Что нельзя употреблять в пищу мусульманам
Что нельзя употреблять в пищу мусульманам
Содержание статьи:
Догматы, обряды и пищевые предписания ислама формировались на протяжении 1400 лет.
Ключевым понятием у мусульман, которое относится и к продуктам питания, является «дозволенность», то есть верующему допустимо употреблять любую пищу, которая не запрещена Священным писанием (Кораном), жизнеописанием Пророка Сунна и другими общепризнанными мусульманскими суждениями.
Чего нельзя есть мусульманам – запрещенные продукты в исламе
Запрет на пищевые продукты в исламе включен в понятие «харам» (араб. – запретное).
Употребление запретной пищи мусульманином не считается грехом в случае использования продуктов во время нужды (голод, жажда, болезнь или смерть), если нет возможности питаться допустимыми исламом продуктами.
Верующий может поесть немного запретной еды для поддержания своего здоровья и самочувствия, пока не найдет возможность отведать разрешенные продукты.
Разрешенные продукты и блюда в рационе мусульман
Дозволенные к употреблению продукты и блюда мусульмане объединили в категорию «халяль».
На мусульманском языке в категорию «халяль» входит пища, которая:
Отступление от религиозных канонов в питании
Исламская этика выделяет переходную зону между дозволенными и запрещенными поступками, действиями, пищевыми предписаниями. Эта категория называется «макрух».
Однако не нужно возводить данную степень продуктов в группу дозволенных. Пища, которая входит в категорию «макрух», прямо не запрещена ясными Кораническими стихами или Сунной, поэтому употребление продуктов из этой группы не влечет за собой нарушение религиозных пищевых предписаний. Но и вкушать эту пищу добровольно нежелательно, дабы не разгневать Аллаха.
Рассмотрим несколько примеров.
Как мы подчеркивали выше, к запрещенным продуктам в исламе относится мясо жертвенного животного, которое осталось после трапезы жертвоприношения. Однако мусульмане в Тунисе готовят особенное блюдо – сухую баранину («кадид»). Готовится оно из правой лопатки барана, в том числе и забитого во время жертвоприношения, которого режут на Праздник разговения (Ураза-байрам). Мясо солят, посыпают специями и оставляют сушиться. Готовый продукт едят только через три недели в день Нового года, который является народным праздником.
Арабы, закоренелые почитатели ислама, тоже иногда отступают от пищевых предписаний религии. Так, арабы-кочевники едят внутренние органы животных. К примеру, бараньи почки – их любимое блюдо, которым принято угощать гостей.
Меню в пост
Полный отказ от воды и пищи
на светлый период дня
Выполнение пищевых предписаний ислама является одной из главных задач в соблюдении религиозных традиций мусульман, чье питание строго регулируется общепризнанными канонами.
Преднамеренное нарушение пищевых запретов Шариата считается грехом и осуждается другими верующими. А отказ от пищи и питья во время поста очищает не только организм, но и одухотворяет постящегося на благие дела.
Что за бред про недоеденное мясо и то, что к нему прикасается иноверец? Не вводите людей в заблуждение!! Такое мясо дозволено, более того скажу: даже мясо, которое заколол человек другой религии, но по правилам ислама, будет считаться дозволенным!
Я служил в армии и у нас в роте было несколько мусульман. Поэтому немного знаю о том, что им возбраняется. Например свинину они не едят, даже если голодны. Это мы сами проверяли. И спиртное не пьют. Встречаются конечно и у них странности, например практически не едят никакую рыбу, даже пирожки с ливером не ели. У них есть твердые убеждения, за это их уважали..
Добавить комментарий Отменить ответ
* Нажимая кнопку «Отправить комментарий» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.
© 2012-2021 SpecialFood.ru ООО «Интернет издания». Главный редактор: Алена Дубинец. Адрес электронной почты редакции: info@specialfood.ru, телефон редакции: +7(911) 761-00-27. Для детей старше 16+ лет. Будьте благоразумны и всегда консультируйтесь с соответствующим врачом!
Права на фото, аудио и видеоматериалы принадлежат их авторам.
Разрешенное удовольствие. Что такое халяльная кухня?
Сегодня во многих супермаркетах можно встретить халяльные продукты. Мусульмане называют их «продуктами духовного происхождения», а сторонники правильного питания и продвинутые кулинары считают халяль своеобразным знаком качества и гарантией безопасности. Что же такое – халяль?
Это понятие пришло к нам из ислама. В священной книге мусульман – Коране объясняется, все, что разрешил Аллах – это халяль, то, что запретил, — харам, а то, о чем промолчал, — разрешено в качестве Его милости, но халяльная кухня – это не просто перечень того, что нужно исключить из рациона. Для халяльных продуктов установлен ряд особых требований, которые следует неукоснительно соблюдать, и практически все они связаны с безопасностью для здоровья человека.
Запретные плоды
Для начала о том, чего нельзя употреблять в пищу правоверному мусульманину.
1. Хищные животные и птицы, а также те, кто питается падалью (львы, волки, шакалы, кошки, собаки, обезьяны, ястребы, соколы, стервятники и пр.)
2. Любое животное, умершее своей смертью, убитое хищником, забитое палками и пр.
3. Ящерицы, змеи, черепахи.
4. Мулы и ослы. Запрещено также пить молоко ослицы. Мясо лошадей есть можно, но не очень рекомендуется.
5. Все обитатели моря, кроме рыбы и морских водорослей. Причем рыбу можно есть без условия, что она убита особым способом. Исключение – рыба, умершая своей смертью и плавающая на поверхности воды. Такая рыба – харам.
8. Продукты с кровью
Почему халяль – это полезно и безопасно
Особый момент – гуманное отношение к животным. Для халяльных птиц и скота создают максимально естественные и комфортные условия содержания, а выращивают их исключительно на экологически чистом корме.
Халяльных птиц выращивают исключительно на экологически чистом корме.
Случается, что обычные курицы едят много нечистой пищи, с халяльными птицами такое исключено – им дают лишь натуральные растительные корма без компонентов животного происхождения, ГМО, гормонов, стимуляторов роста и прочих вредных добавок. Например, Группа агропредприятий «Ресурс», выпускающая халяльный бренд «AN-NOOR», подбирает для своих кур индивидуальный рацион на основе зерновых и злаковых культур с добавлением витаминов и минералов, нужных для здорового развития птиц. Производят комбикорма на собственных предприятиях, расположенных в Краснодарском и Ставропольском краях, республике Адыгея и Тамбовской области. В качестве сырья для их выпуска используются сельскохозяйственные культуры, выращенные на пахотных землях ГАП «Ресурс», поэтому в кормах гарантированно отсутствуют импортные компоненты, которые могут содержать ГМО.
Перед забоем проверяется здоровье каждого цыпленка, а убой осуществляется наиболее гуманным способом – остро отточенным ножом быстро перерезается шейная артерия. Варварские способы убийства – размозжением черепа или забой электротоком запрещены. Оператор ручного убоя осуществляет надрез, поворачивая голову птицы в сторону Мекки и произнося «Биссмилях!». После этого естественным путем происходит сток крови.
Соблюдение гигиенических норм на всех этапах производства, включая хранение и логистику – жесткое требование для продукции халяль. Суть халяля не в ущемлении потребностей при помощи ограничения ряда продуктов, а в отказе от того, что может вам навредить. Именно поэтому, халяль и стал в наши дни своеобразным эталоном качества.
На что обратить внимание
В последнее время халяльная продукция стала популярной не только среди мусульман. Все больше людей расценивают ее как гарантию безопасности и пользы для здоровья. Халяль сегодня доступен в оптовых и розничных сетях, в некоторых магазинах появились даже специальные секции с халяльной продукцией. На волне моды некоторые производители пытаются использовать это слово в маркетинговых целях и предлагают товары, которые делают без соблюдения всех необходимых правил. Как не ошибиться в выборе халяльной продукции? Все просто – обратите внимание на специальную маркировку «халяль». Она может наноситься только на те продукты, которые прошли контроль центра сертификации «Халяль». Этот знак и означает соответствие высоким стандартам, других вариантов быть не может.
Знак «Халяль» украшает всю продукцию бренда «AN-NOOR» – и замороженную, и охлажденную. В удобных инновационных упаковках, разработанных в соответствии с последними мировыми тенденциями, в продаже есть охлажденные тушки, куриные бедрышки, ножки, голени и крылышки. А еще куриные сердца, печень и желудки, ведь субпродуткты халяльных птиц и животных тоже есть разрешается. Качество продукции «AN-NOOR» действительно на высоте, неслучайно бренд имеет не только маркировку от Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России, но и аккредитации Агентства по стандартизации и метрологии ОАЭ и Государственного управления по контролю пищевых продуктов и медикаментов Королевства Саудовская Аравия.
Всю продукцию бренда AN-NOOR украшает знак Халяль
Рецепты с курицей халяль
Шашлык из куриной печенки
Такой шашлык из куриной печени готовится очень быстро. При желании можно взять баранью или говяжью печенку. Здесь используется прием обертывания куска мяса в ломтик бараньего курдючного жира – шашлык получается нежнейший и ароматный.
Шашлык из куриной печенки
Запеченная курица с рисом и помидорами
Рис и курица – классическое сочетание. Но зачем готовить их отдельно, если можно сделать это вместе? Смешайте рис и овощи, добавьте курицу, а остальное за вас сделает духовка. Подарите себе час свободного времени, вечером в будни он никогда не бывает лишним.
Запеченная курица с рисом и помидорами
Джедлибже курица в сметане
Это самое вкусное на свете блюдо из курицы. Не верите? Скорее попробуйте его приготовить! Идеальное джедлибже получается из деревенской курицы, выросшей на вольном выпасе, и деревенской же сметаны.
Джедлибже курица в сметане
Цыпленок в тажине “Тунисская ночь”
Цыпленок в тажине “Тунисская ночь”
Курица с абрикосами и миндалем
Куриное мясо любят готовить во всем мире, но на Востоке оно получается особенно вкусным благодаря специям и приправам, которые добавляют во время приготовления. Попробуйте курицу с абрикосами и миндалем в восточном стиле.
Наша пища — запретное и дозволенное в питании
«Если раб Аллаха проглотит один запретный кусок, Аллах не будет принимать его дела в течение сорока дней, а плоть любого раба, образовавшаяся, из того, что является запретным, более всего достойна огня!» (Ат-Табарани).
Когда человек только принимает Ислам или начинает соблюдать религию, у него, среди прочего, возникает вопрос – какие продукты можно употреблять в пищу, а какие нельзя, как их правильно выбирать. Известно, что в Исламе некоторые виды пищевых продуктов считаются запретными, поэтому мусульманин должен внимательно следить за тем, что он употребляет в пищу. Даже немусульмане знают, что мусульманам запретны свинина и алкоголь, однако, этим все не ограничивается, какие еще продукты запретны – иншаАллах, поговорим дальше.
1. Какое мясо дозволено в пищу мусульманам?
Известно, что мусульманам нельзя употреблять в пищу свинину, но многие ошибочно полагают, что остальные виды мяса (баранину, говядину, курицу) и мясных продуктов, которые нам дозволены, мы можем покупать где и у кого угодно. На самом деле мусульманин может употреблять в пищу только мясо животных, забитых по правилам шариата (т.н. халяльное мясо). Мясо, которое продается в обычных магазинах и на рынках, этим требованиям не соответствует, поэтому его нам покупать нельзя. Нужно искать мясо с маркой «халяль» на упаковке – оно часто продается в больших супермаркетах – или покупать мясо в магазинах при мечетях (там всегда продается халяльное мясо). Эти же правила касаются изделий из мяса – колбас, сосисок. Их можно покупать только в том случае, если на упаковке стоит надпись «халяль».
Некоторые мусульмане ошибочно утверждают, что поскольку жители России — в основном христиане, мы можем покупать мясо в обычных магазинах, так как нам дозволена пища людей Писания (христиан и иудеев). Да, действительно, теоретически мясо животных, убитых христианами, употреблять в пищу дозволено, однако, способ забоя животных при этом должен быть таким же, какой предписан в Исламе. Современный забой животных, принятый в России и Европе, этим правилам не соответствует.
Также многие исламские ученые не считают т.н. кошерное мясо — забитое в соответствии с правилами иудейской религии, дозволенным, из-за того, что иудейский метод забоя не во всем соответствует шариату.
2. Как уже было сказано выше, мусульманам запретен алкоголь, причем, в любых количествах. Это означает, что мы не только не должны употреблять спиртные напитки, так сказать, в чистом виде, но нам запретны любые продукты, в состав которых входит алкоголь, даже в самых малых количествах. Есть правило: что опьяняет в большом количестве, запретно и в малом. Это означает, что для мусульман запретны, к примеру, конфеты с ликером или торты с коньяком. Внимательно изучайте состав продуктов – особенно кондитерских изделий – перед покупкой, так как алкоголь чаще всего добавляют именно в сладости.
3. Также мусульманам запретен желатин (добавка Е441 в списке пищевых добавок)– желеобразующее вещество, которое изготавливают из костей и кожи животных. В России он чаще всего изготавливается из свинины (и в любом случае – из животных, забитых не по правилам шариата). Желатин добавляют в йогурты и сладкие творожки с фруктовыми наполнителями, кондитерские изделия (кремы, желе), мороженое, так что внимательно читайте упаковку. Существуют заменители желатина – растительные желеобразователи пектин и агар-агар, их употреблять в пищу дозволяется.
4. Запретен краситель кармин (он придает продуктам красный цвет), его изготавливают из насекомого кошениль (его номер Е120). Входит в состав вишневых или клубничных йогуртов, кефиров, творожков, мороженого, разных сладостей.
5. Нельзя употреблять в пищу добавку улучшитель L-цистеин (номер Е920), он изготавливается из перьев и шерсти животных и из волос человека. Может входить в состав хлебобулочных изделий.
6. Также лучше воздержаться от покупки продуктов, в состав которых входит глицерин (эмульгаторы моно- и диглицериды жирных кислот, Е471, Е422, Е472): мороженое, кондитерские изделия, сладкие молочные десерты, маргарин, поскольку глицерин может изготавливаться как из растительного, так и из животного сырья.
Полный список запретных и сомнительных Е-добавок можно посмотреть здесь.
Мусульманам-шафиитам (Дагестан, Чечня) нельзя употреблять в пищу молочную сыворотку и сычужный фермент животного происхождения (сыр, творог, кондитерские изделия), если животное, из которого получен фермент, не было зарезано по Шариату. Нужно искать творог и сыр, изготовленные с применением сычужного фермента (вещество, сквашивающее молоко) микробиального происхождения.
Начинающим иногда кажется, что таким образом получается слишком много запретов, и почти ничего нельзя есть. На самом деле запрещенных продуктов немного, основная пища: хлеб, молоко, макароны, овощи, фрукты, рыба, мясо – все остается в меню. Главное, что нужно помнить – внимательно читать состав продуктов перед покупкой и приучаться к более здоровой пище.
Будьте внимательны к тому, что едите, поскольку Всевышний Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение) строго предупреждали нас от запретной пищи:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, Аллах Всевышний — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам.
Всевышний Аллах сказал: «O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела» (аль-Муминун 23: 51).
Всевышний также сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из того благого, чем Мы наделили вас» (аль-Бакара 2: 172).
Абу Хурайра сказал:
«А потом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о покрытом пылью человеке с растрепанными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу, говоря: «О Господь, о Господь!», — однако пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и употреблял он запретное. Так как же может быть дан ему ответ?!» (Муслим 1015).
Пищевые запреты в Исламе
Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.
В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник ﷺ будет направлять людей в данном вопросе:
«ОН ПОВЕЛИТ ИМ СОВЕРШАТЬ ОДОБРЯЕМОЕ И ЗАПРЕТИТ СОВЕРШАТЬ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОЕ, ОБЪЯВИТ ДОЗВОЛЕННЫМ БЛАГОЕ И ЗАПРЕЩЁННЫМ – СКВЕРНОЕ, ОСВОБОДИТ ИХ ОТ БРЕМЕНИ И ОКОВ. ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРУЮТ В НЕГО, СТАНУТ ПОЧИТАТЬ ЕГО, ОКАЖУТ ЕМУ ПОДДЕРЖКУ И ПОСЛЕДУЮТ ЗА НИСПОСЛАННЫМ ВМЕСТЕ С НИМ СВЕТОМ, НЕПРЕМЕННО ПРЕУСПЕЮТ» (7:157)
Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Кyр`ане и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).
Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.
В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:
«ОН ТАКЖЕ СОТВОРИЛ СКОТ, КОТОРЫЙ ПРИНОСИТ ВАМ ТЕПЛО И ПОЛЬЗУ. ВЫ ТАКЖЕ УПОТРЕБЛЯЕТЕ ЕГО В ПИЩУ» (16:5)
Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:
«АЛЛАХ – ТОТ, КТО СОЗДАЛ ДЛЯ ВАС СКОТИНУ, ЧТОБЫ НА НЕКОТОРЫХ ИЗ НИХ ВЫ ЕЗДИЛИ ВЕРХОМ, А ДРУГИМИ – ПИТАЛИСЬ» (40:79)
«ОН СОТВОРИЛ КОНЕЙ, МУЛОВ И ОСЛОВ, ЧТОБЫ ВЫ ЕЗДИЛИ НА НИХ ВЕРХОМ И ДЛЯ УКРАШЕНИЯ. ОН ТВОРИТ ТАКЖЕ ТО, О ЧЁМ ВЫ НЕ ВЕДАЕТЕ» (16:8)
По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.
Что такое мертвечина?
Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:
«ВАМ ЗАПРЕЩЕНЫ МЕРТВЕЧИНА, КРОВЬ, МЯСО СВИНЬИ И ТО, НАД ЧЕМ НЕ БЫЛО ПРОИЗНЕСЕНО ИМЯ АЛЛАХА (ИЛИ ЧТО БЫЛО ЗАРЕЗАНО НЕ РАДИ НЕГО), ИЛИ БЫЛО ЗАДУШЕНО, ИЛИ ЗАБИТО ДО СМЕРТИ, ИЛИ ПОДОХЛО ПРИ ПАДЕНИИ, ИЛИ ЗАКОЛОТО РОГАМИ ИЛИ ЗАДРАНО ХИЩНИКОМ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ВЫ НЕ УСПЕЕТЕ ЗАРЕЗАТЬ ЕГО, И ТО, ЧТО ЗАРЕЗАНО НА КАМЕННЫХ ЖЕРТВЕННИКАХ (ИЛИ ДЛЯ ИДОЛОВ), А ТАКЖЕ ГАДАНИЕ ПО СТРЕЛАМ. ВСЁ ЭТО ЕСТЬ НЕЧЕСТИЕ. СЕГОДНЯ НЕВЕРУЮЩИЕ ОТЧАЯЛИСЬ В ВАШЕЙ РЕЛИГИИ. НЕ БОЙТЕСЬ ЖЕ ИХ, А БОЙТЕСЬ МЕНЯ. СЕГОДНЯ Я РАДИ ВАС УСОВЕРШЕНСТВОВАЛ ВАШУ РЕЛИГИЮ, ДОВЁЛ ДО КОНЦА МОЮ МИЛОСТЬ К ВАМ И ОДОБРИЛ ДЛЯ ВАС В КАЧЕСТВЕ РЕЛИГИИ ИСЛАМ. ЕСЛИ ЖЕ КТО-ЛИБО БУДЕТ ВЫНУЖДЕН ПОЙТИ НА ЭТО (НА УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗАПРЕЩЁННЫХ ПРОДУКТОВ) ОТ ГОЛОДА, А НЕ ИЗ СКЛОННОСТИ К ГРЕХУ, ТО ВЕДЬ АЛЛАХ – ПРОЩАЮЩИЙ, МИЛОСЕРДНЫЙ» (5:3)
В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.
Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.
Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.
Можно ли есть морепродукты?
Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).
Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:
«ВАМ ДОЗВОЛЕНЫ МОРСКАЯ ДОБЫЧА И ЕДА ВО БЛАГО ВАМ И ПУТНИКАМ, НО ВАМ ЗАПРЕЩЕНА ОХОТНИЧЬЯ ДОБЫЧА НА СУШЕ, ПОКА ВЫ НАХОДИТЕСЬ В ИХРАМЕ. БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, К КОТОРОМУ ВЫ БУДЕТЕ СОБРАНЫ» (5:96)
Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.
Запрещённые в исламе ингредиенты
Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.
Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.
Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис:
«Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки).
В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.
В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.
Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:
1. То, на что введён явный запрет в Кyр`ане (свинина, осёл, мертвечина).
2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.):
«Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего ﷺ в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).
3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).
4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).
5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).
6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).
Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника ﷺ, назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).
7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.
8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.