Что нельзя арендовать в облачных сервисах
Что происходит на рынке облачных сервисов
Обзор самого быстрорастущего сегмента Nasdaq
Облачные сервисы неразрывно связаны с нашими смартфонами и офисными программами, за счет чего они стремительно развиваются, особенно в области хранения данных.
Мгновенно и из любой точки мира облако обеспечивает нам доступ ко всем нашим данным: фотографиям, музыке, документам и приложениям — без необходимости хранить эти данные на физических носителях.
Рассмотрим, что входит в сегмент облачных сервисов и какие компании там самые перспективные.
Что такое облачные сервисы
Это сеть серверов, расположенных в разных частях мира — от Америки до Азии, которая предоставляет пользователям и бизнесу услуги хранения данных, вычислительные мощности для решения задач и облачное программное обеспечение. Оплачивают такие услуги по подписке или по факту использования.
Облачные сервисы делятся на три категории, каждая из которых предоставляет различные сервисы.
PaaS — платформа как услуга. PaaS использует удаленную инфраструктуру, но включает дополнительный набор услуг — предлагает инструменты, которые разработчики используют для создания приложений. Например, Google App Engine или OpenShift.
SaaS — программное обеспечение как услуга. Это приложения, работающие через удаленные сервера, например Dropbox, Google Docs и Google Apps. В прошлом программное обеспечение продавалось в физической форме в магазине, теперь же многое современное ПО работает прямо из облака. Это стало возможным благодаря высокоскоростному интернету и мощным компьютерам.
Зачем нужны облачные сервисы
Облачные сервисы приносят пользу многим компаниям, позволяя сократить расходы и сосредоточиться на основном бизнесе, а не на решении побочных вопросов ИТ, сетевой инфраструктуры и покупки дорогостоящего программного обеспечения.
SaaS же полностью меняет привычные методы покупки и использования необходимого ПО. Корпорация или человек просто оплачивает подписку и получает онлайн-доступ к любому софту для любого количества сотрудников. Из преимуществ: мгновенный доступ к ПО в онлайне и более гуманные платежи — компаниям не нужно единовременно тратить много денег на покупку большого количества лицензий на ПО для своих сотрудников — платить нужно по подписке, платежи небольшие, но периодические.
Поставщики услуг облачных вычислений, в свою очередь, могут получить значительную прибыль от масштаба деятельности, предоставляя одни и те же услуги широкому кругу клиентов. А регулярный денежный поток за счет ежемесячной абонентской платы делает SaaS-бизнес чрезвычайно предсказуемым, измеримым и масштабируемым.
Инвестиции — это не сложно
Каковы исторические темпы роста отрасли
Отрасль стремительно растет, а пандемия дополнительно ускорила ее развитие: облако стало неотъемлемой частью удаленной работы. Внезапные отключения офисов, школ и предприятий повысили спрос на облачные решения и услуги.
Так, индекс BVP Nasdaq Emerging Cloud — отслеживает 54 облачные компании, которые публично торгуются, — вырос на 920% с 2011 года. Это превосходит динамику роста Nasdaq в четыре раза, а динамику S&P 500 и DJIA — в 8 и 10 раз соответственно.
Некоторые облачные компании достигают роста годовой выручки с 1 до 100 млн долларов всего за несколько лет. Один из чемпионов — Slack Technologies, разработчик корпоративного мессенджера. Компания достигла годовой выручки 100 млн долларов всего за 3 года.
Текущая емкость отрасли и прогноз на 5 лет
Физический рост. По оценкам Raconteur, к 2025 году средний пользователь интернета будет проводить около 4909 операций с данными в день. Для сравнения, в 2020 году этот показатель — 1426 операций, то есть рост составит 245%. А размер данных, хранящихся в глобальной сети по всему миру, в 2025 году будет в пять раз больше, чем в 2018, и вырастет с 33 до 175 зеттабайт.
При этом опережающий темп роста до 2025 года продемонстрирует сегмент облачных хранилищ — от 33% в США до 50% в год в Китае.
Денежный рост. По данным International Data Corporation (IDC), мировой рынок общедоступных облачных сервисов, включая IaaS, PaaS и SaaS, в 2019 году вырос на 26% к 2018 году и составил 233,4 млрд долларов.
Мировая выручка от публичных облачных сервисов
Сегмент | Выручка за 2019, млрд долларов | Доля рынка | Выручка за 2018, млрд долларов | Доля рынка | Годовой рост |
---|---|---|---|---|---|
PaaS | 35,9 | 15,4% | 25,8 | 14,0% | 38,8% |
IaaS | 49,0 | 21,0% | 35,4 | 19,1% | 38,4% |
Saas | 148,5 | 63,6% | 123,9 | 66,9% | 19,8% |
IDC прогнозирует, что тенденция сохранится в течение следующих пяти лет. Потребители будут стремиться воспользоваться преимуществами облачных сервисов, включая искусственный интеллект, вычислительные мощности и аналитику. В 2020 году расходы на облачные услуги вырастут на 32%. Темпы роста сохранятся, и в 2025 году общие затраты достигнут 1235 млрд долларов — +430% к 2020 году.
Текущая модель роста составлена без учета роста количества пользователей интернета. Примерно 3,2 млрд человек — более 40% от общей численности населения мира — еще не подключены к интернету. По прогнозам аналитического агентства DataReportal, следующие два миллиарда пользователей интернета придут в основном из стран Азии, Индии и Африки в течение примерно трех лет, поскольку эти регионы демонстрируют быстрые темпы роста: 20, 23 и 40% в год соответственно. За счет этого облачные компании получат дополнительный стимул роста.
На кого делать ставку
IaaS. По оценкам аналитической компании Canalys, на текущий момент почти 60% мировой облачной инфраструктуры контролируют четыре основных игрока: Amazon, Microsoft, Google и Alibaba.
Отчет Canalys о рынке облачных технологий за 2019 годPDF, 221 КБ
Американские компании с совокупной долей 55% доминируют на этом рынке, поскольку именно в США находится большая доля всех облачных хранилищ. Но, по прогнозам аналитического агентства IDC, в ближайшие несколько лет концентрация облачных хранилищ выровняется: к 2025 году доля США упадет с 51 до 31%, а в Китае увеличится с 6 до 13%. Количество хранилищ США не упадет в физическом выражении, но рост в Китае будет более быстрым.
Прогноз аналитического агентства IDC про облачные хранилища, стр. 18PDF, 4,1 МБ
PaaS. Модель PaaS предоставляет инструменты разработки программного обеспечения, призванные упростить разработку своих приложений. PaaS автоматизирует задачи, выполняемые человеком, и упрощает процесс создания приложений.
Основные игроки на этом рынке: Amazon Web Services с долей рынка 24,3% по состоянию на 1 квартал 2020, IBM с долей 16% и прочие — Salesforce, CloudBees, Google, Pivotal, Appirio и Apprenda.
SaaS. Облако дает неограниченные возможности для быстрого и глобального продвижения продукта. Разработчики масштабируют бизнес, просто продавая подписку на пользование ПО по всему миру, без необходимости записи ПО на физические диски и их дистрибуции по всему миру.
В SaaS-сегменте ситуация не так однозначна, как в IaaS, где 60% сектора поделены между четырьмя игроками: SaaS представлен множеством глобальных игроков в самых разнообразных нишах. На базе облака создаются и развиваются абсолютно любые точки коммуникации: для бизнеса, образовательные, развлекательные и пр. Рассмотрим кратко основных отраслевых лидеров.
Софт для бизнеса. Наглядные примеры: софтверные компании Adobe, Autodesk и Altair Engineering (ПО для проектирования); облачные Word и Excel от Microsoft; софт для автоматизации и бизнес-аналитики от компаний Alteryx и Teradata Corporation; вычислительные мощности суперкомпьютера Watson от IBM, оснащенного ИИ; CRM-система компании Salesforce.
Кибербезопасность все больше выходит на первый план. 73% предприятий, пользующихся облачными сервисами, высказывают опасения по поводу кибербезопасности облачной экосистемы. Количество утечек данных в США увеличилось со 157 млн в 2005 году до 1,47 млрд в 2019 году, количество взломанных аккаунтов за тот же период подскочило с 67 млн до 164,7 млн.
В 1 квартале 2020 доходы мирового рынка кибербезопасности составили 10,4 млрд долларов, при этом сетевая безопасность — это крупнейший сегмент глобального рынка кибербезопасности, на который в том же квартале пришлось 3,7 млрд долларов дохода.
А уже к 2023 году ожидается, что размер глобального рынка кибербезопасности вырастет до 248,26 млрд долларов в год, — что дает невероятный потенциал роста на 500% за оставшиеся 3 года и 3 месяца.
Облачные образовательные проекты — SaaS LMS (learning management system). SaaS стал новой нормой в образовании: эта модель упрощает и удешевляет получение качественного образования, открывает новые возможности для студентов со всего мира. Рынок интернет-обучения вырос на 900% с 2001 года. По прогнозам, рынок облачного обучения достигнет общей выручки в размере 325 млрд долларов к 2025 году.
Если вы технический специалист, то тоже можете зарабатывать с Pluralsight: компания выплачивает авторам гонорары, размер которых зависит от количества просмотров. В 2013 году автор Скотт Аллен получил более миллиона долларов за свои курсы.
Облачные игры — GaaS. Несмотря на то что облачные игры — это тоже ПО, им присвоили свою аббревиатуру. Этот сервис набирает популярность и меняет привычный способ играть в компьютерные игры.
С помощью услуги можно превратить обычный ноутбук в мощную игровую платформу, если у вас есть скоростной интернет. Пользователь арендует игры, провайдер запускает их на своих мощных серверах, а на компьютер пользователя просто транслируется видео. Все команды с клавиатуры или мыши за миллисекунды передаются на сервера провайдера, где обрабатываются и вместе с потоком видео возвращаются практически мгновенно.
Доступ к играм предоставляется по подписке — в результате разработчики игр получают длинный денежный поток за счет желания игроков платить за доступ и поддержку игры. В игровую группу входят три основных издателя игр в США: Activision Blizzard, Electronic Arts и Take-Two Interactive; сингапурская Sea — издатель онлайн-игры Garena Free Fire, количество пользователей которой удваивается каждый год; а также более мелкие компании Square Enix (Япония) и Ubisoft (Франция).
Что в итоге
Модели бизнеса указанных выше компаний различаются, но все они имеют общее сходство: они лидеры отрасли, у них высокая маржинальность бизнеса, стабильное финансовое положение, а также быстрые темпы роста выручки и прибыли на акцию.
Обзор IT-рынка облачных решений для бизнеса
Недавно ко мне обратился руководитель небольшой недавно созданной компании с просьбой сориентировать его на современном рынке облачных вычислений (англ. cloud computing) или по-простому, облаках. Про облака вроде все слышали, знают что это модно и полезно. Но как использовать облака в ежедневной работе обычной российской компании? Когда стоит использовать облака и почему?
Суть облачных вычислений
Облака появились в IT как отражение общего тренда экономики совместного потребления, которая ориентирована на использование вместо владения и которая уже подарила нам обмен жильем, каршеринг и даже свадебные платья напрокат. Становится все больше вещей и услуг, которыми можно пользоваться и оплачивать только их фактическое использование, без больших капитальных затрат на приобретение в собственность.
В случае с IT-инфраструктурой капитальные затраты могут быть значительными, она предательски быстро устаревает и теряет в стоимости, поэтому использование ее по арендной схеме зачастую оправдано.
Есть существенное ограничение: стабильное интернет-соединение в месте, где вы хотите использовать облако, т.к. вся «облачная магия» поставляется через интернет. Если нет интернета, нет и магии.
Какие облака бывают
Чтобы выбрать облачные решение нужно определиться как сильно вы хотите контролировать работу облака сами, а что передаете на аутсорсинг, на обслуживание сторонней организацией (и зависите от нее).
Различают три основных формата облачных решений по модели обслуживания.
Картинка с Tadviser — Platform As A Service
SaaS — Программное обеспечение как услуга
Самые понятные для пользователя облака. Вы просто работаете в необходимых программах через интернет (не устанавливая их на своё устройство).
+ технические детали полностью скрыты. Подключаемся через интернет и пользуемся готовой программой. Обновление, работоспособность и прочие технические вопросы и проблемы решает поставщик услуги.
+ как правило минимальные сроки доступности. Достаточно заказать услугу и можно пользоваться через несколько минут.
— Не все программы бывают доступны в таком формате по техническим причинам.
— Возможности настройки и изменения программы под свои требования ограничены.
— Сильная зависимость от поставщика услуги и качества его работы.
— Часто вы имеете ограниченный контроль над своими собственными данными.
— Часто выходит дороже других типов облаков/классических приложений, особенно для крупных заказчиков.
Примеры SaaS
Как правило SaaS предоставляют разработчики этих самых приложений. Найти комплексное решение всех необходимых программ от одного поставщика проблематично.
Microsoft Office 365
цены от 3400 руб/год за 5 пользователей
1С: Предприятие 8 через Интернет
цены от 2472 руб/мес за 5 пользователей
МойСклад
от 1000 руб/мес за 2 пользователей
Битрикс24
бесплатно для 12 пользователей
PaaS — Платформа как услуга
Вы арендуете некую вычислительную платформу, состоящую из виртуальных вычислительных услуг (аналог центрального процессора и оперативной памяти сервера), услуг хранения информации (аналог жесткого диска сервера), услуг передачи данных (потреблённый трафик) и т.п. Золотая середина облачных сервисов. Вы можете конструировать произвольные виртуальные компьютеры с разнообразным системным и пользовательским программным обеспечением. Поставщики — ведущие IT компании с мировым именем — обеспечивают стабильную работу этих компьютеров и программ. Решения в этой области пользуются популярностью у корпоративных заказчиков и разработчиков.
Под малый бизнес данные решения плохо заточены и использовать их в этом контексте неудобно.
+ потрясающая гибкость — можно собрать компьютер любой мощности (от микро сервера, сравнимого по мощности со смартфоном до кластера из сотен тысяч серверов), и установить на него самые разные приложения.
+ основные поставщики имеют огромные территориально распределенные вычислительные сети, что позволяет легко разворачивать быстрые, массовые и отказоустойчивые приложения
+ имеется возможность дополнительно подключить продвинутые услуги, в которых у Oracle, Microsoft, Google имеются уникальные компетенции — использование искусственного интеллекта, анализ больших объемов информации и т.п.
+ есть возможность оплачивать только фактически потребленные ресурсы.
— для использования нужно «собрать» систему из виртуальных компонентов-составляющих. Это требует специфических знаний и умений.
— каждая платформа накладывает свои ограничения при реализации, полной свободы в реализации нет
— довольно высокая базовая стоимость
Примеры PaaS
Данные поставщики поставляют весь спектр облачных услуг, однако центральными являются облачные платформы.
Общая стоимость решений складывается как стоимость фактически потребленных вычислительных ресурсов (Compute), занимаемого места в хранилищах (Storage), количества переданных по сети данных (Network). Израсходованные ресурсы периодически подсчитываются и выставляется счет на оплату. Таким образом простаивающий сервер обходится дешево.
Соответствия услуг у разных поставщиков:
Google Cloud Platform | Amazon Web Services | Microsoft Azure | Oracle Cloud | Примечание |
Google Compute Engine | Amazon EC2 | Azure Virtual Machines | Oracle Cloud Infra OCI | вычислительные мощности |
Google App Engine | AWS Elastic Beanstalk | Azure Cloud Services | Oracle Application Container | хостинг интернет-приложений |
Google Kubernetes Engine | Amazon EC2 Container Service | Azure Container Service | Oracle Kubernetes Service | хостинг контейнерных приложений |
Google Cloud Functions | AWS Lambda | Azure Functions | Oracle Cloud Fn | бессерверные вычисления |
Google BigQuery | Amazon Redshift | Microsoft Azure SQL Database | Oracle Autonomous DataWarehouse | SQL базы данных |
Google Cloud Bigtable, Google Cloud Datastore | Amazon DynamoDB | Azure Cosmos DB | Autonomous NoSQL | NoSQL базы данных |
Google Cloud Storage | Amazon S3 | Azure Blob Storage | Oracle Cloud Storage OCI | Хранилища слабоструктурированных данных |
IaaS — Инфраструктура как услуга
Вы арендуете сервер/вычислительные ресурсы. Поставщику услуг гарантирует работоспособность на уровне сервера (электронная начинка сервера, интернет, электропитание и т.п.)/ технологии виртуализации (см. ниже).
Можно выделить три формата предоставления услуги:
+ «закапывать» деньги в покупку сервера не всегда разумно, т.к. он со временем устаревает. Арендуя сервер вы всегда можете его поменять или обновить с минимальными затратами.
+ можно выбирать и управлять производительностью и параметрами сервера как хочется
+ полная свобода в реализации желаемого. Можно устанавливать любые операционные системы, программы. Настраивать и использовать как заблагорассудится.
+ низкие центы, хорошее соотношение цена/возможности
— необходим свой специалист для настройки и обслуживания программного обеспечения.
— часто имеется привязка к конкретном характеристикам сервера/технологии виртуализации и немного теряется гибкость.
Примеры IaaS
Цены приблизительные (для условно сопоставимых серверов), уточняйте на сайтах
Hetzner
Выделенные серверы от 45€/месяц (3,4 тыс.руб/месяц)
Виртуальные серверы от 19€/месяц (1,4 тыс.руб/месяц, с производительностью, достаточной для небольшой компании)
OVH
выделенные серверы от 55€/месяц
Виртуальные серверы от 25€/месяц
Айхор
Выделенные серверы от 4,1 тыс.руб/месяц
Виртуальные серверы от 2 тыс.руб/месяц
FirstVDS
Виртуальные серверы от 3 тыс.руб/месяц
«Облака можно и нужно использовать шире, чем просто арендовать мощности»
О российском облачном рынке
TAdviser: Что изменилось на российском рынке облачных услуг за последние два-три года?
Илья Летунов: На начальном этапе, около пяти лет назад, все, что было доступно бизнесу, — это аренда мощностей. Эту концепцию российские поставщики облачных решений заимствовали из международной практики. Клиенты платили только за используемые мощности (такая модель монетизации называется pay as you go). Затем на российском рынке появились провайдеры, предоставляющие облако в его современном понимании: в первую очередь это программные продукты, позволяющие строить ИТ-инфраструктуру любой сложности.
Сегодня провайдеры настраивают инфраструктуру заказчика и дают возможность реализовать отказоустойчивую, мультиЦОДовую архитектуру, микросервисную архитектуру, гарантирующую доступность с практически нулевым временем восстановления, предоставляют балансировщики нагрузок и другие продукты. Кроме того, современный облачный провайдер поставляет прикладные платформы, помогает конфигурировать СУБД и оказывает другие услуги.
Такая мультифункциональность обусловлена тем, что внедрение облачных решений призвано освободить компании от ручной настройки и поддержания работоспособности платформенных сервисов. Внедряя подобные продукты, они рассчитывают, что смогут сосредоточиться на разработке бизнес-логики. Задача облачного провайдера — предоставить такое решение, чтобы разработчик компании-клиента мог работать с набором готовых «кубиков»: при необходимости получить кластер Kubernetes, СУБД, объектное хранилище S3 и т. д.
TAdviser: Какие из облачных провайдеров в России работают именно так — в формате полноценного облака?
Илья Летунов: К таким провайдерам можно отнести Mail.ru Cloud Solutions и «Яндекс». Мы вышли на рынок три года назад, «Яндекс» — два.
TAdviser: Как отнеслись к новым возможностям облаков российские компании?
Илья Летунов: Бизнес поверил, что облака можно и нужно использовать шире, чем просто арендовать мощности. Мы все меньше обсуждаем с клиентами совокупную стоимость владения (TCO) и все больше — сами сервисы, их удобство, сокращение благодаря им сроков вывода новых продуктов на рынок (time to market), культуру автоматизированной разработки и выкатки обновлений (DevOps), микросервисную архитектуру. Это большой шаг вперед.
TAdviser: То есть можно констатировать тот факт, что российский рынок вышел на новый уровень как в плане предложения новых сервисов, так и в плане восприятия возможностей облаков?
Илья Летунов: Да, можно сказать и так, но в разных сегментах бизнеса мы наблюдаем разную ситуацию. Для малых и средних компаний внедрение облачных решений — базовый сценарий развития. Крупный корпоративный бизнес в последнее время тоже заметно увеличил потребление подобных сервисов, но пока оно все еще носит точечный характер. Если раньше такие компании вообще не воспринимали облака, то теперь они рассматривают их как инструмент для решения определенного пула задач.
Примеров размещения крупным бизнесом всей ИТ-инфраструктуры в облаке на российском рынке пока нет. При этом большие компании доверяют облакам обработку больших данных, цифровую трансформацию, машинное обучение, построение цифровых песочниц и больших архивов.
Можно сказать, что облачные технологии сейчас проходят проверку временем. Для крупного корпоративного бизнеса очень важна надежность: решая в облаках некритичные задачи, большие компании проверяют, насколько им можно доверять.
TAdviser: И как вы оцениваете ход проверки?
Илья Летунов: По опыту Mail.ru Cloud Solutions могу сказать, что облачные решения успешно проходят проверку: крупные компании стремятся решать с их помощью все новые задачи. Если не учитывать аренду мощностей, проникновение облачных технологий в ИТ-инфраструктуру крупных российских предприятий находится на уровне 5–10%.
TAdviser: Это хороший показатель?
Илья Летунов: За рубежом он, конечно, выше: в Европе — 20–30%, в США — 40–50%. Но в целом, в России эти цифры соответствуют рыночным реалиям.
Облачные сервисы для крупного бизнеса появились у нас совсем недавно — всего три года назад. Нельзя забывать и о том, что крупный бизнес обладает собственным железом, а корпоративные процессы в больших компаниях меняются очень медленно. Кроме того, есть отрасли, которые никогда не пойдут в публичные облака — некоторые госструктуры, предприятия атомной промышленности и ряд других. Но тренд на внедрение облачных решений уже задан.
О продуктах Mail.ru Cloud Solutions
TAdviser: Обратимся к линейке решений MCS. Как шло ее формирование? Какие сервисы были запущены первыми?
Илья Летунов: Базовое направление — это IaaS-решения, к которым относятся диски, вычисления и сеть. При этом есть обязательный набор сервисов: для вычислений нужны динамически масштабируемые виртуальные машины, для дисков должен быть предусмотрен разный уровень сервиса в зависимости от класса (механические диски, SSD, NVME), в части сети обязательны реализация файлообменной системы Direct Connect, VPN, наличие балансировщиков нагрузки.
TAdviser: Какие сервисы надстраиваются на эту базу?
Илья Летунов: Дальше идет направление PaaS — набор сервисов, призванный обеспечивать дополнительную ценность облака. У нас есть объектное хранилище S3 (самый популярный способ хранения объектов и файлов для раздачи и внутренних сервисов), СУБД и Kubernetes (последние два компонента сейчас есть в любой ИТ-инфраструктуре).
И следующие два больших блока — решения для работы с большими данными (Hadoop, Spark и все, что нужно для машинного обучения) и прикладные сервисы.
Также мы разработали собственные сервисы резервного копирования, аварийного восстановления (Disaster Recovery) и мониторинга ИТ-инфраструктуры, запустили сервис сканирования (клиент получает информацию о возможных уязвимостях инфраструктуры, которая хостится в нашем облаке, и рекомендации дальнейших действий).
К развитию платформы мы подходим комплексно. С одной стороны, мы предлагаем стек сервисов для цифровых компаний, с другой — смотрим в сторону крупного корпоративного бизнеса. Например, мы думаем о том, как хостить «1С», как быть с миграцией SAP, Oracle и SQL-серверов, как реализовать информационную безопасность.
TAdviser: А малые компании вы не рассматриваете в качестве клиентов?
Илья Летунов: Технически наш сервис адаптирован и под малый и средний бизнес, но пока мы не фокусируемся на этом направлении по финансовым причинам.
TAdviser: Возможна ли реализация проектов на базовых компонентах линейки MCS без серьезной доработки? Или каждый проект уникален и настраивается под заказчика?
Илья Летунов: Обычно проекты реализуются именно на базовых компонентах нашего софта, без какой-либо доработки. Кастомизация — скорее исключение, она требуется, только если речь идет об очень крупных проектах.
TAdviser: Для каких целей заказчики используют сервисы Mail.ru Cloud Solutions?
Илья Летунов: Базовый сценарий — компания принимает решение полностью существовать в облаке и переносит туда все системы. Но в целом спектр задач, которые бизнес решает с помощью сервисов MCS, очень широкий: в облаке можно поддерживать сайт, хостить прикладную систему, там могут размещаться виртуальные рабочие места, туда же можно перенести аналитику, хранилище данных, все инфраструктурные сервисы. Также у нас уже есть реализованные кейсы с продуктами SAP и Oracle, все более популярными становятся задачи, связанные с машинным обучением.
TAdviser: Что предлагает Mail.ru Cloud Solutions в плане сетей доставки контента (CDN)?
Илья Летунов: Мы предлагаем классический сервис CDN. Он максимально геораспределенный и гарантирует минимальную временную задержку при доставке контента. Этот продукт мы реализуем в партнерстве с «Мегафоном», который имеет огромную зону покрытия на всей территории России.
TAdviser: Насколько внимательно вы изучаете клиентскую базу? Получаете ли обратную связь от пользователей ваших решений?
Илья Летунов: Мы знаем, сколько у нас клиентов какого размера, какие объемы мощностей они потребляют, какие сервисы используют и т. д. Безусловно, нам важно их мнение, поэтому мы регулярно обсуждаем с ними планы развития платформы. Мы делаем наши сервисы для людей и хотим, чтобы они полностью соответствовали их ожиданиям. Эта тактика приносит свои плоды: ежегодно количество пользователей продуктов MCS увеличивается на 80—100%, мы растем быстрее рынка.
TAdviser: Как осуществляется поддержка клиентов?
Илья Летунов: Есть два формата: мастер-классы, на которых мы рассказываем о наших сервисах, и индивидуальное взаимодействие с клиентом, когда мы изучаем его инфраструктуру, решаем, как перенести ее в облако, даем рекомендации. Со стороны Mail.ru Cloud Solutions клиентов курирует архитектор: он всегда на связи и помогает осуществить миграцию максимально быстро и эффективно.
О гибридных облаках и информационной безопасности
TAdviser: Остались ли какие-то неразрешимые технические сложности в плане облачной реализации традиционной инфраструктуры?
Илья Летунов: Вне зависимости от типа инфраструктуры — традиционная или облачная — провайдер должен обеспечивать высокий уровень ее доступности. В облаке это реализуется на уровне софта, облачный сервис использует балансировщики нагрузки, автоматически масштабируется. В случае же с традиционной инфраструктурой дублирование происходит на уровне железа. Если что-то выходит из строя, сети хранения данных автоматически переключаются на дублирующие физические серверы.
Когда перед бизнесом встает задача перехода на облачную или совместимую с облачной инфраструктуру, это сопряжено с некоторыми сложностями. Во-первых, требуются определенные знания. Во-вторых, если в компании давно и успешно работает какая-то крупная корпоративная система (например, АБС в банке), неэффективно переписывать софт. Но при этом нужно адаптировать решение под облако. Это уже гибридная история, и требуется мастерство специалистов облачного провайдера, чтобы ее воплотить в жизнь. Это сложно, но выполнимо.
TAdviser: То есть мы говорим о сохранении сделанных инвестиций при приобретении новых возможностей облаков?
Илья Летунов: Да, речь о гибридных облаках. В этом случае корпоративная система делится на сегменты. Какие-то остаются у заказчика (например, из соображений безопасности данных), а сама система через шлюз безопасности соединяется с облаком. Благодаря этому разработчики компании получают возможность работать в облаке, интегрируясь с ядром корпоративной системы.
TAdviser: Информационная безопасность в облаке — уже не проблема?
Илья Летунов: Тут есть несколько аспектов. На мой взгляд, с обеспечением защиты данных на уровне УЗ-4 (по классификации Закона «О персональных данных») облака справляются даже лучше, чем традиционная инфраструктура. Облачный провайдер может нанять квалифицированных специалистов по информационной безопасности, что не всегда доступно бизнесу. В этом контексте облако эффективнее и экономичнее.
Еще есть требования, предписывающие наличие изолированного контура и обеспечение именно «железной» безопасности. А для этого требуется установить специальное оборудование. В этом плане облако не отличается от внутренней инфраструктуры компании: в обоих случаях необходимо купить примерно одинаковое железо, пройти аудит, в том числе софта. Получается, что это эквивалентные по уровню безопасности варианты. При этом нельзя упускать из виду человеческий фактор — насколько в действительности соблюдаются регламенты и т. д. В облаке доступ к ресурсам предоставляется автоматически, согласно правилам информационной безопасности, в цепочке нет человека, который решает, кому предоставить доступ, а кому — нет. В этом смысле у облаков есть преимущество, так как отсутствие человеческого фактора снижает вероятность ошибки.
О будущем облаков
TAdviser: Какой вам видится корпоративная ИТ-инфраструктура крупного бизнеса в обозримой перспективе?
Илья Летунов: Будущее корпоративной инфраструктуры — мультиоблако. За рубежом подобные продукты уже активно используются, но в российских реалиях это пока труднореализуемо. Мы сейчас находимся на стадии гибридного облака, нужно пожить с ним три-четыре года, чтобы в полной мере понять и оценить преимущества облачных сервисов. Только после этого бизнес почувствует реальную потребность в мультиоблаке. Первопроходцами на этом пути уже являются цифровые компании.
TAdviser: Бизнес-приложения тоже будут становиться все более облачными?
Илья Летунов: Да. Вся классическая разработка уже пришла к микросервисной архитектуре. И уход бизнес-приложений в облака во многом связан именно с ее преимуществами. Микросервисная архитектура удобна в создании, управлении и изменении. Так что совместимость приложений с облаками сегодня очевидный тренд.
TAdviser: У любой технологии, даже самой удобной, есть минусы. Какие недостатки есть у микросервисной архитектуры?
Илья Летунов: Они связаны со сложностью этого подхода. Чтобы его качественно реализовать, требуется много сильных архитекторов. К тому же микросервисная архитектура — это не совсем естественный способ мышления для программистов. Им приходится адаптироваться, создавать множество микросервисов. Когда их количество начинает исчисляться сотнями или тысячами, встает вопрос управления и появляется потребность в инфраструктурном слое, который будет эти микросервисы оркестрировать. Для решения этой задачи на рынке появляются новые продукты — интеллектуальные шлюзы, платформы.
О влиянии пандемии на облачный рынок
TAdviser: Мы коснулись будущего ИТ-инфраструктуры, бизнес-приложений. Как это все учитывается в планах развития линейки MCS?
Илья Летунов: Мы следим за опытом западных коллег, за мировыми трендами и понимаем, что нужно предоставлять клиентам те же интеллектуальные шлюзы, API, удобные для использования в облачной инфраструктуре, решения для управления взаимодействием приложений в микросервисной архитектуре. Мы комбинируем то, что нужно нашим клиентам сейчас, с тем, что потребуется им завтра.
TAdviser: То есть вы внимательно следите за развитием «большой тройки» глобальных облачных вендоров?
Илья Летунов: Да, эти компании имеют большой опыт, и у нас есть возможность перенять лучшие практики, оценивая эффективность и популярность их кейсов.
TAdviser: На фоне пандемии у этих провайдеров появились какие-то интересные решения?
Илья Летунов: Нет. Облака реагировали на рост спроса автомасштабированием. Ведь для таких сценариев они и создавались — для ситуаций, когда невозможно предсказать, какой объем вычислительных мощностей понадобится. Честно говоря, мне сложно представить какие-то сервисы, которые могли бы появиться именно в связи с нынешними реалиями.
Резюме
TAdviser: Лет десять назад высказывались мнения о том, что мощности дата-центров избыточно велики. Что сейчас происходит?
Илья Летунов: В России сегодня, напротив, можно констатировать даже некоторый дефицит мощностей, но в целом предложение соответствует спросу. Построенные пять—десять лет назад ЦОДы уже заполнены, строятся новые, в это вкладываются и государственные, и частные компании. Только в Москве сейчас строится шесть или семь дата-центров. Есть уверенность в том, что эти мощности будут востребованы: компании сегодня активно проводят цифровизацию, что вызывает увеличение спроса на инфраструктуру. А в перспективе сегодняшние инвестиции в строительство дата-центров позволят избежать критических перегрузок.
TAdviser: О каких сложностях следует помнить компании, которая решила воспользоваться облачными сервисами?
Илья Летунов: Самая большая ошибка — это начать использовать облако как обычную инфраструктуру, не изучив его дополнительные возможности. При таком сценарии бизнес, конечно, получит экономическую выгоду, но лишит себя важных преимуществ, которыми обязательно воспользуются конкуренты.
TAdviser: Давайте еще раз обозначим, в чем дополнительная ценность облака. Что оно может дать компании, помимо вычислительных мощностей? Резюмируем.
Илья Летунов: Во-первых, использование облачных сервисов обходится дешевле, чем традиционной инфраструктуры. Это такой пример экономики совместного потребления. Облачный провайдер может использовать и обслуживать дорогие серверы, реализовывать виртуализацию. На больших объемах это стоит меньше.
Во-вторых, модель оплаты только за потребляемые мощности позволяет не делать больших инвестиций в инфраструктуру. Можно запустить сервис, зарабатывать на нем и из этих денег оплачивать инфраструктуру.
В-третьих, в облаке гораздо дешевле и быстрее тестировать новые технологии и проверять гипотезы. Для этого не потребуется создавать отдельное подразделение по исследованию и разработке, нанимать специалистов и конкурировать за них с ИТ-гигантами. Это помогает уменьшить сроки вывода новых продуктов на рынок. И это один из драйверов перехода в облака.