Что не является условием для самостоятельной работы детей по изобразительной деятельности
Формы организации самостоятельной детской изобразительной деятельности
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
font-family:»Times New Roman»;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №414
Тема: «Формы организации самостоятельной
детской изобразительной деятельности»
Воспитатель: Перминова Н.В.
1. Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической
Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной.
Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности её творческих возможностей [4, 256].
В зарубежной педагогике и психологии самостоятельность, как правило, отождествляется с нонконформизмом и противопоставляется конформности, т.е. преднамеренному или непроизвольному стремлению принять мнение и позицию группы во избежание конфликта с нею. Абсолютизация самостоятельности личности, ее независимости отражается в теории «свободного воспитания». Авторы ищут пути преодоления конформизма в предоставлении детям большей свободы от влияния взрослых, формировании у них индивидуалистических черт (Аш, Кретч, Кретчфильд и др.).
В советской педагогике и психологии самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и коллективистической направленностью. Она проявляется в инициативности, ответственности и относительной независимости ребенка (В.Й. Селиванов, М.И. Дидора). Предпосылки ее развития складываются в раннем возрасте, однако, лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системное строение и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения. К концу дошкольного возраста самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью, присущей, однако, не всем детям (А.А. Люблинская, М.И. Дидора).
Самостоятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:
♦ умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
♦ умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
♦ умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
♦ умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
♦ умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
♦ умение переносить известные способы действий в новые условия.
Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.
Рассматривая самостоятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу мы видим, что почти все исследователи, изучающие особенности развития детей, подчеркивают огромную роль самостоятельности в развитии личности в целом.
2. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
В соответствии с ФГОС образовательные задачи должны решаться
• в ходе режимных моментов,
• в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях),
• в самостоятельной деятельности детей
• в совместной деятельности с семьей.
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей [1].
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
В программе «От рождения до школы» в образовательной области « Художественно эстетическое развитие» предусмотрена самостоятельная деятельность детей: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации [5, 30].
Воспитатель должен создать разнообразную предметно – развивающую среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.
Предметно – развивающая среда должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.
В завершении хочу отметить, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
3. Педагогические условия обучения изобразительной деятельности дошкольников.
В методической литературе встречаются различные названия занятий по изобразительной деятельности: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). При этом нередко добавляют: «и по замыслу».
Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности.
Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:
— занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;
— занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;
— занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Безусловно, процесс творчества включает и репродуктивную деятельность, но она подчинена творчеству и входит в структуру творческого процесса.
Таким образом, в каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей.
Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.
На занятиях педагог показывает, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом рассматривают иллюстрации и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на фланелеграфе. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Большое значение в группе имеют книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.
В свободном распоряжении детей имеется достаточное количество книг (в детском книжном шкафу). Наряду с книгами имеется несколько тематических папок с картинками, фотографиями, детскими рисунками и альбомов для свободного рассматривания детьми. Одной из наиболее ярких форм самостоятельной художественной деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от содержания деятельности.
Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце. Важным условием, обеспечивающим развитие детской художественной самостоятельной деятельности, является связь с семьей. Все, что ребенок видит и слышит дома, не остается без его внимания. Взрослые поют, танцуют, рисуют, украшают помещения, ходят в театр, кино, смотрят телевизор. Ребенок, наблюдая, принимая в этом участие, получает художественные впечатления.
4. Самостоятельная художественная деятельность детей
Самостоятельная художественная деятельность может быть различной по содержанию, однако все аспекты проблемы в данном случае рассматриваются применительно к изобразительной деятельности.
Самостоятельную изобразительную деятельность детей можно противопоставить изобразительной деятельности на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.
Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель (определяет тему изображения), средства ее достижения, выполняет работу и получает результат.
Если соотнести самостоятельную изобразительную и изобразительную деятельность детей на занятии, то смысл последней в конечном счете заключается в формировании у ребят способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности. Однако уровень самостоятельной деятельности детей различен в разные возрастные периоды. Это связано с объективными возрастными психофизическими возможностями дошкольников овладении деятельностью и субъективными условиями, в которых идет ее развитие (отношение взрослых, качество обучения и т.п.).
Таким образом, в контексте самостоятельной художественной деятельности проявляется и формируется мотивационно-потребностная сфера личности ребенка. Под ее влиянием рождается инициатива в выборе тем, разработке замыслов, активном поиске способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы (применение результата в общении или других видах деятельности). Это и есть подлинное творчество. В условиях самодеятельности проявляется и наиболее успешно развивается творчество.
Самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня.
Специфика руководства самостоятельной деятельностью такова:
1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов действий.
2. Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных, от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, праздников и развлечений.
3. Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.
4. Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность.
Самостоятельная художественная деятельность детей включает в себя занятия различными видами изобразительной деятельности: лепкой, аппликацией, конструированием, художественным ручным трудом.
Самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определённый объём навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.
Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации. Ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.
Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка, развивается и аппликации, раскрытия ребёнку эстетического отношения у окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство.
Даже если не все дети хотят заниматься изобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен позаботится о развитии интереса к ней у дошкольников, желание попробовать свои силы в различных её видах.
Самостоятельна изобразительная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач развития таких качеств личности как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания детей. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.
Список используемой литературы:
1. Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года, ФГОС дошкольного образования.
2. Концепция художественного образования в России.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996г
Консультация «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома»
Маркова Елена
Консультация «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома»
Дорогие родители все дети любят рисовать, лепить, вырезать, мастерить. И делают это самозабвенно и искренне. Хотя конечно, детские работы далеки от произведений искусства, редко практически применимы, да и художниками становятся совсем не каждый. Тем не менее, изодеятельность (рисование, лепка, аппликация) имеет огромное значение для развития ребенка.
Что же происходит, когда ребенок рисует, лепит, делает аппликацию?
Закрепляются и уточняются представления об окружающем мире, т. к. ребенок изображает не предмет (явление, а то, что о нем знает
Изодеятельность дает ребенку возможность выразить свое отношение к действительности.
Ребенок учится смотреть и видеть, различать и сравнивать, вспоминать и запоминать, планировать и анализировать, воображать и фантазировать. Спрашивать и рассказывать, и объяснять. Другими словами, развиваются все психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь).
Укрепляется мелкая мускулатура рук, развивается ручная моторика.
И развиваются способности детей.
Формируется, и развиваются самостоятельность, целеустремленность, умение приложить волевые усилия (произвольность, желание сделать, что-то для других людей.
Изодеятельность предоставляет широкие возможности для развития ребенка, т. к. является одним из основных видов деятельности в дошкольном возрасте (наравне с игрой).
Для тог чтобы сама изодеятельность была полноценной, необходимо создать соответствующие условия и дома.
Наличие стола и стула для детского творчества,соответствующего росту ребенка и находящегося в хорошо освещенном месте Наличие и разнообразных материалов:
Краски (акварельные, гуашь)
Цветные и простые карандаши
Фломастеры и маркеры
Кисти (мягкие и жесткие) разных размеров
Клей (ПВА или карандаш)
Ножницы с закругленными концами
Стеки, штампики (ими могут стать колпачки от фломастеров, рельефные пуговицы) и т. п.
Изобразительный материал должен находиться в доступном для ребенка месте (за исключением ножниц, чтобы он в любое время мог приступить к творчеству.
Организованная таким образом предметная среда обеспечит материальную базу, для развития изодеятельности ребенка
Выше перечисленные материалы так же необходимы дошкольнику, как и игрушки.
Очень важно создать для ребенка не только соответствующие материальные условия, но и психологические.
Организуйте интересную содержательную жизнь ребенка, обогащайте ее яркими впечатлениями, обеспечивайте эмоционально-интеллектуальный опыт т. к. именно он является основой творчества.
Стимулируйте интерес Ии желание ребенка творить.
Верьте в его силы и говорите ему об этом. Будьте доброжелательными, искренне заинтересованными в общении с ребенком.
Если ребенок увлеченно рисует или лепит самостоятельно и не просит вас о помощи – не вмешивайтесь. Ваше вмешательство будет расценено ребенком, как не уверенность в его способностях
Если ребенок просит, о помощи не отказывайте ему в этом помогите, но не делайте все за него.
Говорите с ребенком о содержании рисунка, что он нарисовал, что еще нарисует. Пока технические навыки не совершенны, не акцентируйте на это внимание, а обратите внимание на аккуратность работы.
Не позволяйте насмешек в сторону рисунка ребенка.
Хвалите или критикуйте не ребенка, а его действия и их результат.
(«мне так нравится, как ты слепил пирамидку, правда она немного кривая, давай ее выпрямим»)
Поддерживайте ребенка при неудачах, но не обеспечивайте его переживания словами. «Нашел из-за чего плакать!», «Подумаешь, краска растеклась». Лучше окажите практическую помощь.
Бережно и осторожно относитесь и результатам детской деятельности, если они потеряют значение для ребенка, он сделает это сам.
Такой подход в общении с ребенком не только обеспечит развитие творческой деятельности, но и укрепит с ним ваши отношения
Сделает их более близкими и доверительными, поможет ребенку чувствовать себя любимым и защищенным
Дидактические игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста Важным моментом в повседневной жизни детей являются дидактические игры, которые часто возникают по желанию самого ребенка в любой отрезок.
Конспект самостоятельной деятельности «Весна» детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «ЦРР – Бардымский детский сад № 4» Конспект самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Воспитатель:.
Консультация для родителей детей раннего возраста «Организация режима дня дома» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Золушка» Консультация для родителей детей раннего возраста.
Консультация для родителей «Организация театральной деятельности дома с детьми с 5 до 6 лет» Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье.
Консультация на тему «Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе» Самостоятельная музыкальная деятельность является одной из сложных форм организации музыкальной деятельности детей, поскольку возникает.
Консультация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений,.
Организация самостоятельной деятельности дошкольников в свете ФГОС ДО 1 слайд Тема: Организация самостоятельной деятельности дошкольников в свете ФГОС ДО. 2 слайд Самостоятельная деятельность детей – одна из.
Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Терехова Надежда Алексеевна Воспитатель.
Реализация самостоятельной изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста Садыкова Лилия Мухаметовна Реализация самостоятельной изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Формирование.
Значение дидактических игр в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста Ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть занятия. Большое значение.
Предметно-развивающая среда как условие самостоятельной художественной деятельности дошкольников
Валерия Князева
Предметно-развивающая среда как условие самостоятельной художественной деятельности дошкольников
Актуальность темы исследования:
Развитие самостоятельности – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. В педагогике самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.
Самостоятельная художественная деятельность необходима детям для удовлетворения их индивидуальных потребностей, например, смастерить игрушку, сделать подарок маме и др. Задача воспитателя заключается в том, чтобы поддержать творчество ребёнка, не отвергая его замысла. Для этого воспитатель использует различные подсказки, привлекает внимание ребёнка к какому-либо важному интересному предмету, задаёт ребёнку вопросы, которые помогают ему в осмыслении творческой деятельности, поощряет самостоятельность ребёнка, его фантазию и рефлексию.
Несмотря на то, что художественная самостоятельная деятельность почти всегда возникает по инициативе детей и проходит без явного участия воспитателя, эффективность воспитания самостоятельности зависит от соблюдения педагогом необходимых условий, которые раскрываются в нашей дипломной работе. Здесь, воспитатель создает благоприятные условия, как для проявления инициативы, так и для полноценного процесса самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.
Данная задача является важной, поскольку требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ориентируют педагогов дошкольного образования на решение программных образовательных задач не только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, но и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Цель исследования – теоретически обосновать условия эффективности предметно-развивающей среды как средства развития художественной самостоятельности детей младшего дошкольного возраста и представить практические рекомендации по оптимальному использованию предметно-развивающей среды для развития самостоятельно художественной деятельности дошкольников.
Объект исследования – самостоятельная художественная деятельность дошкольников в условиях предметно-развивающей среды ДОУ.
Предмет исследования – предметно-развивающая среда как условие формирования самостоятельной художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование самостоятельной художественной деятельности младших дошкольников в условиях предметно-развивающей средыбудет эффективно при соблюдении следующих этапов:
— обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка, посредством многообразия художественных материалов и возможностей их использования;
— организация содержательного общения ребенка со взрослым;
— стимулирование самостоятельной художественной деятельности детей с учетом их интересов.
— проанализировать современные научные подходы к проблеме развития самостоятельности младших дошкольников и определить характеристики предметно-развивающей среды как условия развития художественной самостоятельности детей младшего дошкольного возраста;
— изучить состояние предметно-развивающей среды в младшей группе ДОУ для формирования самостоятельной художественной деятельности младших дошкольников в плане реализации задач ФГОС дошкольного образования;
— представить рекомендации оптимальных условий использования предметно-развивающей среды для развития художественной самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
— теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— педагогический эксперимент с использованием методов наблюдения, анализа педагогической документации, диагностики для выявления уровня творческой развитости дошкольников;
— методы педагогического проектирования;
— методы количественного и качественного анализа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке модели РППС для целей художественно-эстетического развития младших дошкольников.
Диагностическая база исследования: исследование проводилось на базе ГБДОУ № 78 Калининского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании участвовало 18 детей 3-4 лет.Сроки проведения: март – май 2019 года.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития самостоятельной деятельности младших дошкольников
К проблеме формирования предметно-развивающей среды обращаются многие авторы, которые раскрывают её многообразие, особенности и специфику, а главное, дидактические функции.
В условиях ФГОС ДО предметно-развивающая среда является неотъемлемым базовым условием для реализации образовательной и воспитательной деятельности.
Чтобы развить личность ребёнка и его самостоятельность,необходимо влияние множества факторов: стихийные, организованные, природные, социальные. Такие учёные и педагоги-практики, как Л. П. Буева, Г. С. Костюк, Л. И. Новикова, В. А. Петровский, также выделяют среду – окружение, в котором ребёнок пребывает, и где реализует себя как личность, взаимодействуя с окружением.
Как в отечественной, так и зарубежной психологии и педагогике «среда» рассматривается как один из главных факторов, который определяет процесс развития человека.Этой теории придерживались: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко и др. На этот счёт проводилось множество исследований, где выявлялась педагогическая характеристика предметно-развивающей среды в различных учреждениях.
Естественно, сама по себе среда «развить» и «сформировать» ничего не может. Это значит, что предметная среда является лишь инструментом и условием организации формирования полноценной личности ребёнка. Только при правильном использовании среды её можно будет действительно назвать «развивающей». Когда среда становится развивающей, то и все необходимые характеристики среды (вариативность, многофункциональность, изменчивость, открытость к достраиванию) начинают работать должным образом. А до тех пор, пока среда остаётся просто предметной средой, все перечисленные характеристики остаются просто потенциальными возможностями.
Большое количество и разнообразие игрушек – не являются главным условием гармоничного развития детей. Для того, чтобы среда стала развивающей, необходима качественная работа педагогов ДОУ.
Важной задачей для педагогов является осмысление особенностей развивающей среды, которая должна через свое содержание и свойства обеспечить творческую деятельность каждого ребёнка, воспитание богатой духовно, здоровой физически, эстетически развитой личности, способствующей проявлению и развитию творческих, художественных способностей ребенка, позволяющей проявить собственную активность и наиболее полно себя реализовать.
Существуют множество определений развивающей обучающей или развивающей предметной среды, некоторые мы раскроем ниже.
В методических рекомендациях С. Л. Новосёловой приводится следующая терминология.
Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. [17, с. 23]
Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей. [17, с. 23]
Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. [17, с. 24]
Предметная развивающая среда – одно из условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста. [17, с. 25]
Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. [17, с. 26]
В Федеральных Государственных Требованиях к созданию предметно-развивающей среды дано такое понятие:
Предметно-развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [9, с. 67]
В исследованиях В. А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. [23, с. 33]
Окружающая ребёнка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание.
Функции предметно-развивающей среды ДОУ. [11, c.7]
• Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
• Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребёнка: разнообразие тематики, обогащение функциональных свойств элементов среды, комплектность и многообразие элементов среды.
• Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребёнка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.
• Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.
• Воспитывающая функция. Сама среда является тем самым центром, где зарождается сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение и бережное отношение.
• Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
Таким образом, есть много определений «среда», «предметно-развивающая среда», но в каждом из них прослеживается идея, что среда является одним из важнейших условий для полноценного развития ребёнка. Основными функциями предметно-развивающей среды в ДОУ являются развивающая, воспитательная и организующая функции. Но нельзя не отметить, что сама по себе среда не может быть развивающей, воспитательной и организующей без должной работы воспитателя (взрослого, который является ключевой фигурой в гармоничном воспитании ребёнка как личности и контролирует баланс сил, формирующих личность изнутри и снаружи.
1.2. Особенности формирования художественных интересов у детей младшего дошкольного возраста
В детском возрасте человек обладает большими возможностями для развития творческих способностей. Некоторые возможности со временем необратимо утрачиваются, именно поэтому желательно как можно более полно задействовать детский потенциал развития уже в младшем дошкольном возрасте.
Самый эффективный путь развития индивидуальных способностей ребёнка лежит через приобщение его к продуктивной творческой деятельности, то есть созданию новых и оригинальных продуктов, например, начать можно с подарков для мамы. Л. С.Выготский утверждал: «…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». [6, с. 26]
Важно отметить, что занятия изобразительной деятельностью являются важным средством всестороннего развития детей. Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют и сопровождают умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание дошкольников.
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. [10, с. 65] Действительно, художественно-эстетическое развитие человека предполагает субъективное (ненаучное) познание мира, которое не ставит целью постижение объективной истины.
Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребёнка. Познавая окружающий мир, ребенок учится раздельно воспринимать предметы и точно их определять. Действуя с предметами, он узнает о разнообразии их свойств и отношений – о цвете и форме, объёме и звучании, о запахе и вкусе, о теплопроводимости, эластичности и жёсткости, фактуре и весе, о цельности и полости, прочности и хрупкости, потенциальной полезности и опасности действий с этими предметами.
Исследования советских педагогов и психологов таких как: Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Е. И. Игнатьева, дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни. Сначала ребёнок знакомится с неизвестными ему материалами: он может шуршать бумагой, мять пластилин, перекладывать карандаши и т. п. Самой художественной деятельности ещё пока нет, поскольку ребёнок не знает назначения этих предметов. На данном этапе у него преобладает манипулятивная деятельность. Если взрослый не руководит деятельностью ребёнка, не помогает ему познакомиться с назначением новых предметов, такая деятельность может быть достаточно продолжительной – в течение всего второго года жизни ребёнка.
Тем не менее, по утверждению психологов, данная деятельность очень важна в жизни каждого ребёнка, поскольку именно от манипуляции с предметами изобразительной деятельности дети постепенно переходят непосредственно к самостоятельному творчеству.
Г. Г. Григорьева выделила ступени развития интереса к изобразительной деятельности ребёнка на начальных этапах:
1. Ярко выраженный интерес ребёнка к изобразительном материалам и манипулятивные действия с ним. На данном этапе важно поддерживать его интерес к экспериментированию.
2. Интерес ребенка к действиям взрослого с материалами. Подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалами.
3. Интерес малыша к следу, оставляемому на бумаге, и появлению ассоциативного образа.
4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что-либо нарисовать, слепить, выложить узор.
5. Проявление в содержании детской изобразительной деятельности интереса к предметному миру. [8, с. 17]
Таким образом, на основании вышесказанного,можно сделать следующие выводы:
1. Младший дошкольник в процессе развития самостоятельной художественной деятельностии знакомства с творчеством проходит два этапа: «доизобразительный», когда отсутствует цель рисования, и «изобразительный», когда у ребёнка появляется замысел и цель.
2. Изобразительная деятельность младших дошкольников имеет ряд важных особенностей, зная которые педагог сможет правильно организовать изобразительную деятельностьдетей и проложить путь к развитию детского творчества:
поэтапное и индивидуальное развитие технических навыков изобразительной деятельности детей;
эмоциональное отношение ко всему окружающему и к своим работам, в частности;
динамичное развитие образов.
На практике доказано, что в спокойной обстановке, когда ребёнок лепит, рисует, выполняет аппликацию, он раскрепощается и сосредотачивается на конкретных действиях с различными материалами. В процессе такой деятельности происходит психологическая разгрузка. Важно отметить, что изобразительная деятельность является одним из средств арт-терапии.
Если вовремя создать условия для проявления и становления изобразительной деятельности, то она станет ярким средством самовыражения и развития ребёнка. С развитием деятельности растёт и развивается сам ребёнок. [1]
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Цель констатирующего эксперимента – изучить состояние предметно-развивающей среды в младшей группе ДОУ для формирования самостоятельной художественной деятельности младших дошкольников в плане реализации задач ФГОС дошкольного образования.
Задание на эстетическое восприятие предметов искусства.
Детям предлагаются два изделия (дымковская игрушка и матрёшка) и предлагается выбрать изделие, которое больше нравится ребёнку (красота узора, цвет, элементы).
Эстетическое восприятие игрушки как предмета искусства