Что недоступно в технологии технология 6
Недоступная технология?
Труд для рыбинских школьников становится роскошью. Вернее, уроки труда, ныне именуемые
технологией. Учебные мастерские в большинстве своем устарели, станки образца восьмидесятых годов прошлого века выходят из строя, на расходных материалах — жесткая экономия. Изучить и решить проблему намерены в департаменте образования.
Право на труд
Уроки технологии в 5-8 классах — такой же обязательный предмет, как математика и русский. Программой на них отводится 68 часов в год, половина из которых приходится на теоретическое освоение материала, вторая половина — на практику.
С 6 класса ребята должны ознакомиться с ручной и механической обработкой дерева и металла, а также электротехническими и ремонтно-строительными работами. И если навыки ручного труда есть возможность прививать (хотя тоже не без проблем), то обучение машинному труду явно буксует.
По словам директора департамента образования Риммы Брядовой, о «трудовой» проблеме им известно.
«Организация занятий по предмету «Технология — технический труд» для мальчиков действительно требует к себе повышенного внимания. Из-за нехватки финансирования годами решение этих вопросов находилось в подвешенном состоянии. Проблемы во многих школах общие.
Учебные мастерские физически и морально устарели, станочный парк не обновлялся с девяностых, а где-то еще дольше. Мы поставили вопрос о создании рабочей группы, которая выйдет во все школы города и детально обследует мастерские. Исходя из их состояния будут приниматься решения — конкретно по каждой школе», — обозначила позицию департамента Римма Александровна.
Дорогое удовольствие
«Раньше делали табуреты, теперь — шайбы. Расходных материалов мало, живем на старых запасах», — представляет проблему в масштабе Сергей Занин, учитель технологии школы №43.
Здесь недавно произведен ремонт мастерской. Из двух — столярной и слесарной — сделана одна, комбинированная. По словам директора школы Людмилы Оленёвой, работы проведены масштабные и дорогостоящие: в помещении забетонировали пол, покрасили стены, модернизировали освещение, провели вытяжку.
Одиннадцать новых верстаков обошлись в 110 тысяч рублей, весомую для школы сумму. Этим пока пришлось ограничиться. В новом проекте мастерской места для старых станков не нашлось, их пришлось списать. В отремонтированном кабинете должно появиться новое оборудование, но пока на него нет денег. А удовольствие это не из дешевых.
По статистике, на оснащение мастерских уходит 40% средств от всего школьного оборудования, включая средства мультимедиа.
«Исследовав рынок, мы выяснили, что самый дешевый и простенький учебный станок стоит от 40 тысяч рублей, плюс затраты на подключение, а хватит его, может быть, только на год, — поясняет Людмила Георгиевна. — У нас разработан план развития кабинета, его материально-технической базы. В перспективе — приобрести фрезерный, сверлильные, токарные, деревообрабатывающие, токарно-винторезные станки. Предполагается сделать это поэтапно, за несколько лет».
Сейчас уроки технологии в 43-й школе, как и в ряде других, проходят в «ручном» режиме. Обычная практика, если машинный труд остается на картинке. «Приходится прибегать к объяснительно-иллюстративному методу. То есть, как работает сверлильный или фрезерный станок, объясняю по учебникам и плакатам, в теории», — разводит руками учитель технологии СОШ №43 Сергей Занин.
Он преподает в школе уже 25 лет, и, по его словам, загвоздка не только в ограниченном финансировании мастерских и отсутствии современных станков. Даже руками работать становится труднее и небезопасно.
«Раньше существовала школьная промышленность, которая выпускала оборудование и инструменты специально для учебных мастерских. Сейчас ее не стало, и очень часто производитель не соблюдает требований ГОСТов, металл используется «сырой», без термообработки, потому инструмент быстро изнашивается. Был случай, когда от новых молотков при работе стали отлетать целые куски», — перечисляет минусы специалист. Но и профессиональное оборудование — тоже не вариант.
«Стоит в разы дороже, так что никакая школа не потянет, да и не приспособлено для ребенка 10-13 лет. Выход один — тщательно подходить к выбору инструмента и не покупать кота в мешке», — считает Сергей Занин.
И не без ностальгии вспоминает про советские времена: «Школы были закреплены за шефскими предприятиями, где можно было выписать оборудование, инструменты, материалы — все бесплатно. На базе предприятий создавались учебные цеха, куда 9-10 классы приходили на занятия, обучались на токарей, слесарей, контролеров. Ученики даже получали зарплату. Надо ли говорить, что проблема проф-ориентации старшеклассников была решена».
В том, что трудовые знания и навыки пригодятся мальчишкам, учитель не сомневается: «Это нужно не только для того, чтобы потом что-то дома распилить, починить. У мальчишек воспитывается дисциплина труда, развиваются физические и умственные способности, а главное — формируется особое, мужское, мироощущение».
Долгая дорога к станку
В городе есть учебное заведение, где вообще не оборудованы мастерские для уроков технологии. Это кадетская школа-интернат №2. За своей долей машинного труда кадеты 7-8 классов, мальчики и девочки, ездят из Заволжья на другой конец города — в УПК на ул. Ухтомского. Здесь станки и швейные машинки пусть и не новые, но все в исправном состоянии. Средний возраст ученических средств труда — 20-30 лет.
Отчаянно несовременный вид и функционал этих железных динозавров — это лишь видимая часть айсберга. На самом деле проблема серьезней. Помимо кадетов, в мастерских меж-школьного учебного комбината занимаются ребята со всего города — 9-классники в рамках предпрофильной подготовки.
В этом учебном году здесь открыты четыре группы по курсам на выбор «Основы слесарного дела» или «Основы токарного дела». Лет 15-20 назад их было гораздо больше.
Среди 10- и 11-классников желающих приобщиться к машинному труду в этом году не нашлось вовсе. Интерес к рабочим специальностям угасает день за днем. «Лучше я пойду в менеджеры, чем к станку» — типичная позиция выпускника.
«Школьники вообще мало представляют современный производственный процесс, что такое современные станки с ЧПУ, для большинства из них заводы остаются неведомой зоной за колючей проволокой, а значит, — малопривлекательной. Отсюда и дефицит рабочих кадров, несмотря на вакансии и достойный заработок, — считает директор УПК Татьяна Левченко, — а это уже проблема всего российского рынка труда».
Возможно, модернизация школьных мастерских, о которой задумались в департаменте образования, постепенно изменит в ситуацию в отдельно взятом Рыбинске, рабочие профессии постепенно станут актуальны. Для промышленного города это не роскошь, а единственный путь развития.
Технология. 6 класс
Конспект урока
Технология, 6 класс
Урок 6. Технология как основа производства
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Технология – это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.
Дисциплина – это определённый порядок поведения или действия людей, который соответствует сложившимся в данном обществе, организации или группе людей нормам, правилам поведения, моральным требованиям.
Производственная дисциплина – это строгое и точное соблюдение в процессе производства требований к технологии изготовления продукции, которые содержаться в технологических документах, а именно своевременность выполнения технологических операций, соблюдение их последовательности, заданной в технологии.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Технология. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Чтобы понять какое значение имеет технология в жизни человека и общества, необходимо вспомнить определение понятия «технология». Слово «технология» происходит от древнегреческого techno – «искусство, мастерство, умение» и латинского logos – «учение, наука».
В широком смысле технология – это совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.
В узком смысле технология – комплекс организационных мер, операций и приёмов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
Её разрабатывают инженеры – технологи, программисты и другие специалисты предприятия, работающие в соответствующих областях.
Понятие «технология» обычно рассматривается в связи с конкретной отраслью производства. Различают технологии: машиностроительные, информационные, телекоммуникационные, инновационные, социальные, педагогические, строительные, химические и другие. В результате осуществления технологического процесса, состоящего из совокупности технологических операций, происходит качественное изменение обрабатываемых сред, их формы, строения, материальных (технических) и потребительских свойств.
Для того, чтобы какой-то процесс производства был технологическим, он должен обладать обязательными признаками.
Выбор предметов труда. Предметами труда при технологическом производстве являются материалы, энергия, информация, объекты живой природы и социальной среды.
Этот перечень охватывает все составляющие живой и неживой природы и искусственной материальной среды (техносферы), которые используются для производства потребительских благ.
Функциональность – это значит соответствие своему назначению. В технологии объединены методы и средства воздействия на избранный предмет труда. Методы получения или преобразования выбранного предмета труда во многом зависят от средств труда. Например, существуют различные средства труда при приготовлении пищи – источники тепла.
Научность. При разработке новых технологий должны учитываться научные достижения. Технология напрямую зависит от знаний, которыми обладает общество, от квалификации работников.
Наличие материально – технической базы. Необходимо для поддержки производства. Материально – техническая база – это комплекс средств производства, материальных и вещественных элементов, необходимых для обеспечения деятельности предприятия. Они не включены в производство, но обеспечивают необходимую базу для функционирования производственной системы. Это здания, подъездные пути, мосты, средства связи, источники и линии электропередач энергии.
Соответствие техническому заданию. Предназначение любой технологии является удовлетворение какой – либо потребности человека. Поэтому в технологии чётко, с указанием качества и количества, задаётся желаемый конечный результат или продукт труда.
Соблюдение заданной технологии – особенности структуры технологии. Последовательность операций в технологии всегда чётко задана, не может быть изменена, она определяет собой алгоритм – точный, неизменный порядок действий. Если нарушить это правило, то получиться совершенно другой продукт или не получиться совсем ничего.
Если технологические операции и соответствующие методы воспроизвести стереотипно, то есть повторно в той же неизменной последовательности то будет получен тот же самый, практически неотличимый от предшествующего результат.
В соответствии с этими признаками технологического процесса можно дать новое полное определение понятию «технология». Это строго упорядоченный или построенный по алгоритму комплекс операций, организационных мер и методов воздействия на вещество, энергию, информацию, объекты живой природы или социальной среды.
Качество и ритмичность любого производства зависят от соблюдения трудовой, технологической и производственной дисциплины.
Производственная дисциплина означает порядок на производстве. Это означает соблюдение трудовой дисциплины, обеспечение работающих лиц сырьём, инструментами, материалами, работой без простоев. Без соблюдения производственной дисциплины нарушаются принципы организации трудового процесса во времени и пространстве. Это приводит к хаосу и беспорядку. Сама деятельность и её результативность ставятся под вопрос, поскольку лишаются направленности процесса. За организацию производственной дисциплины несёт ответственность работодатель, а работники производства отвечают за её соблюдение.
Дисциплина – это порядок поведения или действий людей. Она делится на общеобязательную и специальную.
Общеобязательная – это соблюдение установленных государственной властью законов, норм и правил. Основной закон Российской Федерации – это Конституция РФ.
Специальная дисциплина – распространяется на определённые области деятельности или обязательны только для работников и служащих каких-либо организаций.
Специальная дисциплина – это школьная дисциплина, дисциплина военнослужащих, дисциплина поведения на дороге, трудовая дисциплина, технологическая дисциплина.
Технологическая дисциплина – это строгое и точное соблюдение в процессе производства требований к технологии изготовления продукции, которые содержаться в технологических документах.
Нарушение технологической дисциплины приводит к браку, в некоторых случаях это приводит к серьёзным авариям, как на производстве, так и в ходе эксплуатации продукции, изготовленной с нарушением технологии.
Работники на производстве должны соблюдать правила поведения, которые регламентируются Трудовым кодексом.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выделите зелёным предмет труда, синим цветом – объекты материально – технической базы.
Это прорыв: десять самых важных технологий 2021 года
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
1. Литий-металлические батареи
Литий-металлические аккумуляторы имеют все шансы изменить расстановку сил на авторынке. Их энергетическая плотность равна 1 кВт·ч на литр объема, что почти в два раза больше, чем у литий-ионных батарей. Как утверждают в MIT Technology Review, благодаря этому электрокары заряжаются гораздо быстрее, а главное — заряда хватает на 80% дольше, чем с литий-ионными аккумуляторами. Такие показатели сохраняются и после 800 циклов.
Американский стартап QuantumScape (среди его инвесторов — Билл Гейтс), который занимается разработкой литий-металлических батарей, провел первые тесты в декабре 2020-го. После успешных испытаний он уже заключил сделку с Volkswagen, который начнет выпускать электромобили с этими аккумуляторами в 2025 году.
Скептики утверждают, что результаты тестов пока рано считать успешными: их проводили на однослойных ячейках, тогда как в реальных аккумуляторах они должны быть многослойными. При массовом производстве это может привести к непредвиденным рискам.
2. Вакцины на основе матричной РНК
РНК-вакцина — одна из самых передовых разработок в медицине за последние 20 лет. Сейчас есть две вакцины, созданные по этой технологии: Pfizer и Moderna. Обе — против коронавируса.
Обычные — векторные — вакцины содержат ослабленный или неактивный возбудитель вируса. Вакцины на основе мРНК побуждают организм вырабатывать фрагмент белка, содержащийся в возбудителе COVID-19, который тут же атакует иммунная система. В результате возникает сильный иммунитет к вирусу, организм становится устойчивым к заражению.
Матричные (информационные) РНК хороши тем, что их легко модифицировать под любой новый штамм вируса. Их также можно использовать для борьбы с инфекциями (например, малярией), раком, серповидноклеточной анемией, ВИЧ и другими тяжелыми заболеваниями.
3. GPT-3
На сегодняшний день самая совершенная нейросеть на базе NLP (то есть, алгоритмов распознавания текста) — GPT-3. Это нейросеть-трансформер, которая способна генерировать связные ответы в диалоге с человеком. Объем используемых ей данных и параметров в 100 раз превосходит предыдущее поколение — GPT-2.
Однако даже самые продвинутые трансформеры, обученные на огромных массивах данных не понимают смысла слов и фраз, которые они генерируют. Для их обучения нужны огромные массивы данных и вычислительные ресурсы, которые, в свою очередь, оставляют большой углеродный след. Еще одна проблема — несовершенство датасетов для обучения нейронных сетей: тексты в интернете часто содержат искажения, манипуляции и откровенные фейки.
Одно из самых перспективных направлений в развитии ИИ и нейросетей — это расширение диапазона восприятия. Сейчас алгоритмы умеют распознавать изображения, лица, отпечатки пальцев, звуки и голос. Они также умеют говорить и генерировать изображения и видео, имитируя наше восприятие разных органов чувств. Ученые MIT отмечают: чтобы приблизиться к человеку ИИ не хватает эмоционального интеллекта и чувств. В отличие от ИИ, человек умеет не только обрабатывать информацию и выдавать готовые решения, но и учитывать контекст, множество внешних и внутренних факторов, а главное — действовать в условиях неопределенности и меняющейся среды. Например, алгоритм AlphaGo от компании DeepMind способен обыграть чемпиона мира по го и шахматам, но все еще не может расширить свою стратегию за пределы доски.
Пока что даже самые продвинутые алгоритмы, включая GPT-3, находятся лишь на пути к этому. Сейчас перед разработчиками стоит задача создать мультимодальные системы, которые бы объединили распознавание текста и сенсорное восприятие для обработки информации и поиска решений.
4. Защита данных по модели Data Trusts
По данным Accenture, за время пандемии количество кибератак заметно выросло. Только первой половине 2020 года было взломано 36 млрд учетных записей и аккаунтов. Мы стали хранить гораздо больше данных в Сети, работать онлайн и пользоваться корпоративными сервисами с личных устройств. В итоге многие компании пострадали от утечек и вынуждены были усилить кибербезопасность.
Но причина утечек может быть не только в слабой защите данных, но и в том, что сама модель их сбора и хранения устарела. Data Trusts — «доверительное хранение данных» — новый подход, который может все изменить. В этом случае создается особый доверительный фонд, который хранит и управляет данными людей по их поручению и от их имени.
По словам представителей Mozilla, принцип доверительного управления данных подразумевает, что вы передаете свои данные тому, кто распоряжается ими в ваших же интересах. При этом все данные хранятся в одном месте, а сервисы, которыми вы пользуетесь, получают к ним доступ на ваших условиях. Доверительный фонд несет полную юридическую ответственность за соблюдение ваших интересов и приватности.
5. Wi-Fi 6 и 5G
Новые стандарты связи и беспроводного интернета, с одной стороны, помогают работать удаленно из одной точки на высокой скорости, с другой — способствуют развитию интернета вещей и искусственного интеллекта, сделают передачу данных более безопасной.
Главные преимущества, которые обеспечивает 5G:
Новый стандарт Wi-Fi 6 добавит новую частоту 6 ГГц к двум уже имеющимся — 2,4 и 5 ГГц. Он преследует те же цели, что и 5G: помогает ускорить интернет-соединение (до 2 Гб/сек для мобильных устройств), сделать его более стабильным и широкополосным — к одной точке можно будет подключить еще больше устройств. При этом сеть сама будет распределять интернет-трафик между устройствами, в зависимости от их мощности.
Специалисты Cisco называют главные преимущества Wi-Fi 6 для бизнеса:
Согласно опросу Deloitte, 86% руководителей считают, что продвинутая беспроводная связь преобразит их организацию в течение трех лет, и 79% говорят то же самое о своей отрасли.
По данным The Verge, первые 316 млн мобильных устройств с поддержкой Wi-Fi 6E появятся уже в 2021 году. Ожидается, что 5G и Wi-Fi 6 будут не конкурировать, а взаимно дополнять друг друга — в зависимости от задач и типов устройств.
В России операторы потратят более 1,1 трлн руб. на развитие 5G с 2021 по 2027 год. Активное внедрение начнется с 2024 года, однако сроки могут быть сдвинуты из-за низкого спроса. А вот Wi-Fi 6 вряд ли заработает: частоты сети уже заняты фиксированной радиосвязью, а в будущем их могут передать под 5G.
6. Виртуальная и дополненная реальность
Сегодня эти технологии используют в здравоохранении — чтобы обучать хирургов или проводить операции с данными диагностики в виде голограмм и онлайн-консилиумом врачей. В начале февраля 2021 года Microsoft провела онлайн-трансляцию 12 операций, выполненных в MR — смешанной реальности. Хирурги из 13 стран смогли подключиться в режиме онлайн и видеть все данные диагностики в виде голограмм и консультировать друг друга.
В ретейле AR позволяет примерить товары, поместить мебель в интерьер перед покупкой, а также получать персонализированные предложения. К примеру, производитель игрушек Mattel (куклы Барби и др.) использует дополненную реальность для игрушечных машинок Hot Wheels. Покупатели могут направить свой смартфон на конкретную модель, чтобы поиграть с ней на любых поверхностях:
В IKEA с помощью VR-гарнитуры вы можете представить, как будет выглядеть ваша кухня с выбранной мебелью.
В образовании дополненная и виртуальная реальность помогают глубже вовлечь в процесс и в деталях смоделировать среду, которую изучают в классе. Технологию используют и в корпоративном обучении. Tyson Foods — международная корпорация по производству продуктов питания — применяет VR, чтобы обучать сотрудников технике безопасности на производстве. В результате производственных травм стало на 20% меньше.
Архитекторы и дизайнеры представляют проекты в масштабе 1:1 с помощью виртуальной и дополненной реальности вместо обычных 3D-рендеров:
ThyssenKrupp Elevator, поставщик транспортных систем, эскалаторов и лифтов, запустил в Азии и на Ближнем Востоке залы виртуальной реальности с демонстрацией городских транспортных решений.
В автомобильной промышленности VR позволяет инженерам экспериментировать с дизайном и конструкцией новых моделей на стадии разработки концепта. Такой подход используют, к примеру, в Hyundai:
Но главной сферой, где виртуальная и дополненная реальность особенно востребованы, остаются игры и развлечения. Помимо VR-игр и симуляций, в разных странах действуют целые парки развлечений с использованием виртуальной реальности: например, Europa-Park в Германии или VR Star в Китае.
Быстрее всего в ближайшие семь лет будет расти рынок устройств с распознаванием жестов — перчатки для VR и AR: по данным Grand View Research, с 2021 по 2028 года ежегодный рост рынка составит в среднем 18%.
7. 3D-печать
Во время пандемии COVID-19 аддитивные технологии стали выгодной альтернативой традиционному производству, требующему огромных инвестиций и ресурсов. Еще одно весомое преимущество — значительно меньший уровень отходов.
В медицине и здравоохранении на 3D-принтерах печатают кабели и другие детали для медицинского оборудования. Еще один удивительный эксперимент — 3D-печать фрагментов человеческих костей прямо в организме, вместо поврежденных или утраченных. Для этого используют специальные биосовместимые чернила.
Аддитивные технологии применяются в архитектуре: из отпечатанных деталей возводят целые каркасные дома, что делает их намного дешевле обычных аналогов. Как пишет The Guardian, в калифорнийской Коачелла Вэлли такими застроили целый микрорайон. Компания-застройщик Mighty Buildings утверждает, что это позволило сэкономить 95% рабочего времени строителей.
Сейчас мы в шаге от того, чтобы использовать 3D-печать для создания необходимых объектов на поверхности Луны, используя для этого лунную пыль. Это позволит значительно упростить колонизацию спутника: не придется доставлять туда тяжелые грузы и технику.
8. «Зеленый» водород
«Зеленый» водород сегодня является частью глобальной мировой стратегии по снижению углеродного следа и переходу на возобновляемые источники энергии. Вместе с электрокарами водородные двигатели призваны стать главной альтернативой транспорту на дизельном топливе.
«Зеленый» водород получают экологически чистым способом без применения атомной энергии и природного газа. Самый безвредный метод — электролиз, когда через воду пропускают электрический ток. Это позволит избавиться от 830 млн т вредных выбросов углекислого газа в год — последствия неэкологичного производства водорода.
Сейчас, когда стоимость солнечной и ветровой энергии стремительно падает, появился шанс на массовое внедрение еще и водородной энергетики. В связи с этим Европа начала создавать необходимую инфраструктуру и производство на базе электролиза.
IEA (Международное энергетическое агентство) отмечает рекордный рост электролиза для производства зеленого водорода. Оно прогнозирует, что к 2030 году цена на водородное топливо упадет, как минимум, на 30%, что сделает его таким же доступным, как и другие виды топлива.
Еще до COVID-19 ускорились продажи автомобилей с водородным двигателем, однако сейчас многие производственные мощности замедлились или вовсе остановлены. После пандемии именно водородные технологии могут помочь восстановлению экономики.
Автомобили на водородном двигателе уже выпускают Toyota, Honda, Hyundai, Audi, BMW, Ford, Nissan, Daimler. В Калифорнии построят 100 водородных заправочных станций, а к 2025 году здесь планируют довести количество автомобилей с нулевым уровнем выбросов до 1,5 млн.
Airbus объявила о планах ускорить разработку коммерческих реактивных самолетов с водородным двигателем и полностью отказаться от использования гибридных двигателей. Это значит, что к 2035 году появятся первые самолеты с нулевым уровнем выбросов.
9. Вычисления как сервис
Модель «вычисления как услуга/сервис» (CaaS — Calculation As A Service) или периферийные вычисления — глобальный тренд, наряду с программным обеспечением как услуга (SaaS — Software As A Service), инфраструктурой как услуга (IaaS — Infrastructure As A Service) и платформой как услуга (PaaS — Platform As A Service). Типичный пример такой модели — онлайн-игры или онлайн-кинотеатры. Вы оплачиваете подписку, но сам контент не хранится у вас, а запускается онлайн на сервере поставщика услуг.
Компании приобретают доступ к облачным сервисам, чтобы экономить на ИТ-инфраструктуре и поддержке, а также не перегружать локальную сеть. Это позволяет быстро развернуть и протестировать новый онлайн-сервис или ПО, разместить виртуальную АТС и объемные базы данных. Пандемия заставила многих изменить бизнес-модель и перераспределить ИТ-ресурсы в сторону облачных сервисов.
IDC прогнозирует, что 25% компаний к 2024 году сделают бизнес гибче и устойчивее за счет интеграции периферийных данных с облачными приложениями. Развитию вычислений как услуги будут способствовать машинное обучение и искусственный интеллект. Они помогают распределять и оптимизировать мощности, чтобы обеспечить стабильную скорость обработки данных.
10. Голосовой поиск и голосовые помощники
Распознавание голоса и NLP (нейролингвистическое программирование) у нейросетей достигло той стадии, когда голосовые помощники вполне способны заменить реальных людей или текстовый поиск. Google, Apple и Amazon вкладывают все больше ресурсов в развитие этого направления.
Сегодня мы вполне можем обойтись без текстового поиска: умные колонки и голосовые помощники ищут нужную нам информацию, запускают треки и подкасты, ставят напоминания и набирают номера. Голосовую навигацию используют в управлении беспилотниками, а голосовые чат-боты приходят на смену живым консультантам и операторам колл-центров.
Согласно отчету Google, 27% людей в мире используют голосовые помощники на смартфонах. По данным Adobe Analytics, 47% владельцев умных колонок используют их для поиска, 46% — прослушивания новостей, 34% — чтобы спросить адрес или получить инструкции. Google утверждает, что 62% заказывают с помощью умных колонок товары в сети.
С каждым годом голосовые помощники благодаря ИИ становятся все умнее. В 2013 они могли распознавать 77% произносимых слов, а сегодня — уже 97%. К примеру, когда алгоритм RankBrain от Google встречает новую поисковую фразу, он сам догадывается, что мог искать конкретный пользователь, а затем выдает наиболее подходящие ответы.
В марте Европейский совет по защите данных (EDPB) опубликовал рекомендации по виртуальным голосовым помощникам. В организации обеспокоены тем, какой объем данных они используют и соответствует ли использование этих данных регламенту GDPR. В частности, голосовых помощников все чаще используют для машинного обучения алгоритмов по распознаванию голоса, биометрической идентификации и составления профилей для таргетированной рекламы.