Что не является составной частью эмпирического метода исследования
1. Какое из понятий характеризует свойство времени?
Длительность существования систем и развитие их фаз.
2. Что характеризует принцип дополнительности?
Двойственную природу микрочастиц.
3. Какое из фундаментальных взаимодействий имеет самую маленькую величину энергии взаимодействия?
4. По красному смещению наша Вселенная
5. Дайте определение метода познания.
Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
6. Термин «синергетика» был введен в связи с исследованием:
Неравновесных фазовых переходов лазера.
7. В число фундаментальных взаимодействий не включают:
8. Как называют в механизме трофических связей организмы, производящие пищу из простых неорганических веществ?
9. Какой из законов сохранения является следствием однородности пространства?
Закон сохранения импульса.
10. Какой из принципов утвердился в современном естествознании?
11. Что понимается под концепцией?
Система взглядов по тому или иному вопросу, явлению; его понимание и толкование.
12. Какой из эмпирических методов соответствует определению: «Он представляет собой познавательную операцию, обеспечивающую численное выражение измеряемых величин»?
13. Какой элемент наиболее распространен во Вселенной?
14. от какого параметра звезды зависит ее цвет?
15. В чем состоит концепция неопределенности?
В неопределенности одновременного нахождения точной координаты и импульса микрочастиц.
16. В чем состоит основная роль биосферы?
В трансформации солнечной энергии в действующую энергию земли.
17. Синергетика
рассматривает общие закономерности самоорганизации в природе.
18. Каким свойством симметрии время не обладает?
19. Первый постулат Бора утверждает, что в каждом атоме:
Существуют стационарные состояния, в которых он не излучает энергии.
20. Какая сторона естествознания обладает собирательной и описательной функциями?
21. Объектом исследования естествознания является:
22. В практике научного познания
из всех теорий, согласующихся с известными фактами, обычно выбирают наиболее стройную и красивую.
23. Как распределены Галактики в Метагалтике?
Образуют ячеистую, сетчатую структуру.
24. Естественнонаучное знание объективно, потому что
оно не зависит от личности исследователя.
25. Какой из эмпирических методов соответствует следующему определению: «Это длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений объективного мира»?
26. Что не является составной частью теоретического метода исследования?
27. Чем подтверждается расширение Вселенной?
Красное смещение спектров галактик.
28. Какова формулировка принципа соответствия?
всякая новая более общая теория, являющаяся развитием классической, не отвергает ее полностью, а включает в себя классическую теорию, указывая границы ее применения.
29. В какую эру сформировались значения фундаментальных мировых постоянных, определивших развитие нашей Вселенной?
30. Среди эмпирических методов исследования имеется:
31. В биосферу не включается:
32. Согласно принципу неопределенности
Микрочастица не может иметь одновременно точной координаты и импульса.
33. Что не является структурной единицей мегамира?
34. Закон возрастания энтропии справедлив для:
Изолированных (замкнутых) систем.
35. Какой из теоретических методов исследования соответствует определению: «Это прием познания, который представляет собой умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов и одних свойствах, связях делается вывод об их сходстве и в других свойствах, связях»?
36. На чем основана наука как способ познания мира?
На эмпирической проверке и математическом доказательстве.
37. Какому виду симметрии соответствует закон сохранения импульса?
Симметрии относительно пространственных координат.
38. После прохождения точки бифуркации система:
Случайно выбирает путь нового развития.
39. Что представляет собой спин?
Собственный момент количества движения микрочастицы.
40. Научное познание начинается:
С наблюдения природных явлений.
41. Различные формы движения материи в природе, материальные носители такого движения, основные формы всякого бытия и законы естествознания являются:
42. Какой научный метод соответствует определению: «Он позволяет определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов»?
43. Согласно второму началу термодинамики, с течением времени в замкнутой изолированной системе энтропия должна:
44. Первой в истории наук физическая картина мира была:
45. Что происходит при встрече частицы и античастицы?
46. Что связывает рациональную и реальную картины мира?
47. Как передаются взаимодействия согласно принципу дальнодействия?
Между любыми структурами, мгновенно.
48. Какое из условий характеризует равновесную систему?
Энтропия системы увеличивается и стремится к максимуму.
49. Как называют в науке фундаментальную теорию, которая применяется для объяснения широкого круга явлений, относящихся к соответствующей области исследования?
50. Что составляет содержание предмета этики науки?
Отыскание моральных ценностей, норм и правил, способствующих росту эффективности труда и безупречности общественного блага.
51. Чем антропный космологический принцип объясняет возникновение жизни?
Возникновением подходящих условий в ходе эволюции Вселенной.
52. Что характеризует меру организованности системы?
53. Что относится к внутренним факторам развития науки?
Внутренняя логика и динамика развития науки.
54. Одним из фундаментальных взаимодействий является:
55. В Млечный путь входят:
56. В каком направлении движутся планеты по своим орбитам?
все планеты движутся вокруг Солнца в прямом направлении, кроме Венеры и Урана.
57. К свойствам пространства не относится:
58. Что общего у животных и растений?
Отрасль научного познания.
60. Какие системы отсчета являются инерциальными?
61. Какой из видов фундаментальных взаимодействий обладает самым высоким значением энергии взаимодействия?
62. Принцип относительности заключается в том, что:
все инерциальные системы отсчета абсолютно равноправны, среди них нет выделенной или предпочтительной.
63. Связь между массой и энергией, согласно теории относительности, имеет вид:
64. Как передаются взаимодействия согласно принципу близкодействия?
Между соседними структурами с конечной скоростью.
65. Выберите трактовку первого начала термодинамики:
Количество теплоты, сообщенное телу, идет на увеличение его внутренней энергии и на совершение работы.
66. В современном понимании принцип относительности может быть сформулирован
Физические процессы не зависят от движения системы отсчета по инерции.
67. Какое из определений наиболее характерно для современной естественно-научной картины мира?
68. Наименьшей структурной единицей чего является атом?
69. Проявлением асимметрии природы является:
Передача энергии от нагретого к холодному телу.
70. Для гравитации не является характерным:
71. Что понимается под рациональной картиной мира?
Это накопленные суждения обо всем, что воспринимают наши органы чувств и чем заняты наши мысли, т.е. это лишь отражение небольшой части видимой окружающей среды.
72. Что не входит в состав микромира?
73. Какой из законов термодинамики выражает направление протекания тепловых процессов?
74. Что является критерием естественнонаучной истины?
Практика: наблюдение, эксперимент, практическая деятельность.
Атрибут материи, определенный связями и взаимосвязями движения тел.
76. Как относятся наука и культура?
77. Энтропия характеризует
Беспорядок в системе.
78. И.Р.Пригожин открыл самоорганизацию макросистем в виде:
Глубинные преобразования способов познания.
80. Какие взаимодействия являются короткодействующими?
81. как называют организмы, преобразующие, минерализующие органическое вещество?
82. Как называются тяжелые элементарные частицы?
83. Какая из следующих эр не принята в эволюции Вселенной?
84. Какой момент не характерен для самоорганизации системы?
85. К свойствам времени не относится:
Единство метрических и топологических свойств.
86. В механической картине мира считалось, что:
Любое движение сводится к перемещению тел и частиц.
87. Энтропия изолированной системы
88. Наша Галактика относится к типу Галактик:
89. Какая из следующих величин не является фундаментальной мировой постоянной?
90. Какой из теоретических методов исследования соответствует определению: «Это переход от общих рассуждений или суждений к частным»?
91. Непосредственной, ближайшей или тактической целью естествознания являются:
Находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть новые явления.
92. Назовите современную формулировку принципа относительности:
Все инерциальные системы отсчета равноправны между собой в отношении протекания физических процессов.
93. Принцип соответствия устанавливает, что
в пределах области применимости старой теории новая теория должна давать те же результаты.
94. В каком случае не формируются новые структуры?
96. Какие объекты включает в себя микромир?
Элементарные частицы, атомы, молекулы.
Основанное на опыте.
98. Где расположено Солнце в Галактике?
Расположено по краю основной плоскости диска Галактики.
99. С увеличением скорости движения частиц и масса, согласно теории относительности:
100. Какие из планет Солнечной системы не имеют спутников?
101. Когда происходит аннигиляция?
При встрече частицы и античастицы.
102. К лептонам не относится:
103. Синергетика
Раскрывает некоторые внутренние механизмы эволюции.
Изучает неравновесные процессы далеко от равновесия в точках бифуркаций.
104. Энтропия в равновестных состоянии
Постоянна и максимальна.
105. В специальной теории относительности:
Пространство и время образуют единый четырехмерный континуум.
106. Галактика, в которой расположена солнечная система называется:
107. В инерциальных системах отсчета, движущихся с большими скоростями, длина предмета:
Четвертая координата движения тела.
109. Какие взаимодействия существуют между элементарными частицами?
110. Какое из следующих определений мировоззрения наиболее точное?
111. Какое из определений науки наиболее точное?
112. Какие звезды живут дольше всех?
Маленькие по массе.
113. Системы, не обменивающиеся с окружением веществом, энергией и информацией, называют:
114. Какие из частиц обладают слабым взаимодействием?
115. Какое свойство характерно и для пространства, и для времени?
116. Замкнутая Вселенная
117. Какому виду симметрии соответствует закон сохранения энергии?
Симметрии относительно начала отсчета времени.
118. Независимости свойств системы от выбора начала отсчета времени соответствует:
Закон сохранения энергии.
119. Какое содержание вкладывается в понятие «природа»?
Одинаковость свойств во всех точках.
121. В состав эмпирического метода исследования не входит:
122. Согласно принципу эквивалентности
ускоренное движение неотличимо никакими измерениями от покоя в гравитационном поле.
123. Во что превратится Солнце в конце его эволюции?
124. Предметом естествознания являются:
Факты и явления, объективно существующие в природе.
125. Проблема «двух культур» состоит в том, что:
разрыв между научной и гуманитарной культурой порождает социальные и экологические проблемы.
126. Что характеризует меру неорганизованности системы?
127. Какие из следующих функций не характерны для науки?
Она отвечает интересам определенных классов общества.
128. Физическая картина мира:
Занимает доминирующее положение в естественно-научной картине мира.
130. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это:
131. Чем занимается этика науки?
Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере.
132. Сильное взаимодействие испытывают:
133. Что характеризует меру организованности системы?
134. Какими преобразованиями осуществляют переход от одной инерциальной системы отсчета к другой в современной теории относительности?
135. Выберите правильную формулировку второго начала термодинамики:
Невозможно совершить работу за счет энергии тел, находящихся в термодинамическом равновесии.
136. Какой из следующих методов не входит в структуру естественно-научного познания?
137. К теоретическим научным методам относится:
138. Для какой обратной связи характерно уменьшение внешнего воздействия?
139. Какой из законов термодинамики выражает закон сохранения энергии?
140. Когда образуется молекула?
Когда совместная орбита атомов, образующих молекулу, полностью заполнена электронами.
141. Как называются системы, обменивающиеся с окружением путем обмена веществом, энергией и информацией?
142. По каким орбитам движутся планеты вокруг Солнца?
По эллипсам, близким к окружностям.
143. Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела?
Совершением работы и теплопередачей.
144. Какие стороны или уровни естествознания можно выделить?
145. Почему эти частицы называются элементарными частицами?
Потому что внутреннюю структуру их нельзя представить как объединение других частиц.
146. Какой из законов сохранения является следствием однородности времени?
закон сохранения энергии.
147. Понятие «событие» характеризует:
Пространство и время в совокупности.
148. Научное познание опирается на способ отражения мира:
149. В состав нашей Галактики не входят:
150. Для какой обратной связи характерно сведение внешнего воздействия к нулю?
151. Энтропия каких систем возрастает?
152. В инерциальных системах отсчета, движущихся с большими скоростями, темп времени:
153. Что не является структурной единицей макромира?
154. Предмет «Концепции современного естествознания» представляет собой?
Продукт междисциплинарного синтеза на основе многосторонних подходов к естествознанию.
155. Самоорганизующаяся система не характеризуется:
156. Большая часть вещества во Вселенной заключена в:
157. Выберите формулировку второго постулата Бора:
При переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую излучается или поглощается один фотон с энергией, равной разнице энергии стационарных состояний.
158. Что не входит в раннюю историю Земли?
159. К эмпирическим научным методам относится:
160. Какое из определений наиболее подходит для характеристики кибернетики?
Об управлении сложными системами.
161. Основные характеристики лептонов:
162. Какое определение наиболее точно характеризует вакуум?
Наинизшее энергетическое состояние поля, при котором число квантов равно нулю.
163. Что означает точка бифуркации?
164. Несвойственна научным гипотезам:
165. Что характеризует меру неорганизованности системы?
166. Конечной или стратегической целью естествознания является:
Раскрывать возможности использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.
167. Предельная скорость передачи информации:
168. Каков характер объекта исследования в естествознании?
Материальный, относительно устойчивый.
169. Какой из видов фундаментальных взаимодействий существует только между заряженными структурами?
170. Какому условию не удовлетворяет процесс эволюции?
Энтропия системы увеличивается.
172. Посредством чего происходит взаимодействие между структурами мира?
174. Какое из следующих определений наиболее точно характеризует научный метод?
175. Какое уравнение характеризует вероятностное поведение микрочастиц?
176. Антропный принцип заключается в том, что
физические свойства Вселенной изначально таковы, чтобы обеспечить возникновение живых и разумных существ.
177. Какие звезды превращаются в черные дыры?
Больше Солнца по массе в 3 раза.
178. Из чего образовалась Солнечная система?
Из холодного газопылевого облака.
Одинаковость свойств во всех направлениях.
180. Какой из законов сохранения является следствием изотропности пространства?
Закон сохранения момента импульса.
181. Где впервые была создана единая естественно-научная картина мира?
В античной Греции, Риме.
182. Согласно теории относительности, движение материальной точки в пространственно-временном континууме проходит:
Компонент духовной культуры.
184. Что из себя представляет энтропия?
Мера рассеяния энергии и увеличения всех форм беспорядка.
185. Какое из следующих условий не является необходимым для начала самоорганизации в системе.
Наличие химических градиентов в системе.
186. Что такое макромир?
Мир предметов и явлений, непосредственно окружающих человека.
Что не является составной частью эмпирического метода исследования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
По курсу: «Философия науки и техники»
На тему: «Методы эмпирического уровня познания
1.1 Определение метода в научном познании………………………………4
2. Эмпирический уровень научного познания……………………………. 4
Список использованной литературы………………………………………..12
Все существующие сейчас научные методы можно разделить на эмпирические и теоретические. Главным их сходством является общая цель – установление истины, главным различием – подход к исследованию.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами.
В эмпирическом уровне научного познания преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.). Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов; производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков. Кроме того, возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.В современной философской литературе, как в учебных пособиях, так и в научных работах, данная тема получила обширное освящение, что также свидетельствует о её значимости.
Целью моей работы является рассмотрение методов эмпирического уровня познания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие метода.
2. Дать определение эмпирическому уровню познания.
3. Привести методы эмпирического уровня познания.
1. Определение метода в научном познании
Деятельность людей определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.
Метод (от греч. methodes) – путь к чему-либо, способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие методология имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как руководящей нитью в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.
2. Эмпирический уровень научного познания
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпирические объекты – это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жёстко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков. Любой такой объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.
На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.
Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.
Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно истинное знание.
Рассмотрим методы эмпирического уровня познания.
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото- и кинокамерой и др.). С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным.
Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов – расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т.п.
Особую трудность наблюдение представляет в социально-гуманитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов его заинтересованного отношения к изучаемому предмету.
Наблюдение в научном исследовании призвано осуществлять три основные функции:
обеспечение той эмпирической информацией, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки;
проверка таких гипотез и теорий, которые нельзя осуществить с помощью эксперимента;
Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Таким образом, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влияний, затемняющих его сущность, и представляется в чистом виде. При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся и изменяются. Тем самым эксперимент осуществляется, во-первых, как взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам, во-вторых, как искусственное, человеком организованное действие.
Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Без идеи в голове, говорил И.П. Павлов, не увидишь факта. Данные эксперимента всегда так или иначе теоретически нагружены – от его постановки до интерпретации его результатов.
Основные особенности эксперимента:
более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;
многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;
возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;
возможность рассмотрения явления в чистом виде путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента;
возможность контроля за поведением объекта исследования и проверки результатов.
Основные стадии осуществления эксперимента:
планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т.п.);
Структура эксперимента (т.е. что и кто необходим, чтобы он состоялся):
экспериментаторы (например, физики-экспериментаторы);
объект эксперимента (т.е. явление, на которое осуществляется воздействие);
система приборов и другое научное оборудование;
методика проведения эксперимента;
Приборы – своеобразные усилители органов чувств, позволяющие исследовать то, что последним недоступно. Современные экспериментальные установки состоят из большого количества приборов, выполняющих разные функции. В ходе эксперимента возможны случайные (в том числе негативные) воздействия прибора на изучаемый объект. Поэтому результаты эксперимента могут расходиться с его целями. Однако экспериментатор принимать соответствующие меры, чтобы свести к минимуму эти воздействия. Последние порой вызываются намеренно, а потом специально изучаются (рандомизация эксперимента).
Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирующие и т.п. История науки показала, что научное открытие (особенно фундаментальное) сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники.
По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и т.п. эксперименты. Важное значение в современной науке имеет решающий эксперимент, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или нескольких) соперничающих концепций. Это различие относительно: эксперимент, задуманный как подтверждающий, может по результатам оказаться опровергающим, и наоборот. Но в любом случае эксперимент состоит в постановке конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о ее закономерностях.
Один из простых типов научного эксперимента – качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Более сложен количественный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления.
Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент – система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Мысленный эксперимент – это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.
Все шире развиваются социальные эксперименты. При проведении эксперимента соблюдение условий его чистоты нередко осложняется и затрудняется такими факторами, как:
случайная, внешняя помеха, искажающая протекание изучаемого процесса;
случайные и систематические ошибки приборов, применяемых в эксперименте;
субъективные ошибки самого экспериментатора.
Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия, но имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть – выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.
Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Следует еще раз подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются вслепую, а всегда теоретически нагружены, направляются определенными концептуальными идеями.
Практический опыт играет важнейшую роль в установлении истины и даже в определении самого объекта исследования. Однако набор установленных фактов не представляет собой ценности без их систематизации и обработки, которая осуществляется благодаря применению разработанных теоретических методов. Только теория позволяет объяснить сложные закономерности и отклонения, дать полное описание явлению на основе ограниченного объёма представленного практического материала.
Главными инструментами эмпирического метода являются наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент, а результатом исследования – научный факт, который может подтвердить или опровергнуть ту или иную теорию, частично построенную на допущениях. В то же время, тот или иной факт может привести исследователя к поиску его теоретического объяснения.
Научное познание – это поиск истины в виртуальном мире, созданном самим учёным.
1. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов/В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.
2. Философия науки/под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М,: Академический Проект; Альма Матер, 2007. – 731 с.
3. Г.И. Рузавин – Методы научного исследования. – М. – 1975. – 238 с.
4. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов Философия науки и техники: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарика, 1996. – 400 с.