Что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня
Что необходимо для эффективной работы библиотеки сегодня
В 2012 году в ЦБС г. Апатиты было проведено два исследования: «Возможности развития новых форм работы библиотек города Апатиты», в котором приняли участие жители города, и «Возможности развития библиотек: мнение профессионалов» для сотрудников ЦБС.
«Возможности развития новых форм работы библиотек города Апатиты»
Исследование «Возможности развития новых форм работы библиотек города Апатиты» прошло с 20 марта по 24 июня в 2 этапа:
Исследование было проведено при участии Анастасии Аркадьевны Данилиной, преподавателя гуманитарного факультета Кольского филиала Петрозаводского университета, и студента того же вуза Якова Обухова.
Целью исследования был поиск новых форм деятельности библиотек в масштабах города.
Фокус-группа «Библиотека будущего»
Участниками молодежной Фокус-группы, которая прошла в библиотеке имени Л.А.Гладиной стали 14 студентов в возрасте от 18 до 23лет, преимущественно активных во внеучебной деятельности, но мало посещающихбиблиотеки.
Модератором группы выступила Анастасия Данилина.
В ходе проведения фокус-группы выяснилось, что библиотека не является сегодня привлекательным для молодежи местом, поэтому им был задан вопрос о целесообразности существования библиотек в условиях современного информационного общества. Студенты считают, что библиотеки нужны, однако высказали много идеи об их модернизации. Главный акцент был сделан на сохранение книжного фонда наряду с максимальной компьютеризацией библиотек.
В ходе фокус-группы студенты очень активно обсуждали различные варианты библиотечных услуг. Так что же может привлечь молодых в библиотеках?
1.Размещение кафе, буфетов, кофейных аппаратов.
2.Развитие читательских клубов, посетители которых могли бы обсуждать книжные новинки и их экранизации, а также предоставление иных возможностей для обмена мнениями о книгах. Например, студенты предложили создать расширенный формуляр читателя, в котором содержалась бы информация о прочитанных книгах и интересах. Это была бы благоприятная основа для знакомств. Также можно было бы оставлять фотографии и комментарии, например, на стене в библиотеке. Отзывы о книгах студенты предлагают писать и в самих книгах, т.е. заводить своеобразный формуляр каждой книги.
3.Квалифицированная помощь специалистов в написании и оформлении дипломных, курсовых, научных работ.
4.Театрализованные встречи по мотивам известных произведений, например «Ночи в библиотеке».
Участники фокус-группы выразили желание как можно чаще проводить такие встречи, возможно, даже ежемесячно. Было отмечено, что ролевая вовлеченность может повысить как уровень посещаемости библиотек, так и заинтересованность в чтении классических произведений. «Люди будут жить в игровом предвкушении, готовиться. Книгу прочтут и те, кто этого еще не сделал».
5.Интеллектуальные игры и лотереи.
Студенты считают эффективным способом привлечения внимания к библиотеке населения города, особенно молодежи, проведение различных интеллектуальных игр, например, квестов. Настольные игры также интересуют молодежь.
Привлекли бы молодежь в библиотеку и дискуссионные формы работы, например баттлы, в том числе и литературные. Например, можно было бы пригласить в библиотеку известных жителей города на символическое соревнование в прочтении классических произведений. Также было предложено собирать оппонирующие группы людей, имеющих полярные социальные статусы (мужчины против женщин, дети против родителей и т.д.). Большое оживление вызвало и предложение проводить читательские лотереи, когда в книгах могут быть спрятаны выигрыши того или иного рода.
Модератором был предложен вариант позиционирования библиотеки как «места, куда можно прийти со своими страхами». В данном ключе была рассмотрена острая проблема одиночества. Студентами было предложено создать группы специалистов, занимающихся психологической поддержкой населения. Однако, данная поддержка должна быть связана с непосредственно с книгой. Участниками был рассмотрен вариант рекомендации людям книг, которые отражают их проблемы, в которых они могли бы найти их решение.
7.Изменение интерьера библиотек.
Студенты заявили о том, что интерьер библиотек в нынешнем виде для них не приемлем, он не способствует созданию необходимой эмоциональной обстановки. Предлагались некоторые дизайнерские идеи: окраска стен в белый цвет, на которых можно было бы писать или общаться через стикеры.
Во время обсуждения особо остро встал вопрос о рекламе мероприятий и деятельности библиотек в целом. Было не раз отмечено, что многие из обсуждаемых услуг уже есть в библиотеках города. Однако студенты не знают об этом, а также низко информированы о мероприятиях, проводимых библиотеками. Активно обсуждалась идея размещения крупных рекламных баннеров, но она была отвергнута как недостаточно эффективная и неоправданно дорогостоящая. Наиболее приемлемыми для молодежи являются следующие способы размещения информации: смс-рассылки, рассылки в социальных сетях, спам-видео, СМИ (но не городские газеты). Также рассматривался вариант проведения флешмобов для популяризации и рекламы библиотечных мероприятий и чтения в целом. Несмотря на возможные конфликты с органами правопорядка и местной администрацией, в большинстве своём участники отметили этот метод как эффективный и дешевый. И многие выразили желание в дальнейшем поучаствовать в подобного рода акциях.
Подводя итоги можно сказать, что молодежь очень мобильная группа, которую не пугает слово «библиотека», но на сегодняшний день и не привлекает. Чтобы заинтересовать, необходимо предлагать им, прежде всего, активные формы работы и менять дизайн библиотек. Участники фокус – группы назвали достаточно много новых форм, которые им интересны, а библиотекарям нужно взять это на вооружение. Так, если, библиоквесты и библионочи уже проходят в Апатитах, то баттлов и флеш-мобов еще не было.
Анкетный опрос населения г.Апатиты
После проведения молодежной фокус-группы, необходимо было узнать мнение горожан о предложенных услугах.
Всего был опрошен 471 человек старше 16 лет. Опрашивались преимущественно не посетители библиотек.
-выявить представления жителей города о будущем библиотек.
-определить виды библиотечных услуг, наиболее привлекательных для горожан
-выявить степень информированности населения города о деятельности библиотек и основные источники информации.
Как представляют жители города будущее библиотек?
Около половины (46,4%) опрошенных видят в качестве будущего библиотек их максимальную компьютеризацию и образование на их базе информационных центров
35,3% респондентов считают, что необходимо сохранение библиотек в нынешнем виде, и создание на их базе культурных центров
17,9% участников опроса выразили свои опасения о сокращении посещаемости и даже о возможном закрытии и исчезновении библиотек.
В результате проведения фокус-группы, а так же анализа деятельности библиотек страны, в анкете был представлен перечень библиотечных услуг, актуальность которых участники опроса оценили по пятибалльной системе.
С точки зрения опрошенных, наиболее актуальными сейчас являются следующие направления развития библиотечных услуг:
2.программы развития детей дошкольного возраста (школы раннего развития, творческие занятия и др.) – 3,94 из 5;
4.организация встреч и консультаций со специалистами различных учреждений и организаций города (ПФ, служба занятости и т.д.) – 3, 92 из 5.
Практически одинаковые значения (от 3,71 до 3,74) у таких услуг как: квалифицированная помощь специалистов в оформлении курсовых/дипломных работ; научных статей; онлайн-информирование о новых книгах, мероприятиях; проведение театрализованных встреч по известным произведениям, возможность оставлять и читать отзывы о книгах других посетителей библиотеки; смена интерьера.
Достаточно низко была оценена актуальность услуг, на начальных этапах исследования считавшихся наиболее интересными и привлекательными для молодежи: кофейные аппараты, кафе, буфеты при библиотеках (3,11 из 5); проведение читательских лотерей (3,27 из 5).
Таким образом, взгляды участников фокус-группы и участников анкетирования во многом совпадают в видении будущего библиотек: это дальнейшая компьютеризация и в тоже время сохранение традиционной функции библиотек и даже расширение этих функций в сторону коммуникативных. Хотя участники анкетного опроса активно выражали опасения о сокращении посещаемости и возможном исчезновение библиотек (почти 18%). Молодежь эту возможность, к счастью, даже не рассматривала.
Если же посмотреть на приоритеты развития конкретных услуг и направлений, то они у участников фокус-группы и участников анкетного опроса во многом не совпадают. Это еще раз подтверждает то, что направления работы нужно выбирать, очень четко определяя категорию пользователей, нельзя работать для всех, получится ни для кого. Нужно знать свои целевые группы и их потребности. И в этом нам в большой степени помогают исследования.
«Возможности развития библиотек: мнение профессионалов»
Изучая приоритеты пользователей, параллельно проводилась работа по подготовке исследования персонала, которое прошло в октябре-ноябре 2012 года. Основным методом исследования был выбран анкетный опрос. Вопросы разработаны на основе анкет Хабаровского государственного института искусств и культуры, приведенного в пособии Е.Ю. Качановой «Инновационно-методическая работа библиотек» (СПб, 2007).
Цель исследования: создать картину нынешнего состояния библиотек ЦБС и наметить дальнейшие перспективы развития.
-выявить мнение сотрудников ЦБС о необходимости инноваций/перемен в библиотеке/ЦБС;
-определить приоритетные направления развития ЦБС;
-выявить стимулы и препятствия на пути инновационных преобразований.
В анкетировании приняло участие 96% библиотекарей ЦБС г.Апатиты.
На первый вопрос: «Как вы считаете, нужны ли изменения (инновации) в вашей библиотеке/ЦБС в целом?», более 80% сотрудников ответили: «Да, нужны». Остальные 20% разделились практически поровну: 10% считают, что перемены не нужны, и 10% не знают или не ответили на этот вопрос вообще.
Хочется отметить, что из 80% готовых к изменениям сотрудников, степень изменений многие видят совсем по-разному. Кто-то высказывается лишь за незначительные перемены, кто-то за очень радикальные, кто-то за взвешенный подход, т.е. меняться, но сохранять традиции.
Таким образом, подавляющее большинство сотрудников ЦБС осознает необходимость изменений. Но тогда очень важно понять: что и как нужно менять.
Поэтому во втором вопросе анкеты, самом, пожалуй, сложном необходимо было указать что, прежде всего, требуется изменить в библиотеках/ЦБС. Для этого из предложенных восьми вариантов необходимо было выбрать 5 самых важных, проранжировав их, или написать свой вариант.
Что же сотрудники апатитских библиотек считают необходимым изменить прежде всего?
С небольшим отрывом (по количеству баллов) лидируют 4 направления.
Таким образом, постулат «кадры решают все» получил в нашем исследовании подтверждение: большинство сотрудников ЦБС самым важным условием результативных изменений считают профессиональное развитие персонала и повышение его интеллектуального потенциала. В анкете предлагались варианты за счет чего мы можем повысить этот потенциал:
во-первых, за счет регулярного самообразования сотрудников;
во-вторых, за счет переобучения и повышения квалификации сотрудников, прежде всего, по вопросам применения новых инф. технологий и психологии общения, а затем вопросам управления;
в-третьих, за счет стимулирования профессионального роста сотрудников (13 человек).
Есть мнение: «Необходимо повысить интеллектуальный потенциал центральной библиотеки, т.к. это лицо системы. Отбор сотрудников должен быть на конкурсной основе или ротация кадров».
Второе приоритетное направление – изменение структуры библиотек и ЦБС.
Прежде всего, от сотрудников прозвучали предложения о слиянии или ликвидации некоторых библиотек. За счет слияния библиотек сотрудники предлагают открыть новые отделы/сектора. Прежде всего, отдел автоматизации библиотечных процессов или расширить штат отделов, которые связаны с внедрением новых информационных технологий (ввести еще одну ставку программиста, администратора сайта и др.).
Также есть предложения открыть: отдел массовой работы или центр досуговой деятельности для проведения масштабных мероприятий, создать сектор рекламы и связей с общественностью, отдел по работе с инвалидами.
Много предложений поступило о реорганизации внутрибиблиотечной структуры. В основном, сотрудники писали о преобразовании читальных залов, например, в отраслевые абонементы, игровые площадки, залы общения.
В двух библиотеках (№ 1 и б-ке имени Л.А.Гладиной) сотрудники написали о необходимости создать полноценные детские абонементы (в отдельном помещении, можно на базе читального зала), где бы дети могли не только почитать, но и поиграть, никому не мешая, заняться творчеством.
Следующее направление, выделенное сотрудниками в числе главных приоритетов – это реорганизация технологических процессов на основе применения новых информационных технологий: автоматизация рабочих мест, виртуализация услуг, RFID-технологии, WI-FI(есть в 2 библиотеках), ЭДД, участие в корпоративных проектах, проведение онлайн-конференций и мероприятий, оцифровка пластинок и т.д. Многие писали об электронном каталоге с возможностью доступа к нему во всех библиотеках. В 2013 году ЭК выставлен на сайт ЦБС и соответственно доступ к нему теперь есть во всех библиотеках.
Есть мнение: «К сожалению, плохо приживается доступ к электронным ресурсам – надо искать пути активизации. ПК не имеют полной загруженности».
Несколько раз прозвучало предложение более качественно комплектовать фонд, не идти только на поводу у массового спроса, заказывая книги-однодневки. С другой стороны с такой же частотой звучали высказывания, что нужно комплектоваться исходя из потребностей пользователей, а не привязываясь к однотипным прайсам из года в год. А для этого нужно изучать рынок поставщиков книг, быть мобильнее, менять поставщиков, активно транслировать им наши пожелания и нужды.
Сотрудники считают, что «очень важно поступление в фонд громких книжных новинок, произведений «модных» авторов»; нужно больше документов на электронных носителях, аудиокниг, литературы на иностранных языках, нео-книг (книги-погремушки, раскладушки, панорамы и др.), книг для подростков и юношества и даже настольных игр.
Обратная сторона комплектования – списание устаревшей литературы, что особенно актуально во время слияния и закрытия библиотек: есть мнения, что нужно как больше списывать, постоянно очищая фонд.
Есть мнение: «чтобы что-то изменить в комплектовании – нужно изменить законодательную базу, но, к сожалению, от нас это не зависит».
Таковы основные 4 направления дальнейшего развитиянашей ЦБС.
Кратко о других, также немаловажных.
Многие сотрудники считают, что нужно изменить организацию массовой работы (5 место).
Этот вариант не вышел в лидеры, но обсуждался очень активно. Главная мысль: нужно сократить массовую работу. Многие считают, что «массовая работа сейчас не по праву занимает первое место в деятельности библиотек, куда читатель в первую очередь идет за книгой, за информацией». Обращают внимание на то, что «брать на себя роль организаторов масштабных праздников и мероприятий библиотекам, особенно небольшим, не под силу», «библиотека не должна брать на себя функции ДК, главное, сохранить самобытность библиотеки».
Некоторые предлагают следовать принципу «лучше меньше, да лучше», а кто-то категорично высказывается, что «массовой работы на абонементе не нужно вообще, главное грамотно обслужить читателей».
Также были высказаны мнения о том, что нужно проводить мероприятия только напрямую связанные с книгой, а не устраивать шоу ради статистических показателей, лучше должна быть реклама мероприятий, нужно объединяться с молодежью, привлекать волонтеров.
Отмечают, что для организации массовой работы важна личность с высоким творческим потенциалом, а также высказываются о том, что проведение крупных мероприятий, конкурсов требует материальных затрат.
На шестом месте по итогам опроса – необходимость изыскать пути дополнительного финансирования и привлечь общественность. В анкете были предложены варианты:
9 человек отметили, что необходимо искать спонсоров и участвовать в конкурсах проектов. 5 человек считают, что нужно создавать попечительские советы и привлекать волонтеров. Некоторые, даже не отметив эту позицию, высказывали мнения о том, что «трудно сказать, что можно сделать, многое пробовали, но мало что получается».
Также сотрудники пишут о том, что «городское сообщество не готово активно помогать библиотекам, а хождение к спонсорам с протянутой рукой не лучшим образом характеризует библиотеки. Тем более, что людей и фирм, которые могут оказать помощь, не так уж много в городе, и мы ходим к ним по очереди. Вопросы дополнительного финансирования должна решать администрация, а не каждая библиотека в отдельности».
Другие варианты: за счет корректного решения проблем, ощутимого поощрения творческих начинаний, проведения совместного отдыха, досуга, праздников.
Есть мнение: «необходимо рассматривать и выдвигать сотрудника по его профессиональным наклонностям, использовать там, где именно он сможет принести больше пользы».
И на последнем 8 месте сотрудники ЦБС отметили необходимость расширять ассортимент библиотечных услуг. Предложения: досуговые мероприятия для детей и семей (дни рождения, выпускные вечера), проведение компьютерных курсов не только для пенсионеров, вечера общения для пожилых, заполнение налоговых деклараций, обучение мигрантов русскому языку.
Из других предложений необходимых изменений:
«Нужна корпоративная культура».
«Прежде всего, ориентироваться на потребности жителей города, привлекать читателей необычной организацией обслуживания. Читателю нужен быстрый и полный поиск различных документов, причем не только в фондах нашей библиотеки, и также быстро он хочет получать на руки нужный документ в любом формате, электронном или бумажном, а упирается все в ограниченность наших возможностей».
«Необходимо творческое горение и желание достигнуть хорошего результата, необходимо каждому сотруднику встречать каждого читателя как дорогого гостя с желанием оказать ему качественную помощь».
Вопрос №3 звучал так: «Как Вы думаете, что мешает Вашей библиотеке более результативно меняться к лучшему?».
В анкете были предложены варианты. Подавляющее большинство сотрудников (75%) считает, что меняться к лучшему им мешает слабая материальная база. Причем в двух библиотеках – ГДЮБ и б-ке им. Л.А.Гладиной – 100% сотрудников назвали это основной причиной. И это понятно: это самые инновационные на сегодняшний момент библиотеки, с идеями, с желанием меняться, и отсутствие необходимых ресурсов ощутимо подрезает им крылья.
Другие варианты:преклонный возраст библиотекарей, неактуальная расстановка приоритетов, кто-то считает, что в ЦБС мало людей с «новым мышлением и смелыми идеями, поэтому трудно посмотреть на библиотеку со стороны «свежим» не библиотечным взглядом», кто-то считает, что объем работы огромен, а сотрудников мало.
Из внешних факторов отмечены: недостаточное финансирование, отсутствие у общества интереса к чтению и к библиотекам.
Есть мнение: «нет преемственности, т.к. нет молодежи. Нет группы активных и инициативных специалистов, которые были бы мозговым центром ЦБС. Солидный возраст, эффект «выгорания» присутствует и не считаться с ним нельзя. Заставить насильно изменяться невозможно».
А какие факторы способствуют развитию инновационной деятельности библиотек? – это вопрос № 4.
Есть мнение: «Необходимо выделить среди персонала активных людей, ищущих новое во всем, стремящихся улучшить свое рабочее место и обстановку в коллективе. Консерваторов нельзя заинтересовать ни морально, ни материально, для них превыше всего стабильность, и им нет резона искать и реализовывать новые идеи, поэтому материальное стимулирование таких людей – это неоправданные расходы».
6 вопрос был направлен на выявление факторов, которые способствуют эффективной работе каждого сотрудника.
7 вопрос был направлен на выявление мнения сотрудников о приоритетных направлениях работы библиотек.
Было предложено 23 варианта и возможность написать свой вариант ответа.
Обозначим те направления, которые получили большее к оличество голосов:
1. Работа с художественной литературой, продвижение чтения (34).
2. Изменение внешнего вида библиотек, создание привлекательного дизайна (32).
3.Работа с семьей, детьми (30).
4.Компьютеризация библиотек, развитие информационных технологий (28).
5. Индивидуальное обслуживание (25).
6. Одинаковые позиции у направлений: развитие сайта ЦБС, работа в социальных медиа и справочно-информационное обслуживание (21). Это вполне понятно, потому что сейчас справочно-библиографическая работа во многом виртуализируется, уходит в сеть.
7.Организация досуга (20).
9.Работа с пожилыми людьми (18).
10.Рекламная деятельность, пиар, развитие связей с общественностью (18).
11.Превращение библиотек в центры общественной жизни (17).
Следующим пунктом анкеты нужно было предложить вариант изменений, которые сделают посещение библиотеки более удобным и приятным для читателей.
Практически все сотрудники ЦБС написали о необходимости изменения интерьера библиотек: новая, удобная, в т.ч. мягкая, мебель, хорошее освещение, привлекательный дизайн, кофейный аппарат, кулер.
Затем сотрудники написали о развитии технологий: больше компьютеров, WI-FI во всех библиотеках, бесплатный интернет.
Далее сотрудники отметили:
-необходимость хорошей, красочной рекламы фондов и библиотек (вывеска на фасад, баннер, электронная строка, выставочный комплекс, книжные закладки),
-необходимости изменения режима работы библиотек: ЦГБ и б-ка им. Л.А.Гладиной – до 20.00. ГДЮБ – перенести выходной с субботы на другой день. Кто-то предложил не менять зимнее расписание на летнее, чтобы не запутывать посетителей.
Кто-то отметил необходимость лучшего комплектования и доброжелательного отношения к читателям.
В конце анкетирования предлагалось продолжить фразы: «Если бы я был руководителем библиотеки или ЦБС, я бы…».
Анализ показал, что изменения, которые они хотели бы осуществить сотрудники, работая в роли руководителя библиотеки (отдела), связаны:
в-третьих, с комплектованием фонда – активное списание и комплектование с учетом потребностей читателей.
Представив себя в роли руководителя ЦБС, сотрудники хотели бы осуществить изменения, связанные:
Анкетирование, прежде всего, позволило каждому сотруднику высказать свои взгляды на настоящее и будущее библиотек, в которых они работают и ЦБС в целом, определить проблемы и обозначить свою готовность к переменам.
Из исследований следует, что ключевыми направлениями стратегического развития ЦБС г.Апатиты должны быть:
1.Профессиональное развитие персонала, которое включает в себя повышение квалификации, стимулирование инновационной активности сотрудников, а также создание позитивного психологического климата, содействие сплоченности. Лозунгом должна стать фраза: «Развитие организации – через развитие персонала».
2.Реорганизация ЦБС в целом и внутрибиблиотечная реорганизация.
3.Развитие информационных технологий, создание структурного подразделения, отвечающего за это направления.
4.Улучшение материальной базы, обновление интерьера.
5.Разработка новой стратегии комплектования. Фонд библиотеки должен комплектоваться с учетом мнений пользователей, но при этом мы не должны идти на поводу у массового вкуса, закупая в таком количестве книги-однодневки. В идеале, библиотеки должны формировать спрос, а библиотекарь должен быть книжным экспертом.
6.Последовательное сокращение массовой работы и ее реорганизация с учетом мнения горожан (программы развития детей, семейный досуг, организация встреч со специалистами, предоставление возможности обмениваться мнениями о книгах, для молодых – активные формы).
Современные формы работы библиотек, способствующие продвижению чтения и книги
Современные формы работы библиотек, способствующие продвижению чтения и книги.
Методические советы к презентации.
Слайд 1. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения. Некоторые из них уже вошли в практику ЦБС, другие ждут своего применения. В настоящее время библиотечным профессиональным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь. С этой целью хочу предложить вашему вниманию подборку форм нового формата.
Слайд 2. Инновация в библиотечном деле – это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы норм, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень.
Инновационная деятельность может быть направлена как на получение нового (в нашем случае библиотечно-информационного) продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы.
Инновация в библиотеке присутствует во всех направлениях ее деятельности, в том числе в массовой работе, которая предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей.
Слайд 3. В массовой работе очень важна роль библиотекаря, который непосредственно в неё вовлечён и от которого во многом зависит успех или неуспех мероприятия.
Галина Кирилловна Олзоева, автор учебно-методического пособия «Массовая работа библиотек», утверждает, что «Большое значение имеют высокая эрудиция, артистичность, даже тщеславие, желание показать, проявить себя, что так свойственно артистическим натурам… Речь идет о коммуникативных, креативных, творческих способностях».
Личностные и профессиональные компетенции библиотекаря
Как подготовить массовое мероприятие?
Слайд 4. Подготовка и проведение любого массового мероприятия происходят в несколько этапов.
Подготовительный этап:
При подготовке и проведении массовых мероприятий пользуйтесь предложенной схемой, последовательно выполняя все этапы
Слайд 5. К основным формам массовой работы относятся:
— наглядные (книжные выставки, просмотры, рекламная деятельность);
— устные (обзоры, тематические вечера, диспуты и т. д.);
— комплексные (день открытых дверей, неделя книги, ток-шоу и т. д.).
Сейчас появились современные термины, заменяющие или включающие в себя понятие «массовая работа».
В профессиональной библиотечной литературе широкое распространение получил термин «социокультурная деятельность».
Современная ситуация в обществе поставила библиотеки перед необходимостью переосмысления своего назначение, определения новых целей и задач деятельности, пересмотра своей роли и места в жизни общества.
Библиотеки теперь выступают как полифункциональные учреждения, вынужденные находить и занимать социокультурные ниши на досуговом рынке и брать на себя функции, свойственные другим культурно-просветительным и воспитательным учреждениям.
Сейчас в библиотечной среде идет смещение интереса в сторону нестандартных форм проведения мероприятий, нестандартных сценариев взаимодействия с пользователем. Но нельзя рассматривать формат проводимых акций в отрыве от задач, которые призвана решать библиотека. Нельзя проводить чисто развлекательные игры и конкурсы, забывая о своей миссии – продвигать и популяризовать книгу и чтение.
Слайд 6. Из инноваций в массовой работе последних лет можно выделить интерактивные методы. Интерактивность («inter» – взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо.
Практика показывает, что знания, преподнесенные человеку в готовом виде, усваиваются на 50–60%, а то, в чем он принимал непосредственное участие – на 90%. Так, например, использование только монологовых форм в проведении массовых мероприятий для детей, часто приводит к тому, что им бывает скучно, так как они не имеют возможности реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении.
Именно интерактивные методы помогают не только сформировать у читателей определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал участников мероприятий, придают мероприятиям живой, неформальный характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.
Слайд 7.
Китайская притча гласит: «Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму.» Девиз интерактивных библиотечных мероприятий
Слайд 8. Первым мероприятием, которое помогает посетителям познакомиться с библиотекой, является День открытых дверей или «Путешествие в Книгоград»
Включает экскурсии по библиотеке, беседы, книжные выставки, игровые программы. Мероприятие проводится в течение одного дня. Обычно в начале учебного года для учащихся.
Цель — привлечение потенциальных читателей и создание положительного имиджа библиотеки.
Слайд 9. В библиотеках большой популярность пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры.
Это могут быть литературные игры: викторины, путешествия, конкурсы, брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото и т. д. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания»).
Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления.
Главное условие – участники должны не только закрепить старый изученный материал, но и узнать что-то новое.
Слайд 10. Еще одна форма работы – Библиомарафон
Это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек по определенной теме, юбилейной дате, по выявлению лучших читателей.
Может проходить в несколько этапов, в течение длительного времени.
Слайд 11. День книги.
Комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о какой-либо книге (можно провести День патриотической книги, День подростковой книги). Это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек
Слайд 12. Наверняка многим из вас известна такая форма работы, как День библиотеки, или Книжный десант
Подразумевает выход библиотекаря в школы и детские сады с обзорами книг и периодики для педагогов и детей. Могут включать в себя по возможности: выставки детской литературы, кукольные спектакли для школьников, беседы-консультации для учителей по воспитанию читательской культуры у детей, мастер-классы.
Слайд 13. Продвижению чтения, повышению престижа книги и библиотеки способствует Библиоперфоманс
(От англ. performance – «представление, спектакль») — это форма, объединяющая возможности изобразительного искусства и театра, которая приближает библиотеку к читателям, в какой-то степени делает её «своей». Молодежная аудитория особенно негативно воспринимает заорганизованность, жёсткую регламентацию, формализм. Выступая в роли модератора, библиотекарь должен уметь моделировать такие ситуации, которые способствуют свободному обмену мнениями. Читатели не только должны быть включены в действие эмоционально, но и непосредственно в нем участвовать, неизбежно внося в действие те или иные коррективы, активно импровизируя.
Например, библиоперфоманс «Англия: туда и обратно», посвященное Британской культуре. В рамках мероприятия можно провести квесты по мотивам произведений Конан Дойла, литературные аукционы по сюжетам произведений английских писателей-фантастов, литературную мафию по «Восточному экспрессу» Агаты Кристи. Участники при подготовке к данным мероприятиям читают стихи и рассказы английских юмористов, можно организовать интеллектуальный ринг для настоящих джентльменов, а также, Чай и овсяное печенье знатокам английского языка и другое.
Слайд 14. Звездопад поэтический
Мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов (конкурс чтецов стихотворений о маме, стихи ко Дню Победы, Есенинский праздник поэзии, День памяти А. С. Пушкина и др.)
Цель мероприятия: развивать интерес к поэзии, воспитывать любовь к творчеству поэтов, предоставить участникам возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Слайд 15. Интересной формой работы является Фестиваль.
Специально организованное представление, демонстрирующее творческие достижения и способности. Как правило, выступления участников фестиваля объединены общей темой, девизом и т.д. (Сказочный фестиваль, Поэтический фестиваль, Фестиваль юмора).
Фестиваль имеет конкурсную основу (выступления поощряются дипломами, титулами, сувенирами), но не носит ярко выраженного состязательного характера.
Слайд 16. Еще одна современная форма работы, способствующая продвижению книги и чтения – это Квест.
(От англ. quest — «поиск, предмет поиска»). Это интерактивная приключенческая игра, участники которой объединяются в команды, перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Посредством жеребьёвки разыгрываются индивидуальные для каждой команды маршрутные листы с обозначением остановок.
Квест предполагает прохождение всех этапов в порядке, указанном в маршрутном листе. По времени он длится не более одного часа. На каждой остановке команды отвечают на вопросы или выполняют творческие задания. А те, кто доберется до финиша — смогут узнать главную тайну и получить за это супер-приз!
Слайд 17. Основные правила квеста:
1 Наличие определенного сюжета игры;
2 Задания или препятствия;
3 Конечная цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Варианты связки сюжета игры:
· Конкретный герой книги;
· Конкретная книга;
· Определенный автор;
· Сквозная тема для заданий.
Задания для квеста могут быть:
· интеллектуальные (вопросы на знание текста, кроссворды, головоломки, расшифровка закодированных посланий);
· ориентировочные (пройти по указанному отрезку пути, найти предмет или место по карте);
· технические (собрать какую-либо конструкцию или активировать некий объект);
· спортивные (добежать, проползти и пр.);
· творческие (нарисовать, сочинить, спеть, станцевать и т.д.).
Необходимо определить, какие подсказки получат игроки.
Квест-ориентирование «С книгой по улицам города».
Это познавательная командная игра для молодежи. На старте в библиотеке участники получают карты-маршруты с местами контрольных пунктов. По условиям игры команда должна сориентироваться по карте, пройти все контрольные пункты и ответить на вопросы по определенной книге. Кроме правильных ответов учитывается время прохождения маршрута. Точки на карте – это своеобразные загадки, которые нужно сначала отгадать. В игре предусмотрены также задания: провести мини-опрос на улицах города (поселка) «Моя любимая книга», записать ответы на обратной стороны карты; раздать флаеры с рекламой библиотек на улицах; сделать фото отчет, презентацию или видеоролик об игре.
Слайд 18. Велофотокросс-– это вид спорта, включающий элементы интеллектуальной игры и краеведения. Целью является за кратчайшее время добраться до контрольных пунктов, которые задаются одним из способов: игрокам сообщается адрес или названия и ориентиры; вручаются условные схемы или фотографии; загадываются загадки. В состязании могут принимать участие команды или индивидуальные игроки.
Слайд 19. Наверное, известная всем вам форма работы – Литературный суд.
Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой. В такой форме в нашей школе прошли суд над Обломовым и над Печориным.
Цель мероприятия: формирование обобщенного видения проблемы, обозначенной в произведении, а также развитие проблемно-культурного интереса к художественной литературе. Воспитывать гуманное отношение к человеку, уважение к его личной позиции, взглядам и убеждениям.
Формировать личностную жизненную позицию, умение выражать отношение к проблемным ситуациям, умение высказывать собственное мнение по волнующим жизненным вопросам, желание давать им оценку.
Слайд 20. Книжный дресс-код
Форма массового мероприятия, на котором презентуют книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.
Слайд 21. Библио – такси «Любимые места родного города» Библиотекари приглашают собравшихся гостей проехать на виртуальном такси по улицам города или села до конечной остановки – «Библиотека». Путешествие сопровождается красочной слайд– презентацией, создающей впечатление движения по заявленному маршруту. На каждой остановке «пассажиры» узнают что-то новое о родном городе, селе. В качестве гидов выступают постоянные читатели – коренные жители. На остановке «Памятник» рассказали об истории памятника о героях села. Остановка «Соборная площадь» о храме. На остановке «Улица имени…» прочла стихи поэта или рассказали о герое. На конечной остановке «Библиотека» – рассказ о библиотеке, ее истории.
Слайд 22. Наглядно – информационной формой является Библиотечный квилт
Информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование, СПИД, рукоделие, исторические события и др.
Например: «Алкоголь: иллюзия свободы». На стенде представлена различная информация о влиянии алкоголя на организм человека. Среди читателей проводился опрос «Стоит ли мерить жизнь миллилитрами?» Стикеры с ответами и информация, представленная библиотекарями, образовали узор лоскутного полотна на информационном стенде.
Зимние сюжеты» – библиотечный квилт, который включает зимние рассказы, стихи, песни, «морозные воспоминания» читателей.
«Почитай, не пожалеешь!» – содержит рекомендуемые читателями книги.
«Интересное о крае, в котором мы живем» – квилт из ответов на вопросы, которые читатели оставляют в течение недели: «Что для вас значит «Малая Родина», «Какие достопримечательности края вы знаете», «Что вызывает у вас чувство гордости как жителя края».
Библиотечный квилт можно использовать в наглядной и массовой формах работы.
Слайд 23. Серия мероприятий в помощь патриотическому воспитанию молодёжи Вахта памяти, особенно актуальных к Дню Победы.
Эта форма призвана содействовать выработке уважительного отношения к героическому прошлому своих соотечественников, потому может включать встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективные просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции.
Завершающим мероприятием цикла может быть музыкально-тематическая композиция.
Слайд 24. Сейчас все больше распространяется точка зрения, что книга должна выйти навстречу тем людям, которые никогда в жизни не открывали дверь библиотеки или книжного магазина. В разных городах возникают «уличные» и «парковые» библиотеки, где можно читать, просматривать газеты и журналы, рисовать. «Библиотека без стен и без границ» является своеобразным мостиком в большую библиотеку.
В помощь продвижению чтения и книги могут быть направлены различные мероприятия.
Летний читальный зал. Проекты библиотек по организации летних читальных залов, расположенных в удобных людных местах или рядом с библиотекой, которые легко можно собрать, используя мобильные стеллажи и пластиковую мебель. Такие читальные залы могут работать по определенным дням недели и, конечно, в праздничные дни, когда наплыв жителей ожидается наибольшим. Летний читальный зал можно назвать так: «Библиотека под зонтиком», «Книжный сад: открытое пространство для чтения», «Читающий бульвар», «Книжный шатер».
Слайд 25. Библиофреш (от англ. fresh — «свежий») или Дегустация литературных новинок
Информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.
Слайд 26. «День хобби» В целях формирования у молодежи позитивного отношения к жизни и здоровью, можно организовать в библиотеке «День хобби». Оформляется выставка творческих работ читателей, у которых есть хобби.
Слайд 27. «Я рисую книгу»
Создание своей первой книги, когда участники сами выбирают формат, оформляют обложку, иллюстрации и сочиняют свою историю. Все созданные книги ребята демонстрируют друг другу, а желающие декламируют свои истории.
Слайд 28. Нельзя обойти стороной такую форму работы, как Акции.
Ключевое направление акции — популяризация книги, поиск новых форм её продвижения. От других форм массовых мероприятий акцию отличает умение создать специальное событие для достижения поставленной цели, активное вовлечение в неё участников.
Смысл любой акции – возможность и умение донести своё видение проблемы через какой-либо сюжет, действие, используя определённые формы, механизмы, последовательность действий.
Библиотечные акции позволяют наладить взаимодействие с потенциальным пользователем ещё до его прихода в библиотеку, продвигать интеллектуальные продукты и услуги библиотек.
Существует четыре вида акций, которые чаще всего проводятся библиотеками: протестные, благотворительные, рекламные или в помощь продвижению чтения и книги,тематические
Слайд 29. Протестные акции
Например, антинаркотическая акция «Мы против наркотиков». «Скажи наркотикам – НЕТ!», «Имя беды – наркотик» и др.
Слайд 30. Благотворительные акции
Общероссийская акция «Дарите книги с любовью», приуроченную к Международному дню книгодарения, который отмечается 14 февраля во многих странах мира.
Главная идея праздника – вдохновлять людей дарить друг другу хорошие книги и показать, что бумажная книга остается хорошим подарком и не теряет своей ценности.
Участниками акции могут стать все желающие. В рамках акции организован сбор книг для библиотеки, проводятся конкурсы, викторины, мастер-классы, можно организовать встречи с детскими писателями и другие интересные события.
Слайд 31. Рекламная акция «Книжное конфетти»
Может стать частью любого мероприятия. На столах в библиотеке рассыпаны конфеты, шоколадки, к которым прикрепляются фантики с цветными листочками рекламы книг и журналов для учащихся, отзывами о прочитанных книгах, слоганами с приглашением к чтению: «Брось мышку, возьми книжку!», «Человек успешный — человек читающий!», «Преуспевает владеющий информацией!» и др.
Слайд 32. В последние годы широкое распространение получила такая форма работы, как Библиосумерки и «Библионочь» — социально-культурная акция нового формата (существует с 2012 года). Акция проводится в вечернее и/или ночное время. Это время, когда происходят чудеса, превращения и литературные таинства. Комплексная форма мероприятия, с привлечением к участию читателей, творческих людей.
Ключевое направление акции — популяризация книги, поиск новых форм её продвижения.
Слайд 33. Среди акций в помощь продвижению чтения и книги можно выделить флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, где в течение нескольких минут выполняет заранее оговоренные действия, неожиданные для окружающих (сценарий), и затем одновременно быстро расходится.
Например, «Школа с книгой». На определенной перемене в руках у участников акции появились книги, литературные журналы, плакаты и листовки, призывающие к чтению. Учащиеся, кто вслух, кто про себя читают свою любимую книгу, при этом то, выстраиваясь в круг, то просто бродя по коридору.
Всё действие было направлено на привлечение внимания других учащихся к читающим.
Конфеты с рекламой участники акции уносят с собой, чтобы предложить своим друзьям и знакомым «отведать сладкий вкус книги и чтения».
Слайд34. Либмоб.
В основе акции — блиц-опрос жителей населённого пункта про дорогу в библиотеку. Кто знает дорогу к библиотеке, получает смайлик. А кто не знает — календарик с адресом библиотеки и контактной информацией. Весёлая акция-игра несомненно повышает имидж Библиотеки.
Слайд 35. «Подвешенная книга» Суть акции — популяризация чтения. Любой читатель может «подвесить» на неделю свою самую любимую книгу, со своей рецензией. Длительность акции 3 месяца. По результатам акции можно составить именные рекомендательные списки любимых книг активных участников. А также создать рейтинг самых-самых книг вашей библиотеки! В начале акции подвесить книгу может любой читателей, в ходе же акции, будут отбираться только наиболее активные читатели. Ведется список книг участниц акции. На книгу ставиться стикер-отметка «Подвешенная книга».
Слайд 36. Неделя возвращенной книги
Комплексное мероприятие, направленное на работу с задолжниками, предполагающее возвращение книг в библиотеку без взимания штрафных санкций.
Слайд 37. Перечисленные формы продвижения книги позволяют позиционировать чтение как неотъемлемую составляющую образа жизни современного человека, необходимую для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа и театрализация помогают сделать книгу привлекательной и актуальной в глазах молодѐжи, зачастую воспринимающей печатный аналог как устаревший формат. Библиотекарь просто обязан «быть в теме», владеть материалом в полном объеме. Это требует определенных интеллектуальных усилий, но результаты себя оправдывают.
«Без читателей в библиотеке пустота, она не нужна. Мы можем приобретать новую мебель, оснащать библиотеку техникой, автоматизировать процессы. Но выживет та библиотека, которая умеет анализировать свою работу и делать выводы из этого анализа, которая умеет себя преподнести, показать. Выживет библиотека-театр, библиотека-фантазия, играющая библиотека. Необходимо не стоять на месте, всё время учиться, общаться, делиться опытом, чаще встречаться». – Слова ответственного редактора журнала «Библиотечное дело» Славы Григорьевны Матлиной.
Поэтому, учитывая интересы и потребности пользователей, в библиотеках должен продолжаться поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм работы, которые бы несли не только познавательную информацию, но были зрелищными, яркими, эмоциональными.