Что не является категорией дошкольной педагогики
Лекции по дошкольной педагогике. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки Дошкольная педагогика
Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.
Дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников.
Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Объектом дошкольной педагогики является ребенок-дошкольник, чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.
Предмет дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, изучение процессов развития и формирования личности дошкольника.
Задачи дошкольной педагогики как науки определяются потребностями педагогической практики деятельности дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем задачи науки заключаются не только в изучении и объяснении существующего опыта, но и в прогнозировании дальнейшего развития практики, в создании новых, перспективных педагогических технологий, опережении реальной педагогической практики.
Вместе с блоком постоянно действующих задач существуют задачи, определяемые единовременной потребностью практики дошкольного образования. Например, экологический кризис привел к необходимости разработки программ экологического воспитания дошкольников, материалов и рекомендаций к ним; стихийное появление групп кратковременного пребывания привело к необходимости обоснования теоретических и методических основ их деятельности. Круг таких задач постоянно меняется, тогда как выделенные нами выше задачи решаются системно.
Дошкольная педагогика как наука сталкивается в своем развитии с целым рядом проблем, требующих внимания ученых-исследователей. Это проблема взаимодействия с практикой, разработка новых теорий и методик воспитания, обучения, развития дошкольников, изучение особенностей этих процессов в разных возрастных группах; решение проблем сохранения и поддержания психического и физического здоровья педагогов и дошкольников в условиях ДОУ; поиск способов создания благоприятного эмоционального климата в группах; решение проблемы организации развивающей среды; разработка теорий и технологий индивидуализации дошкольного образования и др. Теоретическое и практическое обоснование путей решения возникающих проблем составляет постоянно действующий круг задач дошкольной педагогики.
Источники развития дошкольной педагогики : народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов; этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания.
Категории дошкольной педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая среда, педагогическая деятельность, педагогический опыт, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство и др.
Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Воспитание также рассматривается в широком педагогическом смысле – это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в образовательном учреждении и охватывающее весь педагогический процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание любознательности, самостоятельности, трудолюбия и др.).
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т.п.) и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения.
Знания – это отражение дошкольниками окружающей действительности в форме усвоенных понятий.
Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия.
Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений действия.
Образование – процесс овладения суммой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т.к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.
Педагогический процесс – это развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах дошкольной педагогики можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественнонаучный и историко-педагогический.
Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики — науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).
Естественнонаучные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проведенные их учениками и последователями – В.М.Бехтеревым, Н.Е.Введенским, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др. – исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.
Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.
Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о трех единствах — диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития — является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.
Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. Динамический стереотип — основа формирования умений, навыков, привычек поведения, им объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании вытекает из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.
Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественнонаучной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются рекомендации методов и средств обучения.
С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.
Под методами педагогического исследования понимают способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов.
В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.
Беседа – непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.
Значительно реже используется интервьюирование — односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.
Анкетирование – метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.
Тестирование – целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.
Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту – исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Цель эксперимента – установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент: констатирующий (изучение состояния педагогического явления); формирующий (апробация выдвинутой гипотезы); контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).
Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений, конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, выявить новые факты.
На различных этапах педагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.
Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого, различить стадии формирования внутриколлективных отношений.
В педагогических практике применяются также математические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе изучения, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.
Для того чтобы результаты педагогической деятельности были исчерпывающими и объективными, необходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.
Система педагогических наук. Педагогика за долгие годы своего становления и развития преобразилась в систему наук о воспитании разных категорий людей (по возрасту, направлению воспитания, профессиональной направленности и др.). Система педагогических наук представляет собой единство относительно самостоятельных наук, постепенно выделившихся из педагогики и являющихся ранее ее отраслями.
Фундаментом системы педагогических наук является общая педагогика, изучающая основные закономерности процесса воспитания и образования.
История педагогики – изучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи.
Возрастная педагогика – исследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов и педагогику взрослых.
Коррекционная педагогика – занимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития (олигофренопедагогика), зрения (тифлопедагогика), слуха (сурдопедагогика), дефектами речи (логопедия) и т.п.
Социальная педагогика – изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его заменяющего, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества
Педагогика труда (педагогика начального профессионального образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, педагогика последипломного образования).
Этнопедагогика – наука о педагогических воззрениях народных масс и их опыте воспитания подрастающего поколения.
Лечебная педагогика – система воспитания и обучения часто болеющих и недомогающих детей и детей-инвалидов.
Дошкольная педагогика: предмет, категории, задачи, источники, основные этапы в развитии дошкольной педагогики. Связь дошкольной педагогики с другими науками.
Дошкольная педагогика – это педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школуПризнаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).
3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории.
4. Специфическое содержание.
5. Категориальный аппарат (воспитание, обучение, формирование, развитие личности)
Задачи педагогики1. Разработка содержания, методов, форм организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду с учетом достижений в области смежных наук.
2. Изучение, обобщение, описание передового педагогического опыта.
3. Разработка методов, форм, содержания сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.
4. Определение путей, форм взаимодействия, преемственности детского сада и школы.
Источники развития дошкольной педагогики:1. Народная педагогика
2. Идеи выдающихся мыслителей прошлого о воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
3. Инструктивно-директивные документы в области дошкольного воспитания
4. Данные смежных наук: психологии, анатомии, языкознания, эстетики, этики и др.
5. Передовой педагогический опыт, современные прогрессивные теории и опыт зарубежных стран.
Этапы становления дошкольной педагогики:
Эмпирическая стадия:1 стадия – зарождение первых педагогических воззрений, мыслей и идей, касающихся воспитания и обучения детей, в учениях древнегреческих философов – Демокрита, Сократа и др.
2 стадия – педагогическая мысль развивалась в условиях эпохи рабовладельческого строя и феодализма.
Дошкольная педагогика как наука:
1 стадия – развитие педагогических взглядов и идей в эпоху Возрождения
2 стадия – становления и развития дошкольной педагогики в эпоху Нового времени.
3 стадия – становление общественной системы дошкольного воспитания и образования под влиянием идей Просвещения.
Современный этап:1 стадия – в конце XIX – начале XX в. центр педагогической мысли плавно смещается в США. Учеными были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. 2 стадия – развитие идей дошкольной педагогики в рамках системы дошкольного образования и подчинение данной системы государственному заказу – как за рубежом, так и в России.
3 стадия – развитие дошкольной педагогики на современном этапе – в западных странах прошел ряд реформ системы дошкольного образования, немного позже, но у нас все-таки тоже принимается новая Концепция дошкольного воспитания (1989), издается «Временное положение о дошкольном учреждении», которое является юридическим документом, определяющим права ребенка и педагога и отменяющим единую программу как обязательный документ (1991).
Связь дошкольной педагогики с другими науками
— Психологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии)
— Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология)
— Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена)
— Кроме того, дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература и Др)
32. Дошкольные образовательные учреждения в системе непрерывного образования. Нормативно-правовая база системы дошкольного образования.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: общеобразовательные (основные и дополнительные);профессиональные (основные и дополнительные).
К основным общеобразовательным относятся программы:дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования.
Дошкольное образование — это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются:
— понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности;
— обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей;
— гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса;
— свобода выбора программ и технологий;
— экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Обновление содержания дошкольного образования и совершенствование управления дошкольными учреждениями невозможно без сохранения и стабилизации сети детских садов, главная цель которых — обеспечение всех нуждающихся местами в дошкольных учреждениях по месту жительства, предоставление отвечающим современным требованиям образовательных, оздоровительных и других видов услуг.
В качестве нормативно-правовой основы системы дошкольного образования выступают следующие нормативно-правовые акты:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
— «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);
— «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014);
— «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155);
— «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (Постановление правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678).Также важное значение имеет региональное законодательство.
33. Основные характеристики личностных и профессиональных качеств педагога ДОО в интерпретации стандарта дошкольного образования. Стиль педагогической деятельности.
Неотъемлемая составляющая профессионализма и педагогического мастерства педагога – это его профессиональная компетентность. Понятие «компетентность» характеризует сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению определенной деятельности.
Независимо от форм деятельности педагога компетентность состоит из двух основных компонентов:
1. Системы знаний, определяющей теоретическую готовность педагога.
2.Личностных качеств педагога.
Собирательным свойством личности педагога является профессиональная направленность, которая характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Ядром такой направленности являются отношение к детям, любовь и интерес к ним.
Эмпатия — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия. У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности.
Педагогический такт означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия.
Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе.
Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.
Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы.
Успех в деятельности педагога во многом связан со способностью к педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия — это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Гностические умения — это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки общественного мнения).
Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей (непосредственно наблюдаемого, опубликованного в журнале, книге) с целью заимствования методов, приемов образовательной работы.
Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы.
Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (использование игрушек, поделка оборудования для занятий, труда; выращивание рассады, пересадка комнатных растений; организация выставок художественного творчества детей и их родителей и др.).
Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.
Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.
Они также проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка. Эти умения помогают воспитателю расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива родителей, педагогического коллектива.
В современной педагогике стили педагогической деятельности выделяются следующие:
Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися.
Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников.
Это в первую очередь непрофессионализм и недисциплинированность педагога. Он нерешителен, колеблется, неуверен в себе. Инициативу он передает учащимся, а зачастую вообще не контролирует их, не особо даже интересуясь, что дети делают.
34. Стандарт дошкольного образования как первой ступени общего образования: структура, содержание, требования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию:
— к структуре программы и ее объему,
— результатам освоения программы.
Он является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования.
Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации указанным требованиям, формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.
ФГОС ДО не предусматривает ни промежуточной, ни итоговой аттестации дошкольников. Дошкольные образовательные организации не проходят и государственную аккредитацию.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Основой содержания дошкольного образования являются:
6. Социально-коммуникативное развитие
7. Познавательное развитие
8. Речевое развитие
9. Художественно-эстетическое развитие
10. Физическое развитие
35. Программа как основной документ, регулирующий содержание образования в дошкольном образовательном учреждении. Конструирование образовательных программ для дошкольников.Образовательная программа, реализуемая в ДОУ, рассматривается применительно к широкому контексту жизнедеятельности ребенка и включает как воспитание, развитие, так и охрану, укрепление здоровья воспитанников, совместную, самостоятельную деятельность детей и взрослых. Следовательно, проектирование образовательной программы является источником формирования содержания дошкольного образования, с одной стороны, и конечных результатов его освоения — с другой. Важно помнить о специфике дошкольного образования, основанной на признании самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности.
К проектируемым результатам дошкольного образования в настоящее время складываются определенные подходы. Не углубляясь в достоинства и недостатки тех или иных позиций ученых, отметим среди основных достижений дошкольного образования нацеленность на формирование базиса личностной культуры и основного круга компетентности ребенка.
В существующей психолого-педагогической литературе термин «образовательная программа» употребляется в разном значении.
4. Образовательная программа при переходе работы ДОУ из режима функционирования в режим развития. Такая программа представляет собой описание системы мероприятий, осуществляемых в ДОУ для достижения поставленных целей.
5. Образовательная программа как перспективный план, определяющий содержание, направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения.
6. Образовательная программа как основа индивидуализации пространства развития детей.
С одной стороны, образовательная программа призвана реализовать требования к организации образовательного процесса в ДОУ со стороны государства. В этом смысле важны возможности образовательного учреждения в обеспечении необходимых условий для образования детей.
Приведем наиболее развернутую структуру программы.
1. Пояснительная записка.
Назначение образовательной про-граммы, эволюция образовательного учреждения в данном контексте, возможности учреждения.
2. Концепция программы.
Данный компонент содержит исходные философские, физиологические, психологические, педагогические идеи, определяющие основные принципы и позиции программы, ее своеобразие, отличие от других программ, содержа-тельную новизну. Исходная теория (концепция) задает основные направления педагогической модели, в рамках которой осуществляется развитие ребенка.
3. Целевой компонент. Выделение стратегических компонентов, определяющих направленния и содержание деятельности ДОУ, формулировка миссии образования детей, конкретизации цели и задач образовательной работы
4. Содержательный компонент. Структурирование содержания дошкольного образования поосновным направления деятельности ДОУ, определение исходных принципов и путей моделирования и реализации содержания.
5.Технологический компонент. Разработка технологий реализации содержания дошкольного образования. Определение системы деятельности педагогического коллектива, способов интеграции и согласования отдельных направлений образовательной работы с детьми.
6.Условия реализации. Необходимое кадровое, административное, методическое, дидактическое, материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.
7. Управление (контроль, оценка, диагностика и мониторинг). Технология управления процессом и результатами реализации программы со стороны родителей, педагогов, администрации ДОУ, органов управления образованием. Механизмы отчетности и регистрации результатов реализации программы.
8. Сопроводительные материалы. Материалы, конкретизирующие, расширяющие, дополняющие, иллюстрирующие содержание и ход реализации программы. В практике дошкольного образования складываются несколько подходов к моделированию структуры и содержания образовательной программы. Данные подходы формировались в процессе решения типичных для ДОУ проблем.
36. Требования к программам дошкольного образования в соответствии со стандартом. Характеристика современных комплексных и парциальных программ дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.Программа направлена на :
-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
-на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья).
развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.). Парциальные (специализированные, локальные) — включают одно или несколько направлений развития ребёнка.
В настоящее время существует целый ряд комплексных программ дошкольного образования, например:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Программа «Радуга» (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.).
3. Программа «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.)
4. Программа «Истоки» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.)
5. Программа «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.)
Среди парциальных программ можно выделить такие, как: «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова), «Природа и художник» (Т.А. Копцева) и др.