Что не является главной точкой картины
Элементы перспективного изображения
При построении линейных перспектив пользуются как основными, так и вспомогательными плоскостями, линиями и точками. К ним относятся следующие элементы перспективного построения (рис. 7).
Линия горизонта есть изображение бесконечно удаленной линии пересечения всех плоскостей, проведенных параллельно предметной плоскости.
Чтобы получить элементы перспективного пространства на картине (рис. 9), повернем главный луч зрения вокруг линии горизонта вверх или вниз до совмещения с плоскостью картины. В результате Получим совмещенную с картиной точку зрения Z. На рис. 10 показаны все необходимые элементы для построения линейной перспективы: форма и размер картины К, линия горизонта h, главная точка Р, высота горизонта L, совмещенная точка зрения Zи зрительное расстояние d.
Таким образом, для построения перспективных изображений необходимо задаваться формой и размерами картины, положением и высотой линии горизонта, главной точкой и зрительным расстоянием.
Урок 3. Линейная перспектива. Построения, часть 1.
Без знания законов линейной перспективы невозможно реалистично изобразить ни один объемный предмет, будь то человек или табуретка.
Но пугаться не стоит. Несмотря на громкое название, основных законов всего два и запомнить их очень просто.
Все вы когда-нибудь ездили на электричке и переходя железнодорожные пути, смотрели не идет ли поезд. Что вы видели в этот момент?
Сходящие на линии горизонта рельсы, очевидно, параллельные друг другу.
И одинаковой высоты столбы линии электропередач, ближний из которых кажется значительно больше дальнего.
Собственно, это и есть два основных закона линейной перспективы:
Основные понятия перспективы.
Перед тем, как мы начнем применять эти законы на практике, я дам вам несколько определений. Это упростит объяснения и поможет вам легче понимать специальную литературу.
Горизонт ( линия горизонта) — плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и ВСЕГДА видимая в виде прямой горизонтальной линии.
Условно можно считать, что перспективный горизонт и горизонт географический в нашем зрении совпадают.
Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу.
Важно запомнить, что линия горизонта всегда находится на уровне ваших глаз. Если вы сядете на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с вами, при подъеме в гору он поднимается.
Точка зрения – условное расположение взгляда художника относительно изображаемого объекта.
Картинная плоскость — условная плоскость, на которую проецируется изображение. Она всегда вертикальна. Независимо от того, как расположен ваш лист.
Сокращения. Если поверхность находится под углом к картинной плоскости, она нам кажется более узкой, чем когда она параллельна картинной плоскости. Этот эффект называется — сокращения. Чем ближе угол между плоскостями к 90 градусам, тем больше сокращения. Если угол равен 90 градусам, мы видим поверхность, как линию.
Основные понятия. Тест.
Чтобы закрепить полученные знания, предлагаю вам пройти небольшой тест. Ответы присылайте, пожалуйста, мне в личном сообщении.
Перспектива с одной точкой схода.
Один из двух наиболее распространенных типов перспективных построений. Мы ее используем, когда рисуем объект с прямыми углами, передняя сторона которого параллельна картинной плоскости. Этот тип построений часто используется для изображений интерьеров и архитектуры.
Saint Jerome in His Study Albrecht Dürer 1514
Разберем построения перспективы с одной точкой схода на примере построения куба.
Упражнение 1.
Постройте кубы на линии горизонта и выше нее.
Дополнительное упражнение 1.
Распечатайте работы, восстановите построение и найдите, где проходит линия горизонта.
Дополнительное упражнение 2.
Постройте недостающие ножки у стола.
Перспектива с двумя точками схода.
Это более распространенный тип перспективных построений. Мы им пользуемся тогда, когда изображаем объекты, стороны которых расположены под прямым углом друг к другу. Сами эти объекты могут находиться под произвольными углом к картинной плоскости.
Обратите внимание, что несмотря на название типа построения, на одной работе точек схода может быть бесконечно много. Потому что для каждой группы параллельных прямых точка схода своя. Если у вас на работе несколько предметов, расположенных под разным углом к картинной плоскости, групп параллельных прямых тоже будет несколько.
View of Warsaw from the Terrace of the Royal Castle
Bernardo Bellotto1773
В одной работе могут совмещаться построение перспективы с одной и с двумя точками схода.
В системах построения с одной и с двумя точками схода мы условно считаем все вертикали строго вертикальны. Мы не учитываем, что вы смотрите на объект сверху или снизу и, соответственно, один из его краев ближе к вам, а вертикальные грани являются параллельными прямыми, удаляющимся от вас и должны иметь точку схода. Если вы хотите учитывать этот фактор, вам нужно использовать систему построения с тремя точками схода. Но о ней и о других системах построения объемных изображений мы будем говорить в следующем курсе.
Разберем построения перспективы с двумя точками схода на примере куба.
Упражнение 2.
Постройте кубы на и выше линии горизонта с теми же точками схода.
Задание. Воображаемый интерьер.
То, что окружает человека иногда говорит о нем больше, чем его внешность. Мне бы хотелось, чтобы вы придумали интерьер «с характером»: пространство, глядя на которое понимаешь, кто там обитает или что там произошло. Хотя ни обитателей ни событий мы не видим.
Как примеры тем предлагаю:
» комната, где прячется преступник»
«комната одинокого человека»
«комната, где находят ответы на вопросы»
Если вы боитесь не справиться с интерьером, можно взять упрощённый вариант задания — предмет мебели, по которому можно узнать владельца, Например: » любимое кресло старого профессора». Можно пофантазировать на тему любимых предметов мебели литературных героев.
Дополнительное упражнение 3.
Даже мастера путались в построениях.
Распечатайте картины, восстановите линии построения и найдите, где ошиблись художники.
Дополнительное задание.
Композиция из геометрических тел. Линейный рисунок без тона. Основные элементы строим напросвет( так, как будто они из стекла) Стараемся пока использовать только кубы или прямоугольные параллелепипеды.
Кубы построены напросвет
Предлагаю вам вообразить себя архитектором или скульптором-абстракционистом и придумать интересную и эстетичную конструкцию из геометрических тел. Вы можете создать просто гармоничную структуру или попробовать изобразить абстрактное понятие, например, тяжесть или легкость, величие, власть или угрозу. Любые, даже самые необычные варианты, приветствуются.
Термины и определения в перспективе
Для того чтобы легко ориентироваться в непростом материале при изучении перспективы, необходимо твёрдо усвоить терминологию, буквенные обозначения и единицы.
Аналитическая перспектива –занимается определением положения точек изображения вычислением.
Архитектурная перспектива –П., в которой изображаются здания, улицы, площади, парки и т. п.
Виды перспектив –в зависимости от назначения, способа изображения, основы изображения существует много разновидностей перспективных изображений и терминов, их характеризующих: прямая линейная перспектива или научная, обратная линейная перспектива, угловая, воздушная, тональная, наблюдательная, аналитическая, геометрическая, плоскостная, архитектурная, панорамная, диорамная, купольная или сферическая, стереоскопическая, плафонная, театральная, рельефная, планировочная, военная, лягушечья, фрагментарная, перспектива всадника и т. д.
Военная перспектива –вид с птичьего полёта, карта местности, на которой важные высокие строения изображены в трёх измерениях, причём план без искажений. По сути – это косоугольная изометрия.
Воздушная перспектива –раздел перспективы, рассматривающий видимое зрителем освещение предметов в отношении силы света и теней, цвета и изменяемости окраски в зависимости от расстояния данных предметов от зрителя, влияния отражённых лучей и проч.
Характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления. Тени слабеют. Яркость цвета и контраст уменьшаются: светлое темнеет, тёмное светлеет, яркое тускнеет; чем дальше, тем больше сближаются все тона, приобретают холодный синеватый оттенок, совсем в дали (горы) синего цвета, это цвет воздуха, считал Леонардо да Винчи.
Врезки геометрических тел –взаимное пересечение двух или более геометрических тел.
Геометрическая перспектива –занимается определением формы изображения геометрическими построениями.
Главная точка картины –точка пересечения главного луча зрения с картиной. Точка Р.
Главный луч зрения –перпендикуляр, проведённый из точки зрения на картину.
Главное расстояние –расстояние от точки зрения до главной точки картины S – P.
Дизайн –(англ. Design замысел, проект, чертёж, рисунок) – художественное проектирование или конструирование зданий, автомобилей, бытовой техники, интерьера, печатных изданий, одежды, обуви и т. д.; формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.
Диорамная перспектива –изображение на части цилиндрической поверхности. Иногда это сочетание картины, написанной с двух сторон на просвечивающем материале или стекле с объёмными предметами.
Дистанционные точки (точки отдаления) –располагаются на линии горизонта по обе стороны от главной точки картины на расстоянии, равном удалению зрителя от картины S – P.
Дробные дистанционные точки –применяются тогда, когда точки отдаления на чертеже недоступны. Расстояние до этих точек сокращают в несколько раз, во столько же раз сокращают и истинные размеры отмеряемых величин.
Интерьер(фр. Interieur – внутренний) – архитектурно-художественное оформление внутреннего помещения здания.
Камера-обскура –прибор, в котором лучи от предмета попадают на наклонное зеркало; отразившись от него, проходят через линзу и попадают на бумагу, на которой видно изображение предмета.
Картинная плоскость –плоскость, на которую проецируются и наносятся изображения.
Композиция(лат. Compositio – составление, сочинение) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. – важнейший организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.
Компоновка(лат. Compono – составляю) – процесс поиска наилучшего расположения различных элементов (деталей, частей, узлов) изделия относительно друг друга.
Концепция(лат. Conceptio – восприятие) – общий замысел художника, поэта, учёного и т.д.
Конструкция(лат. Construction – строю) – взаимосвязь, соединение элементов (деталей, узлов, частей) изделия.
Конструировать(лат. Construere – строить) – сооружать, создавать план чего-либо.
Конус (угол) ясного зрения –угол, конус зрения, обеспечивающий при построении перспективы приемлемые искажения – 28 – 37 градусов.
Ландшафт(нем. Landschaft) – то же что пейзаж. Общий вид местности.
Линейная перспектива на плоскости– рассматривает правила и способы изображения контуров (очертаний) предметов, а равно границ собственных и падающих (от предметов) теней и построения отражения, т. е. вычерчивание линий контуров, откуда этот раздел П. и получил своё название «линейной». Фронтальная или прямая линейная перспектива также называется «научной» перспективой.
Линия горизонта –линия пересечения плоскости горизонта с картинной плоскостью.
Луч зрения –прямая линия, соединяющая точку зрения и точку на объекте построения.
Лягушечья перспектива –вид с точки зрения лягушки. Проекция с неизменным планом (военная П.), но вид снизу.
Методы, способы построения перспективы. –Существует множество методов построения фронтальных и угловых перспективных изображений: радиальная перспектива или метод следов лучей зрения, метод перспективных масштабов, метод архитекторов, метод перспективной сетки, метод боковой стенки, метод этажерки, метод малой картины, метод совмещения предметной плоскости с картиной, метод треугольника нормального видения, метод построения перспективы по развёрнутой проекции, метод обратных лучей при построении теней и др.
Фундаментальных, базовых, кардинально отличающихся друг от друга методов построения перспективы всего три: 1) радиальный метод или метод следов лучей зрения; 2) метод перспективных масштабов; и 3) метод архитекторов. Все они основаны на использовании центрального проецирования и ортогональных проекций. Все остальные методы являются либо разновидностями и частными случаями трёх основных, либо их элементами.
Метод архитекторов –способ построения перспективы по ортогональным чертежам, основанный на использовании точек схода параллельных линий. Достоинства: прост, удобен, точен. Недостатки: точки схода располагаются иногда далеко от основного изображения. Недостаток легко устраняется использованием одной, доступной, точки схода и элементов радиальной перспективы. При этом ухудшается точность построения.
Метод боковой стенки –элемент и частный случай метода перспективных масштабов. Является вспомогательным при построениях перспективы другими методами, например, методом сетки. Обычно применяется для определения высоты объектов, расположенных в глубине пространства. Достоинства: прост и компактен. Недостатки: не очень точен при низком расположении линии горизонта.
Метод обратных лучей –используется при построении падающих теней и упрощает построение собственных теней. Заключается в том, что из характерных точек теней, упавших на поверхность (например, точек пересечения двух теней), направляются лучи в обратном направлении, к предмету, от которого падает тень и таким образом строятся тени собственные и падающие на самих предметах. Метод основан на том, что контур падающей тени есть тень от контура собственной тени.
Метод перспективных масштабов –метод построения перспективного изображения с использованием заданных масштабов ширины, высоты и глубины в том или ином виде (например, в виде сетки или боковой стенки). Достоинства: удобен, прост, компактен. Недостатки: небольшая точность при построениях деталей изображения.
Метод сетки –частный случай метода перспективных масштабов, в котором роль перспективных масштабов выполняет перспективная сетка из квадратов, нанесённая, как правило, на горизонтальную поверхность, при необходимости – на вертикальную боковую поверхность. Незаменим при построении перспективы со множеством кривых, лекальных линий. Достоинства: простота, удобство и быстрота построений. Недостаток: небольшая точность изображения.
Метод следов лучей зрения или радиальная перспектива –способ построения перспективы по ортогональным проекциям объекта построения, основанный на использовании в построении радиальных лучей – лучей зрения или следов лучей зрения. Достоинства: прост, удобен, компактен. Недостатки: большие погрешности при построении, недостаточная точность.
Наблюдательная перспектива –ряд правил перспективы, выведенных из опыта непосредственного наблюдения натуры.
Научная перспектива –то же что и прямая или фронтальная линейная перспектива.
Начертательная геометрия– наука, изучающая и излагающая правила построения на плоскости (например, бумаге) форм пространственных фигур (предметов), т. е. их контуров. Имеет следующие разделы: ортогональные проекции, проекции с числовыми отметками, аксонометрия, технический рисунок, перспектива, теория теней, теория отражений.
Обратная перспектива –П., в которой точка схода находится перед картинной плоскостью. Перспектива предметов, находящихся очень близко от наблюдателя. Эффект обратной перспективы возникает из-за бинокулярности зрения. Применяется, например, в иконописи для усиления эмоционального воздействия. О.П. ранее считалась ошибочной.
Основание картины –линия пересечения картинной и предметной плоскости.
Отражения, построение отражений в перспективе. –При построении отражений в П. следует соблюдать следующие законы и правила: 1. Угол отражения луча света равен углу падения. 2. Отражённые линии имеют ту же точку схода, что и линии, от которых они отразились. 3. Отражения объектов строятся так, будто отражающая поверхность виртуально увеличена до бесконечности, например, под стоящие на берегу объекты мысленно подводится гладь воды. 4. В отражении объект изображается так, будто он виден с отражающей поверхности, т.е. видны нижние стороны, не видимые в прямом изображении. 5. Отражения ближних объектов заслоняют (частично или полностью) отражения объектов, расположенных дальше от зрителя.
Падающая тень –тень, отбрасываемая предметом на другие поверхности.
Панорамная перспектива(панорама – всё вижу) – изображение на внутренней стороне цилиндрической поверхности.
Перспектива(лат. Perspicere внимательно рассматривать) – раздел начертательной геометрии – один из методов изображения пространственных тел на плоскости или какой-либо поверхности так, как мы их видим при непосредственном рассматривании с какого-либо одного места – метод проецирования лучами, исходящими из одной точки, – центральное проецирование. Имеет следующие основные разделы: линейная перспектива, воздушная перспектива, теория теней, теория отражений.
Перспектива всадника –вид с точки зрения всадника. Косоугольная изометрия с неизменным фасадом. Другие названия: кавальерская проекция, кабинетная изометрическая проекция, быстрая перспектива.
Перспектива механическая –построение перспективы с помощью различных приспособлений и приборов, облегчающих построение. Приборы двух видов: 1. Для рисования с натуры: стекло, сетка, камера обскура. 2. Для вычерчивания перспективы по заданному плану предмета – перспектографы. В настоящее время к П.М. можно отнести и П., построенную с помощью компьютерных технологий.
Перспектограф –прибор для механического построения перспективы по заданному в известном масштабе плану предмета.
Перспективная живопись –род живописи, художественная выразительность которой основана на использовании эффектов линейной перспективы; декоративная живопись, иллюзионистически расширяющая реальное архитектурное пространство, а также перспективная театральная декорация.
Перспективные масштабы. –В перспективе отрезки прямых, равные в действительности между собой, геометрически не равны: по мере удаления от зрителя они уменьшаются, по мере приближения – увеличиваются и выражают истинную величину (в масштабе картины) только будучи совмещёнными с картинной плоскостью.
Плоскость горизонта –проходит через точку зрения параллельно предметной плоскости и пересекает картину.
План – вид предмета сверху.
Плафонная перспектива –изображение П. на потолке.
Плоскостная перспектива –изображение П. на плоскости.
Предметная плоскость –горизонтальная поверхность, на которой находятся изображаемые в П. предметы, картинная плоскость, зритель-наблюдатель (поверхность земли, стола, пола и т. п.).
Проект(лат. Projectus – брошенный вперёд) – план, замысел, разработанные чертежи изделия.
Пропорции(лат. Proportion – соотношение, соразмерность) – соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом. Существует система пропорций, например «золотое сечение», которая отражает реально существующие в природе закономерности гармонии.
Прямая (фронтальная) перспектива –в классическом виде прямая, линейная или научная перспектива сложилась в эпоху Возрождения. В настоящее время чаще называется фронтальной перспективой. Во фронтальной или прямой П. одна или несколько основных плоскостей параллельны картинной плоскости, например стена здания, помещения.
Радиальная перспектива или метод следов лучей зрения –способ построения перспективы по ортогональным проекциям объекта построения, основанный на использовании в построении радиальных лучей – лучей зрения или следов лучей зрения. Достоинства: прост, удобен, компактен. Недостатки: большие погрешности при построении, недостаточная точность.
Ракурс(фр. Raccourci – сокращение; raccourcir – укорачивать) – 1. Изображение фигуры или предмета в перспективе, с сокращением удалённых от зрителя частей в живописи, графике и рельефе; 2. Приём операторского искусства – изображение объекта с различных точек зрения неподвижной или движущейся камерой.
Рельефная перспектива –такая П., когда изображение имеет пространственные формы (рельеф, горельеф).
Саккада (автоматия саккад) –глазодвигательный (скачкообразный) рефлекс глаз человека. Глаза никогда не стоят на месте, постоянно непроизвольно перемещаются слева-направо и вверх-вниз, т. к. глаз ясно (!) видит окружающие предметы небольшим участком сетчатки (0,4 мм., или 2 % поля зрения) – центральной ямкой. В сторону от центральной ямки острота зрения резко падает. При неподвижных глазах мы бы видели лицо человека с расстояния 3 метра, а всего человека с расстояния 48 м.
След луча зрения –отображение луча зрения на ортогональных проекциях, вертикальных и горизонтальных плоскостях в перспективе.
Стереоскопическая перспектива –П., в которой на плоскости выполнены по правилам линейной перспективы два изображения предметов: одно, как его видит левый глаз, другое – как правый. В настоящее время применяется при создании фильмов в формате 3D.
Собственная тень –затемнённая часть освещённого предмета.
Способы, методы построения перспективы. –Существует множество методов построения фронтальных и угловых перспективных изображений: радиальная перспектива или метод следов лучей зрения, метод перспективных масштабов, метод архитекторов, метод перспективной сетки, метод боковой стенки, метод этажерки, метод малой картины, метод совмещения предметной плоскости с картиной, метод треугольника нормального видения, метод построения перспективы по развёрнутой проекции, метод обратных лучей при построении теней и др.
Стиль(лат. Stilus – остроконечная палочка для письма) – устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника.
Театральная перспектива –перспективное изображение, выполненное на ряде отдельных поверхностей.
Тень падающая –тень, отбрасываемая предметом на другие поверхности.
Тень собственная –затемнённая часть освещённого предмета.
Теория теней –раздел начертательной геометрии, изучающий методы построения теней собственных и падающих.
Технический рисунок –1. Рисунок и его репродукция – научно-познавательная иллюстрация – иллюстрация, назначение которой дать определённые конкретные сведения из области науки и техники. Т. р. может быть выполнен любой графической техникой с учётом научных и полиграфических требований и должен обладать научно-технической точностью и графической выразительностью.
2. Изображение, помогающее в графической деятельности инженерам, архитекторам, дизайнерам, художникам и др. Т. р. может быть выполнен любой графической техникой в аксонометрическом, перспективном, ортогональном изображении по правилам черчения или от руки.
Тональная перспектива –понятие из техники живописи. Это изменение цвета, тона, контраста в зависимости от расположения объекта изображения в изображаемом пространстве: передний план, дальний план и т. п.
Точка отдаления (дистанционная точка) –расположена на линии горизонта. Удалена от главной точки на расстояние, равное удалению точки зрения от картинной плоскости. Точек может быть две – по обе стороны от главной точки. D-P=S-P.
Точка зрения –положение глаз наблюдателя по отношению к картинной плоскости. Это центр проекций, через который проходят проецирующие лучи ко всем точкам изображаемого предмета.
Точка стояния –место расположения наблюдателя на предметной плоскости.
Точка схода –точка на горизонте, в которую зрительно сходятся параллельные линии, уходящие в глубь картины.
Угловая перспектива –такое перспективное изображение, в котором основные поверхности находятся под углом к картинной плоскости.
Угол зрения –полный угол зрения обоими глазами в вертикальной плоскости – 125 градусов, в горизонтальной – 176. Минимальные искажения в перспективе при угле зрения – 20 – 28 градусов, оптимальные – 28 – 37, допустимые– 37 – 53, сильные, чрезмерные – свыше 53 – 60 градусов (применяется в исключительных случаях).
Угол (конус) ясного зрения, видения –угол, конус зрения, обеспечивающий при построении перспективы приемлемые искажения – 28 – 37 градусов.
Фасад(фр. Façade – наружная сторона здания) 1. Лицевая, наружная сторона здания, сооружения. 2. Чертёж ортогональной проекции лицевой стороны здания.
Фронтальная (прямая) перспектива –в классическом виде прямая, линейная или научная перспектива сложилась в эпоху Возрождения. В настоящее время чаще называется фронтальной перспективой. Во фронтальной или прямой П. одна или несколько основных плоскостей параллельны картинной плоскости, например стена здания, помещения.
Центральное проецирование –метод проецирования на плоскость, когда все проецирующие лучи проходят через одну общую точку – центр проекций, которым, по сути, является глаз наблюдателя.
Эскиз(франц. Esquisse) – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части.
Эскизы перспективные –выполняются для выбора наилучших параметров перспективного изображения: ракурс, высота горизонта, главное расстояние, угол зрения и т. п.