Что не является основным принципом организационной культуры
Принципы организационной культуры
Вы будете перенаправлены на Автор24
В современной теории организации существует несколько классификаций принципов организационной культуры. Рассмотрим их особенности.
Общесистемные принципы организационной культуры
Принцип комплексности представлений о назначении экономической системы организации
В соответствии с данным принципом, организационная культура, помимо взаимоотношений членов определенной хозяйствующей или производственной системы, должна отображать комплекс представлений о предназначении как этой системы в целом, так и ее членов по отдельности. Кроме того, организационная культура должна основываться на общем представлении о целях компании, характере выпускаемой ей продукции и основных рынках, на которых она присутствует и особенно на которых она имеет стратегическое преимущество.
Принцип первоочередности определения ценностей и философии компании
Этот принцип означает, что перед тем, как сформировать организационную культуру, необходимо предварительно определить философию и основные ценности компании, которые будут приняты и осознанны всеми ее сотрудниками.
Значение этого принципа заключается в том, что становление организационной культуры занимает достаточно длительный срок. Этот процесс может растянуться на целые годы, а в некоторых случаях и на десятилетия, и этот фактор никак нельзя не учитывать, когда происходят этапы выбора характера экономической системы и используемого в компании стиля управления.
Принцип неприменения силового воздействия
Данный принцип рассматривает любой вид существующей организационной культуры как ценность. С такой точки зрения недопустимо насильно навязывать «слабой» организационной культуре, которая присуща определенной экономической системе, «сильную» организационную культуру либо искусственным образом изменять ее. Впрочем как и наоборот – «сильную» организационную культуру нельзя искусственно заменять «слабой».
Любая существующая организационная культура имеет право на существование. Какая из организационных культур более эффективна в том или ином случае всегда зависит от конкретных условий, в которых существует компания.
Принцип комплексности оценки
В соответствии с данным принципом, когда компания оценивает степень и характер влияния культуры на общую эффективность деятельности компании, эта оценка должна всегда опираться на комплексный подход. В рамках данного подхода предусматриваются и учитываются не только методы прямого влияния организационной культуры на эффективность фирмы, но и всевозможные способы опосредованного влияния.
Так как в любой экономической системе, которая развивается быстрыми темпами, неизбежны организационные изменения, это обстоятельство является особенно важным в свете теории организации.
Внутриколлективные принципы организационной культуры
Для эффективного функционирования любой компании существующая в ней организационная культура должна приниматься и разделяться всем коллективом или хотя бы подавляющим большинством его членов.
Принцип четкости и однозначности
Организационная культура не должна допускать двойного толкования любых своих составляющих.
Основополагающие составляющие организационной культуры, такие как миссия, цели или ценности, не должны требовать доказательств и априори приниматься всеми сотрудниками компании.
Принцип уважения к индивидуальной личной культуре и национальной культуре
Организационная культура должна уважать и не вступать в противоречие с личной культурой сотрудников компании, культурного социума и культурой государства, на территории которого находится компания.
В основе любой организационной культуры должны лежать законы национальной культуры, но, в то же время, они должны быть обоснованы и соответствовать специфике той деятельности, которой занимается компания.
Каждый работник, вне зависимости от его уровня в иерархии или структурного подразделения, должен обладать правом и возможностью достигать своих целей и быть соответствующим ценностям организационной культуры компании.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 13 06 2017
Организационная культура
Сущность организационной культуры
Важным компонентом теории организации является представление об организационной культуре. В современных условиях главными направлениями работы по повышению эффективности деятельности организаций являются изменения отношения работников к труду, обеспечение его современной организации, творческой направленности. Именно реализация этих направлений создает предпосылки к развитию организационной культуры.
Организационная культура концентрирует в себе политику и идеологию жизнедеятельности предприятия (учреждения), систему ее приоритетов, критерии мотивации и распределения власти, характеристику культивируемых социальных ценностей и норм поведения. Элементы организационной культуры являются ориентиром в принятии руководством предприятия или организации управленческих решений, налаживании контроля за поведением и взаимоотношениями сотрудников, при оценке производственных, хозяйственных и социальных ситуаций.
Формирование организационной культуры происходит с течением времени. Организационная культура впитывает в себя опыт работников, плоды их воспитания, учитывает цели и установки предприятия.
Общая цель организационной культуры состоит в создании на предприятиях (учреждениях) здорового психологического климата для сплочения его работников в единый коллектив, исповедывающий определенные этические, моральные и культурные ценности, сознающий взаимосвязь своих целей и судеб.
Принципы построения организационной культуры
Выработанная и осознанная философия жизнедеятельности коллектива трансформируется для каждого предприятия (учреждения) в официально провозглашенных принципах его развития и создания соответствующей творческой атмосферы в коллективе.
Выделяются следующие общие принципы построения организационной культуры, присущие разным моделям ее реализации:
— уважение достоинства и умений каждого работника путем поощрения высокой производительности труда, свободного обмена информацией, ответственности руководителей за развитие подчиненных;
— поддержка инициативы каждого работника в сфере новаторства и определенного риска;
— обеспечение равных условий для развития и вознаграждения работников на основе объективных критериев. Распределение прав и ответственности между руководителями и подчиненными;
— развитие трудовой демократии и привлечение работников к решению производственных и управленческих задач.
Перечисленные принципы указывают на то, что важнейшими сферами организационной культуры на предприятиях должны быть признаны: отношения, складывающиеся между людьми в процессе совместного труда; «человеческий фактор» производственной деятельности; тенденции развития системы управления, соответствующие социально-культурным изменениям в обществе.
Падение заинтересованности в труде из-за технократической организации и «отчужденности» труда стало важной причиной замедления экономического роста. Современная стратегия организационной культуры направлена на повышение роли «человеческого фактора».
Она предусматривает:
— нацеленность на человека, желание сделать людей способными к эффективным совместным действиям;
— непрерывность подготовки и развития работников;
— развитие возможностей самореализации и самовыражения;
— совершенствование мотивации труда;
— применение нового подхода к роли руководителя.
В условиях рыночной экономики организация формируется и функционирует как открытая система, действующая в условиях внешней среды. Организационная культура призвана обеспечить такую внутреннюю структуру предприятия и его систем управления, которая обеспечит адаптацию предприятия к требованиям внешней среды.
Концепция организационной культуры
Адаптация предприятия к требованиям внешней среды.
Возможность адаптации предприятия к требованиям внешней среды обусловливается спецификой предприятия (учреждения). Организационная культура предприятия (учреждения) как область знаний и сферы практической деятельности выражает целостную характеристику различных компонентов и направлений, обеспечивающих реализацию. В последующем изложении дается краткая характеристика положений, раскрывающих суть концепции организационной культуры.
Процесс приспособления организации к изменяющимся условиям внешней среды в современных условиях развивается по следующим направлениям:
— осуществление децентрализации производственной и коммерческой деятельности, когда создаются автономные подразделения, обладающие делегированными полномочиями, а в органе управления предприятием сосредотачиваются вопросы стратегического развития и система координации деятельности подразделений;
— поиск новых рынков сбыта и формирование инновационных стратегий, позволяющих завоевывать прочные позиции на рынке;
— развитие системы управления в направлении дебюрократизации управления, повышения ответственности нижестоящих звеньев и персонала, демократизации системы управления и производственной жизни.
Социальные ценности.
В условиях перехода России к рыночной экономике в организационной культуре должны преобладать новые социальные ценности и нормы экономического поведения.
Система этих норм и ценностей включает в себя:
— отбор из прежней технократической культуры и из опыта западных рыночных моделей культуры новых, прогрессивных социальных ценностей и норм, которые необходимы для стимулирования работников, упрочнения новых экономических и управленческих отношений (повышение собственнического статуса работников, престижности творческого труда и др.);
— переориентацию системы ценностей установок работников и формирование новых традиций, направленных на становление работника нового типа, обладающего социальными качествами, соответствующими моделями рыночного хозяйства: высокой ответственностью, активностью, компетентностью, умением отстоять себя и свое дело и т.д.;
— резкое усиление значимости таких ценностей как профессиональная самореализация, стремление к добросовестному труду, выполнению профессионального долга;
— обращение в системе социальных ценностей, и норм к здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам: честности, искренности, чувству долга и другим нравственным критериям, культивируемым в современном менеджменте;
— деидеологизацию системы ценностей и норм поведения работников, уменьшение зависимости формирования ценностных установок и ориентиров от социалистической идеологии и классового подхода.
Мотивация трудовой деятельности.
Главным фактором, регулирующим поведение человека в сфере коллективного труда, выступает мотивированность труда и всей деятельности человека.
Мотивация, как средство создания заинтересованности работника в результатах труда, требует приведения в действие определенных факторов, которые известны как ее регуляторы. К ним относятся: состояние рабочей среды, вознаграждение, стабильность положения работника, уважение окружающих, принадлежность к фирме и т.д. Правильное использование мотивации позволяет поднять заинтересованность работников в результатах труда и снизить уровень неудовлетворенности.
В современных условиях при сохранении значения таких регуляторов мотивации, как материальное вознаграждение и состояние рабочей среды, важными регуляторами становятся те из них, которые являются источником личной удовлетворенности:
Возрастает роль моральной мотивации и заинтересованности работников в коллективном новаторском поиске. Получают развитие такие качества, как честность, надежность, качество проделываемой работы, этические оценки сущности человека.
Следует иметь в виду, что характер мотивационных регуляторов будет различным у различных категорий работников. Так, система источников мотивации для предпринимателей представлена следующим образом: максимальный контроль над своим будущим, надежда в гораздо большей степени объединить в одно целое работу и личную жизнь, стремление распространить свой стиль и образ жизни на сферу деловой активности, желание получать вознаграждение за труд и обеспечить рост личного благосостояния в ближайшее время.
Система производственных коммуникаций.
В прошлом в процессе труда взаимодействие работников жестко регламентировалось, коммуникации были ограничены и осуществлялись при посредничестве или под контролем менеджеров.
В новых условиях система коммуникаций характеризуется наличием гибких и подвижных взаимосвязей между участниками процесса труда, тесных контактов между работниками в ходе производства и реализации нововведений, конструктивных связей с внешними организациями.
Создание эффективной сети коммуникаций не только обеспечивает необходимые взаимоотношения работников в процессе труда, но и служит для продвижения культурных ориентиров: целей, идеалов, ценностных установок и т.д.
Роль и место лидера.
Вот, например, какие требования предъявляются к современному руководителю, по мнению ряда ученых:
В современных условиях происходит повышение значимости роли лидера. Без хорошо подготовленного и способного лидера организация не может жить и развиваться в условиях жесткой рыночной конкуренции. Отсюда важная роль подготовки современного руководителя.
Корпоративный имидж.
Важной составляющей организационной культуры предприятия в условиях его функционирования в рыночной экономике является корпоративный имидж.
Ниже приводится системная модель индивидуальности фирмы, оценка элементов которой составляет ее корпоративный имидж:
3. Фирменный дизайн, включающий символику идентификации фирмы с помощью различных визуальных средств.
Модель корпоративного имиджа должна быть обязательным инструментом функционирования предприятий в рыночной экономике, элементом их общей корпоративной культуры.
Переход к новой концепции организационной культуры
Значительный период существования нашей страны приходится на период функционирования административной командной системы. Этой системе соответствовали организационная культура отечественных предприятий технократического типа, которая характеризовалась отношением к работнику, как к одному из элементов общей производственно-технологической системы.
В основу работы предприятий и построения организационной культуры закладывались следующие принципы:
— рациональность организации, функциональное построение организационных структур управления с решающим значением контроля над всеми видами деятельности;
— четкая организация работы исполнителей на основе норм, стандартов и правил;
— рост и углубление специализации как основы стратегии предприятия;
— концепция предприятия как закрытой системы, все связи которого с внешней средой регулировались органами государственного управления.
Все попытки повышения роли человека в производстве носили формальный и декоративный характер.
В настоящее время Россия находится на переходном этапе своего развития. В стране идет формирование рыночно-предпринимательской экономики, происходит смена технологического уклада и материально-технической базы производства, ставится задача воспринять “ поведенческое направление “ при совершенствовании систем управления, новые ценности, ориентиры и цели общественного развития и т.д.
Переходный период будет достаточно длительным и тяжелым, процесс формирования новой организационной культуры потребует также длительного периода времени и неординарных усилий.
Можно представить себе следующие направления этой работы:
— сопоставление теоретической базы западной корпоративной культуры и сложившейся организационной культуры отечественных предприятий;
— анализ и интерпретация западных моделей применительно к условиям экономического и общественного развития России, выявление возможностей использования этих моделей в нашей стране;
— формирование новых требований к системе критериев и элементов организационной культуры;
— приобщение руководителей к знаниям в области организационной культуры путем их обучения и стажировок на предприятиях с хорошими культурными традициями;
— реализация на предприятиях новых элементов организационной культуры, используя опыт стран Запада и лучшие традиции отечественных предприятий.
Понятие, предмет и принципы организационной культуры
Тема 20. Организационная культура
1. Понятие, предмет и принципы организационной культуры
2. Классификация и основные типы организационной культуры
3. Факторы, влияющие на организационную культуру
1.Впервые понятие «организационная культура» было введено выдающимся отечественным «психотехником» А. К. Гастевым (20-е гг. XX в.), который вкладывал в это понятие управленческий смысл. Теоретическое и концептуальное осмысление этого понятия началось с конца 30-х гг. (Ч. Барнард, 1938) и продолжается до сих пор. Эмпирическое изучение организационной культуры впервые было проведено на многих крупных и средних предприятиях США и Канады в 50-х гг. прошедшего столетия (М. Далтон). Особенный интерес феномен организационной культуры вызвал в США и в европейских странах в начале 80-х гг., когда американскими исследователями был «открыт» ее японский вариант, противоположный американскому (Г.У. Оучи, 1984). Применительно к деловым организациям оба противоположных типа национальных культурных особенностей формируют определенные типы организационных культур, которые называются также деловыми национальными культурами (Р.Д. Льюис, 1999).
Организационная культура – это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации. Культура организации может сознательно создаваться ее ведущими членами или она формируется с течением времени. Культура – важный элемент условий труда. Идея организационной культуры носит достаточно абстрактный характер, поскольку мы не можем увидеть ее или прикоснуться к ней, но она присутствует и распространяется. Как воздух в комнате, она окружает все и влияет на все, что происходит в организации. Поскольку культура – динамическое системное понятие, она влияет практически на все происходящие в организации события.
Организации уникальны подобно снежинкам или отпечаткам пальцев. Каждая имеет свою собственную историю, виды коммуникаций, системы и процедуры постановки задач, видение, истории и мифы, которые в своей совокупности и образуют уникальную организационную культуру. По природе своей организационная культура стабильна, а исключения связаны с угрозой кризиса или слиянием с другой компанией (в ходе которого следует проявлять особую осторожность). Большинство организационных культур исторически носили скорее неявный характер, но в последнее время возобладала тенденция признания ее роли, когда менеджмент открыто обсуждает тип наиболее желаемой для компании внутренней среды. Определяющая характеристика большинства культур состоит в том, что они предстают как символические представления формирующих их убеждений и ценностей.
Предметом организационной культуры является формирование взаимоотношений и взаимосвязей между элементами системы (людьми или/и подразделениями, индивидами в организации и с внешней средой), обеспечивающих самоорганизацию социально-экономической системы, а также процесс формирования основных ценностей организации.
Объектом организационной культуры является любая социально- экономическая система, поддающаяся управлению.
Методами, используемыми при формировании и развитии организационной культуры, являются:
•Эмпирический метод (наблюдение, восприятие, сбор информации);
•Методы системного анализа, в том числе системный подход, синергетический подход, методы общей теории систем и теории организации.
•Методы математического и экономического моделирования (метод линейного программирования, метод приоритетов и др.)
При формировании организационной культуры необходимо, чтобы цели нижних уровней организационной культуры работали на достижение целей верхнего уровня, и таким образом, – всей организационной культуры.
Первый уровень организационной культуры обуславливается тем, что организационная культура формируется в сознании человека, индивида. В любой организации образуются формальные и неформальные группы. Но выделять культуру группы в самостоятельный уровень иерархии организационной культуры нецелесообразно. Это связно с тем, что формальная группа, по сути – это структурное подразделение организации, так как создается и регламентируется руководством организации и официальными правилами, то есть культура формальной группы и культура подразделения тождественны. Неформальные группы создаются на основании личных пристрастий, интересов и симпатий, и могут быть очень многообразны и разнообразны, выходить за рамки организации, поэтому сложно регламентировать культуру такой группы. Руководителям организаций следует иметь в виду существование культуры неформальных групп, но для процесса управления формированием и развитием организационной культуры данный уровень иерархии не выделяется.
Известный американский ученый Эдгар Шейн выделяет 3 уровня организационной культуры – артефакты (самый поверхностный уровень, внешние проявления организационной культуры – архитектура зданий, язык, манера одеваться и общаться и т. п,); провозглашаемые ценности (стратегии, цели, философии); и базовые представления (самый глубинный уровень организационной культуры – убеждения, верования).
1. Формирование, накопление, передача, хранение ценностей организации.
2. Формирование системы знаний.
3. Формирование системы внутренних коммуникаций, и связей внутри организации по вертикали и горизонтали.
4. Формирование системы внешних коммуникаций и связей организации.
6. Формирование культуры трудового, производственного и других материальных процессов.
Формирование организационной культуры должно осуществляться на основании основных ее принципов.
•Принцип всеобщности. Организационная культура должна бать общепринятой, разделяемой всеми или большинством членов организации.
•Принцип доступности предусматривает ясность и простоту организационной культуры, которые обеспечивают возможность ее понимания всеми работниками от руководящего уровня до простых рабочих организации.
•Принцип четкости и однозначности, то есть недопущение двойного толкования организационной культуры.
•Принцип априорности. Положения организационной культуры (например, цели или ценности) должны быть не требующими доказательства, априорными.
•Принцип уважения к индивидуальной личной культуре и национальной культуре. Организационная культура не должна противоречить и выказывать неуважение к культуре работников организации, социо- культурного сообщества и того государства, где находится организация.
•Принцип обоснованности: организационная культура должна основываться на законах, национальной культуре, и соответствовать специфике деятельности организации.
•Принцип достижимости основных целей и ценностей организационной культуры: для работника любого уровня или структурных подразделений должна существовать реальная возможность достигать цели и соответствовать ценностям организационной культуры.