Что нельзя есть в христианстве
Что нельзя есть в христианстве
Многие из нас думают, что только в пост нельзя есть мясо и другие скоромные продукты. Оказывается в се намного сложнее: в Ветхом завете можно найти целый перечень продуктов, которые нельзя есть даже не во время поста.
К нечистому мясу относят: дохлых животных (без выпущенной крови), раков, конину, крабов, рыбу без чешуи, кроликов, зайцев, жареную кровь зверей и птиц. Но вместе с тем, нечистое мясо не запрещено есть во время нужды или голода.
Почему нельзя есть крольчатину, конину, зайчатину?
Этот запрет связан с тем, что в пищу допустимо применять только пищу тех животных, которые имеют раздвоенное копыто, или жуют жвачку. К этим животным относят: коз, коров, овец, и тех, что по современным меркам классифицируются как парнокопытные. Зайцев есть также нельзя, потому что это животное хоть и жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт.
Запрет на употребление крольчатины и зайчатины связан еще и с тем, что убивают этих животных ударом по затылку, а значит, кровь остается в животном, а православным есть мясо с кровью нельзя.
Запрет на употребление крабов, раков, рыбы без чешуи
Что касается крабов, раков, а также рыбы без чешуи, запрет на их употребление связан с тем, что эти существа в основном питаются падалью со дна (рак и краб ест останки животных, а такие рыбы без чешуи, как угорь, сом, также не брезгуют падалью), а значит, являются нечистыми. Кроме того, такой запрет связан с тем, что в рыбу без чешуи гораздо проще забраться различным паразитам, а значит, человек съев такую рыбу, может заразиться опасным заболеванием или глистами. Считается также, что в рыбе без чешуи есть определенное количество крови, которую выпустить нельзя.
Можно ли православным есть свинину?
Относительно свинины, здесь также не все так просто. В Библии на этот счет есть следующие слова
Такое же предписание имеется и в Библии: «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь». (Библия. Второзаконие 14:8).
Надо сказать, что все запреты в еде указаны в Ветхом Завете. В Новом же завете в послании Коринфянам апостола Павла есть такие «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести».
«Забытый» грех лакомства
Началась подготовка к Великому посту. Время духовного совершенствования призывает нас оставить житейские заботы (насколько это возможно) и устремить все свои мысли в глубины души. В деле мирских ограничений не последнюю роль играет воздержание плоти от излишнего потребления пищи. Нам это кажется самым понятным: исключи мясо, рыбу и молочное из рациона – и дело с концом. Однако за этой простой формулой мы забываем «утонченную и изысканную» страсть, способную ужалить ядом всё наше великопостное намерение.
Страсть лакомства имеет и более отрезвляющее название – гортанобесие. Это некрасивое и даже страшное слово уже само по себе довольно точно раскрывает всю глубину греха. Наша гортань, полная вкусовых рецепторов, в погоне за самоуслаждением вслед за чревом вопиет к человеку: хочу вкусненького! Много, часто, иногда уже и без осознанного участия человека. Каждый из нас может вспомнить свою привычку съесть на несколько конфет больше, регулярно заказывать в кафе один и тот же салатик, с наслаждением по несколько раз в день смаковать кофе. Нам кажется, что наша маленькая гастрономическая приверженность вряд ли серьезно повлияет на дело спасения (или не повлияет вообще). Но это не совсем так.
Преподобный Иоанн Лествичник призывает на время поста исключать всё, «что услаждает вкус»
Священное Писание говорит нам: «Не пресыщайся всякой сластью и не бросайся на разные снеди» (Сир. 37: 32). О необходимости питаться просто, без сытости говорят и святые отцы. Например, преподобный Иоанн Лествичник призывал на время поста исключать из своего рациона всё, «что услаждает вкус». В этой связи довольно странным кажется появление в продаже соевых и так называемых «постных» продуктов –заменителей белковых. Еще более странным кажется спрос среди православных на эти продукты. Наш современник старец Паисий Святогорец 18 лет ел одну лишь капусту. Таким образом он стремился победить страсть гортанобесия. Пожалуй, для мирян этот пример нельзя назвать абсолютом для подражания. Но задуматься о том, насколько серьезно греческий старец относился к борьбе со страстью лакомства, безусловно, заставляет.
Чревоугодие преподобный Иоанн Лествичник называет главой всех пороков. Именно потому пост человека начинается с ограничения себя в пище, в попытках взрастить противоположную добродетель воздержания. Через излишнюю любовь к еде мы рискуем нарушить вторую заповедь Бога: «Не сотвори себе кумира». Апостол Павел в одном из своих посланий резко говорит о страстных приверженцах чревоугодничества: «Их бог – чрево» (Флп. 3: 19).
Казалось бы, такая мелочь! Нет, в духовной жизни мелочей не бывает. Вода камень точит, и маленькая привязанность может стать причиной более серьезных духовных потрясений. Например, ссор и конфликтов от возрастающего самолюбия.
Английский король Генрих VIII вошел в историю не только как тиран и церковный реформатор, но и большой гурман. Завтрак самодержца начинался в 6 часов утра. Он съедал шесть пирогов, мясо и выпивал бокал эля. Обед англичанина состоял из 20 блюд, а кухня занимала 50 комнат. Любовь к сладкому быстро лишила короля зубов, а обхват его талии составлял 137 (!) сантиметров. Чревоугодие короля сказывалось на всем его образе жизни. Он был жесток и своенравен, круто расправлялся с политическими оппонентами (считается, что в правление Генриха VIII было убито 72 000 человек). Король был женат шесть раз, сластолюбие заставило его разорвать общение с Ватиканом и самолично возглавить Англиканскую церковь. В Великий пост английский монарх вместо свинины и говядины употреблял жареный хвост бобра и мясо морской свинки. Необузданное чрево Генриха VIII определило судьбу английского народа и частично повлияло на мировую историю. Король ел не по расписанию, а по зову желудка. И очень любил полакомиться.
В Евангелии есть слова: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16). Что же такое похоть плоти? Ответ дает нам преподобный Антоний Великий. Святой говорит, что «похотью плоти» называется пресыщение чрева, за которой следует блудная страсть. Действительно, излишнее питание плоти, ее любление (в том числе и смакование пищи) приводит к самолюбию, а здесь уж и открываются врата для разного рода грехов, в том числе и смертных. Вкусно поел – чем бы еще насытиться?
Лакомство может стать причиной и уныния, и даже забвения Бога, и потери благодарности Ему
Наверное, от прочитанного кому-то станет грустно и даже немного страшно. Что, совсем не есть? А как же дети? А праздники? Воскресные дни? Но мы ведь призваны к «царскому пути», отвергающему крайности и призывающему к рассуждению. Лакомство в своих высших формах может становиться причиной уныния и даже забвения Бога, потери благодарности Ему. Ведь каждый кусочек, который мы употребляем в течение дня, – это дар Бога нам, и за дар этот мы должны быть благодарны. Но лакомая пища способна пресытить и притупить в нас это чувство благодарности Богу. Даже и в пост, когда «тамбовская картошечка с лучком» регулярно меняет приправу, способ приготовления и добавки. А вот питание скромной и простой пищей с добавлением изысков в воскресные и праздничные дни – чем не «приправа» к церковному торжеству! И даже способ поднять настроение, вырваться из лап уже, возможно, охватывающего уныния.
Господь призывает нас радоваться. А современный мир, вернее, его парадигма пресыщения лишает нас возможности наслаждаться вот этими маленькими радостями и славить Бога, благодарить Его.
Мир живет, чтобы есть, работает, чтобы есть и отдыхать, и снова работает, чтобы есть. Лакомство может привести к расслабленности и увести христианина от важнейшего, особенно в пост, делания – молитвы.
Лакомство превратилось в наши дни в самый настоящий четко спродюссированный культ со всеми необходимыми атрибутами. Хочется это кому-то слышать или нет, но рестораторы играют на наших низменных инстинктах, покупая чрево вкусом, калорийностью, комфортом обстановки и лишающей бодрствования музыкой. В одном из своих интервью архимандрит Рафаил (Карелин) отметил, что менталитет современных христиан «подвергся разрушающему реактивному облучению». Действительно, среди нас сегодня ведутся горячие споры: от мiра или в мiр? И, последнее, к сожалению, побеждает. Отец Серафим (Роуз), этот пламенный американец, в 70-е годы XX века явственно видел ту синтетику, которая должна была утвердиться в России не ранее, чем через 30 лет. Он с печалью говорил и о музыке в торговых центрах, и о повседневных занятиях простых людей…
Человеку нужен праздник – иногда можно сходить и в ресторан, встретиться с братьями и сестрами во Христе, отметить Пасху, Рождество, другие какие-то праздники. Но и посреди самого застолья важно помнить о тех маленьких пакостях лукавого, заготовленных нам во вроде бы безобидных вещах.
Впереди Великий пост – самое благодатное время для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
Что нельзя есть в христианстве
Христианские церкви Бога
Библейские законы, касающиеся пищи [ДБ19]
( Издание 1.0 20020410-20020410)
В Библии содержатся законы и правила, которые учат нас, что можно принимать в пищу. Также мы находим указания относительно того, каким образом нужно забивать животное, а также, какие его части непригодны в пищу. Соответственно, это получило название чистого и нечистого мяса.
Эта работа без изменений и пропусков может свободно копироваться и распространяться. Указание имени и адреса издателя, а также сохранения знака авторских прав обязательно. Распространяемые копии бесплатны. Краткие цитаты могут включаться в критические статьи или рецензии без нарушения авторского права.
Библейские законы, касающиеся пищи [ДБ19]
Бог говорит нам о том, что мы должны и чего не должны употреблять в пищу.
В главе 11 Левита и в главе 14 Второзакония даются четкие правила относительно того, что можно есть, а что нельзя. Это своего рода рецепт здоровой диеты и образа жизни. Та пища, которая разрешена Богом, помогает нам расти здоровыми. Та же, которая запрещается, может нанести значительный урон нашему здоровью.
Законы Бога, касающиеся животных
Левит 11:1-3 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: Скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всякого скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте.
Второзаконие 14:3-6 Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы. Олень и серна, и буйвол и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте.
Это означает, что разрешается принимать в пищу мясо тех животных, которые имеют раздвоенные копыта или разрез на них, а также тех, которые жуют жвачку.
Разрешается есть мясо коров, оленей, буйволов, а также коз и овец.
В Левите 7:22-24 говорится, что мы не должны есть жира из любого из вышеперечисленных животных, а также из животных, умерших своей смертью или убитых другим животным. Нам не позволено принимать этот жир в пищу, из него разрешается лишь варить мыло или делать свечи.
Левит 1:22-24 И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте. Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело, а есть не ешьте его.
Кровь животных также не годится в пищу.
Бытие 9:4 Только плоти с душою ее, с кровью ее не ешьте
Левит 3:17 Это постановление вечное в рода ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте.
Второзаконие 15:23 Только крови его не ешь: на землю выливай ее как воду.
Бог говорит нам о тех животных, которые можно употреблять в пищу, а также о тех, мясо которых есть нельзя.
Левит 11:4-8 Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И свиньи, потому что копыта у него раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас. Мяса их не ешьте и к трупам не прикасайтесь; нечисты они для вас.
Второзаконие 14:7-8 Только сих не ешьте, из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас. И свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.
Здесь Бог говорит нам не принимать в пищу мясо таких животных, как свиньи, кролики, верблюды и лошади. Это является очень веской причиной для того, чтобы не есть их мясо. Медики выяснили, что подобные животные могут вызывать различные заболевания. Принимая в пищу мясо этих животных, мы подвергаем опасности наше сердце, печень и другие органы.
Свиньи являются переносчиком большего количества заболеваний человеку, чем любое другое животное. Под «свининой» понимаются все продукты, которые производятся из этого мяса – ветчина, колбасы, которые содержат в себе свинину. Медикам известно, что существует связь между свининой, принимаемой человеком в пищу, и заболеваниями печени. Этим заболеваниям подвержены даже дети.
Не имеет значения, в какой чистоте содержатся свиньи, это не преуменьшает риск цирроза печени. Тем же людям, которые принимают алкоголь и едят свинину, следует помнить, что для них риск заболеваний печени увеличивается в несколько раз. Но все равно, основной причиной цирроза все-таки остается свинина.
Более детальная информация и всестороннее изучение вопроса о том, есть или нет свиное мясо, содержится в статье Законы, касающиеся пищи [015].
Законы Бога, касающиеся рыбы
Левит 11:9 Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя (в воде, в морях ли или реках), тех ешьте
Второзаконие 14:9 Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя.
Таким образом, чистыми в воде являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие животные и рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие.
Бог также говорит нам о том, какую рыбу нельзя принимать в пищу.
Левит 11:10-12 А все те, у которых нет перьев и чешуи (в морях ли, или реках, из все, плавающих в водах, и из всего, живущего в водах), скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи, в воде, скверны для вас.
Второзаконие 14:10 А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас.
Это большая категория, включающая в себя значительное количество разнообразных рыб и ракообразных, таких как акулы, рыба-меч, зубатка, киты, дельфины, креветки, крабы, лобстеры, морские моллюски, устрицы и многие другие.
И вновь Бог не случайно запретил употреблять в пищу эти виды водных обитателей. Медики знают, что эти виды рыбы и ракообразных могут накапливать в себе значительное количество тяжелых металлов, а также содержать естественные отравляющие вещества. Для людей они могут оказаться губительными. Кроме того, нечистые рыбы часто являются источником пищи для чистых рыб, а также животных, мясо которых разрешается принимать в пищу. Мы приносим вред окружающей среде, употребляя эти запрещенные виды. Кроме того, нечистые рыбы часто питаются падалью чистых, принося тем самым пользу экологии. Другая рыба, у которой отсутствует чешуя, зачастую помогает в очищении поверхности рек и озер.
Законы Бога, касающиеся птиц
Левит 11:13-19 Из птиц гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, филина, рыболова и ибиса, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.
Этот перечень кажется довольно длинным, но в действительности нам разрешается принимать в пищу большое количество птицы.
У Бога были серьезные причины запрещать нам употреблять в пищу мясо этих птиц. Одной из наиболее очевидных является то, что большинство, если не все из этих птиц питаются падалью. Это означает, что они едят, в том числе, и мясо мертвых животных. Это не сулит человеку, который ест это мясо, ничего хорошего, поскольку их мясо может оказаться источником какого-нибудь заболевания. В их организме также содержаться ферменты, помогающие им переваривать эту падаль и мясо других нечистых животных, которые могут оказаться губительными для человека.
К чистым относятся птицы отряда куриных, индюк, голуби и голубки, все, у кого есть зоб. Утки, гуси и лебеди также относятся к чистым птицам.
Большинство из других птиц являются нечистыми. Наука узнает все больше фактов о распространении вирусных заболеваний через нечистых птиц. На практике получается, что от нечистых заболевания распространяются на чистых птиц, как, например, в Гонконге, где уток зачастую выращивают рядом со свиньями. От свиней вирусы передаются к мигрирующим нечистым птицам, которые, в свою очередь, являются звеном в цепи питания человека.
Это же может являться источником вспышек пневмонии, начавшихся в Азии. Мы все знакомы с угрожающей пневмонией, которая является обычным явлением зимой, и которой подвержены многие из нас. Чистые птицы обычно не подвержены таким заболеваниям, но при определенных условиях они тоже могут быть инфицированы. В главе 11 Левита даются основные правила гигиены, которые мы должны соблюдать всегда и везде для того, чтобы избежать заражения.
Закон Бога, касающийся насекомых
Левит 11:20-23 Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех лапах, скверны для вас. Из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле. Сии ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас.
Некоторым из нас может показаться странным есть жуков, однако, для некоторых людей в мире саранча является частью их каждодневного рациона. Если вы очень голодны, вы тоже можете попробовать. Бог разрешает принимать в пищу саранчу, сверчков и кузнечиков.
Закон Бога, касающийся животных, которые ходят на лапах
Левит 11:27 Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера.
Нельзя принимать в пищу кошек, собак и других четвероногих, которые ходят на лапах.
Закон Бога, касающийся грызунов и рептилий
Левит 11:29-31 Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет. Сии нечисты для вас из все пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.
Левит 11:41-42 Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его. Всего, ползающего на чреве, и всего, ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных, пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны.
В этом месте Бог говорит нам не есть животных, подобных змеям, ящерицам, крысам, мышам, муравьям, червям и многим другим, относящихся к отряду грызунов, рептилий и жуков. Впрочем, многие из нас в любом случае не ели бы этого.
Люди, которые поступают вразрез с законом Бога, касающимся пищи
Многие люди во всем мире принимают в пищу то, что Бог запретил нам. Из наиболее распространенных продуктов можно отметить свинину и ракообразных. И существуют люди, которые принимают в пищу все то, что Бог не разрешил нам есть.
Некоторые говорят, что для Бога не имеет значение, что именно мы едим, однако, это неправда.
Иисус сказал, что ни одна черта не перейдет из закона, пока не исполнится все (Мф 5:17-18). А до того времени, пока все, сказанное в Библии, исполнится, мы должны соблюдать Божьи Законы, в том числе, касающиеся пищи.
От Матфея 5:17-18 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говоря вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Некоторые говорят, что, судя по главе 10 Деяний, нечистую пищу употреблять можно. На самом деле в этой главе речь идет о том, что Бог показал Петру, что путь к спасению открыт теперь и для неевреев, которые до этого времени считались нечистыми.
В Послании к римлянам 2:13-15 говорится о том, что Бог пишет Свой закон в нашем сердце, и спасены будут не те, кто слышали закон, а те, кто следовали ему.
Римлянам 2:13-15 Потому, что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут. Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.
Бог любит нас, и Он дает нам осознать Его законы в наших сердцах так же, как и в Его Библии. Он сказал, что нам должно есть. Так же Он объяснил, чего принимать в пищу нельзя. Мы должны повиноваться Его законам, чтобы быть здоровыми и быть угодными Богу. Если человечество сделает все, что от него зависит, чтобы защитить и сохранить окружающую среду в чистоте, планета Земля станет гораздо лучшим местом для проживания, а люди станут здоровее.
Более подробное изучение законов, касающихся еды, а также всего, что с этим связано, вы можете найти в статье Законы, касающиеся пищи [015].
Священник рассказал, какую пищу нельзя вкушать православным христианам
Ограничений в питании по религиозному признаку придерживаются сразу несколько конфессий. Люди, исповедующие ислам, не пьют вина, а иудеи не пробуют блюд из свинины. Христианство не стало исключением. О православных традициях и культуре питания, которая сформировалась еще в Древней Руси, рассказал клирик Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне Николай Савченко в материале «Слово и Дело».
Удавленина
«Есть правило, пришедшее еще из Ветхого завета, но оставшееся в современном — запрет на удавленину. То есть православный человек не может есть животное, которое было удавлено, умерщвлено», — рассказывает священник. — «По этой причине долгое время русские люди вовсе не ели мелких животных, которые попадались в силки — сусликов, белок. Их шкурки использовались, но не мясо».
Кровь
Сохраняется и запрет на кровь. Кроме тех случаев, когда употребление крови не используется в качестве лекарственного средства для больных людей.
Жертвенная пища
Любые продукты питания в любом виде, которые приносились в жертву идолам и другим богам, запрещены для православного человека. Но при этом, если человек не знал о том, что пища была принесена в жертву, и вкусил ее, он не может за это осуждаться, уточнил священнослужитель.
«Если христианин заранее узнал о том, что еду принесли в жертву или она была окроплена жертвенной кровью, он вправе от нее вежливо отказаться. И, конечно, это не относится к еде, которая в других религиях выражает благодарность или традицию».
То есть если, к примеру, мусульмане в свой праздник приготовили барашка и гостеприимно пригласили гостя другой веры к столу, он вправе разделить с ними трапезу. Это ни в коем случае не приравнивается к идоложертвенной пище.
Мертвечина и непарнокопытные
Животные, которые умерли своей смертью — от старости или из-за болезни, не употреблялись в пищу православными христианами. Также не одобрялось поедание конины — возможно потому, что лошади и кони были очень важны для ведения хозяйства. По словам священника, со строго формальной стороны, канонических запретов на употребление в пищу конины не существовало. Этот запрет православие унаследовало у ветхозаветной церкви — у них подобных ограничений было в разы больше.
«Многие правила Ветхого завета сохраняются в иудаизме. Но главное правило иудеев — запрет на свинину — на Руси никогда не соблюдался. А если говорить о птицах, которые гнездились на земле, или непарнокопытных животных — такие традиции воздержания от подобной пищи в православной вере оставались».
Если рассматривать весь исторический период, раньше в православии были и другие запреты, которые восходят к традициям древней церкви. Например, в Древней Руси запрещалось поедание всяких гадов — лягушек, змей, угрей. В настоящее время это не одобряется церковью, хотя реального ограничения не существует.
Рыба, не имеющая чешуи, как, например, осетр, были в древности не в чести. В глубокой древности так же воздерживались от раков, хотя в современной России блюда из ракообразных приветствуются.
«В древние времена также не принято было поедать зайчатину. Во-первых, эти животные часто попадали в силки. Во-вторых, есть в старой литературе упоминания о других причинах: зайцы были нечестивыми существами, их мясо по старинным церковным канонам приравнивалось к мясу кошек и собак».
Важно понимать, что очень строгих канонических запретов в еде в истории современного православия нет. По словам Николая Савченко, в настоящее время церковь не считает нужным ограничивать своих последователей такими запретами. Верующим людям лучше придерживаться основных ограничений — на удавленину, мертвечину, гадов, кровь и жертвенную пищу.