Что не является компонентом мотивационной готовности к школе ответ на тест

Диагностический материал по определению мотивационной готовности к обучению

Просмотр содержимого документа
«Диагностический материал по определению мотивационной готовности к обучению»

ДИАГНОСТИЧЕСКЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Методика определения мотивации к обучению Р. С. Немова

Цель методики: выяснить, есть ли у обучающегося интерес к обучению. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: Чем обычно занимаются в школе?)

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придёшь из школы?

10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Интерпретация: Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только развернутый, вполне убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности.

Если ответ односторонен, неполон, то он оценивается в 0,5 балла.

Неверным считается ответ, в котором нет намёка на приобретение полезных знаний, умений и навыков, например: «Для того, чтобы было весело». За такой ответ ставится 0 баллов.

Полностью готовым к обучению в школе по результатам данной методики является ребенок, который в итоге набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.

Методика – Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»

Цель: методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете».

Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует о мотивационной незрелости;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:

а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;

в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.).

Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Цель: определение эмоционального отношения к школьному обучению.

Оборудование: набор красок или цветных карандашей; листы, на каждом из которых нарисовано 10 кружков, — в каждый кружок вписаны слова, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь.

Инструкция: раздаются учащимся листы с просьбой их внимательно прочитать слова, написанные в кружках. Читайте по порядку слова, написанные в кружках, и каждый кружок покрасьте в какой-либо цвет. Необязательно красить кружки разными цветами. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется.

Интерпретация: Если ребенок окрашивает большинство кружков в темные (фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный) цвета, — это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.

Источник

Что не является компонентом мотивационной готовности к школе ответ на тест

Что не является компонентом мотивационной готовности к школе ответ на тест

Получите 30₽ за публикацию своей разработки в библиотеке «Инфоурок»

и получить бесплатное свидетельство о размещении материала на сайте infourok.ru

Что не является компонентом мотивационной готовности к школе ответ на тест

Что не является компонентом мотивационной готовности к школе ответ на тест

Получите 5000 руб. за каждого привлечённого клиента

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что не является компонентом мотивационной готовности к школе ответ на тест

Что не является компонентом мотивационной готовности к школе ответ на тест

Что не является компонентом мотивационной готовности к школе ответ на тест

У автора в друзьях: 2

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тест: «Психологическая готовность ребенка к 1 классу»

Конечно же родителям, имеющим детей «предшкольного» возраста интересно знать готов ребенок к школе или нет. И здесь важны не только знания и умственные способности ребенка, на которых в основном и сосредоточено родительское внимание. Не маловажное значение имеет психологическая готовность ребенка к школе. Согласитесь, если малыш очень хочет учиться, но когда он приходит в класс, не сможет найти общий язык со сверстниками, его мотивация быстро иссякнет. Тоже самое произойдет, если ребенок не готов к выполнению определенных команд, вопреки своим желаниям. Последствием психологической неготовности ребенка к учебному процессу может стать длительное восстановление со школьным психологом. Проверьте насколько ребенок готов к школе с помощью ниже представленных тестов.

Мотивационная готовность ребенка к школе

Если по результатам тестов вы выявите, что у ребенка слабые и неточные представления о школе, нужно будет провести с ним работу по формированию мотивации.

(по Т.Д. Марцинковской)

Время на ответы не ограниченно. Задавайте вопросы и фиксируйте все ответы ребенка на бумаге:

«Представь себе город, в котором всего две школы. Я буду тебе называть чем отличаются эти школы, а ты должен выбрать, в какой из них ты хочешь учиться.»

Анализ ответов: Правильный ответ-1 балл, неправильный – 0 баллов. Внутренняя мотивационная позиция отношения к школе у ребенка сформирована, если по результатам ответов он набрал 5 и более баллов.

Источник

Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера

Цель: Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника.

Материал: Словесные ситуации, вопросы к детям на выбор одного варианта ответа.

Инструкция: Послушай, сейчас мы поиграем с тобой в игру «Две школы».

Я буду рассказывать тебе про первую и вторую школы, а ты выберешь ту, в которой хотел(а) бы учиться.

1.Если бы было две школы: одна с уроками русского, математики, чтения, рисования, пения, физкультуры, а вторая с уроками рисования, физкультуры, пения. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

2.Если бы было две школы: в одной уроки и переменки, а в другой только переменки. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

3.Если бы было две школы: в первой за хорошие ответы учитель ставит «5» и «4», а во второй за хорошие ответы дают сладости и игрушки. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

4.Если бы было две школы: в одной можно вставать только с разрешения учителя или поднимать руку, если что-то нужно спросить, а в другой школе на уроках можно делать все, что тебе хочется. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

5.Если бы было две школы: в одной задают задания на дом, а в другой не задают. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

6.Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы заменить ее твоей мамой или другой учительницей. Кого бы ты выбрал(а)?

7.Если бы мам сказала тебе: «Я договорилась с учительницей, она будет приходить к нам домой и заниматься с тобой дома, а в школу ходить не нужно». Что бы ты выбрал(а)?

8.Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно будет вставать рано утром в школу и делать уроки. Останься в детском саду, а на следующий год пойдешь в школу». Согласил(а)ся бы ты с этим предложением?

9.Если бы соседский мальчик (девочка) спросил (а): «Что тебе больше всего нравится в школе?». Что бы ты ответил(а)?

— за правильный ответ – 1 балл;

— за неправильный – 0 баллов.

Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набирает 5 и более баллов.

3) методика – «Исследование мотивации учения у старших дошкольников».

Данная методика разработана М.Р. Гинзбургом. Ее описание дается по книге «Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет». Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1998.

В основу методики положен принцип «персонализации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Методика проводится индивидуально с каждым ребенком. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержания рисунок, который служит внешней опорой для мотивации.

Цель: Выявить преобладание определенного мотива, при поступлении в школу.

Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком №1 женская фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфеле в руках. (Внешний мотив.)

Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».

Выкладывается карточка с рисунком №2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».

Выкладывается карточка с рисунком №3: фигурки двух детей, играющий в мяч. (Игровой мотив.)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Выкладывается карточка с рисунком №4: две фигурки, изображенный спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем захочешь».

Выкладывается карточка с рисунком №5: фигурка с портфелям в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».

Выкладывается карточка с рисунком №6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка)

После прочтения рассказа задаются вопросы:

— А как по-твоему, кто из них прав? Почему? – Выбор I.

— С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? – Выбор II.

— С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – Выбор III.

Дети последовательно осуществляют три выбора.

Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка данных исследования: Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором.

Мотивы,№ Выборы
I выбор++++
II выбор++++
III выбор++++
Контрольный выбор++++

I выбор – внешний мотив – 0 б.;

II выбор – учебный мотив – 5 б.;

III выбор – игровой мотив – 1 б.;

IV выбор – позиционный мотив – 3 б.;

V выбор – социальный мотив – 4 б.;

VI выбор – отметка – 2 б.

Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора.

Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая). Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Источник

Мотивационная готовность к школе

Что не является компонентом мотивационной готовности к школе ответ на тест Ольга Крашенинникова
Мотивационная готовность к школе

Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка». Данное понятие составляют три взаимосвязанные части – физическая, психологическая и педагогическая (или специальная) готовность. Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность.

Мотивационный компонент психологической готовности к школе включает:

1. уровень развития познавательных и социальных мотивов учения, мотивы непосредственно связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми;

2. развитие произвольного поведения, проявляющего в умении ставить цель, планировать деятельность, осуществлять контроль;

3. внутреннюю позицию школьника

Выделяют две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л. И. Божович,).

Для формирования мотивационной готовности у дошкольника должно быть развито:

Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.

Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:

• Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми.

• Умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов.

• Развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:

уважение к товарищам

готовность проявить сочувствие

Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Самооценка дошкольника формируется:

под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;

под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.

Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.

Не закончившееся формирование внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

положительных представлений о школе;

желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;

формированной позиции школьника.

Мотивационно готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни: портфель, учебники, тетради, а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведение, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Мотивационная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка.

К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Для формирования мотивационной готовности к обучению в школе необходимо соблюдать принцип комплексного подхода. Это значит совместная деятельность педагогов и родителей.

В сентябре 2017 года в подготовительных группа была проведена первичная диагностика уровня психологической готовности к обучению в школе. Было обследовано 46 детей подготовительных групп.

7 % (3 ребенка) показали высокие результаты подготовленности к школе,

67 % (31 ребенок) имеют средние показатели.

Низкие показатели готовности детей к школе у 12 детей – 26%.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.

Использовать загадки на школьную тему.

Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Проектирование предметно-развивающей среды в группе – «Уголок будущего первоклассника», который может включать в себя дидактические и развивающие игры и упражнения, иллюстрационный материал о школе, детские рисунки, дневник успехов на каждого ребенка, в котором с помощью условных обозначений отмечать успехи и достижения детей

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Выставка детских рисунков «Моя школа»

Для родителей провести консультацию, оформить папки-передвижки.

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы:

— чтение рассказов о школе,

— разучивание стихов школьной тематики,

— рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,

— сюжетно-ролевая игра «Школа»,

— прогулка к зданию школы,

— экскурсия в школьную библиотеку,

— досуг совместно с первоклассниками. Показ первоклассниками театрализованного представления.

Таким образом, основная задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки об успешных героях.

Работа у доски дает ребенку уверенность, смелость и позитивную мотивацию на учебную деятельность, приносящую удовлетворение и повышающую самооценку

Участие в конкурсах чтецов, в концертах, в спектаклях и других мероприятиях.

Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:

расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;

воспитывайте интерес к содержанию занятия, к получению новых знаний;

на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

А самое главное, не запугивайте ребенка школой. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

Таким образом, можно сказать, что детский сад выполняет всестороннюю подготовку детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В семье дополняют знания детей, полученные в детском саду, в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются психологические качества будущего школьника.

О том, что в детском саду ведется систематическая, целенаправленная педагогическая работа по формированию у детей мотивационной готовности к обучению в школе свидетельствуют результаты диагностик.

Диагностика уровня психологической готовности детей к обучению в школе в течении учебного года в нашем дошкольном учреждении проводится 2 раза. В сентябре – первичная, в мае – итоговая.

Прикреплённые файлы:

Психологическая готовность ребенка к школе ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая.

«Речевая готовность ребенка к школе» Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности.

Что такое готовность к школе? Цели • Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе. • Способствовать определению позиций, по которым дети.

Готовность к школе. Консультация для родителей Готовность к школе. Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии.

Психологическая готовность к обучению ребенка в школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для.

Психологическая готовность к обучению в школе Психологическая готовность к обучению в школе. Дети по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в первый месяц. У других – может.

Психологическая готовность к школе Современная действительность предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь:.

Что не является компонентом мотивационной готовности к школе ответ на тестРодительское собрание в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность детей к школе» Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я бы хотела поговорить с вами о психологической готовности ребёнка к школе, ведь, к сожалению,.

Семинар для воспитателей «Мотивационная готовность к обучению в школе» Семинар – практикум для воспитателей «Мотивационная готовность» Слайд 1 Данная тема возникла у нас в связи с тем, что при тестировании детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *