Что нельзя делать при резке рельсов
Технология сверления и резки рельс
Опубликовано 17.05.2020 · Обновлено 17.12.2021
В статье «Инструмент монтера пути» были рассмотрены популярные станки. Работа с ними требует навыков и опыта, а при неправильной эксплуатации, рельсу можно испортить.
На Рис.1 показаны два типа рельсосверлильных станков: бензиновый и электрический. Станок 1024В редко встречается у путейцев, но принцип его работы в том, что монтер, при помощи съемной рукоятки, постепенно прокручивает за часовой стрелкой корпус с вращающимся сверлом, прижимая его к рельсе.
Рукоятка оснащена «трещоткой» и срабатывает только против часовой стрелки. Но у 1024В существует недостаток — когда нижняя станина повреждена, она не позволяет просверлить ровно и отверстия уходят в сторону.
Виды сверл (Рис.2):
Бензиновый рельсосверлиный станок самопадающий и в него устанавливаются сверла со сменными насадками. Для сверления отверстий диаметром 22 мм со станком 1024В требуется съемный конусный хвостовик.
Для рельсорезных станков используют круг или полотно. РМ5ГМ не только тяжелый, но и трудный в обслуживании. После установки, полотна, как и сверла, нуждаются в обильном поливе жидкости (специальный раствор или обыкновенная вода). Давить на ручку необходимо не сильно, иначе разрез получиться дугообразный.
Круги не любят влаги, их нужно хранить в сухом месте, где нет сырости. Если намокнут, то выкрутит. После установки на рельсорезный станок, круг обязательно простукивают молоточком и проверяют на наличие трещин. Не стоит пренебрегать защитной маской, потому что круги разлетаются на куски и могут навредить человеку.
Порядок резки и сверления рельс
На Рис.3 показан пример сверления отверстий рельсы Р-65. Одно отверстие имеет диаметр 36 мм, а маленькие (если они предусмотрены в схеме укладки) на 22 мм.
На Рис.4 наглядный пример, когда в процессе сборки или реставрации устанавливают рельсы без отверстий. Вертикальные риски наносят мелом с использованием шаблона — зачастую деревянная рейка с метками из краски.
Ось крайней шпалы всегда расположена возле стыка рельсы между двумя первыми отверстиями. Не всегда рельсу сверлят на 3 отверстия — зависит от типа подкладок, которыми будут сболчивать звенья между собой.
Чтобы нормально установить станок 1024В, нужно первые две шпалы сдвинуть в сторону от стыка, как показано на Рис.4. Также и с бензиновым рельсосверлильным инструментом. Центр сверла обязательно должен совпадать с риской.
Важно!
Каким бы вы опытным монтером пути не были — самостоятельно ставить метки под резку и сверление отверстий не рекомендуется. Этим должен заниматься бригадир или мастер околотка — они также за это получают заработную плату, и выставлять метки входит в их обязанности.
Если отверстия не совпадут из-за неисправного сверлильного станка либо метки неправильные — лишают премии либо выписывают денежный штраф, закрепляя приказом по предприятию, который вычитают с зарплаты монтера пути.
Никогда не ставьте метки и не сверлите рельсы на стрелочных переводах, когда рядом отсутствует бригадир или мастер — если в первом случае лишитесь премии, то с СП придется полностью возместить стоимость стрелочного перевода.
Были путейцы, когда мастер выставил им метки и ушел на время, а монтеры ленились раскрутить брус и подвинуть его — просверлили возле метки отверстия на 22 мм. В копейку не влетели, так как нашли место на перегоне под испорченный СП, но на год без премии остались. На перегоне, во время укладки, смены плетей, не ставьте метки и не режьте рельсы — этим занимается техотдел или начальник.
Как проводить резку рельс
По правилам регулярного обслуживания железнодорожных путей важно в своё время заменять пришедшие в негодность, прошедшие деформацию, изношенные рельсы. Это следует делать во избежание нарушения норм безопасности и случаев, которые могут привести к несчастным случаям. Но стоит учитывать, что должна проводиться резка рельсов специалистами. Только опыт, специальное оборудование и необходимые навыки помогут произвести все работы качественно, максимально эффективно.
Как осуществляется резка рельс
В настоящее время известно много методик, позволяющих произвести распил рельсов, включающих в себя как проверенные годами способы, так и инновационные методы с применением современного оборудования. Они различаются между собой уровнем безопасности, точностью среза, трудовыми затратами, способами подключения дополнительного инструмента, прочего.
Для того чтобы выбрать оптимальный вариант, нужно оценить объективно поставленные задачи и выбрать правильные варианты для их решения. После этого требуется учитывать необходимые требования безопасности по проведению подобных действий.
Условия для резки рельс
К подобной работе по демонтажу и проведению ремонтных работ рельсовых конструкций допускаются специалисты, прошедшие перед этим соответствующую подготовку, имеющих нужные профессиональные знания и навыки. При применении оборудования, при которых происходит распиловка рельс, необходимо применять требования по безопасности работы с инструментами, аккуратного с ним обращения.
Если применяется электроинструмент для резки, тогда обязана быть пройденной соответствующая подготовка и получен допуск к работе с этим оборудованием. Мастера, работающие с таким видом электрического инструмента, имеют группу по электробезопасности более II.
Если работы будут проводиться на рельсорезных или рельсосверлильных станках, тогда мастера должны знать в совершенстве их устройство, принцип работы, уметь менять режимы резки, соблюдать правила безопасности по выполнению этих работ.
Использование станков
Чаще всего применяется для разрезания рельсы один из доступных, более востребованный и обеспечивающий ровный разрез метод – это использование рельсорезного станка. Этот способ не требует предварительной подготовки рельса, его обработки. Скорость производимых работ оптимально быстрая. Можно разрезать одну единицу около 20 см за минуту. Этот способ наиболее лучший для ровного среза, но, чтобы получить фигурный разрез, тогда следует обратиться к другим методикам, использования прочих инструментов.
Стоит рассмотреть основные преимущества применения известных моделей рельсорезных станков:
Применение резака, угловой шлифовальной машинки
Очень часто невозможно аккуратно снять рельс, доставить его на место, где установлен рельсорезной станок. Это могут не позволить условия и состояние рельсы. Поэтому в этих случаях можно применить другое оборудование для ремонта железнодорожных путей. Этим инструментом может быть газовый резак или болгарка (угловая шлифовальная машинка).
У этого оборудования есть свои преимущества. Самое главное – это нет потребности доставлять рельс в цех для резки, а возможность провести все манипуляции на месте. Если резка рельс происходит при помощи резака газового или бензинового типа, тогда стоит учитывать то, что края среза будут оплавляться. После этого потребуется дополнительная зачистка среза. Это можно сделать шлифовальной машиной и требуется это для нужной плотности при соединении двух частей рельса и плотного их крепления.
Болгаркой можно практически ровно разрезать рельс. Это зависит от специалиста, который занимается данным процессом. После этого обработка может не потребоваться. Стоит учитывать, что для применения электроинструмента, потребуется автономный источник питания. При его подключении можно провести разрез и шлифовку среза. Чаще всего для этого используют бензиновые или аккумуляторные генераторы.
Есть ещё один метод, про который упомянуть стоит. Он достаточно оригинальной, но проверенный временем. В XX веке этот способ пользовался достаточной популярностью, использовать его легко. На данный момент его вытеснило более современное оборудование и его применение было признано более оптимальным.
Для разрезки используется швейная игла. Все действия проходят следующим способом:
Применение этой методики не позволяет качественно и ровно провести разрез.
Как и чем можно распилить рельсу: резка с помощью резака, ножовки
Естественно, методов хватает, и они различаются между собой затратами сил и времени, степенью безопасности, удобством, экономичностью, широтой подключения вспомогательных средств и целым рядом других нюансов. Поэтому важно выбрать тот из них, реализовать который будет максимально просто конкретно в вашей ситуации.
Но всегда ли вообще необходимо выполнять подобный вид работы? И разве дело ограничивается только плановым ремонтом и модернизацией ЖД-линии? Существуют и бытовые ситуации, в которых может быть актуальна данная операция, и о них мы тоже расскажем.
Как осуществляется резка рельс
В настоящее время известно много методик, позволяющих произвести распил рельсов, включающих в себя как проверенные годами способы, так и инновационные методы с применением современного оборудования. Они различаются между собой уровнем безопасности, точностью среза, трудовыми затратами, способами подключения дополнительного инструмента, прочего.
Для того чтобы выбрать оптимальный вариант, нужно оценить объективно поставленные задачи и выбрать правильные варианты для их решения. После этого требуется учитывать необходимые требования безопасности по проведению подобных действий.
Как пользоваться газовым резаком: поджиг газа и нагревание металла
Перед зажиганием резака следует убедиться в герметичности всех соединений в арматуре.
Далее, на резаке открывают клапан ацетилена и дают возможность кислороду выйти из камеры-смесителя. Когда станет слышно, что ацетилен медленно выходит, закручивают вентиль. Зажигается горелка специальным инструментом.
Зажигалку следует так расположить перед соплом, чтобы ее внутренняя часть касалась мундштука. Зажигалка создаёт искры, которые подожгут ацетилен.
Перед мундштуком образуется маленькое жёлтое пламя. Клапаном подачи газа увеличиваем длину пламени примерно до 250 мм. Следим, что бы факел начинался у самого мундштука.
Плавно открываем передний кислородный вентиль. Необходимо подавать такое количество кислорода, которое необходимо для полного сжигания ацетилена. Когда это произойдёт, огонь поменяет свой цвет с жёлтого на голубой. После этого подачу кислорода следует увеличивать до тех пор, пока внутренний язычок голубого пламени не уменьшится и сожмется.
Продолжаем открывать кислородный клапан и увеличиваем размер факела до тех пор, пока длина его внутреннего пламени не станет несколько больше толщины разрезаемого материала. Если услышали звук, похожий на “сопение”, или заметили, что голубое пламя стало неустойчивым, то следует уменьшить подачу кислорода. Её снижают до тех пор, пока пламя не станет устойчивым, а внутри – не образуется четкий конус.
Резак подносят к заготовке так, что бы внутреннее пламя самым кончиком коснулось её поверхности. Нагрев продолжают до тех пор, пока в месте соприкосновения не образовалась «лужица» расплавленного металла. Кончик пламени следует держать неподвижно на расстоянии 10 мм от этой «лужицы».
Газовые резкаи по металлу: укороченный и рычажный от фирмы Норд-С
Условия для резки рельс
К подобной работе по демонтажу и проведению ремонтных работ рельсовых конструкций допускаются специалисты, прошедшие перед этим соответствующую подготовку, имеющих нужные профессиональные знания и навыки. При применении оборудования, при которых происходит распиловка рельс, необходимо применять требования по безопасности работы с инструментами, аккуратного с ним обращения.
Если применяется электроинструмент для резки, тогда обязана быть пройденной соответствующая подготовка и получен допуск к работе с этим оборудованием. Мастера, работающие с таким видом электрического инструмента, имеют группу по электробезопасности более II.
Если работы будут проводиться на рельсорезных или рельсосверлильных станках, тогда мастера должны знать в совершенстве их устройство, принцип работы, уметь менять режимы резки, соблюдать правила безопасности по выполнению этих работ.
Во-вторых.
Как только ширина пропила достигает необходимого размера, и остаток высоты бревна дошёл до получения нужного размера, его переворачивают. То есть если Вы пилите брус к примеру на 150, то и ширина пропила и высота остатка бревна должны соответствовать этому значению, даже быть больше, с учётом снятия горбыля.
Для этого, после переворота бревна, начинайте расчёт от конечного размера до полного использования высоты бревна, но при этом не забывайте учитывать размер пропила, который как нам уже известно составляет от 2 до 5 мм.
К примеру — у Вас на эстакаде бревно, которое вы срезали до размера в 260 мм. Перевернем бревно и продолжим.
Конечный результат, которого мы хотим добиться — лафет, толщиной 150 мм. Далее, нехитрым способом сосчитав, что 260 мм-150 мм=110 мм. Мы получаем целых 110 мм толщины дополнительного материала. И именно его необходимо правильно рассчитать.
Берём этот дополнительный размер и высчитываем, для получения плахи, которая имеет размер 50 мм, 110-50=60, не забываем пропил, а у нас он составляет 2 мм, 60-2=58 мм, затем тесины, равной 25 мм, 58-25-2=31 мм, подгорбыльник 20 мм, 31-20-2=9 мм.
Как видите, из наших расчётов, получается 9 мм горбыль, 20 мм подгорбыльник, 25 мм тесина и 50 мм плаха. А конечный размер составит 150 мм.
Использование станков
Чаще всего применяется для разрезания рельсы один из доступных, более востребованный и обеспечивающий ровный разрез метод – это использование рельсорезного станка. Этот способ не требует предварительной подготовки рельса, его обработки. Скорость производимых работ оптимально быстрая. Можно разрезать одну единицу около 20 см за минуту. Этот способ наиболее лучший для ровного среза, но, чтобы получить фигурный разрез, тогда следует обратиться к другим методикам, использования прочих инструментов.
Стоит рассмотреть основные преимущества применения известных моделей рельсорезных станков:
Во-первых.
Выставьте на линейке пилорамы размер по диаметру, и к этому размеру добавьте наибольшую высоту выпуклости бревна. Это та выпуклость, которая находится выше, чем диаметр вершины или самой узкой части бревна.
С помощью обычной рулетки произведите замер высоты самой высокой части, и от этого размера начинаете отсчёт размеров необходимого материала, с учётом размера на пропил, который составляет от 2 до 5 мм.
Применение резака, угловой шлифовальной машинки
Очень часто невозможно аккуратно снять рельс, доставить его на место, где установлен рельсорезной станок. Это могут не позволить условия и состояние рельсы. Поэтому в этих случаях можно применить другое оборудование для ремонта железнодорожных путей. Этим инструментом может быть газовый резак или болгарка (угловая шлифовальная машинка).
У этого оборудования есть свои преимущества. Самое главное – это нет потребности доставлять рельс в цех для резки, а возможность провести все манипуляции на месте. Если резка рельс происходит при помощи резака газового или бензинового типа, тогда стоит учитывать то, что края среза будут оплавляться. После этого потребуется дополнительная зачистка среза. Это можно сделать шлифовальной машиной и требуется это для нужной плотности при соединении двух частей рельса и плотного их крепления.
Болгаркой можно практически ровно разрезать рельс. Это зависит от специалиста, который занимается данным процессом. После этого обработка может не потребоваться. Стоит учитывать, что для применения электроинструмента, потребуется автономный источник питания. При его подключении можно провести разрез и шлифовку среза. Чаще всего для этого используют бензиновые или аккумуляторные генераторы.
Есть ещё один метод, про который упомянуть стоит. Он достаточно оригинальной, но проверенный временем. В XX веке этот способ пользовался достаточной популярностью, использовать его легко. На данный момент его вытеснило более современное оборудование и его применение было признано более оптимальным.
Для разрезки используется швейная игла. Все действия проходят следующим способом:
Применение этой методики не позволяет качественно и ровно провести разрез.
Какой способ выбрать
Для принятия решения необходимо учесть ряд факторов. Среди них — затраты на работы (финансы и время), шумность, длительность процесса, необходимость посторонней помощи. С точки зрения безопасности привлекательным способом выглядит резка сабельной пилой. С точки зрения быстроты — болгарка или рельсорез.
Последний инструмент дороговат для большинства мастеров, поэтому рекомендуется взять на вооружение два способа — при помощи сабельной пилы (ножовки по металлу) или болгарки с отрезными дисками. Будучи осведомленным, как быстро распилить рельсу, пользователь сможет быстро добиться желаемого результата.
Напоследок, интересное видео по теме:
Замена рельсовых путей
Очень важно вовремя удалять старые рельсы и устанавливать новые. Если произошёл износ определённого участка, тогда полное удаление этого рельса может не понадобиться. Менее затратное будет вырезать деформированную часть. Каким способом это лучше всего сделать, должны выяснять специалисты. Для этого следует произвести вызов мастеров на место, где возникли проблемы. Они проведут осмотр повреждённого участка, определят его состояние и способ среза ненужной части рельса. Составят смету работ и укажут сроки срезания рельсы. При обращении в специализированную компанию все работы будут проводиться быстро и качественно. На данном ресурсе вы можете подробнее узнать об резке рельсов: https://promputsnab.ru/poleznoe/309-kak-i-chem-mozhno-raspilit-relsu.html или на другом сайте на ваше усмотрение.
Обсудить на форуме
Свинка Пеппа — отличный мультик для малышей || Маскировочные костюмы в военном деле
Установка спутниковой антенны
Строительство
Строительство загородных домов заметно набирает обороты. Только в процессе отделки возникает насущный вопрос: как смотреть любимые каналы.
Датсун: ремонт и обслуживание
Авто и мототехника
Как бы производители не акцентировали внимание на японском происхождении автомобиля Datsun, проблемы у него исконно отечественные, плюс ситуация усугубляется плохим состоянием дорожного покрытия, н…
Фрезерный станок с ЧПУ: технические параметры и специфика выбора
Техника, Hi-Tech
Фрезерно-гравировальный станок с ЧПУ – это специальное оборудование для обработки изделий из дерева, металла, пластика, композитных материалов.
Фотообои
Оборудование для холодной ломки
Специализированные установки на базе мобильных и стационарных прессов производятся компаниями Mistra (Чехия) и Huachong (Китай). На некоторых металлобазах вместо промышленного оборудования для ломки рельс используют малогабаритные пороховые установки, но они малопродуктивны, если разделку рельсов необходимо выполнять в значительных масштабах.
Пароховой рельсолом ПР-2Б на основе рельсолома ПР-1
Рельсоломы чешского производства отличаются повышенным удобством своей эксплуатации. Дело в том, что установки Mistra имеют два самостоятельных привода. Первый управляет работой фрикционной пилы, при помощи которой выполняется надрез (на установке Mistra1000 таких приводов два, по обе стороны ползуна), а второй осуществляет скалывающий нажим на рельс. Усилие нажима составляет 80…100 МН, чего вполне остаточно для того, чтобы сломать рельс сечением до 170 мм в высоту. Цикл ломки сокращается за счёт сокращения вспомогательных переходов для позиционирования заготовки на столе рельсолома.
Мобильным вариантом оборудования для холодной ломки рельсов являются навесные системы от французской компании Ardenn Equipment, которые могут устанавливаться на мощную гусеничную спецтехнику. Они работают от привода основного агрегата и производят разделку рельсов непосредственно на месте их демонтажа с рельсового пути. Как ломают рельсы на мобильных агрегатах? Ломка рельс в таком случае выгляди как работа гидравлических навесных ножниц, как на видео ниже:
Как и чем можно распилить рельсу: резка с помощью резака, ножовки
В рамках регулярного обслуживания железнодорожного полотна нужно своевременно удалять изношенные и деформированные секции направляющих металлоконструкций. И мы хотим рассказать, как это сделать: как распилить рельсу в промышленных или даже в гаражной (домашней) обстановке, что за способ резки выбрать, каким инструментом воспользоваться, что за условия соблюдать в процессе и так далее.
Естественно, методов хватает, и они различаются между собой затратами сил и времени, степенью безопасности, удобством, экономичностью, широтой подключения вспомогательных средств и целым рядом других нюансов. Поэтому важно выбрать тот из них, реализовать который будет максимально просто конкретно в вашей ситуации.
Но всегда ли вообще необходимо выполнять подобный вид работы? И разве дело ограничивается только плановым ремонтом и модернизацией ЖД-линии? Существуют и бытовые ситуации, в которых может быть актуальна данная операция, и о них мы тоже расскажем.
В каких случаях требуется резка рельс
При обслуживании железнодорожного полотна ее проводят тогда, когда нужно срочно восстановить геометрию колеи, чтобы успеть пустить по ней поезд (или другой важный транспорт) и не допустить задержек или смещений в графике движения. В таких обстоятельствах стандартный демонтаж займет слишком много времени, особенно если износились сразу несколько соседних двутавровых балок – легче вырезать их целой секцией, чем снимать по одной.
Или обратный пример: металлоконструкции укладываются в ЖД линию, и, как оказывается, превышают необходимую длину пути. Что делать, оставить их в таком виде? Это невозможно тогда, когда в той точке, в которой они должны заканчиваться, требуется установить какой-то другой элемент. Поэтому лишнюю часть следует просто срезать.
В быту также есть свои случаи, допустим:
Вы строите дом, используя двутавровые балки в качестве опорных конструкций, и видите, что они слишком габаритные и выходят в смежное помещение, выступая на метр-два, из-за разницы в уровне пола. Нужно ли их укорачивать? Да, безусловно – в целях безопасности, надежности и эстетизма важно, чтобы они шли вровень со стеной.
Вы запланировали возвести гараж, баню или другую приусадебную постройку на участке, или организовать водоснабжение теплицы. Начинаете рыть землю и обнаруживаете 25-метровую двутавровую балку из металла, зарытую ранее. Что с ней делать? Она слишком тяжелая и габаритная, чтобы вывозить ее целиком, ее следует разделить на несколько частей.
Другие, похожие случаи тоже возможны, и нужно уметь находить оптимальное решение для каждого из них. Для этого необходимо знать, что за методы вообще бывают, какие из них достаточно удобны и в бытовых условиях, и при обслуживании подъездного пути завода, и на обычных ЖД-линиях. К рассмотрению актуальных вариантов мы как раз и переходим.
Способы резки рельсов
Металлоконструкции используются уже не первое столетие как для организации систем железнодорожного сообщения, так и в быту. И за это врем было придумано немало вариантов их укорачивания как подразумевающих использование передовой техники, так и максимально простых. На совсем уже дедовские мы не будем обращать внимание, лучше выделим пятерку не вызывающих сложностей в реализации и сохраняющих свою актуальность.
С помощью швейной иглы
Метод был самым популярным в первой половине XX века, да и во второй тоже использовался – пока не появились более удобные и совершенные приспособления. Внимание, при его осуществлении прикладывается усилие на разрыв, и в этом секрет его эффективности.
Итак, как разрезать рельсу в этом случае: нужно положить ее края на пару опор и разместить цыганскую (или другую достаточно толстую) швейную иглу на расчетном месте излома и поперек профиля. После чего взять кувалду и ударить в именно в эту точку, только сильно и точно. В результате такого узконаправленного воздействия двутавровая балка окажется разрублена на 2 части.
вопрос решается быстро;
в ход идет минимум инструментов, достать которые не проблема;
задачу может выполнить один человек, помощники не требуются даже теоретически;
при должной сноровке вероятность получить травму крайне мала.
определенный опыт все-таки необходим – хотя бы для того, чтобы с одного удара попадать ровно туда, куда следует;
если неудачно пробить несколько раз, неумело обращаясь с кувалдой, есть риск повредить целостность профиля, части которого подлежат дальнейшей эксплуатации и поэтому обязаны быть без деформаций;
линия разруба может быть с неровными краями или вообще кривой, и тогда ее придется дополнительно обрабатывать.
Похожие новости
В силу этих своих минусов метод стал применяться гораздо меньше после появления более совершенных технологий и современного оборудования. Но прежде успел дать рождение еще одному способу, также заслуживающему внимания.
С использованием зубила
Пожалуй, нельзя сказать, что это именно то, чем режут рельсы сегодня или распиливали их раньше, ведь характер воздействия в данном случае тоже ударный (как в предыдущем). Главное, что есть результат – сравнительно простое разделение двутавровой балки на несколько частей.
Для этого нужно положить металлоконструкцию на опоры – так же, как в прошлой ситуации, головкой вниз. Далее, необходимо сделать неглубокие насечки (1-2 мм) по всей длине профиля – тут как раз и понадобится зубило вместе с киянкой. Ну а после следует вооружиться кувалдой и ударить по этим точкам, в которых и произойдет раскол.
уже не требуется игла (а ведь это мелкий предмет, который достаточно легко потерять);
из одной двутавровой балки можно получить сразу несколько отрезков;
для реализации задачи не нужно привлекать кого-либо еще, и даже в одиночку работа выполняется с высокой степенью безопасности.
точность удара все так же важна – необходимо уметь попадать в конкретные места;
вместо одной неровной линии разруба, можно получить сразу несколько – с каждой стороны отделенной заготовки;
еще выше вероятность нарушить целостность профиля и спровоцировать развитие трещин – как раз по насечкам.
Именно этот метод стал наиболее популярным после Великой Отечественной войны – настолько, что даже проложенный благодаря ему путь стали называть «рубкой». Почему? Потому что полотно было собрано из множества отрезков разной длины. Тогда работники советских железных дорог не особенно задумывались над тем, как быстро распилить рельсу, специально поврежденную немцами при отступлении. Они просто выбивали те фрагменты и секции, которые еще годились для повторной эксплуатации.
Правда, технология тогда была несколько другой. Насечек по всему периметру не делали, вместо этого наносили один или два-три удара (в зависимости от того, сколько заготовок требовалось или можно было получить), но зато по наиболее уязвимым местам. Для повышения эффективности били по «холодному» профилю, то есть рано утром.
Таким образом компенсировали дефицит поставок двутавровых балок для укладки новых и ремонта старых ЖД-линий. Стыки на колее устраивались в произвольном порядке, в ускоренном темпе, зачастую даже из разных типов и сортов металлоконструкций. В таком виде отдельные ветки путей использовались вплоть до 90-х годов ХХ века, пока их постепенно не модернизировали.
Ножовкой по металлу
Вот чем перепилить рельсу вполне реально, хотя и не сказать, что так уж быстро и просто – способ достаточно трудоемкий.
Для его реализации, кстати, особенно важно верно выбрать инструмент, к качеству исполнения которого предъявляются следующие требования:
удобная ручка, ориентированная именно вертикально, а не горизонтально, с небольшим наклоном по направлению «от себя»;
зубцы расположены в ту же сторону и для большей долговечности обладают специальным напылением;
полотно соответствует твердости и плотности двутавровой балки.
Отдельно отметим, что в процессе работы важно обеспечивать максимальную площадь контакта кромки инструмента с поверхностью профиля.
Теперь подробно рассмотрим, как распилить рельсу ножовкой. Сначала нужно положить металлоконструкцию на достаточно ровное горизонтальное основание. Затем потребуется сделать насечку, если необходимо, чтобы срез был точным. После чего по этой метке следует выполнить прорези прямо до шейки, сразу с обеих сторон. И, наконец, подложить упор в этом месте и аккуратно, но сильно ударить по нему кувалдой, разделив.
В качестве альтернативы молоту можно взять обработанную двутавровую балку грузозахватным устройством манипулятора (крана или другой спецтехники) и сбросить ее с высоты. Хотя это менее «чистый» способ.
получить бытовую или производственную травму практически невозможно из-за высокой степени безопасности метода;
инструмент стоит недорого, а дополнительного оборудования не требуется (с учетом того, что применять погрузчики, манипуляторы и другую спецтехнику нецелесообразно);
выполнение всех технических операций сопровождается сравнительно низким уровнем шума.
приходится прикладывать физические усилия, причем значительное время – в течение часа или даже дольше;
конечное качество получившегося в результате торца зависит от мастерства работника – возможно, после потребуется проводить еще и шлифовку;
на разделение одной двутавровой балки тратится от 3 до 7 полотен, зубцы которых истираются.
Резка болгаркой
Вот чем можно распилить рельсу сравнительно быстро и без труда. Важно только соблюсти технологию и верно выбрать диск: практика показывает, что диаметр в 150 мм вполне справится с наиболее распространенными профилями, причем не только с Р50, но и с Р65 или Р75.
Общий алгоритм метода похож на уже вышеописанные: укладываете металлоконструкцию на горизонтальное основание, делаете насечки на подошве, выполняете прорези по шейку, ударяете кувалдой (да, без нее снова не обойтись).
высокая степень оперативности – задача решается буквально за 5-10 минут и, при достаточном опыте, без существенных физических усилий;
эффективность – поверхность торцов получается ровной, и это одна из важнейших причин, почему стоит взять болгарку, решая, чем распилить рельсу;
расходные материалы практически не тратятся, разве что диски стачиваются и тупятся со временем.
болгарка стоит сравнительно дорого, поэтому, если ее еще нет в хозяйстве, придется потратить сумму от нескольких тысяч (естественно, на современную модель);
во время выполнения работ такое оборудование достаточно сильно шумит;
при осуществлении операций неизбежно образуется грязь и появляется пыль, во все стороны летит стружка – способ в буквальном смысле не самый чистый, а значит не всегда удобен в домашних условиях;
диск может быть «зажеван» или «закушен», от летящих искр следует защищаться маской – это далеко не самый безопасный метод, поэтому пользоваться им должен человек, умеющий обращаться с техникой вообще и с болгаркой в частности.
Использование рельсорезов
Это способ больше для профессионального, чем для частного применения как минимум, потому что оборудование рассчитано на высокую производительность и большие объемы работ. Покупать его для разделения 1-2 металлоконструкций на составные части не имеет экономического смысла. Такое оборудование востребовано на железнодорожных путях самой разной загруженности и применяется в тех случаях, когда необходимо вырезать и заменить часть полотна в срочном порядке, не сбивая проезжающие поезда с их графика.
По сути, являются самыми современными и многофункциональными помощниками, и в последнее время появляется все больше их моделей. Но все они работают по одному принципу, поэтому рассмотрим, как правильно резать рельсы резаком в общем случае:
устанавливаете технику ножовочным полотном на металлоконструкцию, внимание, закрепленную на шпалах;
фиксируете на двутавровой балке при помощи специального захвата;
жмете на кнопку, и аппарат начинать делать пропил, причем со значительным усилием, прикладываемым в точке контакта.
Чтобы увидеть разницу между станками, достаточно познакомиться с их характерными свойствами. Предлагаем сравнить два популярных их варианта.
РМ5ГМ – в числе его особенностей:
значительная длина ножовочного полотна – 400 или даже 450 мм, – обеспечивающая большую площадь контакта;
есть функция гидроприжима, позволяющая проводить разгрузку на обратном ходу и обеспечивать высокую производительность на прямом;
в наличии также захват, помогающий инструменту двигаться по четко заданной траектории.
Если вы, задаваясь вопросом о том, чем разрезать рельсу, отдаете предпочтение этой модели, рассчитывайте на среднее время распила в 11 минут. И это достаточно габаритный аппарат: при размерах 1465 на 505 на 460 мм он не очень-то подходит для мастерской в гараже.
Второй вариант – Husqvarna K 1260, обладающий следующими отличительными свойствами:
диск сечением в 350 или 400 мм в качестве основного органа, функционирующий так же, как болгарка;
впечатляющая мощность, практически достигающая 6 кВт;
вес 20 кг, но это не считая дополнительно навешиваемых элементов.
Этот станок за 2,5 минуты разделит Р-65 на две части. Отличается не только производительностью, но и сравнительно малой массой, и компактностью, поэтому подходит и для домашнего использования, если, конечно, его потенциальный владелец готов потратить сумму от 100 000 на покупку.
Выбор подходящего способа
Итак, чем пилить рельсы? Для ответа на данный вопрос нужно смотреть на особенности конкретного случая, на то, с какой скоростью следует решать задачу, насколько высокий уровень шума при этом допустим, сколько человек будут работать одновременно и так далее.
Если во главе угла безопасность, отдавайте предпочтение станку с сабельным лезвием или обычной ножовке по металлу. Если важна каждая минута, вы уверены в себе, бюджет позволяет, останавливайтесь на аппарате с диском или на болгарке. Зубило или швейную иглу стоит использовать лишь тогда, когда нет других вариантов, ведь эти способы не сегодня-завтра можно будет смело заносить в категорию дедовских, они уже морально устарели: их допускается с улыбкой обсудить на тематических форумах или для интереса опробовать разок-другой, но ставить их «на поток» – это уже чересчур.
Мы подробно рассказали, как быстро разрезать рельсу, чем распилить ее, не рискуя получить травму, как разделить ее с помощью подручных средств в домашних условиях. В общем, предоставили всю информацию, чтобы вы знали, как повторно использовать металлоконструкции с дефектами. Ну а новые или бывшие в употреблении, но не изношенные двутавровые балки вы всегда можете заказать в «ПромПутьСнабжение», причем по выгодным ценам.