Что не является основной функцией педагогического менеджмента
Методическая разработка «Функции педагогического менеджмента»
«Функции педагогического менеджмента»
Червотока Ольга Владимировна
Муниципальное бюджетное учреждение центр дополнительного образования «Интеллект» г.Феодосии Республики Крым
Поиск новой философии социального управления, обусловленный происходящими в нашей стране изменениями в государственно-общественном устройстве, в становлении рыночных отношений, в общественном сознании, осуществляется через переосмысление, переоценку опыта управления страной, производством, сферой образования. Накопленный в мировой практике опыт управления на уровне организации (завода, фирмы, компании, высшего учебного заведения, школы и др.) выражается в общем понятии «менеджмент». Менеджмент насчитывает в своей истории около ста лет, и он прошел апробацию в странах с самыми различными культурами и уровнями экономического развития, несмотря на это во всех системах доказал свою жизнеспособность и эффективность. В современном мире менеджмент как профессия, как область знаний стал поистине интернациональным, его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории и практики, а тем более обучения управлению наиболее велико.
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Управление этим процессом представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие его участников на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие субъектов образовательного процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования.
Педагогический менеджмент пробивает свою дорогу в практику как особая отрасль менеджмента, которая имеет свою специфику и свойственные только ей закономерности.
1. Понятие «педагогический менеджмент»
Англоязычное слово « management » имеет три смысловых аспекта:
совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;
социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества;
научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.
В русском языке его синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением.
В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых.
В общем, менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия « социальное управление » и « менеджмент » практически совпадают.
Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.
Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.
В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:
— процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;
— управление бизнесом через филигранную работу с людьми;
— специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;
— умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;
— функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;
— область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.
Наиболее подходящее и полное определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер, считавший, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:
2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.
3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.
4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их производственная деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.
5) О предприятии нельзя судить только по объему выпуска продукции и базовым производственным линиям. В этом отношении предприятие схоже с человеком: так же, как ему необходимы разнообразные средства для оценки здоровья и деятельности, такие же различные средства требуются и для оценки функционирования предприятия.
Педагогический менеджмент в работах некоторых современных авторов выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.
2. Основные функции педагогического менеджмента
Важным в понимании педагогического менеджмента является понятие об его функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятельности.
Каждый преподаватель является менеджером образовательного процесса на своем управленческом уровне, так как предмет труда педагога – управленческая деятельность, направленная на учебно-познавательный процесс обучаемых, на реализацию процедуры познания учебного материала, практику. Управленческие функции всегда были и будут присутствовать в деятельности обучающего, так как в этом суть педагогического процесса. Учебный процесс, как правило, всегда не только детально продуман, но и управляем. Практическая деятельность педагога как управленца хорошо прослеживается в учебно-воспитательном процессе. Речь идет о функциях педагогического менеджмента в деятельности педагога в условиях его работы в группе, когда преподаватель постоянно в своей профессиональной деятельности апробирует новые подходы, новые технологии в организации учебного процесса.
Впервые функции управления были выделены А. Файолем в XX в. (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся и уточнялся. В настоящее время существует множество различных классификационных схем функционального состава управления. В работах В. Г. Афанасьева, А. И. Китова, Ю. А. Конаржевского, Б. Ф. Ломова, Р. Х. Шакурова, В. А. Якунина и др. выделяются следующие виды управленческой деятельности: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция). В менеджменте управления учебной информацией мы выделяем общие, специфические функции, а также функции управленческого цикла. К общим функциям мы относим функции, определяющие процессы коммуникации и принятия решений, а именно: планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Специфические функции определяют узконаправленное управление учебной информацией в зависимости от поставленной цели. К этим функциям мы относим: – накопление, то есть стихийное и бессистемное накопление информации; – извлечение, процесс переноса знаний; – структурирование и формализация, то есть выделение основных понятий, выработка структуры представления информации; – проектирование системы, то есть предметная постановка образовательной задачи; – корректировка знаний. Функции управленческого цикла направлены на развитие рефлексии обучаемых и, сменяя друг друга, образуют цепочку: цель —> план —> деятельность —> реальный результат —> рефлексия.
Информационно-аналитическая функция позволяет на основе изучения деятельности каждого учебного подразделения проанализировать результаты учебной деятельности, фактическое состояние дел и обосновать целесообразность и эффективность используемых приемов, методов менеджмента учебной информации. Анализируя занятие, важно определять научно-теоретический уровень изучаемого материала, содержание познавательной и практической деятельности обучаемых, систему организации их самостоятельной, творческой работы, результативность исследования использования новых технологий и др.
Мотивационно-целевая функция побуждает обучаемых к осмыслению цели и путей ее достижения. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все участники педагогического процесса четко выполняли работу в соответствии с делегированными им задачами, обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей в конкретной образовательной ситуации. Планово-прогностическая функция направлена на разработку и реализацию конкретной программы, государственных образовательных стандартов, оптимальной конструкции модулей управления учебной информацией, обеспечивающих осмысление обучаемыми содержания учебного материала, его значимости в познании закономерностей развития общества. Организационно-исполнительская функция организует деятельность педагога и обучаемого в группе, распределяет полномочия и закрепляет за ними функции их совместной деятельности. Контрольно-диагностическая функция стимулирует деятельность педагога как менеджера учебной информации. Целью контрольно-диагностической функции является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Диагностирование как функция управления рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя: контроль, проверку и оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование процесса обучения, повышение его качества. Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части и являются компонентами менеджмента учебной информации. Регулятивно-коррекционная функция управления, если она конкретно связана с учебной и воспитательной деятельностью на занятии, более по плечу педагогу, так как именно он больше других членов педагогического коллектива наблюдает, оценивает результаты образовательного процесса. Он видит в работе обучаемых успехи и трудности, отслеживая, фиксируя их, анализируя и вскрывая причины, продумывает оперативные меры педагогической помощи и поддержки для регулирования сложившихся в процессе обучения ситуаций, то есть является менеджером учебной информации.
Заключение
В мировой практике менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. В менеджменте воедино соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или как его еще называют, организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для достижения конечной цели.
Список использованной литературы
Крыжко В. В., Павлютенков Е. М. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2001. 304 с.
Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1993. 701 с.
Симонов В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в управлении педагогическими системами: учеб. пособие. М.: Пед. общество России, 1999. 429 с.
Третьяков П. И. Управление общеобразовательной школой по результатам практика педагогического менеджмента. М., 1997. 288 с.
Вопрос № 15. Педагогический менеджмент. Функции педагогического менеджмента.
Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.
Педагогический менеджмент— управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях.
Регулятивно-коррекционная функция педагог наблюдает, оценивает результаты образовательного процесса. Оперативная корректировка способов и методов обучения, обеспечивающих учащемуся успех в познании и освоении учебной информации.
Мотивационно-целевая функция заключается в том, чтобы все участники педагогического процесса четко выполняли работу в соответствии с поставленной им задачами, обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей в конкретной образовательной ситуации.
Планово-прогностическая функция направлена на разработку и реализацию конкретной программы, государственных образовательных стандартов.
Организационно-исполнительская функция организует деятельность педагога и обучаемого в группе, распределяет полномочия и закрепляет за ними функции их совместной деятельности.
Информационно-аналитическая функция позволяет анализировать результаты учебной деятельности, фактическое состояние дел и обосновать целесообразность и эффективность используемых приемов, методов менеджмента учебной информации.
Вопрос № 16. Основные принципы управления.
С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы:
— принцип сотрудничества (переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Требования: считайтесь с человеком как с активным фактором, а не с пассивным элементом педагогической системы)
— принцип личного стимулирования (обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе);
— принцип консенсуса (перевод людей от конфронтации к сотрудничеству. Требования: в основе консенсуса должна лежать объективная оценка точек зрения членов коллектива);
— принцип уважения и доверия к человеку (основополагающий принцип управленца, мотивация педагогического коллектива. Требования: создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения; создавайте обстановку, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности );
— принцип социальной справедливости (такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится в равном положении с другими. Требования: стремитесь равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку; недопускание конфликтов в коллективе);
— принцип коллективного принятия решения (один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями. Требования: Коллективно принимаются решения играющие существенную роль в жизнедеятельности коллектива);
— принцип горизонтальных связей (обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом. Требования: горизонтальные связи необходимо формировать целесообразно, имея программу на длительное время );
— принцип постоянного обновления(перевод коллектива из режима функционирования в режим развития. Требования: любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой).
Вопрос № 17. Основные функции управления
Функции пед управления
1. Педагогический анализ (изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспитательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние)
2. Целеполагание (постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с социальным заказом общества.)
3. Планирование (Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива школы)
4.Контроль (наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой)
5. Регулирование (создает условия для обеспечения функционирования управляемых систем в установленных для данной системы параметрах, заданиях, планах, программах, регламентах.)
Вопрос № 18. Государственно-общественный характер управления образованием.
Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.
Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.
Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 г. В соответствии с законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политический, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти — Федеральным Собранием РФ на определенный промежуток времени.
Государственно-общественное управление образованием развивается на основе принципов, предполагающих открытость и демократичность, взаимодействие и согласованность, участие и соуправление. Кроме того, можно выделить основные признаки государственно-общественного управления: совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами; процедура принятия решения государственным органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности; делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Важным понятием педагогического менеджмента является понятие о его функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятельности, а точнее — законченный цикл определенных действий в сумме и составляющих управленческую деятельность в целом.
Исходя из теории менеджмента и анализа практики управления средними учебными заведениями можно выделить следующие основные функции педагогического менеджмента.
Функция планирования, или принятия решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы, решения совета, решения педсовета и т.п.). Планирование учебно-воспитательного процесса (или принятие решения) — первый основной компонент (функция) педагогического менеджмента, реализуемый через определение основных видов деятельности и мероприятий с указанием конкретных исполнителей, сроков исполнения, с учетом имеющегося в распоряжении данного субъекта фактического бюджета времени. Несомненно, что всякое управленческое воздействие является итогом определенного управленческого решения, принятого менеджером конкретного уровня управления. При этом управленческое решение должно удовлетворять целому ряду требований. Анализ теории менеджмента и изучение практики показывает, что решение должно:
¦ иметь целевую направленность, т.е. полностью соответствовать цели педагогического менеджмента; быть обоснованным, адресным (кто будет претворять его в жизнь 11 нести ответственность за его эффективную реализацию) и правомочным; быть непротиворечивым, г.е. отражать единство и согласованность с общей системой принимаемых управленческих решений; отвечать условию конкретности по времени его реализации и предусматривать критерии эффективности его реализации с учетом оптимальности затрачиваемых сил, средств и времени; быть актуальным и современным; быть полным, кратко и четко изложенным.
Таким образом, план работы па учебный год — это взаимосвязанная, объединенная общими целями совокупность практических мероприятий и дел по реализации поставленных перед учебным заведением целей, а планирование учебных занятий — специфический акт принятия решения по конструированию общей умозрительной или письменной модели взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе занятий. Основой этого этапа служат цель, задачи и реальное время урока, а также принципы, методы и содержание учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Планирование остается формальным актом, если на этапе планирования отсутствует элемент прогнозирования.
Функция организации выполнения принятых решений и планов включает в себя: доведение принятого решения (плана) до исполнителя; материально-техническое обеспечение возможности выполнения данного решения (плана); согласование данного решения (плана) с установками и потребностями личности исполнителя (второго субъекта менеджмента).
Организация выполнения принятых решений и планов — второй базовый компонент (вторая функция) педагогического менеджмента, основой которого являются принципы научной организации труда (НОТ).
Функция мотивации. Члены организации должны выполнять свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации, порой даже не сознавая этого.
В древние времена для этого использовались кнут и угрозы, для немногочисленных избранных — награда. С конца XVIII по XX в. было широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать больше, если есть возможность заработать. Таким образом, считалось, что создание мотивов работы — очень простой процесс, сводящийся к предложению соответствующих вознаграждений в обмен на труд.
Функция предварительного, текущего, отсроченного и итогового контроля. Предварительный контроль предполагает проверку планов, остальные виды контроля — координирование деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности, анализ и оценку ее эффективности на основании результатов этого контроля.
Контроль — третий основной компонент (функция) педагогического менеджмента, процесс получения и переработки информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса и принятия на ее основе управленческого решения. Контроль включает в себя наблюдение, изучение, анализ, диагностику и оценку эффективности д ея тел ь ноет и и с п о л н и тел е й.
Анализ образовательного процесса — один из основных методов контроля в структуре педагогического менеджмента; способ получения знаний о причинах той или иной результативности совместной деятельности преподавателя и учащихся.
В комплексе данные функции отражают ход и последовательность определенных управленческих воздействий, их завершенный цикл. Каждое управленческое действие начинается с принятия решения или планирования (план от лат. planus — плоский, ровный; это принятое управленческое решение, зафиксированное каким-либо образом на бумаге, фотопленке, магнитной ленте, дискете и т.п.), а заканчивается итоговым контролем с анализом результативности и эффективности реализации данного управленческого решения. При реализации каждого нового управленческого воздействия руководителя на подчиненных весь цикл повторяется в той же последовательности.
Исходя из функций педагогического менеджмента могут иметь место различные уровни, или роли, управления, а именно: роль главного руководителя, предполагающая участие в мероприятиях, когда к этому обязывает положение; роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию подчиненных, подбор и расстановку кадров; роль связующего звена. Предполагает осуществление переписки, участие в совещаниях на стороне, т.е. заключается в установлении внешних контактов с организациями и частными лицами; приемник информации. Суть работы состоит в поиске и получении необходимой информации. При этом менеджер обрабатывает всю почту, осуществляет контакты в целях получения информации; распространитель информации. Менеджер передает информацию, полученную из внешних источников, членам своей организации, организует рассылку почты по организациям с целью распространения и и ф о р м а ц и и; предприниматель. В данной роли менеджер разрабатывает и запускает «проекты к совершенствованию», приносящие изменения; устраняющий нарушения. Менеджер осуществляет корректировочные действия в случаях, когда в организации назревает кризис и возникают проблемы; распределитель ресурсов. Роль подразумевает ответственность за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений; ведущий переговоры. Менеджер является ответственным за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.