Что не является составной частью библиотековедения
Библиотековедение
Библиотекове́дение — научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех её связях и опосредованиях.
Содержание
Описание
Данная научная дисциплина изучает цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати, а также теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела.
Библиотековедение классифицируется в зависимости от избранных исследователем оснований деления и подразделяется на общее и особенное, в том числе частное.
Разделы библиотековедения
Цели, задачи, функции
Все они связаны с тем, что научные знания и методы библиотековедения используются при решении проблем, возникающих в процессе общественного использования информации.
Составные части библиотековедения
Составными частями библиотековедения являются:
История
Истоки библиотековедения — науки о библиотечном деле, сущность которой до сих пор остается дискуссионной, восходит с глубокой древности. Являясь типичным научным феноменом, библиотековедение в то же время характеризуется собственным генезисом и развитием. Их изучение требует исторического подхода, который позволит проследить возникновение и основные этапы формирования библиотековедения, движение теоретической мысли от предложений и догадок к научному знанию, увидеть перспективные направления его развития. История развития библиотековедения в мировом масштабе пока изучена недостаточно. За рубежом этот аспект библиотековедения не находится в центре внимания. Кроме России, ни в одной из стран мира еще не создано обобщающего труда, посвященного истории библиотековедческой мысли. История российского библиотековедения изучена довольно глубоко. Общая характеристика развития русского библиотековедения сформулированная ещё в работах А. М. Ловягина, содержится:
В своем развитии библиотековедение подразделяется на два основных этапа:
По мнению Н. С. Карташова и В. В. Скворцова история библиотековедения подразделяется на два этапа:
Предмет и объект библиотековедения
Одним из проблемных вопросов библиотековедения является определение объекта и предмета библиотечной науки. С XIX в. началась разработка этих определений. До 70-х годов XX в. объект и предмет библиотековедения не различались: Объект библиотековедения — библиотечное дело. Лишь в 1976 году было предложено (А. Я. Черняком) развести понятия объекта и предмета библиотековедения, что стало следующим шагом в самопознании библиотековедения. В последние годы в связи с широким распространением в науке системного подхода о библиотеке стали говорить как системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Библиотечное дело — одна из форм человеческой деятельности.
Три основополагающих составных элемента:
Библиотека в системе общественных отношений является важным и неотъемлемым элементом коммуникативной системы «книга (информация в виде публикации)—библиотекарь—читатель (потребитель)». В этой системе библиотекарь становится организатором взаимоотношений книги и читателя, что соответствует социальной роли библиотеки как идеологического, культурно-просветительного и научно-информационного учреждения. Таким образом, объект библиотековедения это коммуникативная система «книга—библиотекарь—читатель». Предмет — выявление и исследование закономерностей, принципов формирования, развития, функционирования библиотечной системы, взаимодействия библиотек в различных аспектах. Предметом библиотековедения является обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. В центре предмета библиотековедения находится взаимодействие читателей с информацией, зафиксированной в виде публикаций. Взаимодействие организуется, обеспечивается всем необходимым для того, чтобы оно эффективно осуществлялось, библиотекарем.
Библиотековедение. Теория (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Понятие библиотековедения: определение и сущность.
Понятие «библиотековедение» в научных, справочных документах рассматривается в разных аспектах. Однако, наиболее приемлемое определение этого понятия даётся в нормативных документах: Библиотековедение – это научная дисциплина, которая изучает теорию, историю, методологию, методику, организацию и технологию библиотечного дела.
Библиотечное дело – это область деятельности по организации библиотечного обслуживания.
Библиотековедение исследует библиотечное дело по 4 аспектам:
- Теория библиотечного дела.
Изучает принципы работы библиотек и библиотечных систем. Разрабатывает проблемы терминологии, методологии и методики библиотековедческих исследований.
- История библиотечного дела.
Изучает закономерности возникновения и развития библиотек, эволюцию библиотековедческих взглядов.
- Организация и технология.
Разрабатывает организационные принципы библиотечных систем, пути и средства научной организации труда, повышения эффективности технологических процессов, управления в области библиотечного дела.
- Методология и методика.
Разрабатывает основные законы и закономерности, способы познания библиотечного дела, а так же методы, способы и приёмы, которые используются в библиотечном деле. Содействует внедрению передовых методов и приёмов в библиотечную практику.
Библиотековедение в самом общем виде подразделяется на:
- Общее: изучает общетеоретические, исторические и организационные проблемы библиотечной деятельности, объект и предмет библиотековедения, его структуру, терминологию, место в системе наук, связи библиотековедения со смежными научными дисциплинами, принципы и концепции библиотечной деятельности с точки зрения науки, методологию и методику библиотечных исследований, историю библиотековедческой мысли. Особенное: исследует специфические аспекты библиотечной деятельности; всё необычное и нестандартное, связанное с библиотекой. Частное: комплекс разделов, содержание которых составляет учение о различных частях библиотеки, как системы – «О библиотечном фонде», «О контингенте пользователей», «О материально-технической базе библиотеки» и т. д.
Задачи, закономерности, функции библиотековедения.
Развитие теории библиотечного дела, анализ его закономерностей. Изучение и обобщение библиотечной практики, создание нового опыта, экспериментальная проверка теоретических идей, внедрение их в практику.
Дифференциация библиотековедения, т. е. разделение его на несколько составных частей: Общее библиотековедение. Учение о библиотечных фондах. История библиотечного дела. Интеграция библиотековедения, т. е. взаимодействие его с другими научными дисциплинами (их около 40). В результате этого взаимодействия возникают новые научные дисциплины на стыке наук (социология чтения, психология чтения, библиотечная педагогика). Ускорение темпов развития науки. Координация научно-исследовательской работы в области библиотековедения. Усиление связей науки с производством и внедрение научных достижений в практику, например централизация библиотек сначала была разработана теоретически, а потом применена на практике.
Научные функции: Познавательная. Объяснительная. Прогностическая. Систематизирующая. Социальные функции: Культурно-воспитательная: Функция производительной силы: библиотековедение является важным условием развития библиотечного дела, выдвигает и внедряет в практику новые идеи, которые способствуют повышению эффективности и качества библиотечного обслуживания. Функция социальной силы: библиотековедение создаёт предпосылки изменения общества, культуры.
Структура библиотековедения.
Существует несколько различных подходов к структуре библиотековедения:
- Наиболее общий из них – науковедческий, при котором библиотековедение структурируется, как наука. Выделяются:
- Научные законы. Научные принципы. Научные теории. Методы исследования. Понятийный аппарат. Гипотезы. Факты, данные наблюдений и опытов.
Исходя из этой структуры, библиотековедение не отличается от других наук.
- Специфическая структура библиотековедения выделяется при подразделении его как научной дисциплины и как учебной дисциплины. Структура библиотековедения как научной дисциплины:
- Общетеоретические основания библиотековедения. Теория формирования библиотечных информационных массивов Теория библиотечных информационно-поисковых систем (библиотечных каталогов). Теория библиотечно-информационного обслуживания пользователей. Теория управления библиотечным делом. История библиотечного дела и библиотековедческой мысли.
Структура библиотековедения как учебной дисциплины:
- Общее библиотековедение. Библиотечный фонд. Библиотечные каталоги. Библиотечно-информационное обслуживание пользователей. Библиотечно-информационный менеджмент и маркетинг библиотечного дела. История библиотечного дела и библиотековедения. Технические средства библиотечной работы.
Эта структура дополняется специальными дисциплинами, курсами по выбору, факультативами и т. д.
Раздел общее библиотековедение был введён в 60 годы 20 века Чубарьяном библиотековедение изучает наиболее общие теоретико-методологические положения, распространяющиеся на всю область библиотечной теории и практики.
Структура общего библиотековедения:
Теоретические основы библиотековедения. Учение о библиотеке. Учение о библиотечном деле.
Раздел библиотечный фонд – это дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с комплектованием, организацией библиотечных фондов и управлением ими.
Раздел библиотечный каталог – это дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с созданием и формированием информационно-поисковых систем, как средства интеллектуального доступа читателей к информации.
Раздел история библиотечного дела – это дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития библиотечного дела.
Раздел технические средства библиотечной работы – это дисциплина, изучающая материально-технические основы функционирования библиотечного дела, начиная с механического оборудования, и заканчивая средствами компьютеризации библиотек.
Объект и предмет библиотековедения.
Объект науки – это то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности (то, на что направлено изучение).
Предмет науки – это часть, или аспект объекта, изучаемого данной наукой.
Проблема объекта и предмета библиотековедения дискуссионная. Разработка этих определений велась с конца 19 века, но до 70-80ых годов 20ого века объект и предмет библиотековедения не разграничивались. Лишь в 1976 году библиотековедом Черняком было предложено развести эти понятия.
В 70-80 годы высказывались разные точки зрения на объект библиотековедения:
- Выявление и исследование закономерностей, принципов формирования и развития библиотечных систем. Взаимодействие библиотек.
Существовало 6 концепций предмета библиотековедения:
- Эпистемологическиая = суть библиотечного дела есть оперирование знаниями Функционально-технологическая = библиотечное дело это совокупность процедур комплектования фондов, обслуживания читателей. Социально-функциональная = библиотечное дело это область информации культурно-просветительской и образовательной деятельности. Институциональная = библиотечное дело это совокупность библиотек, находящихся на определённой территории. Информационная = библиотечное дело – одна из областей информационной деятельности. Документалистская = библиотечное дело это подсистема документных коммуникаций.
Все эти концепции верны, но не полны и односторонни. С конца 20ого века, в связи с распространением системного подхода в науке, стали говорить о системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Этот подход даёт наиболее полное представление об объекте библиотековедения.
Впервые системный объект был предложен Карташовым и Скворцовым.
С их точки зрения объект библиотековедения это триада, или система, состоящая из 3 элементов:
- Информация в виде публикаций. Читатель. Библиотека.
Предмет библиотековедения – это обеспечиваемое библиотеками, массовое по масштабам явление, индивидуальное по формам реализации, взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций.
Столяров тоже не мог остаться в стороне и выдал свои версии предмета и объекта:
Объект по Столярову: библиотека это система из 4 элементов: библиотечного фонда, контингента пользователей, персонала и материально-технической базы.
Предмет библиотековедения по Столярову: это отношения и взаимосвязи элементов системного объекта класса «Библиотека» между собой и с внешним окружением.
Концепция объекта библиотековедения Столярова на сегодняшний день является наиболее разработанной, доказанной и признаётся большинством библиотековедов.
Однако, предмет библиотековедения обозначают несколько иначе: предмет библиотековедения – это теория, история, организация, технология и методика библиотечной деятельности.
Однако, в последнее время выдвигаются предложения о необходимости переосмысления объекта. Например, Леонов считает, что объектом является библиотечный процесс. Петербургские учёные считают что объект это библиотечная деятельность. Милентьева считает, что объект это эволюция библиотеки в пространстве и времени, а предмет это временной отрезок, изучаемый в определённый момент.
§3. Структура библиотековедения
Возможно несколько совершенно различных подходов к структурированию библиотековедения. Наиболее общий из них — науковедческий. Согласно ему, в качестве характерных составных частей библиотековедения выделяются: 1. Научные законы. 2.
Научные принципы. 3. Научные теории. 4. Методы исследования 5. Понятийный аппарат. 6. Гипотезы. 7. Факты, данные наблюдений и опытов.
Все эти элементы более или менее полно представлены в библиотековедении, и в этом отношении оно принципиально не отличается от других наук. В науковедческом плане библиотековедение Представляет собой почти завершенную в своем формировании систему теоретического знания — научную дисциплину. В этой системе нашли отражение как главные характеристики науки вообще, так и конкретные особенности библиотековедения в частности.
Помимо указанного, существуют еще два различных подхода к структурированию библиотековедения. При первом оно структурируется как научная дисциплина, при втором — как учебная.
Как показывает анализ существующей литературы, библиотековедческое знание чаще всего структурируется на основе разнопорядковых признаков, что недопустимо. При этом превалирует функционально-технологический признак. Реструктурируя явные и Неявные классификации, имеющиеся в литературе, можно условно построить примерно следующую структуру библиотековедения как научной дисциплины: 1.
Общетеоретические основания библиотековедения. 2.
Теория формирования библиотечных информационных массивов. 3.
Теория библиотечных информационно-поисковых систем. 4.
Теория библиотечного обслуживания читателей. 5.
Теория управления библиотечным делом. 6.
История библиотечного дела и библиотековедческой мысли.
Не менее сложно обстоит дело и со структурой библиотековедения как учебной дисциплины. В большинстве стран она складывалась подчас стихийно, под влиянием конъюнктурных особенностей библиотечного образования и, как правило, без достаточного научного обоснования. Особенно убедительно это показал Р. С. Гиляревский в книге «Информатика и библиотековедение: Общие тенденции в развитии и преподавании» (1974). Крупный разнобой в структурировании библиотековедения как учебной дисциплины сохраняется и в настоящее время.
В России исторически сложилась и используется в наши дни структура, совершенно отличная от имеющей место в большинстве других стран.
Как учебный предмет отечественное библиотековедение состоит из следующих разделов: общее библиотековедение, библиотечный фонд, библиотечный каталог, библиотечное обслуживание, библиотечное дело: экономика, организация и управление (библиотечный менеджмент), история библиотечного дела, технические средства библиотечной работы (рис. 4).
Рис. 4. Общи структура библиотековедения как учебной дисциплины. 4 прочие направленна дифференциации библиотековедениа
Эта структура дополняется различными дисциплинами специализации, курсами по выбору, факультативами и т.п. В настоящее время она находится в стадии переработки в связи с реформой высшего библиотечного образования. Выработка дидактически целесообразной и научно обоснованной структуры библиотековедения как учебной дисциплины тоже остается задачей будущих исследований и разработок.
Существенно важным достижением отечественной библиотечной науки в части дифференциации библиотековедения как учебной дисциплины является выделение в его структуре раздела “Общее библиотековедение”, заслуга в создании которого в основном принадлежит О.С.
Общее библиотековедение изучает общие принципы, закономерности процесса организации общественного использования информационных богатств в виде публикаций, исследует методологические, общетеоретические и иные вопросы, составляющие научную основу всех других, как принято говорить, частных (прикладных) разделов библиотековедения. Ныне общее библиотековедение — это структурный раздел библиотековедения как учебной дисциплины, который изучает наиболее общие теоретико-методологические положения, распространяющиеся на всю область библиотечной теории и практики. Это исходная общетеоретическая база библиотековедения.
Структура этого раздела включает три подраздела: 1) теоретические основы библиотековедения; 2) учение о библиотеке; 3) учение о библиотечном деле.
По мере приращения научного знания указанная структура, разумеется, будет постепенно изменяться, наполняясь новым содержанием.
Относительно самостоятельный статус этого раздела в системе учебных дисциплин библиотековедческого цикла определяется рядом факторов, связей и отношений. Главное заключается в том, что он изучает такой круг вопросов, который, если и изучается каким-либо из частных разделов библиотековедения, то только в его границах и под углом зрения соответствующих ему потребностей.
Он обеспечивает частные разделы библиотековедения методологическими и теоретическими положениями, общими для данной науки теориями, принципами, понятиями, тем самым выполняя Функцию интеграции многообразного содержания частных разделов в единую целостную науку. Поэтому существование общего библиотековедения как фактора интеграции, а также единой методологической и общетеоретической основы очень важно для успешного развития библиотековедения как целостной науки.
Библиотечный фонд — дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с комплектованием, организацией библиотечных фондов, а также управление ими.
Библиотечный каталог — дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с созданием и функционированием каталогов и других информационно-поисковых систем как средства обеспечения интеллектуального доступа читателей к информации.
Библиотечное обслуживание — дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с обеспечением физического доступа читателей к публикациям, информации, «информации об информации».
Библиотечное- дело:, рргянизяиия.
История библиотечного лела— дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития библиотечного дела.
Технические средства библиотечной работы — дисциплина, изучающая материально-технические основы функционирования библиотечного дела, начиная с механического оборудования и кончая новейшими средствами компьюникации библиотек.
Итак, библиотековедение — это системно структурированная совокупность научных знаний о библиотечном деле, выступающая в единстве двух ипостасей — собственно научной дисциплины и единой комплексной учебной дисциплины, изучение которой открывается разделом общего библиотековедения.
Под влиянием бурных процессов приращения нового знания, его интеграции и дифференциации в структуре современного библиотековедения постепенно вызревают предпосылки дальнейших изменений, причем различной направленности. Так, уже на современном этапе на стыках различных наук оформились такие сравнительно новые его подразделы, как библиотечная педагогика, библиотечная психология, библиотечная социология и др. Практически приблизился к выделению в самостоятельный раздел комплекс знаний, связанных с экономикой библиотечного дела.По мере углубления представлений о сущности библиотековедения все отчетливее проявляется тенденция к освоению новых областей исследования. Результаты этого процесса не всегда очевидны современникам. Однако характер нынешней проблемной ситуации дает основание предполагать, что структура библиотековедения вынуждена будет претерпеть серьезные преобразова-
а связанные с дальнейшей ассимиляцией идей фундаментальной информатики.
Хаким образом, наиболее важными характеристиками совре- нного библиотековедения являются его сущность, функции и л-оуктура- По своей сущности библиотековедение — зрелая науч- 1^ дисциплина общественного цикла, изучающая теоретические основания социального функционирования информации, зафиксированной в виде публикаций, через библиотечное дело. Это многофункциональная наука, оказывающая влияние не только на область библиотечного дела, но и — опосредованно — практически на все сферы духовного и материального производства. Библиотековедение — сложно структурированная система научного знания, все элементы которого служат достижению высоких социальных, гуманных по своей сущности целей библиотечного дела. Это такая система знаний, которая постоянно развивается, обогащается, изменяется, переходя от изучения сущностей одного порядка к сущностям другого, более высокого или более общего порядка. Момент стабильности в этой науке относителен, момент развития — абсолютен.
Библиотековедение как наука
Глава 1. Становление библиотековедения как научной дисциплины
1.1 Определение понятие «библиотековедение», его функции и составные части
1.2 Основные этапы становления библиотековедения как науки
1.3 Структура библиотековедения как общественной науки
Глава 2. Библиотековедение как наука
2.1 Предмет и объект изучения в библиотековедении
2.2 Методология библиотековедения
2.3 Сравнительное библиотековедение как наука и как метод
Список условных сокращений
Актуальность темы нашей курсовой работы базируется на фактах изложенных ниже и в целом заключается в недостаточной проработанности данной темы в литературе, а также большим количеством нерешенных вопросов в сфере отнесения библиотековедения к ряду научных дисциплин.
Истоки библиотековедения — науки о библиотечном деле, сущность которой до сих пор остается дискуссионной, восходит с глубокой древности. Являясь типичным научным феноменом, библиотековедение в то же время характеризуется собственным генезисом и развитием. Их изучение требует исторического подхода, который позволит проследить возникновение и основные этапы формирования библиотековедения, движение теоретической мысли от предложений и догадок к научному знанию, увидеть перспективные направления его развития. История развития библиотековедения в мировом масштабе пока изучена недостаточно. За рубежом этот аспект библиотековедения не находится в центре внимания. Общая характеристика развития отечественного библиотековедения содержится в учебнике К.И. Абрамова «История библиотечного дела в СССР» (1980), в монографии А. Н. Ванеева «Развитие библиотековедческой мысли в СССР» (1980) и учебном пособии «Развитие библиотековедческой мысли в России в XI—XVIII веках (1992), в монографии Ю.В. Григорьева «История русского библиотековедения (1700—1860 гг.)» (1989).
Говоря о разработанности темы курсовой в литературе, нужно отметить основных авторов и их работы, посвященные этой проблеме. Так, среди работ на эту тему выделим, прежде всего, труд Ю.В. Григорьева «История русского библиотековедения», его ценность в том, что здесь представлены и охарактеризованы все этапы становления и развития науки, раскрыта самобытность русского библиотековедения. Сюда же следует отнести статьи Мильман В.А. «Общетеоретическая проблематика в отечественном библиотековедении», Скворцова В.В. «Истоки библиотековедческой мысли в России», Лукашова И.В. «Развитие представлений о статусе библиотековедения как науки», Столярова Ю. Н. «У нашей науки есть особые функции», Клюева В.К. «Библиотековедение в академической мантии». Наука не может динамично развиваться, не обсуждая свой объект, предмет, понятийный аппарат, арсенал познавательных средств, характер междисциплинарных связей и другие вопросы. Динамика процессов обновления такова, что за ответом на вопрос, как достичь иного, качественного развития библиотечной науки и практики, надо постоянно обращаться к прошлому, искать в нем причины, которые привели к нынешней ситуации и мешают или помогают ее изменить.
Цель нашей курсовой работы заключается в выделении основных признаков библиотековедения, указывающих на отнесенность данного рода знаний к научным дисциплинам.
Задачи, поставленные перед курсовой работой, можно сформулировать следующим образом:
1. Всесторонне изучить понятие «библиотековедение», различные подходы к его определению, существующие в литературе;
2. Описать основные этапы становления и развития библиотековедения;
3. Выделить предмет и объект изучения в библиотековедении;
4. Проанализировать основные методологические принципы, используемые в библиотековедении.
Объектом изучения служат труды библиотековедов, посвященные вопросам статуса библиотековедения.
Предмет изучения – те признаки библиотековедения, которые указывают на возможность отнесения библиотековедения к определенному роду научных дисциплин. Таким образом, предметом изучения является библиотековедение как общественная наука и его основные определяющие признаки.
Глава 1. Становление библиотековедения как научной дисциплины
1.1 Определение понятие «библиотековедение», его функции и составные части
Библиотековедение — это научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех ее связях и опосредованиях.
Эта научная дисциплина изучает цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати, а также теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела. Цель библиотековедения — оптимизация социального использования информации в виде публикаций, через библиотечное дело.
Библиотековедение классифицируется в зависимости от избранных исследователем оснований деления и подразделяется на общее и особенное, в том числе частное.
Общее библиотековедение — раздел библиотековедения, содержанием которого являются общетеоретические, исторические и организационные проблемы библиотечной деятельности, а также изучение объекта и предмета библиотековедения, его структуры, терминологии, места в системе наук, связей со смежными и сопредельными научными дисциплинами, закономерностей библиотечной деятельности, ее принципов и концепций, методологии и методики библиотечных исследований, истории библиотековедческой мысли [1; 67].
Особенное библиотековедение исследует различные специфические аспекты библиотечной деятельности.
Частное библиотековедение — комплекс разделов библиотековедения, содержание которых составляют учения о различных частях библиотеки как системы — библиотечном фонде, библиотечном каталоге, контингенте пользователей библиотеки, материально-технической базе библиотеки и т. д.
Задача библиотековедения — развитие теории библиотечного дела, анализ его закономерностей как социального явления, связанного с использованием библиотек в помощь социальному, экономическому, культурному процессу.
— Культурно-воспитательная (выражение общего свойства науки как действенного фактора развития всей человеческой культуры, научного мировоззрения, общественного сознания);
— Функция производительной силы (является важным условием развития библиотечного дела, играет роль одной из опосредованных сил его прогресса, выдвигает и внедряет в практику новые, перспективные идеи, способствующие повышению эффективности и качества библиотечного обслуживания населения);
— Функция социальной силы (библиотековедение создает явные и латентные предпосылки изменения общества, его культуры, причем эти изменения носят прогрессивный характер. Огромную социальную роль играет идея информатизации общества, первоисточником которой должно считаться библиотековедение).
Все они связаны с тем, что научные знания и методы библиотековедения используются при решении проблем, возникающих в процессе общественного использования информации [5; 6].
Необходимо также заострить внимание на составных частях библиотековедения:
2. Научные принципы
4. Методы исследования
5. Понятийный аппарат
7. Факты, данные наблюдений и опытов
Нужно, также, обратить внимание на тот факт, что в литературе существуют разногласия по вопросу об отнесении библиотековедения к научным дисциплинам. Так, существует целый ряд статей и научных исследований, развивающих эту идею. Несколько публикаций Лукашова И.В. раскрывают взгляды советских специалистов на статус науки в 1960-70-е годы и роль журнала «Советское библиотековедение» в изучении библиотечной науки, сюда же примыкают статьи Бачалдина Б.Н. и Иньковой Л.М. «Что и как осмысливать библиотековедам», Скворцова В.В. «О методологии современного библиотековедения», Жадько Н.В. «Статус и функции библиотековедения». Современной парадигме науки посвящен материал в N 4 журнала «Библиотековедение» за 1994 год.
Мотульский Р.С. в обзоре «В поисках оптимальных вариантов» анализирует различные точки зрения на термин «библиотечное дело», отраженный за 10 лет (1983-1993 гг.) в официальных, справочных изданиях и на страницах печати [16; 55].
Таким образом, интерес к изучению истории понятия «библиотековедение», его эволюции на протяжении ХІХ-ХХ веков был постоянен.
1.2 Основные этапы становления библиотековедения как науки
Первый этап характеризуется тем, что основное его содержание составляли самые первоначальные и элементарные представления о библиотечном деле и библиотеках, которые еще не достигли уровня собственно научного знания, не образовали дисциплинарную систему знаний, отражая лишь эмпирическое восприятие библиотеки в сознании человека. Библиотековедческая мысль, в отличие от собственно библиотековедения, это обыденное, а не строго научное знание о библиотеках. Связь библиотековедческой мысли и библиотековедения выражается в том, что первая послужила истоком, отправной точкой возникновения, становления и развития последнего как научной дисциплины [1; 22].
Основное содержание второго этапа заключается в том, что на основе библиотековедческой мысли складывается и развивается собственно библиотековедение как научная дисциплина, как система научных знаний, в конце концов получившая статус самостоятельной науки. Практически одновременно с этим шел процесс формирования библиотековедения как учебной дисциплины.
В ходе второго этапа представления о сущности библиотековедения претерпели существенные изменения. Выделяются три основные концепции сущности библиотековедения, которые последовательно сменяли друг друга в течение XIX-XX вв.:
При этом процесс смены концепций происходил не как полное отрицание предыдущего, а как развитие с удержанием всего ценного и целесообразного, достигнутого в предшествующий период. Так, последние две не содержат в себе полного отказа от первой. Момент «удержания» заключается в том, что библиотековедение рассматривается ими как научная дисциплина, характеризующаяся в основном прикладной (а не фундаментальной) направленностью исследований. Последняя не содержит в себе абсолютного отрицания второй, так как в необходимых случаях считает естественным и даже обязательным рассмотрение отдельных библиотечных явлений и с позиций документалистстской концепции.
Формально-техническая концепция сущности библиотековедения была характерна для XIX в., хотя ее отголоски давали о себе знать вплоть до середины XX в. Сущность библиотековедения сводилась к вопросам практического обустройства библиотек. Немецкий библиотековед М.Шреттингер, который впервые ввел понятие библиотековедения, писал, что это «. практические знания, которые требуют всецело самостоятельного изучения и которые я объединяю понятием «библиотековедение». Некоторую дань этой концепции, хотя и на более высоком уровне теоретического развития, отдала и Л.Б.Хавкина, которая делила библиотековедение на два раздела: «теоретический» и «прикладной» (практический). Лишь во второй половине XX в. данная концепция полностью утратила свое значение, однако сохранившись в «снятом» виде в последующих взглядах на сущность библиотековедения.
Господствующее положение в библиотековедении всей первой и отчасти второй половины XX в. занимала документалистская концепция. Сущность библиотековедения сводилась к изучению взаимодействия читателя и документа (главным образом, произведения печати), опосредствуемого библиотекарем, т.е. обеспечиваемого им в необходимых отношениях. Данная концепция была крупным прогрессивным шагом теории по сравнению с формально-технической. Однако со второй половины ХХ в. стала выявляться ее теоретическая недостаточность.
Под влиянием информатизации общества, высоких технологий индустрии информации, компьюникации библиотек и других объективных факторов она, начиная с 60-х гг., постепенно стала вытесняться информационной концепцией. Информационная концепция, в отличие от документалистской, ставит во главу угла не документ, не носитель, а информацию. В соответствии со смещением акцента на информацию сущность библиотековедения сводится теперь к теоретическому отражению взаимодействия человека с информацией (в виде публикаций), опосредствуемого библиотекарем. Переход библиотековедения на новую парагму вовсе не означает отмирания документалистского подхода. Речь может идти лишь о снижении статуса и сужении области применения. Если ранее документалистская концепция выступала в качестве всеобщей исходной теории библиотековедения, то теперь она должна рассматриваться в качестве частной, дополнительной по отношению к информационной. Если ранее она распространялась на всю область библиотечного дела, то теперь она должна применяться лишь в тех случаях, когда при библиотековедческом анализе явлений библиотечного дела необходимо рассматривать информацию и форму ее объективации как нечто целое, синкретическое, т.е. как документ (публикацию). Такой подход необходим при анализе процессов комплектования, решении проблем организации библиотечных фондов и т.п.
В освоении информационной концепции отечественное библиотековедение заметно отстало от многих зарубежных стран. К примеру, в США библиотековедение уже давно именуется «библиотечно-информационной наукой». В этой связи актуальная задача современного библиотековедения заключается не в критике прошлой отечественной библиотечной теории и практики, разумеется, не лишенной ошибок, деформаций и научных драм, не в наукообразном манипулировании новомодными англицизмами, хотя ничто не препятствует использованию иностранной лексики, где это неизбежно, не в разработке явно бесперспективных направлений, а во фронтальном переходе библиотековедения на информационную парадигму, предполагающую глубокое переосмысление библиотечной теории, библиотечной практики, библиотечного образования на методологической основе общечеловеческих ценностей.
1.3 Структура библиотековедения как общественной науки
Среди общетеоретических проблем важное место занимает определение его структуры, представление о которой складывалось, главным образом, в связи с установлением перечня учебных дисциплин, с разработкой схем библиотечно-библиографической классификации. Теоретическому же обоснованию структуры библиотечной науки в прошлом уделялось мало внимания. Основным достижением в области дифференциации библиотековедения явилось выделение общей теории библиотековедения и функциональное деление библиотечной деятельности. Сейчас выделяются как самостоятельные разделы библиотековедения или учебные дисциплины: общий курс библиотековедения, библиотечные каталоги, библиотечные фонды, работа с читателями (библиотечное обслуживание), организация и управление библиотечным делом, история библиотечного дела, теоретические средства библиотечной работы.
Общий курс библиотековедения – изучает общие принципы и закономерности процесса организации общественного использования книжных богатств, исследует методологические, общетеоретические и другие вопросы, составляющие научную основу всех других разделов библиотековедения.
Библиотечные каталоги – изучает теорию, историю, методику каталогизационной обработки произведений печати (библиографического описания, систематизации, предметизации) и организации каталогов.
Работа с читателями – изучает теорию и методику обслуживания читателей (изучение читателей, методика пропаганды литературы, индивидуальная и массовая работа) и организацию работы с читателями в библиотеке (работа абонемента, читальных залов, межбиблиотечного абонемента).
История библиотечного дела – изучает методику использования вычислительной, копировально-множительной техники, аудиовизуальных и других технических средств в различных процессах библиотеки.
Процесс дифференциации библиотековедения будет продолжаться, особенно в связи с развитием междисциплинарных связей, что приведет, и приводит на практике, к образованию ряда новых наук и учебных дисциплин. Это библиотечная педагогика, библиотечная психология, экономика библиотечного дела и др.
Глава 2. Библиотековедение как наука
2.1 Предмет и объект изучения в библиотековедении
Одним из проблемных вопросов библиотековедения является определение объекта и предмета библиотечной науки. С XIX в. началась разработка этих определений. До 70-х годов XX в. объект и предмет библиотековедения не различались: Объект библиотековедения — библиотечное дело. Лишь в 1976 году было предложено (А.Я. Черняком) развести понятия объекта и предмета библиотековедения, что стало следующим шагом в самопознании библиотековедения. В последние годы в связи с широким распространением в науке системного подхода о библиотеке стали говорить как системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Библиотечное дело — одна из форм человеческой деятельности. Поэтому, как любая форма деятельности, включает три основополагающих составных элемента:
1. Предмет труда (публикация);
2. Субъект труда (читатель, потребитель);
3. Посредник труда (библиотекарь);
Библиотека в системе общественных отношений является важным и неотъемлемым элементом коммуникативной системы «книга (информация в виде публикации)—библиотекарь—читатель (потребитель)». В этой системе библиотекарь становится организатором взаимоотношений книги и читателя, что соответствует социальной роли библиотеки как идеологического, культурно-просветительного и научно-информационного учреждения. Таким образом, объект библиотековедения это коммуникативная система «книга—библиотекарь—читатель». Предмет — выявление и исследование закономерностей, принципов формирования, развития, функционирования библиотечной системы, взаимодействия библиотек в различных аспектах. Предметом библиотековедения является обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. В центре предмета библиотековедения находится взаимодействие читателей с информацией, зафиксированной в виде публикаций. Взаимодействие организуется, обеспечивается всем необходимым для того, чтобы оно эффективно осуществлялось, библиотекарем.
Существуют несколько подходов в науке к рассмотрению проблемы определения объекта библиотековедения. Так, В.П. Леонов предложил рассматривать в качестве объекта библиотековедения не библиотеку, не библиотечное дело, а библиотечный процесс, близко к этому понимание других петербургских ученых, предлагающих вернуться к пониманию в качестве объекта библиотековедения библиотечной деятельности. Эти подходы представляются весьма продуктивными для развития теории библиотековедения, хотя справедливо замечено, что ни библиотечный процесс, ни библиотечная деятельность не могут быть объектом библиотековедения, поскольку они протекают в рамках другого объекта – библиотеки.
Очень интересно наблюдение В.П. Леонова о «двойной жизни» библиотеки, о ее глубинной связи с культурой и историей страны и мира, о библиотеке как «симфонии», о русской библиотечной культуре.
При всех своих различиях все эти концепции подчеркивают потребность и необходимость того, чтобы определение объекта библиотековедения отражало целостность и динамику объективной реальности.
Проблема изучения библиотеки как целого представляется чрезвычайно важной. Разбивая проблему на части, структурные элементы, фрагменты, можно достигнуть того, что сложные задачи и предметы становятся, как будто, более познаваемыми, но за это приходится расплачиваться тем, что теряется наше чувство связи по отношению в целому, понимание поведения сложных систем во времени и пространстве [1; 59].
Интересно, что проблема изучения «целого» остро стоит и в других близких библиотековедению, науках, например в книговедении: еще М.Н. Куфаев говорил о необходимости изучения «целого книги». Как же сегодня, с учетом бурного развития библиотечной практики, может быть определен объект библиотековедения?
Известно, что объект познания – это совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности.
Таким образом, в качестве объекта познания необходимо рассматривать определенную объективную реальность, а в качестве его предмета – те аспекты и черты объекта, которые охвачены изучением.
Определение объекта науки как «эволюции библиотеки во времени и пространстве» позволяет ввести в процесс изучения и увидеть в динамике все новые, возникающие в реальности явления, технологии, тенденции и т. п., а также временные и пространственные трансформации библиотеки как социального института, как части русской и мировой культуры и т.п.
Библиотека при этом понимается как сложный многофункциональный социальный институт, нелинейно развивающийся как интенсивно (под влиянием широкой социальной среды, результатов сопредельных наук и областей знания), так и экстенсивно (под влиянием внутренних сил).
2.2 Методология библиотековедения
Надежность, глубина познания любой науки (в том числе и библиотековедения) напрямую связана с арсеналом используемых ею средств и методов. Долгое время отечественные исследователи пользовались ограниченным количеством методов, первенство занимал метод описания (описательность). В 1960-70-е годы в библиотечной периодике почти не публиковались для широкого обсуждения разработки по теории и методологии библиотечного дела. Одним из немногих примеров обращения специалистов к этой важной теме стала статья А.Я.Черняка «О теоретических основах истории библиотечного дела».
Сегодня положение изменилось: количество используемых методов увеличилось. На первое место начинают выходить ранее не применявшиеся или редко используемые методы: историко-сравнительный, международное сравнение (страноведческий), историческая аналогия, генеалогический и другие.
Необходимо также отметить, что обращает на себя внимание увеличение числа публикаций, освещающих вопросы методологии и методики библиотековедения, проблему статуса данной науки, вопросы об объекте и предмете библиотековедения.
Сравнительный метод играет роль своего рода методологического принципа по отношению к другим методам сравнительного библиотековедения, ибо он органически входит в диалектико-материалистический метод как необходимая часть и выступает как один из конкретных способов применения диалектики в исследовании библиотечной действительности.
2.3 Сравнительное библиотековедение как наука и как метод
Проанализировав литературу по теме курсовой работы, представляется возможным сделать следующие выводы:
Библиотековедение — это научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех ее связях и опосредованиях.
Функции бибиотековедения детерминируется его определенными целями как феномена науки, протекают из них и служат их достижению.
Эта научная дисциплина изучает цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати, а также теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела. Цель библиотековедения — оптимизация социального использования информации в виде публикаций, через библиотечное дело. При этом конкретная специфическая цель библиотековедения – оптимизация социального использования информации, зафиксированной в виде публикаций, через библиотечное дело.
Библиотековедение как наука не существует изолированно, обособленно от других наук. Его межнаучные связи прежде всего выражаются в использовании для решения своих проблем теорий, фактического материала, методов и результатов других наук; в свою очередь, они применяют и используют соответствующий теоретический и практический арсенал библиотековедения [10; 67].
Однако пока еще библиотековедение с точки зрения большой науки является отраслью периферийной. Взаимодействие с большой наукой влияет на престиж библиотековедения и приведет к появлению новых теорий, используемых большой наукой, тем самым это будет способствовать выработке собственной историко-библиотековедческой концепции.
Наиболее тесные связи библиотековедение имеет с книговедением, библиографоведением и информатикой. Все они объединяются частичной общностью изучаемого объекта, например книги, документа или другого носителя информации.
В области вопроса о структуре библиотековедения как науки можно отметить что основным достижением в области дифференциации библиотековедения явилось выделение общей теории библиотековедения и функциональное деление библиотечной деятельности. Сейчас выделяются как самостоятельные разделы библиотековедения или учебные дисциплины: общий курс библиотековедения, библиотечные каталоги, библиотечные фонды, работа с читателями (библиотечное обслуживание), организация и управление библиотечным делом, история библиотечного дела, теоретические средства библиотечной работы.
Говоря о методологии библиотековедения, необходимо отметить, что на сегодняшний день на первое место начинают выходить ранее не применявшиеся или редко используемые методы: историко-сравнительный, международное сравнение (страноведческий), историческая аналогия, генеалогический и другие.
2. Борисова О. Б. Состояние библиотековедения: оценка в наукометрических исследованиях //Науч. и техн. б-ки.-1996.-N 2.-С.46-56.
3. Ванеев А.Н. Об объекте библиотековедения и методической работе //Науч. и техн. б-ки.-1992.-N 1.-С.28-30.
4. Дворкина М.Я. От идеологии к философии библиотечного дела //Библиотековедение.-1994.-N2(6).-С.51-53.
5. Жадько Н.В. Статус и функции библиотековедения //Науч. и техн. б-ки.-1994.-N 3.-С.3-12.
7. Клюев В.К. Библиотековедение в академической мантии //Науч. и техн. б-ки.-1999.-N 7.-С.16-23.
8. О новой парадигме библиотековедения //Библиотековедение.-1994.- N4.-С.31-46.
9. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. – М.: Либерия – Бибинформ, 2007. – Ч.1.: Теоретические основы ББК
10. Полянов В.П. О месте библиотековедения среди родственных наук //Библиотековедение.-1998.- N 1.-С.64-71.
11. Скворцов В.В. Истоки библиотековедческой мысли в России //Сов. библиотековедение.-1994.-N 3(6).-С.113.; становление и развитие библиотековедения как науки //Библиотековедение.-1996.-N 2.-С.29-43.
12. Скворцов В.В. О методологии современного библиотековедения //Библиотековедение.- 1994.-N 1.-С.39-42.
13. Скворцов В.В. Становление и развитие библиотековедения как науки //Библиотековедение.-1996.-N2.-С.29-42.
15. Столяров Ю.Н. У нашей науки есть особые функции //Библиотека.-1998.-N 10.-С.40.
16. Столяров Ю.Н. Энциклопедическое определение библиотековедения //Библиотековедение.-1998.- N 1.-С.54-64.
17. Пытанні бібліяграфазнаўства і бібліятэказнаўства.: Міжведамасны зб. Вып. 16/ А.Л. Іванчанка. – Мн.: Універсітэцкае, 1995.
19. Черняк А.Я. О теоретических основах истории библиотечного дела //Библиотеки СССР.- 1972.-Вып. 53.-С.81-89