Что нельзя делать вожатым
Что нельзя делать вожатым
Есть такое полинезийское слово «табу». У первобытных народов оно означало религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово. Нарушение этого запрета каралось либо сверхъестественными силами, либо людьми.
В наш обиход это понятие вошло просто как обозначение строгого запрета на что-то. Мне хочется порассуждать о педагогическом табу в свой собственный адрес. Поговорить о табу на то, что всегда дает отрицательный результат, что, как правило, загоняет любую проблему внутрь и не приводит к ее разрешению, хотя внешние «результаты» могут быть и заметны — послушание, согласие и т.д. Внутренних же результатов ждать почти бесполезно.
Существует особый мир детства со своими законами и особенностями, которые необходимо знать и принимать, тогда не будет необходимости попусту раздражаться, конфликтовать. В определенной степени лагерь отдыха — тоже школа, но особая, основанная на вольнице, добровольности, природности, интересе — на каникулярности. Переносить в лагерную систему чисто школьные традиции воспитательной работы неразумно: тут и фактор кратковременности, и длительная адаптация ребят друг к другу, к новому воспитателю. Да и сама атмосфера лагеря — любовная, веселая, озорная, обязательно другая в сравнении со школьной, от которой дети должны отдохнуть.
Увы, старые репрессивные традиции воспитания живы, например такая, как воевать с детьми, а не за детей. Мы ведь все равно проигрываем эти войны в любом случае. Следуя неумной тенденции вступать с ребятами в борьбу, горе-воспитатели не знают, что у ребят больше сил и времени сопротивляться, они умеют сплачиваться против взрослых. Не лучше ли идти по другому, результативному и гуманному пути — завоевывать ребят? Для этого есть простые заповеди каникулярной (и не только) педагогики:
И так далее. Таких достаточно результативных заповедей, правил много. В хороших детских коллективах они передаются «по наследству» и украшают жизнь детей.
На что же, с нашей точки зрения, должно быть наложено беспрекословное табу в лагере?
На все штрихи казарменной педагогики принуждения и насилия над личностью ребенка.
На не соответствующие стилистике летнего лагеря приказы, команды, установки: «Сейчас же перестань!», «Еще одно слово, и ты вылетишь из комнаты!», «Чтобы я этого больше не слышала!», «Немедленно замолчите!» и т. п.
На угрозы, предупреждения, предостережения такого рода: «Смотрите, как бы вам не стало хуже!», «Если еще раз повторится, я вызову родителей!», «Если по моей команде не выйдете из воды, больше никогда не будете купаться!» и др.
На безрезультатные нотации, нравоучения и нудные проповеди: «Не забывайте, сколько на вас потрачено денег!», «Ведите себя как подобает, на вас смотрят окружающие!», «Перестаньте болтать за столом, это неприлично!» и т.д. Из этих сентенций дети ничего не запоминают, не узнают ничего нового, они их слышали много раз — в одно ухо влетает, в другое вылетает.
На все, что оскорбляет достоинство ребенка: реплики, оценки, подозрения, которых, увы, хватает в лагерных буднях. Например: «Ну, от тебя-то ничего умного не услышишь!», «Не болтай, как попка-дурак!», «Что вы ползете, как тараканы!». Сюда же относится высмеивание, тем более обзывание: «Что ты разнюнилась, смотри, какая цаца!», «Ты не парень, а размазня!». Дети реагируют абсолютно адекватно: «Сама ты цаца!», «На себя посмотри!» и т.д. О прямых оскорблениях и говорить не хочется. Давайте не лукавить: запугивание может быть открытым и скрытым, как и оскорбление личности. Особенно ранит оскорбление при всех, при родителях. Приклеивать «ярлыки» или клички, выражать недоверие, провоцировать на дурное, быть раздражительным, угрюмым, злым, обижаться на детей — это сфера табу.
Табу должно быть наложено на жалобы на ребят начальству или, не дай Бог, родителям. Поступать так — это значит расписываться в собственном бессилии и все дальше «разводить» себя и воспитанников. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям — значит провоцировать их на расправу с ребенком. Это просто подло.
Табу в лагере следует наложить на все формальное, бюрократическое. Не надо, например, ходить строем в
столовую или на купание, без конца репетировать то, что должно быть импровизационным, собирать ребят задолго до какого-то дела «на всякий случай» — а вдруг опоздают. Нельзя воровать личное время ребенка, которое является «мерилом всех богатств». Категорически нельзя лишать ребенка сна или заставлять спать больше положенного по режиму времени (дети шалят на тихом часе, и за это их держат в постели лишний час или два в наказание). Нельзя лишать еды за плохое поведение или опоздание. Это уже физическое наказание, за которое воспитатель, как, скажем, и за побои ребенка, может нести юридическую ответственность.
Табу должно быть наложено на любую неправду в общении с ребенком. Неправда нам всем в убыток. Мы и так долго жили в атмосфере неправды и полуправды.
В лагере нужно табу на бесконечные запреты как цензурные традиции воспитания. В дообразовательной педагогике так же, как в искусстве, запрещать глупо и нерентабельно. Мы мучительно расстаемся со своим трудным прошлым. Лет восемь назад на последнем российском семинаре в знаменитом «Орленке» его участники назвали около 300 сохраняющихся в лагерях запретов в адрес ребят: нельзя звонить домой по лагерному телефону; нельзя в родительский день привозить «на свидание» любимых кошек и собак; нельзя ездить домой на выходные или личные праздники; нельзя делать окрошку, ловить рыбу и т.д. и т.п. Может ли ребенок что-либо творить даже в легких оковах? Конечно нет. Однако состояние абсолютной покорности мы продолжаем формировать инерционно. Да, в определенной степени вожжи воспитания распущены, новые еще не надеты. Но нельзя же будущих граждан демократического общества воспитывать старыми оскорбительными методами!
Есть еще одна сфера табу — личная жизнь ребенка в лагере. Может быть, хватит считать, что детство — это жизнь начерно, а вот позже начнется настоящая жизнь? Настоящая жизнь идет у ребят сегодня и везде, тем более в лагере. Именно здесь она освобождена от обязательного учения, от инерционных семейных отношений, она выстроена по законам Каникулы — самой яркой звезды созвездия Сириус. Ребенок имеет полное право на личную жизнь в лагере — на абсолютно не заорганизованное личное время, которое необходимо ему выделить, как, возможно, выделять и отдельные дни в смене. Воспитание должно иметь разумные рамки. У ребенка есть право на коллективную жизнь, есть и на одиночество. Пусть читает, гуляет, наблюдает жизнь муравьев — словом, делает, что хочет. Его уединение законно. Табу на неприкосновенность личной жизни ребенка в лагере означает, что никто не имеет права лезть в его чемодан, в его тумбочку, трогать его личные вещи, игрушки. Когда это делается, то это что — обыск? Грех заставлять ребенка есть то, что он не хочет, например, «вечно ценное» кипяченое молоко. Убедить, что это полезно, — другое дело. Главное в лагере — выстроить верные отношения с растущим человеком, и не надо делать того, что портит эти отношения. Ребенок едет в лагерь с хорошей целью — отдыхать так, как ему нравится, и испытывать при этом удовольствие. У него же нет ориентира на плохое. Оно появляется чаще всего как протест против чего-то. Значит, надо быть осторожнее со словами в адрес ребенка, даже интонация имеет большое значение. Увы, часто язык взрослых непонятен для ребят. Следует быть очень осторожным с соревновательностью, которая может перерасти в соперничество, зависть и обиды. Одну девочку выбрали в «красавицы», другие умирают от зависти. Неприлично одних держать в «любимчиках», других делать «козлами отпущения». Пусть каждый ребенок стремится к незаменимости, к нужности всем или кому-то.
Каждый ребенок имеет право на индивидуальность, которая выражается в простом и значительном: быть не как все (просто человеком, а не как в школе — двоечником, троечником или отличником); дружить с кем хочется; отказываться от навязываемых дел; любить то, что не любят все; иметь право на выбор, на странности поведения, на ошибки, на незнание. Он не виноват, что он такой, а не другой. Индивидуальность — это проявление личности. Индивидуальность часто вызывает раздражение. Оно опасно. Воспитателей раздражает тот, кто «не как все», кто слабее других. Вот подлизы, приспособленцы, «удобные» не раздражают.
Хочу высказать странную мысль: некоторым детям в лагере должно быть лучше, чем дома. Ибо только здесь отпавшие, недолюбленные, невписывающиеся и прочие «белые вороны» найдут взаимопонимание, взаимоучастие, не подчинение, а согласование, возможность идти, как все «нормальные герои», в обход. И пусть идут!
В лагере комфортными могут быть лишь отношения сотрудничества, содружества и сотворчества, построенные как бы на взаимном договоре: мы вместе приехали отдыхать — значит, должны договориться о том, что можно, что нельзя, в чем будем уступать друг другу. А тогда, может быть, не потребуются никакие табу.
Никогда не говорите детям:
— Я кому говорю? Я вам русским языком говорю.
— Кому неинтересно — может выйти.
— Откроешь рот — пойдешь прямо к начальнику лагеря.
— Ну что же вы не понимаете таких простых вещей!
— Вот приедут родители, они о тебе все узнают.
— Умней ничего не придумал?
— И кто это тебе сказал?
Вопросы для обсуждения:
Что необходимо знать вожатым
Подготовка ко встрече детей в лагере
Летний лагерь. Советы и рекомендации для вожатых
За день до заезда
Сегодня вы приехали в лагерь. Если это ваша первая смена, то настраивайтесь на то, что этот день будет очень насыщенным.
Минимум, что вам предстоит сделать
• устроиться на работу;
• узнать как можно больше о лагере (ведь завтра вы будете проводить экскурсию для вашего отряда);
• уточнить месторасположение медпункта, столовой, охранника и др.;
• получить информацию о том, с каким отрядом вы будете работать (возраст детей);
• познакомиться с вашим напарником (напарницей);
• узнать, в каком корпусе вы будете жить, получить постельное белье и спортинвентарь;
• провести уборку вокруг корпуса со своим напарником;
• наконец, на общем собрании вожатых внимательно прослушать инструктаж по технике безопасности и поставить свою подпись в журнале, в котором четко прописано, что вы несете ответственность за жизнь и здоровье детей, которые завтра приедут в ваш отряд. Все это займет у вас большую часть дня.
Пришло время включить второе дыхание, ведь теперь вам предстоит сделать все, чтобы мальчишки и девчонки, которых вы будете встречать завтра в отряде, почувствовали желание остаться в лагере. И первое, на что они обратят внимание, как вы подготовились к их приезду.
Что необходимо для этого
• украсить помещение, в котором будет жить ваш отряд (фасад корпуса, холл, коридоры);
Твои вторые мама и папа», «Здесь живут самые веселые мальчишки и девчонки!»;
• яркие веселые картинки, смешные рожицы, воздушные шарики, новогодняя мишура и т. д.
В общем, все, что может вызвать у ребят хорошее настроение, должно быть приготовлено и привезено вами в лагерь.
Надеюсь, вы не забыли взять из дома все, что пригодится для работы вожатым: методические разработки, сценарии, сборники стихов и песен, диски для музыкального сопровождения мероприятий, фонарик, свечи, линейку, листы ватмана, цветные карандаши, бумагу, ручки, иголки, нитки, ножницы, скрепки, кнопки, скотч, клей, свисток, средство от комаров, краски, маскарадные костюмы, магнитофон, упаковку листов формата А4.
Некоторые вожатые ленятся заправлять кровати в комнатах у детей перед их заездом, особенно если это старшие отряды, думают, выдадим постельное белье детям, они сами справятся. Но этого нельзя делать, во-первых, ребенок сразу почувствует, что вожатому было лень выполнить эту работу, а во-вторых, ребята могут не знать, как должна быть заправлена кровать. И только после того, как вы заправите кровати, со спокойной душой в течение всей смены требуйте, чтобы они выглядели так же, как в день заезда.
Очень обрадуются дети, когда, приехав в лагерь, найдут у себя в комнате под подушкой сюрпризы. Это могут быть бумажные звездочки, солнышки, игрушки или что-нибудь удивительное, что вожатый рисовал и вырезал с напарником до четырех часов утра. Один мой знакомый собрал шишки, покрасил их в желтый цвет, покрыл лаком, привязал нитки и разложил эти сюрпризы в комнатах у детей на подушках. Когда его отряд в первый раз пошел в столовую, я увидел, что у каждого ребенка на груди висела эта желтая шишка. Это говорит о том, что вожатый проявил креативность и подарил детям кусочек своего тепла. Многие из ребят сохранили их и увезли домой на память. На сюрпризах можно нарисовать веселые картинки или написать какие-либо приветствия, пожелания, лучше — в стихах.
Итак, корпус украшен, кровати заправлены, под подушками лежат сюрпризы. Не забудьте документы и таблички, которые вам понадобятся для регистрации детей. Вроде бы все готово. Да, обратите особое внимание на культуру своего внешнего вида, постарайтесь одеться так, чтобы понравиться ребятам и их родителям. (Если у вожатых есть единая форма или элементы одежды, то это очень большой плюс администрации лагеря.) Итак, до подъема остались какие-то три-четыре часа, которые вам нужно потратить на сон. Сны в лагере особенные: если выкладываешься на все 100%, и даже больше, то снятся добрые сны, а если работать спустя рукава, то к тебе по ночам будет приходить дух самого первого вожатого и спрашивать: «Где Сидоров, где Сидоров?» Это шутка, но я хотел бы, чтобы вы настраивались на то, что на сон будет уходить в среднем пять часов.
Правила для вожатых, о которых не стоит забывать
• Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
• Вожатый должен предъявлять понятные, точные и решительные требования.
• Предвидеть и предотвращать конфликты в отряде.
• Если в первые три дня вы не сформируете и не сплотите отряд, то потом это будет сделать практически невозможно.
• Вожатые должны знать, где находятся их дети, впрочем, как и дети должны знать, где находятся вожатые.
• После отбоя проверяйте наличие дежурного света в коридорах и холле. Дверь в корпусе на ночь должна быть закрыта, ключ находиться у вожатого, который ближе всех живет к выходу.
• Перед отбоем не забывайте спрашивать о самочувствии ребят, заботьтесь о здоровье детей.
• Объясните ребятам правила поведения в столовой, в корпусе, на мероприятиях. Обязательно наличие закрытой одежды при посещении столовой.
• Совместно с напарником планируйте деятельность. Учитесь разделять ответственность.
• Никогда не выясняйте отношения с напарником в присутствии ребят.
• Постарайтесь не разрешать переезды детей из палаты в палату (только в случае крайней необходимости).
• Отпустить ребенка из отряда с родителями вы можете только после того, как они напишут заявление на имя директора лагеря.
• Не ищите в конфликте виновных, ищите выход.
• Если у вас возникли проблемы с ребенком, обратитесь к старшему вожатому, далее — к директору лагеря.
• В случае необходимости время суток для обращения в медпункт не имеет значения.
• Вожатый должен иметь четкий план работы на день.
• Обязательно проводите утренний сбор отряда, на котором вы расскажете ребятам, что их сегодня ожидает. По возможности проводите каждый день отрядные свечки.
• В столовую, из столовой, на мероприятия, за территорию лагеря отряд должен передвигаться только строем в колонне по два человека.
• Если ребенок убежал из лагеря, немедленно сообщите об этом инспектору, директору лагеря.
• Не занимайтесь своими личными делами в рабочее время.
• Не кричите на ребенка, уместная шутка в адрес виновника намного сильнее крика.
• Прежде чем наказать ребенка, подумайте, что скажут об этом его родители.
Памятка вожатому
То, без чего никак нельзя…
Итак, если ты хочешь, чтобы твоя жизнь в лагере не превратилась в фильм ужасов, протяженностью ровно в смену с месячным периодом реабилитации, с начала смены стоит договориться с детьми о соблюдении некоторых норм поведения, но, чтобы это не выглядело в качестве наставления, преподнеси их в качестве законов и традиций этого лагеря. При этом имей в виду, что законы принимаются безоговорочно, а традиции можно принимать или нет или предлагать свои. Главное чтобы все, что утверждается ребятами, соответствовало утверждению, приведенному ниже:
Главный принцип жизни в лагере: У нас в лагере все можно, НО если это не вредит другим.
Как ни странно, одной из серьезных проблем, возникающих в первые дни у вожатого – новичка: как обращаться к детям?! Оказывается – нет ничего проще.
Как ходить в столовую.
Как говориться: хороший вожатый – “прикольный” вожатый. Оказывается и в столовую можно ходить весело. Например …
Принципы отношений с детьми.
Поэтому я не буду пытаться быть им.
Поэтому я буду открыт любящим детям.
Поэтому я с интересом и благовением позволю детям освещать мой мир.
Поэтому я позволю детям учить меня.
Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
Поэтому я дам убежище детям.
Поэтому я буду стремится сопереживать ребенку и ценить его.
Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.
Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка.
Поэтому мне придется много работать чтобы защитить себя от детей.
Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
Поэтому я позволю приобретать детям свой опыт.
Поэтому я буду поддерживать и признавать чувство САМости у ребенка.
Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Шел отряд по лагерю…
Деятельность (в отряде)
Аксиома “Лучший отдых – это смена деятельности”, имеет силу и здесь.
Первые дни – особенно важны для вожатого. Именно тогда и он, и дети находят ответ на вопрос:
Полнота ответов на эти вопросы зависит от того, чем ты со своими детками будешь заниматься в эти первые дни смены. Помогут ответить на эти вопросы нижеприведенные дела. Этот список ты можешь дополнить своими.
Список возможных дел организационного периода (отрядных)
Догорает в подсвечнике старом Тертый, блеклый огарок свечи. Неужели сгорела вся даром, Раздавая сиянье с ночи?
А вообще – огонек, это сильнейшее средство формирования коллектива, и оттого насколько ты будешь владеть умением вести разговор при свече, зависят взаимоотношения твоих ребят в отряде, и выполнение целей и задач смены.
Темы для вечерних огоньков и диспутов:
Темы для вечерних огоньков ( из “Маленького принца”).
Среди людей тоже одиноко, заметила змея.
Ты хочешь знать, отчего прекрасна пустыня? Где-то в ней скрываются родники.
Кроме тематических огоньков, которые проводятся в основной период смены, есть огоньки, которым отводится особая роль..
Успешность любого лагеря во многом зависит от уровня подготовки и проведения дружинных дел, в которых принимают участие все дети. Именно о них ребята будут рассказывать дома родителям и друзьям. А поэтому, нелишне будет напомнить, от чего зависит успех в проведении дела.
Критерии успешности дела.
10 главных компонентов успешного проведения конкурсного дела.
ЕДИНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
ВОЖАТЫЙ! Сегодня твой отряд дежурит по лагерю. От того, как ты организуешь дежурство, зависит четкость выполнения режима дня дружины, чистота и порядок в корпусе и на территории лагеря. Подготовка к дежурству должна быть начата до него. Необходимо заранее распределить обязанности между ребятами и познакомить каждого с ними.
Успех дежурства зависит от готовности к нему вожатого отряда. Вот требования, которые должны быть предъявлены ребятам, они помогут тебе в четкой организации дежурства.
Предъявляя их, подчеркни ту мысль, что у нас в лагере самообслуживание, что от добросовестного выполнения каждым своих обязанностей зависит успех дежурства.
Целесообразно разделить отряд на группы. Одни будут дежурить по территории, другие по камбузу.
Дети должны четко знать, кто в какой группе (возможно составление списков групп и вывешивание их на отрядном месте.
Санитарно – гигиенические требования к дежурным по столовой.
Дежурный вожатый по столовой должен знать:
После завтрака, обеда и ужина проводится влажная уборка в столовой.
Требования к дежурным вожатым (Д.В.) по территории.
Требования к заправке кроватей.
Утром, после подъема, ребята приступают к заправке кроватей.
Это требует определенных навыков. Первые дни вожатый должен объяснить и показать ребятам, как правильно заправлять кровати, а затем на протяжении нескольких дней контролировать правильность выполнения.
Верхняя одежда храниться в шкафу на вешалке или в полиэтиленовом пакете.
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ от Дэвида Льюиса
ЧТО ТАКОЕ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК?
Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник, и информационник. Но смысл один — он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.
Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии,изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.
Отрядный уголок — это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:
а) Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.
б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).
в) В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:
К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):
а) «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);
б) поздравление с приездом;
д) наказ ребят прошлой смены;
е) первые песни, лагерная песня;
ж) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.
В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.
В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:
В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью «А напоследок я скажу.»», а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.
ВОЗМОЖНЫЕ РУБРИКИ ДЛЯ ОТРЯДНОГО УГОЛКА
У каждого отрада должны быть свои традиции. Здесь мы объединили самые популярные и веселые законы некоторых отрядов. Надеемся, что у Вашего отрада появятся новые законы. Если нет, предлагает воспользоваться эти.
3. Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми
4. За двумя воспитателями погонишься — ни одного не поймаешь.
5. Поспешишь. — весь отрад насмешишь.
6. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателей, захвати с собой чемодан.
7. Воспитатель — всему голова.
8. Увидел, услышал — запомни, доложишь!
9. Зовут, есть — иди, не зовут — попроси, это не стыдно.
10. Хочешь есть — умей вертеться.
11. Съел сам — помоги другому.
12. Если ты не получил 5-е питание, значит, тебя посетила птица Обломинго.
13. Проверяй пятое питание, не вставая с постели.
14. После команды «Отбой» наступает темное время суток.
16. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС?
17. Не думай о секундах с высока, заходя в душ.
18. Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить.
19. Bаш чемодан украли! Надо было ставить сигнализацию «Clifford».
В СМЕННУЮ РУБРИКУ «ПОЗДРАВЛЯЕМ!»
Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с
Эту рубрику многие Воспитатели помещают под календарем, который также есть в отрядном уголке. И в зависимости от того, что написано в плане на день, какая сегодня погода и какое у отряда настроение, воспитатели и ребята придумывают, какое же время настало:
СТИХОТВОРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ
Вот таким может быть режим дня для малышей, а старшие отряды пусть попробуют придумать его сами.
9:00 Утро. Солнышко встает — спать ребятам не дает.
9:10. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.
9:30. Умываться, одеваться, на линейку собираться.
9:45 Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора.
10:00 Каша, чай, кусочек сыра — вкусно, сыто и красиво. (Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?)
10.30 Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести.
11.00 – 13.00. Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше отряда нет места на свете — знают Воспитатели. Знают все дети. И если ты час посвятишь, сей отряду, будет всем весело. Будут все рады.
13.00 Нас столовая зовет, суп отличный и компот.
14.00-16.00. К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.
16.30 Вот уже в который раз повара встречают нас.
18.00 Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружке занимаются.. Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей.
19.00 Ужина время настало и вот — отряд за отрядом к столовой идет.
20.30 Вечером фильм иль дискотека или какая другая потеха, может быть конкурс. А может игра станет сюрпризом для вас, детвора.
23.00. За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!»
Уголок обязательно должен содержать:
В работе вожатого можно выделить два основных направления анализа: анализ педагогической деятельности и анализ с детьми.
Виды педагогического анализа и формы их обеспечения.
Анализ собственной пед деятельности.
Отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей и условие жизнеобеспечения.
Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с коллегами, диагностика (анкеты, цветопись, материалы вечерних сборов-анализов с детьми в отряде).
Результаты фиксируются в педагогической документации (пед.дневник, индивидуальная карта собственного роста.)
Предполагаемая схема анализа дня.
1.Выполнены ли цель и задачи, поставленные на этот день? Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить, а что нет?
2.Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном тношении:
3. Анализ ситуации (при наличии такой в дне):
4. Общая характеристика прожитого дня:
Анализ результатов педагогической деятельности.
деятельности с работой лагеря в целом, оценить эффективность и уровень своей работы и выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с другими подразделениями лагеря.
1.Определение места и цели данного дела в общей программе смены и плане отряда 2.Установление воспитывающих и развивающих аспектов дела и учет реальных возможностей их реализации 3.Подготовка отдельных этапов дела и обеспечение их
взаимосвязи и взаимовлияния
4.Содержательное наполнение каждого составляющего компонента дела
и уровень организационного обеспечения
5.Совместная (коллективная) оценка конечного результата дела и оформление предложений по совершенствованию проведения.
Самооценка индивидуального состояния.
Педагог-организатор, воспитатель, вожатый должен учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой профессиональный уровень и рационально строить отношение как с детьми, так и с коллегами. При решении проблемы самоанализа и самоорганизации, эффективность работы вожатого значительно возрастает.
Самочувствие, психоэмоциональное и физическое состояние.
Форма: самоконтроль и самооценка.
1.Методика выявления и согласования мнений и представлений.
Цель: уточнить представления и понятия; рассмотреть соответствие идеального представления и реального результата.
2.Методика изучения удовлетворения подростка жизнью в лагере.
Подросткам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
помощью в любое время.
5.У меня есть любимый взрослый в детском лагере. 6.В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение. 7.Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих
8.У меня есть любимое занятие в детском лагере. 9.Я, считая, что детский лагерь по настоящему готовит меня к
10.Когда я уеду, то буду скучать по лагерю.
Подсчет: У = общая сумма баллов / общее количество ответов
2 Игра по станциям.
Дискуссионные формы работы.