Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Перед вами страницы Библиотеки духовной науки, электронной библиотеки, в которой собраны труды Рудольфа Штейнера и еще многих людей, посвятивших свою жизнь духовной науке — антропософии. Что такое антропософия? Это можно понять из самого названия — мудрость человека. Человека, являющего собой цель и смысл существования и эволюции Земли, Божественного творения, человека, рядом с которым однажды ходил по Земле Христос, повернувший ход земной истории и эволюции к Духу. С тех пор к Духу человек может и должен приходить с открытыми глазами, в полном сознании и понимании кто он, какая на нем лежит миссия и какие поистине великие цели стоят перед ним и всем человечеством.

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Библиотека не узкоспециальная, наоборот. Антропософия — явление духовной жизни и культуры, менее всего призванное замыкаться в секту. Это дыхание древних мистерий и мифов, святых слов Ветхого и Нового завета, произведений искусства и потока истории, устремленного к нам из будущего. Тем, кто собирается впервые открыть книгу по антропософии, трудно что-то порекомендовать. Люди, нашедшие впоследствии источник познания и сил для творчества в духовной науке, пришли к этому разными путями. И значит, в добрый путь.

«Под антропософией я понимаю научное исследование духовного мира, которое прозревает односторонность как просто природопознания, так и обыкновенной мистики и которое, прежде чем пытаться проникнуть в сверхчувственный мир, сначала развивает в познающей душе бездеятельные в обычном сознании и обычной науке силы; они-то и делают возможным такое проникновение».

«Антропософия есть путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной. Она возникает в человеке как потребность сердца и чувства. Свое оправдание она должна находить в том, что она способна утолить эту потребность. Антропософию может признать лишь тот, кто находит в ней искомое им из своей души. Поэтому антропософами могут стать лишь те люди, которые подобно голоду и жажде ощущают жизненную потребность в решении известных вопросов о существе человека и Вселенной».

«Антропософски ориентированная духовная наука не ищет окольных путей, но говорит к людям таким же образом, как это делает современная наука. Только в терминах этой науки духовная наука, если можно так выразиться, говорит о том, что в настоящее время Небо хочет открывать людям. И это должно быть понято. Это есть нечто такое, что духовную науку как таковую, а не общественную жизнь, ставит на передний план; ставит на передний план объективно, а общество делается только ее носителем».

«Антропософски ориентированная духовная наука не является какой-либо теорией или сектантской программой наравне с другими партийными или сектантскими программами, ибо она черпает из того знания, которое можно приобрести, если развитие Земли и развитие человечества постигают в их взаимодействии и в их целостности».

Источник

Антропософские основы

В педагогических воззрениях Штайнера антропософия служит не предметом преподавания, а лишь основой образовательной методики и ее главным инструментом. Философ стремился подчинить педагогику потребностям развития детей, а не требованиям «позднеиндустриального общества достижений». Эти подробности рассматривались педагогом через призму его антропософских гипотез, главным образом рассказывающих о триединстве, 4 сущностях человека и темпераменте.

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Триединство

Рудольф Штайнер был уверен, что в человеке объединяются дух, душа и тело. Им соответствуют: мысль (познавательные и интеллектуальные способности), чувство (творческие и художественные способности) и воля (практические и производственные способности). Задача педагогики, по его мнению, состоит не только в развитии интеллектуальных способностей ребенка, но и в его эмоциональном взрослении и волевом становлении.

Четыре сущности человека

Помимо физического тела, Штайнер описывает еще три человеческие сущности, которые не могут быть непосредственно восприняты, то есть обнаруживаются лишь по действиям. По его мнению, в каждом человека происходит взаимодействие таких тел:

Каждая их сущностей имеет определенное время рождения и появляется через семь лет после предыдущей. Школьные годы приходятся как раз на рождение двух сущностей:

Штайнер рассматривает воспитание как «содействие развитию». Согласно этой логике, в 21 год, когда рождается «Я», начинается процесс саморазвития.

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Темпераменты

Учение о темпераментах Штайнер развивал с позиции антропософии, соотнося каждую из человеческих сущностей с определенным типом темперамента:

У каждого человека смешение темпераментов уникально, и этим объясняется его индивидуальность. Также у каждого есть преобладающая сущность, которая и обуславливает преобладающий темперамент.

Использовать эту концепцию в образовательных целях имеет смысл в первые три года обучения. К примеру, организовав соседство за партой детей с одинаковым темпераментом, можно обеспечить каждому из них «пресыщение собой» и уравновешивание сущностей. Впоследствии ребенок настолько созревает, что начинает сам контролировать проявление своего темперамента, и учитывать эти аспекты в преподавании уже не имеет смысла.

История вальдорфской школы

Свою первую книгу, посвященную образованию, Рудольф Штайнер написал в 1907 году, назвав ее «Образование ребенка». В 1919 году была открыта первая вальдорфская школа, основанная на принципах, исповедуемых ученым. Инициатором открытия учебного заведения стал Эмиль Мольт – владелец и директор сигаретной фирмы «Вальдорф-Астория» в немецком городе Штутгарте. Отсюда и пошло название образовательной системы, которое по сей день используется во всем мире.

Первая штайнеровская школа развивалась довольно стремительно, и вскоре в ней стали открывать параллельные классы. Педагогические принципы нового учебного заведения быстро снискали поклонников в обществе. В результате за последующие два десятилетия подобные школы были открыты в других уголках Германии, а также в Америке, Великобритании, Голландии, Швейцарии, Норвегии, Венгрии и Австрии. Нацистский режим не обошел стороной образовательную сферу, и большинству европейских вальдорфских школ пришлось закрыться. Однако после окончания Второй мировой войны пострадавшие учебные заведения, в том числе и первая вальдорфская школа в Германии, вновь начали работать.

В страны СНГ педагогика Штайнера пришла относительно поздно. Так, в Москве вальдорфская школа была открыта лишь в 1992 году. На сегодняшний день по данной методике работают 26 учебных заведений, география распространения которых весьма обширна. Примечательно, что порядка половины из них бесплатны, поэтому родители могут не переживать о стоимости обучения в вальдорфской школе. Есть и такие учебные заведения, в которых бесплатны только младшие классы. По этому принципу работает та самая первая вальдорфская школа в Москве.

Несмотря на бурную критику, зарубежная педагогическая система неплохо привилась на русской почве. Это вполне логично, ведь идеи, созвучные с идеями Штайнера, можно встретить во многих исконно русских педагогических концепциях рубежа веков и последующих лет.

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Особенности метода

Большое внимание в воспитательной системе вальдорфских школ уделяется духовному развитию, причем не только учеников, но и всех без исключения участников образовательного процесса. Учебный материал разделен на блоки (эпохи). На всех этапах обучения день делиться на три части:

Педагоги могут подчинять ритм дня тому предмету, блок которого на данный момент находится в изучении. К примеру, при изучении математического блока детям могут предложить увидеть математические закономерности в танцах и рисунках. Весь учебный материал подается из соображений соответствия развития ребенка развитию исторического общества. Например, в шестом классе, когда у учеников формируются представление о государственности и справедливости, их знакомят с историей Римской империи, а через год, года начнется половое созревание, – с историей Средневековья, когда были ярко выражены мужественность и женственность (рыцари и дамы соответственно). При этом ученики участвуют в тематических мероприятиях, подчиненных тому или иному историческому периоду, а иногда даже посещают те самые города, о былой славе которых они узнали от учителей.

«Душевная экономия»

Основным методом педагогики Штайнера является так называемая душевная экономия. Она отлично иллюстрирует всю суть вальдорфских школ. Согласно этому методу, в процессе обучения в ребенке развивают ту деятельность, которую он без внутреннего сопротивления способен постигать на данном этапе развития. Так, в период от смены зубов до начала полового созревания в детях развивают память и образное мышление, апеллируя их к чувству, а не к интеллекту. В младших классах посредством активных игр и рукоделия в учениках тренируют мелкую и общую моторику, а также индивидуальную и групповую координацию, что важно как для интеллектуального, так и для социального развития. После полового созревания школьника учителя начинают работать с его абстрактным мышлением.

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Рациональная тренировка памяти

Исходя из того, что формирование понятий начинается естественным образом с 12 лет, до этого возраста вальдорфская школа Штайнера отвергает методы «наглядного обучения». Взамен им предлагается «обучение в сопровождении чувств». Благодаря подключению чувств, которые становятся опорой для памяти ученика, он легче запоминает информацию. Современные психологи подтверждают, что эмоциональная память является одной из самых долговечных. Главная задача педагога в этом направлении – справиться с безучастным отношением учеников к изучаемому материалу.

Интерес как средство мобилизации

Ученику интересно то, что созвучно с процессами его внутреннего развития в конкретный момент времени. Так, до 9 лет детям нравятся активные игры, подражание и прослушивание сказок. Простыми словами, они эмоционально еще находятся в дошкольном периоде, где «мир добр». Кроме того, младшие школьники чувствуют потребность в живых образах, творческой фантазии и ритме, которая наиболее остро ощущается в период с 9 до 12 лет. Во время рубикона ребенок начинает отделять себя от окружающего мира и интересоваться вещами, «какие они есть на самом деле». Это значит, что в обучение пора вводить более реалистические предметы.

«Созерцательные» и «активные» предметы

Избыток умственной деятельности плохо сказывается на здоровье детей. Чтобы решить эту проблему, в вальдорфских школах были введены предметы, на которых дети занимаются физической активностью. Кроме того, используются «созерцательные» предметы, на которых педагог стремится пробудить воображение ребенка, привести в движение его чувства, а не просто поскорее истолковать тему занятия. Главная цель – включить интерес детей как положительную эмоцию.

Ритмический распорядок

В вальдорфской школе существует строго определенный ритм дня. В течение учебного дня происходит плавный переход к физической деятельности от умственной. Вместо утренней зарядки ученикам предлагается ритмическая часть продолжительностью порядка 20 минут. За ней идет первый, он же главный урок. Это может быть математика, география, физика, родной язык и прочие сложные предметы. На втором уроке происходит ритмическое повторение. Вторыми обычно идут такие уроки: музыка, гимнастика, живопись, эвритмия и прочие. В послеобеденное время ученики занимаются практической деятельностью: ручной труд, садоводство, всяческие ремесла и прочие предметы, которые требуют физической нагрузки.

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

«Эпохи»

Говоря об особенностях вальдорфской школы, важно упомянуть, что изложение материала в ней осуществляется большими периодами, которые здесь называют «эпохами». Каждая из «эпох» длится примерно 3-4 недели. Такое распределение материала позволяет ребенку вжиться в него. Ученику не нужно постоянно тратить энергию на внедрение в новую тему и выход из нее. По окончании «эпохи» ребенок чувствует прилив сил благодаря возможности подытожить свои достижения.

Гармонизация

В процесс обучения педагоги стараются достичь равновесия между волей, чувством и мышлением каждого их подопечных. Каждая их этих душевных способностей ребенка проявляется на определенном этапе его развития. Так, в начальной школе внимание обращают преимущественно на волю, в средней – на чувства, а в старшей – на мышление. Наряду с гармонизацией душевной жизни, в вальдорфской школе действует принцип гармонизации общественной жизни. Здоровая социальная среда имеет большое значение для ученика. Личность развивается свободно только тогда, когда ее не подавляет окружение.

Индивидуальный подход

Благодаря индивидуальному подходу к каждому из воспитанников последние имеют возможность полностью раскрыться. Безоценочная система обучения и отсутствие соревновательных моментов позволяют слабым детям чувствовать себя полноценными. В качестве меры достижений используется сравнение текущих успехов ребенка с былыми. Это позволяет каждому ученику получить «мягкую мотивацию» и почувствовать себя успешным, не возвышаясь при этом над одноклассниками.

Совместная деятельность

Душевному комфорту детей также способствует дружный класс. Объединение учеников осуществляется во время ритмической части дня. Согласованность действий, например, во время танца, достигается лишь за счет взаимного внимания одноклассников. Приучать детей действовать сообща, уважать друг друга и стремиться к слаженной работе позволяет постановка совместных спектаклей. Важным фактором здесь является авторитет педагога, который служит для ребенка примером для осмысленного подражания и предоставляет ему чувство защищенности. При этом учитель старается организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы дети становились самостоятельными и не боялись переходить на старшую ступень.

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Критика

Критикуя вальдорфскую педагогику, многие обращают внимание на то, что она целиком базируется на принципах Р. Штайнера, многие из которых носят оккультный характер. Сами же приверженцы антропософского движения отрицают якобы существующий культ личности Штайнера. Они считают, что текущий период развития человечества (с 1990 года) является эпохой плюрализма и тождественных с ним вопросов идентичности.

Русская Православная Церковь обвиняет вальдорфскую педагогику также в антихристианской направленности и идеологической связи с оккультизмом.

Известные выпускники

Вопреки распространенному мнению о том, что вальдорфская школа – это такое место, в котором создаются «тепличные условия» для учеников и не обеспечивается их социальная адаптация, практика показывает, что выпускники таких учебных заведений успешно получают высшее образование и устраиваются в жизни. При этом многие из них добиваются больших успехов, чем выпускники простых школ.

Назовем несколько известных личностей, окончивших вальдорфскую школу:

Плюсы и минусы

На основе существующих отзывов о вальдорфской школе отметим ее основные достоинства и недостатки.

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Как показывают отзывы, вальдорфская школа имеет и недостатки:

Источник

Вальдорфская школа – основные принципы, плюсы и минусы

Читайте также:

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Сказкотерапия для дошкольников — какие сказки использовать, алгоритм действий

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Мнемотаблицы для дошкольников в картинках — какие они бывают и как ими пользоваться

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Рисуем пальчиками – игры для самых маленьких

Доброго времени суток, дорогие читатели! Пишу вдохновленная и одновременно озадаченная. Сегодня мне посчастливилось прочесть один удивительный отзыв о вальдорфской школе. Ранее, кажется, я что-то слышала о ней, но, то, что я узнала сегодня – повергло меня в шок!

Система образования в таком учреждении сильно отличается от привычной программы обучения. Причем оказалось, что есть также и детские сады с одноименным названием. И они также отличаются от обычных детских заведений. Каких же принципов придерживается вальдорфская школа, что это такое? Давайте разбираться!

1. В чем суть вольдорфской школы

Большая часть родителей придерживается мнения, что школа должна держать ребенка в узде. Ровно также, что школа должна учить. И это вполне нормально, ведь это устоявшееся суждение.

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Я многое прочла про вальфдорскую школу (методика Штайнера). Спрашивала у людей, которые имели к ней хоть какое-то отношение. В чем разница-то? Оказывается, в данной школе обучение проходит по принципу «желания». Ребенка не заставляют сидеть над учебниками, а дают возможность выбора.

Выходит, что основное отличие вальдорфской школы от общеобразовательной в том, что она направлена на развитие творческой стороны ребенка.

В этой школе вы не увидите телевизоров или компьютеров. Здесь дети не пользуются телефонами. Все игрушки сделаны из натуральных составляющих. Дети мастерят своими руками с первых классов невероятные поделки. Кстати, именно натуральный состав игрушек делает вальдорфскую школу схожей с методикой Монтессори. Но, сейчас не об этом.

Многие родители отметили, что есть в этой школе что-то эзотерическое. Что-то волшебное, невозможное, удивительное. И это «что-то» так и манит детей каждый день идти в школу. Неожиданно, да?

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Но ведь не бывает все так прекрасно. Правда? Я решила, что есть всё-таки какие-то подводные камни у данной системы образования. И оказалась права. Давайте рассмотри плюсы и минусы методики Штайнера.

2. Преимущества школы

«Не отнимайте у ребенка детство» — слышали такую фразу? Вальдорфская школа всеми руками «за».

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Именно поэтому у школы множество своих особенностей, которые так привлекают родителей и детей:

Многие родители отмечают, что дети, воспитанные в данной школе – открытые и добродушные люди.

3. Недостатки школы

Есть несколько нюансов у данной школы, которые мне не совсем понятны. Например, детям не ставят оценки за их знания. Вместо этого на каждого ребенка заводится «тетрадь-характеристика». С одной стороны – отлично. Ребенок не находится «в погоне» за пятеркой. Знания, полученные не «по оценке» гораздо дольше остаются в голове. Но с другой стороны, так сложно оценить успеваемость.

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Есть и другие «недочеты»:

Чтению детей не обучают до второго класса. Впрочем, многие привычные для средней школы уроки здесь вводятся позднее обычного.

4. «Правила» школы

Есть у данной школы свой «изюм», который и делает её особенной.

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

И это – принципы вальдорфской педагогики:

6. Перспектива в будущем

Если верить отзывам, большая часть детей абсолютно спокойно сдают экзамены, хотя, как я уже писала выше, здесь не делают акцент на интеллектуальном развитии ребенка.

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Выпускники без труда поступают в высшие учебные заведения. Но чаще это творческая или гуманитарная профессия. Профессии, выбранные учениками – их любимые. Они посещают ВУЗы с удовольствием.

Также замечено, что дети из данных школ – открытые, счастливые, добродушные, креативные и творческие. Они легко находят язык с людьми разных мировоззрений и прекрасно умеют работать в коллективе.

В любом случае, только родитель сможет принять решение о том, подходит ли данная школа его ребенку или нет. Меня, например, очень вдохновляет мысль о том, что в данной школе своя гармония. Здорово, когда ребенок воспитывается и обучается в волшебном месте. И уж очень привлекает тот факт, что школа превращает любой праздник в сказку, где каждый ученик – очень важный и нужный персонаж. Впрочем, более подробную информацию можно узнать на сайте вальдорфской школы.

Посмотреть подробное видео о вальдорфской школе можно здесь:

Если вам была полезна данная статья – поделитесь ею со своими друзьями и знакомыми. И подписывайтесь на мои обновления, ведь я прощаюсь с вами ненадолго. Пока-пока!

Источник

Вальдорфская педагогика

Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.

Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.

Привлекательны лозунги данной методики: не ребенок должен адаптироваться к школе, а школа к ребенку; приоритетное развитие способностей детей, а не предметных знаний, умений, навыков; безоценочное обучение, выстраивание образовательного индивидуального маршрута для каждого ученика, а не массовое образование; высокопрофессиональные и любящие школьников и свою работу учителя, а не равнодушные «трансляторы» учебников. Конечно, такие особенности вальдорфской системы звучат заманчиво для многих родителей.

Необходимость личного выбора, в какой детский сад или школу отдать ребенка, где ему будет лучше, рано или поздно заставляет родителей собирать, анализировать имеющуюся информацию о вальдорфской педагогике, чтобы не попасть впросак и не испортить судьбу собственного чада.

Разобраться в том, что несет в себе вальдорфская педагогика — пользу или вред, — поможет нам тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

В 1907 году Рудольф Штайнер, философ и педагог, написал книгу «Образование ребенка», послужившую фундаментом для основания первой школы. Школы, которая открылась в 1919 году в Германии по просьбе Э. Мольта, владельца сигаретной фабрики «Вальдорф Астория». Название фабрики, собственно, и послужило источником современной торговой марки, предназначенной для использования совместно с учебным методом — «вальдорфская педагогика».

Изначально школа была рассчитана на детей работников фабрики, преследовала цель их социализации, а также воспитания свободного человека. Но так как там отсутствовал отбор учащихся по материальному и социальному признаку, то дети из разных слоев общества обучались вместе. Новизна педагогики Рудольфа Штайнера базировалась на антропософии (человекознании). Ее принципы и легли в основу вальдорфской системы.

Успехи первой вальдорфской школы, ее педагогические принципы вдохновили на создание новых школ в Германии, в США, Норвегии, Австрии, Великобритании.

Приход в 1933 году к власти нацистов привел к закрытию большинства вальдорфских школ в Европе, и они были снова открыты только после завершения Второй мировой войны. Так начался новый виток распространения вальдорфской педагогики по всему миру. Сегодня вальдорфскую школу или садик можно встретить практически в каждом крупном городе.

Рудольфа Штайнера (1861–1925) вальдорфские педагоги считают примером того, каким должен быть идеальный учитель, причем как в обычном, так и в духовном смысле. В 20 своих книгах и около 6000 лекций он затронул и религию, и философию, и экономику, и сельское хозяйство, и медицину, и искусство.

Штайнер основал антропософию — разновидность учения о единстве человеческой души с божеством. Своей целью она ставит раскрытие способностей человека с помощью специальных упражнений. Главной задачей антропософской педагогики является сохранение детства у ребенка. Рассмотрим, как именно эти задачи решаются в вальдорфской методике и что это такое — вальдорфская педагогика.

Учебные заведения, практикующие вальдорфскую педагогику, отличаются от стандартных государственных: там нет шума, толкотни, оборудование в основном из натуральных материалов, стены окрашены в определенные цвета, в зависимости от возраста детей, царит атмосфера творчества, доброжелательности, нет привычных учебников, звонков, тетрадей, отметок. Многие родители считают это серьезным преимуществом вальдорфских школ и детских садов.

В центре педагогического процесса ребенок с его индивидуальными особенностями. Ему предоставляются все возможности для развития способностей в собственном темпе. Здесь нет понятий «норма», «опережение развития». В рамках вальдорфской педагогики считается, что это неверно — задавать общие критерии оценки, ведь каждый ребенок имеет свои уникальные таланты.

Вальдорфская педагогическая система «детский сад — школа» работает по следующим основополагающим принципам:

1. Приоритет духовного развития детей. Вальдорфская методика стремится апеллировать в первую очередь к высшим человеческим качествам и свойствам, которые наработаны цивилизацией и культурой.

2. Учебный материал изучается эпохами (блоками) с продолжительностью 3–4 недели, что позволяет ребенку «вжиться».

3. Каждый день разделен на три части: духовный, душевный, креативно-практической.

4. При подаче учебного материала учитывается уровень развития каждого ребенка и этап развития исторического общества (к примеру, в период полового созревания дети проходят эпоху средних веков, при этом делают акцент на мужественности рыцарей и женственности дам).

5. Основным педагогическим методом является метод «душевной экономии», состоящий в том, что педагоги в процессе обучения развивают ту деятельность у ребенка, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма. Так, до полового созревания работают с образным мышлением, чувствами детей и только после прохождения пубертата в учебный материал включаются понятия, направленные на развитие абстрактного мышления.

6. Наглядное обучение применяется после достижения детьми 12-летнего возраста, так как считается, что до этого момента формирование понятий противоестественно для природы ребенка. При взаимодействии с малышами более раннего возраста вальдорфский педагог больше опирается на образное мышление ребенка, на творческий подход.

7. Во время уроков педагоги задействуют эмоциональную память, до 12 лет применяют «метод обучения в сопровождении чувств». Естественный, природный метод, основанный на личностном отношении ученика к изучаемому материалу: интересно — не интересно, радостно — грустно и т. п. Например, чувство ритма считается насущной потребностью ребенка до пубертата, поэтому таблицу умножения дети учат под ритмические хлопки и топанье ногами.

8. Интерес ребенка — сердцевина учебно-воспитательного процесса. Если в 9 лет детям нравится играть, активно двигаться, то и процесс обучения строится на играх, подражании, сказках.

9. Преподается такой предмет, как эвритмия — разработанный Штайнером вид искусства, направленный на развитие воображения, чувств ребенка.

10. Строго соблюдается ритмический распорядок дня.

11. Применяются принципы гармонизации душевной жизни (равновесие воли, чувств, мышления ребенка) и гармонизации социальной среды (создание здоровой социальной среды, где никто и ничто не подавляет индивидуальность учащегося).

12. Вальдорфский педагог обязательно должен заниматься самосовершенствованием, уметь контролировать свои эмоции, поведение.

Итак, вальдорфская педагогика основана на индивидуальном подходе к ребенку, создает комфортные условия для развития его способностей, духовного роста, предъявляет высокие требования к личности учителя. Для этого используются особые педагогические методы, ритмический распорядок дня, цикличность учебной программы, безоценочная система обучения, отсутствие соревнования — ребенок сам оценивает себя и свои достижения.

Если большинство методик раннего развития детей охватывают лишь дошкольный возраст (и потом родители, отдавшие малыша в такой детский сад, оказываются перед мучительным выбором, в какую школу его отдать), то вальдорфская методика представляет собой единую систему «детский сад — школа».

В вальдорфском детском саду воспитатели всячески стараются сохранить животворное дыхание детства у детей, поэтому о раннем обучении чтению, письму, счету, развитию памяти речи не идет. В приоритете — физическое и творческое развитие ребенка, воспитание, основанное на подражании и примере.

С 7 лет начинается обучение в вальдорфской школе и продолжается 10–11 лет — так же, как в традиционной российской школе. Однако учебный процесс существенно отличается: урок длится 1,5–2 часа, нет «зубрежки» учебников, оценок, домашних заданий, контрольных работ, экзаменов.

Большое внимание уделяется изучению искусства, ручному труду, постановке спектаклей. С первого по седьмой класс все занятия ведет один педагог, соответственно, нет повода для лишнего стресса у учеников при переходе из начальной школы в среднее звено. Благодаря этому более крепкими становятся и эмоциональные связи вальдорфского педагога с детьми.

Учебные программы школы строятся на индивидуальном подходе, придерживаются неторопливого темпа обучения, ставят своей целью развить у учеников эмоциональную зрелость, креативность, ответственность, здравый смысл, то есть воспитать свободную личность, умеющую действовать, отвечать за свои поступки.

Вальдорфскую школу называют «школой в интересах ребенка», гуманной школой, где основа не передача знаний, а воспитание гармонично развитой личности.

Вальдорфское образование сегодня составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем, так как практикуется примерно в 60 странах мира, более чем в 950 школах, 1400 детских садах.

В нашей стране вальдорфские школы появились в 1992 году, и если изначально вальдорфская школа была создана для детей рабочих, социальных низов, то в России основателями вальдорфских детских садов, школ стали обеспеченные родители с высшим образованием, ответственно относящиеся к воспитанию и обучению своих детей.

Распространению вальдорфской педагогики способствует почти столетнее ее существование и широкое распространение в развитых странах мира. Это вселяет в основателей вальдорфских учебных заведений надежду на то, что задачи, стоящие перед педагогами, выполняются.

С момента основания Рудольфом Штайнером первой школы не утихают споры вокруг нее. Краеугольным камнем для критики является само учение антропософии.

Эзотерические представления о мире навязываются детям, с детского сада они слышат от воспитательницы рассказы об ангелах, домовых, ведьмах и прочем. В школе в течение учебного дня дети произносят молитвы матери-земле. Отмечаются специфические праздники, цитируются фразы Штайнера. Образовательное учреждение становится своеобразным закрытым миром, далеким от реальности, где нет места компьютерам, телевизору, предпочтение отдается всему природному, натуральному.

Игрушки в детском саду изготавливаются воспитателями, родителями, детьми собственноручно из дерева или глины, то есть естественных материалов, категорически запрещено детям играть в покемонов или трансформеров.

Воспитатели, педагоги вальдорфских школ сами являются антропософами и привлекают родителей к чтению трудов Штайнера, обязательному участию в школьных мероприятиях, часто приходят домой к своим ученикам, контролируют, чтобы атмосфера дома не отличалась от обстановки в школе. Учитель для ребенка является высшим авторитетом, образцом для подражания. Это все дает основание противникам вальдорфской школы называть ее «сектой».

Основными причинами, по которым родители отдают своих детей в вальдорфскую школу, являются: их желание воспитать неординарную личность, дать ребенку необычное образование, отсутствие в школе понятия «отставание в развитии» и др. Привлекают родителей и небольшие группы (классы), индивидуальный подход, «духовность», доброжелательная атмосфера вальдорфских учреждений.

В отличие от большинства государственных традиционных образовательных заведений, здесь охотно идут на контакт с родителями, открыты для общения, предлагают посетить уроки, концерты, демонстрируют творческие работы учеников. Этим вальдорфский процесс обучения располагает к себе тех родителей, которые хотят быть активными участниками процесса.

Разочаровываются в вальдорфской педагогике многие родители из-за того, что нетрадиционное обучение не вписывается в рамки принятых стандартов: выпускнику вальдорфской школы сложно учиться потом в других школах, в вузе — из-за разного содержания образовательных программ, характеристик вместо оценок.

Авторитет учителя для некоторых детей превращается в диктат, оригинальные методы обучения: заучивание стихов, иностранных слов без понимания, эвритмия — плавные движения под музыку, — становятся сущим наказанием, как и вязание, игра на музыкальных инструментах.

На вопрос родителей о сложностях перехода для ребенка из вальдорфской школы в обычную дается ответ: «Умный ребенок везде будет учиться».

Попробуем системно оценить достоинства и недостатки вальдорфской методики.

В вальдорфской педагогике не может не импонировать то, что ребенок поставлен во главу образовательного процесса. Рудольф Штайнер совершенно верно понимал опасность раннего развития интеллекта в ущерб развитию социальных навыков ребенка. Сначала социальная адаптация, а потом уже интеллектуальная нагрузка.

Другое дело, что развитием чувств у ребенка нужно заниматься не до 12 лет, а до 6–7-летнего возраста, когда наступает пора обучения письму, чтению, счету, развитию абстрактного мышления. В 12–15 лет современный ребенок уже проходит пубертат, а значит, времени на развитие его природных задатков у родителей мало, и начинать в 12 лет слишком поздно.

Кроме того, сегодня существенно изменились условия жизни людей, развитие науки шагнуло далеко вперед, и наличие одного учителя, который ведет все учебные дисциплины с первого по седьмой класс, вряд ли способствует высокому уровню знаний учащихся.

Если раньше людей только с нижними векторами было больше и их развитие в вальдорфской школе осуществлялось достаточно хорошо, то в современном городе концентрация детей со звуком, зрением и другими верхними векторами крайне высока, а их развитию очень мало уделяется внимания в вальдорфской школе. Вот тут-то как раз надо «вкладывать в голову».

Сложно не согласиться и с постулатом значимости развития способностей ученика для его успешности в жизни. Вот только создатель вальдорфской педагогической системы не дифференцировал детей по их свойствам. Найти индивидуальный подход к ребенку действительно задача такого педагога, но при этом он опирается на свой личный опыт, эзотерические знания Штайнера, интуицию — то есть у него нет в руках действенного и точного инструментария, позволяющего безошибочно выявить способности ученика, а значит, создать оптимальные условия для их раскрытия.

Детям предлагается творчество, танцы, музыка, которые не для всех дают возможность реализовать природный потенциал. К примеру, есть анально-мышечные дети, врожденные особенности которых вовсе не требуют развития гибкости и грациозности.

Создание в школе и дома тепличных условий жизни для ребенка мало способствует его успеху в реальной жизни. Ребенок должен ставиться во главу угла только до определенной степени — важно дать развиться его векторальным свойствам. А вот бегать вокруг него не нужно. Ребенок — это ребенок, и у него должен быть стимул становиться взрослым.

В 1919 году, когда Рудольф Штайнер создавал свою первую антропософскую школу, это было понятно и исторически оправданно — Германия была подавлена и унижена позорным Версальским миром, поэтому в немецком обществе господствовали настроения бегства от реальности.

Сегодня главным упреком к вальдорфской школе является то, что она далека от жизни, ведь дети учатся прежде всего для жизни, для взаимодействия в социуме, где не будет опекунов и нянек. Очевидно, что за замкнутостью вальдорфских школ, их религиозной спецификой, равно как и за тягой к натуральным материалам, дереву, стоят традиционные ценности анального вектора. Однако искусственная задержка в прошлом мешает детям стать полноценными членами современного общества. Так, ребенок, не имеющий доступа к компьютеру, очевидно, будет отставать от своих сверстников, имеющих возможность развиваться при помощи новейших достижений техники.

Идея Штайнера, что обучение должно воздействовать на душу, мысли, чувства, волю ребенка, без понимания этих самых мыслей и чувств превращается в голословную теорию, которую Штайнер за неимением лучшего снабдил изобретенными им самим эзотерическими выкладками. Педагоги вальдорфской школы, не зная врожденных свойств детей, действуют наощупь.

Важнейший принцип воспитания и обучения детей — формирование у них нехваток, потребности в изучении чего-либо — не используется. Ребенок развивается по своему образовательному маршруту, изучает то, что ему дается легко, между тем он не научается прикладывать усилия для развития своих способностей. Задачей взрослых является воспитание ребенка, в том числе и через преодоление препятствий, сложностей, создание для него не тепличных условий, а тех, которые работают на его развитие. К сожалению, вальдорфский учебный процесс этого не предусматривает.

Отсутствие духа соревнования, состязания в вальдорфской школе, материальных стимулов (оценки, например) негативно сказываются на учебных результатах, личностных достижениях детей, обладающих кожным вектором, которые получают огромное удовольствие от победы, от лидерства. Вряд ли уживется в вальдорфской школе и уретральный ребенок — маленький вождь, он не сможет находиться в обстановке довлеющего над ним авторитета учителя.

Вальдорфская школа подходит детям с анальным и мышечным векторами — послушным, любящим делать все в определенном порядке, усидчивым. Кожным детям будет импонировать дисциплина, четкий распорядок дня, зарядки, танцы, занятия спортом. Звуковым детям здесь будет недоставать возможностей для развития их особого абстрактного интеллекта.

В вальдорфских детских садах воспитатели любят читать, рассказывать детям сказки братьев Гримм и разные истории о нечистой силе. Это пагубно сказывается на психике зрительных детей: с детства испытывающие страхи, впечатлительные, они после этого начинают видеть у своих кроваток, к примеру, то ангелочков, то Синюю Бороду. Не развиваются их врожденные свойства — из страха в сострадание и любовь.

Итак, родителям, прежде чем реализовать свое естественное желание обеспечить своему чаду раскрытие скрытых способностей, дать ему необычное образование, необходимо понять, каким векторным набором обладает их ребенок, а затем серьезно задуматься над тем, стоит ли связываться с вальдорфской педагогической системой.

Корректор: Евгения Лицкая

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Вы уже зарегистрированы на бесплатный тренинг по психологии, который состоится:

Вы уже зарегистрированы на бесплатный тренинг по психологии, который состоится:

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

До начала тренинга осталось:

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

меня вот очень удивило и в статье и в комментариях то, что говоря о недостатках вальдорфской педагогики никто не сказал о соотношении их с недостатками обычных школ. по сути мы ведь выбираем, пытаемся выбрать «из двух зол», что называется. Лично я не знаю идеальной школы для своего ребенка. Мне импонирует такая методика, потому что эмоциональный комфорт кажется значительнее чем «типичные» школьные успехи. А уж вспоминая свою школу, мороз по коже. И сейчас есть осознание того, что школьные успехи далеко не важное в жизни, а вот сформированные комплексы мешают радоваться жизни, хоть она и соответствует социальным нормам.

Что не является характерной особенностью вальдорфской школы

Мой ребенок ходит третий год в вальдорфский детский сад. Этот год выпускной и мы пойдем в начальную школу 1-3 класс в Вальдорфскую. Далее скорее всего мы переведм ее в иностранный лицей или другую специальную школу, где я буду уверена в подобном внимательном отношении к моему ребенку. Почему вальдорфский сад и начальные три класса:
1. Вальдорфские педагоги, с которыми я имею счастье взаимодействовать и которых видела в других садах искренне любят свою профессию и детей, видят в них индивидуальных личностей, интересуются их личным мнением. Это для меня было важно, как для мамы тк опыт нахождения в частном саду, где вроде как должно быть априори такое отношение сделали за 2 месяца в 3 года из моего ребенка замкнутого и плаксивого. А когда я увидела как там общаются с детьми, мне стало понятно, что там и речь нет о том, чтобы ПОнять ребенка и попытаться УСлышать его. В вальдорфском же саде (и подготовительных курсах перед самим садом) мой ребенок всегда хотел оставаться еще, просилась даже на выходные

2. Как разбираются конфликтные ситуации между детьми. Для меня это тоже было важно, так как это формирует многие понятия у детей. Если произошел конфликт, ОБА ребенка отводятся в сторонку и у них СПРАШИВАЮТ у каждого, как каждый из них САМ считает что произошло. После этого задаются наводящие вопросы, цель которых показать, что ссорой никому не будет хорошо и надо договариваться. Затем ОБА ребенка просят друг друга прощения и договариваются. Не им навязывается решение, а они сами к нему приходят. Благодаря такому подходу моя дочь очень четко видит разницу между созидательными действиями и разрушительными. Для меня это тоже очень важно и проявляется положительно в семье.

4. Праздники. Праздники урожая, праздник гномиков, рыцарей, адвент и многое другое. Готовясь к праздникам дети САМИ выпекают булочки (возятся с тестом и украшают), сажают лук и наблюдают как он растет, варят варенье. А когда им показывали как делается мука (привезли жернова, колосья и доставали зерно), я сама пожалела, что мне 34 года и я ни разу не видела как на самом деле это происходит. А какие они делают рисунки различными техниками! А какой красивый праздник фонариков-гномиков. Они сами валяют из шерсти (кто как может, воспитатели помогают) колпачки, делают необыкновенной красоты фонарики (очень простая технология бумага+подс масло, но какая красота!). А потом воспитатели для них сооружают гномичный городок (типа как мы в детстве стоили под столами себе домики) и украшают их подсвеченными кристаллами и фигурками свяленными из шерсти гномиков. В общем я могу долго рассказывать, но это надо один раз увидеть, чтобы все понять без слов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *