Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Основы рисования на сайте stabilo4kids.ru

Свет и тень в живописи

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

Свет и тень (светотень) — очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.

Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной перспективы мы передаем пространство в рисунке, то в живописи не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений натуры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые — теплые.

Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо. При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

А теперь немного практики

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Собственная тень – это самая темная часть предмета и располагается на стороне, которая не освещена.

Полутень – это переход от света к тени.

Рефлекс – это отраженный свет и оттенки от соседних предметов.

Свет – освещенная часть предмета.

Блик – это самая яркая часть предмета, освещенная больше, чем свет на предмете.

Падающая тень – это тень от предмета.

И нужно знать, что, если свет слева, значит, тень будет справа. Если свет справа, значит, свет будет слева.

Переходим, собственно, к примеру. В цветном примере и черно-белом свет будет располагаться слева.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописиЧто нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Шаг 1. Сначала чертим ось симметрии и основу, затем намечаем плоскость стола.

Шаг 2. С помощью вспомогательных линий строим чашку и намечаем эллипсы.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописиЧто нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Шаг 3. Достраиваем чашку, рисуем ручку и завершаем эллипсы.

Шаг 4. Рисунок выполнен пастелью. Коричневым мелком намечаем блик, как самое светлое пятно на предмете, затем, коричневым и оранжевым мелком с правой стороны чашки делаем рефлекс. От рефлекса рисуем тень. Штрихи будут плотнее.

Сначала этот участок покрываем немного синим цветом, так как синий цвет – тоже рефлекс от синей драпировки на заднем плане, и он дает отражение в тени на предмете. Потом сверху наносим коричневый и оранжевый цвет.

Тем самым получаем самым темный участок на чашке. Потом от тени к блику делаем полутень. Сверху светло-коричневым делаем тень внутри чашки. Потом переходим на ручку и намечаем и там тень. С правой стороны на столе рисуем падающую тень и начинаем штриховать стол зеленым мелком.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Шаг 5. Заканчиваем рисовать чашку, дорисовываем световую часть, заштриховываем зеленым цветом скатерть, а переднюю часть драпировки делаем более насыщенным зеленым, так как она находится в тени. И завершаем синим цветом задний план.

На четно-белом рисунке так же можно посмотреть, как происходит переход от света к тени.

Источник

Основы рисования

Свет и тень в живописи

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

Свет и тень (светотень) — очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.

Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной перспективы мы передаем пространство в рисунке, то в живописи не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений натуры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые — теплые.

Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо. При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

А теперь немного практики

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Собственная тень – это самая темная часть предмета и располагается на стороне, которая не освещена.

Полутень – это переход от света к тени.

Рефлекс – это отраженный свет и оттенки от соседних предметов.

Свет – освещенная часть предмета.

Блик – это самая яркая часть предмета, освещенная больше, чем свет на предмете.

Падающая тень – это тень от предмета.

И нужно знать, что, если свет слева, значит, тень будет справа. Если свет справа, значит, свет будет слева.

Переходим, собственно, к примеру. В цветном примере и черно-белом свет будет располагаться слева.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописиЧто нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Шаг 1. Сначала чертим ось симметрии и основу, затем намечаем плоскость стола.

Шаг 2. С помощью вспомогательных линий строим чашку и намечаем эллипсы.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописиЧто нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Шаг 3. Достраиваем чашку, рисуем ручку и завершаем эллипсы.

Шаг 4. Рисунок выполнен пастелью. Коричневым мелком намечаем блик, как самое светлое пятно на предмете, затем, коричневым и оранжевым мелком с правой стороны чашки делаем рефлекс. От рефлекса рисуем тень. Штрихи будут плотнее.

Сначала этот участок покрываем немного синим цветом, так как синий цвет – тоже рефлекс от синей драпировки на заднем плане, и он дает отражение в тени на предмете. Потом сверху наносим коричневый и оранжевый цвет.

Тем самым получаем самым темный участок на чашке. Потом от тени к блику делаем полутень. Сверху светло-коричневым делаем тень внутри чашки. Потом переходим на ручку и намечаем и там тень. С правой стороны на столе рисуем падающую тень и начинаем штриховать стол зеленым мелком.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Шаг 5. Заканчиваем рисовать чашку, дорисовываем световую часть, заштриховываем зеленым цветом скатерть, а переднюю часть драпировки делаем более насыщенным зеленым, так как она находится в тени. И завершаем синим цветом задний план.

На четно-белом рисунке так же можно посмотреть, как происходит переход от света к тени.

Источник

§7 Свет и тень

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

Художники Э. де Витте («Внутренний вид церкви»), А. Гримшоу («Вечер над Темзой»), Латур («Св. Иосиф-плотник»), Э. Дега («Репетиция балета») передали в своих картинах свет от разных источников освещения, обратите на это внимание (ил. 149-152).

Вы можете увидеть естественное освещение (природное) солнца и луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и др.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

149. Э. ДЕ ВИТТЕ. Внутренний вид церкви. Фрагмент

Особый подход к освещению в театре, не случайно там работают художники по свету. Они создают поразительные световые эффекты, удивительный волшебный мир – «живопись» и «графику» светом.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

150. А. ГРИМШОУ. Вечер над Темзой

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

151. ЛАТУР. Св. Иосиф-плотник

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

152. Э. ДЕГА. Репетиция балета. Фрагмент

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

153. К. МОНЕ. Руанский собор в разное время суток

Соборы у Моне – не конкретные архитектурные сооружения, а образы того, что свершается в определенный момент утром, днем и вечером.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

154. Пейзаж при различном состоянии солнечного освещения

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

155. РЕМБРАНДТ. Портрет старушки

Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной перспективы мы передаем пространство в рисунке, то в живописи не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений натуры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые – теплые. Об этом вы можете прочитать во 2-й части учебника «Основы живописи».

Искусством использования света в живописи владел, как никто другой, великий Рембрандт. Он зажег своей кистью свет, согревающий любого, на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним светом. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Величие художника – в его человечности. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе человека.

В его картинах свет, высвечивая из темноты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.

При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

156. Схема построения теней от солнца

Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

157. Фронтальное освещение

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

158. Боковое освещение

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

159. Контражурное освещение

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрите изображения на ил. 157-159 и обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений.

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или снег (ил. 160, 161). Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

160. Деревья в контражурном освещении

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

161. Работа учащегося

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

162. И. ХРУЦКИЙ. Плоды и свеча

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

163. Схема построения теней от свечи

В картине может быть один или несколько источников освещения. Например, на полотне «Плоды и свеча» (ил. 162) художник И. Хруцкий мастерски передал свет из окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами.

Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи (ил. 163).

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Если приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое явление носит название световой перспективы.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

Светотень на кувшине. Основные понятия

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает,- тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом – рефлекс.

Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает – падающая.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень.

Источник света в этом случае у нас находится слева. Кувшин окрашен одним цветом. Темнее всего тень, немного светлее рефлекс, еще светлее полутон и особенно свет. Самое светлое место – блик.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

164. Кувшин Светотень легко передать в тоновом рисунке, но невозможно в линейном.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

165. Рисунок кувшина: а – линейный, б – тоновой Выявление объема предметов с помощью освещения

Источник

Законы светотени: от простых форм до портрета

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Смотреть картинку Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Картинка про Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи. Фото Что нельзя передать с помощью светотени в рисунке и живописи

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Заключение

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *