Что не является примером минимальных социальных стандартов

Что не является примером минимальных социальных стандартов

О минимальных государственных социальных стандартах

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и общий порядок разработки, утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

Статья 2. Задачи утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов

Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются и применяются для решения следующих задач:

— реализация основных социальных гарантий и прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

— упорядочивание и совершенствование межбюджетных отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 3. Законодательство о минимальных государственных социальных стандартах

Законодательство о минимальных государственных социальных стандартах состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Статья 4. Перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, а также минимальных социальных и финансовых норм

1. Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются в следующих сферах:

— социальное обслуживание населения;

Минимальные государственные социальные стандарты применяются при оказании юридической помощи гражданам.

2. В вышеуказанных сферах утверждаются перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, а также минимальных социальных и финансовых норм.

а) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере образования утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных образовательных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для получения дошкольного, основного общего, начального и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также для получения на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

б) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере здравоохранения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных медицинских услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для оказания медицинской помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере социального обслуживания населения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для их социального обслуживания, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

г) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере культуры утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для обеспечения библиотечного обслуживания населения;

д) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в жилищно-коммунальной сфере утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг, необходимых для предоставления малоимущим и иным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатного жилья;

и) в качестве минимальных государственных социальных стандартов при оказании юридической помощи населению утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида юридических услуг гражданам Российской Федерации, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

Статья 5. Порядок установления минимальных государственных социальных стандартов

1. В Российской Федерации утверждаются и применяются единые минимальные государственные социальные стандарты, а также минимальные социальные и финансовые нормы.

2. В сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона перечни и виды основных минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральными законами.

Перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, кроме указанных в абзаце 1 пункта 2 настоящей статьи, а также перечни и виды минимальных социальных и финансовых норм разрабатываются соответствующими министерствами и ведомствами, иными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации и утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. Минимальные государственные социальные стандарты в натуральном выражении устанавливаются сроком на 4 года.

Минимальные государственные социальные стандарты в денежном выражении, устанавливаются сроком на 1 год и не могут изменяться в течение финансового года.

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать минимальные социальные и финансовые нормы за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 6. Применение минимальных государственных социальных стандартов на территории Российской Федерации

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах полномочий, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления обязаны обеспечивать применение минимальных государственных социальных стандартов за счет средств соответствующих бюджетов.

Минимальные государственные социальные стандарты используются для определения объемов финансирования отраслей социальной сферы, перечисленных в пункте 1 статьи 4 на очередной финансовый год из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Государственные и муниципальные предприятия и учреждения используют минимальные государственные социальные стандарты при предоставлении бесплатных социальных услуг населению.

Статья 7. Использование минимальных государственных социальных стандартов при формировании и исполнении бюджетов

1. Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации формируются и исполняются с учетом расходов, необходимых для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.

2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации закрепляют за бюджетами субъектов Российской Федерации собственные доходы либо передают им в порядке бюджетного регулирования другие источники доходов, необходимые для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации закрепляют за местными бюджетами собственные доходы либо передают им в порядке бюджетного регулирования другие источники доходов необходимые для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.

3. Финансовая помощь из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджетам других уровней, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты.

Статья 8. Ответственность за несоблюдение и (или) неисполнение минимальных государственных социальных стандартов, минимальных социальных и финансовых норм

За несоблюдение и неисполнение минимальных государственных социальных стандартов, минимальных социальных и финансовых норм органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, организации, а также их руководители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.В.Путин

Источник

Минимальные социальные стандарты

минимальный уровень оплаты труда;

минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат;

нормативная обеспеченность жилой площадью;

предельная доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;

образовательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным;

перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.

Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиций современных представлений об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный» уровень социальных благ, гарантированный каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.

норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы;

нормы наполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях;

нормы суточного потребления воды на одного жителя;

нормы обеспечения населения отдельными социальными услугами;

нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.

Осознание этого факта побудило государство к разумному пересмотру своих социальных обязательств, приведению их в соответствие с реальными возможностями бюджета. Было произведено разграничение минимальных социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные, в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти. При этом за федеральным уровнем сохранились наиболее важные минимальные социальные стандарты. Значительное количество фактически нереализуемых социальных льгот было отменено, другая часть была «монетизирована», т.е. трудно учитываемые «натуральные» льготы были преобразованы в денежные компенсации. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечивать финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами. Федеральный закон 2003 года определил право органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты и нормативы предоставления бюджетных услуг по вопросам местного значения. Подробнее об этом будет рассказано в главе 6.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии социальных прав человека

Что не является примером минимальных социальных стандартов

Дата публикации: 12.10.2017 2017-10-12

Статья просмотрена: 15034 раза

Библиографическое описание:

Алёшина, И. В. Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии социальных прав человека / И. В. Алёшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 99-103. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45899/ (дата обращения: 19.12.2021).

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Также, в Конституции Российской Федерации, закреплено множество социальных прав (ст. 35–44 Конституции РФ).

Таким образом, провозгласив в Конституции РФ социальные права человека, государство взяло на себя обязательство по их реализации.

Гарантиями социальных прав являются социальные стандарты жизнедеятельности.

Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты. [10. с. 37].

Именно социальные стандарты переводят абстрактные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», провозглашенные в Конституции РФ в качестве целей общественного развития, на понятный для всех язык цифр и конкретных экономических показателей. К социальным стандартам относят: прожиточный минимум отдельных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий; минимальный размер ряда социальных пособий; нормы обеспечения бесплатным образованием и медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и др. лиц; нормативы обеспечения жильем и его доступность; форма типового контракта для молодежи и профессионалов. К сожалению, установленные на сегодняшний день в РФ социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни «достойную жизнь», ни «свободное развитие человека». [9. с. 2].

Определимся с понятием социальные стандарты, а также с их юридическим значением. В настоящее время единого понятия социальных стандартов нет. Также следует отметить, что и взгляды на их целевое назначение также разнообразны.

Итак, социальный стандарт — это уровень гарантий предоставления общедоступных, бесплатных и льготируемых социальных услуг, пособий, и выплат, выражаемый в нормах и нормативах и обеспечиваемый за счет финансирования из консолидированного бюджета (федерального и других уровней бюджетов). [7. с. 528].

Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя, т. е. они отражают важнейшие потребности различных социально — демографических групп населения в жизненных благах и услугах.

Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в следующих областях:

2) пенсионного обеспечения;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

В сфере жилищно-коммунального обслуживания органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.

В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками. В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности услуг для населения в соответствии с Конституцией РФ гражданам страны гарантируется бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

В сфере образования Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении.

В области культуры — развитие сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры и т. д.

Охрана труда и окружающей среды предполагает улучшение условий труда и производственной среды, то есть содействие созданию условий, максимально отвечающих физическим и профессиональным возможностям трудящихся, условий безопасности и здоровой производственной среды. [10. с. 37].

Социальный стандарт — пропорция между составными частями объекта стандартизации, выражающая уровень требований к показателям качества жизни населения и установленная нормативно — правовыми актами. [14. с. 156].

Социальные стандарты — это устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных конституцией социальных прав граждан, и порядок предоставления этих прав. [6. с. 18].

Совершенно другое определение социальных стандартов устанавливают эксперты в области муниципального управления и финансов. «Государственные минимальные социальные стандарты — это устанавливаемые и регламентируемые государством качественные и количественные характеристики важнейших социальных потребностей человека на минимально необходимом уровне, доступность которых гарантируется государством их бесплатностью или доступностью платы за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов, страховых фондов и иных средств или минимальные государственные стандарты — это «установленные законодательством РФ минимально необходимые гарантии социальной защиты, обеспечивающие удовлетворение важнейших потребностей человека». [6. с. 18]

Таким образом, социальные стандарты выступают и как гарантии социальных прав, и как нормы и нормативы, закрепляющие минимальный уровень социальной защиты, и как безвозмездные социальные услуги, а также как мерило человеческих потребностей.

Рассмотрим мнения ученых относительно значения социальных стандартов для социальной политики социального государства.

Значение социальных стандартов для социальной политики государства достаточно велико. Опираясь на установленные законодательно социальные стандарты в области уровня жизни населения, государство, в лице федеральных и региональных органов управления, разрабатывает систему мер социальной защиты населения, принимает необходимые законодательные решения, регулирующие право на получение социальной помощи в виде пособий, дотаций, льгот и компенсационных выплат. Государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются, во — первых, с целью реализации социальной политики государства, направленной на удовлетворение важнейших потребностей населения в основных материальных благах и социальных услугах; во-вторых, для обеспечения единого социального пространства на территории страны и относительного выравнивания жизни на территории ее субъектов. [10. с. 38].

Построение системы государственных социальных стандартов является важнейшим направлением улучшения управления социальными процессами, преодоления негативных явлений в социальной сфере. Нормы предоставления услуг в количественном и стоимостном выражении позволяют более полно обеспечивать потребности человека, укреплять единое социальное пространство, концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях социальной политики, объективно оценивать уровень социального развития в территориальном разрезе. [8. с.8].

Социальные стандарты являются средством обеспечения реализации социальных и экономических прав граждан, а также реализации конституционного права на достойную жизнь. Социальные стандарты являются частью социальной политики государства и частью системы реализации социальных прав граждан. Они должны выражать согласованные интересы и возможности личности, общества и государства. Основа социальных стандартов заключается в совокупности социально — экономических и правовых средств, которые призваны обеспечить условия жизнедеятельности человека, реализацию его интересов, взаимоотношений, функционирование и развитие общественной системы в целом. Их специфика заключается в том, что они могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, и соответственно источниками их финансирования могут являться федеральный бюджет, бюджетная система субъекта РФ и внебюджетные фонды. Социальные стандарты направлены на поддержание оптимального соотношения общественных и индивидуальных потребностей. В свою очередь реализация таких стандартов предполагает обеспечение минимально приемлемого уровня удовлетворения потребностей в жилье, здравоохранении, образовании. Этому прежде всего должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения. [12 с. 61].

Таким образом, социальные стандарты имеют огромное значение, цель которых обеспечить достойное существование (удовлетворить все потребности) человека. Так ли это?

Проанализируем два наиболее важных элемента системы социальных стандартов, а именно прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда.

Главным элементом системы минимальных социальных стандартов является прожиточный минимум, который определяет минимальный уровень потребления важнейших товаров и услуг, необходимых для жизнеобеспечения человека.

Сфера использования прожиточного минимума весьма широка — это и элемент системы минимальных социальных гарантий, и основа для определения порога бедности, и база для расчетов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий. [10. с. 38].

Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные налоги и сборы. Такое определение дано в Федеральном законе № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», являющемся основным документом, регламентирующим величину прожиточного минимума.

Ключевое значение приобретает понятие «потребительская корзина», представляющая собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Такой подход соответствует Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», предусматривающей, что при расчетах прожиточного минимума учитываются основные потребности семей (расходы на продукты питания с учетом их калорийности, жилище, одежду, медицинское обслуживание и образование).

Прожиточный минимум — довольно динамичная социально — экономическая категория, изменяющаяся вместе с общественным развитием, в том числе под влиянием цен и инфляции. Его уровень зависит от набора потребительских благ и услуг, принимаемого за минимум материальной обеспеченности и рассчитываемого в реальных ценах. На размер и динамику прожиточного минимума влияют различные факторы территориального характера, в частности потребительские цены на региональных рынках товаров и услуг, способные придать особую остроту противоречиям между уровнем социальных гарантий и стоимостью прожиточного минимума. На его величине и структуре сказываются также различия в материальных и культурных потребностях, экономическом развитии территорий, особенности природно-климатического характера, с учетом которых в России осуществлена дифференциация данного норматива по 16 природно-климатическим зонам. [11. с. 29].

Содержание минимальной потребительской корзины в перерасчете на денежный эквивалент есть прожиточный минимум — минимальная сумма денежного дохода гражданина. Предполагается, что гражданин, используя указанную сумму дохода, обеспечивает себе минимальный уровень жизни, который отражает допустимую границу физического существования человека. Если получаемые доходы гражданина ниже этой границы, то гражданин признается бедным и имеет право на государственную помощь. [13. с. 11].

Прожиточный минимум устанавливается Правительством РФ, при этом для расчета его размера используются данные Росстата об уровне потребительских цен. Величина прожиточного минимума отдельно рассчитывается как по каждой из 3 категорий граждан: трудоспособного населения, пенсионеров и детей, так и по каждому субъекту РФ. Данный показатель используется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Еще одним из важных социальных стандартов является минимальный размер оплаты труда (МРОТ). МРОТ считается утвержденный правительством минимум, который должен получать работник за выполненную работу. Данная величина устанавливается государством для всех регионов (впрочем, в каждом регионе существует возможность увеличить данную величину, но не уменьшить — ст. 133.1 ТК РФ). Зарплата работника не может быть ниже установленного предела (установленного на федеральном уровне, или, если в субъекте федерации установлен повышенный МРОТ — данной величины) — таким образом, МРОТ, в некоторой мере является гарантией прав работников.

Также согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. К сожалению, в реальности данная норма не работает. В России МРОТ с 1 июля 2016 года составляет 7500 рублей, а прожиточный минимум для трудоспособного населения 10722 рубля.

Так в своей статье Коновалова Л. К. отмечает, что ТК РФ (ст. 133) предполагает установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, однако, фактически первый из указанных показателей отстает от второго в течение всего последнего десятилетия. Можно ли считать данное несоответствие нарушением трудового законодательства? Однозначно ученые и общественность так и не могут до сих пор дать ответ на этот вопрос, при этом неоднозначность обусловлена уточнением, что доведение МРОТ до уровня прожиточного минимума, согласно ст. 421 ТК РФ, будет проводиться поэтапно.

Таким образом, минимальный размер оплаты труда, меньше прожиточного минимума. В планах довести его до уровня 1 к 1 только в 2020 году.

Подводя итог, следует отметить, что до сих пор многие вопросы, связанные с прожиточным минимумом, остаются неразрешенными. В первую очередь, это касается состава российской потребительской корзины. В настоящее время состав и стоимость корзины, установленной государством, в разы отличается от реальной. Что в свою очередь, ведет к сознательному занижению прожиточного минимума. По мнению экспертов, это занижение составляет более чем трехкратную величину. Данное утверждение подтверждается таким показателем, как минимальный потребительский бюджет, который отражает реальную сумму, минимально необходимую для жизнедеятельности человека, и в России он более чем в два с половиной раза превышает прожиточный минимум.

Остается также нерешенный вопрос соотношения прожиточного минимума и МРОТ. Необходимо:

– овести МРОТ до прожиточного минимума и сохранить это равновесие;

– изменить состав потребительской корзины, т. к. она не соответствует реальному потреблению россиян. Большая часть осуществляемых расходов приходится на продукты питания, но помимо этого есть и иные не менее значимые расходы необходимые для нормального существования человека.

Так как остальные многие социальные стандарты находятся в прямой зависимости от размера прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, то становится ясным, что и все иные социальные стандарты, рассчитанные в денежном и натуральном выражении, не соответствуют действительности и ничтожно малы.

Также как было отмечено выше, минимальные социальные стандарты должны предусматривать: норму жилья по России — в размерах, обеспечивающих достойное проживание человека; в области здравоохранения — набор бесплатных и общедоступных услуг по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, а также услуг санитарно-профилактического характера, систему льготного обеспечения лекарственными препаратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными и зубными протезами (в настоящее время в городских больницах наблюдается дефицит лекарственных препаратов, и зачастую для получения полноценного лечения в стационаре пациент приобретает лекарственные препараты за свой счет); в области образования — бесплатные и общедоступные образовательные услуги.

Таким образом, действующая в настоящее время система социальных гарантий и стандартов имеет множество недостатков, важнейший из которых недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами. Социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни достойную жизнь, ни свободное развитие человека. В настоящее время социальные стандарты носят формальный характер (чтобы было), но с другой стороны, например, МРОТ, препятствует произволу работодателей. Также отсутствует их систематизация и закрепление в едином нормативно-правовом акте, что позволило бы выстроить цепочку зависимости одних социальных стандартов от других, избежать противоречий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *