Что нельзя делать в школьной столовой
Правила поведения в школьной столовой. Инструкция для учащихся.
Правила поведения в школьной столовой.
Информация для школьников
В столовой всегда много и детей и взрослых, ведь всем нужно успеть поесть в течение 15—20 минут. Поэтому здесь особенно важно соблюдение вполне определённых правил:
входить и выходить из помещения столовой спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок;
не входить в столовую в верхней одежде;
не вносить в столовую сумки и портфели;
не входить в пищеблок (кухню);
не торопитесь в столовую, отправляйтесь туда вместе со своим классом в отведённое для вас время;
не бегите и не спешите занять место за столом первыми, не расталкивайте других учеников;
бережно относитесь к мебели и посуде;
передвигаясь по столовой, смотрите под ноги, чтобы не поскользнуться и не упасть;
перед тем как сесть за стол, не забудьте тщательно вымыть руки;
будьте осторожны, пользуясь вилкой, чтобы не поранить себя или окружающих;
старайтесь не пролить на себя или соседей горячий суп или чай;
сидите за столом прямо, не кладите ногу на ногу, не толкайте соседей и не кладите локти на стол;
во время еды соблюдайте тишину: не разговаривайте громко, не чавкайте, не дуйте на горячие блюда, не стучите вилками и ложками о тарелки и чашки;
правильно пользуйтесь столовыми приборами: не забывайте, какие блюда едят ложкой, а какие — вилкой;
если вы испачкались, воспользуйтесь салфеткой или носовым платком;
соблюдайте чистоту: уронив что-нибудь на пол, поднимите и выбросите в мусорное ведро;
не отзывайтесь плохо о тех блюдах, которые школьные повара приготовили для вас; не показывайте виду, если вам что-то кажется невкусным;
не забудьте после еды убрать за собой посуду;
будьте вежливыми: пожелайте приятного аппетита вашим одноклассникам, поблагодарите работников столовой.
после приема пищи тщательно помойте руки;
В случае возникновения чрезвычайной ситуации (пожара, задымления и т.п.)
немедленно сообщить дежурному учителю (повару, воспитателю) о замеченных признаках пожара, задымления и т.п.
Выполнять все указания дежурного учителя (повара, воспитателя)
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-677696
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Можно ли детям брать в классы домашнюю еду и как выработать здоровые привычки?
В январе 2021 года начали действовать санитарные правила, которые устанавливают требования к организации общественного питания населения. Один из самых важных разделов документа посвящен особенностям организации общественного питания детей. Может ли ребенок есть в школе домашнюю еду? На этот вопрос собкоров «РГ» в ходе «горячей линии» ответила заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека Ирина Брагина.
Очень важно сформировать у детей привычку к здоровому и правильному питанию. Мы уже сейчас видим по мониторингу заболеваемости, что во многих семьях дети любят сладкое, жирное, фастфуд. Мы видим, что растет процент людей всех возрастов не только с избыточным весом, но уже и с ожирением. И если мы сформируем у ребенка в школе привычку, допустим, съесть вместо булочки салат из морковки, он, может быть, и родителей этому научит. И делать это нужно уже с первого класса.
Олег Корякин, собкор «РГ» в Казани: Сын ест только мамины котлеты. Могу я ему дать их с собой в школу или это нарушение санитарных правил? И может ли сын этими котлетами угощать своих одноклассников?
Что касается угощения других детей. Такие моменты также не регулируются санитарными правилами. В каждой семье свои установки.
Ирина Брагина: Действительно, у нас в стране есть несколько субъектов (их немного), где всего несколько школ, которые мы называем отдаленными, они располагаются в труднодоступных местах. Такие вопросы решаются самим субъектом РФ. И находят разные варианты, как обеспечить детей в школе горячим питанием. В одном регионе это организовано в виде наборов продуктов, из которых родители могут приготовить школьные обеды. Где-то это решается за счет привозного питания.
По материалам портала «Здоровое питание. Проверено Роспотребнадзором»
ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ПИТАНИЯ В ШКОЛЬНЫХ СТОЛОВЫХ
С 1 января 2021 года введены новые санитарные правила.
Запрещены продукты питания в школах: продукция без маркировки; мясо диких животных; консервы с нарушением герметичности; яйца с поврежденной скорлупой; продукция домашнего приготовления; загрязненные крупы; субпродукты (из них можно использовать только говяжью печень, язык и сердце); пирожные и торты; рулеты из мякоти голов, ливерные колбасы, студни, заливные блюда; творог и сметана из непастеризованного молока; макароны с фаршем или с яйцами; грибы; квас; концентрированные диффузные соки; сырокопченые колбасы и другие сырокопченые изделия; растительное пальмовое, рапсовое, кокосовое, хлопковое масло; острые блюда, кетчуп, майонез.
Горячее питание станет обязательным.
Повара обязаны использовать для приготовления пищи йодированную соль. Для тех детей, которые будут нуждаться в лечебном или диетическом питании, должны будут присутствовать индивидуальные меню.
Меню утверждается директором примерно на 2 недели (не меньше, чем на 2 недели). При этом разрешается замена одного блюда или вида пищевой продукции.
Меню можно изменять лишь из-за климата, географического расположения, а также каких-либо национальных или религиозных особенностей.
Особенность выдачи сухих пайков: делать это можно только во время поездки или мероприятий длительностью до четырех часов. Если дети заняты более четырех часов, их обязаны накормить горячим питанием.
Разрешены вендинговые аппараты, однако продаваться там должна только полезная пища. Полезная — это пищевая продукция промышленного изготовления в мелкоштучной упаковке:
вода без газа, соки и нектары, сухофрукты, орехи (за исключением арахиса), стерилизованное молоко и кисломолочная продукция с содержанием этанола не больше 0,5%, а также мучные кондитерские изделия весом до 100 г.
Еще одно нововведение — запрет на употребление блюд, принесенных из дома. С момента упаковки еды в контейнер и до того времени, когда дети садятся обедать в школе, проходит около 4-х часов. Обеспечить всех школьников доступом к холодильному оборудованию невозможно, пища хранится в сумках и рюкзаках при комнатной температуре.
Это может привести к отравлению, ведь в тепле бактерии размножаются быстрее. Исключение сделали для детей, которым по состоянию здоровья требуется лечебное или диетическое питание. Они могут брать еду из дома, если в школе есть холодильник для хранения готовых блюд и микроволновка для разогрева.
Подготовлено юрисконсультом ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области в городе Гусев» О.М. Фроловой.
Организация питания в школе
Начался учебный год, от того, насколько благоприятными будут условия для проведения учебных занятий, трудового обучения, физического воспитания, культурно-массовой и воспитательной работы, а также питания и отдыха в учреждениях образования, зависит не только успех образовательного процесса, но и здоровье тех, кто учится, и тех, кто учит. На одном из аспектов этой большой работы – организации питания в школе мы и хотим остановиться.
Возникает много вопросов со стороны директоров школ и организаторов питания – кто за что отвечает в части соблюдения требований по выполнению санитарных правил и нормативов.
Организация питания в школе должна соответствоватьтребованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и ряда других нормативных документов:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016г.
— Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 03.03.1999 г. № 52-ФЗ;
— Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1-ФЗ;
— Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ;
— Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2000г. №184-ФЗ;
— Технические регламенты Таможенного союза на пищевые продукты;
— СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания»
— СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;
— СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
— СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;
— МР 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах»
Руководитель образовательного учреждения отвечает за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием.
Юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией питания обучающихся, обеспечивают следующее:
-наличие в каждой организации СанПиН 2.4.5.2409-08;
-выполнение требований санитарных правил всеми сотрудниками предприятия;
-должное санитарное состояние источников водоснабжения и качество воды в них;
-организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования;
-наличие необходимых условий для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих ихкачество и безопасность для здоровья школьников;
-прием на работу лиц, имеющих допуск к работе по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
-наличие личных медицинских книжек у каждого работника;
-своевременное прохождение предварительного, при поступлении на работу, и периодических медицинских обследований всеми сотрудниками;
-организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовкиперсонала по программе гигиенического обучения не реже одного раза в два года;
-выполнение постановлений, предписаний федерального органаисполнительной власти, уполномоченного осуществлять надзор в сфере защитыправ потребителей и благополучия человека, и его территориальных органов;
-ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания,и другие документы, в соответствие с СанПиН 2.4.5.2409-08);
-создание условий труда работников в соответствии с действующим законодательством РФ, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;
-организацию регулярной централизованной стрики и починки санитарной одежды;
-исправную работутехнологического, холодильного и другого оборудования предприятия;
-наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;
-проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
-наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;
-организацию санитарно-просветительной работы с персоналом (проведение семинаров, бесед, лекций).
Кто контролирует качество и безопасность питания детей в школе? За чем должны следить медицинские работники?
Контроль за качеством и безопасностью питания обучающихся осуществляет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обеспечивающий питание в образовательном учреждении.
Медицинские работники должны следить за организацией питания в общеобразовательном учреждении, в том числеза качеством поступающих продуктов, правильностью их закладки. Продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документацией, удостоверяющей их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукта.
Для контроля за качеством поступающей продукции проводят её бракераж и делают запись в журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья в соответствии с рекомендуемой формой.
Для контроля за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья медицинский работник ведет ведомость контроля за питанием. В конце каждой недели или один раз в 10 дней осуществляет подсчет и сравнение со среднесуточными нормами питания (в расчете на одного человека, в среднем за неделюили за 10 дней).
Кто осуществляет снятие пробы и можно ли проводить выдачу блюд без нее?
Выдача готовой пищи осуществляется только послеснятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менеетрех человек:медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учрежденияпо органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пищу готовили). Результат регистрируется в журнале бракеража готовой кулинарной продукции в соответствии с рекомендуемой формой. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке. При нарушении технологии приготовления пищи, а также случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.
Кто отбирает суточную пробу?
С целью контроля за соблюдением технологического процесса от каждой партии приготовленных блюд отбирается суточная проба. Отбор осуществляет работник пищеблока (повар) в соответствии с рекомендациями по отбору про СанПиН 2.4.5.2409-08. Контроль за правильностью отбора и условиями хранения суточных проб осуществляет медицинский работник.
Должен ли медработник проводить осмотр сотрудников пищеблока?
Ежедневно перед началом работы медицинский работник проводит осмотр сотрудников организации общественного питания образовательного учреждения на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра перед началом рабочей смены заносят в журнал здоровья в соответствии с рекомендуемой формой.
Какие исследования должны проводиться при организации питания в школе?
Для определения в продуктах пищевой ценности (белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов) и подтверждения безопасности приготовления блюд на соответствие их гигиеническим требованиям должны проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Их порядок и объем устанавливают юридические лица или индивидуальные предприниматели, обеспечивающие и (или) организующие питание, независимо от формы собственности и профиля производства, в соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований в соответствие с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В образовательном учреждении рекомендуется организовывать работу по формированию навыков и культуры здорового питания, этике приема пищи, профилактике алиментарно зависимых болезней, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний. Формы такой работы могут быть разными-лекции, семинары, деловые игры, викторины, дни здоровья.
Должно ли вывешиваться в обеденном зале меню и можно ли привлекать детей к уборке зала, а педагогов к раздаче (порционированию) блюд?
Меню, в котором указывают сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий, вывешивают в обеденном зале ежедневно. Что касается детей, присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой категорически запрещается. Привлекать учеников к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовых блюд, резке хлеба, мытью посуды и уборке помещения не разрешается.
В соответствие с СанПиН2.4.5.2409-08 нельзя привлекать к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий, проведению санитарной обработки и дезинфекции оборудования, посуды и инвентаря персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности.
Подготовлено специалистами отдела гигиенического обучения и воспитания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» с использованием материалов журнала Санэпидсобеседник №8 (144) 2014.
Конспект классного часа «Правила поведения в столовой»
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ»
Цели: 1. сформировать представление об этикете, о правилах поведения за столом.
2.добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом.
3.объяснить детям правила поведения в школьной столовой.
активизация интереса к предмету через игровую деятельность;
формирование умений применять полученные знания;
закрепление правил поведения за столом;
воспитать способность следовать нормам поведения;
воспитать нормы социального поведения детей;
воспитать уважительное отношение к предмету
развитие речи, мышления, памяти;
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы.
1.Организационный момент. Слово учителя.
3. Правила поведения за столом (Учащиеся зачитывают стихи).
7. Викторина «Как красиво есть»
8. Заключение. Подведение итогов
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, игрушечная посудка
Учитель. Ребята мы сейчас отправимся в самое «вкусное» место в школе. Куда же это?
Учащиеся: В школьную столовую.
Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого.
Учитель. Заглянем в гости в сказку А. Толстого «Золотой ключик». Послушайте и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино.
… Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго…
– Какие замечания сделала Мальвина Буратино? (Ответы детей.)
О т в е т: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.
Правила поведения за столом.
Еду жуй очень тщательно
И не забудь сказать потом
Не толкай того, кто рядом, локтями.
Хочешь что-то достать, не тянись,
Попроси, чтоб тебе передали.
3. Не упирайся в стол локтями
И спину ровно ты держи,
Еду не надо брать руками-
Есть ложки, вилки и ножи!
4. Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши.
Рот едой не набивай
И кусочки не роняй!
— Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей.)
В столовой есть закон такой:
Руки мой перед едой!
Кушай пищу не спеша!
Если будешь все съедать
Шанс учиться есть на «пять»!
Ты поел? Чиста тарелка?
Отнеси ее скорей-ка!
Уходя, скажи спасибо
Тем, кто стол накрыл красиво!
— А теперь сами назовите уже известные вам правила поведения в столовой. (Ответы детей.)
Чтобы расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правила стараться
Выполнять нам с юных лет!
4. А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ РАЗГАДАЕМ КРОССВОРД
1. Не стучим ложечкой, когда размешиваем в нем сахар.
2. Есть с закрытым ртом, значит не …..
3. Лежит слева от тарелки.
4. Когда я ем, я глух и ……
5. Чем вытирают рот.
7. Что нельзя использовать, когда ешь рыбу.
6. Вредные советы Григория Остера.
— На свете бывают непослушные дети, которые любят делать все наоборот. И поэтому таким детям нужно давать не полезный совет, а вредный совет. Такие советы дал, Григорий Остер в своем произведении. Тот, кто из вас заметит неверное поведение героя, пусть поднимет руку. Я сделаю остановку, и мы все вместе разберём, что там оказалось неправильным.
Коли друг на день рождения
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома,
Пригодиться самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет,
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками,
Ложкой больше зачерпнешь.
Коли вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол, и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
Если вас зовут обедать,
Гордо прячьтесь под диван
Если все-таки достанут
И за стол посадят вас,
Опрокидывайте чашку,
Выливайте на пол суп,
Зажимайте рот руками,
Падайте со стула вниз.
А котлеты вверх бросайте-
Пусть прилипнут к потолку.
7. Викторина «Как красиво есть».
1. Почему не следует крошить котлету или сырник?
( Не только потому, что раскрошенная пища быстро стынет, делается невкусной, но и потому, что на такую тарелку неприятно смотреть).
2. Почему не следует выплёвывать на блюдце косточки от вишни, черешни, из компота?
(Очень некрасивое зрелище никак не поднимает аппетит у соседей по столу. Полагается сначала незаметно выплюнуть их в ложечку, а потом положить на блюдце, а если ложечка отсутствует, то надо наклониться к столу и незаметно выплюнуть прямо в блюдце).
3. Почему нельзя разговаривать с полным ртом?
(Во-первых, можно подавиться, а во-вторых, выронить пищу изо рта, поэтому следует сначала проглотить пищу, а потом уже разговаривать. Во время еды нельзя прихлёбывать громко, стучать ложкой по тарелке, нужно стараться есть беззвучно).
(Можно поранить рот).
6. Как поступить, если тебе нужно достать что-нибудь с другого края стола? (Вежливо попросить соседа передать).
7. Почему ложку или вилку, которыми вы едите, нельзя класть на стол? (Потому что можно запачкать скатерть).
8. Как пользоваться салфеткой?
(После еды вытереть сначала губы, а потом руки).
8. Подведения итогов занятия.
Какие правила поведения в столовой, за столом вы запомнили?
Мне бы очень хотелось, чтобы правила поведения были вашими спутниками.
А чтобы вы помнили правила поведения в школьной столовой, вывесим их в классный уголок.
Правила поведения в столовой.
1. Обязательно мой руки перед едой. Береги своё здоровье.
2. Ешь не торопясь, тщательно пережёвывая пищу.
3. «Когда я ем, я глух и нем». Помни, что разговоры и игры во время еды могут стать очень опасными для здоровья и жизни.
4. Не дожёвывай на ходу, съедай всё за столом. Выносить еду из столовой не разрешается.
5. Обязательно убери после еды за собой посуду. Не забудь поблагодарить тех, кто тебя накормил.