Что не является стихотворным размером ответ
Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест
Стихотворные размеры
Условные обозначения
Мч а́ тся т у́ чи, вь ю́ тся т у́ чи,
На хорей они летят
В ы́ рыта д а́ ктилем я́ ма глуб о́ кая
Примеры
Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __
В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/
Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__
ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__
СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/
Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/
Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __
ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/
Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __
Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/
Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __
В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/
Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___
С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/
С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __
С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __
Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:
В о́ все не сл о́ жные
__/ __ __ __/ __ __
Разм е́ ры трёхсл о́ жные,
__ __/ __ __ __/ __ __
Всё зав и́ сит от с и́ льных в них м е́ ст.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Ну а тр е́ тий уже анап е́ ст!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Стихотворные размеры
Как определить стихотворный размер?
а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
Стихотворные размеры в таблице с примерами
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
Тест с ответами: “Стихотворный размер”
1. Определите трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге стопы:
а) дактиль +
б) ямб
в) хорей
2. “И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне”.
Определите стихотворный размер стихотворения А.Блока “Незнакомка”
а) хорей
б) ямб +
в) анапест
3. Каким стихотворным размером написано стихотворение М.Ю.Лермонтова “Песня”:
а) амфибрахий
б) анапест
в) хорей +
4. Определите стихотворный размер данного отрывка:
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел: был сильный мороз.
а) амфибрахий +
б) дактиль
в) хорей
5. Определите стихотворный размер данной поэтической строки:
«Пора, пора, рога трубят!»
а) дактиль
б) амфибрахий
в) ямб +
6. По этим строкам определите размер стихотворения.
“В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли”
а) анапест
б) амфибрахий +
в) дактиль
7. Каким размером написан стих Пушкина “Люблю тебя, Петра творенье”:
а) хорей
б) дактиль
в) ямб +
8. Определите стихотворный размер.
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог…»
а) ямб +
б) хорей
в) амфибрахий
10. Каким стихотворным размером написано произведение Державина “Властителям и судиям”:
а) мфибрахий
б) ямб +
в) дактиль
11. Определите стихотворный размер:
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
а) амфибрахий +
б) хорей
в) анапест
12. Определите стихотворный размер:
В утренний сонный час, –
Кажется, четверть пятого,-
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
а) анапест
б) дактиль +
в) амфибрахий
13. Определите стихотворный размер:
У людей-то в дому – чистота, лепота,
А у нас-то в дому – теснота, духота
а) анапест +
б) амфибрахий
в) хорей
14. Определите стихотворный размер:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил…
а) дактиль
б) анапест
в) ямб +
15. Определите стихотворный размер:
В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний…
а) хорей +
б) амфибрахий
в) анапест
16. Определите стихотворный размер:
Подруга жизни праздной,
Чернильница моя…
а) дактиль
б) ямб +
в) анапест
17. Определите размер стихотворения “Тучки небесные, вечные странники! “:
а) дактиль
б) анапест
в) хорей +
18. Определите стихотворный размер:
Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
а) ямб
б) амфибрахий +
в) анапест
19. Определите стихотворный размер:
Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури,
Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами…
а) дактиль
б) хорей
в) анапест +
20. Определите стихотворный размер:
Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье…
а) амфибрахий
б) ямб +
в) дактиль
21. Определите стихотворный размер:
Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман кремнистый путь блестит…
а) хорей +
б) анапест
в) дактиль
22. Определите стихотворный размер:
Ещё одно последнее сказанье И летопись окончена моя…
а) дактиль
б) ямб +
в) хорей
23. Частная реализация стихотворного метра, его вариация:
а) поэмный размер
б) стихотворный шаг
в) стихотворный размер +
24. Двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги:
а) дактиль
б) хорей +
в) ямб
25. Трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов:
а) хорей
б) амфибрахий
в) дактиль +
26. Стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге:
а) анапест
б) амфибрахий +
в) хорей
27. Однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Слов в строке может быть несколько:
а) брахиколон +
б) логаэд
в) хорей
28. Один из видов стихотворных размеров:
а) одинаковый размер
б) однодольный размер
в) односложный размер +
29. Один из видов стихотворных размеров:
а) двусложный размер +
б) двусоставной размер
в) двоякий размер
30. Размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп:
а) брахиколон
б) логаэд +
в) хорей
Как определить размер стихотворения?
Знание основ стихосложения крайне необходимо как на ЕГЭ по литературе, так и на обычных уроках. Понимание стихотворного размера (метра) дает представление о ритмике произведения и порой позволят лучше понять его смысл. И в данной статье вы найдете исчерпывающую и понятную инструкцию по определению стихотворного размера, а также дополнительный материал, совмещенный с тестом.
С чего начать?
Начать лучше со знакомства с понятием «метр». Оно частично подскажет суть предстоящей работы.
Размер стиха (метр) — это число и порядок чередования ударных и безударных слогов в строке.
Следуя этой формулировке, искать и считать в стихотворении нам предстоит именно слоги. И уже исходя из количества безударных и ударных слогов, а также их порядка, мы будем определять размер.
Всего размеров, изучаемых в школе, 5:
А теперь непосредственно к инструкции.
Шаг 1. Деление на слоги
Слог, как вы наверняка знаете, это звуковая единица, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. Обязательным условием слога является наличие гласного звука.
С самого детства нас обучают новым словам по слогам, а потому их определение скорее интуитивно, чем практически выработано. Ниже представлен пример деления слов по слогам (окончание слога обозначено тире):
дам-ский; из-воз-чик; ку-терь-ма; дождь.
И деление слов на слоги составляет первый шаг в определении стихотворного размера.
Определить слог просто, для этого необходимо знать, что:
В качества примеров разбора были выбраны произведения А. А. Фета и В. А. Жуковского. Далее вы увидите все шаги именно с данными стихотворениями.
Шаг 2. Постановка ударения
Постановка ударения — обязательно условие для определения стихотворного размера. В большинстве случаев ударение в стихотворениях нормативное, но бывает и такое, что оно авторское. Это значит, что поэт, следуя определенному ритму произведения, подразумевает ударение в другом месте, нежели диктует правило. И в случае с определением стихотворного размера нам нужно указывать то ударение, какое диктуется ритмом, т.е. замыслом автора.
Например, в стихотворении Иннокентия Анненского «Дочь Иаира» наблюдается подобная поэтическая вольность в слове «контуров». В нем ударение падает на У, что не соответствует правилам русского языка.
Для чего ж с контУров нежной,
Грубо сорван саван снежный,
Жечь зачем ее цветы?
Подобных случаев поэтической вольности в программных стихотворениях мало, но забывать об этом не стоит, иначе вы не сможете определить размер стихотворения.
Также важно, что ударение не указывается над союзами и частицами.
В выбранном же стихотворении А. А. Фета сложности с постановкой ударения отсутствуют.
Шаг 3. Определение стихотворного размера
Теперь, когда слоги указаны, а ударение проставлено, переходим непосредственно к определению стихотворного размера. Способов определить стихотворный размер много, но мы остановимся на двух, на мой взгляд, самых простых. Пользуясь первым способом вам предстоит рисовать схему, а пользуясь вторым, вести подсчет. Что вам ближе — решайте сами.
Способ 1. Схема
Схематическое отображение стиха — самый эффективный и полезный метод. Умение им пользоваться пригодится на олимпиадах и в университете (на филологическом факультете, к примеру).
Пример до создания схемы и после (стихотворение Жуковского):
Как видно, слоги в схеме имеют одинаковый вид и благодаря этому можно с легкостью определить размер.
Как это сделать? В школьной программе изучаются только двухсложные (состоят из 2-х слогов) и трехсложные (состоят из 3-х слогов) стихотворные размеры. И если мы поделим строки по два или по три слога, мы сразу поймем, что перед нами трехсложный размер. Двухсложным он быть не может, так как если визуально поделить каждую строку по два слога, у нас есть слоги без ударения, а также ударение в слогах везде разное. Такого быть не может. А вот если визуально поделить каждую строку по 3 слога, у нас получается образцовая схема одного из трехсложных стихотворных размеров:
Таким образом, перед нами видна уже ясная схема размера — это амфибрахий. Этот метр трехсложный и ударение в нем падает на второй слог. Для указания количества стоп надо посчитать количество повторяющихся комбинаций в каждой строке. Здесь мы видим, что это четырехстопный амфибрахий.
Стопа — это ритмическая единица, состоящая из ударного и безударного (-ых) слогов, чередующихся в строго определенном порядке.
В стихотворении Фета, для сравнения, схема представлена ниже. Как видно, интервалы между ударениями в ней значительно короче, равны 1. Это значит, что перед нами двухсложный размер. А их существует всего лишь два — с ударением на первый слог и с ударением на второй. Здесь мы видим, что ударение падает на первый слог, значит это хорей. Считаем количество стоп, получаем четырехстопный хорей.
Способ 2. Подсчет ударных и безударных слогов
Данный способ будет полезен, если требуется только указание размера. В случае, когда нужна схема (олимпиады), этот способ будет неэффективен.
Способ подсчета ударных и безударных слогов сводится к нумерованию сначала всех слогов в произведении, а потом в выделении от них ударных. Вы можете писать цифры сразу только под ударными слогами, но лучше нумеровать все, чтобы не запутаться.
В выбранном стихотворении Фета (см. изображение №1) ударные слоги расположились под цифрами 1, 3, 5, 7. Они, как вы можете заметить, нечетные, а интервал между ними — 1. Это значит, что единственно возможный здесь размер — хорей. Хорей — размер, состоящий из 2 слогов с ударением на первый.
А в стихотворении Жуковского (см. изображение №2) ударные слоги находятся под цифрами 2, 5, 8, 11.
Таким образом, можно вывести определённую формулу определения стихотворного размера, основанную по подсчете:
На стопы в данном случае указывает количество цифр. Если у вас, например, 2, 4, 6 (3 цифры, размер — ямб), то это трехстопный ямб.
Тесты
Задания на определение стихотворных размеров не могут проверить вашу схему, но могут проверить ваш ответ. И если он будет неправильным, обязательно перечитайте статью, возможно, вы что-то упустили.
1. Определите, схема какого из четырех отрывков из стихотворений приведена. Укажите размер.
Отрывки из стихотворений:
Дул вЕтер из стЕпи: ‿—´‿‿—´‿
И хОлодно бЫло младЕнцу в вертЕпе: ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
На склОне холмА: ‿—´‿‿—´
2. Определите размер отрывков из стихотворений.
Стихотворный размер
Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного, трехстопного и т. д. ямбического размера. Характеристикой размера являются также наличие или отсутствие цезуры и характер каталектики; некоторые ученые признают размеры с цезурой и без цезуры (например, цезурованный и бесцезурный шестистопный ямб) или размеры с по-разному урегулированными каталектиками разными размерами, другие предпочитают вводить термин следующего уровня разновидность размера.
Содержание
Виды стихотворных размеров
Однодольный размер
Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть несколько.
Ночь, день. |
Звук: шаг. |
То — маг. |
Таццу Такамаро, «Regeneration» |
Двудольные размеры
Хорей — двудольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырехстопного хорея:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет | ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __ |
Ви́хри сне́жные крутя́; | ∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́ |
А. С. Пушкин, «Зимний вечер» |
Ямб — двудольный размер, с ударением на последнем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:
Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, | __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ |
Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть | __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ |
А. С. Пушкин, «Борис Годунов» |
Логаэд
Все стихотворные размеры, приведенные выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:
Смотрите также дополнение
Полезное
Смотреть что такое «Стихотворный размер» в других словарях:
стихотворный размер — способ организации звукового состава стихотворного произведения. Определяется числом слогов (силлабическое стихосложение), метром и числом стоп (силлабо тоническое стихосложение), числом ударений в строке (тоническое стихосложение). Рубрика: Ст … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Метр стихотворный размер — (греч. μέτρον, мера, размер) в русском языке означает, в более широком смысле, стихотворный размер (см. Стихосложение), в более тесном неделимую ритмическую единицу, с определенным расположением долгих и кратких слогов или же с акцентом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Метр, стихотворный размер — (греч. μέτρον, мера, размер) в русском языке означает, в более широком смысле, стихотворный размер (см. Стихосложение), в более тесном неделимую ритмическую единицу, с определенным расположением долгих и кратких слогов или же с акцентом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Бакхий стихотворный размер — трехсложный размер, состоящий из одного краткого и двух долгих слогов. Бакхический стих по большей части в акаталектических тетраметрах, смешанный с диметрами и другими короткими стихами, имеющий притом на конце анапестический стих. Напр. Долгий… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Бакхий, стихотворный размер — трехсложный размер, состоящий из одного краткого и двух долгих слогов. Бакхический стих по большей части в акаталектических тетраметрах, смешанный с диметрами и другими короткими стихами, имеющий притом на конце анапестический стих. Напр. Долгий… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Хорей стихотворный размер — двухсложная стопа; см. Трохей … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ямб стихотворный размер — (греч. Ίάμβος, вероятно, от ίάπτειν стрелять: намек на порывистую быстроту стопы; мифологическое объяснение: Ямба действующее лицо в елевсинском культе Деметры) двусложная стопа, начинающаяся слогом кратким, а ударение имеющая на втором слоге… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Хорей, стихотворный размер — двухсложная стопа: см. Трохей … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ямб, стихотворный размер — (греч. Ίάμβος, вероятно, от ίάπτειν стрелять: намек на порывистую быстроту стопы; мифологическое объяснение: Ямба действующее лицо в елевсинском культе Деметры) двусложная стопа, начинающаяся слогом кратким, а ударение имеющая на втором слоге … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Размер (стихотворный) — Стихотворный размер частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного … Википедия