Что не является каналом восприятия информации
Каналы восприятия
Наверняка, каждый не раз задумывался, почему люди смотрят на вещи, события и на мир в целом по-разному. Это зависит от множества факторов. Например, от жизненного опыта, возраста, интеллектуальных способностей, определенного склада ума и тд. Одним из наиболее важных факторов являются каналы восприятия, так как именно от них зависит, как человек усваивает информацию.
Типы каналов восприятия
К основным каналам восприятия относят:
Также, выделяют дополнительные каналы восприятия. К ним относятся:
Как определить основной тип восприятия?
Точнее всего определить ведущий канал можно с помощью теста С.Ефремцева. Он является самым полным и надежным на сегодняшний день.
Также, основной канал можно определить, понаблюдав за взглядом человека, когда он отвечает на вопрос. Так мы поймем, какие образы у него возникают. А именно:
Еще проще можно определить канал восприятия, обращая внимание на то, какие слова использует собеседник. Визуалы в своей речи описывают видимые детали обстановки: цвет, форму размер и внешний облик вещей. Люди с доминирующим аудиальным типом восприятия описывают то, что можно услышать: звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, а также пересказывают то, что говорят другие люди. Кинестетики в свою очередь акцентируют внимание на том, что можно почувствовать, ощутить, во время разговора активно используют мимику и жестикулируют. Дигиталам не свойственно использовать какие-то определенные слова, однако их речь отличается хорошо построенными логическими связями, четкостью и лаконичностью.
Для чего нам определять каналы восприятия?
Каждый день мы коммуницируем с огромным количеством людей, и при том все они разные, к каждому в беседе нужен свой подход. И что как не определение ведущего канала коммуникации собеседника может помочь сделать диалог конструктивным? Чем точнее вы выбираете слова для диалога, например, с аудиалом, тем эффективнее пройдут ваши переговоры.
Если вы заинтересовались темой психотипов, я рекомендую вам прочитать этот пост.
Сенсорные модальности в НЛП
Каналы сенсорного восприятия (модальности) в НЛП
Индивидуальные особенности восприятия и обработки информации последнее время вызывают повышенный интерес как у ученых, так и у практиков, занимающихся проблемами общения и обучения.
В современной психологии различают несколько сенсорных систем, обеспечивающих восприятия информации – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и др. Эти системы были известны очень давно, но современный психологический подход к ним отличается тем, что у каждого человека выделяют предпочитаемую лично им систему получения к обработки информации. Оказалось, что у разных людей эти системы развиты непропорционально и это придает каждому человеку своеобразие.
Особенно резко может изменяться восприятие при стрессе. Например, может подавляться восприятие через одни системы и обостряться через другие.
Особенности восприятия и усвоения информации через разные сенсорные каналы разбираются в таком направлении практической психологии и психотерапии как нейролингвистическое программирование (НЛП). Любому коммуникатору важно знать этот раздел нейролингвистического программирования, чтобы знать, через какой канал общение с собеседником может идти наиболее эффективно, а какие каналы, наоборот, будут малоэффективны. Более подробную информацию о разных каналах восприятия, «модальностях» или «репрезентативных системах» можно получить из соответствующей литературы по нейролингвистическому программированию или на соответствующих углубленных тренингах. Здесь мы дадим им лишь краткую характеристику.
Понятно теперь, что устный рассказ лучше всего воспринимают аудиалы (таких людей в среднем всего 10%).
Кинестетики (их может быть до 40%) лучше воспринимают информацию ощупывая, обводя контуры, представляя себе внутренние ощущения, делая что-то руками.
Логики (по ним нам пока данные не известны) требуют времени на осмысление и опираются на абстрактные знания и понятия.
Источник:
Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С. Практическая коррекционно-развивающая работа со школьниками: Методические рекомендации / РГПУ; кафедра анатомии, физиологии и валеологии. Рязань, 2000. 36 с.
© 2000-2020 Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С.
Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал
Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.
Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:
Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.
Как же определить, кто Вы: визуал, аудиал, кинестет или дигитал по речи?
Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.
Визуал
Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.
Аудиал
Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво.
Кинестет
Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.
Дигитал
Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности. Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью.
Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.
Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в процессе обучения
Если Вы много учитесь, ходите на курс, тренинги, читаете, то понимание собственного типа восприятия поможет Вам организовать свой собственный процесс обучения с максимальной пользой.
Визуалы
Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:
Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.
Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.
Аудиал
Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если Вы аудиал, то старайтесь обязательно прослушивать лекционный материал, аудиокурсы. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.
Кинестет
Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.
Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся. И не любят бездействие. Именно для кинестетов поговорка «Движение — это жизнь» имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.
Дигитал
Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:
Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в общении
Визуалы
«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается.
В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.
В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.
Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.
Аудиал
Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.
Кинестет
Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.
Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.
Дигитал
Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.
Особенности каждого типа восприятия
Визуалы
Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.
Аудиал
Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.
Кинестет
Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета. Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.
Дигитал
Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.
Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов. Но об этом мы поговорим позже.
Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях. Но понимание своей ведущей системы позволит более качественно усваивать любую информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Понимание своего типа восприятия (визуал, аудиал, кинестет, дигитал), позволит вам понять, как учиться именно вам, с учетом ваших индивидуальных особенностей.
Визуал, кинестетик, аудиал: тест
Каждый человек наделен пятью основными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Но, в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, людей условно можно разделить на три основные категории: визуалы, аудиалы и кинестетики. И у каждого человека обязательно будет один доминирующий орган чувств. От того, как мы воспринимаем действительность, зависит очень многое.
Если попросить нескольких людей вспомнить, например, лес, то один сразу же представит себе зелёную крону деревьев; другой будет ассоциировать лес с пением птиц; а третий вспомнит свежий воздух и прикосновения травы, листьев, паутинок к коже.
Также и дети. Один ребёнок, чтобы понять должен всё записать, другому достаточно просто услышать информацию, а третий, если не потрогает, ничего не запомнит.
Школьное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков.
Содержание:
Рассмотрим каждый из каналов восприятия информации.
Кто такие визуалы
Люди-визуалы воспринимают информацию через зрение. При общении обязательно смотрят в глаза собеседнику. У них часто можно заметить расфокусированный взгляд. Это значит визуал о чём-то размышляет.
Кто такие аудиалы
Люди-аудиалы оспринимают информацию через слуховой канал. Они обладают хорошим слухом и отличной памятью. При общении им не обязательно видеть собеседника или прикасаться к нему, достаточно хорошо его слышать.
Кто такие кинестетики
Люди-кинестетики воспринимают информацию через ощущения и с помощью движений. Кинестетики чувствуют мир, не могут скрывать своих чувств и эмоции. Их часто выдают глаза, поэтому они их опускают. Все решения принимают, опираясь на свои чувства.
Как же понять к какому типу относится ребёнок?
Предлагаю пройти очень полезный тест для детей «КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ»
Тест предназначен для дошкольников и младших школьников.
Читая вопросы, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты.
1. ОБЩЕНИЕ
Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то…
Визуал — говорит, используя самые простые обороты речи, неправильно произносит некоторые слова и звуки, пропускает наречия и предлоги.
Аудиал — использует те же обороты речи, что и взрослые, использует грамматически правильные предложения, рассказывает тщательным образом продуманные истории.
Кинестетик — речь тяжело понять, говорит короткими, грамматически неправильными предложениями, стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них.
2. ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
Во время игры мой ребенок…
Визуал — отдает предпочтения головоломкам и настольным играм, наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором, узнает о новых вещах, наблюдая.
Аудиал — любит слушать аудиозаписи, любит книги и игру фантазии. учится новому, читая инструкции.
Кинестетик — любит играть на свежем воздухе, наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке, почти каждой игрушке находит полноценное применение.
3. СЛОЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то…
Визуал — пишет старательно, его художественные изделия очень аккуратны и красивы, легко вырезает, раскрашивает, склеивает.
Аудиал — пишет достаточно неплохо; во время работы он разговаривает сам с собой.
Кинестетик — пишет тяжело, многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми, его работы неопрятны.
4. ПРОСТЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Когда мой ребенок начинает двигаться…
Визуал — настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе, любит игры с четко установленными правилами.
Аудиал — больше разговаривает, чем играет; отдает предпочтение играм, требующим вербального общения; во время какой бы то ни было деятельности разговаривает сам с собой.
Кинестетик — игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр, имеет хорошую координацию, не ходит спокойно, а носится.
5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ
Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то…
Визуал — даже в толпе остается одиноким; прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие; долго привыкает к новым людям.
Аудиал — буквально расцветает в кругу друзей; может мешать во время занятий, поскольку очень много разговаривает; часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно.
Кинестетик — коллективистский, но не очень разговорчивый; может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям, любит пошалить.
6. ЭМОЦИИ
Когда ребенка что-то тревожит, то он…
Визуал — не очень эмоционален, начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других.
Аудиал — свободно рассказывает о своих ощущениях, может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений.
Кинестетик — эмоционально зависим и легко обижается; когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь.
7. ПАМЯТЬ
Когда мой ребенок занимается, он…
Визуал — может воспроизводить буквы и цифры по памяти; помнит о том, что ему показывали.
Аудиал — лучше всего учится, заучивая наизусть; знает звуки, соответствующие буквам алфавита.
Кинестетик — плохо запоминает, легко отвлекается.
8. ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Когда мой ребенок находится в классной комнате, он…
Визуал — следит за опрятностью своей одежды и за чистотой своего рабочего места; в свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел; медленно привыкает к новой ситуации.
Аудиал — его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен; ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место; он внимательный и послушный.
Кинестетик — абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен; работает в окружении полнейшего беспорядка; способен переворошить свое рабочее место за несколько минут; проявляет большую активность во время игр; вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается.
Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – набрало скорее всего большее количество отметок. Этот канал восприятия информации и означает тот способ познания, который наиболее характерен для вашего ребенка.
Ребенок-визуал
Визуалы мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена и фамилии. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей-визуалов наполнена словами «посмотрите», «вы видели», «красивый», «яркий», «красный», «зеленый»… Думают они образами. В процессе мышления в их голове возникают картинки из прошлого, представления о будущем, образы, проигрываются воображаемые ситуации. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия.
Малыши с визуальным восприятием не любят объятия и поцелуи, но зато охотно поговорят с вами на взрослые темы. Выглядят обычно старше своих лет, потому что держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы «из телевизора», который обожают. Улавливают по выражению лица ваши настроение и желания, но не всегда дают вам понять это (конечно же, в своих интересах). У визуалов превосходная зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Быстро запоминает цвет, форму, размер. Им легко даются рассказы по картинкам. Их глаза всегда ищут информацию.
Дети-визуалы рано начинают писать печатными буквами и уже до школы умеют достаточно бегло читать. В воспитании визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Визуалы-школьники легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: им проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило, почему надо писать именно так. Наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей: зарисуй, воспроизведи, выдели — все это способствует лучшему усвоению материала.
Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Визуалам им жизненно необходимо иметь черновик, в котором можно чертить, рисовать.
Ребенок-аудиал
Эти дети помнят в мельчайших подробностях, кто, где, когда, что и какими словами сказал. Они мгновенно «схватывают» имена-отчества, но легко забывают лица. Самое большое удовольствие для них — беседа, они никогда не заинтересуются книгой, если есть с кем поговорить. Все секреты и новости им тут же становятся известны. Нет, они не стремятся специально узнать, о чем вы беседуете, просто слух у них развит намного лучше, чем у других. Малыши-аудиалы имеют большой словарный запас, но могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залезать на горку, быстро и долго бегать) восприятием.
В своей речи аудиалы часто употребляют слова «послушайте», «слышишь», «шумно», «тихо».
Думают такие дети посредством внутренней речи, мысленно проговаривая свои реплики и ответы собеседника, предполагая, какой у него будет голос, какая интонация. Любят радио.
Им нравятся телевизионные передачи, где преобладают «слова», а не «картинки». Они очень внимательны в разговорах. В беседе с аудиалом полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость.
В младшей школе аудиалы часто хорошо учатся, их сильная сторона — развитые слуховая память и речь, но нередко бывают трудности с правописанием и рисованием. В средней школе аудиалы, привыкшие эксплуатировать свою память, обычно демонстрируют значительно меньшие успехи. В этот период стоит уделять больше внимания чтению, проговариванию, повторению правил вслух. Аудиалы музыкальны и легко «схватывают» иностранные языки. Им рекомендуется пользоваться в первую очередь аудиоматериалами. При выполнении домашнего задания такие дети могут шевелить губами и говорить сами с собой. Еще одна особенность аудиалов, с которой связаны трудности в школе, — способность рассказывать только с самого начала.
Ребенок-кинестетик
Во время разговора кинестетики совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко к собеседнику, а вот в глаза смотрят редко. Такие дети не могут подолгу сидеть у телевизора. Зато обожают возиться, драться и устраивать различные соревнования. Малыш-кинестетик ни за что не будет слушать сказку перед сном, если вы при этом не гладите или не обнимаете его. Он привязан к родителям, особенно к маме, долго не слезает с рук и даже в младшем школьном возрасте любит забираться к родителям на колени.
Его стоит чаще целовать и обнимать. Когда говорите малышу «молодец», не забудьте погладить его по голове или прижать к себе.
В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Описывая любимую игрушку, ребенок скорее скажет «мягкий пушистый мишка», чем «коричневый мишка». Такие дети часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «жарко», «холодно», «больно», «жестко», «мягко». У кинестетиков хорошо развита интуиция. Чтение же вызывает чувство дискомфорта: нечем занять руки, пальцы изнывают от бездействия, ноги жаждут движений. Нередко они начинают раньше писать, чем читать, поэтому чтению их нужно учить через письмо. Часто, когда пробуют писать, водят пальцами по тексту.
Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками». Не беда, что игрушки малышей этого типа недолговечны: разбирая, они познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом. Не могут долго концентрировать внимание на одном объекте. В школе таким детям материал дается значительно легче, если обучение сопровождается практической работой: необходимо потрогать руками, сложить, собрать, сконструировать, понюхать, даже попробовать на вкус то, что затем станет источником знаний. Любят все записывать, если будут только слушать или смотреть, то не воспримут и половины информации. Зато эти дети удивительно грамотны.
Разумеется любой человек, в том числе и ребёнок, использует разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, но это вовсе не означает, что другие каналы восприятия у него не работают. Их можно и нужно развивать.
И помните! Ребенок поймет и прислушается к словам родителя, воспитателя, учителя намного быстрее, если сообщать информацию, строить предложения на “его языке”.
Чем больше каналов открыто для восприятия, тем успешнее идёт процесс обучения.
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!