Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

Технология развития критического мышления. Техники и приемы

Технология развития критического мышления

Фазы. Техники и приемы

Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

3 фазы технологии РКМ

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально, в парах, в микрогруппах.

2. Стадия осмысления.

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Чтение для развития КМ; письмо для развития КМ; алгоритм создания письменного текста, денотатный граф, кластер, коллаж, фишбоун и пр.

Источник

Три фазы технологии развития критического мышления

1 ФАЗА «ВЫЗОВА».

актуализация имеющихся знаний, представлений;

• пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;

• учащиеся определяют направления в изучаемой теме;

2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ).

организация активной работы с текстом,

• удовлетворение познавательных «запросов»;

• формирование отношения к тексту;

3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИИ».

соотнесение старых и новых представлений;

• обобщение изученного материала;

• определение направлений для дальнейшего изучения темы.

Основные задачи фаз ТРКМ

Некоторые приемы технологии развития критического мышления

2.Категории информации, которыми мы намерены пользоваться A. B. C. D.3.Источники информации. 1. 2. 3. 4.

Прием “толстые и тонкие вопросы”

Данный прием может использоваться на любой фазе занятия. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. Тонкими вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. Толстые вопросы выводят студентов на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть картинку Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Картинка про Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

Таблица “ толстых ” и “ тонких ” вопросов.

Прием “синквейн”используется на стадии рефлексии,он позволяет студентам проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Синквейн обозначает ( в пер. с французского яз.) – число 5. Таким образом – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейнов:

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

4.Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.

“Кластер” является приемом графической систематизации материала. Автором данного приема является американец Гудлат.

Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Описание стадий технологии развития критического мышления в данном разделе представлен как раз с помощью кластера.

Данный прием можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. А можно начать на стадии вызова и после осмысления информации продолжить и обобщить знания с помощью кластера на стадии рефлексии.

Прием “концептуальное колесо“ является своеобразным кластером, но имеющим лишь одну центральную гроздь, и может использоваться также.

Прием “ Верите ли Вы?” известен нашим преподавателям. Он может быть использован на стадии вызова, с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Это позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении все занятие и придает ему определенную “интригу”. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Работа с использованием этого приема организуется следующим образом:

1. учитель задает вопросы, на которые учащиеся могут дать ответ: да или нет;

2. на стадии вызова обучающиеся заполняют первую строку таблицы;

номер вопросаномер вопросаномер вопросаномер вопроса
данетнетда

3. после выполнения индивидуального задания преподаватель заполняет соответствующую таблицу на доске;

4. после осмысления информации учащиеся вновь возвращаются к данной таблице и заполняют вторую строку, проверяя свои суждения;

5. можно предложить учащимся найти подтверждение своих мыслей в тексте;

6. затем ответы проверяются, их можно занести в третью строку таблицы.

Стратегия “Зигзаг”также имеет несколько модификаций.

Эта стратегия позволяет изучить и систематизировать большой по объему материал. Ее удобно применять при работе с текстами, которые “хорошо” разбиваются на смысловые отрывки. Данная стратегия используется для групповой работы, где каждый член группы становится экспертом по какому-то вопросу. Данная стратегия используется в течении всего урока на всех его фазах.

Сложность ее употребления состоит в обязательном одинаковом количестве членов каждой группы по числу отрывков текстов. А это может не всегда получится.

На стадии вызова используются разные приемы, например, целеполагание, прогноз, ставящие своей задачей заинтересовать, привлечь внимание учащихся к теме урока.

На стадии осмысления студенты делятся на группы, читают текст, не вдаваясь в его детали, и кратко его обсуждают. Студенты в группах рассчитываются по номерам. Каждому члену группы выдается свой экспертный лист, обучающиеся работают со своим отрывком, составляя опорный конспект или кластер. Затем они создают новые группы – группы экспертов, в которых объединяются “специалисты” по отдельным вопросам. Их задачей является вторичное чтение текста, отбор материала и его структурирование, и дополнение, подготовка к представлению данного фрагмента в своих рабочих группах и подготовка к презентации. При этом даже “слабые ” студенты в процессе совместного обсуждения способны объяснить в своих группах данный фрагмент.

На стадии рефлексии учащиеся возвращаются в свои родные группы и по очереди объясняют другим членам группы свой отрывок, пользуясь общей презентационной схемой. Затем проходит общая презентация, где особое внимание уделяется трудным вопросам.

Набор рефлексивных вопросов:

1. Что показалось вам сегодня трудным?

2. Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

3. Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?

4. Какие мысли прозвучавшие сегодня созвучны с вашими?

5. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

6. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

7. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

8. Были ли моменты недовольства собой?

9. Какую пользу вы извлекли из этого занятия, изученного текста?

10. Почему вы выбрали именно эти задания?

11. О чем хотелось бы поговорить поподробнее?

12. Что бы вы хотели посоветовать своему преподавателю?

13. Заметили ли вы свои успехи в ….?

Что такое “кроссворд”известно каждому. Но данный прием приобретает свою определенную специфику, если его переносят на ТРКМ. Кроссворд необходимо заполнить учащимся при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать данный прием на стадии осмысления и более целенаправленно изучать информацию.

Прием “INSERT”представляет собой особую маркировку текста при его прочтении.

N – nothing – маркирующая

E – effective – для эффективного

R – reading and – чтения и

Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий данной таблицы. Данный прием эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся: “прочитать параграф учебника”.

Игра «знаете ли вы, что… »является эффективным приемом фазы вызова, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. Данный прием предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.

Прием “понятийно-терминологическая карта” был взят из риторики и перенесен на разные предметы, преложил это впервые С.И. Заир-Бек. Данный прием эффективно используется на стадии осмысления для систематизации знаний при изучении различных дефиниций.

Работа в рамках данного приема ведется в группах. Учащимся выдается мини словарик (примерно 10 определений) с определениями тех понятий, которые должны быть усвоены. Затем учащиеся должны в течении 10 минут усвоить эти понятия в группе, выделив в них отличительные признаки.

Необходимо сформулировать определения этих понятий своими словами и записать в группе, что получилось.

Затем по кругу задаются вопросы по данным понятиям. При этом используется прием“Толстые и тонкие вопросы”, и также вопросы, направляющие ход мышления.

После этого озвучиваются те вопросы, которые были обсуждены в группе, после того, как понятия усвоены, каждая группа должна составить, используя их, связанный текст, по предложенному Ведущим жанру (например: сказка, былина, детектив и т.п.)). Текст будет оцениваться по следующим критериям:

Ø Количество использованных понятий, вошедших в понятийно-терминологическую карту;

Ø Точность в употреблении понятия;

Ø Занимательность текста и исполнительское мастерство в его демонстрации;

Составление текста должно занять не более 10-15 минут.

Прием “закончи предложение” используется на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объект, высказать свое собственное суждение и отношение.

• «Если бы я раньше знал про технологию развития критического мышления I, то. »;

• «Самым интересным для меня на занятии было. »;

• «Для преподавателя Высшей школы. ».

При ответе на этот вопрос необходимо решить проблему: как из руды сразу получить железо. Воспользуемся стратегией “ИДЕАЛ”. Джемс Бренсфорд разработал стратегию решения проблем, возникающих при анализе ситуаций.

И– Идентифицируйте проблему

Д – Доберитесь до ее сути

Е– Есть варианты решения

Л– Логические вывод

Лист ИДЕАЛ для решения проблемы

1. Какую главную проблему вы должны решить?
2. Какой важной информацией вы располагаете?
3. Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Какая информация еще необходима?
4. Каковы три главных способа решения проблемы?
5. Какой из выбранных вами способов лучший? Почему?

Приме “взаимоопрос”может использоваться на разных фазах занятия. Он направлен на то, что студенту легче отвечать своему одногруппнику, чем преподавателю, снимается зажатость и страх перед ошибкой. Работа идет в парах, и студенты спрашивают друг друга то, что требуется преподавателем, фиксируя правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со “слабыми” студентами и школьниками, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого учащегося.

2. Основы критического мышления (междисциплинарная программа): обучение чтению и письму в рамках проекта “Критическое мышление”. Пос II./Сост. Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.

3. Популяризация критического мышления: обучение чтению и письму в рамках проекта “Критическое мышление”. Пос.П./Сост. Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.

5. “Технология, которая позволяет нам стать другими”, газета “Первое сентября” от 16 января 2001 года/ А.Фонтанова.

6. “Как преподавать студентам, которые не хотят учиться?”, журнал “ALMA MATER” № 10, 1999./ Е. Генике.

7. Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя. Под общей редакцией Крыловой О.Н.- СПб.: Изд. «Аграф», 2004.- 100с.

8. “Портрет на фоне профессии”, газета “Первое сентября” от 15 мая 2001 года/ Е. Генике.

9. Загашев И.О., Заир-бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 284с.

10. Загашев И.О., Заир-бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 192с.

11. Диана Халперн «Психология критического мышления» (СПб.: «Питер», 2000).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Стадия осмысления в технологии развития критического мышления

Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть картинку Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Картинка про Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

Второй фазой модели урока, построенной в рамках технологии развития критического мышления, является осмысление учебного материала.

Умение осмысленно, осознанно воспринимать информацию — важнейшая составляющая общей культуры современного человека, залог его успешного развития и функционирования. Необходимо научиться не просто понимать, но и анализировать и систематизировать прочитанное и услышанное. Находить то, что поможет ответить на поставленный вопрос, решить какую-либо проблему. Отделять правдивую, доказуемую (аргументированную) информацию от ложной или сомнительной, нуждающейся в проверке.

Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть картинку Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Картинка про Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

Получаемые на уроке навыки работы с информацией (поиск, анализ, систематизация) не менее важны, чем её усвоение. А возможно и более. Забудутся многие математические формулы, останется логика мышления, сформированная на уроках. Сотрутся в памяти даты исторических событий, но умение видеть причинно-следственные связи между ними никуда не денется.

На фазе осмысления учащиеся осуществляют непосредственный контакт с новой для них информацией. Её может предлагать учитель, объясняя материал. Либо ученики (студенты) получают её из иных источников: читают учебники и дополнительную литературу (в том числе в Интернете), смотрят фильмы, проводят наблюдения и эксперименты, анализируют статистические данные и так далее. Собственно говоря, и эту информацию или возможности её получения тоже предлагает учитель, но за собой при этом он оставляет роль организатора работы и консультанта.

Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть картинку Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Картинка про Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

Объяснение материала учителем или самостоятельная работа учащихся — что более соответствует идеологии технологии развития критического мышления? На самом деле, способ предоставления информации не имеет существенного значения. Важно, что происходит в процессе её усвоения.

Значит, работа на уроке была организована таким образом, что способствовала развитию критического мышления.

Тем не менее, у обоих вариантов представления новой информации есть свои «плюсы» и «минусы», которые необходимо учитывать.

Достаточно часто бывает трудно предсказать результат работы на стадии вызова — какие именно вопросы и проблемы будут сформулированы учащимися. Если в предлагаемых источниках нет или недостаточно информации для их решения, учащиеся могут потерять интерес к работе. Учителю достаточно трудно по ходу урока «вынуть из рукава» какие-то новые тексты. Перестроить свой рассказ всё же проще (разумеется, мы исходим из того, что учитель — профессионал в своей предметной сфере). Одну часть сократить, если материал оказался достаточно простым, другую — наоборот, насытить дополнительной информацией.

С другой стороны, во время лекции, объяснения учитель работает со всем классом одновременно. Он не может в полной мере учитывать отличия в познавательных способностях учащихся, в скорости усвоения информации. При самостоятельной индивидуальной работе (в сочетании с парной и групповой) эта проблема решается более успешно.

Перейдём к характеристике некоторых приёмов организации урока на стадии осмысления.

Один из самых широко известных — ИНСЕРТ. Эта аббревиатура образована от английского Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking. В дословном переводе — интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Иначе этот приём можно назвать «чтение с маркировкой».

Во время чтения текста учащиеся делают пометки, которые отражают их отношение к прочитанному. Существует сложившаяся система таких пометок-маркеров:

Учитель может разработать и иной набор пометок, главное, чтобы он был понятен учащимся. Например, если в тексте необходимо выделить аргументы в поддержку какой-либо дискуссионной точки зрения и контраргументы, можно использовать маркеры «+» и «-». А также «?» для спорных утверждений и «!» для наиболее сильных аргументов или для особенно интересной информации.

Вторая часть работы в рамках приёма ИНСЕРТ заключается в систематизации маркированной информации с помощью таблицы.

Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть картинку Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Картинка про Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

Для того чтобы эта работа была выполнена достаточно быстро, у учащихся должно быть сформировано умение ведения кратких записей, составления конспекта. Далее следует поэтапное обсуждение полученных результатов — вначале в парах или мини-группах, затем фронтально.

При реализации технологии перевёрнутого класса работа с текстом может быть проведена учащимися дома, а во время урока большая часть времени будет посвящена обсуждению, прояснению затруднений и рефлексии. Стадия вызова в этом случае может быть проведена на предыдущем уроке.

Приём «Бортовой журнал» включает в себя достаточно много вариантов ведения дневниковых записей в ходе чтения или прослушивания информации. Приведём несколько примеров.

Дневник может быть двухчастный, то есть состоять из двух столбцов: «Что я знаю по этой теме» и «Новая информация». Работа с такой таблицей начинается на стадии вызова. Если записи ведутся во время рассказа учителя (лекции), то целесообразно будет проводить обсуждение результатов после каждого раздела. Это поможет, с одной стороны, более прочному усвоению материала, а с другой — смена форм деятельности поддерживает познавательную активность на достаточно высоком уровне.

Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть картинку Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Картинка про Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

Сделаем небольшое отступление в сферу психологии. Исследователи утверждают, что время концентрации внимания слушателей, а значит, и эффективного запоминания не превышает 6 минут. Затем наступает резкий спад — «провал концентрации». Нужно сделать перерыв: сменить форму подачи материала, привести какой-то яркий, неожиданный факт, устроить провокацию, пошутить или перейти от рассказа к обсуждению информации.

Лекцию, которая сопровождается ведением дневника, называют эффективной или продвинутой. Ещё более продвинутой она станет, если лектор будет учитывать психологию мышления своих слушателей.

Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть картинку Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Картинка про Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

Во многих случаях (в основном, во время чтения) полезно выделять другие части дневника: «Цитаты» (учащиеся записывают ту информацию, утверждения, которые показались им важными) и «Комментарии» (краткие заметки о причинах выделения части текста).

Дневники могут быть и трёхчастными. Например, для первого варианта можно внести дополнительную графу «Осталось непонятым».

Примером трёхчастного бортового журнала является таблица ЗХУ: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал (-а)». На стадии осмысления заполняется третья её графа.

Ещё один вариант дневника: «Вопросы», «Что думает по этому поводу автор» и «Моё мнение». Понятно, что первая графа таблицы заполняется на стадии вызова. В конце работы станет понятно, какие вопросы остались без ответа. Или, например, есть ли ситуации, когда учащиеся не согласны с мнением автора, но не имеют возможности убедительно аргументировать свою точку зрения.

В статье «Стадия вызова в технологии развития критического мышления» уже разбирался вопрос о том, каким образом строится работа на уроке, если в его начале были использованы приёмы «Да-нетка», «Ключевые слова», «Кластер».

Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть картинку Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Картинка про Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

Последний из названных приёмов весьма универсален. Его составление может осуществляться на стадии осмысления в процессе знакомства с информацией. Он может быть частью работы над бортовым журналом. Например, если ведение дневника начинается с выделения ключевых понятий темы. Тогда во второй его части учащимся нужно будет записать толкование понятий, а в третьей — нарисовать кластер (впрочем, это может быть любая графическая форма: схема, рисунок и так далее). Разумеется, такая форма бортового журнала может быть применена в тех классах (группах), где навыки подобной работы уже достаточно хорошо сформированы. Работа с кластером уместна и на третьей стадии урока — рефлексии.

Для классификации, систематизации, анализа содержания понятий очень полезно будет составление диаграммы Эйлера — Вена. Она графически показывает отношения между множествами и подмножествами. Например, круг «Млекопитающие» будет находиться внутри круга «Живые существа», а круг «Минералы» нарисуем отдельно. Он не будет пересекаться с первыми двумя.

Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть картинку Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Картинка про Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

Если же перед нами поставлена цель сопоставить понятия «республика», «федерация» и «демократический режим», то три круга должны пересекаться следующим образом.

Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть картинку Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Картинка про Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

Республика может быть как федеративной, так и унитарной, как демократической, так и с авторитарным или тоталитарным политическим режимом.

Ещё один приём графической визуализации осмысленной информации — составление условно-символьных схем. Приходится признаться в субъективном отношении: автор статьи — большой поклонник этой формы работы. Её нет в перечне классических приёмов технологии развития критического мышления, но духу ТРМК она полностью соответствует. Рисование условно-символьных схем способно вызвать живой интерес у учащихся всех возрастов: от первоклассников до взрослых, проходящих курсы повышения квалификации. При кажущейся простоте составление такой схемы требует достаточно высокого уровня анализа и обобщения информации. И кроме того, подходит как для индивидуальной, так и групповой работы.

Суть этого приёма заключается в следующем. Некую информацию или проблему необходимо представить графически, используя различные рисунки и символы: стрелки и соединяющие линии, условные знаки. Слова же могут использоваться в качестве названий, реплик персонажей, но поясняющего развёрнутого текста на схеме не должно быть. Например, таким образом можно изобразить одну из демографических проблем страны, её причины и возможные последствия.

Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть картинку Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Картинка про Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

В идеале условно-символьная схема не должна требовать каких-либо пояснений. При презентации свой вариант её толкования можно попросить дать зрителям. Ну, а автор (или авторы) внесут при необходимости свои поправки. В практике встречаются и такие варианты, когда авторы схемы после выступления толкователей заявляли: «Вообще-то мы имели в виду другое, но такое объяснение гораздо круче!»

Умение найти в тексте (прослушанной лекции или просмотренном видео) ответ на поставленные вопросы, аргументы в защиту или опровержение какого-либо утверждения — важный показатель развитости критического мышления. Но не менее важно уметь грамотно вопросы задавать.

Современные компьютеры значительно превосходят человека (по крайней мере, большинство из людей) по способности искать, хранить, обрабатывать, систематизировать информацию. Но для того, чтобы всё это так замечательно делать, они должны получить задачу. Кто-то должен сформулировать вопрос, который запустит поиск и анализ. Пока это может сделать только человек. Чтобы следующие поколения не потеряли своих преимуществ перед мыслящими машинами, научим молодёжь задавать вопросы.

Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть картинку Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Картинка про Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

Можно предложить учащимся составить после знакомства в информацией «тонкие» и «толстые» вопросы. Это может быть индивидуальная, парная, групповая работа или их сочетание. «Тонкими» называют вопросы, для ответа на которые требуются фактические знания: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Правда ли, что. ». «Толстые» — связаны с умением объяснять и предсказывать: «Почему?», «В чём различие?», «Что будет, если. ».

Вопросов должно быть столько, чтобы, отвечая на них, можно было бы полностью раскрыть изучаемую тему.

Задачу можно конкретизировать, используя так называемую «ромашку Блума». Бенджамин Блум — американский психолог методов обучения, педагог. Для осмысления полученной информации он предложил следующие шесть типов вопросов:

Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Смотреть картинку Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Картинка про Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления. Фото Что не является самостоятельной фазой реализации технологии развития критического мышления

Вообще, форм работы с вопросами к тексту достаточно много, для их рассмотрения необходима отдельная статья.

Мы рассмотрели лишь некоторые приёмы, которые можно использовать на стадии осмысления. За рамками статьи остались «Зигзаг» («Мозаика»), «Фишбоун», «Таск-анализ», «Стратегия РАФТ», «Шесть шляп мышления», «Перекрёстная дискуссия» и многое другое.

Учителю есть из чего выбирать, учитывая собственные предпочтения, специфику предмета, особенности класса (группы). Можно сконструировать собственные приёмы, исходя из идеологии ТРКМ. Только творческий учитель может побудить к творчеству своих учеников.

Желаем вам успехов! Как всегда, ждём ваших откликов и предложений!

Уважаемые коллеги! В комментариях к предыдущим статьям о технологии развития критического мышления многие спрашивали о разработках уроков в рамках ТРКМ по конкретным предметам. Познакомьтесь с теми материалами, которые уже прислали пользователи нашего сайта. В строке поиска введите задачу, например «технология развития критического мышления математика». Возможно, вы найдёте то, что поможет вам в работе.

Дополнительные материалы к статье:

Презентация для публичного выступления.

Если вы планируете выступить по этой теме на методическом объединении, воспользуйтесь для наглядности презентацией «Стадия осмысления в технологии развития критического мышления».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *