Что нельзя назвать текстом
Основные признаки текста
Текст является основной единицей языка. Он включает в свой состав предложения, слова и словосочетания. Ему присущи свои признаки, которые делают его отличительным от других единиц. Текст также имеет ряд дополнительных признаков.
Из каких элементов состоит текст
Текст является важной единицей в языке, в произведении. Он объединяет мельчайшие единицы языка и состоит из знаков, которые связаны между собой. В тексте имеется мысль, он оформлен и обладает законченностью.
Все части взаимосвязаны, имеет чёткую структуру. В его состав входят
Элементы текста объедены темой, целью. Для того, чтобы определить текст, необходимо знать его признаки. Каждый текст обладает определённой направленностью – научной, художественной, публицистической, официально-деловой.
Признаки текста
Завершенная мысль
Этот признак текста предполагает, что мысль полностью раскрыта. Читателю становится понятно, о чём рассказывается в произведении. Он воспринимает и понимает то, что прочитал. Информация легко усваивается. Должна наблюдаться связь между темой и содержанием.
Связный текст
Такой признак заключается в чёткой последовательности, логической связности. Всё предполагает развитие общей направленности текста. Предложения построены правильно. Одна мысль вытекает из другой. Каждое предложение дополняет следующее. Оформление происходит при помощи основных средств языка, синтаксических, грамматических, орфографических, лексических норм. Для связи предложений используются союзы и союзные слова, параллельная и цепная связь.
Единство стилей
Любой текст должен быть построен в определённом стиле. От этого зависит и выбор различных средств языка. В разговорном стиле используются простые предложения, в научном – сложные.
Целостность
К этому признаку относится и завершённость, и связность, и стилевое единство. Если в тексте найдено всего 2 признака, то его нельзя будет считать текстом до тех пор, пока не будут учтены все требования.
Членимость и автономия
Это тоже важные признаки. Членимость предполагает, что текст объединён одной мыслью. Он имеет чёткую структуру, включает в свой состав предложения. Автономность заключается в наличии у текста начала и конца. Должна присутствовать завершённость и информативность.
Стили
Публицистический стиль
Публицистический стиль принято считать стилем средств массовой информации. Его основной задачей является воздействие на читателя. Признаками публицистического стиля является лаконичность, образность, призыв к действию.
Научный стиль
Научный стиль используется в научной сфере. Он применяется при написании научных работ: дипломов, диссертаций, статей, монографий. Основными его признаками является использование терминологии, тезисов. Доклады, публичные выступления тоже относятся к этому стилю, если они обладают основными признаками научного стиля.
Художественный и разговорный стили
К художественному стилю относится стиль художественной литературы. Он характеризуется наличием экспрессивной лексики. В его составе изобилуют эмоциональные слова, художественно-изобразительные средства языка.
Разговорный стиль используется в устной речи. Его отличительным признаком является использование простых предложений, общеупотребительной лексики, повторов.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль – это стиль делового общения. Он охватывает документы. Используется в разных сферах. К нему относятся заявления, протоколы, записки установленного образца. Ему свойственна лаконичность, использование штампов, стандартов.
Выводы
Нами были рассмотрены основные признаки текста. Среди них следует выделить связность, логичность, стилевое единство и завершённость. Если какой-то признак отсутствует, то, значит, фрагмент нельзя считать тексом. Следует также выделять особенности текста, по которым определяется его стилевое единство.
Признаки текста — это… (8 признаков текста)
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
ОпределениеТекст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
ОпределениеТема — это то, что о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
ОпределениеОсновная мысль — это та идея, которую автор хочет объяснить читателю или в чем-то убедить его. Это то главное, ради чего создается текст.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.
Признаки текста
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Признаки текста
Основные признаки текста
Текст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью.
Тема — это то, что о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.
Основная мысль — это та идея, которую автор хочет объяснить читателю или в чем-то убедить его. Это то главное, ради чего создается текст.
Признаки текста:
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Виды текстов
Тест на тему Смысл текста
Тест на тему Средства связи предложений в тексте
Тест на тему Типы речи
Тест на тему Стилистика
Тест на тему Функциональные стили речи
Тест на тему Функциональные стили
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Работа начального звена в МСОШ №2 ведется по образовательной программе “Школа 2100”. Одним из дидактических принципов программы является личностно-ориентированное обучение, т.е. обучение, в котором центром педагогической системы становится ребенок, его интересы, потребности, устремления. Личностно-ориентированное обучение это не столько учет возрастных особенностей ребенка и его “ведущей личностной направленности”, сколько построение обучения на основе естественноисторического пути развития предметных знаний.
Предлагаю урок русского языка, проведенный во 2 классе, на этапе ознакомления с новым материалом.
Тема урока: “Текст – что это такое?”
(Звучит музыка П.И. Чайковского)
(Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта)
(Я думаю, нам предстоит сегодня сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое)
(Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их)
(Учитель читает по словарю слова)
(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно)
(Учитель дает набор слов: предложения, слоги, звуки, слова. Ученик у доски восстанавливает цепочку:
звуки => слоги => слова => предложения)
(Учитель выставляет это слово)
1) Главный вопрос урока (прочитайте на доске)
(Да, эти стихи можно назвать текстом)
(Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста – говорится об открытиях)
2) Работа с таблицей “Признаки текста”.
Ключевые (опорные) слова, абзац, тема
(Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте.
Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст.
Заголовок – заглавие, название.
Начало, основная часть, концовка – структура текста.
Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль.
Ключевые (опорные) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста)
3) Работа с деформированным текстом .
Справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Она бросилась поднимать и просыпала все.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
(Я думаю это нельзя назвать текстом.)
Дети определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске.
(Это текст, но нет у него концовки, нет заглавия)
(Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Это несколько предложений, связанных по смыслу)
Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 6 слов, разберите по членам, подчеркните главные члены.
Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 3 слов, подчеркните главные члены.
( Два ученика работают у доски, остальные в тетради)
(Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.)
(Дети встают, учитель показывает рисунок удивительного существа, которое состоит из частей разных животных; ученики называют и изображают их: корова, утка, кенгуру, олень, лошадь, петух, павлин).
5) Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.
(Граница – линия раздела между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания)
Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль.
Вывод: Предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.
тигр
крокодил
слон
Тест “Верные и неверные высказывания”
(Отгадали по цифрам слово ТЕКСТ. Узнали, что каждое предложение имеет границы. Запомнили признаки текста)
Дописать концовку к тексту “Никита-охотник”.
Придумать и записать текст на любую тему