Что необходимо давать ребенку при непосредственном выполнении логоритмики

Логоритмика для детей: упражнения для дошкольников

Основной целью воспитания ребенка в детском саду и дома является его полноценное и всестороннее развитие. Помимо правильной речи, он должен знать элементарные навыки гигиены, у него должна быть развита мелкая и общая моторика, он должен уметь преодолевать трудности.

Одной из методик преодоления речевых нарушений у детей является логоритмика. Она представляет собой комплекс логоритмических игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением (счёт). Это двигательные упражнения, которые направлены на развитие речевого дыхания, артикуляции и укрепление мышечного тонуса.

Что необходимо давать ребенку при непосредственном выполнении логоритмики

Что такое логоритмика

Логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

В России изучением положительного воздействия на речевую функцию ритмических движений совместно с произношением слов и правильным дыханием занимались Г.А. Волкова, Е. Железнова и Г.Р. Шашкина. С их точки зрения под логоритмикой понималась система двигательных упражнений, целью которых было устранение речевых дефектов у детей дошкольного возраста.

Фактически, логоритмика представляет собой занятия, которые сопряжены с физической нагрузкой (бег, движения под музыку). При этом необходимо проговаривать фразы, контролировать свое дыхание, петь и т.д. Во время их выполнения ребенок подражает взрослому, повторяя за ним сделанное и сказанное.

Что необходимо давать ребенку при непосредственном выполнении логоритмики

Основные цели и задачи

Логоритмика является частью коррекционной педагогики, в которой движения сопровождаются звуком.

К ее основным функциям относятся:

Логоритмика используется в качестве вспомогательного метода при коррекционной работе с дошкольниками. Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации.

Все это достигается путем избавления от имеющихся нарушений при помощи двигательных и специально разработанных речевых упражнений. Соответственно, в таких занятиях большую роль играет музыкальная составляющая и слова.

Что необходимо давать ребенку при непосредственном выполнении логоритмики

Логоритмика для дошкольников позволяет улучшить следующие навыки:

Что необходимо давать ребенку при непосредственном выполнении логоритмики

В каких случаях показана логоритмика для детей

Упражнения по логоритмике, при регулярном их проведении, развивают память и музыкальный слух.

Данная методика может использоваться в самых разных случаях:

Основные виды логоритмических упражнений

Занятия по логоритмике должны подбираться с учетом возраста дошкольника. Задачей ребенка является повторение всего того, что делает взрослый.

Ходьба и маршировка

Данный тип упражнений в большинстве случаев является вводным и заключительным. Эти занятия положительно сказываются на осанке, формируют четкую координацию движений, закрепляют в детях понимание, где «лево», а где «право». У ребенка развивается слуховое внимание, потому что он учится слушать инструкции со стороны взрослого.

Используются различные варианты данных упражнений:

Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по кругу.

Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.

Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).

Что необходимо давать ребенку при непосредственном выполнении логоритмики

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

Важной целью этих упражнений является расслабление и напряжение определенных групп мышц. Без этих занятий сложно добиться необходимого уровня ловкости и координации движений у ребенка.

Используются различные виды упражнений:

«Побежали». Ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. В течение 1 минуты ноги начинают активно «бежать», при этом громко стуча ступнями по полу (голова и верхняя часть туловища должны оставаться неподвижными). После окончания ребенок остается в лежачем положении, полностью расслабив свои мышцы.

«Цветочек». Ребенок садится на корточки, его голова и руки опущены. Голова и корпус поднимаются, руки в стороны – цветочек расцветает. Далее цветочек вянет – подгибаются колени, падает корпус и голова.

Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции

Проведение этих упражнений позволяет сформировать правильное дыхание, которое необходимо для свободного произношения слов. Работа над голосом позволяет улучшить его основные характеристики (высоту, силу), а также сделать его более выразительным. Упражнения на артикуляцию позволяют улучшить подвижность артикуляционных органов, а также улучшить звукопроизношение.

Используются следующие упражнения:

«Буря в стакане». Ребенку следует периодически предлагать пить сок из трубочки. Необходимо менять диаметр трубочек, начиная с более толстых, постепенно переходя на тонкие. Скажите ему, что можно не только пить таким образом сок, но и выдыхать струю воздуха из трубочки. Продемонстрируйте это сами с помощью стакана воды и предложите ему самому сделать «бурю в стакане».

«Кораблик». Для упражнения понадобится бумажный кораблик, который нужно положить на стол с гладкой поверхностью. Сначала сами дуйте на этот кораблик, чтобы он «доплыл» до другого края стола, после чего предложите ребенку повторить за вами.

«Три медведя» (упражнение для детей с 3 лет). Сначала нужно прочитать ребенку эту сказку, после чего вместе с ним попытайтесь изобразить голоса всех трех медведей: низким, обычным и высоким голосом.

Что необходимо давать ребенку при непосредственном выполнении логоритмики

Это лишь небольшая часть возможных упражнений по логоритмике, которые используются на практике. В частности, активно применяются следующие типы занятий:

Что необходимо давать ребенку при непосредственном выполнении логоритмики

Основные правила проведения упражнений

При проведении логоритмических упражнений нужно в первую очередь руководствоваться теми проблемами, которые есть у конкретного ребенка, т.е. всегда важен индивидуальный подход. При этом выполнение каждого упражнения должно напоминать игру, чтобы у ребенка были только положительные эмоции от этого процесса.

Существует ряд важных правил при выполнении этих упражнений:

Логоритмические упражнения прекрасно подходят и для домашних занятий, поэтому родителям следует уделать этому как можно больше свободного времени. Только совместная работа педагогов, логопедов и семьи поможет ребенку справиться с имеющимися у него речевыми и двигательными нарушениями.

Источник

Логоритмика в детском саду

Что необходимо давать ребенку при непосредственном выполнении логоритмики Римма Худякова
Логоритмика в детском саду

Логоритмика в детском саду.

В поисках подхода к организации коррекционного обучения в детском саду я опиралась на рекомендации авторов логопедических методик последних лет. В частности, А. В. Ястребова выделяет основную тенденцию современного обучения – побуждение детей к речемыслительной активности.

Благодаря введению логоритмических упражнений в структуру занятия это требование выполняется, возрастает комуникативная направленность обучения. Применение элементов логоритмики сопровождается максимальной концентрацией внимания дошкольников. Музыкальное сопровождение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему детей, способствует устранению речевого дефекта и общему развитию.

Темпо-ритмическая организация речи является стержнем, который объединяет и контролирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматический строй, артикуляторно-дыхательную программу. Современные нейропсихологические исследования показывают, что без ритма распадается любое действие. Моторная природа чувства ритма даёт возможность вызвать у детей ответную реакцию на воздействие посредством специальных упражнений. Ритм – слушание, ритм – говорение, ритм –письмо: эти звенья цепи элементов логоритмики предлагаю включить в коррекционную работу.

Ранее логоритмика использовалась для работы с заикающимися детьми. В настоящее время занятия логоритмикой проводятся в условиях обычного детского сада, в соответствии с основными требованиями программы воспитания в детском саду. Однако опыт показывает, что элементы логоритмики можно с успехом применять и в условиях л в ДОУ. Особенно актуально использование логоритмических упражнений с детьми с ОНР.

Задачи логоритмических упражнений:

• коррекция и совершенствование звуковой стороны речи;

• развитие фонематических представлений;

• преодоление нарушений слоговой структуры;

• усвоение трудно запоминающихся графем.

Кроме основных задач, посредством логоритмическихупражнений решаются дополнительные: развитие устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, способности к запоминанию, коммуникативной функции речи.

Классическая схема построения логоритмических занятий включает:

• ритмическую разминку (ходьба, несложные перестроения);

• упражнения (для развития основных сторон внимания, регулирующие мышечный тонус, для развития темпа и ритма, для развития координации движений);

• упражнения для развития тонких движений пальцев рук;

• упражнения для развития речевых и мимических движений;

На занятиях используется отхлопывание ритмического рисунка слова, дирижирование с проговариванием. Эти виды работ также можно отнести к системе логоритмических упражнений. Возможностей использования элементов логоритмики намного больше, особенно, в работе с детьми пяти – семи лет.

В своей практике я использую упражнения на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением и без него, а так же с наглядными опорами и без них.

Вот, например, как строится работа над произношением.

1. «Лошадка стучит копытцами».

Показываю образец ритма, ребёнок щёлкает язычком по образцу.

Показываю картинку с изображением пса, произнося ряд звуков, ребёнок проговаривает по подражанию: «р-р р-р-р».

После постановки звука и автоматизации изолированного произношения приступаем к автоматизации данного звука в слогах.

На карточке изображён сюжет басни: с одной стороны изображена лиса, с другой ворона. Ребёнок проговаривает нужные слоги и пальцами продвигается вдоль карточки: «ли-ли-ли…» или «са-са-са…». Под сопровождение ритмичной мелодии проговариваем слоги. Можно их пропеть.

Используется тренажёр-панно, который представляет собой плакат с изображением силуэтов следов кошки. Ребёнок прикасается поочерёдно руками к опорам и проговаривает слоги.Прикосновения рук различное: мягкое, сильное, отрывистое.

Для автоматизации звука в словах ребенок продвигается по дорожке и проговаривает слова,которые демонстрирует воспитатель: «лодка, лошадь, ладонь…». Это упражнение выполняется после проговаривания по повторению.

6.Автоматизация звука в чистоговорках производится следующим образом: сначала разучивается речевой текст, затем подключается музыкальное сопровождение, и после этого разучиваются и подключаются движения.Примерный речевой материал:

ра-ра-ра – нам домой уже пора ка-га-ка – мне нужна сейчас мука

ла-ля-ла – быстро крутится юла ги-ки-ги – испекли мы пироги

фе-ве-фе – посижу я на софе ке-ге-ке – всё вокруг у нас в муке

кой-кой-кой – мы любуемся рекой га-ка-га – хочешь, Галя, пирога

Дятел сел на толстый сук.

Всем друзьям своим на юг.

7. Стихи можно произносить речитативом,а можно петь под музыкальное сопровождение:

Лы-лы-лы, лы-лы-лы Ла-ла-ла, ла-ла-ла

Забивали мы голы. Не заметили стекла.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу Лу-лу-лу, лу-лу-лу

Возле окон на полу. Мы не били по стеклу.

С целью закрепления звукопроизношения мы используем песни: «Во поле берёза стояла», «Жили у бабуси», «Ах вы сени», «Я на горку шла».

Работа по преодолению нарушений слоговой структуры.

1. На подготовительном этапе необходимо подвести детей к усвоению ритмической структуры слов родного языка.Работа включает различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом, сравнение ритмов и другие виды заданий. Детей обучают неосознанному делению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да, слоги с разными звуками (ма-па, па-ма, закрытые и обратные слоги (пап-ап).

2. Коррекционный этап ведётся с включением речевого анализатора, также слухового, зрительного и тактильного.Предлагаются следующие задания:

• Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией;

• Воспитатель отстукивает ритм, а ребёнок произносит гласные в соответствии с этим ритмом: а-аа; аа-а.

• Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое прикосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

• Отстукивание слоговых цепочек путём соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки,причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: ла-ло-ло, ло-ла-ло;

• Запоминание и пропевание цепочек слогов под ритмичную музыку;

• Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию.При этом рука движется на каждый слог непрерывно и плавно: ум-ни-ца, у-ли-ца;

• Проговаривание или чтение слов различной слоговой структуры, делённых на слоги,с использованием ритмичной музыки и последующее проговаривание их в речевом материале: ли-си-ца, си-ни-ца, ма-ши-не; жи-во-ти-ки, и-го-лоч-ка, но-со-ро-ги.

Часто к озеру напиться Ходит рыжая. (лисица)

На даче в лесу жили разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и … (синицы)

Прицепившись к задней шине мишка едет на … (машине)

А рядом бегемотики схватились за … (животики)

И рыщут по дороге слоны и … (носороги)

• Игра «Займи своё место».

Дети делают круг.Звучит медленная музыка: ходьба по кругу, темп меняется на быстрый. Каждый старается занять место возле кружка с номером. Тот, кому не достался кружок, проговаривает слово в центре. Дети проговаривают слово в порядке нумерации. Игру «Займи своё место» полезно повторять несколько раз.

Дети с ОНР не могут правильно выделить ударный слог. С помощью элементов логоритмики работа над ударением упрощается. Сначала тренируемся выделять, то есть произносить более громко и длительно, ударную гласную из ряда звуков. Затем выделяем ударный слог из ряда слогов. После этого тренируемся в выделении ударения в словах и предложениях.

ААА ААА ААА та ту атлас-атлас Мама пришла. Я бегу, бегу, бегу.

(На ударном слоге наклонить голову, стукнуть молоточком).

Упражнения выполняются с отхлопываниями. Можно воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.

Мой весёлый звонкий мяч.

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой. (С. Маршак)

Работа над развитием графо-моторных навыков

1. Детям интересно одновременно слушать мелодии, писать и танцевать.Зарисовка песенок и ритмов помогает сформировать важные для письма умения: видеть рабочую строку и при письме не выходить за её границы; умение правильно держать карандаш; а главное – подчинять свои движения карандашом определённому ритму, приучать руку к уверенному безотрывному письму.

При ускорении темпа: …

Передайте удары, не отрывая руку от бумаги. Возможно, появится такая линия

«Песенка». воспитатель поёт на одной ноте песенку «ля-ля-ля» в умеренном темпе. Дети «записывают» мелодию непрерывным движением в рабочей строке.

Предложить детям послушать вальс. Под эту музыку карандаш «кружится» на листе бумаги.

«Танцы». Дети выполняют танцевальное движение –притоптывание ножкой на сильные доли: «там-там-там», изображают движение линией.

2. Работа над усвоением трудно запоминающихся графем.

Часто дети с ОНР испытывают затруднения в написании букв. Монотонные однообразные задания выполнять не интересно. Особенно утомительно написание целых строчек букв или элементов букв. В данном случае применение логоритмики во время письма позволяет внести в упражнение живость и положительный эмоциональный настрой. Упражняясь в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству необходимо вести ручку плавно и слушать ритм. Упражняясь в написании букв необходимо выполнять инструкции предыдущего упражнения и проговаривать соответствующий звук.Выполняется упражнение в нескольких вариантах: по образцу, по исходной инструкции, под команду, под счёт и под музыку. Таким образом, закрепляется связь между фонемой-артикулемой-графемой-кинемой. Включаются все четыре анализатора.

И У И У И У И У И У И У

Устная и письменная речь развивается с помощью элементов логоритмикисистематически и максимально в следующих формах:

1. Путём вербализации игровых ситуаций, словесных объяснений упражнений детьми до и после их выполнения.

2. В ходе разучивания стихов, чистоговорок, песен уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура, чёткость произношения.

При использовании элементов логоритмикинеобходимо учитывать следующие рекомендации:

• выполнять упражнения с чёткой артикуляцией;

• равномерно распределять вдох и выдох;

• соблюдать умеренный и медленный темп;

• синхронизировать произношение и движение;

• упражнения сочетать со словесным объяснением;

материал подавать наглядно поэтапно

Консультация для родителей «Чем полезна логоритмика для дошкольников» Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными.

Консультация «Логоритмика на музыкальных занятиях» В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным.

Консультация «Логоритмика 3–4 года» Логоритмика для детей 3-4 лет[/b] Логоритмика — это вид активной коррекционной терапии различных речевых нарушений при помощи объединения.

Консультация «Логоритмика для детей 3–4 х лет» В сегодняшней статье, я хотела бы рассказать о том, что такое логоритмика, о пользе логоритмике и о том, как правильно выстраивать подобные.

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников Слайд 1. Уважаемые коллеги, в рамках сегодняшнего семинара я хотела бы коснуться темы «Логоритмика как средство профилактики и коррекции.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Мне, как музыкальному руководителю, работающему с группами компенсирующей направленности для детей с ОНР, каждый день приходится сталкиваться.

Музыкально — игровой сеанс «Весёлая логоритмика» Музыкально – игровой сеанс «Весёлая логоритмика» (с участием детей с тяжелыми нарушениями речи и их родителей) Музыкальный руководитель.

Программа «Логоритмика с элементами мнемотехники» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Гимназия № 9» структурное подразделение Детский сад.

Технология развития логопедической ритмики «Логоритмика» подготовила: учитель – логопед Юрчук С. В. В основе разработки технологии «Логоритмика» лежит теория и методика Г. А. Волковой. Автор определяет.

Увлекательная логоритмика в детском саду и дома С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена.

Источник

Что такое логоритмика и кому полезно ею заниматься

Одним из видов коррекционной работы логопеда является логоритмика. В данной статье вы можете ознакомиться с этим видом деятельности специалистов, занимающихся преодолением отклонений в речевом развитии. Материалы статьи будут полезны молодым специалистам и студентам педагогических вузов.

Логоритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала, с музыкальным сопровождением. Это форма активной терапии, по преодолению речевых и сопутствующих нарушений, путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Занятия логоритмики направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательным навыкам, умения ориентироваться в окружающем мире, понимании смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Хочется отметить, что при использовании этого вида коррекции вы помогаете ребенку логопату компенсировать особенности развития личности, связанные с речевой патологией.

Занятия логоритмикой являются эффективным методом преодоления речевых нарушений через движение, дыхание и музыку. Они тренируют слуховое восприятие, внимание, память, благотворно влияют на двигательные и речевые расстройства, отклонения в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Задача логоритмики-скоординировать в единое целое работу дыхания, нервной системы, органов восприятия. Благодаря присутствию музыки, в занятиях удается уменьшать время двигательной реакции, повышать лабильность зрительного анализатора, улучшать память и чувство времени, оживлять условные рефлексы.

Планируя занятия по логоритмике,специалист должен включать в работу следующие виды упражнений:

-упражнения на развитие общей, мелкой и речевой моторики;

-подвижные игры на развитие общения, координации, психических процессов;

Данные упражнения способствуют развитию голоса, дыхания, артикуляции; снятию тонуса и расслаблению мышц тела. Проводя с детьми задания, включающие в себя элементы психогимнастики, работу по воспитанию звукоподражаний, координации речи с движениями, восприятию неожиданного акцента, чувства темпа, ритма, музыкального размера, устойчивости внимания, переключаемости движений, достигается положительная динамика в преодолении речевых нарушений.

Кому полезна логоритмика?

Прежде всего ею должны заниматься дети: находящиеся в периоде интенсивного формирования речи; с нарушением темпа речи; нарушением общей и речевой моторики. Учитывая, что дети с речевой патологией имеют особенности поведения в различных видах деятельности, в том числе игровой, логоритмика будет полезна всем логопатам, так как в ней используется целенаправленная игровая деятельность, необходимая для коррекции особенностей поведения этих детей.

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Что необходимо давать ребенку при непосредственном выполнении логоритмикиДидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Что необходимо давать ребенку при непосредственном выполнении логоритмикиДидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 лет Дидактическая игра по экологии для дошкольников. «Что такое хорошо и что такое плохо» (возраст детей 6-7 лет) Выполнила: воспитатель, МОУ.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *