно отметить следующие черты:
Все вышеперечисленные нарушения приводят к возникновению гиперкомпенсаций, неадекватной самооценке и уровню притязаний индивида.
Психокоррекционная и терапевтическая работа с человеком в данном случае должна включать в себя следующие направления:
Для людей с дисгармонической организацией личности характерна не просто узкая направленность на себя и свой внутренний мир, а конфликт с самим собой. Человек не просто замкнут и живет своей жизнью внутри себя, не транслируя чувства во внешний мир, он находится в постоянном противоречии с самим собой. У таких людей сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов постоянно противоборствуют и мешают развитию личности и жизнедеятельности в целом.
Преобладание мотиваций во время данного внутреннего конфликта может быть совершенно различным на сознательной и бессознательном уровне сознания человека. Как результат – постоянный внутренний конфликт и невозможность принятия адекватных ситуации решений, трудности при разрешении порой элементарных жизненных ситуаций. Конфликты подобного рода могут возникать только при определенных условиях, которые могут быть внешними и внутренними.
Внешние условия конфликта характеризуются тем, что процесс удовлетворения каких-либо глубоко значимых, активных мотивов и отношений индивида либо находится под угрозой, либо совершенно невозможен. Возникает противоречие между «хочу» и «могу сделать», между различными мотивами и отношениями личности, или между реальными возможностями и стремлениями индивида. При этом необходимо иметь ввиду, что имеющиеся внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно. Они напрямую зависят от той внешней ситуации, в которой находится человек, истории становления личности, ее психофизиологическими особенностями.
Вторым условием возникновения психологического конфликта личности может выступать субъективная, независящая от индивида неразрешимость и сложность возникшей ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили конфликт. Разрешение психологического конфликта возможно лишь в том случае, если человек меняет свое отношение к ситуации и формируются новые мотивы к деятельности.
Несмотря на все вышеописанные сложности и проблемы при развитии внутреннего конфликта личности нельзя не отметить, что именно конфликт является мощным толчком к развитию самосознания и гармоничному развитию личности. Главное здесь уметь распознавать сущность конфликта и находить конструктивные пути его разрешения.
Сам факт возможности таких конфликтов на всех этапах жизнедеятельности человека является обязательным элементом ее функционирования, что позволяет говорить о гармонии как динамическом состоянии бытия личности.