Что нельзя делать на уроке химии правило
Правила техники безопасности на уроке химии: 5 главных требований
Правила техники безопасности на уроке химии: 5 главных требований
Правила техники безопасности на уроке химии — это свод правил, позволяющих сохранить здоровье и благополучие обучающихся во время образовательного процесса. Кабинет химии, пожалуй, один из самых опасных кабинетов во всей школе. Конечно, ведь именно там проводят опыты с ядовитыми, легковоспламеняющимися, токсичными веществами. Поэтому сегодня мы поговорим про основные пять правил поведения в кабинете химии.
Словом, мы уже вели речь в нашем блоге про образовательные учреждения. В частности, у нас есть интересная статья, про систему управления охраной труда в образовательных учреждениях. Обязательно прочитайте и сохраните в закладках, чтобы не забыть.
Общие требования техники безопасности в кабинете химии
Во многом, правила техники безопасности в кабинете химии не отличаются от правил поведения в любом из кабинетов, представляющих собой опасность для учащихся. Иначе говоря, входить в кабинет химии можно только по разрешению учителя или лаборанта. Запрещается бегать между столами или вставать из-за стола при входе учителя. Причина этому проста: резко встав, ученик может опрокинуть химическую посуду, что приведет к разливу, возможно, опасного реагента или реактива.
Более того, при проведении любых опытов, пускай даже самых простых, требуется неукоснительно следовать правилам опыта. Безусловно, перед тем как начинать опыт, следует ознакомиться со всем ходом действий. Нельзя ни в коем случае нарушать пропорции реагирующих веществ, температурный режим, или рекомендации по применению определенной химической посуды.
Кстати, про саму химическую посуду. Во-первых, ни в коем случае нельзя пить жидкости из химической посуды, пускай даже чистой. Во-вторых, нельзя нюхать реактив или химическое вещество прямо из химической посуды. Если опыт предполагает задействовать обонятельные рецепторы участника, химическую посуду следует держать на расстоянии 15 см от носа и легкими движениями ладони привлекать к себе запах из посуды.
Безусловно, категорически запрещается использование битый химической посуды. Даже если на ней просто маленькая трещина.
Правила техники безопасности на уроке химии: продолжение общих требований
В завершение общих правил требований техники безопасности в кабинете химии нужно отметить, что любые действия с реагентами или химической посудой, должны проводиться только с разрешения и только под присмотром учителя. В случае возникновения внештатной или чрезвычайной ситуации, ученику следует непременно сообщить об этом учителю. Впрочем, о таких ситуациях мы расскажем в этой статье чуть-чуть попозже.
Для некоторых опытов в кабинете химии включается специальная вытяжка, она, как правило, находится в шкафу. Вся эта установка называется вытяжным шкафом. При нагревании некоторых химических веществ, выделяется неприятное и даже опасное испарение. Для того чтобы избежать отравления такие опыты следует проводить только в вытяжном шкафу. Более того, при проведении опасных опытов, как учащимся, так и учителю, нужно надевать специальные защитные очки и работать в специальных перчатках.
Знаки безопасности в кабинете химии
Знаки безопасности в кабинете химии вы встретите как на оборудовании так и на этикетках реактивов. По ним можно определить, какое химическое вещество категорически нельзя трогать руками, какую бутылочку нельзя оставлять открытой, а где находится кислота или щелочь.
Действия в нештатных чрезвычайная ситуация
К сожалению, происходят нештатные ситуации даже на уроках в кабинете химии. Как правило, это разлитие реагентов или неконтролируемые воспламенения.
Если ученик насыпал больше реактива чем нужно, ни в коем случае нельзя излишки засыпать обратно в тару.
Если кислота попала на кожу, то пораженный участок требуется промыть под струей холодной воды, а далее обработать 2-х процентным раствором пищевой соды. В случае, если поражение произошло путём контактирования человеческой кожи с щёлочью, то пораженный участок тела также требуется промыть струей холодной воды, а потом обработать 2-х процентным раствором уксусной кислоты. В любой нештатной ситуации, когда даже просто что-то пошло не по плану эксперимента, не по плану опыта, ученик обязан сообщить учителю, чтобы тот принял экстренные меры и не допустил несчастного случая.
Специально для читателей нашего блога мы подготовили краткую и емкую памятку о том, как безопасно проводить уроки химии, вы всегда можете скачать ее в формате PDF.
Техника безопасности в кабинете химии
Требования правил безопасности при работе на уроках химии в первую очередь направлены на снижение опасности во время лабораторных и практических работ. Факторы риска заключаются в термических и химических ожогах, отравлениях ядовитыми парами, порезами и поражением электрическим током. В связи с этим очень важно знание, понимание и неукоснительное выполнение требований инструкции по охране труда для кабинетов химии, не только преподавателем, но и всеми учащимися без исключения. О том, как вести себя в кабинете химии, читайте в материалах этой статьи.
Общие положения техники безопасности на уроках химии
Химия – предмет, который предполагает изучение и работу с химическими веществами. Во время урока, при работе учащихся могут иметь место вредные и опасные факторы:
Поэтому на уроках химии учащимся, прежде всего, нужно усвоить «химическую практику» и правила безопасного обращения с химическими веществами. Это означает, что:
В кабинете химии должны быть в наличии:
Тара, в которой хранятся химические вещества должна иметь четкие надписи.
В кабинете химии ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Перед уроком кабинет химии нужно обязательно проветривать. Во избежание несчастных случаев, учащимся следует внимательно ознакомиться с правилами техники безопасности в кабинете химии и строго соблюдать их выполнение.
Техника безопасности на уроке химии для учащихся
Техника безопасности на уроке химии для учащихся включает следующие требования:
Примерный план пожаротушения в кабинете химии
При возникшей пожарной ситуации нужно понять, чем вызван пожар. Способ тушения пожара зависит от вещества, которое его вызвало. Наиболее универсальным средством пожаротушения является пенный огнетушитель. Он должен быть установлен в каждом кабинете химии по правилам пожарной безопасности. Так же часто используют для тушения песок, если он имеется в классе и асбестовое полотно. Если горящее вещество растворимо в воде, то его можно затушить водой. Но если вещество в воде не растворимо, то воду применять для тушения нельзя. Тушить очаг пожара необходимо с самого близкого нему расстояния и так, чтобы при этом не наносить излишнего вреда водой или струей пены огнетушителя оборудованию и мебели, не охваченных пожаром.
Если возник пожар, то в первую очередь нужно сохранять спокойствие, вызвать пожарную охрану, попытаться начать тушить пожар самостоятельно, предупреждая его распространение. При невозможности потушить очаг возгорания, покинуть кабинет химии без паники, суматохи, беготни.
Аптечка первой помощи
Во время урока химии могут возникнуть случаи, требующие неотложной медицинской помощи – порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами, кислотами, щелочами, газообразными веществами и парами некоторых веществ.
При особо серьезных случаях травм необходимо немедленно обратиться в медицинский кабинет и вызвать скорую помощь.
Для оказания первой помощи во всех случаях в кабинете химии должна быть аптечка, содержащая:
При попадании на кожу или в глаза кислот и щелочей смыть их струей воды в течение 10 минут, а затем нейтрализовать соответствующими растворами:
Также нужно помнить следующие правила оказания помощи пострадавшим в кабинете химии.
Помните, химия – очень интересный и увлекательный предмет, но она требует аккуратности, внимания и соблюдения техники безопасности.
Правила безопасного поведения обучающихся, занимающихся в кабинете химии
Правила безопасного поведения обучающихся,
занимающихся в кабинете химии
1. Общие требования безопасности
1.1. Соблюдение требований настоящих правил обязательно для всех обучающихся, работающих в кабинете химии.
1.2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входите и выходите из кабинета.
1.3. Соблюдайте требования правил по проведению лабораторно-практических работ.
1.4. Не разрешается присутствие посторонних лиц при проведении этих работ без ведома учителя.
1.5. В кабинете запрещён приём пищи и питья.
1.6. Не загромождайте проходы портфелями, сумками и т.п.
1.7. Не передвигайте учебные столы и стулья.
1.8. Не вставляйте в электрические розетки какие-либо предметы.
1.9. Травмоопасность:
— поражение электротоком;
— порезы о разбившуюся стеклянную посуду;
— ожоги кислотой и другими органическими жидкостями;
— ушибы при ударе о дверь.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Входите в кабинет после разрешения учителя.
2.2. Не включайте самостоятельно электроосвещение и электроприборы.
2.3. Не открывайте самостоятельно форточки, фрамуги, окна.
2.4. Подготовьте рабочее место и учебные принадлежности к занятиям.
2.5. Наденьте рабочую одежду и средства индивидуальной защиты по указанию учителя.
2.6. Перед выполнением работы изучите по учебнику или пособию порядок ее проведения.
2.7. Прослушайте правила по технике безопасности труда при выполнении лабораторно-практической работы.
3. Требования безопасности во время занятий
3.1. Выполняйте практические задания только в рабочей одежде.
3.2. Подготовленный к работе прибор покажите учителю.
3.3. Приступайте к работе и каждому её этапу после указания учителя.
3.4. Не проводите самостоятельно опытов, не предусмотренных заданиями работы.
3.5. Не оставляйте без присмотра нагревательные приборы.
3.6. Соблюдайте порядок и чистоту на рабочем месте.
3.7. Не устраняйте самостоятельно неисправности в оборудовании.
3.8. Не приносите в кабинет без указания учителя никаких веществ.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При получении травм (порезы, ожоги) сообщите учителю или лаборанту.
4.2. В случае возникновения аварийных ситуаций (пожар, появление запаха гари, газа) по указанию учителя быстро, без паники покиньте кабинет.
4.3. В случае плохого самочувствия сообщите учителю.
4.4. Обо всех разливах жидкостей, а также о рассыпанных твёрдых реактивах сообщите учителю. Не убирайте их самостоятельно.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1. Уборку рабочих мест производите по указанию учителя.
5.2. Не выносите из кабинета любые вещества без указания учителя.
5.3. Не сливайте в канализацию растворы и органические жидкости (только в специальные сосуды).
5.4. Снимите рабочую одежду и индивидуальные средства защиты, сдайте лаборанту на хранение.
5.5. После лабораторно-практических работ тщательно вымойте руки с мылом.
5.6. Обо всех неполадках в работе оборудования, электросети и т.д. сообщите учителю.
Телефоны: 8(0152)47-37-13, 8(0152)47-37-14, 8(0152)47-37-10
Урок по химии в 8-м классе по теме «Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием» (практическая работа)
Разделы: Химия
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствуем класс, сообщаем о том, что на этом уроке мы выполним первую практическую работу, и впредь практические работы будут неотъемлемой частью на уроках химии. Ребята открывают тетради и записывают число и название работы. Ниже записывают цель работы, которую учащиеся определяют сами, исходя из названия.
II. Ход работы
1. Изучение правил ТБ.
На доске висят таблицы по технике безопасности, написано стихотворение:
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо
Далее, обращаясь к таблицам, объясняем правила ТБ.
Некоторые правила дополняются стихотворениями:
Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться! (правило 9)
Хочешь весел быть и рад –
Надевай всегда халат! (правило 11)
Голова вдруг твоя закружилась,
Руки будто бы не твои.
Если такое случилось,
Учителю тут же скажи.
Всем поможет, ободрит,
Наш учитель Айболит! (правило 13)
Знакомство с лабораторным оборудованием.
В процессе изучения предмета и при выполнении практических и лабораторных работ мы будем пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой.
Посуда изготовлена из стекла и фарфора. Применение стекла в химическом эксперименте основано на его свойствах: твёрдость, прозрачность, химическая устойчивость, гладкая поверхность. Недостаток – хрупкость.
Вся посуда и оборудование делятся на несколько типов:
Посуда общего пользования, в ней проводят большинство химических операций и хранят реактивы.
Показываем данную посуду, рассказываем о её использовании. Ребята делают рисунки в тетрадях.
Правила поведения в кабинете Химии
Правила поведения в школьном кабинете химии
Одной из самых интересных наук о природе, химию делает, конечно же, ее объект исследования – вещества. Разнообразные эксперименты с веществами могут быть зрелищными, эффектными и запоминающимися. Однако необходимо помнить о соблюдении определенных правил поведения учащихся в кабинете химии и при выполнении экспериментальных работ.
Приемы обращения с лабораторной посудой и веществами
При выполнении химического эксперимента используется разнообразная химическая посуда.
Она может быть изготовлена из стекла, пластика, фарфора.
Стеклянная посуда имеет разнообразное предназначение. Например, с помощью мерного цилиндра отмеряют необходимый объем жидкости, а в колбах хранят растворы веществ и проводят превращения одних веществ в другие.
Пробирки используют для проведения опытов с малым количеством веществ, воронки – для переливания жидкостей. Если условия опыта требуют больших количеств веществ, используют колбы, стаканы. Небольшие объемы жидкостей удобно отмеривать пипетками. Сыпучие вещества удобно отбирать при помощи шпателя.
Фарфоровая посуда менее разнообразна, чем стеклянная. Ступка с пестиком используется для измельчения веществ. Фарфоровая чаша необходима для нагревания веществ, а тигель – для прокаливания веществ в специальных печах при высоких температурах.
Пластиковая лабораторная посуда изготавливается из различных полимерных материалов, обеспечивающих легкость и прочность. Такой вид посуды пригоден для разбавления концентрированных растворов химических веществ, а также для проведения некоторых лабораторных операций.В химической лаборатории все вещества хранятся в плотно закупоренных банках, как правило, изготовленных из стекла. Перед началом эксперимента из банки берут необходимое количество вещества. Банку с остатком вещества сразу убирают на место.
Каковы же основные правила, которые необходимо соблюдать при работе с веществами? Крышку от банки, из которой вы берете вещество, необходимо класть на стол резьбой вверх, это необходимо для того, чтобы частицы вещества, находящиеся на крышке, не попали на стол.
Сыпучие вещества необходимо насыпать с помощью ложечек или согнутого листа бумаги, избегая рассыпания. Если кусочки вещества слишком крупные, не бросать их в стеклянный сосуд, так как стекло от удара может треснуть. Жидкости необходимо наливать аккуратно, прислоняя горлышко одного сосуда к другому, чтобы избежать разбрызгивания.
Жидкости можно переливать, используя стеклянную палочку: по ней жидкость стекает равномерно и не происходит разбрызгивание. При растворении веществ в жидкостях перемешивайте смесь аккуратно, с помощью вращательных движений сосуда, или помешивая жидкость стеклянной палочкой. Нельзя закрывать отверстие сосуда пальцами, ладонью, и после этого производить перемешивание, едкое вещество может причинить вам химический ожог. Для обнаружения запаха вещества необходимо расположить отверстие сосуда на уровне лица, на расстоянии 10–15 см, и при помощи взмахов ладони, «захватить» воздух, содержащий запах, и направлять его к носу.
Приемы обращения с лабораторным штативом
Лабораторный штатив – приспособление, с помощью которого можно выполнить множество различных экспериментов. Благодаря многофункциональности в штативе можно закреплять как стеклянную, так и фарфоровую посуду, различные приборы, необходимые для опытов. Рассмотрим устройство штатива. На рисунке схематично обозначены его части:
При помощи лапки в штативе можно закрепить различную стеклянную посуду. На штативное кольцо ставится, как правило, фарфоровая чаша. Стеклянную посуду закрепляют в лапке штатива на расстоянии нескольких сантиметров от отверстия пробирки или колбы. С помощью поворотов лапки в муфте закрепляют сосуд под нужным для опыта углом. Например, на рисунках 17–18 показано правильное закрепление стеклянной посуды в штативе. При закреплении стеклянной посуды в лапке штатива важно помнить, что стекло довольно хрупкое.
Чтобы избежать растрескивания стекла, не закручивайте винт лапки слишком туго. Фарфоровую чашу и вовсе не нужно крепить, ее достаточно поставить в углубление штативного кольца.