Что нельзя делать в шахматах
7 шахматных ходов, которые не следует играть
Дата публикации: 2016-10-11
В шахматах можно сыграть миллиард различных ходов. Если вы начинающий игрок, то всегда трудно определить, насколько хорош ваш ход. Действительно, нет общего правила, которое позволяет со 100% точность определить силу вашего хода.
Если бы существовала такая возможность, то стать гроссмейстером можно было всего за несколько недель, а не лет. Тем не менее, есть несколько общих закономерностей, которые очень распространены в шахматах и помогут вам принимать правильные решения в ваших играх.
Плохой Ход №1
Что случилось после этого хода? Разве Ферзь не самая сильная фигура на доске, и мы не должны использовать ее как можно скорее? Этот пример раскрывает два очень важных шахматных правила.
Еще одна проблема раннего развития ферзя – мы не знаем точно куда его следует развить. Так как в начале партии еще не понятно, какая получится позиция. Я рекомендую отложить развитие ферзя, до того, по не будет ясно, как будут расставлены фигуры.
Возвращаясь к диаграмме выше, поле f3 является одним из худших вариантов для ферзя, потому что он забирает драгоценное поле у коня g1. Теперь у коня нет хороших полей для развития. Это в свою очередь задерживает рокировку и делает фигуры Белых дезорганизованными.
Решение: не развивайте рано ферзя в дебюте. Отдавайте приоритет коням и слонам. Как только это будет сделано, необходимо рокировать короля и затем уже можно развить ферзя. Есть конечно позиции, где необходимо развивать ферзя рано, но это в основном исключительные случаи.
Плохой Ход №2
Решение: нужно хорошо подумать, прежде чем Вы решите переместить любую из пешек перед рокировавшемся королем. Пешки не возвращаются, а любые изменения в пешечной структуре постоянные.
Есть правило, «не двигайте пешки, охраняющие Вашего короля, если вы не обязаны это делать». Всегда пытайтесь найти альтернативный способ устранения проблемы, без ухудшения пешечной структуры, особенно если безопасность Вашего короля под угрозой.
Плохой Ход №3
Все знают, что конь на краю доски слаб. Это справедливо не только из-за количества полей, которые он может контролировать. На диаграмме сделан простой ход Nh3. Идея Белых проста. Они хотят развить коня и слона, с последующей рокировкой в короткую сторону.
Но есть проблема: конь на h3.
Конь на h3 не только бездействует, но также становиться целью. Если Белые рокируют в короткую сторону, Черные буду рады разменять своего белопольного слона на коня h3, разрушив пешечную структуру Белых и позиция короля будет раскрыта. Даже если коня сразу не возьмут, он будет слабостью и может застрять на h3 довольно долго.
Решение: не развивайте коней на такие поля, как h3(h6) и a3(a6), особенно если их можно забрать, а вы планируете в эту сторону рокироваться. Общее правило – старайтесь развивать коней максимально близко к центру доске. Помните, кони в центре, слоны по флангам.
Плохой Ход №4
Известно, что поле f2 очень уязвимо в дебюте, поскольку защищено только королем. Два из наиболее распространенных матов основаны на этой идее: детский мат и дурацкий мат. Вы должны всегда быть очень осторожными, продвигая пешки возле своего короля. Особенно при движении пешки «f».
Почему?
Здесь не только поле f2 становится слабым, но также ослабляется целая диагональ e1-h4. Играя этот ход, вы уже в дебюте создаете себе проблемы, поэтому данный ход не рекомендуется для большинства игроков.
Решение: не двигайте пешку “f”, заботьтесь о поле f2 и диагонали e1-h4, развивайте коня на f3 и рокируйтесь.
Совет: Чтобы улучши свою игру, Вам нужно не только изучать дебют, но и сосредоточиться на позиционном понимании и игре в эндшпиле. Если, вы хотите хорошо играть окончания, я предлагаю ознакомиться с нашим курсом, где мы изучаем очень много часто встречающихся окончаний. Изучив эти материалы, Вам больше не придется догадываться о выигрышном подходе. Вы будет просто применять отточенную технику:
Плохой Ход №5
Движение пешек по флангу, одна из любимых идей у любителей. Они любят играть такие ходы, как a4 и h4. Некоторые даже знают, что эти ходы можно использоваться для активизации ладьи через поле а3. Проблема этих ходов состоит в том, что они не помогают развивать фигуры. В то время как пешки e и d, находясь на стартовых позициях не дают возможности развиться слонам. Их конечно можно вывести через фианкетто, но движение пешек a и h не способствует этому.
Никто не любит играть с отсталым развитием. Если вы хотите хорошо себя чувствовать в миттельшпиле, для начала вы должны пережить дебют, делая нормальные ходы.
Решение: начинайте свои партии с помощью d4 или e4, или первым развивайте коней. Избегайте движение пешек h4 и a4.
Плохой Ход №6
Одна из ключевых идей многих шахматных дебютов — захват центра. Если вы контролируете центр, то вам легче развивать фигуры, менять их позиции при нападении или защите. Поэтому, кто владеет центром, обычно обладает преимуществом в пространстве.
Посмотрите на диаграмму выше. Между позициями Белых и Черных есть резкое различие. Белые сделали пассивные ходы a3 и h3. Черные этим воспользовались, получив полный контроль над центром с помощью пешек e и d. Обратите внимание, сколько полей контролируют Черные в центре.
Естественно, в таком дебюте у Белых будет мало места. А их фигуры будут пассивными и иметь плохие позиции. А Черные без проблем завершат развитие и подготовят атаку.
Решение: не нужно играть пассивно в дебюте. Всегда старайтесь занять центр и развивать свои фигуры на активные поля.
Плохой Ход №7
Рокировка, действительно хорошая идея, но есть случаи, когда отказ от рокировки будет более безопасным вариантом. В приведенной выше диаграмме вы можете увидеть одну из таких позиций. Королевский фланг Белых разрушен, у них сдвоенные пешки по линии f. Черный конь и ферзь находятся в опасной близости. Здесь рокировка почти как самоубийство.
Принимая решение, рокироваться или нет, вы должны в первую очередь оценивать безопасность вашего короля. В этой позиции безопаснее уйти на ферзевый фланг. Рокировка в короткую сторону, несмотря на то, что нужен только один ход, приведет к немедленной катастрофе.
Решение: Избегайте рокировки, если слишком много фигур оппонента активны на том фланге, куда вы рокируетесь. Также не следует рокироваться, если пешечная структура на этом фланге сильно разрушена.
Правила поведения шахматиста
Что такое шахматы? Игра, наука, искусство… копий было сломано не мало на этот счет.
А еще шахматы — единоборство. И также, как в других единоборствах, например восточных, в шахматах есть свои правила поведения. В том числе основополагающие. Например, взялся – ходи.
Следование писанным и неписанным правилам – очень важный момент. И познакомить с ними юного (или не очень) шахматиста следует, как можно раньше. По причине, о которой будет сказано в конце заметки.
И тогда человек будет получать от занятий шахматами исключительно пользу, как в спортивном плане, так и в плане личностного развития.
Рукопожатие
Обмениваться рукопожатием принято, как до, так и после партии.
Это общепринятый знак взаимного уважения. До партии обычно шахматисты протягивают руку для рукопожатия одновременно. Перед тем, как сесть за столик или уже будучи за столиком.
После окончания партии соперники также пожимают руки. Шахматист, признающий свое поражение, протягивает руку первым. Если ничья, — обычно одновременно.
Говорить ничего не надо, следуя правилу №2.
Играем молча
В шахматы действительно принято играть молча. Совершенно недопустимо во время игры донимать противника вопросами, а также комментировать происходящее на доске.
Не приветствуются также разговоры в турнирном зале.
Умственная работа требует тишины. Нарушать ее можно только в специальных случаях. Например – подозвать арбитра или указать на просрочку времени – коротким словом «Время!» или (как раньше) – «Флаг!». Если кто не знает, в 20 веке на механических часах были этакие флажки, которые падали, когда стрелка подошла к 12.00, — самой верхней цифре на циферблате.
Взялся — ходи!
Другое название (скорее жаргонное): Тронуто-хожено.
Если вы уже взялись за фигуру, чтобы сделать ход, — он должен быть сделан обязательно этой фигурой.
Если вы хотите поправить фигуру или несколько фигур на доске, необходимо предупредить соперника словом: «Поправляю!». Только не надо орать на весь зал) (см. правило 2)
Бывают и курьезы: Шахматист взял фигуру, начал передвигать и … передумал. Что делать? Придется срочно найти поле, куда поставить эту фигуру. Нередко можно наблюдать, как шахматист уже взял фигуру для хода, и словно завис. Видимо лихорадочно соображает, куда «ткнуть» фигуру, за которую он взялся.
Когда вы передвинули фигуру и уже отпустили руку – ход признается сделанным. Переключили вы часы или нет, — значения не имеет.
Не допускается брать ход назад!
Думаю, здесь комментарии излишни.
Просить соперника дать «переходить» — это такой детский сад, что и говорить не приходится. Если в шахматах разрешить «перехаживание», — на доске тут же воцарится полный хаос и вакханалия. И не только на доске.
Что делать при падении фигур?
Когда шахматист начинает играть с часами, — неизбежно возникают разные ситуации, связанные с цейтнотом.
Например, падение фигур. Задели одну во время хода, повалились несколько. Такое подчас случается даже на крупных соревнованиях среди профессиональных шахматистов:
Прежде, чем продолжить игру, естественно необходимо восстановить позицию, поправить фигуры. Делается это за счет времени игрока, который уронил фигуры. Обычно он сам это делает и только потом делает ход и переключает часы.
Если вдруг упали фигуры при ходе соперника, немедленно переключайте часы назад и попросите поправить фигуры за его время.
Нельзя пользоваться подсказками
«Папа решает, а Вася сдает…». Помните эту детскую песенку?
Очевидно, что в реальной игре за доской получить подсказку затруднительно. Просто потому, что это запрещено и вы у всех на виду.
Другое дело игра по интернету. Желающему воспользоваться подсказками компьютера, — полное раздолье.
В игре на высоком уровне с этим явлением худо-бедно научились бороться. Но на уровне начинающих, да и немного повыше, контроль или отсутствует совсем, или ограничен проверкой специальной службой игрового портала при обращении участника.
Так или иначе, молодому шахматисту желательно запомнить, что пользоваться подсказками компьютера не имеет никакого смысла по целому ряду причин. Отметим только две из них:
Заключение
Если вы наставник юного шахматиста, — важно донести эти этические правила, как можно раньше.
Дело в том, что с ними мальчика или девочку все равно познакомят. Например, соперники. И могут сделать это далеко не дружеским тоном.
Подобные ситуации могут напрочь отбить желание ребенка заниматься шахматами.
Так что, следуем правилам поведения и плавно вливаемся в прекрасный и удивительный мир шахмат.
Шахматы кто как ходит и бьет. Правила игры в шахматы для начинающих
Статья 3: ХОДЫ ФИГУР
3.1. Не разрешается делать ход фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура перемещается на поле, занятое фигурой соперника, последняя забирается и снимается с шахматной доски, как часть того же самого хода. Говорят, что фигура нападает на фигуру соперника, если в соответствии со Статьями 3.2 — 3.8 эта фигура может взять фигуру соперника на этом поле.
Считается, что фигура нападает на поле, даже если она не может пойти на это поле, так как в этом случае король того же цвета останется или окажется под ударом.
3.2. Слон может пойти на любое поле по диагонали, на которой он стоит.
3.3. Ладья может пойти на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.
3.4. Ферзь может пойти на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.
3.5 При выполнении этих ходов слон, ладья или ферзь не могут перейти через поля, занятые другими фигурами.
3.6. Конь может пойти на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.
3.7. a) пешка может пойти вперёд на поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, при условии, что это поле не занято; или
b) при своем первоначальном ходе пешка может пойти так, как описано в Статье 3.7а, или же она может быть продвинута на два поля по той же самой вертикали, при условии, что оба эти поля не заняты; или
c) пешка может пойти на поле, занятое фигурой соперника, расположенное перед ней по диагонали на соседней вертикали, забирая эту фигуру.
d) Пешка, занимающая поле на той же горизонтали и на соседней вертикали с пешкой соперника, которая только что продвинулись на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять эту продвинутую пешку соперника, как если бы последний её ход был только на одно поле. Это взятие разрешено только ходом, следующим за этим продвижением, и называется взятием “на проходе”.
e) Когда игрок при своём ходе продвигает пешку на самую дальнюю от исходного положения горизонталь, он должен обменять эту пешку в рамках того же самого хода на нового ферзя, ладью, слона или коня того же цвета на предполагаемом поле превращения. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже взяты раньше. Такая замена пешки на другую фигуру называется “превращением”, и действие новой фигуры начинается сразу же.
3.8. Существует два различных способа делать ход королем:
a) пойти на любое соседнее поле,
b) сделать “рокировку”. Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по первой для игрока горизонтали, считающееся за один ход короля, выполняется следующим образом: король перемещается со своего начального поля на два поля по направлению к ладье, стоящей на начальном поле, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек.
Слева внизу — положение перед рокировкой белых на королевский фланг и рокировкой черных на ферзевый фланг. Справа внизу — положение после рокировки белых на королевский фланг и рокировки черных на ферзевый фланг.
Слева вверху – положение перед рокировкой белых на ферзевый фланг и рокировкой черных на королевский фланг.
Справа вверху — положение после рокировки белых на ферзевый фланг и рокировки черных на королевский фланг.
(1) Право на рокировку теряется:
a) если король уже делал ход,
b) с той ладьей, которая уже делала ход.
(2) Рокировка временно невозможна:
a) если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами соперника;
b) если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-либо фигура.
3.10. а) Ход считается разрешённым Правилами, когда все соответствующие требования Статей 3.1 — 3.9 полностью выполнены.
b) Ход считается неразрешённым Правилами, когда он не отвечает соответствующим требованиям Статей 3.1 — 3.9.
c) Положение считается недопустимым, если оно не может быть получено любой серией разрешённых Правилами ходов.
Шахматы – это невероятно интересная, притягательная игра, которая требует мастерства и стратегического мышления. На протяжении столетий она была популярна среди интеллектуалов и ученых; тем не менее, чтобы играть в шахматы, не нужно быть гением – даже дети умеют играть и делают это хорошо. Вы еще будете говорить «шах и мат! » после прочтения этого руководства, начиная с указанного ниже шага 1.
Понимание игры, доски и фигур
Изучите виды фигур и то, как каждая из них ходит. Каждая фигура имеет свои особенности движения. Ниже вы увидите названия фигур и то, как каждая из них ходит (не считая пары исключений, к которым мы еще вернемся):
Установите доску. Теперь, когда вы знаете, как ходит каждая фигура, можете расставить их на доске. Расположите ее так, чтоб у каждого игрока была светлая клетка справа внизу. Расставлять фигуры нужно следующим образом:
Если вы настроены всерьез, рассмотрите возможность изучения названий вертикалей и горизонталей. Каждому полю на доске соответствует буква и число. В случаях, когда кто-то говорит что-то вроде, «конь на C3,» это C3 является частью системы; оно делает указание на конкретную клетку намного более простым. Вот как это работает.
Игра на практике
Белые ходят первыми. Это происходит следующим образом. Они выбирают фигуру, которой хотят походить, и наступают, разыгрывая дебют. Они делают ход, а черные отвечают. Дебют – одна из важнейших стадий игры. Нет «правильного» способа его розыгрыша – у каждого свой стиль. Найдете свой и вы. Однако есть несколько вещей, о которых следует помнить:
Подключите правило en passant («взять на проходе»). Если желаете его применить, вот оно. Хотя многие начинающие и не переживают по этому поводу. Но если вам интересно, как сделать игру более французской и сложной, чем она уже есть, это правило применяется следующим образом:
Ходите по очереди. И да будет игра! Чередуйте ходы со своим оппонентом, пытаясь добраться до вражеского короля и устраняя фигуры, которые будут мешать. Если вы заберете ферзя вашего оппонента или заставите противника защищаться, то вы будете чувствовать себя отлично, впрочем, есть и много других возможностей для победы.
Научитесь делать рокировку. Помните о «некоторых исключениях», которые мы упоминали, описывая ходы фигур? Так вот, помимо взятия en passant пешкой, есть еще и рокировка. Это когда ваши король и ладья меняются местами – это укрывает короля и выводит ладью, убивая двух зайцев сразу. Это очень, очень полезно.
Ставьте шах королю соперника. В ситуации, когда вы могли бы взять короля соперника следующим ходом, но он может спастись, говорится, что король под шахом. Когда такое происходит, скажите вслух «шах». У вашего оппонента в таком случае есть такие варианты:
Выиграйте игру, ставя мат королю соперника. Это означает, что вы объявляете королю соперника шах, от которого он не может спастись. Когда это произойдет, с упоением скажите «шах и мат!» В этом случае оппонент кладет своего короля на доску, что сигнализирует о его поражении. Бум!
Общая стратегия
Используйте все свои фигуры. Звучит вполне логично, правда? Но одна из самых больших ошибок новичков в том, что они используют только некоторые из своих фигур. Когда это происходит, остальные фигуры начинают только мешать и с легкостью уничтожаются оппонентом. Поэтому вдыхайте жизнь в доску, заставляйте вашего оппонента быть настороже и задействуйте всю свою армию.
Контролируйте центр. Поскольку оттуда фигуры могут двигаться в разных направлениях, контроль центра важнее, чем флангов. Когда вы доминируете в центре, у вашего оппонента намного меньше безопасных, хороших полей для своих фигур. Его сила сильно падает, если он может играть только влево и вправо. Поэтому захватите центр настолько быстро, насколько это возможно!
Не отдавайте свои фигуры без причин. И так понятно, правда? Если вы должны отдать фигуру, обменяйте ее на что-то. Но никогда не отдавайте ее бездумно – они все ценны, понимаете вы это или нет. Если вам интересно, каждую фигуру можно примерно оценить в баллах. Чем ценнее фигура, тем в большее количество баллов она оценивается:
Защищайте своего короля. Опять большая банальность, к сожалению. Если вы не делаете ничего другого и не очень любите атаковать, то вы просто обязаны защищать короля. Спрячьте его в угол рокировкой, дайте ему несколько хороших телохранителей и начните уничтожать силы оппонента своими фигурами. Вы хотите, чтоб оппонент начал подумывать о бегстве вместо атаки, и чем быстрее, тем лучше.
Предупреждения
Начальная позиция фигур выглядит так:
Пешка
Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.
В реальной жизни «с делать ход конем» – значит выполнить какой-то необычный или хитрый шаг.
Слон – сильная, дальнобойная фигура. Номинальная стоимость слона составляет 3 очка, и по силе он примерно равен коню. Это сравнение несколько условное, так как в открытой позиции слон может оказаться сильнее коня, а в закрытой – конь часто бывает сильнее слона. Конь и слон относят в шахматах к «легким фигурам».
Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число клеток, как показано на рисунке. Слона, который ходит по белым клеткам, называют белопольным, а по черным – чернопольным.
Ладья
Специфический ход в шахматной партии – рокировка. Рокировка правильно выполняется так – короля передвигают на 2 клетки к ладье и ладью переставляют за короля. Рокировку можно делать при соблюдении следующих условий :
к ороль и ладья, с которой происходит рокировка, до этого в игре не делали ходов;
на горизонтали м ежду королем и ладьей отсутствуют другие фи гуры;
к ороль не находится под ударом фигуры противника;
п оле, через которое передвигается король и поле, на которое он становится не находятся под ударами фигур противника.
Длинная рокировка выполняется в сторону ферзевого фланга, к ороткая – в сторону королевского.
Нельзя первой переставлять ладью. В шахматах существует правило: взялся – ходи. Если сначала передвинуть ладью к королю, противник имеет право потребовать считать ход завершенным, и рокировка не состоится. Рокировка – единственный ход в шахматах, когда один ход выполняют две фигуры.
Ферзь
Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.
Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.
Король
Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.
В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.
Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.
На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.
Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.
Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.
В этом случае партия заканчивается вничью.
По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, з а ничью 0,5 очка, з а поражение 0.
Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.
Шахматные ходы пешки
Правило 1 (как пешки ходят)
Правило 2 (первый ход)
Правило 4 (превращения пешки)
Взятие пешки на проходе
Правило 5 (Взятие пешки на проходе)
Всеволод Викторович Костров
Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий