Что нельзя делать при работе с ножницами
Техника безопасности
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Техника безопасности при работе с иглой
1. Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).
2. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
3. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.
4. Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.
Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы — это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны основные правилa безопасности использования ножниц:
— Ножницы нельзя брать без разрешения
— Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
— Ножницы нельзя оставлять в открытом виде
— Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится
— Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед
— Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх
— Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться
— Ножницами нельзя вырезать на ходу
Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках, особенно если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.
Желаю удачи и творческих идей!
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Техника безопасности при работе с иглой
1. Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).
2. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
3. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.
4. Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.
Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы — это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны основные правилa безопасности использования ножниц:
— Ножницы нельзя брать без разрешения
— Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
— Ножницы нельзя оставлять в открытом виде
— Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится
— Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед
— Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх
— Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться
— Ножницами нельзя вырезать на ходу
Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках, особенно если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.
Желаю удачи и творческих идей!
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Техника безопасности при работе с иглой
1. Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).
2. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
3. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.
4. Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.
Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы — это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны основные правилa безопасности использования ножниц:
— Ножницы нельзя брать без разрешения
— Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
— Ножницы нельзя оставлять в открытом виде
— Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится
— Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед
— Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх
— Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться
— Ножницами нельзя вырезать на ходу
Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках, особенно если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.
Статья «Правила работы с ножницами на уроках технологии».
Наумова Елена Викторовна, учитель технологии государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 84 имени
дважды Героя Советского союза П.А. Покрышева
Петроградского района Санкт-Петербурга.
Статья. Тема «Правила работы с ножницами на уроках технологии»
Каждый урок технологии педагог начинает с напоминания правил техники безопасности, организации рабочего места и приготовлении необходимых инструментов и материалов.
Самый часто применяемый инструмент на уроке технологии это-ножницы. Ножницы используют на уроках начиная с первого класса и активно применяют в течении всего курса уроков технологии. При раздельном обучении в средней школе мальчиков и девочек, ножницы и в тех и других группах применимы практически на каждом уроке. Они используются и с работой по ткани, по бумаге, по металлу, ученики применяют ножницы при вышивании, вязании, работая с различными видами шнуров и веревок.
Правила работы с ножницами хотелось бы описать отдельно.
1) Работать с ножницами начинай только по команде учителя.
2) Не используй ножницы не по назначению (заточка карандашей, просверливание отверстий и т. д.)
3) Не играй с ножницами.
4) На столе не оставляй ножницы раскрытыми.
5) Ножницы клади на стол кольцами к себе.
6) Передавай ножницы кольцами вперед с закрытыми лезвиями.
7) Во время работы с ножницами будь предельно внимателен, не отвлекайся.
8) Храни ножницы в отведенном для них месте.
9) Вырезая деталь из бумаги, поворачивай бумагу, а не ножницы.
10) При работе с ножницами следи за пальцами руки, которая держит деталь.
11) Никогда не работай с ножницами на ходу.
В классе помимо общих правил техники безопасности, безусловно должны быть наглядные материалы плакаты, газеты, рисунки и т. д. с правилами работы с конкретными инструментами.
Для младших школьников можно использовать различные игровые методы напоминания правил работы с ножницами, в частности шуточные стихи выучив их, например на уроках чтения.
Когда выполнишь работу, Обращайтесь с ножницами
Тут же ножницы закрой, очень осторожно.
Что б до острых лезвий, Резать кончиками-нельзя,
Не коснулся кто другой. Серединой можно.
При наглядной демонстрации выполнения образцов ножницами, учитель обязан и сам беспрекословно выполнять все эти правила.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Правила техники безопасности для учащихся на уроках технологии
Прежде чем давать детям опасные инструменты (ножницы, иглы, клеевые пистолеты и другое), нужно разъяснить правила работы с ними. В этом материале я делюсь своими правилами техники безопасности на уроках технологии (домоводства) для девочек.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
2. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
3. При пользовании ножницами, нельзя отвлекаться и размахивать руками, подносить ножницы к лицу.
4. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
5. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.
6. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
7. Не оставляй ножницы открытыми.
8. Используй ножницы по назначению.
Техника безопасности при работе с иглами и булавками
1. Храните иголки и булавки в определенном месте (игольнице, специальной коробке и пр.), не оставляйте их на рабочем месте.
2. Не пользуйтесь при работе ржавыми и гнутыми иголками и булавками
3. Шейте только с наперстком.
4. Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду.
5. Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола
6. Передавать иглу только в игольнице и с ниткой.
7. До и после работы проверить количество игл.
8. Хранить игольницу с иголками только в одном и том же месте.
9. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.
10. Не отвлекайся во время работы с иглой.
11.По окончании работ убрать все иголки и булавки в специальные коробки и подушечки.
Техника безопасности при работе на швейной машине
1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку, застегните манжеты рукавов. Концы галстуков и косынок не должны свисать.
2. Убедиться в наличии диэлектрического коврика на полу около машины.
3. Не наклоняться близко к движущимся частям машины.
4. Проверить, нет ли посторонних вещей на платформе машины.
5. Следить за тем, чтобы задвижная пластина была закрыта.
6. Следить за правильным положением рук, чтобы не проколоть пальцы иглой.
7. Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.
8. Прошивать утолщенные места на пониженных оборотах.
9. При проведении чистки, смазки машины, установке иглы, шпульного колпачка, заправке нити в машинную иглу не держать ногу на педали машины.
10. Не подходить близко к работающим на машинах, не отвлекать их от работы. Не передавать через них никакие предметы.
11.Если при прикосновении к любым частям оборудования чувствуется действие электротока, немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.
12. При работе на швейной машине с электроприводом не оставляйте машину, включенную в сеть без присмотра.
13. При появлении запаха горелой резины или дыма отключите машину от электросети и сообщите об этом учителю.
14. После окончания работы отключите машину от электросети.
Техника безопасности при работе с электрическим утюгом
1. Не оставляйте включенный утюг в сеть без присмотра.
2. Включайте и выключайте утюг сухими руками.
3. Ставьте утюг на термоизоляционную подставку.
4. Следите за нормальной работой утюга, о всех неисправностях сообщайте учителю.
5. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
6. Отключайте утюг только за вилку.
Техника безопасности при работе с крючком и спицами
1. Крючки и спицы должны быть хорошо отшлифованы и храниться в определенном месте.
2. Храниться спицы и крючки должны в соответствующих пеналах, чехлах, коробках и ящиках.
3. Не использовать спицы и крючки на которых есть ржавчина, они могут испортить пряжу или ткань.
4. Необходимо, чтобы при вязании положение тела было правильным. Сидеть необходимо откинувшись на спинку стула. Свет должен падать слева.
5. Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего.
6. После работы крючок и спицы убирать в футляр или в определенное место.
Техника безопасности при работе с клеящим пистолетом
1. При разогреве пистолета обязательно под сопло положить керамическую, стеклянную подставку или блюдце, чтобы клей не капал на стол.
2. Хорошо, если у стола гладкая поверхность, а если нет, клей соскрести будет тяжело, даже капельку;
5. Не хватать сопло или разогретый клей руками. Температура сопла и клея на его выходе из сопла, 200 градусов. Ожег будет обеспечен, даже, если просто прикоснуться к соплу или клею.
Техника безопасности при приготовлении пищи
1. При выполнении кулинарных работ надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2. Тщательно вымыть руки с мылом.
3. В процессе работы соблюдать правила санитарной гигиены.
4. Инструменты располагать на столе так, чтобы предотвратить их падение.
5. Не загромождать проходы между столами посторонними предметами.
6. Внимательно и чётко выполняйте указания учителя.
7. При нарезке пальцы держать на расстоянии от лезвия ножа.
9. Консервные банки открывать специальным ключом.
10. Соблюдать осторожность при работе с ручными терками. Надежно удерживать обрабатываемые продукты. Не обрабатывать мелкие части.
11. Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу скребком.
12. Нарезку пищевых продуктов производить на разделочной доске.
13. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать хорошо наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
15. Включать и выключать электроприборы необходимо держась за вилку сухими руками.
16. Не доливать кастрюлю жидкостью на 4-5 см до верха.
17. При закипании жидкости уменьшить огонь.
18. Крышку горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать, приподнимая от себя.
19. Засыпать продукты в кипящую жидкость осторожно
20. При жарке осторожно класть продукты на разогретый жир и следить, чтобы не попали капли воды, пользоваться специальными лопатками.
21. Горячую посуду брать прихватками
22. После окончания работы выключить электроприборы, вымыть и убрать рабочие инструменты в отведённое для них место, убрать рабочее место.
23. Не выходить из мастерской без разрешения учителя.
Правила безопасной работы с ножницами и иглой.
Правила безопасной работы с ножницами и иглой.
Многие родители в целях безопасности стараются не давать детям ножницы и иголки, порой даже запрещают и чаще всего откладывают знакомство с ними. Запрещая работать с этими инструментами, родители пытаются таким образом уберечь своего ребёнка от опасности. А если немного задуматься, то запрет не является лучшим способом защиты. Своим запретом родители только стимулируют познавательную активность ребёнка. И если игле можно найти более безопасную альтернативу (пластмассовая игла, игры шнуровки), то ножницы заменить нельзя.
Рано или поздно приходит время, когда нужно ребёнка научить пользоваться ножницами. Использование ножниц требует от него особенных умений и навыков. Создавая объекты, ребёнок приобретает навыки вырезания. При работе с ножницами ребёнок развивает мелкую моторику и, как следствие, речь.
Как работать безопасно:
Выбираем безопасные ножницы.
Прежде всего, необходимо пробрести «правильные» ножницы. Для детского творчества существуют специальные безопасные модели. Они лёгкие и удобные, с закруглёнными кончиками, чтобы ребёнок в процессе работы не поранился. Есть ножницы с закрытыми пластиком лезвиями. С маленьким колечком для большого пальца, удлиненным колечком для указательного и среднего. Если ножницы имеют одинаковые колечки, то в них вставляются большой и средний палец, а указательный ложится, как ему удобно.
Правила безопасной работы с ножницами:
Прежде чем приступить к работе, необходимо объяснить ребёнку правила безопасности.
— Работай ножницами только на своём рабочем месте;
— ножницами НЕЛЬЗЯ : играть, махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения, ходить с ними, а тем более бегать;
— НЕЛЬЗЯ оставлять ножницы раскрытыми;
— не подходить к товарищу во время работы;
— с ножницами нужно работать, сидя за столом;
— не приближай пальцы руки, которой держишь бумагу, к линии отреза;
— класть ножницы кольцами к себе;
— следить за движением лезвий во время резания;
— передавать ножницы только закрытыми: кольцами вперёд, взяв за сомкнутые лезвия;
— после работы класть ножницы на своё место, чтобы точно знать, где их можно взять в следующий раз;
— ребёнка НЕЛЬЗЯ оставлять одного с ножницами в руках;
— использовать ножницы по назначению.
Правила работы с иглой.
— НЕ отвлекаться во время работы с иглой;
— НЕ оставлять иглу на рабочем месте БЕЗ нитки;
— НЕ брать иглу в рот, НЕ играть с ней;
— НЕ втыкай иглу в одежду;
— до и после работы проверить количество игл;
— во время работы втыкать иглу в игольницу;
— передавать иглу в игольнице и с ниткой;
— хранить иглу всегда в игольнице в одном и том же месте.
Запомни: « Правила обращения с ножницами»
Обращайтесь с ножницами
Резать кончиком нельзя
С ножницами не шути;
Зря в руках их не крути.
И держа за острый край
Другу не передавай.
Лишь окончена работа
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить!
Такие несложные правила следует рассказать ребёнку, приступая к работе в первый раз, и повторять их каждый раз. Наша с родителями задача – развивать интерес к окружающему миру, фантазию, научить ребёнка получать удовольствие от занятий, смотреть на вещи с разных сторон. Такой подход приносит детям радость и легко справляться с любыми трудностями.
Желаем Вам удачи и творческих успехов!
Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Протокол № 01 от 03.02.2020г.
Директор МБОУ «Широковская школа»
Приказ № 68-о от 10.02.2020г.
И Н С Т Р У К Ц И Я
по технике безопасности
при работе с ножницами
И Н С Т Р У К Ц И Я
по технике безопасности при работе с ножницами
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.2. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, инструктаж по технике безопасности, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в специальную одежду.
1.3. Инструкция разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17.12.02 № 80.
1.4. Инструкция действует на протяжении 5 лет с момента утверждения.
1.5. Проведение инструктажей и проверка знаний по вопросам техники безопасности проводится в пределах учебной программы, осуществляется учителем технологии, и оформляется в соответствующем Журнале.
1.6. Опасными и вредными факторами при работе с ножницами являются:
· физические ( режущие и колющие инструменты; недостаточная освещенность рабочей зоны; пар; );
· психофизиологические (напряжение зрения и внимания).
1.7. Специальная одежда для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
1.8. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками или подставками.
1.9. Выполнять работы, не связанные с заданием или указаниями учителя, запрещается.
1.10. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.11. Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.
1.12. В случае травмирования пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю.
1.13. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка обучающихся.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
2.1. Соблюдение настоящей инструкции обязательно для всех учащихся при работе с ножницами.
2.2. Надеть спецодежду, убрать волосы под косынку или закрепить заколками, концы косынок и завязок не должны свисать. Рукава подкатать или застегнуть.
2.3. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
2.4. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
2.5. Подготовить рабочее место к работе, убрать все посторонние предметы.
2.6. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия полученного оборудования, приспособлений и инструментов установленным в данном разделе требованиям.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Соблюдать личную безопасность и требования настоящей инструкции.
3.2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.
3.3. При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и дисциплинированы.
3.4. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
3.5. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
3.6. Не оставляйте ножницы около вращающихся частей машины. Передавайте и переносите ножницы только колечками вперед и с сомкнутыми лезвиями. Следите за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или рядом работающего.
3.7. Во время раскроя не подходите к работающему ножницами, так как он, не заметив подошедшего, может поранить себя или его.
3.8. Не размахивайте ножницами, спицами, крючками.
3.9. При работе с ножницами внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу.
3.10. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При поломке ножниц немедленно прекратить работу, и сообщить учителю об аварийной ситуации, действовать в соответствии с его указаниями.
4.2. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), немедленно сообщить об этом учителю и действовать в соответствии с его указаниями.
4.3. При получении травмы сообщить об этом учителю.
4.4. При необходимости помочь учителю оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ ЗАНЯТИЙ
5.1. Сложить ножницы в рабочие коробки или специальную подставку.
5.2. Привести в порядок рабочее место.
5.3. Снять индивидуальные средства защиты и вымыть руки с мылом.
5.4. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
5.5. Обо всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю (иному лицу, проводящего занятия).
5.6. Выходить из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.