Что не является основным элементом рыночного механизма
Основные элементы рыночного механизма
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие рынка
Рынок – это место пересечения интересов продавцов и покупателей.
Отношения между производителями и потребителями возникают относительно купли-продажи материальных и нематериальных благ, финансовых обязательств, факторов производства и так далее. Продавцы стремятся продать товар по максимальной цене, чтобы получить предельно возможную выручку. Покупатели хотят удовлетворить свои потребности, выбрав товар, обладающей наибольшей полезностью на текущий момент. При этом покупатель ограничен доступными ему денежными средствами для совершения сделки.
Обе стороны торговли заинтересованы друг в друге. Между продавцами и покупателями может проявляться конкурентная борьба. Субъекты хозяйствования соперничают за факторы производства, рынки сбыта. Покупатели хотят приобрести наиболее подходящий товар по той цене, которая их устроит. При возникновении дефицита благ потребители соперничают друг с другом за получение доступа к ним.
Основателем теории рыночных отношений считается Адам Смит представитель классической школы политической экономии. Он первым указал на причины формирования и развития рынка. Причиной возникновения рыночных отношений он называл ограниченность ресурсов и постоянно увеличивающиеся потребности общества. Увеличение производственного выпуска осуществляется за счет разделения труда, инноваций, создаваемых за счет научно-технического прогресса.
Внутри рынка действует рыночный механизм. Он напрямую зависит от следующих экономических величин:
Сегодня большинство стран мира перешли к рыночной модели отношений особенно в части массового производства. Если стратегически важные отрасли регулируются государством, то средний и малый бизнес зачастую действует в условиях рынка и подвержены влиянию рыночного механизма. Так создается свободный конкурентный рынок, способный к саморегулированию.
Особенности рыночного механизма
Рыночный механизм представляет собой взаимосвязь между основными элементами – предложением, спросом, ценой и конкуренцией, которые взаимодействуют друг с другом согласно экономическим законам. Законы рынка влияют на изменение основных параметров, а также учитывают влияние выручки и полезности на поведение участников отношений. Определяющими параметрами рынка являются предложение и спрос. Первый охватывает всех продавцов и производителей, предлагающих свои товары и услуги обществу. Спрос определяется потребностями людей, а также их платежеспособностью. Цены являются инструментом информирования участников о текущем состоянии рынка. С их помощью субъекты принимают решения относительно изменений в своем дальнейшем поведении.
Готовые работы на аналогичную тему
Рыночный механизм является следствием конкурентной борьбы за ограниченный доступ к ресурсам и благам. Он помогает рынку приходить в баланс без внешнего вмешательства.
Основными признаками системы, созданной на основе рыночного механизма, можно назвать:
Рыночный механизм выполняет функции в экономике страны. Он является одним из ее регуляторов, а также средством обеспечения связей между отдельными отраслями, субъектами хозяйства. Рынок определяет цены, информирует через них экономических агентов, влияя на их поведение и рост. С его помощью осуществляется оптимизация национального хозяйства, а также проводится санация экономики. Рынок и конкуренция оставляют в живых только те предприятия, которые могут действовать гибко и быстро адаптироваться к новым условиям.
Элементы рыночного механизма
Элементами рыночного механизма являются следующие экономические величины:
Без этих элементов не возможно формирование рынка и отношений на нем. Отличительной особенностью рыночной модели является независимость действий субъектов, а также ограниченная роль государственного вмешательства. Именно свобода экономических агентов стимулирует развитие конкуренции. Государство так же сохраняет за собой возможность влияния на экономические процессы, но через финансовую систему. Оно может регулировать отношения через бюджетно-налоговую, кредитно-денежную системы. Влияние будет косвенным.
В некоторых сферах экономики государство сохраняет за собой право прямого вмешательства. Обычно это происходит в отраслях стратегического значения, оказывающих влияние на экономическую безопасность страны.
Рыночный механизм сводит между собой продавцов и покупателей. Получая информацию о его конъюнктуре, участники могут найти нужные им рынки сбыта, товары и услуги по цене, которая устроит обе стороны сделки. За счет установления баланса между предложением и спросом устанавливается справедливая цена, которая поможет производителям покрыть их расходы, а покупателям приобрести товары по подходящей им стоимости. Система рыночных отношений всегда стремится к равновесию, поэтому через рыночный механизм устанавливается баланс объема выпуска и объема потребления. Так же рынок стимулирует предпринимательство, новаторство и научно-технический прогресс.
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Содержание:
Рынок – вид экономических отношений субъектов рынка, обладающих товаром и финансовыми средствами, основывается на согласии двух сторон. Свободный рынок – система, регулирующая структуру рынка без дополнительного вмешательства извне. Свободному рынку присущи участники экономического действия, их доступ в рынок, мобильность, ни один субъект не может прямо влиять на другого.
Факторы, отвечающие за формирование рынка: потребность в чём-либо, наличие частной собственности, разделение трудовой деятельности. В совокупности факторов, продукт превращается в товар, утоляющий потребности людей. Получить товар можно эквивалентно (отдать что-либо взамен, чаще деньги).
Институты рынка – принятые ценности и правила поведения хозяйственной деятельности. К рынку относят следующие институты:
Конъюнктура рынка – экономические условия, обуславливающие процесс реализации товара и услуг.
Функции рынка
1) Совершенная конкуренция – борьба производителей, где каждой стороне принадлежит малый процент производства товара в сравнении с объёмами рынка, что не даёт отдельно взятому производителю занять доминирующую позицию на рынке, устанавливая собственные цены. Конкуренция – соперничество двух субъектов рыночного хозяйства за условия реализации товара и увеличения прибыли.
Несовершенная конкуренция – доминирующее положение нескольких производителей на рынке, которым принадлежит большая часть производства продукта, благодаря этому, получают возможность ставить собственные цены.
2) Рынок совершенной конкуренции: наличие конкурирующих производителей, предлагающих товары для удовлетворения одной и той же потребности, но различны по ценовой категории.
Монополистическая конкуренция: наличие конкурирующих производителей, предлагающих товары для удовлетворения одной и той же потребности, но различны по ценовой категории.
Представленный вид конкуренции отличается от монополии. Монополия – право на производство товара принадлежащее всецело одному физическому лицу или группе лиц, реже государству.
Олигополия: производство товара одинакового назначения нескольких конкурирующих производителей. Фирма сама определяет цены продукта.
Инфраструктура рынка – комплекс предприятий, институтов, организаций, обслуживающих поток товара; услуг, финансов и рабочей силы. Инфраструктура представлена биржами и институтами, обрезывающих одно целое.
Биржа – организация, принадлежащая государству или акционерным организациям, дающая помещения, гарантии и информационные услуги для осуществления сделок с товарами. Маклер – лицо, за которым закреплено место на рынке, осуществляет сделки за свой счёт и от своего имени. Брокер – посредник, заключающий сделки от своего имени за счёт финансирования клиента. Дилер – лицо, закрепляющее место на бирже; заключает контракты от своего имени и за свой счёт, осуществляет установление цен продавца и цен покупателей на продукт. Товарная биржа – рынок, реализующие крупные партии. Большее количество заключаемых сделок на биржах представлены фьючерсными сделками. Фьючерсный контракт – согласование и закрепление цены на товар, реализуемых в будущем. Фондовая биржа – осуществляется купля-продажа бумаг, представляющих ценность. Валютная биржа – купля-продала иностранной валюты. Биржа труда – организация, предоставляющая рынку безработных, способствуя дальнейшему трудоустройству.
Рыночный механизм – совокупность базовых единиц рынка: спрос и предложение, цена, конкуренция; взаимодействие между продавцом и покупателем; распределение продукта посредствам экономических законов рынка (спрос и предложение, изменение цены и т.д.)
Элементы рыночного механизма:
Спрос и предложение регулируют производимый продукт, объёмы и цену. За счёт цены принимаются решения об увеличении или уменьшении товара.
Признаки свободного рынка:
Спрос – желание покупателя приобрести определённый товар по определённой цене в требуемый промежуток времени Величина спроса – объём товара, который приобретёт покупать в определённой срок. Виды спроса: индивидуальный, рыночный, потребительский, на факторы производства.
Факторы, влияющие на спрос: вкусы покупателей, реклама доступность, полезность и цена.
Предложение – продажа продукта по определённой цене в определённое время. Величина предложения – готовность продавца реализовать продукт по определённой цене в определённый срок.
Неценовые факторы предложения: цены на сырьё, государственные налоги, конкурентная цена, количество продавцов, технология производства.
Рынок формирует две ценовые категории: цена спроса и цена предложения.
Закон спроса | чем больше цена на товар – тем меньше людей готовы его приобрести, чем ниже цена – тем больше людей, готовых приобрести товар. |
Закон предложения | величина предложения увеличивается, если цена продукта возрастает и наоборот. |
Равновесная цена – совпадения объёмов спроса и производства продукта.
Рынок
Что такое рынок
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Признаки рынка
Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:
Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.
Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
Формы организации
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Популярные формы организации рынка:
Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Виды рынков
Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:
по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;
по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;
по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;
по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;
с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;
по легальности — легальный, нелегальный;
по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
Преимущества и недостатки рынка
Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.
Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:
все зависит от случая;
невозможно сделать долгосрочный прогноз;
проблемы с экологией;
Законы рынка
Закон стоимости
Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.
Закон спроса и предложения
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.
Закон конкуренции
Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.
Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.
Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.
Способы регулирования рынка государством
Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:
фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;
акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;
дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
Условия развития рыночного хозяйства
Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:
свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;
наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.
Заключение
Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.
Раздел 1. Общие основы экономического развития
Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.
Оглавление
1.6.1. Экономические законы рыночной экономики
Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.
Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.
Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.
Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:
где: М – количество необходимых для обращения денег;
PQ – сумма цен проданных товаров;
v – скорость оборота денежной единицы.
И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.
Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики
Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).
Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.
Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.
Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).
Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка
Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.
1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы
Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).
В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).
Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).
Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).
Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.
Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:
Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).
Рынок товаров и услуг
Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.
Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.
Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.
Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.
Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.
3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.
Основные элементы рыночного механизма
Любой вид рынка базируется на трех главных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Именно эти три категории являются основными элементами рыночного механизма.
Любая экономическая система решает три основных вопроса: Что производить? Как производить? И для кого производить? В условиях рыночной экономики данные вопросы решаются в основном с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Но как все это происходит?
Предположим, что доходы людей выросли, сделав их зажиточными, что позволит им каждый день питаться мясом, а не одной лишь картошкой. Каким способом их желание заменить картошку на мясо воплощается в конкретные действия? Потребитель уменьшает покупки картофеля и покупает больше мяса. Эти действия вызывают рост цен на мясо и снижение цен на картошку. В итоге производители картофеля терпят убытки, а скотоводы, напротив, получают дополнительный доход. Для скотоводов высокий доход позволяет вложить больше средств в производство, нанять больше рабочих и даже использовать менее плодородные пастбища или менее продуктивные породы скота. Высокие цены на мясо способствуют привлечению в отрасль новые капиталы и предпринимателей. Напротив, из-за снижения цен на картофель, производить его становится все менее выгодным, чем мясо. Многие рабочие на производстве картофеля бросают свою работу из-за снижения зарплат и начинают поиск новой работы в более прибыльных, а, соответственно, и более высокооплачиваемых отраслях. Предприниматели, которые заняты в производстве картофеля, несут убытки, теряя прибыль, и ищут более выгодные сферы капиталовложения. Со временем, новое соотношение цен, установившееся на рынке, обеспечивает рост производства мяса и снижение производства картофеля. Разные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую готовы будут платить различные слои населения, в зависимости от уровня дохода.
Данный упрощенный пример показывает, какие именно инструменты повлияли на становление равновесия на рынке.
Во-первых, это цена. Изменение относительных цен явилось ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства и выбора технологии производства. В конечном итоге цены определили и то, кем будет потреблен продукт при данном уровне доходов.
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос – это существующая на рынке потребность в товарах, которая определяется количеством товаров, которые потребители могут купить при установившихся ценах и доходах. Предложение – это то количество товаров, которое находится в продаже при установившейся цене. Изменение спроса и предложения вызывает колебания рыночных цен от равновесного уровня. Посредством этих колебаний устанавливается тот уровень цен, при котором происходит равновесие спроса и предложения и далее равновесие производства и потребления.
В-третьих, это конкуренция. Каждый предприниматель стремится к максимизации прибыли и, соответственно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Все эти стремления приводят к неизбежной борьбе между предпринимателями за более выгодные условия производства и реализации товаров, росту объемов производства. Предприниматели по отношению друг к другу, выступают как соперники или конкуренты. Если предложение определенной товара превышает спрос, то между продавцами возрастает конкурентная борьба. Каждый продавец, чтобы сбыть свой товар, будет вынужден снижать цену, что повлечет снижение объемов производства. Если спрос выше, чем предложение товара, то конкуренция возникает уже среди покупателей. Для того, чтобы купить дефицитный товар, каждый покупатель готов предложить более высокую цену. В итоге повышение цены стимулирует увеличение предложения.
Конкуренция является важным элементом рыночного механизма. Но характер конкуренции может быть разным, что наиболее влияет на способ, при котором достигается рыночное равновесие.