Что не является жанром унт
Тест по литературе «Итоговый контроль по произведениям за курс литературы в 8 классе»
Итоговый тест по литературе
Не является жанром УНТ
А) календарно-обрядовые песни
Укажите жанр древнерусской литературы
Назовите сатирическое произведение русской литературы VΙΙ века.
А) «Повесть о Петре и Февронии
Б) «Повесть о Горе-Злосчастии»
В) «Повесть о Шемякином суде»
Г) «Поучение Владимира Мономаха»
Какое произведение XVIII века заканчивается словами: «Вот злонравия достойные плоды»?
А) «Недоросль» Д.И.Фонвизина
Б) «Бригадир» Д.И.Фонвизина
В) «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина
Г) «Наталья, боярская дочь» Н.М.Карамзина
Конфликт художественного произведения – это …
А) ссора двух героев
Б) столкновение, противоборство, на котором построено развитие сюжета
В) наивысшая точка развития действия
Г) неприятие произведения критиками или читателями.
Стихотворение А.С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено
В каком веке происходит действие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
Б) во второй половине XVIII
В) в первой половине XVIII
В какой форме ведется повествование в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
А) исторические хроники
Б) повествование автора
В) семейных записок
Г) дневниковых записей
От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина?
Реальные исторические лица действуют в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
А) Николай I и Емельян Пугачев
Б) Степан Разин и Александр I
В) Екатерина ІІ и Степан Разин
Г) Емельян Пугачев и Екатерина II
Отметьте верное суждение:
А) литературный характер – это образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени.
Б) литературный характер – это художественное изображение человека.
В) литературный характер – это персональные черты, присущие герою.
Какова судьба Мцыри в финале одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова?
А) герой, будучи ребёнком, попадает в плен
Б) совершает побег из монастыря
В) закончив свою исповедь, умирает
Г) вступает в бой с барсом
Вспомните название цикла повестей Н.В.Гоголя, в который входит повесть «Шинель»:
А) «Вечера на хуторе близ Диканьки»
В) «Петербургские повести»
15. Хлестаковщина — это:
а) беззастенчивое, безудержное хвастовство и неосмысленные, неожиданные для самого
б) стремление следовать моде во всем
в) карьеризм, мошенничество.
16. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа Л.Н.Толстого
А) последовательность излагаемых событий
Б) цикличность излагаемых событий
Какое художественное средство использует М Е. Салтыков-Щедрин для характеристики персонажа сказки «Дикий помещик»:
«видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой»?
Как переименовал Глупов градоначальник Угрюм-Бурчеев из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина?
19. Какое женское имя было вынесено в заглавие одной из повестей И.С.Тургенева?
20. Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных с их
г) Тарханы, Пензенская область
21. Повесть отличается от рассказа:
А) тем, что в повести изображается один-два эпизода из жизни героев;
Б) тем, что повесть реально изображает происходящие события;
В) изображением истории одной человеческой жизни или нескольких периодов в жизни
22. Эпос – это род литературы:
А) отражающий внутренние переживания героя;
Б) рассказывающий о событиях в жизни персонажа в пространстве и времени;
В) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей.
23. Укажите имя автора, который впервые ввёл в литературу героя-босяка.
24. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения И.А.Бунина:
В чашу тёмную глядится
Какое выразительное средство использовал автор:
25. Укажите автора лирического цикла «На поле Куликовом».
Произведите анализ стихотворения
С.А.Есенина «Песнь о собаке»
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать.
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Ответы к итоговому тесту по литературе для 8 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест позволяет определить уровень знаний обучающихся произведений, изученных в 8 классе. Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание литературных течений.
К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.
Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы и на итоговых уроках в конце четверти.
Номер материала: ДБ-072444
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Задания олимпиады по литературе ( 7 класс)
Задания олимпиады по литературе для семиклассников помогут учителю проверить знания своих учеников интересными заданиями.
Просмотр содержимого документа
«Задания олимпиады по литературе ( 7 класс)»
Тестовые задания для 7 класса
1. Не является жанром УНТ.
А) Календарно-обрядовые песни
Б) Поговорки
В) Летописи
Г) Былины
2. Укажите пословицу.
А) Свалился как снег на голову.
Б) Ни к селу ни к городу.
В) Корень учения горек, да плод сладок.
Г) Лёгок на помине.
3.Укажите жанр древнерусской литературы.
А) Сказание
Б) Роман
В) Поэма
Г) Комедия
4. Какое произведение не входит в сборник повестей Белкина А. С. Пушкина?
А) «Барышня-крестьянка»
Б) «Дубровский»
В) «Выстрел»
Г) «Станционный смотритель»
5. Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных с их именами.
1) А. П. Чехов а) Сорочинцы
2) Л. Н.Толстой б) Ясная Поляна
3) И. С. Тургенев в) Спасское-Лутовиново
4) Н. В. Гоголь г) Таганрог
А) 1а, 2б, 3г, 4в
Б) 2б, 2а, 3в, 4г
В) 1а, 2б, 3в, 4г
Г) 1г, 2б, 3в, 4а
6. Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и рассказ Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади» объединяет:
А) рассказ о трудной жизни лошадей в деревне
Б) тема сострадания к чужой беде
В) тема человеческого участия, небезразличия, заботы обо всём живом
7. «Лес рубят – щепки летят» — к какому жанру народного творчества относятся эти слова?
А) частушка
Б) поговорка
В) пословица
Г) анекдот
8. Кто является автором поучения и наставления?
А) Владимир Мономах
Б) Ярослав Мудрый
В) Петр Первый
Г) Иван Грозный
9. Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид….
Из какого стихотворения Г.Р.Державина эти строки?
А) «Признание»
Б) «На птичку»
В) «Последние стихи Державина»
Г) «Властителям и судьям»
10. О каком государе идет речь в «Песне… про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова?
А) Александр 1
Б) Петр 1
В) Иван Грозный
Г) Борис Годунов
Что не является жанром УНТ?
Что не является жанром УНТ.
ПРИЗНАКАМИ КАКОГО ЖАНРА ЯВЛЯЮТСЯ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ?
ПРИЗНАКАМИ КАКОГО ЖАНРА ЯВЛЯЮТСЯ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
Что не является жанром литературы?
Что не является жанром литературы?
Эпос, баллада, драма.
Отметьте, какой жанр не является фольклорным сказка, небылица, скороговорка, басня?
Отметьте, какой жанр не является фольклорным сказка, небылица, скороговорка, басня.
Какие из жанров не являются жанрами русского фольклора?
Какие из жанров не являются жанрами русского фольклора?
А) быличка б) стихотворение в) загадка г) житие Д) эпиграмма е) колыбельная ж) хороводная песня.
Напишите все жанры УНТ 7 класс?
Напишите все жанры УНТ 7 класс!
Какой из перечисленных жанров не является фолкльорным?
Какой из перечисленных жанров не является фолкльорным?
Басня, загадка, прибаутка, колыбельная.
Что означает обревеотура УНТ в литре?
Что означает обревеотура УНТ в литре?
Какой жанр устного народного творчества не является песенным?
Какой жанр устного народного творчества не является песенным?
Плясовые, заклички, шуточные или считалки?
Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
1) сказка 2) роман 3) пословица.
Нужно уметь принять их и помогать исправить их, не быть равнодушным.
Кино смотрят, а сказы слушают (былины).
Кажется, Пушкина отправили в Михайловское в ссылку, за политические взгляды декабристов, которые он иногда выражал в стихотворениях (это не точно, пишу, что знаю)).
Устное народное творчество — источник вековой мудрости
Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.
Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.
Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.
Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.
Жанры фольклора
Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.
Пословицы и поговорки
Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.
Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.
Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.
Пример русских пословиц:
«Береженого Бог бережет»
«Мал золотник, да дорог»
«Копейка рубль бережет»
Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.
Пример русских поговорок:
«Остаться с носом» (быть обманутым)
«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)
«Когда рак на горе свистнет» (никогда)
Приметы
Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.
Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.
Хозяйственные приметы
Из березы течет много сока — к дождливому лету.
Звездная ночь — урожай на горох и ягоды.
Февраль бокогрей, воду подпустит, а март подберет.
Ни в марте воды, ни в апреле травы.
Коли грачи прямо на гнезда летят — дружная весна.
Апрель с водой — май с травой.
Ясное утро — ранний сев, ясный вечер — поздний сев.
Месяц май — коню сена дай; а сам на печь полезай.
Коли в мае дождь — будет и рожь.
Конец полетья — начало лета.
Гроза на Федота летнего — плохая уборка сена.
Коли брусника поспела — и овес дошел.
Коли журавли полетят, то будет на Покров мороз, а нет, то позже.
Коли лист с дуба и березы упал чисто — легкий год, нечисто — к строгой зиме.
Лист ложится наземь вверх изнанкой (мохнатой стороной) — к урожаю.
Без воды зима не встанет.
Большой иней, бугры снега, глубоко промерзла земля — к урожаю.
Опока на деревьях — к урожаю.
Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.
Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:
«Дома свистишь — деньги проглядишь»
«Одежда наизнанку — к перебранке»
«На себе шьешь — память зашьешь»
Народные приметы по звездам
Когда Млечный Путь светит, то будет хорошая погода.
Мало звезд видно- к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд будут длиннее, оттуда будет ветер.
Сильно блестят звезды летом — к жаре. Зимой — к морозу.
Народные приметы по воздушным явлениям
Гром зимой — к сильным ветрам.
Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.
Когда дым без ветра бьет к земле, летом — к дождю, зимой — к снегу.
Вечерняя роса — к ведру.
Дым столбом — к морозу или к ведру.
Народные приметы по животным
Скот ложится под кровлю — к ненастью, а на дворе- к ведру.
Свинья чешется — к теплу. Визжит — к ненастью; солому таскает — к буре.
Наседка сажает под себя цыплят — к ненастью.
Собака валяется — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.
Курица на одной ноге стоит — к стуже.
Воробьи купаются в песке — к дождю.
Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.
Лошадь храпит — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.
Вороны в кучу собираются — к ненастью, купаются — то же; каркают стаей летом — к ненастью; зимой — к морозу.
Ласточки низко летают к дождю, а высоко — к ведру.
Поверье
В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.
Сказки
С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.
Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.
Былины
К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.
Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.
Календарный фольклор и годовой песенный цикл
Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.
Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:
«Рано затает — долго не растает»
«Март и снегом сеет, и солнцем греет»
Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.
Семейный фольклор
Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.
Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.
Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».
Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».
Колыбельные песни
Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.
Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.
Скороговорки
Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:
Г.С. Виноградов приводит в своих материалах шутки и вопросы, в основе которых лежит каламбур. «Ты можешь перебросить через заплот соленый огурец?»- Конечно переброшу. — «А вот не перебросишь». Дело разъясняется, — вопрос обозначает: «Ты можешь перебросить через заплот огурец с Алёной?»
В таком же роде и озадачивающие замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: «У тебя вши-то вши-то» вместо «вшито». Или «сколько вшей» вместо «сколь ковшей».
Свадебные песни
Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.
Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.
Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.
Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).
Окказиональный фольклор
Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.
Заклички
Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…
Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На людей по плошке.
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!
Считалки
Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.
Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.
Заговор
И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.
Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.