Что нельзя делать в общественных местах

Отдельные аспекты ответственности за нарушение правил поведения в общественных местах

Права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ч. 5 ст. 1 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, ратифицированной Российской Федерацией, места общественного пользования означают те части любого здания, земельного участка, улицы, водного пути или других мест, которые доступны или открыты для населения, будь то постоянно, периодически или время от времени, и включают любой коммерческий, деловой, культурный, исторический, просветительский, культовый, государственный, развлекательный, рекреационный или аналогичный объект, который таким образом доступен или открыт для населения.

Таким образом, понятие «общественное место» охватывает любые помещения и территории, предназначенные для нахождения в них людей и обладающие свободным доступом к ним. Определяющим условием при определении отношения места совершения правонарушения к общественному является его доступность для посещения гражданами.

Наиболее распространенными являются правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45, явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. При этом важны именно умысел на противопоставление обществу, пренебрежение им.

За совершение мелкого хулиганства закон предусматривает два вида альтернативных наказаний: административный штраф и административный арест.

С другой стороны, не являются мелким хулиганством действия, хотя формально и подпадающие под признаки, описанные в ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, однако основанные на личных неприязненных отношениях, когда лицо не преследует цели нарушения общественного порядка Если конфликт произошел во дворе жилого частного дома, принадлежащего гражданину, а действия, основанные на личных неприязненных отношениях, произведены в отношении членов семьи, родственников, знакомых, сослуживцев по бытовым мотивам, то они не могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство. Земельный участок, находящийся в пользовании физического лица, на котором расположен жилой дом, не является общественным местом применительно к требованиям действующего законодательства.

Другим достаточно актуальным и распространенным административным правонарушением является ст. 20.2.2 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.2.2 КоАП РФ.

Ключевым здесь является факт создания помех движению пешеходов, автомобилей или доступу граждан к объектам социальной инфраструктуры, совершенный в общественном месте.

Так, будет правильной квалификация действий лиц по ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, выразившихся в том, что они находились в пешеходной зоне, в количестве 15 человек, которые прибыли к дому своего знакомого с целью помешать проведению сотрудниками полиции предупредительно-профилактических мероприятий в отношении последнего.

А вот действия лица, игравшего на музыкальном инструменте в общественном месте и собравшего тем самым вокруг себя группу людей, не могут быть квалифицированыпо ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, так как факт одновременного пребывания граждан в количестве примерно 10 человек на улице около дома сам по себе не свидетельствует о затруднении перемещения пешеходов и ограничении их доступа к объектам социальной инфраструктуры. В данном случае отсутствует у лица умысел именно на организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, равно как и доказательств фактического выполнения им организационно-распорядительных функций по организации такого мероприятия.

Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской Республике

Источник

Правила поведения в общественных местах и связанные с этим ограничения

К общественным местам относятся места значительного скопления граждан (улицы, площади, парки, стадионы, транспорт), а также любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых могут находиться люди (подъезды, пешеходные переходы, остановки, торговые центры, залы ожидания и др.). Однако в некоторых случаях законодатель относит толкование правовых норм на усмотрение правоприменителя, что является вполне логичным, учитывая разнообразие объектов, которые могут быть признаны общественными местами.

Вполне естественно, что права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Наиболее важными среди нормативных актов, регламентирующих правила пребывания людей в общественных местах, можно назвать Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 6.24, 20.1, 20.20, 20.21, 20.2.2).

Особое внимание уделено законодателем охране здоровья граждан, пребывающих в общественных местах.

В частности, ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (ред. от 26.04.2016) установлен запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

Часть 1 статьи 6.24 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, а нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).

Источник

Безопасное поведение в местах массового скопления людей

Опасность толпы заключается в её спонтанности и силе воздействия на каждого человека в отдельности. Чтобы вернуться с очередного мероприятия без ушибов или переломов, необходимо знать и соблюдать следующие правила:

избегайте больших скоплений людей.

Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.

Если оказались в толпе, позвольте ей нести Вас, но попытайтесь выбраться из неё.

Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.

Стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.

Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.

Не держите руки в карманах.

Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.

Если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа.

Если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.

Если Вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, «выныривайте», резко оттолкнувшись от земли ногами.

Если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.

Попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы между секторами на стадионе, стеклянные двери и перегородки в концертных залах и т.п.), обратите внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним.

Легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода.

При возникновении паники старайтесь сохранить спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию.

Во время массовых беспорядков постарайтесь не попасть в толпу, как участников, так и зрителей. Вы можете попасть под действия бойцов спецподразделений.

Источник

Что делать с теми, кто курит в общественных местах?

Вы уже разбирали вопрос о том, как бороться с курильщиками в подъезде дома. Меня интересует вопрос про курение в общественных местах.

К сожалению, просто избегать сигаретного дыма зачастую невозможно — он везде: по дороге к метро, офису и в сквере. Когда я иду в офис, вход в здание приходится проходить, задержав дыхание. Особенно в период обеденных перерывов.

Что по закону считается общественными местами, в которых курение запрещено? Как можно бороться с такими курильщиками?

Андрей, согласен с вами, что для некурящего запах табака бывает неприятен. Но закон защищает и права курильщиков. Если территория не относится к местам, где курение запрещено, — человек с зажженной сигаретой закон не нарушает.

В ответе разберу, как бороться с теми, кто курит в общественных местах.

Где можно курить, а где нельзя

Места, где курить запрещено, перечислены в законе. Ограничения относятся к помещениям, транспорту и некоторым открытым территориям.

Курить категорически нельзя:

А еще нельзя курить в лифтах и помещениях общего пользования — к ним относится даже подъезд жилого дома. Зажечь сигарету также нельзя в транспорте, в гостиницах и съемных квартирах. Под запретом курение в помещениях, где предоставляют бытовые услуги, услуги торговли, общественного питания, в помещениях рынков и в нестационарных торговых объектах. Фактически под запрет попадает курение в любом месте, где могут быть посетители и осуществляется предпринимательская деятельность: от крупного офиса до навеса на стихийном рынке.

С точки зрения закона почти все помещения — это зона, свободная от курения. Если, конечно, собственник не выделит специальное место для курильщиков. Закон ему это позволяет. Но даже организовать место для курения по закону собственнику не так просто. Одной только таблички «Место для курения» и урны недостаточно. Такое место должно соответствовать нормативам Минздрава и Минстроя. Кроме таблички также придется установить урну, а если место открытое, в темное время суток его нужно будет освещать. Закрытое место нужно будет еще и оборудовать дверью, чтобы дым не проникал в другие помещения, системой вентиляции и огнетушителем.

С открытой территорией все сложнее. Если на школьном стадионе или на детской площадке курить категорически запрещено, то у входа в бизнес-центр закон курить не запрещает. Привлечь к ответственности за это нельзя, потому что далеко не в любом общественном месте курить запрещено.

Пример из суда. Мужчину оштрафовали за курение у входа в здание железнодорожного вокзала. Сам он против штрафа не возражал. Зато возражала прокуратура — она проверяла, как полиция исполняет законодательство, и решила, что в данном случае привлекать мужчину к ответственности не было оснований: в протоколе не было указано расстояние, на котором находился от вокзала человек с сигаретой. Если больше 15 метров — нарушения нет. А каким оно было на самом деле — полиция не указала. Суд с доводами прокуратуры согласился — постановление о привлечении к административной ответственности отменили.

Как бороться с нарушителями

Тем, кто курит в запрещенных местах, придется отвечать по закону. Штраф — от 500 до 1500 рублей. За курение на детской площадке накажут строже: штраф за это — от 2000 до 3000 рублей.

А еще местные власти вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях. Список региональных законов, в которых ограничивают места курения и вводят штрафные санкции, можно посмотреть в справке о дополнительных ограничениях на курение в субъектах РФ.

Но этот перечень общественных мест, где курение запрещено, исчерпывающий. За курение на улице, если это место не входит в такой перечень, наказать человека по закону нельзя.

Ответственность за курение в неположенном месте административная. Это означает, что привлечь курильщика к ответственности могут только сотрудники полиции.

На практике в общественных местах статья 6.24 КоАП РФ работает только в том случае, если сотрудники полиции увидели сами, что человек курит в неположенном месте, и оформили протокол. С соседями все проще: там, как правило, известен хотя бы номер квартиры, в которой живет любитель курить в запрещенных местах. Его можно сфотографировать и потом показать фото сотрудникам полиции, которые и оформляют протокол об административном нарушении. Кстати, с соседями это можно делать хоть за каждую сигарету. Ограничений по количеству протоколов за курение нет.

А вот если фотографировать курильщиков на улице, результата, скорее всего, это не даст. Такие фотографии сложно сопоставить с конкретным лицом. Даже если вы передадите такую информацию в полицию, скорее всего, они не смогут установить конкретного нарушителя.

Если человек считает, что курильщики нарушают его право на благоприятную окружающую среду, он может требовать защиты своих прав и компенсации причиненного вреда в судебном порядке. Это сложно, занимает много времени, но тем не менее вполне реально. Об одном из таких случаев мы рассказывали в статье «Мужчина курил на балконе, а сосед затаскал его по судам и получил деньги». Мужчина ходил по судам три года, доказал свою правоту и получил с соседа, любившего курить на балконе, 5 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

Как обязать собственника помещения обеспечить соблюдение закона по ограничению курения

Статья 6.24 КоАП РФ предусматривает ответственность именно за курение табака в неположенных местах. То есть оштрафуют только человека с сигаретой, а не владельца территории, где он курит.

Обязать собственника помещения принимать меры воздействия ко всем курильщикам тоже нельзя.

Но повлиять на курильщиков можно, если речь идет о сотрудниках владельца помещения или предприятия. Работодатель имеет право, руководствуясь законом, ввести полный запрет курения на своей территории.

Для этого ему потребуется:

Но это право работодателя, а не обязанность. Заставить его вводить подобные ограничения по закону нельзя.

Что можно реально сделать в вашем случае

Можно обратиться к собственнику помещения и попросить, чтобы он оборудовал места для курения подальше от входа в бизнес-центр либо организовал специально оборудованные места для курения внутри бизнес-центра.

Вполне вероятно, что такие места там уже есть. Но не все посетители о них знают, поэтому и курят у входа. В этом случае вы можете обратиться к собственнику с просьбой разместить специальные указатели — чтобы все знали, где они могут покурить так, чтобы не причинять неудобств другим.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Разъяснение по вопросу проведения фотосъемки и видеосъемки в общественных местах

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Так, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и некоторыми другими законодательными актами предусмотрены ограничения данного конституционного права гражданина.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Фотосъемка одного участника гражданских правоотношений не должна посягать на права других их участников.

В соответствии с частью 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

гражданин позировал за плату.

Если фотосъемка в общественном месте имеет целью сбор информации о частной жизни лица, то без согласия этого лица она не допускается исходя из части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации. Эти же действия, направленные на раскрытие личной и семейной тайны гражданина, умаление его чести и доброго имени, не должны осуществляться в любом случае.

Также необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности
к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 года № 142, использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры не допускается в контролируемой зоне аэропорта.

В Правилах пользования Московским метрополитеном, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16 сентября 2008 года № 844-ПП, содержится запрет осуществлять кино-, видеосъемки без письменного разрешения руководства метрополитена (п. 2.11.13).

Распоряжением ОАО «РЖД» от 18 июля 2008 года № 1513р утверждено специальное Положение о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги», в пункте 3 которого оговаривается, что оно не распространяется на съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров. Таким образом, подобную съемку возможно вести без получения соответствующего разрешения.

Что касается торговых залов и иных помещений организаций, реализующих товары, работы и услуги потребителям, то производимая в них фото- и видеосъемка согласуется с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», гарантирующим право любого потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Коммерческую тайну размещенная там информация составлять не может.

Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фотосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина на свободный поиск, получение, передачу, производства и распространение информации о жизни, личной и семейной тайне, на защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации),
на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального закона 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»).

Таким образом, проведение фотосъемки и видеосъемки в общественных местах возможно с соблюдением прав и свобод гражданина и в случае отсутствия запрета на ее проведение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *