Что нельзя делать учителю на уроке
Что запрещается делать учителям?))
1. Обязан соответствовать требованиям, предъявляемым к соответствующим квалификационным характеристикам.
2. Обязан поддерживать дисциплину в школе на основе уважения человеческого достоинства обучающихся.
Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
3. Обязан обеспечить выполнение учебных программ, достижение обучающимися уровня образования (государственный образовательный стандарт).
4. Обязан отвечать за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.
5. Рабочий день учителей должен начинаться не позднее, чем за 10 минут до начала занятий, за 5 минут до начала урока учитель обязан открыть свой кабинет.
6. В течение учебного времени учителя приступают к очередным урокам со звонком, задержка учащихся на переменах, а также опоздание учителя на урок считается нарушением трудовой дисциплины.
7. Учитель не имеет права отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков.
8. Не должен оставлять учащихся в кабинетах одних, без учителя.
9. Не имеет право удалять учащихся с уроков, не может не допускать опоздавших до занятий.
10. Учитель обязан соблюдать единые педагогические правила для педагогов, работающих в одном классе:
— урок начинается и заканчивается по звонку
— каждая минута урока используется для организации активной познавательной деятельности учащихся
— воспитательная функция урока органически связана с образовательной, развивающей.
— воспитание на уроке осуществляется через содержание, организацию, методику урока, влияние личности учителя
— обращение к учащемуся должно быть уважительным
— учитель в самом начале урока (орг. момент) требует полной готовности учеников к уроку, наличия учебных принадлежностей, внимания.
— учитель вырабатывает спокойный, сдержанный тон. Регулирование поведения учащихся достигается взглядом, изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами.
— категорически запрещается крик, оскорбление ученика. Их альтернатива – спокойное требование, спокойный тон, выдержка.
— Учителя, работающие в одном классе, в зависимости от обстоятельств, проводят коррекцию требований (в зависимости от отношения учащихся к учению, из поведения).
— требования к оформлению и ведению тетрадей, дневников основывается на едином орфографическом режиме, вырабатываемом на педагогическом совете и методических объединениях учителей – предметников.
— все учителя, работающие в одном классе, укрепляют доверие учащихся к учителям на основе межпредметных связей, взаимоуважения друг к другу.
— важное место в воспитании занимают высокие профессиональные качества, которые совершенствуются в совместной работе.
Поиск новых методов, форм, средств обучения и воспитания и из обсуждение является постоянным атрибутом работы учителя.
11. Учитель обязан следить за культурой собственной речи.
12. Учитель обязан следить за своим внешним видом, придерживаясь делового стиля в одежде, в прическе.
13. Учитель обязан разъяснять сложный материал в случае обращения к нему учащихся
8.2.Опаздывать на урок.
(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)
8.3.Выгонять ученика с урока.
(Конституция РФ, ст. 43)
8.4.Выставлять в журнал оценку
не за ответ, а за поведение
учащегося.
(Рекомендация ЮНЕСКО от
05.10.1966 г. «О положении
учителей», п. 65)
8.5.Задавать домашнее задание
на каникулярное время в 1-11
классах и в выходные дни в 1-4
классах, кроме чтения
художественной литературы.
(Конвенция о правах ребенка, ст.
31; Постановление Главного
государственного санитарного
врача РФ от 28 ноября 2002 г. №
44 «О введении в действие
санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов СанПиН
2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)
Этого учитель не должен делать никогда
Георгий Аствацатуров
20 ноября 2017 • 18:15
Учителя не идеальны. Они тоже совершают ошибки, за которые потом себя осуждают. Иногда в силу своей перегруженности, бытовых проблем мы делаем опрометчивые шаги, связанные непосредственно с нашей работой. Да, ошибок не избежать, но очень важно свести их до минимума, предупреждать их.
И всё же, есть определённые вещи, которые учителя никогда не должны допускать.
Эти ошибки наносят ущерб миссии учителя, они подрывают наш авторитет и создают барьеры для нашей будущей работы.
Учитель не должен забывать о силе своего слова и своих действий. Поэтому слова всегда следует выбирать осторожно. А наши действия должны быть всегда профессиональными.
Учитель несёт большую ответственность, к которой нельзя относиться легкомысленно.
ЧТО УЧИТЕЛЬ НИКОГДА НЕ ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ
«Мне все равно, как мои ученики ко мне относятся»
Ни в коем случае. Как учитель, вы должны обязательно беспокоиться о нормальных, доверительных отношениях с учениками. Учебный процесс больше связан с взаимоотношениями, чем собственно с обучением.
Если вы не нравитесь ученикам, они не доверяют вам, вы не сможете эффективно использовать учебное время. Обучение — это сложный процесс, связанный не только с боязнью плохой оценки или какого-то наказания.
Эффективное обучение связано с мотивацией, интересом учеников, которых может добиться тот учитель, которому доверяют.
Если учитель этого не понимает, это приведет его к профессиональной неудаче.
Когда ученики искренне любят учителя, его работа в целом становится намного проще. Ученики могут достичь большего.
«Ты никогда не сможешь этого сделать»
Учитель должен всегда поощрять учеников, а не препятствовать им.
Ни один учитель не имеет права выносить приговоры ученикам. Он может только показать перспективы, открыть ученику двери в будущее. Когда мы выносим приговор нашим ученикам, то устанавливаем предельный порог того, чего они могут достигнуть.
Учитель имеет большое влияние на учеников. Мы должны показать ученикам путь к достижению успеха, воспитывать новые радостные перспективы, а не говорить им, что они никогда не добьются этого, даже если шансов очень мало.
«Ты — лентяй!»
Когда ученику неоднократно говорят, что он ленив, то это укореняется в нём, и довольно скоро это становится его неотъемлемой частью. Многие ученики теряют смысл в обучении, как «ленивые», хотя на самом деле бывают более глубокие причины, из-за которых они «не стараются» и не делают того, что требует учитель.
Вместо приговора учитель должен узнать ученика лучше и определить основную причину проблемы. Как только это будет определено, учитель сможет помочь ученику, предоставив им инструменты для решения затруднений.
«Это глупый (дурацкий) вопрос!»
Учителя всегда должны быть готовы ответить на вопросы ученика по уроку, пусть самые неудачные. Ученики должны всегда чувствовать себя комфортно.
Необходимо поощрять задавание вопросов.
Когда учитель отказывается отвечать на вопрос ученика, то и другие ученики будут воздерживаться от вопросов, опасаясь такой же их негативной оценки.
Вопросы важны, потому что они могут улучшить качество обучения и предоставить учителю прямую обратную связь, позволяющую ему оценить, понимают ли ученики материал.
«Я уже закончил объяснение. Надо было слушать!»
Нет двух одинаковых учеников. Все они понимают учебный материал по-разному. Одна из задач учителя — убедиться, что каждый ученик понимает содержание. Некоторые ученики нуждаются в больших объяснениях или инструкциях, чем другие.
Для учащихся могут быть особенно сложны новые термины, которые необходимо осознать и неоднократно повторять в течение нескольких дней. Если вы подняли нескольких учеников при закреплении пройденного на уроке, это вовсе не значит, что все остальные поняли учебный материал.
ЧТО УЧИТЕЛЬ НИКОГДА НЕ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ
Учитель никогда не должен ставить себя в конфликтную ситуацию с учеником
О конфликтных ситуациях «учитель-ученик», пожалуй, мы узнаём гораздо чаще, чем о других новостях, связанных с образованием.
Это расстраивает, обескураживает. Это печально. Большинство учителей никогда не думают, что это может случиться и с ними, но повседневность предоставляет десятки таких возможностей, о чём мы даже не задумываемся.
Всегда есть отправная точка, когда ещё можно немедленно остановить или полностью предотвратить конфликт. Он часто начинается с несоответствующего комментария или поведенческой оценки, данной учителем.
Конфликт необходимо упреждать.
Учителя должны следить за тем, чтобы не пройти «точку невозврата», потому что потом начавшийся процесс трудно остановить.
Учитель никогда не должен обсуждать другого учителя с родителем, учеником или другим учителем
У каждого учителя своя манера поведения, свои подходы к организации обучения. Мы не всегда соглашаемся со своими коллегами, но их всегда необходимо уважать.
Мы никогда не должны обсуждать с родителями или учениками, как преподаёт другой учитель. Вместо этого необходимо посоветовать родителям или ученикам обратиться к данному учителю или директору школы, если есть какие-то серьёзные проблемы.
Кроме того, мы не должны обсуждать в кулуарах с коллегой других преподавателей. Это создаст разобщение педагогического коллектива, затруднит его общую, совместную работу по обучению и воспитанию.
Учитель никогда не должен унижать ученика, кричать на него, приклеивать ярлыки лентяя, разгильдяя и пр., особенно в присутствии сверстников
Мы ожидаем, что наши ученики будут уважать нас, но уважение — это улица с двусторонним движением. Мы должны уважать своих учеников.
Даже когда они испытывают наше терпение, мы должны оставаться спокойными и собранными. Когда учитель унижает ученика, кричит на него или обзывает перед сверстниками, то он подрывает свою власть над другими учениками.
Разбираясь с одним учеником, учитель теряет контроль над классом.
Учитель никогда не должен игнорировать родительские проблемы
Учитель должен всегда приветствовать любого родителя, который пришёл не скандалить, а обсудить какие-то проблемы, связанные с учеником.
Некоторые учителя неверно истолковывают озабоченность родителей, как попытку свалить на него их проблемы. На самом деле большинство родителей просто хотят получить дополнительную информацию о своём ребёнке, посмотреть на него со стороны. Это поможет объективно рассмотреть проблему и исправить ситуацию. Учителю необходимо проявить активность в обращении к родителям, когда возникшая проблема только начинает развиваться.
Учитель никогда не должен успокаиваться
Самодовольство разрушает карьеру учителя. Мы всегда должны стремиться к улучшению своей работы и самосовершенствованию. Мы должны экспериментировать с нашими подходами в обучении, регулярно менять их, если видим, что они не эффективны.
Существует множество факторов, которые каждый год требуют определенных изменений, включая новые тенденции личностного роста самих учеников. Настоящий учитель приговорён быть в постоянном поиске, профессионально развиваться.
5 вещей, которые нельзя делать учителю младших классов (ни при каких условиях)
В последнее время мы много говорим о том, какой должна быть школа будущего. Многие сходятся во мнении, что учителю нужно отходить от советской ролевой модели, скорее авторитарной. Дарья Куликова уверена, что общение педагога с учениками должно происходить на равных и, главное, с соблюдением личных границ детей. Даже если речь о младших школьниках.
Личные границы школьников, увы, нередко нарушаются учителями. Почему я говорю именно о младших школьниках? Их в целом опекают больше, кроме того, дети проводят весь день с одним учителем, в том числе и перемены. Рассказываю, какие действия со стороны учителя начальных классов я считаю неприемлемыми.
1. Задерживать на перемены
Некоторые учителя (так было, к сожалению, и со мной) традиционно задерживают детей на перемену. На 5-10 минут, учитывая, что сама перемена длится не больше 15 минут. Нас иногда вообще не отпускали отдохнуть. Аргументация была такая: «Мы не успели сделать это на уроке». Более того, когда мы совсем ничего не успевали в отведённые часы, математикой и русским приходилось заниматься даже на уроках труда.
Почему так поступать нельзя. Дети семи-восьми лет вообще смутно понимают, почему нужно сидеть на месте 40-45 минут и нельзя встать, чтобы поиграть или побегать. Если им не давать возможности на перемене выплеснуть энергию и пообщаться, они не будут усваивать материал и потеряют мотивацию к обучению.
Что делать. Прежде всего, обратиться к самому себе: почему я не успеваю пройти с классом программу? Если вы уверены, что дело не в вас, то попробуйте посмотреть, что задерживает работу и постарайтесь воздействовать на причину. Например, не тратьте на уроке время на обсуждение организационных моментов.
2. Ругать ребёнка за отсутствие школьной формы или не оплаченные квитанции
По своему опыту знаю, что 90% младших школьников собирают в школу родители. Они наверняка видят, что ребёнок идёт не в школьной форме, потому что сами отправляют его в таком виде. Ругать ученика нет смысла. Можно спросить, почему он не соблюдает дресс-код, но разговаривать стоит с родителями. Если у семьи нет денег на деловой костюм или школьная юбка резко стала мала, помните, ребёнок не виноват, а выговор только поставит его в неловкое положение.
В моём классе тех, чьи родители не оплатили квитанции за питание, поднимали в начале первого урока и оставляли так на 5-10 минут. Это было не утомительно, но крайне унизительно. Притом, что учителя совершенно точно должны понимать, что ребёнок не может оплатить квитанцию сам.
Почему так поступать нельзя. Ребенок только зажмётся от выговора и не сможет сконцентрироваться на учёбе. А также почувствует несправедливость: мама не оплатила, а ругают меня.
Что делать. Ласково просить ребёнка напомнить оплатить питание/ надеть школьную форму, а уже потом, если это не действует, разговаривать с родителями.
3. Слишком контролировать и опекать
Это далеко не полный список самых глупых требований со стороны учителей, которые я встречала. В 7-10 лет ребёнок уже отлично понимает, что ему нужно, а что нет. Поэтому сам разберётся, сколько ему есть и когда идти в туалет. Контролировать ситуацию, конечно, нужно. Например, следить, чтобы во время прогулки дети не покидали территорию школы. Но гиперопека детям не идёт на пользу.
Почему так поступать нельзя. Во-первых, излишняя опека может раздражать ребёнка и ломать диалог между преподавателем и учеником. Во-вторых, если детям всё время говорить, что и как делать, они никогда не станут самостоятельными.
Что делать. Расслабиться и дышать глубже — с детьми всё хорошо. Контролируйте то, что по-настоящему важно, а остальное время потратьте на что-нибудь более приятное: на чашку кофе на перемене или звонок близким.
4. Заставлять ребёнка принимать участие в общественной деятельности
«Заставлять» не значит физически не выпускать из класса, пока ученик что-то не сделает. Угроза «кто не сдаст стенгазету, получит два» — это такое же принуждение.
Почему так поступать нельзя. Конечно, такое давление не повысит желания. Скорее, отобьёт напрочь, равно как и мотивацию к учёбе. Если вы будете заставлять ребёнка играть со сверстниками или вместе делать что-то ещё, школьник будет чувствовать себя ещё и неловко.
Что делать. Разобраться в причинах нежелания и постараться найти альтернативу.
5. Ругать других взрослых в присутствии учеников
Кто бы это ни был — директор, учитель физкультуры, родительский комитет или сами родители. Школьники способны сами составить впечатление обо всех этих персонах.
Почему так поступать нельзя. Во-первых, это неэтично. Во-вторых, ребёнок может просто расстроиться: ведь он уважает и ваше мнение, и МарьИванну сразу — как быть? Ну и к тому же, вы можете отбить у учеников желание ходить на уроки физкультуры или участвовать в конкурсе, который придумал родительский комитет.
Что делать. В любом случае занимать нейтральную позицию, а своё мнение высказывать подругам или коту (он-то точно секрет не разболтает).
Список далеко не полный, но, пожалуй, это основные пункты, которые меня раздражают в учителях начальной школы и о которых педагоги редко задумываются. Зато дети помнят про каждую украденную минуту переменки.
Иллюстрация: Shutterstock (HelloRF Zcool)
что можно и что нельзя делать учителю на уроках
Прежде всего, как бы ребенок на уроке себя не вел, на него нельзя кричать и даже на повышенных тонах с ним разговаривать. У некоторых детей это может вызвать нервный срыв, за что отвечать будет учитель. Педагог должен разговаривать с учеником так, как он желал бы, чтобы ребенок общался с ним.
Что нельзя делать учителю?
Если ученик может услышать слова учителя, педагог не должен в разговоре с любым собеседником говорить о том, что семья не выполняет своих обязанностей. Такое заявление учителя ужудшит его отношения и с учеником, и с его семьей.
Нерадивого ученика нельзя выгонять из класса. Таким действием учитель нарушит его закрепленное законом право на получение образования. Все возникающие проблемы следует решать подключением к воспитанию ребенка его семьи. Надо попробовать найти подход к его воспитанию вместе с родителями. Если это сделать не получается, надо искать собственный путь к душе несовершеннолетнего.
Если ученик на занятия пришел не в школьной форме, не принес справку от врача после болезни, его нельзя отстранить от занятий и отправить домой. Для этого сегодня нет законных оснований.
Даже если ученик пришел на урок физкультуры без физкультурной формы, все равно учитель физкультуры обязан допустить его к занятиям. В противном случае его законное право на получение образования будет нарушено.
Нельзя не допускать ученика школы на уроки также, если он нарушает своим поведением правила внутреннего распорядка учебного заведения. В этом случае надо провести воспитательную работу, применить меры дисциплинарного взыскания, прописанные в уставе школы. Документ, которым определяется режим работы школы и правила внутреннего распорядка, принимается общим собранием или советом учебного заведения.
Директор школы и педсовет не имеют права решать вопрос о введении школьной формы. Подобное решение может принять только орган самоуправления учебного заведения. Но даже если такое решение соответствующим органом принято, директор не имеет права издать приказ об обязательности ношения формы каждым учеником. Этот вопрос следует решать с каждой семьей по каждому ребенку индивидуально.
Родители имеют право не покупать для ребенка школьную форму, если считают, что их материальное положение этого не позволяет. В таком случае попечительский совет учебного заведения должен решить вопрос об оказании данной семье материальной помощи для покупки школьной или физкультурной формы.
Но даже если семья обеспечена или материальная помощь для покупки формы ей оказана, заставить носить ребенка форму в обязательном порядке ни учитель, ни директор школы не может. Для того, чтобы принудить ребенка выполнить решение органа школьного самоуправления, нет законодательной базы.
Исключить из школы ребенка только решением педсовета также невозможно. Такое решение может быть лишь по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних или по заявлению родителей.
и кому ваша декларация предназначена?
вы жалуетесь на судьбину препода..
бредите в ажиотаже профориентации.. зачем столько букв.
и оставьте вы эту БОРЬБУ за «оформление» детей. они своим поведением и отказом показывают, что выбор сделан и возврата к форме школьной не будет.
Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей
Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона.
Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов. Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки. А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.
«Учитель должен оставаться в школе после уроков»
Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.
Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.
Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.
Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?
Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.
Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.
Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты
«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»
В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.
Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)
Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.
Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).
Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.
В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.
Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов
Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:
«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»
Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.
Что грозит
Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему
Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).
«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»
Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии. Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой. Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).
Что грозит
На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)
«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»
Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.
Что грозит
Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе
Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.
«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»
Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).
Что грозит
Существует риск конфликта и трудового спора с работником
Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.
Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов
Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.
Шпаргалка для директора «Какую работу можно поручить педагогам вашей школы»
«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»
Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.
Что грозит
Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)
Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время»
Специальные предложения:
1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.
© Материал из Справочной системы «Образование»