Что не является объектом размещения отходов
Что не является объектом размещения отходов
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Запрет, установленный п. 7 ст. 12, временно не распространяется на отдельные объекты.
7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
(п. 7 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(п. 8 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
(п. 10 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
11. При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.
(п. 11 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
Что не является объектом размещения отходов
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
Размещение отходов: как получить лицензию на этот вид обращения с отходами
Содержание:
Размещение отходов: разбираемся в терминологии
Размещение отходов – хранение и захоронение отходов
Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Складирование отходов на срок менее 11 месяцев называется накоплением отходов. Накопление отходов, в отличие от хранения отходов, не подлежит лицензированию.
Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Лицензия на размещение отходов и плата за негативное воздействие на окружающую среду
Лицензия выдается на конкретные виды отходов, с которыми планирует работать лицензиат. Весь перечень отходов, который порой “простирается” на десятки страниц перечисляется в приложении к лицензии. Размещение отходов, которых нет в списке, является незаконным.
Документы для получения лицензии на размещение отходов
Требования к объектам размещения отходов
На сегодняшний день существует ряд требований к объектам размещения отходов (полигонам, шламохранилищам, отвалам пустой породы, терриконикам, золошлакоотвалам, специально оборудованным комплексам по их переработке и захоронению). Основные положения размещения отходов описаны в статье 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” и более подробно в СанПин 2.17.1322-03.
Далее приведем некоторые правила размещения отходов из СанПин 2.17.1322-03, коих гораздо больше, чем в одной статье ФЗ-89. Например, в СанПин указывается каким образом должны храниться отходы в зависимости от степени опасности: 1 класс – только в контейнерах, бочках и цистернах; 2 класс – в полиэтиленовых мешках и пластиковых пакетах; 3 класс – в бумажных мешках, хлопчатобумажных и текстильных; 4 класс – насыпью.
В отдельном разделе документа приводятся требования к самим объектам размещения отходов, которые частично пересекаются с положениями закона “Об отходах”. Понятно, что место для хранения и захоронения отходов выбирают на этапе разработки проектной документации, размер территории определяется с учетом эксплуатации на 20-25 лет; берется во внимание классы опасности отходов, которые планируют размещать. Объект выбирается за пределами жилой зоны и мест скопления, отдыха людей.
Территория с хранящимися отходами не должна простираться на территории всех 3-х поясов зон санитарной охраны источников воды. Полигоны запрещено размещать на заболоченных территориях. Весь полигон должен быть опоясан кольцевыми каналом и валом высотой от 2 метров.
Хранение и захоронение отходов должны происходить с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов. И другие санитарные правила и нормы.
Способы размещения отходов
Реестр объектов размещения отходов
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ФЗ №89).
Литература для изучения вопроса
СанПин о размещении отходов
Российским законодательством разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». В данном документе содержится информация о целях размещения отходов и области применения документа; временном складировании и транспортировании отходов; требовании к размещению, устройству и содержанию объектов; составе предпроектной и проектной документации и прочее.
Сроки получения лицензии
Лицензия на размещение отходов по срокам получается дольше, чем лицензия на сбор и транспортирование. Если рассматривать ситуацию, когда у соискателя лицензии собраны все исходные данные из перечисленного выше списка и он передает их в проектную организацию для получения лицензии. В этом случае общий цикл получения лицензии (с подготовкой материалов обоснования, согласованием в трех органах и двумя проверками) займет 5,5 месяцев. Правда, это идеальная ситуация, которая на практике встречается крайне редко.
Если у соискателя лицензии нет проектов санитарно-защитной зоны и предельно допустимых выбросов, срок получения лицензии увеличивается на время получения положительных заключений по этим документам. Например, разрешение на выброс получают за 5 месяцев, санэпид заключение по границе СЗЗ за 4,5 месяца. При синхронном проектировании документов возможно уложиться в срок 6-7 месяцев. Для этого понадобится подключить дополнительных специалистов.
Проведение экологической экспертизы и общественных слушаний также занимает не менее 3 месяцев.
В итоге наиболее реальным сроком получения лицензии можно назвать 1-1,5 года. Для этого специалистам следует работать по заранее составленному плану-графику и аккуратно придерживаться его.
Объекты размещения отходов: определение, требования, законодательное регулирование
Отходы жизнедеятельности людей опасны для окружающей среды.
Поэтому они требуют упорядочивания всего процесса обращения с ними.
С этой целью принят Федеральный закон (ФЗ) №89 «Об отходах производства и потребления», в котором имеются сведения об объектах размещения отходов (сокращенно ОРО).
Что такое объекты размещения отходов?
Согласно формулировке, приведенной в ФЗ №89, объекты размещения отходов — это специально оснащенные сооружения. Их назначение — размещение отходов.
ОРО включают:
Например, к таким сооружениям относятся полигоны и хранилища для шламов, хвостов, а также отвалы горных пород.
Требования к ОРО
Правила, регламентирующие условия для объектов размещения остатков деятельности человека, обозначены в статье 12 ФЗ №89 третьей главы закона. Статья 12 закона «Требования к объектам размещения отходов» содержит 11 пунктов.
Условия определения места строительства для ОРО изложены в некоторых пунктах статьи 12.
Пункт 2 гласит, что выбор места проводится на основании геологических и гидрологических изысканий.
В пункте 5 говорится о том, что существует запрет на захоронение отходов в зонах:
А также на водосборных площадках, используемых с целью водоснабжения, в местах залегания и выработки полезных ископаемых.
Существующие ОРО обязательно вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) — п. 6 ст. 12 закона. А на ОРО, не внесенных в ГРОРО, размещать отходы запрещено (п. 7).
Выполнять захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, пригодные к утилизации, запрещено (п. 8). Также в требованиях к ОРО существует запрет на применение твердых коммунальных остатков для рекультивации земель, карьеров (п. 10).
В период функционирования ОРО их пользователи обязаны мониторить состояние внешней среды на предмет загрязнения (п. 3). После окончания эксплуатационного срока ОРО контролируется его состояние, воздействие на окружающую среду, а также проводятся восстановительные работы нарушенных земель (п. 4 ст. 12 закона №89).
Виды и характеристики
ОРО подразделяются на 2 вида — объекты хранения и объекты захоронения. Объекты хранения — это сооружения, назначением которых является длительное по сроку (более 11 месяцев) складирование отходов с дальнейшей утилизацией, обезвреживанием и захоронением.
Объектами захоронения отходов считаются наземные участки и подземные сооружения, служащие для изоляции остатков, не подверженных дальнейшей утилизации.
В промышленности такие объекты могут располагаться прямо на территории предприятия или же за его пределами. Их цель — предотвращение попадания в окружающую среду агрессивных компонентов.
Основные виды объектов захоронения отходов:
А также открытые и крытые площадки с покрытиями, шлакоотвалы, терриконы, золотоотвалы, производственные помещения.
Что такое ГРОРО?
Все ОРО фиксируются в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) (приказ Минприроды РФ №792 от 30.09.2011, раздел III). Документ содержит сгруппированные данные о функционирующих объектах хранения отходов и объектах захоронения (п. 16 раздела III).
В реестр ОРО (п. 17) не включаются:
Формирование ГРОРО происходит на основании информации об ОРО, которая получена вследствие проведения инвентаризации ОРО (п. 18).
Для включения в ГРОРО, территориальными органами Росприроднадзора в центральный орган предоставляется следующая информация о каждом объекте (п. 19):
Росприроднадзор в течение 15 дней анализирует полученную информацию, присваивает ОРО номер в ГРОРО.
Инвентаризация
Инвентаризация ОРО проводится в соответствии с Правилами, утвержденными приказом №49 Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 г. В правилах инвентаризации ОРО представлен порядок сбора, составления и оформления сведений об эксплуатируемых объектах.
Данные Правила не действуют на ОРО, не включаемые в ГРОРО. Частота проведения инвентаризации ОРО составляет 1 раз в 5 лет.
Проведение процедуры инвентаризации требует наличия следующих источников информации по ОРО:
Характеристика каждого объекта, после обработки информации об инвентаризации, оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр отправляется в территориальный орган Росприроднадзора, вторая копия документа хранится у лица, эксплуатирующего ОРО.
По результатам проведенной инвентаризации ОРО объекты включаются Росприроднадзором в ГРОРО. Также информация используется для регулирования работы обращения с отходами и влияет на решение при утверждении норм на размещение отходов.
Мониторинг
В соответствии со статьей 11 ФЗ №89, на территориях ОРО требуется проводить мониторинг состояния окружающей среды.
Постановлением №467 Правительства РФ от 26.05.2016 г. лица, эксплуатирующие ОРО, обязаны подготавливать отчет результатов мониторинга, удостоверяющий исключение негативного влияния ОРО на окружающую среду.
Порядок проведения мониторинга, согласно п.3 статьи 12 ФЗ №89, устанавливается федеральными органами в соответствии с их компетенцией. Обоснованием исключения негативного воздействия ОРО служат результаты измерений (п. 3 Постановления 467).
По результатам проведения мониторинга составляется отчет, на основании которого территориальным органом Федеральной службы принимается решение о подтверждении исключения негативного влияния ОРО на окружающую среду.
Коэффициент места расположения
При взимании платы за загрязнение природной среды в инструктивно-методических указаниях Минприроды РФ от 26.01.93 г, который уже утратил силу, предусматривались коэффициенты, учитывающие место расположения ОРО.
Экологическая экспертиза проектов строительства
При возведении ОРО соответствие документации экологическим требованиям законодательства в сфере охраны окружающей среды устанавливается экологической экспертизой.
Регулирование отношений в области экологической экспертизы происходит с помощью ФЗ №174 от 23.11.1995 г.
К объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня относится документация проектов капитального строительства, относящихся к ОРО (пункт 7.2).
Проведение экспертизы проектной документации распространяется на такие работы:
Заключение
Сохранение и поддержание естественного состояния природных систем — стратегическая цель экологической политики государства, включающая правильное обращение с объектами размещения отходов.
Для этого необходимо соблюдать законодательство, требования к ОРО, своевременно проводить мониторинг и инвентаризацию объектов, подавать отчеты.
Что не является объектом размещения отходов
ГОСТ Р 56828.40-2018
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Размещение отходов. Термины и определения
Best available techniques. Waste disposal. Terms and definitions
Дата введения 2019-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий» (ФГУП «ВНИИ СМТ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 «Наилучшие доступные технологии»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий, применяемые в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям согласно ИТС 17 [1].
2 Термины и определения
дренажные воды: Воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты.
захоронение отходов: Изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
3 консервация объекта размещения отходов: Деятельность по сохранению объекта размещения отходов после прекращения размещения на нем отходов в безаварийном состоянии, изоляции размещенных на объекте отходов, исключающем загрязнение окружающей среды в течение неопределенного срока, с возможностью использования территории расположения объекта размещения отходов для иных целей.
4 ликвидация объекта размещения отходов: Деятельность по демонтажу установленного на объекте размещения отходов оборудования и сносу его конструктивных элементов, удалению размещенных на нем отходов, приведению территории, на которой объект расположен, в состояние, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья граждан, охрану окружающей среды, в том числе выполнение работ по восстановлению нарушенных земель.
мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды: Долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.
накопление отходов: Временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
нарушенные земли: Земли, утратившие первоначальное качественное состояние в результате хозяйственной или иной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, нуждающиеся в восстановлении (рекультивации) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
[ГОСТ 57446-2017*, пункт 3]
объекты захоронения отходов: Предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
— объекты приповерхностного захоронения твердых коммунальных отходов,
— объекты приповерхностного захоронения отходов производства (полигоны приповерхностного захоронения производственных отходов);
— системы подземного захоронения жидких и разжиженных отходов, включая системы подземного захоронения жидких и разжиженных отходов при захоронении в пласт-коллектор и системы подземного захоронения жидких и разжиженных отходов при захоронении в подземный резервуар;
— системы подземного захоронения твердых и отвержденных отходов.
объекты размещения отходов: Специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
объекты хранения отходов: Специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
11 отвал: Объект хранения отходов, представленный искусственной насыпью на земной поверхности, формируемой из отходов производства и/или потребления; к отвалам относятся отвалы отходов: лесозаготовки добычи и/или обогащения, обрабатывающих производств, производства энергии, иных производств.
12 отходы потребления: Изделия или продукты конечного потребления (продукты, не предназначенные для производства другой продукции), утратившие свою потребительскую ценность/стоимость.
13 отходы производства: Вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг.
размещение отходов: Хранение и захоронение отходов.
твердые коммунальные отходы: Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
хранение отходов: Складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
18 хранилище: Объект хранения отходов, представленный сооружением (в том числе гидротехническим сооружением), расположенным на земной поверхности или в открытой горной выработке, обустроенный в соответствии с установленными требованиями и предназначенный для хранения отходов производства и потребления в течение неопределенного срока; к хранилищам относятся хранилища отходов: сельского и лесного хозяйства, обогащения полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства энергии, а также хранилища отходов иных производств.
19 фильтрационные воды: Воды, образующиеся за счет инфильтрации атмосферных осадков через массу размещенных отходов, загрязненные растворимыми в воде компонентами отходов; при размещении отходов, содержащих воду и/или природные органические вещества, фильтрационные воды могут включать воду, входящую в состав отходов, а также воду, образующуюся в результате биохимических процессов деструкции органических компонентов отходов.