Что нельзя есть после причастия

Что после Причастия нельзя, можно и нужно

Основа основ — Таинство Причастия

Причастие — главное Таинство Православной Церкви и стержень жизни каждого христианина. Это — основа веры человека, фундамент его духовного роста. При осмыслении величия и важности данного Таинства у православного человека нередко возникают вопросы. Например, «что после Причастия нельзя?», «что делать после Причастия можно?» и т. д. Чтобы ответить на них, рассмотрим, в чем состоит значение и суть Причастия.

«Эта Тра­пеза есть дви­гатель на­шей ду­ши, си­ла, свя­зу­ющая наш ра­зум, ос­но­вание дер­зно­вения, на­деж­да, спа­сение, свет, жизнь» (святитель Иоанн Златоуст).

Причастие — главное Таинство

«Я есмь хлеб жизни» (Ин.6:48). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54).

Апогеем непонятных на тот момент Апостолам слов стала так называемая Тайная вечеря.

В преддверии еврейской Пасхи Иисус уже знал, что «приблизился час» Его крестных страданий. Он в последний раз собрал Своих учеников в Сионской горнице. Здесь по ветхозаветной традиции Он совершил пасхальный ужин, посвящённый памяти исхода еврейского народа из Египта.

Ежегодно все иудеи отмечали этот праздник избавления от египетского порабощения. Иисус Христос, готовясь Своей крестной смертью принести освобождение от рабства греха, наделяет Пасху новым смыслом.

Взяв хлеб, Он преломил его и сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). Затем подал ученикам чашу с вином со словами:

«пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27-28).

Так в Сионской горнице два тысячелетия назад было совершено первое Причастие. Претворив вино и хлеб в Своё Божественное Тело и Кровь, Христос заповедал: «Сие творите в мое воспоминание» (Лк.22:19).

С того момента Таинство Причастия занимает центральное место в мировоззрении христиан. Протоиерей Григорий Дьяченко называет Его «средоточием тайнодействия христианской Церкви».

«О Таинство, священнейшее всех Таинств, превосходящее само Таинство Крещения. Тем Крещением Владыка общается с нами только по силе (по энергии), а сим Евхаристией — по сущности» (патриарх Геннадий Схоларий (ок.1400 г.).

Каждая Литургия, на которой и совершается Причастие, является напоминанием о жертве Христа за грехи всего человечества. Он добровольно отдал Своё Пречистое Тело и Кровь,

«дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Таинство Причастия — единение со Христом

Само название Таинства открывает его значение. Причащаясь, человек, ни больше ни меньше, становится частью Самого Бога, сопричастником Божественной благодати. Об этом свидетельствовал Иисус Христос:

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин.6:56).

Причастие дарит человеку возможность уже здесь, в земной временной жизни, соединиться с Богом.

«Причащение соединяет нас с Самим Владыкой, и мы на самом деле становимся в этом Таинстве причастниками Самого Тела Его и Крови. Мы через пищу сделались смертны, и ниспали из рая, и отделили себя от Бога, а теперь через причащение снова принимаем жизнь вечную. Таким образом освобождаясь от тления, мы соединяемся с Бессмертным Богом, Который ради нас стал смертным в воплощении» (архиепископ Симеон Солунский).

Превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа великая тайна мироздания, недоступная даже для Ангелов. Только ради человека, ради его спасения от греха и смерти, Христос претерпел Голгофские страдания.

«Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселенную… Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – и соделала небо для нас доступным…» (святитель Иоанн Златоуст).

И за каждой Литургией человеческое естество соединяется с Божественной благодатью. Через вкушение Святых Даров христианин получает силы бороться со своими греховными страстями. Только так он обретает исцеление души и наследует Вечную Жизнь.

«Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется» (преподобный Серафим Саровский).

Причастие — воздух христианина

Человек становится Христианином в полном смысле этого понятия именно в Таинстве Причастия. Оно является необходимостью духа, существованием души, потребностью тела.

В молитве, произносимой священником перед Причастием, мы слышим слова: «во исцеление души и тела». В Таинстве Евхаристии верующий получает не только духовную крепость, но и физическое здоровье. Известно множество случаев чудесного исцеления болезней после принятия Христовых Таин. Естественным для христианина является обращение в болезни к «Врачу душ и телес».

Однако важно помнить, что Причастие — не волшебное средство от болезней и неудач. Это Таинство, объединяющее нас с Богом. Главная его цель — наследование Небесного Царства. И нередко только через болезни и немощи человек начинает осознавать греховность своей жизни, обретает смирение и по-настоящему приходит к Богу.

Поэтому важно уберечься от потребительского отношения к Таинству Причастия. Это не волшебная таблетка, гарантирующая счастливую жизнь. После Причастия нельзя ждать немедленных чудес.

«Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент. Кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью. А кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста» (священник Валерий Духанин).

Чувства после Причастия

Причащаясь, человек впускает в себя Христа. В наших венах начинает течь кровь Господа, и наше человеческое естество как бы обожествляется.

Осознавая все величие и таинственность происходящего, христианин может начать искать в себе особые благодатные ощущения и переживания после принятия Христовых Таин. Однако важно помнить, что такого рода мысли — искушения после Причастия. По словам архимандрита Маркелла (Павука):

«Суть Таинства не в том, чтобы испытать восторг. А в том, чтобы с Божией помощью победить себя, свои грехи и страсти и стать ближе к Господу и другим людям».

Не нужно ожидать неземных переживаний и возвышенных ощущений. Впоследствии такие чувства могут стать самоцелью, заслонив собой саму суть Причастия. То есть непосредственно соединение со Христом.

Пытаясь искусственно вызвать в себе чувства восторга или умиления, человек может впасть в прелесть (самообман о собственной ложной святости). Он начнёт считать себя избранным, удостоенным особенных Божественных даров.

Существует и другая сторона этого искушения. Стремясь к каким-то особым переживаниям и не получив их, человек может разочароваться, впасть в тяжелый грех уныния и даже потерять веру.

По этому поводу Феофан Затворник говорил:

«Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему».

Основным мерилом духовной жизни христианина должны быть не волнения и восторги, а кротость, смирение, душевный мир и любовь.

Что после Причастия нельзя

Таинство Причастия — величайшее чудо в жизни христианской Церкви. В нем человек получает Божественную помощь и благодать, очищается от страстей и греха.

К сожалению, Божественная чистота, полученная верующим в Таинстве Евхаристии, нередко может быть запятнана псевдоцерковными правилами. Сегодня можно услышать немало разного рода «послепричастных» запретов. Например, что после Причастия нельзя целовать иконы и крест. Якобы запрещается есть мясо и плоды с косточкой. Кто-то где-то слышал, что нельзя мыться и стричь ногти и многое другое.

Иерей Андрей Чиженко называет подобного рода суеверия

«околоцерковной традицией, частично смешавшейся с языческим магическим менталитетом».

Забота о таких пустых мелочах отдаляет от главного — от причастности Господу Иисусу Христу. Легко впасть в рассуждения о таких суетных пустяках, как «можно ли спать после Причастия» или «позволительно ли после Причастия прикасаться к другим людям». И тогда мы уподобляемся фарисеям. Тем, кто в стремлении соблюсти внешнюю часть Закона приговорили к смерти Самого Господа.

Главное, что после Причастия нельзя — это праздно проводить время, возвращаясь к своим греховным привычкам и страстям. Нельзя попусту растрачивать тот неоценимый дар, который мы получили в Таинстве Причастия.

«Мы забываем, что Причастие очень ко многому обязывает. Человек, приняв внутрь себя Бога, должен жить не так, как он жил до этого. Причастием его соединение с Богом не кончается. Очень важно то, чтó следует за отпустом Литургии, когда человек возвращается в мир. Он же возвращается, чтобы нести людям тот свет и ту благодать, которую получил!» (митрополит Иларион Алфеев).

Как вести себя после Причастия

Вкусив Святые Дары, христианин впустил в себя Бога. Человек стал Храмом, в котором живет Иисус Христос. И как же страшно стать тем, кто изгоняет Господа. Потому причастившийся должен вести себя так, чтобы словом, делом или мыслью не отогнать полученную Божественную благодать.

Выслушав в храме благодарственные молитвы по Святом Причащении, не нужно сразу погружаться в суету житейских дел.

Необходимо уберечь уста от празднословия и пересудов, а сердце удобрить молитвой и благодарностью Богу. Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980 гг.) советует:

«Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца».

Важно осознать, что наша дальнейшая жизнь уже не может быть прежней.

Митрополит Иларион (Алфеев) говорит, что

«с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию».

А это значит, что день после Причастия, как и все последующие дни нашей жизни должны быть наполнены делами милости, добра и любви. Чтобы горница нашей души всегда была убрана для встречи с самым дорогим гостем — Господом Иисусом Христом.

«По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии» (святитель Тихон Задонский).

Источник

Что нельзя есть после причастия

Что можно есть в день после причастия?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Вопрос, по-видимому, возник потому, что некоторые верующие неправильно считают, что в день причастия после принятия святых таин нельзя есть мясо. Такое мнение возникло из-за непонимания духовного смысла поста. Пост перед причастием установлен как подвиг воздержания, чтобы мы стяжали благоговейную настроенность для принятия величайшей святыни. После причастия, если нет поста, можно вкушать любую пищу.

Церковные правила предписывают соблюдать уставные посты, но запрещают гнушаться мясом или какой-нибудь другой пищей. Так, в «Апостольских правилах» сказано: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51-е правило). Данное постановление основывается на высказывании святого апостола Павла: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4: 4–5).

Комментируя вышеприведенное апостольское правило, епископ Никодим (Милош) пишет: «Уже в самом начале существования Церкви Христовой появились разные еретики, проповедующие, что грешно и не угодно Богу жениться, есть мясо и пить вино, и воспрещали все это своим последователям. Такой взгляд проистекал из понятия гностиков о материи вообще, являющейся, по их учению, созданием диавола и, следовательно, безусловным злом. Это ложное понятие особенно развилось у энкратитов и маркионитов, настаивавших более других гностиков на практическом применении подобного взгляда. Приведенные в начале этого толкования слова Священного Писания служат уже очевидным осуждением этого гностического учения о материи как об абсолютном зле. То же находим и в апостольских постановлениях (VI. 8, 10, 26), которые отличают маркионитов, гнушавшихся брака, мяса и вина в силу своих дуалистических принципов (добра и зла), от энкратитов, придерживавшихся этого взгляда по какой-то лицемерной гордости. От упомянутых еретиков учение это начало проникать и в среду православных. Чтобы предупредить это зло, апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, то есть как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех делающих это по еретическим побуждениям и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать, прежде всего, на евангельское учение; если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из Церкви как последователя еретического учения о воздержании».

Источник

После причастия

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Что нельзя есть после причастия
Фото: Екатерина Соловьева

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать. Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам. Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.

Источник

Как правильно себя вести после причастия, что можно и нельзя делать в этот день

Каждый христианин должен знать, как вести себя после святейшего таинства Евхаристии (Причастия). Этот церковный обряд сопровождается молитвами и раскаянием за прегрешения. К причащению допускаются лишь те верующие, которые искренне раскаялись в своих грехах во время исповеди. Принять причастие для христианина означает получить возможность соединиться с Господом и право надеяться на его благодать и защиту.

Справка про таинство Евхаристии

Христиане, которые хотят жить по заветам и заповедям Христа, обязаны регулярно ходить в церковь, исповедоваться в прегрешениях и причащаться. Святейшее таинство Евхаристии — это и есть Причастие. Во время этого религиозного обряда христианин из рук священнослужителя получает напоенное Кровью Христа его Тело, то есть просфору (специальный освященный хлеб с оттиском печати).

Причастие установил сам Спаситель еще на Тайной Вечере накануне своего Распятия. Господь сказал, что он символизирует себя с хлебом, а свою кровь — с вином. Бог отдал свою жизнь ради спасения грешников, а в момент совершения причастия верующие получают прощение и входят в Царство Небесное. Во время литургии священнослужители погружают просфоры в чашу с вином. Символически этот обряд означает напоенное Тело Христа его Кровью.

Верующие, которые причащаются, соединяются телом и душой с Богом, они будут жить вечно и вправе рассчитывать на воскрешение в день Второго Пришествия Христа. Христиане, принявшие причастие, защищены от дьявольских промыслов. Причастившиеся верующие получают благодать на исцеление от душевных и телесных болезней.

Перед причастием христианин должен исповедоваться и помолиться. Исповедь обязательна для всех людей, начиная с 7-летнего возраста. Причащаться рекомендуется еженедельно во время церковной литургии или хотя бы раз в месяц. Подойдя к священнослужителю, нужно скрестить руки на груди, громко сказать свое имя, принять с ложки Святой Дар и тут же его проглотить. После причастия рекомендуется дождаться окончания церковной службы и прочитать благодарственные молитвы Спасителю.

Что нельзя есть после причастия

Подготовка и проведение

К святейшему причастию допускаются только раскаявшиеся в прегрешениях верующие. Некоторых христиан, имеющих тяжкие грехи, священнослужитель может не допустить к причащению. Перед этим обрядом рекомендуется соблюдать определенные правила.

Перед причастием в церкви нужно совершить такие действия:

Правда, подготовка к причастию должна совершаться задолго до посещения христианином храма. Женатым людям накануне обряда рекомендуется воздержаться от интимной близости. Женщины в момент критических дней к причащению не допускаются.

После полуночи в канун обряда нельзя принимать пищу. От этой обязанности освобождаются малыши и дети до 7 лет. Накануне причастия не рекомендуется курить и употреблять алкоголь.

Рано утром каждый верующий обязан помолиться. Дома можно прочитать молитвы Господу Богу, святейшей Богородице и своему ангелу-хранителю. Накануне причащения желательно посетить вечернюю церковную службу. Кроме молитв, ранним утром нужно прочитать канон и последование ко Святому Причащению.

Что нельзя есть после причастия

Прийти в храм рекомендуется до того, как начнется литургия. В церкви нужно исповедоваться. К исповеди допускаются все христиане, начиная с 7 лет. Святейшее причастие могут принять только покаявшиеся верующие, получившие разрешение у священнослужителя.

Как нужно вести себя после обряда

Обряд причащения совершается во время проведения священнослужителем Божественной литургии. Получив просфору, нужно остаться в храме до окончания церковной службы. Причащение — это момент единения со Спасителем, это вхождение Христа в душу и тело верующего.

Христианин, получивший причастие, допускается к общению с Богом. Верующий может попросить прощения у Господа за свои грехи и выразить Богу свою благодарность. После обряда нужно мысленно общаться со Спасителем, просить его о вразумлении и наставлении на путь истинный. По окончании литургии рекомендуется прочитать из молитвослова благодарственные молитвы после причастия.

Что нельзя делать после причастия

Получивший прощение и святое причастие христианин не должен совершать злые дела. Запрещается даже сквернословить и думать о плохом по отношению к ближним. После причащения нельзя употреблять жирную пищу, пить алкоголь, курить. День единения с Христом должен стать новым этапом в жизни христианина, избавлением от пагубных привычек и греховных помыслов.

Что нельзя есть после причастия

Запрещено сразу после обряда вступать в интимную близость, а спать днем — можно (если человек сильно устал). После причастия нужно мысленно разговаривать с Богом, молиться и совершать ради Спасителя добрые дела.

Запрещено проводить день в праздности, сидеть около телевизора или компьютера, веселиться в ресторане или ночном клубе.

Связанные суеверия

Христианство существует вот уже двадцать столетий. Обряды не менялись с момента свершения подвига Божьего Сына во имя спасения человечества. Правда, люди придумывают различные правила, которых якобы рекомендуется придерживаться в день причащения. Суеверия ничего не имеют общего с канонами Церкви.

Ошибочные обряды, связанные с причастием:

Источник

Можно ли после причастия есть мясо?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте, я хотела спросить, можно ли после причастия в этот же день кушать мясо, рыбу, молоко? Спасибо заранее.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

О Причастии, подготовке к нему и правильном отношении к таинству читайте в этих материалах:

Таинство Радости. Что такое Евхаристия?

Причастие. Кто-то годами не решается к нему приступить, кого-то останавливает сложная подготовка, кто-то считает его не более обязательным, чем «купание» в проруби на Крещение, кто-то решается причаститься только в период тяжелой болезни или при приближении смерти… А тем временем это то, ради чего существует земная Церковь. О Причастии, или Евхаристии, центре и средоточии христианской жизни, вопросах и недоумениях, возникающих вокруг этого Таинства, мы говорим с митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым), председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата читать

Подготовка к Причастию: Церковь не ставит перед человеком невыполнимых требований

Можно ли причащаться, если не был накануне на богослужении? Нужно ли соблюдать пост в субботу? На вопросы читателей по следам документа «Об участии верных в Евхаристии» отвечает протоиерей Павел Великанов читать

«Жующий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную»

Толковый словарь с Юрием Пущаевым

Как такое может быть, чтобы хлеб и вино стали Плотью и Кровью Бога? Как Бога можно пить и есть, принимая Его внутрь себя? читать

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *