Что нельзя рисовать мусульманам
Можно ли рисовать в Исламе?
• Общеизвестно, что есть множество хадисов, в которых говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал от изображения животных и людей.
• Большинство ученых шафиитского мазхаба считает, что рисование (или ваяние) силуэтов живых существ полноценными, как они бытуют в природе, запретно.
• А что касается изображения природы (деревьев, гор, городов) или живых существ в несовместимом для жизни образе или ваяния игрушек, кукол для детей, то это не запрещено.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عن ابن عباس رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: «من صور صورة في الدنيا كلف يوم القيامة أن ينفخ فيها الروح وليس بنافخ »
[ البخاري 5963№ ومسلم 2110 №]
Передается от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал:
«От того, кто сделает изображение в этом мире, в Судный день потребуют оживить изображенное. Между тем, что он не является одушевляющим».
В своей книге «Фатх Аль-Муин» Зайнуддин Аль-Малибари пишет следующее:
ومنه صورة حيوان مشتملة على ما لا يمكن بقاؤه بدونه وإن لم يكن لها نظير كفرس بأجنحة وطير بوجه إنسان على سقف أو جدار أو ستر علق لزينة أو ثياب ملبوسة أو وسادة منصوبة لأنها تشبه الأصنام
«К запретным действиям относится изображение животного, которое содержит то, без чего оно не может существовать, даже если у животного нет подобия [в природе], типа лошади с крыльями или птицы с лицом человека, будь то [изображено] на крыше, стене или занавесах с целью украшения либо на одежде, подушке, потому что они подобны идолам.
نعم: يجوز تصوير لعب البنات لأن عائشة رضي الله عنه كانت تلعب بها عنده صلى الله عليه وسلم كما في مسلم [رقم: 2440] وحكمته تدريبهن أمر التربية
ولا يحرم أيضا تصوير حيوان بلا رأس خلافا للمتولي
«Однако дозволено изготавливать куклы, потому что Аиша, да будет доволен ею Аллах, играла ими возле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как это передается в хадисе от Муслима под № 2440. Мудрость этого в том, чтобы научить их [девочек] делу воспитания.
Не запрещается также рисовать животных без головы (или в несовместимом с жизнью образе), хотя имам аль-Мутавали имеет противоположное мнение»
Какие изображения разрешены в исламе
Сегодня трудно представить жизнь человека без различных видов иллюстраций. Они могут присутствовать на одежде, предметах искусства, даже в социальных сетях мы регулярно листаем ленту, в которой ставим «лайки» под фотографиями и картинками.
Мусульмане нередко задаются вопросом о том, насколько изображения живых существ соотносятся с исламскими ценностями. Постараемся разобраться.
Рисунки
Рисунок – классический способ создания изображений. Относительно дозволенности этого рода занятий для правоверных, а также их использования в повседневной жизни существуют различные точки зрения. Одни учёные считали, что картины, на которых изображены живые существа, категорически запрещены. Под запрет соответственно попадает также изготовление и ношение одежды с такими иллюстрациями. Одним из основных аргументов в защиту этой позиции служит мнение, что лицо, создающее рисунки, впадает в ширк. Иными словами, художник, творящий на бумаге, наделяет себя качеством, которое присуще только Аллаху. Ведь человек, рисующий живое существо, по сути создаёт некий образ, что категорически запрещено исламом.
Кроме того, в качестве довода сторонники этой позиции приводят известный хадис, в которых говорится о запретности или нежелательности наличия изображений в доме и иных местах.
Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Ангелы не входят в дом, где есть собака или изображение» (Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).
Однако в трактовке данного изречения имеется несколько отличных друг от друга версий. Одни богословы, например, имам Навави, считают, что в хадисе говорится абсолютно о всех образах. Другие же, например, имам Хаттаби, полагают, что речь идёт лишь об изображениях, которые категорически запрещены в исламе (например, образы с чёткими контурами головы и тела, или иллюстрации, используемые в запретных целях).
Другой хадис гласит: «Поистине, тот, кто создавал образы, будет мучиться в День Суда» (Бухари). Столь суровое наказание объясняется тем, что в дальнейшем различные картины могут стать объектами поклонения, как это неоднократно случалось в мировой истории. Нередко культовыми для целых народов становились бюсты, образы, иконы, памятники и так далее, поклонение которым – ширк.
При этом если изображение не служит объектом поклонения и люди не придают ему особого значения, а используют в быту для украшения, то некоторые учёные считают присутствие таких рисунков в домах допустимым. К подобному мнению алимы пришли, опираясь на хадис, который приводят Бухари и Муслим. В нём повествуется, что в доме Аиши (р.а.) висело некое покрывало, на котором было изображено живое существо. Посланник Аллаха (с.г.в.) снял эту материю, а после из неё были сшиты две подушки, которые использовались в домашнем быту.
Намаз в помещении с изображениями
Молиться в комнате, где присутствуют изображения живых существ – макрух (нежелательно), особенно если они находятся перед молящимся, так как могут отвлечь верующего от намаза. В одном из хадисов сообщается, что когда одежда Аиши (р.а.), на которой было изображено живое существо, лежало в направлении на киблу, то Милость миров Мухаммад (с.г.в.) просил убрать её.
Фотографии
Пожалуй, самым распространённым видом изображений в наши дни является фотография. Как и в случае с классическим рисунком, существуют разные мнения относительно халяльности создания и использования фото. Одни алимы считают такую практику запретной. Доводы в целом схожие, как и с рисунком. Во-первых, приводятся хадисы об изображениях. Во-вторых, фотографирование, согласно такому подходу, рассматривается как ширк, а фотограф претендует на роль Создателя. Для того чтобы сделать одну иллюстрацию, достаточно лишь нажать кнопку. Человек, нажимая на затвор фотокамеры, фактически создаёт новое изображение, так как если бы он этого не сделал, то и изображения бы не было.
С таким подходом не согласна другая группа богословов, утверждающая, что фотограф не может рассматриваться как создатель иллюстрации. Люди в данном случае лишь фиксируют конкретный момент бытия, который сотворил Аллах, а на фото будет изображено лишь то, что создано Всевышним.
Также существует и третье мнение, согласно которому дозволенность определяется намерениями. Если человек создаёт фотографию для запретных целей, то она – харам, а если же для разрешённых, то она – мубах (разрешённое действо). К мубах в данном случае относятся те ситуации, когда для фотографии есть некая уважительная причина или острая необходимость. Например, для получения паспорта или удостоверения, распространения некой важной информации посредством фото. Все остальные случаи относятся к запрещённым (харам).
А Аллах знает лучше!
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассалому алейкум,я уже несколько месяцев бросила рисовать лицо и лицо с глазами,вот только это аниме персонажы они не очень похожы на людей Я не считаю себя творцом и не буду,для меня это просто инструмент передать какую-то историю в рамках образования, пожалуйста можете мне дать какой-то совет по поводу этого,вот только я скучаю по рисованию я не хочу их оживить даже не думала и не хочу!для меня они не живые и будут такими всегда я лишь хочу через них передать историю в образовательных рамках
Какие изображения шариат разрешает рисовать?
Все изображения можно разделить на три группы. К первой относятся изображения предметов, которые создают или строят люди. Богословы единодушны в том, что рисовать их разрешено. Ко второй группе относятся творения, которые не обладают душой, например, деревья, травы, солнце, луна и т.п. Муджахид считал, что шариат запрещает рисовать и живые существа, не обладающие душой. Тем не менее, большинство богословов разрешало создавать такие изображения.
Наконец, к третьей группе относятся изображения творений, обладающих душой, например, людей, зверей, птиц и т.п. Создание таких изображений является тяжким грехом, что подтверждается многочисленными хадисами. Имам аль-Бухари передал хадис о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах проклял тех, кто пожирает и дает лихву, и тех, кто делает татуировки, и тех, кому делают их, и тех, кто делает изображения».
Он же передал хадис о том, что однажды Аиша купила подушку, на которой были изображения. Когда вернулся посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он встал в дверях и не вошел в дом. Аиша сказала: «Я раскаиваюсь перед Аллахом! В чем я провинилась?» Он сказал: «Что это за подушка?» Она сказала: «Я купила ее, чтобы ты усаживался на нее и подкладывал ее себе под голову». Тогда он сказал: «Воистину, создатели этих изображений будут наказаны в День воскресения, когда им будет велено оживить эти творения. Воистину, ангелы не входят в дома, в которых находятся изображения».
В этом хадисе речь идет об ангелах милости и благодати, потому что ангелы-хранители, записывающие деяния людей, никогда не разлучаются с ними, даже когда те находятся в состоянии полового осквернения. По мнению имама аш-Шаукани, ангелы милости не входят в дома, даже если изображения не находятся на виду. Он опирался на хадис о том, что Джибрил не вошел в дом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, потому что в нем была статуэтка с изображением человека, шерстяная завеса с изображениями и щенок. Это сообщение передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи со слов Абу Хурейры, и в нем сообщается, что Аль-Хасан и аль-Хусейн держали этого щенка не на виду, а под кроватью. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Запрещено ли изобразительное искусство в Исламе?
Мы часто слышим от богословов о том, что в Исламе не допускается изображать живое существо, будь то человек, или животное, не допускается держать дома фотографии, картины или статуи, изображающие живых существ, и что в такой дом не зайдет ни один ангел. В подтверждение приводятся слова пророка Мухаммада и высказывания исламских ученых. Давайте попробуем сами разобраться в этом вопросе.
Большинство ученых дают следующие разъяснения касательно изображений:
1. Рисовать руками и лепить скульптуры живых существ является харамом.
2. Является харамом хранить в полной форме изображение и изваяние живых существ.
3. Допускается изображение, в котором живое существо изображено не полностью, в том виде, в котором оно не смогло бы остаться в живых.
4. Допускается не четкие изображения живых существ, которые сотканы при изготовлении ткани.
5. Допускается делать изображения неодушевленных вещей.
6. Игрушки для детей, в частности, куклы для девочек разрешены.
При этом относительно фото- и видеосъемки среди современных ученых мнения разделились:
1. Хранение фотографий запрещено в любых случаях, кроме необходимости (например, фотография в паспорте). Под запрет подпадают телевидение, интернет и все что связано с изображениями.
2. Хранение фотографий разрешается, но при условии соблюдения следующих условий:
— фотографии не будут вывешиваться, поскольку ангелы не заходят в дома, если там висят изображения;
— хранимые фотографии не будут способствовать появлению многобожия.
3. Хранение фотографий разрешается, если они представлены только в цифровом виде и не печатаются на бумаге. Либо печатаются на бумаге (например, в журналах, газетах) с целью фиксирования каких-либо важных событий.
По вопросу трансляции или просмотра прямого эфира единогласны все – такое вполне допускается, так как в эфире выступает человек в реальном времени.
Хадисы о запрете изобразительного искусства.
Перейдем к хадисам.
Есть хадис от Бухари и Муслима, в котором пророк сказал:
«Аллах Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”»[1].
Этот хадис якобы запрещает изобразительное искусство. Но здесь нет ни слова о рисунках или статуях. Во время посланнической миссии пророка Мухаммада были поэты, которые пытались создать что-то похожее на Коран. Скорее всего, о них и шла речь.
Другие хадисы осуждают художников, грозя им самыми страшными мучениями в аду[2]. Художников в аду будут заставлять оживить свои изображения, но они никогда этого не смогут[3]. Но сами изображения, созданные художником, и, видимо, оживленные Всевышним, будут мучить своих создателей[4]. Правда, не понятно, почему вдруг в хадисах самые страшные мучения ждут художников, когда как в Коране черным по белому написано, что таковые ждут тех, кто придавал сотоварищей Аллаху. И ни о каких художниках там нет и слова.
Некоторые хадисы достаточно запутаны и противоречивы. Например, в хадисе от Бухари и Муслима говорится, что пророк, вернувшись из похода, увидел дома занавеску с изображениями живых существ, которую повесила Айша, и с напутствием сказал, что «в день Воскресенья наиболее суровому наказанию подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в творении». Далее Аиша рассказывает, что они разорвали занавеску и сделали из нее подушку[5]. И это, якобы, говорит о том, что на подушках изображения живых существ допускаются. В другом хадисе Аиша передала, что в их доме была занавеска с изображением птицы. Пророк Мухаммад сказал, чтобы та повернула занавеску другой стороной, потому что она напоминает ему о мирском[6]. Третий хадис путает нас еще больше. Пророк велел Аише убрать шерстяную занавеску, так как она отвлекает его во время молитвы[7]. Так где истина? Из занавесок можно сделать подушки, либо вообще их убрать, или только во время молитвы, чтобы их не видеть? И почему именно подушки? А допускаются ли изображения живых существ, например, на носках? Или перчатках? Где эта грань между запретом и допущением? Все три хадиса являются одной историей, переданной в разных вариациях, или Аиша в первый раз не вняла словам пророка? Странно как-то.
Согласно хадисам, пророк был достаточно противоречивым человеком, и не мог определиться, что же делать с изображениями. В собственном доме пророк относился к изображениям более или менее терпимо, но как только шел кому-то в гости и, завидев в чужом доме запрещенное искусство, разворачивался и уходил[8], либо не заходил в дом до тех пор, пока его хозяин не избавлялся от запрещенного[9], либо сам уничтожал предметы искусства[10].
Чтобы у нас не возникло сомнений о запретности изображений живых существ, приводятся прямые слова пророка:
«Ангелы не входят в дома, в которых есть собака, изображения или осквернённый»[11].
«Пророк запретил держать в домах изображения, а также их создавать»[12].
Чтобы избавиться от запретного изображения (или статуи), пророк велел удалять только голову у изображения/статуи, и тогда оно станет бесполезным[13].
Исключением являются куклы, которые дозволены, согласно хадисам от Бухари и Муслима[14].
Все вышеперечисленное не касается неодушевленных предметов. Природу, например, изображать разрешено[15].
А вот что нам говорят ученые:
— В хадисах речь идет о любых изображениях, имеющих душу[16].
— К изображениям относятся и фотографии[17].
— Маликиитский мазхаб считает, что даже смотреть на изображения живых существ запрещено[18].
— Нежелательно молиться в одежде, на которой изображены живые существа[19].
— Не разрешается снимать одушевленные предметы и хранить их, если только это необходимо[20].
— Допускается хранение, но не распечатка[21].
О понятии «изображения».
Выше я уже говорил, что в некоторых хадисах вообще не упоминаются ни изображения, ни статуи. Говорится лишь о том, что люди не смогут создать подобное тому, что сотворил Аллах. Так же я упоминал, что в пророческие времена Мухаммада были поэты-неверующие, которые утверждали, что могут написать книгу лучше Корана, когда услышали слова из Корана:
«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, если вы говорите правду» (Коран, 2:23).
Некоторые поэты, критики ислама, попытались это сделать и написали стихи, подобные аятам Корана. О них, скорее, и шла речь в хадисах. И изображения или статуи тут вообще ни при чем.
В некоторых хадисах присутствует слово «тамасиль», которое переводится с арабского языка как «статуи, статуэтки, памятники». Но обычно оно переводится как «идолы». А также слово «тасавир», употребляемое в качестве синонима[22].
Чаще в хадисах встречается слово «сура», и переводится с арабского языка как «образ, картина, изображение, фигура»[23]. Также это слово употребляется в значении «лицо»[23].
«В богословских трудах данное слово чаще употребляется в значении «шакль» (форма, образ, фигура) и «ат-тимсаль аль-муджассам» (статуя, монумент, памятник). Раньше большая часть ученых обозначала статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте. Они все это называли словом «сура» (через «сод»)»[24].
Данные понятия вполне могли раньше означать не просто изображение, а идол. То есть то, к чему направлено поклонение. Рассказывается, что до прихода Ислама многобожники держали в Каабе свыше трехсот идолов, которым они поклонялись. Есть соответствующий хадис:
Усама ибн Зайд свидетельствует: «Однажды я вошел в Каабу, к находившемуся там посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который увидев изображения на стенах, сказал, чтобы принесли ведро воды. Я принес ему воды, и он, да благословит его Аллах и приветствует, смывая эти изображения, говорил: “Да погубит Аллах народы, которые изображают то, что они не создавали”»[25].
Обратите внимание, что здесь стоит слово «изображения», когда как по смыслу должно было быть «идолы», либо «изображение идолов». И это не обязательно должно пониматься как рисунок. Рассказывается также, что Посланник уничтожил в Каабе именно статуэтки идолов.
Хадисы о том, что ангел не заходит в тот дом, в котором присутствуют изображения, скульптура и собака[26] сами по себе сомнительны с точки зрения логики. Допустим, верующего человека похитили, и посадили в помещение с запрещенными вещами. Он решил помолиться, ангел спустился с небес, чтобы помочь этому человеку, но не смог попасть в к этому человеку, поскольку в помещении, где находится молившийся, присутствует статуя, изображение или собака. Отсюда следует, что Аллах не смог ему помочь (астаг1фирулла!) Так получается? Есть сура под названием «Пещера» под номером 18. В ней рассказывается о людях, скрывшихся в пещере от правителя, который преследовал их за религию. Они впали в долгий сон и проснулись только через триста девять лет. Вместе с молодыми людьми в пещере находилась их собака, которая тоже спала. Как говорят нам толкователи Корана, в пещеру пришел ангел. Но вот проблема: как он это сделал, когда там находилась собака? В связи с чем можно сделать вывод о том, что эти хадисы выдуманы.
Следует отметить, что комментаторы XV-XVI вв., как, например, ал-Айни, ал-Касталлани и ал-Аскалани, не воспринимали слова хадисов о наказании художников буквально[27]. Они поясняют, что это относится только к тем, кто изготавливает изображения для поклонения им.
Теперь рассмотрим исторический аспект запрета изображений живых существ.
Известный суннитский ученый ат-Тахави считал, что до Ислама запрет на изображения живых существ касался всех форм, так как люди впали в значительную зависимость от образов, многие века находясь под влиянием язычества и идолопоклонства. Во время пророческой миссии Мухаммада многие запреты постепенно канули в лету. Сначала были разрешены изображения для украшений домашней утвари, ткани и одежды. А затем запрет был отменен и на другие изображения, кроме тех, что освящаемы, почитаемы, возносимы. Отсюда, на мой взгляд, и возникли противоречия в хадисах. Многие хадисы сегодня воспринимаются как истина в последней инстанции, но на деле они могли относиться к доисламскому времени.
По мнению крупнейших исламоведов, хадисы, осуждающие изображения, появились под влиянием принявших ислам иудеев, которые вносили в складывавшиеся догматы ислама свои представения и убеждения.
Арабские ученые, в первую очередь Зеки Мухаммед Хасан, считают основной причиной враждебное отношение Мухаммеда к идолам, которое впоследствии было истолковано более широко и распространено на все изображения вообще. Мухаммед, вступив в 630 году в Мекку, приказал уничтожить всех идолов, стоящих в Каабе и стереть все росписи внутри храма. Так же было приказано уничтожить всех идолов в домах мекканцев. Но по сообщениям ал-Азраки, сам Мухаммед приказал сохранить изображение девы Марии с младенцем на одной из колонн Каабы, которое оставалось там до пожара в 683 году. Сей факт говорит о том, что подобные мероприятия Посланника были направлены против идолов, а не живописи и скульптуры.
Многочисленные исторические факты свидетельствуют, что изображения не запрещались ни во времена пророка Мухаммада, ни после него.
Эмир Хумаравейхи (884-896) в одном из залов своего дворца в Фустате поставил деревянные статуи в полтора человеческого роста, изображавшие его самого и его жену. А в другом конце мусульманского мира, в Испании, Абдаррахман (912-961) поместил перед дворцом бронзовую статую своей жены Зухры.
Умар, второй праведный халиф, пользовался во время праздничных молитв в мечети серебряной курильницей с рельефными фигурами, а в доме казначея Умара, Йасара ибн Нумейра, был скульптурный карниз.
Была повсеместно распространена живопись, мозаика, скульптура и рельефы: во дворцах и храмах. Даже монета долго сохраняла человеческие изображения. Часто мечети устраивались прямо в церквях, при этом в нем сохранялись различные изображения. При постройке новых мечетей приглашали византийских мастеров для отделки. Известная работа византийских мастеров – мечеть Куббат ал-Сахра в Иерусалиме, и мечети в Медине. В мечетях можно было встретить и предметы в виде живых существ. Это не означало намеренного украшения мечетей живописью или скульптурой. Но некоторые мединские богословы упрекали Омейядов за то, что их мечети похожи на церкви.
Так же есть свидетельства, что в доме самого Мухаммеда было много изображений живых существ, о чем говорит приведенный выше хадис о том, что Аиша сняла занавески с изображениями живых существ и сделала из них подушки. По мнению некоторых богословов, это было связано с тем, что Мухаммеду они мешали сосредоточиться во время молитвы, о чем говорят и другие хадисы. И тем не менее, пророк не прерывал молитву и не перечитывал намазы, совершенные в направлении данных изображений[28]. У пророка была личная печать с вырезанной на ней какой-то фигуры. Печати с изображениями живых существ (людей, животных, птиц) были также у сподвижников Мухаммеда.
Отношение к изобразительному искусству меняется примерно в X веке. Связано это было, скорее всего, с обострившейся борьбой с еретическими учениями. Посему были запрещены определенные категории изображений под страхом наказания в загробном мире[29]. Довольно в резкой форме против изображений выступил ваххабизм в XIIIV веке, начав борьбу с культом святых и нещадно разоряя мусульманские святыни. Тенденция разрушений исламского наследия радикальными течениями наблюдается и по сей день.
«По сегодняшним оценкам, более 90% представляющих исторический интерес мечетей и других артефактов были снесены с лица Земли… Политика разрушения и враждебности всему, что имеет символическое значение, уже перешла границы Саудовской Аравии и распространилась на другие страны. Уничтожение гробницы IX века н.э. в иракской Самарре в феврале 2006 года расширило ареал этой «культурной политики» на другие части арабского и мусульманского мира. В настоящее время появляется все больше опасений, что другие памятники в Ираке или в иных странах станут жертвами сторонников Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба…»[30].
Библия об изображениях.
Возможно, запрет изображений связан с соответствующими стихами из Библии. Запрет изображений – один из десяти заповедей.
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Библия, Исход 20:4-6, Второзаконие, 5:8).
Иудаизм и христианство трактуют данные запреты по-разному. В иудаизме, согласно устной Торе, поясняется, что речь идет о любых изображениях живых существ. Запрет касается скульптур, барельефов и портретов в анфас (в профиль можно). Запрещается внимательно разглядывать скульптуры, изображающие людей. Запрет касается в том числе изображений ангелов, колесницы мироздания, а также солнца, луны и звезд в таком виде, в каком их изображают неевреи, для которых они являются предметом поклонения. Хранить дома разрешается только те картины, которые нарисованы на плоской поверхности. Запрет не распространяется на детские игрушки (куклы и т.п.) и, согласно принятому в последнее время обычаю, на фотографии (хотя некоторые авторитеты высказывали сомнение о допустимости создания фотопортретов).
Христиане в этом отношении лояльны, и понимают под изображениями только идолов. Но, с точки зрения Ислама, христиане делают из икон идолов, и, следовательно, не соблюдают запрет Библии. Чего не скажешь о протестантизме, который не признает иконопочитание.
Что же Коран говорит об изображениях? Если исламские ученые и хадисы высказываются о запрете изображений живых существ, каждый трактуя это по-своему, то в Коране такого нет. Коран не запрещает ни картины, ни изваяния живых существ. Никто еще не додумался трактовать ни одного аята так, что в нем якобы имеется в виду запрет изобразительного искусства. Если бы изображать живых существ было бы большим грехом, то Аллах обязательно бы об этом упомянул.
В Коране упоминается, как пророк Ибрахим уничтожил в храме своего народа статуи идолов. Цель этого мероприятия было не само уничтожение идолов, а показать народу, что идолы не способны ни говорить, ни защитить себя от уничтожения. Поклонение идолам в Коране упоминается не раз, как заблуждение. Но ни где не упоминается ни о страшных муках художников, ни о наказании за хранение изображений. Никто в Коране не уничтожал никаких статуй или изображений как таковых. Если такой запрет и существовал, то он был вызван тем, что люди стали поклоняться этим изображениям. Это было актуально во времена Посланника, так как он вел пророческую миссию и боролся с идолопоклонничеством. В современном мире кажется нелепостью, если человек вдруг начнет поклоняться нарисованной картине, фотографии или статуе. Другое дело, когда это касается идолов. Поэтому говорить сегодня о запрете изображений живых существ некорректно.
Под конец приведу следующий аят из Корана:
«Мы подчинили Сулейману (Соломону) ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа. А того из них, кто уклонился от Нашего повеления, Мы заставили вкусить мучения в Пламени. Они создавали прекрасные строения, изваяния, миски, подобные водоемам, и неподвижные котлы. О род Давуда (Давида)! Трудитесь в знак благодарности. Но среди Моих рабов мало благодарных». (Коран, 34:12-13).
Обратите внимание: Аллах подчинил пророку Сулейману джиннов, которые создавали ему изваяния. Но нигде в этой суре не упоминается о греховности этого поступка. И никто из толкователей не понимает аят как-то по-иному. Однако этот факт замалчивается богословами и алимами. Тогда о каком запрете изображений может идти речь?