Перед появлением рекламы на Instagram объявление должно пройти проверку на соответствие правилам площадки. В среднем это занимает 24 часа. Однако при определенных обстоятельствах процесс проверки способен растянуться на более длительный период.
Система проверяет: выбранный таргетинг, представленный текст, загруженное изображение. Помимо этого рассматривается посадочная страница и то, куда ведет рекламное объявление. Если страница не открывается, не совпадает с предложенным в объявлении или не совпадает с правилами Facebook, объявление отправляется на доработку.
В этом случае на почту рекламодателя приходит письмо с причинами отказа. После устранения замечаний рекламное объявление можно повторно высылать на проверку.
Запрещенная реклама
Еще одна причина отклонения рекламного объявления – наличие запрещенного контента. К нему относится:
Реклама контента с ограничениями
Помимо запрещенного контента в Instagram присутствует контент с ограничениями, для рекламы которого заранее требуется получить письменное разрешение. К такому контенту относится:
Правила видеорекламы
Видеореклама, как и другие виды интерактивной рекламы, должна соответствовать вышеприведенным правилам. Помимо этого, для нее существуют дополнительные ограничения:
Правила таргетинга
Инстаграм, помимо требований к рекламным объявлениям, устанавливает ограничения на таргетинг. Запрещается применять настройки, направленные на дискриминацию по любому признаку, унижение, а также провокацию, рассчитанную на проведение агрессивной рекламной кампании.
Правила позиционирования
Инстаграм выдвигает ряд требований к позиционированию контента для рекламы. Все элементы рекламного объявления в виде текстового блока, картинки и других медийных компонентов должны быть актуальны, а также соотноситься с рекламируемым товаром, услугой и собранной аудиторией. Бренд обязан быть открыто представлен в рекламе. На посадочной странице должно быть то же предложение, что показано в рекламе. А на целевом сайте не размещены запрещенные товары или услуги.
Рекламная кампания для лидогенерации
В рекламе для лидогенерации рекламодатель не может задавать вопросы для получения следующей информации:
Для рекламы в Инстаграм можно использовать несколько мест размещения: истории, лента и раздел «Интересное». Для каждого из них предусмотрены свои требования и рекомендации. Они приведены в таблице.
Требования к рекламе в историях (Stories)
Требования к рекламе в ленте
Длина подписи
Формат
Максимальный размер файла:
Продолжительность видео:
Подпись, которую вы введете для рекламы в Instagram, будет отображаться под изображением. Максимальная длина подписи — 2 200 символов.
Соотношение сторон для рекламы в Instagram зависит от формата.
Продвигаешь свои товары и услуги в интернете? У нас для тебя еще больше инструментов, лайфхаков и вдохновения на Яндекс.Дзен.Подписывайся!
Как не нарушить закон: что нельзя рекламировать в Instagram в России
Правила рекламы в Инстаграм: как не нарушить закон?
Чтобы компаниям заявить о себе и продвинуть свои услуги, многие используют таргет в соцсетях и рекламу у блогеров. Но при создании рекламных объявлений важно привлечь внимание креативом и сделать все в рамках закона и правил соцсети. Кратко и простыми словами разберем, чего нельзя делать в Инстаграм по правилам Фейсбук и закону РФ «О рекламе», приведем примеры.
Условия рекламы в Инстаграм
Товары и услуги 18+. Все товары для взрослых запрещены к рекламе, но, например, если рекламировать средства контрацепции с точки зрения свойств товара, а не получения сексуального удовольствия, тогда это реклама вполне законна, но должна таргетироваться на аудиторию строго 18+.
Например: ✔️Ультратонкие, но прочные презервативы для безопасного секса. ⛔Наши ультратонкие презервативы позволят получить вам максимум удовольствия в постели!
Табачные изделия, в том числе кальян, тоже запрещены и правилами, и законом РФ. Однако можно использовать сигареты в нативной или в формате скрытой рекламы (например, когда главный герой ненавязчиво использует в кадре определенный бренд).
Примером нативной рекламы будет служить вариант, когда блогер ведет прямой эфир в Инстаграм и на столе у него лежит пачка сигарет определенной марки. Между словом, он может посоветовать товар: «Кстати, сегодня перешел на электронные сигареты марки N, пока в восторге, буду тестировать дальше. Может кто-нибудь из моих подписчиков пользуются такими же, что можете сказать о них?» и тому подобное.
Контент с ограничениями
По закону РФ «О рекламе»: лекарственные препараты нельзя таргетировать на несовершеннолетних, создавать впечатление ненужности обращения к врачу, гарантировать 100% действие препарата без побочных эффектов (в т. ч. умалчивать о них). Медицинские услуги и препараты по прерыванию беременности также запрещены для рекламирования в России по закону «О рекламе».
Если ваши препараты, креатив и текст не входят в перечень ограничений, вы вполне спокойно сможете их рекламировать.
Что нельзя рекламировать в Инстаграм: 18 запретных тем, о которых нужно знать всё
Возможно, некоторым кажется, что Интернет — свободная площадка. Много так говорят и об Инстаграме. Конечно, они знают, что есть темы, которые запрещено обсуждать Конституцией РФ, но в остальном всё более менее либерально. Однако те, кто так думают, глубоко ошибаются. В Инстаграме куча запретов, особенно это касается рекламы. Спросите у таргетологов, и они расскажут, как тяжело обойти запреты Фейсбука, через который настраивается реклама в Instagram, как приходится мучаться и ждать ответа от поддержки. Неопытным в рекламу лучше вообще не лезть. Сколько было случаев, когда блогер рекламировал алкоголь или какие-то лекарственные препараты, после чего выплачивал штрафы и его посты блокировались? В этой статье я постараюсь ввести вас в курс дела и объяснить, что нельзя рекламировать в Инстаграм.
Условия рекламы в Инстаграм
Фейсбук уже давно купил Инстаграм, поэтому запреты и правила одной социальной сети быстро распространились на другую. В Фейсбуке изначально было много запретов и не все они выглядели оправдано. Здесь мы вместе обозначим, что запрещено публиковать в Инстаграм, и научимся обходить.
Что запрещено рекламировать в Инстаграм
Всевозможные наркотики и пропаганда их употребления.
Как и в первом пункте, здесь тоже можно сказать о том, что есть Даркнет для таких вещей и есть закон, запрещающий их рекламировать.
У нас запрещается какая-либо реклама азартных игр, хотя в некоторых странах это разрешается. И тут не знаешь, кто правильно делает. Роскомнадзор внимательно следит за появлением запрещенной рекламы, в том числе рекламы, касающейся азартных игр. Они даже создали «Единый реестр запрещенной информации», куда вы можете позвонить и рассказать о нарушениях, связанных с рекламной деятельностью. Ваша заявка обработается практически сразу.
Услуги подделывания документов.
Фейсбук запрещает рекламу подделки любых документов: паспорта, диплома, свидетельств, иммиграционных документов и так далее. Запрещается также реклама услуг по написанию дипломных работ, диссертаций и курсовых. Так что будьте осторожнее.
Реклама продажи любых биологических жидкостей и частей человеческого тела.
Здесь, как мне кажется, не нужно никаких объяснений. Такая деятельность полностью запрещена ст. 7 п.4 законом «О рекламе».
Любые вредоносные программы и приложения, ведущие за собой ущерб и обман по отношению к человеку, запрещены.
Реклама, призывающая к самоубийству или лишь намекающая на это, пропаганда суицида строго запрещена законом и Фейсбуком.
Реклама несанкционированного митинга или участие в нем приводят к плохим последствиям.
Реклама не может быть направлена на высмеивание человека по его признакам: пол, сексуальная ориентация, национальность, раса. Это всё грубо и некрасиво, поэтому запрещается Инстаграмом.
Любые устройства, которые помогают следить за людьми, их общественной и частной жизнью в Фейсбуке (а значит и в Инстаграм) рекламировать нельзя. Речь идет о камерах, чипах и т.д.
Товары и услуги 18+.
Любые товары 18+ нельзя рекламировать. Однако, если подать их как средства для контрацепции, сделав акцент на свойствах, а не на удовольствии, то может получиться. Но во время настройки таргетированной рекламы ставьте аудиторию исключительно 18+.
В Инстаграме нельзя рекламировать алкогольную продукцию. Однако касается такой запрет только некоторые страны, включая Россию. Это тоже запрещается в законе «О рекламе». Запрет возможно обойти, нужно только акцентировать внимание не на самом алкоголе, а на каких-то посторонних предметах. Например рекламировать не вино, а глинтвейн и делать акцент на приправах, которые нужны для него, на рецепте.
Все изделия из табака.
Это касается не только сигарет, но и кальянов, и любых других табачных изделий. Такой запрет Фейсбука также закреплен законом в России. Однако в качестве нативной рекламы можно попробовать обойти такой запрет. Например, вы можете положить табак для кальяна на стол так, чтобы было видно марку. Между словом можете упомянуть о товаре, но только не описывайте всего его свойства и не восхваляйте. Скажите: «Обнаружил для себя новый табак для кальяна, вроде вкус приятный. Кто пробовал из вас? Напишите в комментариях».
Контент с ограничениями
Есть товары и услуги, с которыми нужно быть максимально осторожными. То есть вы можете опубликовать рекламу того или иного контента, но с опасениями и очень осторожно.
Вот список категорий, допускаемых к рекламе, но с соблюдением определенных условий:
Фейсбук запрещает рекламировать таблетки и препараты, которые отпускаются только по рецепту, а также если они содержат наркотики. Сюда же входят и опасные биологические добавки, гормоны роста, анаболические стероиды, эфедра, окопник, хитозан и дегидроандростерон. Также нельзя таргетировать препараты на аудиторию несовершеннолетних, так как они могут подумать, что визит к врачу не обязателен. В рекламе не гарантируйте 100% действие таблеток и предупреждайте о побочке. Не вздумайте настраивать рекламу или рекламировать самостоятельно препараты для прерыванию беременности. Это запрещено в Российской Федерации законом «О рекламе».
Если таблетки, которые вы хотите продвигать, не подходят ни по одному из этих критериев, то смело рекламируйте их.
Запрещенные законом финансовые инфопродукты (пирамиды и др.).
По правилам Фейсбука можно продвигать микрозаймы, которые даются от 90 дней. Однако компания, предлагающая займ, должна предоставить объемный текст с условиями, юридическим намерением компании и ставками.
Эротические позы, обнаженное тело, некоторые оголенные его части (может быть и без сексуального подтекста) — все это запрещено рекламировать в Инстаграм. Больше всего от таких запретов страдают мастера шугаринг, массажисты и пластические хирурги вместе с косметологами. Поэтому продвигайте нейтральные публикации, в которых части тела минимум открыты. В рекламном тексте лучше не упоминать об идеальном результате, о комплексах и избавлении от них. Такие продукты строго 18+ во время настройки рекламы.
Помимо недопустимого обнаженного контента вас могут забанить за неправдивые результаты. Это касается рубрики «До и после». Если вы показываете идеальные результаты от вашего курса похудения в рекламе (- 60 кг за месяц), будьте готовы, что вас заблокируют или вы попросту не пройдете модерацию. Фейсбук считает, что контент «До и после» формирует у человека комплексы, поэтому часто отклоняет такой формат.
Сайты знакомств и приложения для онлайн-знакомств прежде, чем рекламироваться в Инстаграм, должны запросить разрешение у Фейсбука. Перед этим им нужно тщательно изучить все правила Facebook. После того, как одобрят заявку, появится возможность настраивать таргетированную рекламу.
Как и в четвертом пункте для продвижения криптовалюты в Instagram необходимо специальное разрешение у Фейсбука.
Рекламный контент с детьми
У детей запрещается с помощью рекламы формировать какие-либо комплексы. Поэтому таргетированная реклама, направленная на детей (от 13 лет), должна действовать осторожно.
Вот небольшой пример запрещенной Фейсбуком рекламы: Аня сидит на лавке и плачет, потому что на нее никто не обращает внимания из-за коротких и неопрятных волос. А за Леной бегают все мальчишки, потому что она пользовалась шампунем К для роста волос, который сделал их длиннее, мягче и шелковистее.
Также нельзя показывать детей в небезопасных ситуациях.
Пример: Шрамы украшают мужчин. Поэтому если ты с детства хочешь быть мужчиной, приходи к нам. Здесь мы обучим тебя драться на ножах. Строго с 14 лет.
Оголенное детское тело категорически под запретом. Если есть хотя бы косвенный намек на сексуальный контекст, то можно обойтись не только блокировкой рекламы.
Прочие правила продвижения
Закон «О рекламе» ставит жесткие рамки по отношению к конкуренции между производителями. И это правильно, как мне кажется. Никто не имеет право задевать репутацию компании-конкурента и сравнивать в рекламе свой товар с товаром другой организации. За такое по закону можно понести административную ответственность и нахватать штрафов от 100 000 до 500 000 рублей.
Фейсбук очень строг, когда дело идет о защите авторских прав. Поэтому вы не можете рекламировать чужой товар или продукт без ведома производителя. Иначе либо Фейсбук сам обнаружит это и применит санкции, либо на вас кинут жалобу. А дальше на усмотрение собственника материала.
Если вы продвигаете контент какого-либо бренда, то по правилу должны отмечены все бизнес-партнеры и сам бренд.
Ссылки обязательно должны быть рабочими. А про ненормативную лексику (мат), ошибки в орфографии и пунктуации нужно забыть навсегда.
Вы SMM-менеджер и ведете много рекламных кампаний? Помните о том, что на каждого рекламодателя у вас должен быть новый рекламный аккаунт в Фейсбук.
Заключение
Еще раз обозначим, какая реклама запрещена в Инстаграм.
И что делать, если ваши услуги не попадают в этот список
Дарья Сопина
Работает с контентом с 2013 года. Пишет статьи о социальных сетях, маркетинге, финансах, бизнесе и инвестициях. Создает рекламные материалы для публикаций в Яндекс.Дзене и Пульсе от Mail.ru.
Дарья Сопина
В Инстаграме что только не продвигают — и местную доставку цветов, и клининговые службы, и даже строительство домов и производство протезов. Давайте разбираться, какие услуги на самом деле можно продвигать, а какие — нет. И что делать, если ваш бизнес в списке «запрещенных».
Какие услуги нельзя рекламировать
Размещать информацию можно о самых разных услугах. В лентах пользователей полно предложений от гадалок, капперов, гомеопатов, экстрасенсов. Теоретически подобные услуги должны быть запрещены для продвижения, но все эти люди спокойно участвуют в гивах, используют массфолловинг и масслайкинг, покупают рекламу у известных блогеров и за счет этого набирают подписчиков.
Любые неоднозначные услуги можно продвигать рекламой у блогеров и другими способами. Всеми, кроме таргетированной рекламы.
Единственный способ продвижения, которым не могут воспользоваться компании с сомнительными услугами — таргетированная реклама. В отношении нее действуют правила рекламной деятельности Фейсбука. В них нет списка конкретных услуг, которые можно продвигать, зато четко прописаны запреты. Их можно условно разделить на полные и частичные.
Полный запрет. Согласно правилам, на Фейсбуке и в Инстаграме нельзя продвигать:
Каждая рекламная кампания перед запуском проходит модерацию — ее проверяют автоматические алгоритмы и живые модераторы. И если попытаться рекламировать запрещенные услуги (капперов, проституцию или поставки огнестрельного оружия), объявления просто не допустят к показу. А при нескольких попытках запустить их заблокируют рекламный аккаунт.
Частичный запрет. Он действует в отношении:
Подробнее о частичном запрете можно почитать в правилах рекламной деятельности Фейсбука, в разделе «Контент с ограничениями». Там перечислены все требования к запуску рекламы услуг, перечисленных выше.
В целом для обычного бизнеса нет никаких ограничений — можно запустить рекламу в Инстаграме для услуг такси, грузчиков, доставки готовой еды. Главное — соблюдать остальные правила рекламной деятельности и не использовать в кампаниях контент, который может как-то навредить пользователям или ввести их в заблуждение.
А если ваша ниша попадает в список запрещенных, просто ищите клиентов другими путями: например, бесплатным продвижением или рекламой у блогеров.
Какие ниши лучше всего «заходят» в Инстаграме
Инстаграм — визуальная социальная сеть. Поэтому здесь удобно продвигать все те услуги, результат которых можно показать на фото. Например, услуги мастера маникюра.
Так может выглядеть реклама услуг в бьюти-сфере
В Инстаграме часто продвигают другие услуги в бьюти-сфере — от окрашивания волос до макияжа и причесок. Частные мастера и студии выкладывают фото в ленту и используют их же для рекламных кампаний. Кстати, именно результат работы — основная составляющая контент-плана мастера маникюра и другого бьюти-специалиста.
А еще легко продвигать любые другие услуги, результат которых можно запечатлеть и показать: в новостной ленте появляется реклама клининговых служб, профессиональных фотографов и даже производства металлических конструкций на заказ. При этом Инстаграм давно перестал быть фото-сетью, поэтому в нем работает и реклама ниш, в которых результат работы невозможно показать на фото.
Например, можно увидеть рекламу услуг (и сервиса) планирования бюджета и услуг по обучению английскому языку
Свои услуги в Инстаграме продвигает и малый бизнес, и крупные компании. В сторис и ленте можно увидеть рекламу строительства домов, уборки квартир, доставки готовой еды из ресторанов и чего угодно.
В какой бы сфере вы ни продвигались, если хотите успешно продавать свои услуги и товары через соцсети, рекомендуем для начала записаться на мастер-класс «Продающие посты в Инстаграм». Там научат писать разные типы продающих постов и продавать через контент практически любой продукт.
В Инстаграме активно продвигают услуги психологов, бизнес-тренеров, бухгалтеров, SMM-специалистов, проектных организаций, страховых компаний. Все эти люди и компании грамотно оформляют профиль, делают качественный контент и запускают таргетированную рекламу, чтобы получить клиентов.
Вместо заключения
В Инстаграме продвигают все — от услуг салонов красоты до аренды спецтехники. Просто таргетированная реклама недоступна тем, кто продвигает сомнительные услуги или хочет нажиться на пользователях. А если у вас нормальный бизнес, можете смело использовать все способы продвижения — от таргета до промо-акций и рекламы у популярных блогеров.
Есть социальная сеть «Инстаграм». В ней есть люди. Этим людям можно рекламировать свои продукты или прямо на месте продавать.
Как это делать, чтобы не лишиться аккаунта и не попасть на штрафы каких-нибудь российских ведомств, рассказывает адвокат, который специализируется на таких вопросах.
Вот основные рекламные форматы, которые сейчас приняты в Инстаграме.
Реклама через блогеров. Вы платите блогерам деньги, они показывают ваш продукт у себя в публикациях. У популярных блогеров попадается лояльная и внимательная аудитория, но подбирать следует тех, кто близок вам по теме и у кого аудитория живая: толпы ботов ходят по Инстаграму так же, как по любой другой социальной сети.
Реклама собственных продуктов. Вы заводите страницу своего бренда в Инстаграме и рассказываете на ней о своих продуктах. Чтобы привлечь аудиторию, нужно будет проводить промоакции, конкурсы с призами или делать очень хорошие интересные публикации. Конкурсов в Инстаграме полно, интересных публикаций — мало.
Посты с рекламой своих продуктов можно продвигать: платите Инстаграму деньги и он показывает вашу рекламу нужным вам пользователям.
Реклама самозанятых мастеров. В Инстаграме встречается реклама кондитеров, ювелиров, декораторов, парикмахеров и других специалистов, которые работают с человеком напрямую. На своих страницах они выкладывают фотографии того, чем занимаются, отвечают на вопросы, общаются с клиентами и создают себе репутацию. От страницы бренда этот формат отличается тем, что мастер может сразу записать человека на прием — но будьте осторожны с персональными данными.
Технические ограничения
В постах Инстаграма нельзя размещать активные ссылки на свой сайт или приложение. Активные ссылки работают только в описании профиля. Если вы хотите вести людей на свой сайт, это может быть неудобно: лучше общаться с людьми не выходя из приложения.
Видео в Инстаграме должно быть не длиннее 60 секунд. Можно публиковать серии фотографий и видео, но только квадратных.
Длинные статьи в Инстаграме постить неудобно, потому что текст сложно отформатировать. Без форматирования текст просто выводится в одном узком столбце. Если тема интересная, то люди, конечно, будут читать ваш текст и без форматирования.
Эмодзи — главный способ визуально оформить текст в Инстаграме
Инстаграм поддерживает эмодзи — это главный способ визуально оформить текст публикации. Перечни и заголовки в Инстаграме сейчас отбиваются с помощью эмодзи, это выглядит колхозно, но работает. Еще есть специальный невидимый пробел для пустой строки.
Инстаграм с точки зрения закона
Юрисдикция. Условия использования Инстаграма требуют соблюдения пользователем законодательства в каждой стране, где пользователь получает доступ к сервису. Если вы пользуетесь Инстаграмом в России, ваши действия должны подчиняться российскому законодательству.
Разрешение споров. Условия предусматривают, что к отношениям с пользователями применяется законодательство штата Калифорния, США. Споры рассматривает третейский суд того же штата Калифорния, США.
Можно отказаться от заключения третейского соглашения с Инстаграмом, тогда спор будет рассматриваться по правилам международного частного права. Для этого нужно направить уведомление в письменной форме по адресу: Instagram, LLC ATTN: Arbitration Opt-out 1601 Willow Rd. Menlo Park, СА 94025
В части штрафов и исков правообладателей применяется право Российской Федерации. Надзор за распространением информации на территории РФ, в том числе в информационном поле, ведет Роскомнадзор. Соблюдение закона о рекламе контролирует ФАС.
Иск о нарушении авторских прав и защите персональных данных можно отправить или по месту нахождения нарушителя (ответчика) или по месту жительства истца. Право выбора за истцом, можно выбрать тот суд, который удобнее.
Что нельзя делать в Инстаграме
Любой коммерческий проект в Инстаграме — реклама. Реклама в России должна соответствовать законам: в первую очередь ФЗ «О рекламе», но еще и другим, а они есть почти для любого вида бизнеса.
Что еще нельзя делать в Инстаграме:
Если совсем просто: всё, что запрещено в России, запрещено и в Инстаграме. Причем сам Инстаграм не следит за тем, чтобы вы соблюдали закон, — это дело российских органов. Вы сами отвечаете за то, чтобы от вашего имени в Инстаграме всё было чисто.
Что бывает за нарушения
Инстаграм вручную проверяет все рекламные объявления и может проверить любые другие посты — по жалобе пользователя или просто так, от нечего делать. Так как Инстаграм огромный, чаще всего посты проверяют, когда на них жалуются. Вот что бывает с нарушителями.
Нарушение авторских прав. Если вы используете в публикации чужие фотографии или текст, правообладатель может предъявить иск о компенсации причиненного ущерба и потребовать удалить публикацию. Иски могут быть от 10 000 Р до 1 000 000 Р и выше.
Пример: иск Леонида Якубовича к изготовителю настольной игры ООО «Десятое королевство» с требованием изъять из продажи и уничтожить настольную игру «Поле чудес» с его изображением и компенсировать моральный вред в размере 300 000 рублей. В августе 2017 года суд удовлетворил иск и взыскал компенсацию 50 000 рублей.
Нарушение закона о персональных данных. Если вы используете фотографию чьего-то лица и публикуете ее в Инстаграме без получения на то согласия (даже если вы сами эту фотографию сделали), вы нарушаете закон о персональных данных физических лиц.
Без согласия можно использовать фото только публичных личностей или фотографии, сделанные в публичных местах при проведении мероприятий. Иски о компенсации могут начинаться от 100 000 рублей. Если человек не имеет отношения к продукту, он может потребовать публичного опровержения.
В деле поиска ответственных есть тонкий момент: нужно как-то установить, что именно вы или ваша компания пользовались аккаунтом в Инстаграме и размещали там всякую гадость. Сам факт того, что в аккаунте указаны ваши данные, еще не означает, что это именно вы совершаете противоправные действия.
Если вы постите фото чужого лица без согласия, вы нарушаете закон о персональных данных
Этот технический нюанс в России решен: правоохранительные органы легко вычисляют людей по IP-адресу и получают у провайдеров информацию, кто под каким аккаунтом сидел.
Кроме того, аккаунт, преимущественно заполненный личными фотографиями и видео пользователя, скорее всего, будет расцениваться как его личный. Это значит, что за всё, что в нем публикуется, будет отвечать этот пользователь.
Что обязательно должно быть в профиле или коммерческой публикации
В Инстаграме обязательно указывать название, адрес и регистрационный номер продавца, даже если это филиал, подразделение или вы просто сделали отдельную страничку для какого-то направления бизнеса.
Если на товар или услугу есть возрастные ограничения, они должны быть отмечены в профиле. Хороший тон — делать это прямо в названии профиля. Можно использовать эмодзи 🔞
Что еще надо знать
Если вы рекламируете медицинские услуги, обязательно предупредите читателей, что необходимо консультироваться со специалистом. Как именно это написать — уже не так принципиально, единой утвержденной формы нет.
Реклама алкоголя в интернете запрещена в любом виде. Реклама конкретного продукта, композиции с описанием напитка или приглашение на дегустацию — всё это нарушение закона о рекламе и, как следствие, штраф. То, что некоторые бренды позволяют себе такое делать, свидетельствует скорее об их юридической безграмотности и любви к риску.
Реклама нижнего белья — вопрос неоднозначный. Одно можно сказать точно: реклама белья с изображением обнаженного тела должна быть пристойной. Это так называемый критерий непристойности в рекламе, который оценивают эксперт и суд при решении вопроса о нарушении закона о рекламе.
Реклама БАДов и пищевых добавок должна сопровождаться указанием на то, что товар не является лекарственным препаратом. Надпись может быть на фотографии или в тексте.
Авторство фотографий
В Инстаграм лучше всего выкладывать, конечно, фотографии и видео. Делать хорошее фото или видео дорого, поэтому их часто воруют. Если вы планировали так делать — не советую, это рискованно. Если вы боитесь, что воровать будут у вас, вот что нужно знать.
Фото, видео и текст, которые вы создаете своими силами, принадлежат вам. Поэтому самый безопасный способ выкладывать что-то в Инстаграм — фотографировать самостоятельно.
Даже если вы сделаете фотографию, очень похожую на фото другого пользователя, но у вас будут исходники и доказательства, что их сняли вы, то по закону это ваше и вы можете спокойно это публиковать.
Соответственно, всё, что сняли не вы, по умолчанию чужое. Просто так пользоваться этим нельзя. Нужно письменное разрешение, то есть лицензия.
Фотографии на заказ
У фотографии есть авторское право и имущественные права. Авторское право на фотографию всегда принадлежит тому, кто ее сделал. Это право неотчуждаемое, то есть один раз автор — навсегда автор.
Имущественные права — это право опубликовать, изменить, использовать в рекламе, перепродать. Имущественные права можно покупать, продавать, дарить и получать безвозмездно.
Если вы заказываете фотографию у профессионального фотографа, по умолчанию авторские права принадлежат ему, а имущественные — вам: фотограф может сказать «Это мое», но в рекламе использовать можете только вы. Фотограф не может повторно продать сделанную для вас фотографию, потому что он не владеет имущественными правами, ими владеете вы.
Чтобы доказать имущественное право, вы должны иметь доказательства, что фотограф работал по вашему заданию. Самый безопасный способ это доказать — иметь с фотографом договор, в котором явно прописывается, какие имущественные права он вам передает.
Фотографии людей
Будьте осторожны с любыми фотографиями людей: по умолчанию вы не можете их использовать без письменного согласия, потому что фотографии людей — тоже персональные данные.
Правило не распространяется на фотографии, снятые в местах массового скопления людей, на всяких праздниках и народных гуляниях — там можно.
Законность, риск и издержки
Несмотря на то что использовать чужие фотографии незаконно, есть еще соображение риска и издержек. Грубо говоря: «Да, это незаконно, но добиться законности будет стоить несоизмеримо дорого». Или так: «Да, это незаконно, но судебная практика тут противоречивая, может не выгореть».
Возьмем две ситуации.
Издержки больше выгоды. Вася сфотографировал своего кота и опубликовал в Инстаграме. Условный зоомагазин «Дружба» украл фотографию и поместил у себя в рекламе. Вася пожаловался на «Дружбу» Инстаграму — на это ушло 10 минут. Рекламу заблокировали в тот же день. Кроме морального удовлетворения Вася ничего не получил.
Вася слышал, что за такое, вообще-то, наказывают рублем. Вася пошел в суд, но там всё оказалось сложно, он обратился к адвокату. Адвокат сказал: «5000 рублей в час, процесс растянется месяца на три». Вася прикинул, что дело того не стоит, и сдался. Издержки оказались несоизмеримо больше, чем возможная выгода от выигранного дела.
Выгоды может вообще не быть. Другая ситуация. Условный Илья Петров сфотографировал плохо лежащий канализационный люк в Омске. Условная газета «Омская правда» напечатала этот снимок, не получив на то прав у Петрова. Петров — человек принципиальный, он решил, что его права нарушены. Он пошел в суд. Несколько месяцев и инстанций спустя Верховный суд сказал, что никакой компенсации Петрову не положено, потому что это цитирование. Петров потерял время и, возможно, деньги на юриста.
Вывод такой: закон хорошо защищает имущественные права на результаты интеллектуального труда. Но никаких автоматических компенсаций пострадавшим нет. Нет никакой полиции копирайта, которая ездит по интернету и штрафует воров в пользу авторов. Справедливости придется добиваться самому.
Справедливости в Инстаграме придется добиваться самому
К сожалению, многие воры этим пользуются: понимая, что бороться с ними слишком долго и дорого, они продолжают воровать чужие фото, видео и фильмы. С ними централизованно борются через издательства и медиагруппы, но если вы маленький производитель контента, то вам придется защищаться самостоятельно.
Как защитить свои фотографии
Незаконное использование ваших фотографий можно предотвратить, сделав их неинтересными для конкурентов, но интересными и информативными для потенциальных клиентов. Обычно для этого на фото ставят логотип, водяные знаки, красят фото в фирменные цвета, добавляют фирменную графику, фотографируют на фирменных фонах.
Если ваши публикации оформлены в едином узнаваемом стиле, конкурентам неинтересно их воровать: они просто будут рекламировать вас, а не себя.
Как законно использовать чужие фотографии
Чужие фотографии можно использовать законно, соблюдая несколько условий.
Всегда указывайте на авторство правообладателя (репост, указание имени или аккаунта фотографа или автора фото) в рамках свободного использования — если вы, например, хотите обсудить художественную ценность чужой фотографии. К рекламе это не имеет отношения.
Получите письменное согласие правообладателя на публикацию его фото. Как правило, бренды предоставляют такое право своим дилерам или агентам.
Используйте фотостоки. Они бывают не только платные, но и бесплатные, например «Пиксабэй» или «Депозитфотос».