Что не является обязательным условием научного исследования

Основные этапы научного исследования

Что не является обязательным условием научного исследования. Смотреть фото Что не является обязательным условием научного исследования. Смотреть картинку Что не является обязательным условием научного исследования. Картинка про Что не является обязательным условием научного исследования. Фото Что не является обязательным условием научного исследования

Дата публикации: 16.03.2016 2016-03-16

Статья просмотрена: 177177 раз

Библиографическое описание:

Волохова, Е. С. Основные этапы научного исследования / Е. С. Волохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 755-757. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26991/ (дата обращения: 19.12.2021).

С проблемой выбора темы научного исследования и работы над ним сталкивается каждый студент. Но зачастую он не знает, с чего начать, как грамотно выстроить весь процесс так, чтобы не упустить главное и рассказать обо всем по порядку. В голове крутятся много разных вариантов, и хочется написать обо всем и сразу, но, как правило, спонтанно провести научное исследования без составления плана работ практически невозможно. Поэтому даже профессионалы в своем деле, не раз публиковавшие свои научные исследования, тщательно подходят к анализу и подготовительной работе. Именно поэтому в этой публикации мною был составлен список порядка этапов работы над научным исследованием.

Ключевые слова: научное исследование, этапы научного исследования, актуальность, гипотеза, план исследования, методы исследования.

Научное исследование— это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

 это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

 это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

 оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты;

Этапы научного исследования.

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

. (один из самых важных исложных этапов, так как перед выбором актуальной темы нужно проанализировать большое количество научной литературы)

От удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом.

Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Иначе говоря, в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать (по крайней мере в рамках нашей диссертационной работы и ограниченности времени.)

Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций могут облегчить выбор соответствующей темы. К данным положениям, по нашему мнению, следует отнести:

Объект исследования –это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Исходя из объекта и предмета можно приступить к определению цели и задач исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая, то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.

Цель конкретизируется иразвивается взадачах исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т. е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса.

Четвертая — с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

. Задачи следует формулировать четко илаконично. Как правило, каждая задача формулируется ввиде поручения: «Изучить.». «Разрабо­тать.». «Выявить.». «Ус­тановить.». «Обосновать.». «Определить.». «Проверить…», «Доказать…» ит.п.

Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования.

*Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов.». а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о.». «К изучению.». «Материалы к.».

Сразу найти полную и краткую формулировку — дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

Гипотеза — познавательная конструкция, включающая как предположение, так и способы его фальсификации; обобщающая, прогнозирующая получение определенных новых фактов и систематизирующая их. По определению Р.Солсо, гипотеза— обобщенное выражение стратегии исследования.

!Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения.

План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.

**В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и изменять.

Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования.

Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга, диссертации и т. п.).

Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных. Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их раз­решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

Пример методов сбора информации.

 наблюдение и сбор фактов;

 метод научных абстракций;

Пример методов обработки данных.

Методы могут применятся всовокупности, дополняя друг друга.

Организация исследования связана с планированием его про­ведения, которое определяет последовательность всех этапов рабо­ты, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полно­ценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения и т. д.

На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.

Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, — которые почему-либо не зафиксированы, но представля­ют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.

*** Как написано выше существует 2 метода обработки данных: качественные иколичественные методы.

Применять эти методы можно всовокупности!

Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что по­лучено самим автором.

. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения — уже не нуждающиеся в доказательствах.

Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам.

Источник

Научное исследование

Что не является обязательным условием научного исследования. Смотреть фото Что не является обязательным условием научного исследования. Смотреть картинку Что не является обязательным условием научного исследования. Картинка про Что не является обязательным условием научного исследования. Фото Что не является обязательным условием научного исследования

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Виды научных исследований:

Содержание

История

В XVI-ом веке Франсисом Бэконом высказана идея, о том, что наука может и должна организовываться для изучения природы и для развития наций. Утверждая таким образом экономический и политический интерес научного достижения, и необходимость для правителей не недооценивать стоимость их учёных, Бэкон закладывает основы научного исследования, институционализированного, окружённого научной политикой, принимающей участие в организации работ учёных, чтобы использовать лучше экономическое и военное достижение нации.

Но если Бэкон может символизировать значительный момент институционализации поиска, он — тем не менее не единственный учредитель.

В течение XVII-го века и именно XVIII-го века развиваются Академии, которые являются первой настоящей демонстрацией институционализации поиска, организованной по воле меценатов.

Первые исследователи-специалисты появляются в XIX-ом веке.

Исследователи

Исследователь — это специалист, создающий новые знания. В широком смысле этого слова — исследователь это человек, создающий или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятельности. Например, Пржевальский и Д.Кук — в географии, Д. Менделеев — в химии и т. д. Исследователи создают новые знания, накопление которых позволяет выдающимся исследователям совершать научные открытия, которые влияют на ход развития человеческой цивилизации. Выдающиеся исследователи — это исследователи, вклад которых в науку получил признание в обществе. Например,А.Эйнштейн, И.Ньютон, Дарвин, Магеллан….

Публикации

Научные исследователи публикуют свои работы в:

Финансирование

Финансирование играет важную роль в научных исследованиях. В основном научные исследования финансирует государство, но этим также занимаются частные лица и организации.

Научно-исследовательские учреждения

Научно-исследовательский институт — учреждение, занимающееся исследованиями в области науки и техники, разработкой НИР и НИОКР, разновидность института. Обычно институты имеют закреплённую за ними аббревиатуру.

Научная этика

Научная этика — совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.

Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:

Существуют также ещё два принципа: самоценность истины и ценность новизны.

Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах.

Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать четкую селекцию уже известного в науке и новых результатов.

Данный моральный принцип в реальности нарушается. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жесткость санкций за нарушение этических принципов науки.

Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведет к макулатурной науке, идеологизации науки, и к возникновению учёных в средствах массовой информации.

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Научное исследование» в других словарях:

научное исследование — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN scientific research Systematic investigation to establish facts or principles concerning a specific scientific subject. (Source: CEDa)… … Справочник технического переводчика

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий [24, c. 54; 82, c. 301] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Научное исследование — процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ… … Исследовательская деятельность. Словарь

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности; характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью; имеет два уровня эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на… … Профессиональное образование. Словарь

Научное исследование — это метод проверки теорий и гипотез путем применения определенных правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретации этих наблюдений в строго заданных условиях … Социологический словарь Socium

ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — – это действие, непосредственно направленное на объект и основанное на результатах наблюдения и эксперимента. Вместе с теоретическим исследованием эти оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру… … Философия науки и техники: тематический словарь

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — – это действие, направленное на развитие понятийного аппарата науки и связанное с совершенствованием познания объективной реальности и её закономерностей. Оно представлено идеальными объектами в виде абстракций или теоретических конструктов.… … Философия науки и техники: тематический словарь

Научное доказательство — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия

Исследование — Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование научный метод (процесс) изучения чего либо[1].… … Википедия

ИССЛЕДОВАНИЕ — научное, процесс выработки новых науч. знаний, один из видов познават. деятельности. И. характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и… … Философская энциклопедия

Источник

Эмпирическое и теоретическое в исследовательской дея­тельности специалиста по физической подготовке войск состоит из структурных элементов, характеризую­щих последовательность познавательных действий и основные формы, в которых существует и развивается научное знание. Это факты действительности, возникающие из потребности их объяснения, научные проблемы, предварительное решение проблем в форме гипотез, последующее подтверждение, дока­зательство или опровержение гипотез и в заключение теория, содержащая закон,— таковы основные структурные элементы и соответственно основные гносеологические формы существо­вания и развития научного знания и исследовательской деятельности специалистов различного профиля, в том числе и в сфере физической культуры и спорта.

Следует иметь в виду, что только в упрощенной логиче­ской схеме и лишь, в конечном счете, факт выступает исход­ным, а теория — завершающим элементом процесса исследо­вания. Познание — общественно-исторический процесс, детер­минированный практикой и достигнутым уровнем знаний в целом. Военный исследователь обращается к объекту не потому, что тот случайно попал в поле его зрения и начинает его изучение не с нуля. Он движим определенной целью, кото­рая порождается потребностями военной практики, а форми­руется с помощью существующей на данный момент теории. Исследователь собирает факты, выдвигает и решает пробле­мы, опираясь не только на частную теорию объекта, но и на всю теоретическую базу, созданную развивающейся наукой от ее специальных областей до философского мировоззрения.

Практическое взаимодействие субъекта и объекта позна­ния дает начало всей последовательности научного исследования. Практика регулирует весь этот процесс, воз­действуя непосредственно и опосредованно на каждый элемент, познавательного цикла. В свою очередь обогащенная и прове­ренная на практике теория физического воспитания оказывается не только завершающим, но и начальным элементом каждого нового цикла. Ее достижения включаются в общую научную базу познания, участвуют в формировании и уточнении целей. Она воздействует на каждый элемент познавательного цикла и на развитие самой практики физической подготовки войск, повышая ее целесообраз­ность и эффективность.

Процесс научного познания идет от явления к сущности, от исторического описания к логике его развития, от ха­рактеристики функций к структурному строению и т. п. Вместе с тем любое познание совершается и по логике по­знавательной деятельности. Всякое познание начинается с определения и отбора фактов, сбора и обработки информа­ции, проходит этапы постановки проблемы, формулирова­ния гипотезы, ее проверки, обоснования теории, объедине­ния теорий в науку. Факт, проблема, гипотеза, теория, на­ука— таковы основные моменты научного познания.

Необходимым условием научного исследования являет­ся установление факта или фактов. Научный факт высту­пает в виде прямого наблюдения объекта, показания при­бора, фотографии, протоколов опытов, таблиц, схем, за­писей, архивных документов, проверенных свидетельств очевидца и т.д.

Факт — это имеющее место явление, событие, подтверж­денное наблюдением, экспериментом или зафиксированное в науке.

Факт — это объективное явление или процесс, так или иначе включенный в систему научного знания. Факт ста­новится явлением научного познания, будучи научно осо­знанным, зафиксированным, описанным.

Факт (от лат. factum — сделанное, свершившееся): а) синоним понятия «истина», реальное событие, результат — в противополож­ность вымышленному; б) особого рода предложения, фиксиру­ющие эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Существуют факты действительности и факты науки. Фак­ты действительности — это вещи, свойства, отношения, собы­тия, существующие или существовавшие на самом деле, независимо от их осознания. Это явления и события, на кото­рые направлен познавательный процесс и которые включены в отношение «объект — субъект». Факты науки — это отраже­ние фактов действительности, зафиксированное в языке науки в виде эмпирических суждений.

Факт становится научным, когда он включен в ло­гическую структуру конкретной системы научного знания. Как от­мечал Н. Бор, ни один опытный факт не может быть сформулиро­ван помимо некоторой системы понятий. В современной методологии науки существуют две полярные точки зрения в пони­мании природы факта — фактуализм, который подчеркивает автономность и независимость фактов по отношению к различным теориям, и теоретизм, напротив, утверждающий, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Верное решение проблемы состоит в признании того, что научный факт, обладая теоретиче­ской нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе обусловлен материальной действительностью. В на­учном познании совокупность фактов образует эмпирическую ос­нову для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предска­зание ранее неизвестных.

Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам — одно из существенных требований, предъявляемых к научным тео­риям. Расхождение теории с фактом рассматривается как сущест­венный недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или нескольким отдельным фак­там, нет оснований считать ее опровергнутой, так как подобное противоречие может быть устранено в ходе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники.

Научными факта­ми в физической культуре могут быть физические качест­ва людей, их способности, ставшие объектом исследования, действия и их результаты, показатели, способы и сред­ства физического развития, функции физической культу­ры и т. п.

Научные факты — это определенные фиксированные результаты эмпирических исследований (научных наблю­дений, измерений, экспериментов). Причем для фиксации этих результатов требуется использование языка науки.

Научные факты отличаются определенными характер­ными чертами. К ним относятся: новизна, достоверность, точность, воспроизводимость и некоторые другие. Позна­ние — это, как правило, процесс открытия новых фактов.

Новизна научного факта говорит о принципиально но­вом, неизвестном до сих пор знании о каком-то предмете или явлении (это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы не знали). Например, археологические раскопки в районе Новгорода позволили установить интересный для исторической науки факт — существование в XII веке неизвестной до недавнего вре­мени особой новгородской денежной единицы. Или другой пример, который уже можно отнести к разряду крупных научных открытий последнего времени. В 2005 году был окончательно установлен факт существования в Солнеч­ной системе десятой планеты, которая находится от Солн­ца на расстоянии в два раза большем, чем Плутон. Ее диаметр составляет 3000 километров и состоит она из гор­ных пород и льда. Открытие этого сенсационного факта потребовало выработки новой классификации планет Сол­нечной системы, что и было сделано на ассамблее Меж­дународного астрономического союза в августе 2006 года.

Достоверность научного факта — это объективная ис­тинность знания, зафиксированного в этом факте. Отсюда вытекает важное условие: научный факт не должен зави­сеть от того, кем и когда он был получен. В истории науки есть немало примеров, когда одни и те же факты уста­навливали разные исследователи, причем независимо друг от друга.

Точность научного факта определяется совокупностью наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных характери­стик. Известны примеры высочайшей точности, достигае­мой при определении количественных характеристик не­которых физических констант.

Оценка получаемых фактов — важная составляющая научного исследования. Чем глубже, конкретнее исследо­ватель будет оценивать роль и значение тех или иных фактов, тем эффективнее будет протекать его познава­тельная деятельность. Заметим, что иногда для характе­ристики фактов используются всякого рода эпитеты, под­черкивающие роль того или иного факта в исследовании («яркий факт», «бесспорный факт», «основной факт» и т.п.).

Оценка принципиальных особенностей научных фактов также помогает выяснить их масштабность, то есть предполагаемое значение для теории и практики.

Научные факты, призванные служить основой для даль­нейшего теоретического исследования, сами требуют для своего выявления и оценки определенной работы теорети­ческого мышления. Как любил говорить академик И.П. Пав­лов, без идеи в голове никакого научного факта устано­вить невозможно. Но чтобы такая идея в голове родилась, необходимо соответствующая теоретическая подготовка исследователя.

Полученные в науке факты требуют определенного те­оретического истолкования. При этом особый интерес уче­ных вызывает чаще всего не те факты, которые соответ­ствуют существующей теории (или гипотезе), а те, кото­рые обнаруживают противоречие с ней. М. Планк так оце­нил значение фактов для науки: «Первый повод к пересмотру или изменению какой-нибудь физической теории почти всегда вызывается установлением одного или не­скольких фактов, которые не укладываются в рамки пре­жней теории. Факт является той архимедовой точкой опо­ры, при помощи которой сдвигаются с места даже самые солидные теории. Поэтому для настоящего теоретика нич­то не может быть интереснее, чем такой факт, который находится в прямом противоречии с общепризнанной тео­рией: ведь здесь, собственно, начинается его работа».

Открытие новых эмпирических фактов имеет большое значение для развития системы научных знаний. В этом случае начинает «работать» внутренняя логика фактов, приводящая к неизбежному отказу от старых представле­ний, когда те приходят в явное противоречие с новыми экспериментальными данными.

Попытка исследователя (сознательная или бессознатель­ная) игнорировать логику фактов, а иногда даже подтасо­вывать их, приводит к неправильным выводам, которые не согласуются с действительностью. Результаты такого «исследования» очень скоро устраняются из науки. Наука представляет собой самокорректирующуюся систему и ни­какой обман или невольная ошибка не могут в ней долго оставаться нераскрытыми. История науки показывает, что личные пристрастия, идеологические предпочтения отдель­ных ученых рано или поздно разбиваются логикой фактов и отметаются в процессе научного прогресса.

Эмпирические исследования ведут к открытию все но­вых фактов, а они, в свою очередь, требуют теоретиче­ского объяснения, истолкования. В процессе научного по­знания факты становятся необходимой основой и побуди­тельной силой построения гипотез и теорий.

Наука располагает самыми разнообразными способами фиксации фактов: описание, протокол, фотография, рису­нок, кинограмма и т. д. Главные методологические требова­ния к этому процессу — точность, объективность, всесто­ронность и экономичность. Учитывая, что «факты — воз­дух науки», они должны включаться в процесс научного познания в самой простой и доступной для последующего оперирования с ними форме. Наиболее распространенной формой такой простейшей обработки фактов является фор­мализация, обозначение их определенными символами: сло­вами, словосочетаниями, сокращенными словосочетаниями, формулами, схемами и т. п.

Основное требование к факту в процессе научного по­знания— достоверность, истинность. Факт составляет фун­дамент всякого знания, поэтому от достоверности, истин­ности факта в определяющей степени зависит истинность всего процесса познания. Из этого, однако, не следует, что для истинности познания достаточно иметь истинные фак­ты.

«Неправильные представления о правильных фактах» начинаются обычно уже на этапе их сбора, первичной обра­ботки, группировки и систематизации. Надо учесть прежде всего, что в процессе познания могут возникать квазифакты, некие случайные события или предметы, по­являющиеся в данной области, но не относящиеся к ней. Такими квазифактами в физической культуре могут стать стихийно сформировавшиеся физические качества, не яв­ляющиеся результатами физических упражнений, которые могут быть выданы за их результаты. В процессе исследо­вания иногда возникают артефакты, искусственные обра­зования, порой не имеющие существенного значения в дан­ной области. Типичным их примером в физической культу­ре может служить искусственно формируемая мускулату­ра как результат так называемого культуризма.

Намеренные или непроизвольные искажения фактиче­ской основы исследования могут происходить уже на эта­пе сбора и группировки фактов. Это происходит тогда, ког­да нарушаются принципы объективности и всесторонности исследования, когда исходят не из объективной действитель­ности, а из заранее принятых или заданных установок. Тогда вместо объективного исследования получается под­гонка фактов под заранее установленную схему с целью «доказать» заранее принятые «выводы». Чтобы этого не случилось, необходимо опираться на прочный фундамент точных и бесспорных фактов, брать не отдельные факты, а их совокупность, не допуская при этом произвольных от­ступлений от них, а тем более — исключений, особенно тех фактов, которые не соответствуют предварительным уста­новкам.

Начиная сбор фактов, необходимо исходить из того, что не все они равноценны. Есть факты весомые, прямо и непосредственно выражающие суть происходящих процес­сов, а есть второстепенные факты, выражающие побочные, поверхностные, несущественные стороны иссле­дуемых процессов

Факт, взятый сам по себе, еще не составляет «тела нау­ки». Чтобы сделать факты действительно фундаментом на­уки, их соответствующим образом обрабатывают: собирают, руководствуясь определенными принципами, целями, иде­ями; отбирают нужные, отсеивая ненужные; группируют; систематизируют. Все эти процедуры совершаются на ос­нове определенных методов и методик, причем не столько «технологических», сколько принципиальных. К сбору фактов приступают, определив проблему, разработав ту или иную, пусть весьма приблизительную, неполную, а возможно и неверную гипотезу.

Факты — это наша повседневная действительность. Но подавляющее большинство их проходит, не привлекая вни­мания. Это происходит в силу того, что они легко уклады­ваются в существующие схемы, получают достаточное объ­яснение с точки зрения имеющегося знания. Но в повсед­невном потоке деятельности возникают факты, противоре­чащие существующему знанию, не укладывающиеся в его схемы. Противоречие между фактом и теорией, призванной объяснить его, и дает начало проблеме. Это противоречие, которое в конечном счете выступает как противоречие между теорией и практикой, между новыми практическими потребностями и существующими теориями, является ос­новной движущей силой познания вообще, научного поз­нания— в особенности. Из противоречия между фактом и знанием возникает проблема.

Проблемой в строгом смысле этого слова называется за­дача, для решения которой на данном этапе развития по­знания или практики нет достаточных знаний или средств. В обиходном словоупотреблении проблемой называют тео­ретический или практический вопрос, требующий разреше­ния. Для решения научной проблемы необходимо новое знание, расширение или углуб­ление имеющегося знания. Постановке научной проблемы предшествует этап поиска решения того или ино­го вопроса в имеющемся знании. Если находят возмож­ность решить задачу на основе имеющегося знания, научной проблемы не возникает. Научная проблемная ситуация появляется только тогда, когда имеющееся знание не дает возможности решить тот или иной вопрос.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *