Что не является задачей обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности
Методическая разработка » Тестовые задания по теории и методике развития детского изобразительного творчества»
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
1. Целью обучения изобразительной деятельности детей является.
а) формирование знаний;
б) формирование навыков;
в) формирование умений;
г) содействие развитию творческой личности;
д) подготовка к школе.
2. Какой прием обучения используется на I этапе работы с детьми?
а) прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником;
б) вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально-личностного отношения к картине
г) рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личнное отношение педагога к картине;
д) поиск композиционных и колористических вариантов решения
3.Выразительным средством в изобразительной деятельности является.
в) передача пространственных отношений;
г) активизация волевых усилий;
д) степень грамотности изображения.
4.Какое произведение написано В. В. Васнецовым?
г) «Девочка с персиками»;
5.Определите показатели, характерные для детского восприятия в доизобразительном периоде;
6.Какие изобразительные движения осваивает ребенок в течение 2 года жизни?
а) основные формообразующие движения;
б) не осваивает никакие движения;
в) разнообразные рисовальные движения орудийного характера;
г) вариативное использование формообразующих движений;
д) все ответы неверны.
7.Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?
а) выразительность образов;
б) высокая степень грамотности;
д) увлеченность, захваченность деятельностью.
8. Что можно отнести к одному из этапов
творческого акта в изобразительной деятельности?
а) подбор материала для художественной деятельности детей;
б) создание условий для изобразительной деятельности;
в) исполнение замысла;
г) осознание необходимости создания произведения;
д) увлеченность, захваченность деятельностью
9. Наблюдение в изобразительной деятельности является.
а) способом обучения детей изобразительным навыкам и умениям;
б) задачей обучения;
в) наглядным методом;
г) видом деятельности;
д) приемом обучения изобразительных умений и навыков.
10. Что не рассматривается учёными как вид изобразительной деятельности?
11. Средством художественной выразительности в предметной лепке является.
а) пластичность, передача формы и движения;
в) акцентирование на отдельных признаках предмета;
12. Структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл, — это.
13. Дети первой младшей группы передают в рисунках изображения предметов:
а) треугольной формы;
б) прямоугольной формы;
д) квадратной формы.
14. В какой группе учат приклеивать детали к основной форме?
16. Дети средней группы составляют узоры по мотивам росписи.
д) в средней группе эти росписи не используют.
17. Какая техника не используется в аппликации?
а) приклеивание деталей к основе;
д) рисование по мокрому.
18. Интегрированные занятия по изобразительной деятельности направлены на.
а) ознакомление с новым материалом;
г) предоставление детям большей самостоятельности в
выборе техник и материалов;
д) диагностику ручной умелости.
19. Какая деятельность не относится к формам организации работы по развитию художественного творчества с детьми в группе ДОУ?
20. В содержание предметно-развивающей среды для изоб-
разительной деятельности воспитанников входит.
а) оборудование и мебель группы;
б) наличие актового зала;
в) наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, качество, внешний вид;
г) количество игрушек в группе;
д) разнообразие детской литературы.
Ключи правильных ответов к «Теории и методике развития детского изобразительного творчества»
Номер задания в тесте
Номер задания в тесте
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект НОД «Замок для Снежной королевы»
Задания в картинках по теме недели «Птицы»
Технологическая карта. Сюжетно-ролевая игра в средней группе
Конспект занятия к презентации «Здравствуй, детский сад!» по развитию речи в старшей группе
Технологическая карта. Хозяйственно-бытовой труд в средней группе.
Презентация к занятию по развитию речи «Здравствуй, детский сад!» в старшей группе
Технологическая карта- труд в природе, средняя группа.
Технологическая карта-самообслуживание в младшей группе
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5404058 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методика обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Консультации.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе худ. Образования в детском саду «Цветные ладошки» Методика обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Консультация
Методика обучения изобразительной деятельности детей 3-4 лет (вторая младшая группа) Общее для всех детей данного возраста, принципиально важное достижение- появление образа. Образное начало- способность к простейшему анализу, например: ребенок отделяет от большого куска глины или пластилина маленькие кусочки, затем пытается соединить их между собой. Благодаря этим простейшим действиям формируется важное интеллектуальное понятие о строении вещества. Путем проб и ошибок ребенок делает важнейшие открытия. Каждый раз форма целого изменяется при сохранении общего количества материала. Ребенок делает вывод, что целое и его части не являются неизменным, постоянным. Ребенок получает представление о том, что разные формы (линии) создаются разными способами, разными движениями рук. Желательно время от времени создавать проблемные ситуации, чтобы активизировать поисковую деятельность ребенка, например: попросить задумать и создать два разных изображения, чтобы можно было угадать, кто есть кто и что есть что (жук и гусеница, яблоко и банан, шапочка и шарфик), такие задания закрепляют представления о том, что разные образы создаются разными способами.
Основа методики обучения детей изобразительной деятельности- активное восприятие и обследование предметов окружающего мира. Поэтому для изображения подбираются те реальные предметы, с которыми дети хорошо знакомы (мячик, воздушный шарик, ленточка, карандаш, осенний листок и др.). В отдельных случаях вместо реального предмета используется картинка или рисунок. в процессе демонстрации объекта или его изображения педагог называет предмет, выделяет его форму (обводит рукой) и обращает внимание на цвет- обозначает словом (сенсорный эталон) или сравнивает с хорошо знакомыми объектами (как листик, как молоко, как лимон и др.). Для более глубокого освоения формы предметов недостаточно рассматривания, важно организовать обследование предметов накануне за два три дня. Например, для знакомства с формой шара можно дать детям для обследования апельсины. Педагог организует детей группами (по три –пять человек), предлагает взять предметы, рассмотреть, покатать в ладонях круговыми движениями. Педагог показывает способы действий, при необходимости использует приемы «рука в руке» или «пассивных действия», направляя руки неуверенного или неопытного малыша.
Важно помнить, что даже самые простые способы обследования не будут понятными и интересными без опоры на отчетливые, конкретные представления полученные в индивидуальном опыте. В начале каждого занятия педагог, как правило демонстрирует уже знакомый предмет с самой характерной стороны, вызывает интерес с помощью художественного слова или игровой ситуации и показывает способ изображения, они должны быть четкими. Для детей 3-4 лет большое значение имеет художественное слово (стихи, отрывки из любимых сказок, песенки и т.д. используются для создания яркого образа). Педагогу важно иметь ввиду необходимость индивидуального подхода, что является основой для развития худ. творчества и становлении «я- концепции творца».
Методика обучения изобразительной деятельности детей 4-5 лет (средняя группа) Дети 4-5лет любознательны, они любят наблюдать и умеют сравнивать предметы между собой, владеют навыками тактильного и зрительного обследования, у них как правило уже сформированы основные изобразительные умения. Поэтому художественные задачи заметно усложняются, повышаются требования к качеству изображения как со стороны педагога, так и самих детей. Натура начинает играть важную роль. В качестве натуры выступают хорошо знакомые предметы состоящие из 2-5частей (неваляшки, пирамидки, зайчики, мишки и д.р.), для натуры так же подбираются предметы искусства (народные игрушки, скульптуры и бытовые предметы не сложной формы). Педагог привлекает внимание к общему абрису, форме и взаимному размещению частей, учить выделять цвет, основные и дополнительные элементы. Соблюдает основной принцип организации восприятия предмета: от целого к составляющим частям- и опять к целому.
Художественное экспериментирование. Очень создать ситуации, в которых дети сделают открытие, что те или иные свойства материалов зависят от особенностей их строения, что все вещества и материалы из мелких частичек. В одних материала частички связаны между собой, а в других нет. Поэтому одни материалы пластичны и сохраняют форму, хотябы в виде комка, а другие- сыпучие и бесформенные. Некоторые могут изменять свои свойства. Так, если в сухой песок добавить воды, то из него можно легко сделать куличики. Объясняется это просто: вода соединила песчинки между собой.
Задачи обучения и принципы построения программы по изобразительной деятельности
При определении задач обучения и составлении программы по изобразительной деятельности советская дошкольная педагогика исходит из общих задач коммунистического воспитания, учета развития художественных способностей детей дошкольного возраста и специфики предмета обучения — изобразительного искусства.
Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей.
Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.
Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.
Задачи обучения изобразительной деятельности
Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны. Не все, что ребенок воспринимает, может служить темой для его рисунка или лепки.
Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений. Например, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов, гармонических цветовых сочетаний требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Тем более не может ребенок создать обобщенный типичный образ, отобрать и объединить в одном изображении черты, свойственные целому ряду предметов. Ему недоступны многие приемы изобразительного искусства в силу их сложности или условности.
Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет.
Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д.
Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.
Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке или лепке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпановать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д.
Овладение этими изобразительными приемами — задача довольно сложная, требующая развития мышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах.
Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.
Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется по преимуществу на занятиях декоративным рисованием и аппликацией. В лепке — это украшение вылепленной посуды и декоративных пластин узором, выполненным в виде росписи красками или лепным способом.
Одна из важных задач обучения изобразительному искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача.
Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими.
Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.
Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.
Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.
Принципы построения программы
Программа детского сада по изобразительной деятельности разработана на основе задач, стоящих перед обучением детей данному предмету. В ее основе — положение советской дидактики о том, что нормальное развитие ребенка зависит от правильно построенной системы воспитания и обучения. Отсутствие системы в обучении влечет за собой случайность в развитии.
«Программа воспитания в детском саду» построена с учетом общих дидактических принципов обучения. Рассмотрим те из них, которые имеют наиболее важное значение в обучении изобразительной деятельности.
Один из основных принципов построения программы — воспитывающий характер обучения. Советская педагогика не мыслит обучение вне связи с осуществлением воспитательных задач.
В изобразительной деятельности основной задачей и обучения, и воспитания является развитие творческих способностей детей. Принцип воспитывающего обучения может быть сформулирован, как единство творческих и учебных задач.
Ребенка 3—6 лет интересуют все окружающие его предметы и явления, их он стремится отобразить в своих работах. В процессе изображения ребенок глубоко и всесторонне познает предмет. Стремление дошкольника к познанию мира отмечено психологами и физиологами. И. М. Сеченов писал: «. все умственные интересы раннего детства сосредоточены исключительно на предметах внешнего мира».
В программе из обилия окружающих ребенка явлений отобраны те, что имеют значение для воспитания его сознания и чувств. Например, когда детей учат рисовать дома, то наряду с задачей правильно изображать прямоугольные формы, располагать окна по одной линии, передавать некоторые архитектурные детали преследуются и воспитательные цели — прививать уважение к труду, развивать эстетические чувства детей.
Педагог должен внимательно подходить к отбору объектов для рассматривания и изображения по всем темам программы. Этот принцип должен учитываться при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей каждого возраста. Из всего многообразия жизненных явлений отбираются темы, доступные их пониманию и изображению. Учебный материал в программе расположен с учетом постепенного нарастания сложности объектов изображения от близких, хорошо знакомых ребенку предметов ко все более широкому кругу предметов и явлений.
В младшем возрасте это отдельные предметы, хорошо знакомые детям, которые они не только зрительно воспринимали, но могли подержать в руках, ощупать их форму, ощутить вес: карандаш, мячик, баранка, флажок, лопатка и др. Все эти предметы очень просты по форме. Изображать предметы, воспринятые издали, мимолетно или со слов взрослого, младший дошкольник не может, так как представления о предмете неточны, внимание неустойчиво и ему недостаточно для создания цельного, ясного образа только зрительных или только слуховых восприятий.
Простота первых объектов для изображения необходима потому, что только такие несложные формы доступны для восприятия и воплощения в силу неразвитости руки и неумения провести анализ предмета. Все эти моменты не позволяют вводить в программу изображение предметов, имеющих в строении три части.
В программе воспитания детей младшего дошкольного возраста на первом месте стоят задачи развития руки, умений производить ею несложные движения для создания простейших форм. Координация движений руки и зрительный контроль за этими движениями — задача достаточно трудная для ребенка.
Для детей средней группы программой предусмотрено расширение материала по содержанию, поскольку изобразительные умения детей более развиты. Им уже доступно изображение фигуры человека.
В старшем возрасте, особенно в подготовительной группе, кроме бытовых и природных тем, широко используются темы из общественной жизни (праздники, труд в городе и деревне и др.), а также темы литературных произведений.
На основе запаса жизненных впечатлений дети, зная общие признаки группы предметов, могут представить сказочный, фантастический образ, относящийся к группе предметов. Например, они знают, что воробей, голубь, ворона, снегирь — птицы, у которых есть общие признаки, выделяющие их из животного мира. На основе знания этих признаков дети могут нарисовать сказочную Жар-птицу, имеющую необычную форму, цвет, но не теряющую признаков птицы. Умея рисовать человека, дети создают образы Василисы Прекрасной, Ивана-царевича и других сказочных героев.
На основе радио- и телепередач о полетах в космос дети создают яркие картины космического пространства, изображают полеты ракет на Луну, Марс, Венеру.
Выполнение этих сложных тем подготовлено постепенным освоением более знакомых и простых сюжетов. Построение программного материала от простого к сложному — один из основных дидактических принципов. Усложнение требований к изображению должно базироваться на постепенном развитии и уточнении представлений детей об окружающей действительности с учетом их возрастных особенностей.
Если дети младшей группы могут выделить лишь некоторые признаки предмета, то в средней группе они определяют основные признаки формы, цвета, в старшей и подготовительной группах находят не только основные признаки данного вида, но и характерные детали.
Поэтому содержание программного материала по общим для всех групп темам (изображение деревьев, домов и т. п.) будет различным в зависимости от возраста. Например, для младшего возраста при изображении деревьев программой ставится задача передать вертикальное направление ствола и горизонтальное направление ветвей. Для средней группы задача усложняется — дети должны передать толщину ствола и ветвей, цвет листьев летом и осенью. В старшей группе они должны показать в рисунках форму ствола, расположение ветвей у лиственных и хвойных деревьев, цвет ствола, листвы. В подготовительной группе при выполнении данного задания необходимо показать разницу в форме и строении деревьев разных пород, индивидуальные различия у деревьев одного вида, сделать штриховку или раскраску ствола и кроны различными цветами. Так, постепенно от передачи нескольких признаков предмета дети переходят к сложным формам изображения.
Принцип расположения материала от простого к сложному находит отражение и в отборе объектов изображения. Например, для младших групп рекомендуется изображение предметов, имеющих простую форму (ленточка — длинная горизонтальная линия, баранка — замкнутая округлая линия, флажок — прямоугольник, соединенный с прямой линией, и т. п.). Анализ этих предметов очень несложен, он доступен трехлетнему ребенку.
В средней и старшей группах изображаются предметы и явления, более сложные по форме и содержанию. Прочному усвоению знаний и закреплению навыков изображения способствует повторение выученного. Материал, воспринятый неоднократно, лучше запоминается и осваивается. И. М. Сеченов писал: «. повторение так называемых однородных воздействий должно вести за собой обособление той суммы путей, которая соответствует постоянным элементам впечатления. От последнего должно таким образом отпадать мало-помалу все непостоянное и случайное. Но это еще не все. Впечатление, по мере повторения, выигрывает все более и более в легкости воспроизведения, как будто соответствующий нервный механизм делается более и более подвижным, более и более чувствительным к действующим на него точкам».
В программе воспитания в детском саду принцип повторности осуществляется как на материале для одной группы, так и в отношении преемственности между всеми группами.
Рассмотрим программный материал по рисованию для второй младшей группы. Здесь закрепляются умения в проведении прямых линий (изображение ленточки, дорожки, карандаша, забора) и округлых линий (рисование и лепка мячика, шарика, колеса, баранки и т. п.). По существу разницы между мячиком и шариком или ленточкой и дорожкой не будет: здесь закрепляются одни и те же умения, но изображение различных предметов будет способствовать сохранению интереса детей к рисованию именно этой формы.
Содержание занятий в первом квартале в каждой возрастной группе начинается с повторения материала, усвоенного в предыдущей группе, но с небольшими усложнениями. Например, дети всех групп рисуют фрукты, но если в младшей группе малыши изображают яблоко в форме простого круга, то в средней они закрашивают этот круг одним или двумя цветами, в старших группах дети передают особенности формы яблока в зависимости от его сорта.
Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала. Умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются в других группах как в плане качества изображения, так и в плане выразительности образов. Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. Сюжетная тема может быть дана в том случае, если основные предметы, входящие в сюжет, дети уже изображали. Но это не простое повторение знакомой формы, а передача ее в действии, обусловленном сюжетом.
Повторение изученного материала всегда должно включать элементы нового, что поможет избежать однообразия в обучении. Изображая предмет в какой-то новой ситуации, ребенок начинает творчески мыслить.
Принцип повторности соблюдается и между программами по разным, видам изобразительной деятельности. Умения, приобретенные в рисовании, помогут ребенку создать объемную форму в лепке и т. п. Например, познакомившись с круглой формой при лепке шара, дети закрепляют эти знания при выполнении аппликаций, при рисовании различных округлых предметов.
Умение передавать правильные пропорции предмета закрепляются и в рисовании, и в лепке, и в аппликации. Задача воспитателя — решить, в каком виде работы ребенку легче освоить какой-либо прием и в каких видах изобразительной деятельности затем закрепить его.
Такое многократное повторение в разных вариантах одних и тех же умений способствует выработке правильных приемов работы и дальнейшему их развитию.
Итак, программа по изобразительной деятельности в каждой возрастной группе строится на основе общих задач воспитания и дидактических принципов, составляющих основу системы обучения.
При планировании занятий по изобразительной деятельности воспитатель должен учитывать требования программы, помнить о связи этой деятельности с другими занятиями.
Следует обратить внимание на связь различных видов изобразительной деятельности между собой в постановке программных задач и содержании работ. Поэтому воспитатель должен продумать последовательность занятий по их видам, учесть, в каком виде изобразительных занятий ребенку легче усвоить новый программный материал. Все виды изобразительной деятельности должны быть равномерно спланированы, учтена также предварительная работа по проведению наблюдений, чтению книг, рассматриванию картин, которую необходимо организовать заблаговременно, накануне занятий.
Правильно составленный план работы поможет воспитателю решить задачи художественного воспитания детей.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
Читать статью >>
.
|