Что недопустимо за столом на деловом приеме

ЗА СТОЛОМ

Знание правил поведения за столом особенно важно. Этот раздел этикета — один из самых сложных, поскольку отдельные правила различаются не только на разных континентах, но даже в странах одного и того же континента. Поэтому на соответствующих приемах необходимо присмотреться к поведению соседей по столу — и все станет на свои места, так как основные правила застольного этикета в общем одинаковы.

Садиться за стол нужно так, чтобы вам было удобно есть и пить: не придвигаться к нему вплотную, но и не отдаляться от него настолько, чтобы приходилось наклоняться к блюдам. Нельзя ставить локти на стол, на нем держат лишь кисти рук. Нельзя сидеть «развалившись» — откинувшись на спинку стула.

Если рядом с вами садится женщина, вам следует помочь ей сесть, выдвинув стул (приподнимая его, а не двигая по полу), дождаться, пока сядет она (а она может сесть лишь после того, как сядет хозяйка дома) и все остальные женщины, а затем садиться вместе с другими мужчинами.

Если вы оказались за столом рядом с незнакомыми вам людьми, можно представиться им, если это женщины или мужчины старше вас

Место салфетки сейчас варьируется — в некоторых странах и мужчины, и женщины продолжают класть её на колени, но и у нас и в некоторых странах Запада мужчины иногда заправляют её за борт пиджака. По окончании еды, при выходе из-за стола её кладут слева от тарелки, не расправляя и не складывая. Обратите на это внимание: в некоторых странах Западной Европы считают, что если гость аккуратно свернул или сложил салфетку, то этим он выразил пожелание быть еще раз приглашенным к этому столу, а это, во-первых, может быть расценено как неделикатность, а, во-вторых, у вас совершенно может не быть такого желания, и в случае второго приглашения ваш отказ от него вызовет обиду. Салфеткой не принято вытирать губы, ее лишь слегка прикладывают к ним перед тем, как отпить вина, воды, чтобы не оставлять на стекле жирных следов.

Считается крайне невежливым рассматривать, чисты ли тарелки, стаканы и т. д., и совершенно недопустимо протирать их салфеткой или носовым платком Если они кажутся вам (и даже являются на самом деле) недостаточно чистыми, терпите, не морщась и не показывая ни малейших признаков недовольства. Это не лишает вас возможности сделать выводы на будущее, если вы снова получите приглашение в этот дом.

Так же стоически следует вести себя, если в кушании попадется что-либо несъедобное (щепочка, волос и т. п.). Отодвиньте «находку» на край тарелки, прикройте гарниром и продолжайте трапезу, как ни в чем не бывало.

Курить за столом как у нас, так и на Западе, еще недавно было не принято. Но за последние годы по американскому примеру на званых завтраках и обедах подаются сигареты, т. е. как бы дается общее разрешение курить за столом. В таких случаях, если вы принадлежите к числу курильщиков, можно следовать за большинством

Выходить из-за стола можно лишь после того, как вышла хозяйка дома и все присутствующие женщины. Как только встала ваша соседка, отодвиньте от стола ее стул, пропустите ее на выход.

Уходить следует, не дожидаясь ухода того, кто может хозяевами дома считаться самым желанным гостем, которого они хотели бы задержать дольше других.

Читайте также

Поведение за столом

Поведение за столом По всей видимости, существует лишь одно действительно важное правило относительно поведения за столом: не ведите себя в разных обстоятельствах по-разному. Все мы в семейном кругу одеваемся и ведем себя более непринужденно, чем на публике, но за столом

Поведение за столом

ЗА СТОЛОМ

ЗА СТОЛОМ Не опаздывай, будучи приглашен на обед, завтрак, ужин, чай.Не садись за стол, пока не сядут дамы или пока хозяин или хозяйка не пригласят занять место.Не предлагай даме, когда сопровождаешь ее к столу, левую руку. Мужчина всегда должен предлагать даме правую

ЗА СТОЛОМ

ЗА СТОЛОМ Знание правил поведения за столом особенно важно. Этот раздел этикета — один из самых сложных, поскольку отдельные правила различаются не только на разных континентах, но даже в странах одного и того же континента. Поэтому на соответствующих приемах необходимо

Поведение за столом

Поведение за столом Приглашать гостей к столу – обязанность хозяйки. Она же должна первой присесть за стол, но не хвататься сразу за еду, а подождать, пока сядут гости.Сначала за стол садятся женщины, потом мужчины и только затем – молодые люди.Если кто-то из гостей

Этикет за столом

Этикет за столом Общие правила поведения за столомОбщие правила поведения или этикет за столом — это тот минимум, который должен знать всякий культурный человек.• Сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщинам допускается на небольшой

§ 7. За обеденным столом

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ Известны случаи, когда толковый и сведущий сотрудник, к которому не было никаких претензий по службе, не получал повышения в должности лишь потому, что его застольные манеры оставляли желать лучшего. Размахивал ли он в воздухе вилкой или говорил с

Рассаживание гостей за столом

Рассаживание гостей за столом На официальном приеме гости рассаживаются за столом в соответствии с их социальным статусом или дипломатическим рангом. Если правило будет нарушено, гость может воспринять это как сознательное нанесение оскорбления ему или организации,

Беседа за столом

Беседа за столом Вести беседу за столом на официальном приеме – большое искусство. Ничто так не сближает людей, как приятная беседа, и ничто так не отталкивает собеседников, как оскорбительный или ненужный спор.Беседа выявляет уровень воспитанности человека. Наилучшей

Курение за столом

Курение за столом В настоящее время на обеденный стол редко ставят пепельницы, так как многие люди бросают курить, а другие плохо переносят табачный дым. Если пепельницы не были поставлены на стол, значит, хозяйка не хочет, чтобы гости курили во время еды. Курильщики

Правила поведения за столом

Правила поведения за столом Если на обеде подают блюда из спаржи, раков или жаркого из мяса и птицы, гостям приносят небольшие миски с ароматизированной водой. В ней они могут ополоснуть кончики пальцев. Для этого следует сначала окунуть пальцы одной руки, а затем другой.

Источник

ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ

Что недопустимо за столом на деловом приеме Что недопустимо за столом на деловом приеме Что недопустимо за столом на деловом приеме Что недопустимо за столом на деловом приеме

Что недопустимо за столом на деловом приеме

Что недопустимо за столом на деловом приеме

Главная и самая общая рекомендация, которую можно дать относительно поведения и манер во время присутствия на дело­вом приеме: постарайтесь сделать свое общество приятнымдля окружающих.

За столом совершенно недопустима неумеренная жестикуля­ция. Это может привести к тому, что вино прольется на чью-либо одежду, упадет и разобьется тарелка и т.п.

Все нормы и правила поведения за столом выработаны мно­гими поколениями и в своей основе имеют, прежде всего, здра­вый смысл, а также правила гигиены, гуманное отношение к лю­дям и т.п.

Постараемся рассмотреть основные правила поведения за сто­лом с учетом того, что деловой этикет имеет некоторые отличия от этикета светского.

Так, например, имеет смысл придерживаться того темпа еды, который установился в целом за столом. Если кто-либо будет есть слишком быстро или слишком медленно, это обратит на него вни­мание окружающих и отвлечет их от главной цели делового при­ема, а главной целью, как уже говорилось, является установление и развитие деловых связей и партнерства. Манеры каждого уча­стника приема должны быть таковы, чтобы присутствующие мог­ли сосредоточить свое внимание именно на деловой стороне.

Не следует класть локти на стол (можно задеть соседа или его столовый прибор). На столе находятся только кисти рук, а локти, по возможности, прижаты к телу. За столом следует сидеть пря­мо, не наклоняясь над тарелкой.

Справочники по этикету рекомендуют не доедать с тарелки все до последней крошки. Однако этот совет нельзя принимать как догму. В Германии, например, сочтут, что блюдо гостю не понравилось, если он оставит часть его на тарелке.

Современные нормы этикета предлагают положить салфетку на колени, чтобы избежать порчи одежды из-за возможного по­падания на нее пищи. Но практика показывает, что о салфетке забывают, и она оказывается под ногами сидящих или под сто­лом. Поэтому можно, развернув салфетку, положить ее в произ­вольном виде справа от прибора, конечно, если позволяет место.

Еще несколько советов: на деловых приемах чокаться не при­нято. Уж если это делать, то только по отношению к ближайшим соседям по столу, остальных можно поприветствовать, слегка приподняв бокал, легким наклоном головы.

Что недопустимо за столом на деловом приеме

Представители принимающей гостей организации, т.е. хозя­ин (или хозяева, например члены Совета директоров), садятся пер­выми, чтобы создать непринужденную атмосферу, в которой при­глашенным проще тоже сесть за стол.

Мужчина сопровождает женщину к столу, усаживает ее спра­ва от себя, после чего может сесть сам. Право на внимание и по­мощь мужчины принадлежит женщине, сидящей справа от него, но женщина, сидящая слева, также не должна оставаться вне его поля зрения. Мужчина за столом должен оказывать одинаковые знаки внимания и знакомым женщинам, и женщинам, которым он не представлен.

За столом принято вести беседу. Если число участников при­ема небольшое, беседа бывает общей. Если число гостей более 30-40 человек, беседуют рядом сидящие. При этом не принято пере­говариваться через головы соседей: если очень нужно что-либо сказать соседу, сидящему через одного человека, надо это сделать, отклонившись назад, т.е. за спиной непосредственного соседа, а не перед его лицом.

При разговоре с одним соседом нельзя поворачиваться спи­ной к другому соседу.

Очень существенное напоминание: недопустимо вслух делать замечания о недостаточно хороших манерах кого-либо.

Нельзя также дуть на какое-либо слишком горячее блюдо с целью остудить его.

Следует подождать, пока предложат добавку, а не протяги­вать тарелку с просьбой об этом.

Нельзя пользоваться обратной стороной вилки или ножа.

По окончании обеда салфетку, не складывая ее, кладут на стол слева или справа от прибора.

Можно порекомендовать каждому из приглашенных не быть тем, кто встает из-за стола последним.

Нельзя промокать кусочком хлеба остатки соуса!

Если нет желания есть какое-либо блюдо, надо просто сказать: «Благодарю, не надо», а не пускаться в длительные объяснения относительно больной печени или слабого желудка, осведомля­ясь одновременно о их состоянии у соседей.

Нельзя давать никаких отрицательных характеристик пода­ваемым блюдам, но и излишнего восхищения демонстрировать не стоит; можно высказать похвалу, но умеренно.

Тема 9 ЭТИКЕТ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ОБМЕНА ДЕЛОВОЙ

ИНФОРМАЦИЕЙ ПО ФАКСУ

В современной деловой жизни присутствуют деловые письма, письма-напоминания, письма-уведомления, приглашения и тому подобные виды письменного общения.

В некоторых случаях деловой этикет рекомендует передавать информацию только в письменном виде: например, приглашение на деловой прием, поздравление с юбилейной датой и др.

Более того, в отдельных случаях это письменное сообщение может быть сделано обязательно от руки, например, выражение соболезнования никогда не печатается. Благодарность за поздрав­ление (с повышением по службе, по случаю бракосочетания) тоже рекомендуется написать от руки.

Итак, минимальный перечень ситуаций в деловой жизни, ко­торые принято сопровождать письменными сообщениями:

• поздравление (в связи с юбилейной датой, по случаю бра­косочетания, получения нового служебного назначения, по слу­чаю выигранного конкурса и т.п.); отметим, что с днем рождения письменно поздравляют только при наступлении круглой даты;

• соболезнования по соответствующему случаю (только от руки);

• выражение благодарности за прием (на следующий день), за подарок, за поздравления (лучше от руки);

• в других подобных случаях.

Подпись под деловым письмом всегда делается от руки; фак­симиле в деловых письмах не допускается, так как свидетельству­ет о неуважении к адресату или об отсутствии к нему интереса.

Уважающая себя компания, которая испытывает подобные же чувства к своим клиентам, поставщикам и прочим корреспонден­там, обязательно пользуется фирменной почтовой бумагой, на которой и пишутся деловые письма.

Вопрос о том, целесообразно ли дать право сотруднику пользоваться почтовой бумагой, где указаны не только название фирмы, но и фамилия, и должность сотрудника, решается руко­водством организации.

Однако следует заметить, что деловые письма могут быть вы­полнены и на обычной почтовой бумаге, без эмблемы фирмы, но писать письма на почтовой бумаге отеля, где остановился сотруд­ник организации, не следует, так как на бумаге будет эмблема отеля, а не фирмы, которую он представляет.

До сих пор мы говорили об общих правилах написания и нор­мативах оформления деловых писем. Дадим теперь некоторые рекомендации по их содержанию:

• Если в письме затрагивается несколько вопросов, они по смыслу должны быть отделены одно от другого.

• Деловое письмо должно быть предельно коротким, в этом случае оно лучше воспринимается.

Наиболее часто используются в деловой жизни следующие

виды деловых писем:

I. Резюме и письмо с просьбой о приеме на работу

привлечь внимание адресата и пробудить у него желание принять

Разница в том, что письмо обращено к конкретному лицу, от которого зависит решение, и надо обращаться к нему, либо ис­пользуя титул (общепринятое обозначение должности): «Госпо­дин председатель», либо по фамилии: «Господин Кузнецов».

Прежде чем решить вопрос о том, какое обращение употре­бить в деловом письме с просьбой о приеме на работу, лучше все­го позвонить в организацию и осведомиться у секретаря, какое обращение предпочитает человек, имеющий данную должность.

Основное содержание делового письма и резюме практически одинаковы:

3. Настоящее место работы; здесь же целесообразно указать и другие места работы, где соискатель работал ранее, но право вы­бора за ним: можно прежнее место работы не указывать, хотя это сузит, ограничит характеристику автора резюме (письма).

II. Письмо-заявлениеоб уходе

Некоторые организации практикуют увольнение сотрудника по собственному желанию только после написания им письма-за­явления об уходе.

Письмо-заявление отличается более пространным текстом, по­скольку принято указывать причину увольнения; заметим, что обычно называется причина, имеющая относительно благополуч­ную психологическую окраску, например желание найти место ра­боты ближе к месту жительства, чтобы тратить на переезды мень­ше времени; желание освоить новое направление работы и т.п.

Источник

Деловой этикет: правила поведения за столом

Итак, идем в ресторан на деловое свидание. Инициатор встречи должен прийти немного раньше и выбрать удобный столик. Предпочтите место, где вы сможете более-менее спокойно поговорить – подальше от динамиков с музыкой, не на проходном месте. В назначенный час необходимо встретить гостей и проводить их к своему столику.

Обычно перед входом в зал посетители подходят к зеркалу. Здесь можно только убедиться, что у вас все в порядке и только слегка поправить прическу и одежду, это касается и мужчин, и женщин. Для устранения непорядка в своем внешнем виде удалитесь в туалетную комнату.

Согласно правилам этикета, сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Девушкам позволительно ненадолго опереться на стол локтём. Нельзя играть приборами, сворачивать край скатерти, протягивать под столом во всю длину ноги. Следите за осанкой, не расставляйте локти и не склоняйтесь низко над тарелкой.

Полотняную салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, следует развернуть и положить на колени. Во время еды такой салфеткой не вытирают губы, для этих целей пользуйтесь бумажной салфеткой, и лишь завершая приём пищи, полотняной салфеткой можно коснуться губ и вытереть пальцы.

Не отказывайтесь от какого-либо блюда, говоря, что оно не нравится или вредно. Откажись вежливо и без объяснений. Не следует чрезмерно наполнять рот, откусывать большие куски. Нельзя «чавкать», причмокивать и прихлёбывать. Есть и пить надо беззвучно.

Любой кусок, находящийся во рту, должен быть проглочен, даже если блюдо совсем не нравится. Выплёвывать можно только рыбные и фруктовые косточки. То, что это делать надо аккуратно, на край своей ложки или вилки, напоминать, наверно, не надо.

Хлеб из корзинки или тарелки берут руками и пальцами отламывают маленькие кусочки. Подсолить блюдо можно ложечкой из солонки, если её нет, берите соль кончиком своего ножа. Обмакивать в общую солонку свой кусок категорически запрещается.

Если суп очень горячий, не следует дуть или мешать его ложкой, лучше подождать, пока он остынет. Клёцки, лапшу, картофель в супе при необходимости размельчают краем ложки. Ложкой черпают от себя и подносят ко рту левым широким краем. Доедая суп, слегка наклоняют тарелку левой рукой от себя. Суповую ложку нельзя класть на скатерть или салфетку, по окончании еды её оставляют в тарелке. Если бульон подали в чашке с одной ручкой, его можно пить, как чай. Если чашка с двумя ручками, бульон следует есть ложкой.

Во время обеда и ужина блюда и закуски из мяса, сыр, колбасу, ветчину не принято класть на хлеб, сооружая бутерброд, не следует их сразу разрезать на мелкие части. Лучше отрезать кусочки постепенно, пользуясь при этом ножом и вилкой. Сливочное масло намазывают на хлеб или ветчину ножом. Перед этим кусочек масла из маслёнки кладут на край своей тарелки.

Сплошные «не» скажите вы. Не расстраивайтесь, можно: быть веселым, жизнерадостным, внимательным и даже остроумным!

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Официальное застолье: правила этикета

Что недопустимо за столом на деловом приеме

Официальные завтрак, обед и ужин – это приемы с рассаживанием. Они считаются самыми почетными и торжественными видами застолий.

Кроме основных существуют такие формы, как коктейль, фуршет, ланч, бранч и кофейная пауза.

Знание правил этикета за деловым столом во время приема пищи на официальных приемах поможет вам произвести хорошее впечатление на окружающих и, возможно, расширить сферу «нужных» контактов.

Поведение за деловым столом

Предписанные нормы поведения на таких застольях следующие:

Коктейль

Обычно коктейль проходит стоя с 17:00 до 20:00. В общей сложности он длится около двух часов.

Приходить и уходить можно в любой час обозначенного времени, но только по субординации, то есть после отбытия почетных гостей и руководства.

Форма одежды — деловая, если специально не оговаривается.

На данном приеме общий стол обычно не накрывается, угощение разносят официанты. Напитки: коктейли, кока-кола, минеральная вода, соки. В конце встречи может быть подано шампанское и кофе.

Прием требует определенных навыков, поскольку держать в руках тарелку, бокал, салфетку, да еще обмениваться приветствиями, рукопожатиями и визитными карточками очень сложно. В этом случае вам пригодятся следующие рекомендации:

Фуршет

Время и продолжительность фуршета такие же, как на коктейле. Форма одежды — парадно-деловая.

Главное отличие фуршета от коктейля состоит в том, что закусок и напитков в данном случае больше.

На столах выставляются холодные закуски, выпечка, фрукты, спиртные напитки и салфетки. Гости обслуживают себя сами. В сфере деловых отношений фуршет считается одним из самых важных приемов.

Необходимо учитывать следующие рекомендации:

Банкет с шампанским и вином

Поводом для проведения банкета с шампанским может быть годовщина, корпоративное событие, открытие выставки, вернисаж или презентация.

Прием обычно утраивается в 12:00, но может проходить и в 13:00, и в 15.00. По продолжительности он занимает от получаса до часа. Прием проходит стоя.

Форма одежды — обычный деловой костюм. Особенность данного приема состоит в том, что, кроме шампанского, других напитков там не подают (за исключением минеральной воды и соков). Из закусок обычно (но не всегда) предлагают орешки, фрукты, маленькие тосты или пирожные.

Не рекомендуется:

Согласно этикету делового застолья форма одежды во время проведения банкета с вином – обычный деловой костюм.

Во время приема подают вина – белое и красное, крепостью до 12 градусов.

Закуски, соответствующие: к красному вину – бутерброды с мясными продуктами, к белому – рыбные.

Данный прием, как и предыдущий, занимает мало времени, не требует сложной подготовки и выглядит эффектно.

Такой прием становится все более популярным.

Ланч — это второй завтрак, однако его можно назвать и «обедом в полдень». Как правило, назначается на 13:00.

На такой обед обычно приглашают по телефону, но если это бизнес-ланч с важной персоной или серьезными деловыми партнерами, то надо послать приглашение.

Данный прием — прекрасная возможность поддержать отношения в неформальной обстановке, узнать партнера ближе, его интересы, увлечения, наладить с ним контакт.

Меню скромное: подаются всего два-три блюда. Рекомендуется обходиться без сложных блюд и без соусов.

Основные рекомендации по соблюдению правил этикета во время делового обед в полдень:

Бранч

Бранч – это нечто среднее между завтраком и ланчем. Отсюда и название Breakfast-Lunch. Этот неофициальный прием проходит в выходные дни.

Он предназначен для друзей с семьями, партнеров по бизнесу и коллег для общения в неформальной обстановке. Часто проводится за городом.

Прием почти будничного характера, без особого повода. Главная цель — общение.

Меню скромное: мясная и рыбная нарезка, яйца, сосиски, помидоры, сыр, масло и т. д. Подаются прохладительные напитки, соки, кофе, иногда вина.

К одежде не предъявляется строгих требований. Разумеется, на этом приеме будут неуместны вечерний макияж, духи и драгоценности.

Кофейная пауза

Кофейная пауза обычно проходит в свободной обстановке во время перерывов на совещаниях, конференциях и семинарах. Цель – немного расслабиться и отдохнуть.

Обслуживание, как правило, проводится с участием не менее двух человек.

Посуда — в зависимости от традиций компании и особенностей мероприятия — от фарфора до пластика.

Кофе может быть приготовлен в кофейных автоматах или разного рода кофеварках; допустим растворимый, который следует подавать в больших термосах.

Чашки сервируют заранее или подаются отдельно.

В первом случае ручка чашки повернута влево, а ложечка положена перед чашкой: этот способ сервировки называется «офисный деловой».

Для кофе-эспрессо полагаются маленькие чашечки из толстого фарфора и ложечка.

Бумажные салфетки обязательны, но если посуда подобрана правильно и налита по правилам, то прокладывать салфеткой блюдце и чашку нет никакой необходимости.

Кофе надо пить следующим образом:

Хороший тон на приеме кофе-пауза – подавать несколько видов чая. Идеально — 4 вида следующих сортов: черный, черный с бергамотом, зеленый и зеленый с жасмином.

Если подается чай в пакетиках, что допустимо, то их необходимо дополнять маленькими заварными чайниками или посудой для использованных пакетиков. Сахар должен быть порционным, в пакетиках (не рафинад).

Чайная чашка подается ручкой влево, а ложечка на блюдце — ручкой вправо или перпендикулярно к краю стола.

По правилам чай наливают на 1-1,5 см ниже края чашки. Сначала кладут лимон, потом сахар.

Чай надо пить следующим образом:

Источник

Правила поведения за столом переговоров

Автор: Ирина Белашева

Знать тонкости этикета важно не только для дипломатов. Неловким жестом или словом можно смазать все впечатление, которое планировалось произвести на делового партнера. Как подготовиться к важной встрече и не допустить ни одного прокола?

Кого включить в делегацию?

К любым серьезным переговорам нужно готовиться. Целесообразно заранее выяснить должности и обязанности всех участников со стороны партнера. Важно установить, кто реальный лидер этой группы, чтобы затем, во время встречи, уделить ему больше внимания. Часто это вовсе не глава делегации, а, например, руководитель направления, которое наиболее заинтересовано в результате переговоров. И только зная все это, следует формировать собственную команду переговорщиков. От того, насколько грамотно она будет составлена, по мнению консультанта по бизнес-этикету компании «АВC-Тренинг» Марины Архангельской, на 80% зависит успех будущей встречи.

Очень полезно перед встречей собрать максимальную информацию о партнере, подготовить досье. Если вы к тому же сформулируете проект соглашения заранее и даже предварительно обсудите его по телефону или по почте, то, возможно, большинство пунктов вам удастся согласовать в рабочем порядке. Тогда за столом переговоров вам удастся сфокусироваться на главном.

Итак, допустим, переговоры организуются по инициативе вашей компании и она, как говорится, заказывает музыку. Сколько человек следует включить в делегацию? Это зависит от вашей цели. Если она заключается в том, чтобы предоставить партнеру информацию о новом проекте, то количество участников не имеет значения. Если на переговорах предполагается обсуждать какие-либо проблемы и принимать конкретные решения, то число участников должно быть ограничено.

Многочисленная команда будет иметь психологическое преимущество, зато встречи «тет-а-тет» повысят вероятность достижения соглашения.

О пользе пунктуальности

Еще до начала переговоров стоит обсудить и утвердить круг вопросов, которые будут обсуждаться, обозначить цели встречи.

Какого-то особого «переговорного» времени не существует. Однако наиболее плодотворной считается первая половина дня. Встречаться после обеда не считается дурным тоном. Неприлично лишь назначать встречи на раннее утро или поздний вечер.

Естественно, на переговоры нельзя опаздывать. Но и приходить заранее тоже не следует. Это может выбить хозяев из колеи.

Идеальные переговоры длятся два часа. Если не удается уложиться в это время, то перед следующим двухчасовым блоком необходимо сделать как минимум получасовой перерыв.

Курить во время переговоров можно только тогда, когда это оговорено заранее. Однако сейчас все чаще и чаще за столом переговоров не курят и не пьют ничего, кроме минеральной воды.

Дома и стены помогают

Идеально проводить встречи в специально приспособленных переговорных комнатах. Дверцы мебели, стоящей в этих помещениях, должны быть плотно закрыты, на столах не должно быть лишних документов. В противном случае приглашенная сторона будет чувствовать себя некомфортно.

Невежливо усаживать гостей спиной к двери или же лицом к окну. Представитель принимающей стороны должен сидеть лицом к двери и, скажем, незаметно подать знак секретарю, чтобы он заменил пепельницы или принес воду.

Если встречаются малознакомые люди, очень полезно заранее расставить на столах карточки с именами и фамилиями всех участников переговоров. Так им будет легче общаться.

Встречают по одежке

Внешний вид переговорщиков должен быть безукоризненным. Как сказал Сервантес, «одежда облачает и разоблачает». По нашему внешнему виду люди судят о серьезности наших намерений и профессионализме.

Знать тонкости этикета важно не только для дипломатов. Неловким жестом или словом можно смазать все впечатление, которое планировалось произвести на делового партнера. Как подготовиться к важной встрече и не допустить ни одного прокола?

Сила слов

Обращаться к партнерам в России принято по имени-отчеству. Кроме тех случаев, когда корпоративная культура позволяет называть друг друга по имени, на американский манер.

Этикет строго предписывает, как нужно строить беседу, чтобы последовательно выполнять намеченный план и оставаться при этом приветливым.

В разговоре лучше держаться на ступеньку официальнее, чем на ступеньку фамильярнее. Но при этом не стоит бояться быть приветливым. Позитивное отношение и заинтересованность можно показать такими фразами: «Рады видеть вас!», «Спасибо, что вы нашли время с нами встретиться!».

Дурным тоном специалисты считают демонстрацию чувства превосходства. Это может выражается в угрозах, замечаниях, обвинениях, снисходительном тоне. Неприлично намекать собеседнику на свои связи с влиятельными людьми. Невежливо демонстрировать непоколебимую уверенность в своей правоте, делать безапелляционные заявления, навязывать свои советы, перебивать собеседника.

И напротив, если вы чувствуете, что на вас давят, не следует занимать позу обороны. Это заведет переговоры в тупик. Отвечать партнеру следует вежливо и спокойно, а почувствовав приступ раздражения, просто промолчать.

Что касается лексики деловой беседы, то ее диктуют универсальные правила хорошего тона. Необходимо обойтись без слов-паразитов: «ага», «значит», «как бы». Невежливо переспрашивать партнера: «Что-что?». Лучше сказать: «Извините, я вас не расслышал». Нельзя злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами: говорить «порядочек» вместо «порядок». Стоит избегать жаргона и иностранных слов. Встречаются люди, которым даже английское «Ok» режет слух.

Все соглашения, которых удалось достичь во время переговоров, вступают в законную силу в тот момент, когда они зафиксированы на бумаге и подписаны руководителями двух сторон. Это может быть не только договор, но и протокол о намерениях, который не обязателен к исполнению.

И самое главное правило переговоров: никогда не обещайте того, что вы не можете выполнить. Это всегда дискредитирует. Лучше превзойти ожидания партнера, чем не оправдать его надежды.

МНЕНИЯ ЧТО ВАС НАСТОРАЖИВАЕТ В СОБЕСЕДНИКАХ?

Николай СКОРОХОДОВ, управляющий компанией «Пицца центр» (Москва):

— Непунктуальность. Если партнер опаздывает на переговоры, значит, и в делах будет небрежен. Моя практика подтверждала это не раз. Еще я всегда обращаю внимание на то, как человек одет. Ведь иногда на словах предприниматель оперирует крупными суммами, а по его внешнему виду не скажешь, что он хотя бы раз видел в глаза такие деньги.

Владимир ЛИМ, владелец сети фотолабораторий «Фуджи-фотоцентр» (г. Петропавловск-Камчатский):

— Очень не люблю, когда встреча плохо подготовлена. Я предпочитаю заранее обговорить план встречи, чтобы не терять времени зря. Хуже нет, когда твой собеседник то и дело сбивается на посторонние темы и посылает секретаря искать недостающую бумажку.

Валерий ГРЕКОВ, генеральный директор компании «Гриль-мастер»:

— Не люблю, когда собеседник ведет себя высокомерно, проявляет некорректность, неуважение к чужому бизнесу.

ОБЩЕНИЕ С ИНОСТРАННЫМ АКЦЕНТОМ

Многих в России приводит в замешательство американская манера сходу приступать к делу и быстро расставлять точки над «i», также как и любовь обсуждать деловые проблемы на ранних завтраках, стоячих «ланчах» и «брейках». Однако это отнюдь не говорит о легковесном подходе к делу. Члены американской делегации довольно самостоятельны при принятии решений. Все они, как правило, хорошие специалисты в вопросах, которым посвящены переговоры.

Для того чтобы провести встречу с американцами и канадцами наиболее эффективно, не стоит обставлять ее слишком официально. И не удивляйтесь, если через десять минут после знакомства заокеанский собеседник начнет обращаться к вам просто по имени. Это не проявление фамильярности, а свидетельство дружеского отношения к вам.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В основе делового этикета, принятого на Британских островах, традиционные английские правила хорошего тона.

Планируя встречу с англичанами, стоит помнить, что их рабочий день длится, как правило, с 9 до 17 часов. В течение рабочего дня они чаще всего не отвлекаются на обед, перенося продолжительные гастрономические процедуры на вечер.

АРАБСКИЕ СТРАНЫ

Для деловых людей из арабских стран характерны чувство собственного достоинства и национальной гордости. Большое значение имеет уровень, на котором ведутся переговоры.

Партнеры из арабских стран обязательно спросят вас во время беседы: «Как дела? Как здоровье?». Но это не означает, что им действительно хочется услышать подробный рассказ о вашем самочувствии. Это просто дань восточному этикету.

И еще приготовьтесь, что во время переговоров с арабскими бизнесменами вам придется долго ждать. Пунктуальность не является их самой лучшей чертой.

ЯПОНИЯ

Японцы очень щепетильно исполняют протокол встречи. На встречу с ними не стоит одеваться слишком ярко. Больше подойдет консервативный стиль.

Расположить к себе собеседников из Страны Восходящего Солнца можно, показав свою наблюдательность и знание их национальных традиций.

Согласно японскому деловому этикету, сторона, которая пошла на уступки, может рассчитывать на ответный жест от своих партнеров. Но учтите: слово «да» не обязательно говорит о том, что с вами согласны. Оно означает всего лишь то, что собеседники вас услышали и поняли. Дело в том, что в Японии не принято говорить слово «нет».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *