Что не является признаком общества интегративность
Признаки общества
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные признаки общества
Социологи выделяют четыре признака любого общества:
Многие социологи по-прежнему считают социум как способ реализации социальной жизни, локализованной на конкретной территории. При этом национальные границы, появившиеся в результате многочисленных военных конфликтов, являются искусственными, однако не мешает быть реальным фактором для сдерживания общественных взаимодействий. На уровне обыденного, мы воспринимаем различные общества как разделенные по территориальному признаку (китайское, немецкое, японское).
Третий признак общества – его автономность, самостоятельность. Данное условие достигается высоким уровнем саморегуляции, что обеспечивает поддержку и воспроизводство всей системы отношений. Общество регулируется только теми институтами, которые возникли внутри него самого. Благодаря саморегуляции достигается самостоятельность социума независимо от его масштаба.
Четвертый признак – интегративность. Это проявляется, в подчинении каждого нового поколения, единому стандарту жизни, побуждению воспроизводить и поддерживать общественную структуру и сформировавшиеся традиции. Человек связан с обществом нитями языка, культуры, традициями. Также общество выработало внутренние механизмы для поддержания имеющихся структур. Механизмы социальной интеграции крайне сложны, но благодаря именно им, происходит постоянное подчинение новых членов общества своей логике, сформированным общественным институтам, общностям, организациям, их ориентация на принятый социальный устой и порядок. Человек либо группа должны принять для себя все порядки и законы данного общества.
Готовые работы на аналогичную тему
Общество как структура социальной жизни
Данные механизмы дают возможность ему поддерживать свое единство и целостность, порядок отношений между различными институтами и группами, интегрировать новые социальные образования и подчинять их своей логике. Побуждать людей, живущих на данной территории, воспроизводить в своих личных действиях единую цель многообразных общественных взаимоотношений и взаимодействий. Выделяя главные признаки социума, мы лишь подчеркиваем всю специфику этого сложного общественного образования.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 20 10 2021
Признаки общества
Признаки общества — это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, институтов, общностей, культуры).
Первый признак общества — территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Многие общности нашли свою эко-
логическую нишу для удовлетворения своих витальных потребностей, что придало жизнедеятельности индивидов неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом. С появлением государственных границ возникли дополнительные факторы, влияющие на локализацию социальных взаимодействий на определенных территориях.
В современных условиях с развитием средств коммуникации социальные связи все активнее выходят за пределы территориально-государственных образований. Туризм, деловое сотрудничество, международные контакты начинают постепенно размывать очаговый характер социальных взаимодействий. Глобализация социальных связей позволяет, например, Н. Луману говорить об одном едином обществе, основу которого составляют коммуникативные процессы. «Понятие территориальных границ. становится излишним, и тем самым излишне предположение о многообразии региональных обществ»*.
Однако большинство социологов по-прежнему считают возможным рассматривать общество как способ организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. При этом признается, что хотя современные национально-государственные границы, возникшие в результате конфликтов или компромиссов, во многом являются искусственными, эта искусственность не мешает границам быть реальным сдерживающим фактором развития социальных взаимодействий. И даже на уровне обыденного сознания мы воспринимаем общества именно как разделенные по территориально-государственным границам (китайское, французское, российское и другие общества), имея в виду конкретные виды социальных образований, сложившихся в определенном месте нашей планеты.
Второй признак общества— универсальность, т.е. его всеобъемлющий, разносторонний характер. Общество включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и общности, сложившиеся в рамках определенного территориального пространства.
Благодаря своей универсальности общество может создать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставить последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде; только в обществе он может приобрести необходимые навыки,
* Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии//ТНЕ315. ■ Т. 1, вып.1, с. 59.
* Луман Н. Понятие общества/Проблемы теоретической социологии. — СПб., 1994, с. 33.
познакомиться с достижениями культуры, науки; только общество может предоставить ему возможность сделать головокружительную карьеру. Иными словами, общество обладает той универсальностью, которая позволяет индивиду выполнить свое основное предназначение — дать людям такие формы организации жизни, которые облегчат им достижение личных целей.
Третий признак общества — автономность, способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого социального института, общности, организации в отдельности. Однако только в обществе складываются механизмы контроля и регуляции всей совокупности социальных связей. Это находит свое отражение в создании особых институтов, обеспечивающих координацию разнородных социальных образований, таких, как мораль, право, государство, а также комплексных систем ценностной легитимации социального порядка — религиозных верований и идеологических доктрин. А главное, общество регулируется и управляется исключительно теми институтами и организациями и на основании тех норм и ценностей, которые возникают, создаются внутри него самого. Благодаря саморегуляции обеспечивается самостоятельность общества независимо от его размера.
Четвертый признак общества — интегративность, которая проявляется, с одной стороны, в том, что ему удается подчинять себе каждое новое поколение, включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях его сложнейшую структуру. Люди, связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры, происхождения, сами тяготеют к нему, ибо оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает неповторимую атмосферу духовного единства.
С другой стороны, общество обладает внутренними механизмами не только поддержания ранее сложившихся структур, но и включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в практической деятельности. Механизмы социальной интеграции необычайно сложны, но именно благодаря им происходят постоянное подчинение единой логике вновь возникающих институтов, общностей, организаций, их ориентация на сложившийся социальный порядок.
Итак,общество — это особый, необычайно сложный вид организации социальной жизни. Оно включает в себя все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных
‘ границ. Общество обладает такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему поддерживать свою целостность, упорядочивать отношения между институтами и общностями, интегрировать социальные новообразования и подчинять своей логике поведение основной массы населения, побуждая людей, живущих на соответствующей территории, воспроизводить в своих действия единую ткань многообразных социальных взаимодействий.
Выделяя основные признаки общества, мы только подчеркиваем специфику этого сложного социального образования. Определим основные принципы его организации.
Понятие общества. Общество – это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми
Тема 3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА.
Общество – это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми. Оно, как и любое реально существующее явление, обладает рядом признаков, отличающих его от всех других социальных образований.
Первый признак общества – территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Многие общности нашли свою экологическую нишу для удовлетворения своих жизненных потребностей. С появлением государственных границ возникли дополнительные факторы, влияющие на локализацию социальных взаимодействий на определенных территориях. Даже на уровне обыденного сознания мы воспринимаем общества именно как разделенные по территориально-государственным границам (французское, китайское, российское и др. общества).
Второй признак-универсальность. Общество включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и общности, сложившиеся в рамках определенного территориального пространства. Благодаря своей универсальности общество может создать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе человек может заниматься своей узкопрофессиональной деятельностью, зная что он всегда может удовлетворить свои разнообразные потребности. Т.е. общество обладает той универсальностью, которая позволяет индивиду выполнить свое основное предназначение – дать людям такие формы организации жизни, которые облегчат им достижение личных целей.
Третий признак общества – автономность, способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Только в обществе складываются механизмы контроля и регуляции всей совокупности социальных связей. Это находит свое отражение в создании особых институтов, обеспечивающих координацию разнообразных социальных образований, таких как, мораль, право, государство, и т.д. Благодаря саморегуляции, обеспечивается самостоятельность общества независимо от его размеров.
Итак, общество – это особый, необычайно сложный вид организации социальной жизни. Оно включает в себя все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ. Общество обладает такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему поддерживать свою целостность, упорядочивать отношения между институтами и общностями, интегрировать социальные новообразования и подчинять своей логике поведение основной массы населения, побуждая людей, живущих на соответствующей территории, воспроизводить в свои действия единую ткань многообразных социальных взаимодействий.
В любом обществе неизбежно происходит стандартизация определенных видов взаимодействий, что выражается в появлении статусно – ролевых стандартов поведения. Роли существуют не сами по себе, они всегда связаны с соответствующим статусом. Каждый человек занимает в социальной системе несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным.
Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.
Любое общество можно представить в виде множества статусо-ролевых позиций, причем, чем их больше, тем сложнее общество. Однако статусно-ролевые позиции не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Организованность и упорядоченность обеспечиваются благодаря более сложным структурным образованиям – социальным институтам, общностям, организациям, которые связывают статусно-ролевые позиции между собой, обеспечивают их воспроизводство, создают гарантии их устойчивости.
В процессе самовопроизводства общество проходит несколько фаз.
Фаза нарушения равновесия – это появление рассогласований, сбоев в работе общества – системы: увеличение числа случаев, несоответствия поведения ролевым предписаниям, снижение эффективности санкций, нарушение нормативного порядка. Рассогласование функциональных внутренних связей чревато серьезными последствиями для системы, поэтому она должна активизироваться с целью подавить дисфункциональные явления и тем самым обрести равновесие.
Фаза нового динамического равновесия – это восстановленное, относительно устойчивое состояние системы. Отличие его от предыдущего динамического равновесия может варьировать от практически незаметного до радикального.
Главным возмутителем спокойствия системы является человек, способный своими действиями разрушать сложившиеся институциональные связи, делать неэффективным нормативный порядок. В силу этого основной проблемой функционирование общества-системы является подчинение своей логике действий человека.
Для решения этой задачи используются механизмы социализации. Именно в ходе социализации индивиды учатся исполнять предписываемые обществом роли, узнают о значимых культурных образцах поведения, вырабатывают ценностные ориентации, что обеспечивает постоянное воспроизводство сложившихся социальных связей.
Общество-система в целях поддержания своего динамического равновесия стремится направить поведение индивидов в рамки статусно-ролевых отношений. Однако в реальной жизни всегда есть девианты, то есть, люди, действующие не по правилам системы. При определенных обстоятельствах (возникновение новых ценностей, нарастание неудовлетворенности в обстановке экономического кризиса и т.п.) девиация может обрести угрожающие масштабы и перерасти в более сложную форму – аномию общества. Аномия общества в свою очередь приводит к утрате обществом способности воспроизводить себя, т.е. к разрушению системы.
Второй фактор, способствующий развитию аномии,- делегитимация, т.е., размывание исходных ценностных основ нормативного порядка. Широкие массы утрачивают доверие к ранее сложившейся системе ценностей. Критический настрой многих людей в отношении тех идеалов, представлений, убеждений, которые недавно казались им важными, жизненно необходимыми, является важным признаком делегитимации.
Важной составляющей процесса размывания социетального уровня общества-системы является делегитимация политической власти. Утрата доверия масс к государственным органам, недовольство руководством страны резко сужают возможности правового регулирования обществом. Отношения власти начинают держаться исключительно на принуждении, насилии, что не может долго продолжаться.
Итак, аномия – это рассогласованность между нормативно-функциональными требованиями системы и реальным поведением индивидов, ведущая к отчуждению индивидов от общества. Общество оказывается не в состоянии направить поведение индивидов в ранее привычные институциональные рамки, а люди, лишенные ценностно-нормативной ориентации, находятся в состоянии либо крайнего возбуждения, либо глубокой депрессии, действуют на свой страх и риск, руководствуются сиюминутными интересами и тем самым перестают воссоздавать структурные элементы общества-системы.
Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, правовой регуляции своего поведения, мотивация становится утилитарной, на уровне удовлетворения физиологических потребностей. Общество начинает распадаться, так как не воспроизводятся некогда устойчивые социальные связи и отношения, и чем глубже аномические процессы, тем труднее добиться восстановления равновесного состояния системы.
Четвертый признак общества – интегративность
Второй признак общества – универсальность
Первый признак общества – территория
Признаки общества
Третий признак общества – автономность,
В более узком смысле «общество» есть большая социальная группа, где основными элементами являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями, которая постоянно базирующаяся на определенной территории, имеющая собственную культуру и органы управления, и обеспечивающая собственное демографическое воспроизводство.
«Общество» можно рассматривать с разных сторон:
как исторический этап, определенную форму социального развития (первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество),
как конкретное общество в рамках одной страны (французское общество, российское общество),
как круг людей, объединившихся по сословной принадлежности (дворянское общество, купеческое общество),
или как группу людей, объединившихся по каким-либо интересам (потребительское общество, благотворительное, спортивное общество и т.д.).
Подходы к познанию общества менялись от одной эпохи к другой. Претерпевало изменения и само понятие человеческого общества.
Уделяли внимание обществу и античные мыслители, такие как Платон и Аристотель, отождествляющие общество с государством. В их концепциях было заложено много гениальных мыслей и идей, которые получили дальнейшее развитие в творчестве других выдающихся социальных мыслителей. Никколо Макиавелли, Томас Мор и Томмазо Кампанелла, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, изучающие развитие общества постепенно подвели к уточнению и наполнению понятия «общество».
Возникновение социологии как науки об обществе изменило познавательные методы изучения общества и потребовало уточнения этого понятия. Представители различных школ и направлений предлагали свои определения.
А. де Сен-Симон считал, что общество – это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой.
Основатель социологии О. Конт рассматривал его как функциональную систему, основанную на разделении труда, которая включает в себя государство, классы и семью.
Г. Спенсер проводил аналогию между биологическим и социальным организмом. Указывая на то, что общество – это живой организм, который в течение жизни растет, увеличивается в объеме и усложняется в процессе развития. Кроме того, общество, так же как и биологический организм, является функциональным единством многочисленных элементов (органов), каждый из которых выполняет свои важные функции. Это послужило началом системного подхода к обществу.
По мнению Э. Дюркгейма, общество – это реальность особого рода, мало зависимая от личной инициативы и взаимодействия индивидов и обладающая по отношению к ним принудительной силой. Это надындивидуальная духовная реальность, образованная из «социальных фактов» и основанная на коллективных представлениях.
Еще одна «классическая» точка зрения принадлежит М. Веберу. Согласно его точке зрения, общество – идеальный тип, означающий взаимодействие людей.
К. Маркс давал следующее определение обществу. Он говорил, что общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
П. Сорокин: «Общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т.д.), но предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия. То есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь». В другой, более поздней работе, написанной уже в американский период жизни, П. Сорокин отмечает, что общество есть «совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами».
Т. Парсонс: общество – это такой тип социальной системы, который обладает самостоятельностью относительно своей среды. Это совокупность взаимосвязанных социальных систем, каждая из которых образуется на основе взаимодействий между индивидами.
В данном случае самодостаточность может быть интерпретирована и понята как самообеспеченность общества, т.е. стабильность отношений, взаимообмен с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования. Будучи структурным функционалистом, он различал в обществе четыре структуры, или подсистемы:
Ø экономика – подсистема, которая в обществе выполняет функцию адаптации к внешней среде через труд, производство и распределение;
Ø политика (или политическая система) выполняет функцию целедостижения путем преследования общественных целей и мобилизации для этого агентов и ресурсов.
Ø система подчинения (например, в школах, семье) выполняет латентную функцию, передавая агентам культурные образцы (нормы и ценности) и разрешая их усвоение.
Ø наконец, функцию интеграции выполняет социетальное сообщество (например, закон), координирующую различные элементы общества.
Применяя методологическую концепцию Т. Парсонса к анализу общества как системы, можно говорить о том, что главным условием самосохранения этой системы является обязательное выполнение ею нескольких функций.
Общество должно уметь адаптироваться к окружающей среде, реагировать на ее изменения. Однако приспособление не должно быть пассивным, поскольку для общества это может быть равносильно гибели, так как в этом случае оно утрачивает свою качественную определенность. Кроме того, приспособление должно осуществляться на основе обратной связи, т.е. система должна обладать способностью мобилизовать внутренние ресурсы и самостоятельно воздействовать на окружающую среду. Для этого система должна выполнять вторую функцию – целедостижение, которая как бы уравновешивает функцию адаптации и заключается не в способности индивидов рационально формулировать определенные цели и задачи, а в наличии у любой системы объективной способности поддерживать свою целостность, влияя на свое окружение. Третья функция – поддержание образца, т.е. способность системы воспроизводить свои элементы, сохранять внутреннюю структуру. Если в системе отсутствуют механизмы, обеспечивающие это воспроизводство, она неизбежно утратит свою индивидуальность и может переродиться в новое социальное образование. Если в обществе не будут функционировать механизмы, позволяющие постоянно воспроизводить в действиях людей институализированные отношения и солидарные связи, оно перестанет существовать. Четвертая функция – интеграция, т.е. способность системы интегрировать новообразования, неизбежно возникающие по мере ее развития, подчинять их своей логике; в противном случае могу нарушиться равновесие системы, разорваться ранее сложившиеся связи и отношения.
Так, например, по Т. Парсонсу, функциональная нагрузка экономических институтов – адаптация; политических институтов – целедостижение; институтов образования, семьи – поддержание образца и т.д. Следовательно, элементы общества-системы должны быть не случайным нагромождением, а нести «полезную» нагрузку, т.е. выполнять любую из перечисленных функций.
При определении окружающей среды, Т. Парсонс указывал следующие ее составляющие:
Ø человек в двух своих ипостасях: как физиологическое существо (или «поведенческий организм») и как система личности;
Ø природа, а также вся совокупность реальных материальных объектов, созданных руками человека;
Ø социальные системы, не контролируемые данным обществом;
Ø ценности, социокультурные образцы поведения, выработанные и вырабатываемые в ходе взаимодействий народов, принадлежащих к разным обществам, но имеющих общую историческую судьбу, и обычно обозначаемых как цивилизации.
Таким образом, социальные системы являются открытыми, так как постоянно взаимодействуют с внешним окружением.
Первый уровень– базовый, статусно-ролевой. Стандартизация определенных видов взаимодействия, неизбежно происходящая в обществе, вырабатывает статусно-ролевые стандарты определенных видов взаимодействия. Те из них, которые носят устойчивый, нормативно-фиксируемый и воспроизводимый характер, составляют базовый первичный уровень общества. Общество можно представить в виде множества статусно-ролевых позиций. Чем общество развитее, тем таких позиций, сложно организованных, соединенных между собой бесчисленными нитями, больше.
Второй уровень общества – иституциональный, регулирующий групповые или специализированные виды взаимодействий. Для каждого общества это конкретный набор социальных институтов и общностей. Развиваясь, общество создает новые институты, насыщая их сформировавшимися на протяжении веков представлениями о ценностных образцах и нормативных предпочтениях. Таким образом, старое удерживается в новых социальных образованиях. Кодифицирует, контролирует и развивает институциональные отношения в обществе государство. Государство – это центр общественной системы. Никогда полностью не совпадая с обществом, оно контролирует процесс воспроизводства определенных институтов, фиксирует их функциональное назначение, определяет зоны действия, формирует и контролирует единое правовое пространство. Следует отметить, что в одних случаях государство контролирует только часть общественных отношений, в других – почти все. От того, какова роль государства, куда сдвинут этот центр власти, зависит суть общественной системы.
Третий уровень – социетальный, обеспечивающий воспроизводство связей, значимых для общества в целом. Его воздействие отличается универсальностью и интегративностью, удерживает институциональные образования в едином комплексе, не позволяет распасться обществу как целостности. Общие культурные образцы связывают многочисленные институциональные и солидарные объединения. Культура помогает человеку сформировать целостный взгляд на окружающий его социальный мир, соединить в своем миропонимании различные социальные институты, задает ценностные образцы поведения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет