Что не является функцией общения
Функции общения в психологии и их краткая характеристика
Человек – создание социальное и на протяжении всей своей жизни постоянно взаимодействует с другими людьми. Без общения невозможны совместная жизнь и деятельность любого общества. Понятие общение обозначает установление и развитие отношений между людьми и группами, создание межличностных контактов в процессе совместной жизнедеятельности. Ученые установили, какие функции выполняет общение.
Функции и виды общения
Функции общения в психологии бывают следующими:
Управленческая функция общения
Важно! Ученые выделяют и другие функции общения, но их можно считать разновидностью вышеперечисленных.
Все функции могут быть реализованы в определенных видах общения, которые подразделяются в зависимости от:
Цели и роль общения в психологии
Все знают, что для существования человека необходимо удовлетворять его базовые физиологические потребности в еде, питье, сне и безопасности. Для психологического комфорта человеку необходимо также утолять потребность в общении. Проведенные исследования доказывают, что изоляция индивида от общества и исключение возможностей для коммуникации приводят к психической неуравновешенности, в некоторых случаях и к тяжелым изменениям психики человека. Поэтому общение для человека необходимо, но его интенсивность определяется для каждой персоны индивидуально, в зависимости от темперамента, характера, принадлежности к интровертам или экстравертам.
Цель общения – это совокупность причин, ради которых возникает сеанс общения.
Как правило, для каждой конкретной ситуации называются разные цели общения:
Обществознание считает, что коммуникация оказывает большое влияние на формирование и развитие психики человека. Круг общения во многом определяет и самого человека – как правило, дети, выросшие в асоциальных условиях, повторяют образ жизни своих родителей. Это происходит не потому, что их жизненный путь определен генетикой, просто эти ребята не видели других условий и не могут представить, что возможна другая жизнь. Редким людям удается вырваться из подобного социального окружения, и уже во взрослом возрасте они благодарят за успех не родителей, а конкретного учителя, воспитателя или неравнодушного человека, показавшего другую сторону жизни и кардинально изменившего состояние дел.
Различные операции общения оказывают не одинаковое влияние на человека и имеют разное значение:
Важно! Психологи отмечают, что дети лучше усваивают правила поведения, если их перечислят не взрослые, а сверстники.
Влияние общения на жизнь человека
Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.
Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.
Общение родителей и детей
Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.
Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:
Важно! Правило «человек имеет 2 уха и 1 рот» значит, что нужно больше слушать, чем говорить, чтобы считаться у окружающих приятным собеседником.
Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной. В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму. Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.
Психологи уже отмечают и негативные последствия такой коммуникации: долгая коммуникация в социальных сетях или по телефону усложняет непосредственное общение. Людям, которые находят много тем для телефонных разговоров, при непосредственной встрече оказывается не о чем поговорить. Кроме того, виртуальное общение не накладывает такой ответственности на партнеров, как непосредственное (к примеру, так называемый «троллинг», когда высказываются негативные или даже оскорбительные комментарии на любое событие, чаще всего оказывается безнаказанным, а в непосредственном общении подобные слова будут жестоко осуждены), что тоже отрицательно влияет на психику.
Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.
Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной. Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности. Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.
Позитивное общение со сверстниками
Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.
Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Видео
Назовите сторону, которая не является функцией общения:
наверное Г)
[ссылка появится после проверки модератором]
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон:
Коммуникативная функция общения. Во время процесса общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.
Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:
КТО? (передает сообщение) – коммуникатор;
ЧТО? (передается) – сообщение (текст);
КАК? (осуществляется передача) – канал;
КОМУ? (направлено сообщение) – аудитория;
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);
отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);
закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
В современной коммуникации принято выделять 3 вида речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения.
Если со стороны собеседника не предполагается никакой реакции, кроме «принятия к сведению» информации, то высказывание принадлежит к классу сообщения. Они должны формулироваться ясно, кратко, быть правдивыми.
Если ожидаемой реакцией на реплику является какое-то действие вне рамок диалога, то говорящий побуждает речью. Особенностью деловых взаимоотношений является то, что приказы, распоряжения отдаются вежливым тоном. Лучше использовать такой вид побуждения, как просьба, совет.
Высказывание, направленное на то, чтобы получить ответ (вербальную реакцию), относится к классу вопросов. В зависимости от установки говорящего различают собственно вопросы (спрашивающий сам не знает правильного ответа) и т.н. «учительские» вопросы (говорящий хочет проверить адресата речи).
Любое утверждение, особенно категорическое, вызывает дух противоречия. Если придать сообщению форму вопроса, то можно смягчить, нейтрализовать протест собеседника. Вопросная форма снижает вероятность спора, конфликта в служебном общении.
Вопросы позволяют деловому человеку направить процесс передачи информации в нужное русло, перехватить и удержать инициати
Что такое общение — определение, виды, этапы, средства, цели
Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.
Что такое общение?
Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:
С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).
Средства общения
Средствами общения называют способы представления, обработки, передачи, кодирования и декодирования информации. Под кодированием здесь подразумевается преобразование информации в вид, подходящий для передачи (устная речь, бумажное письмо, электронное сообщение). Соответственно, декодирование – это восприятие сказанного на слух, чтение с бумаги или с экрана.
Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.
1. Вербальные средства общения
В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).
Примеры вербальной передачи информации:
Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.
2. Невербальные средства общения
К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.
Примеры невербальной передачи информации:
Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.
Цели общения
Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).
Основные функциональные цели общения:
Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.
Этапы общения
Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:
Функции общения
Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:
Виды общения
В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:
Стороны общения
Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):
Роль общения в человеческой жизни
Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.
Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.
Функции общения
Функции общения очень важны для характеристики общения. Ведь общение является сложнейшим многосторонним процессом коммуникативного взаимодействия между человеческими индивидами, заключающимся во взаимном обмене данными, постижении и восприятии партнерами по коммуникационному взаимодействию друг друга. Коммуникативное взаимодействие считается одним из стержневых понятий в психологической науке сегодня. Вне коммуникаций невозможно постигнуть процесс формирования личности отдельного индивида, проследить закономерности общественного развития.
Общение характеризуется многофункциональностью. Выделяют пять основных функций коммуникативного взаимодействия. Главным образом коммуникации выполняют в общественной людской деятельности связующую роль. Данная функция условно называется прагматической и выступает в качестве важнейшего фактора объединения индивидов в ходе любой общей деятельности.
Виды и функции общения
Коммуникативное взаимодействие наряду с внешней простотой представляет собой сложнейший многогранный процесс, содержащий в себе установление, формирование и развитие межличностных контактов. Общение – это физическое проявление потребности индивидов в коллективном взаимодействии. В процессе коммуникаций происходит взаимообмен сообщениями, восприятие и постижение партнера. Коммуникативное взаимодействие обладает собственной индивидуальной структурой, имеет собственные цели, виды и функции.
Уровни, виды, средства и функции общения психология характеризует с разных аспектов, которые помогают лучше понимать механизм коммуникативного взаимодействия. Без учета характеристик общения очень сложно результативно взаимодействовать с людьми. Виды общения и его функции считаются одними из стержневых характеристик, позволяющих понять саму сущность взаимодействия с другим субъектом или социумом.
Виды коммуникаций разделяют на формальный, примитивный, формально-ролевой, деловой, межличностный, манипулятивный и светский.
Формальная коммуникация предполагает применение во время общения привычных моделей поведения (маски) для того чтобы спрятать свои настоящие эмоции. При таком общении стремление понять партнера отсутствует.
Примитивная коммуникация подразумевает под собой взаимное оценивание индивидами друг друга в качестве объекта способного помочь или, наоборот, мешающего. При таком общении субъект, получив желаемое, прекращает взаимодействие.
Формально-ролевая коммуникация выстраивается на соотношении различных социальных ролей.
Деловая коммуникация заключается в учете при общении особенностей личности индивида, его настроения. В основе данной коммуникации всегда лежат общие деловые интересы.
Межличностная коммуникация базируется на глубоком понимании, восприятии и поддержке индивидами друг друга.
Манипулятивная коммуникация заключается в приобретении выгоды от общения. Светская коммуникация представляет собой беспредметное взаимодействие субъектов, при котором они беседуют о том, что необходимо и принято в социуме, а не свои истинные мысли.
Функции общения делятся на внутриличностную, прагматическую, функцию формирования, развития, подтверждения, организации и поддержания, объединения, разъединения и социальные. Внутриличностная коммуникативная функция подразумевает общение индивида с самим собой. Прагматическая коммуникативная функция содержит в себе мотивационные причины. Способность воздействовать на партнеров содержит в себе формирующая и развивающая функция. Функция подтверждения заключается в возможности индивидуального познания и подтверждения себя. Целью функций организации и поддержания межличностного взаимодействия является налаживание и сохранения плодотворных связей. Функция объединения и разъединения содействует трансляции необходимых данных или дифференциации.
Только при понимании механизмов общения, индивид сможет по-другому оценить этот главнейший социальный инструмент, позволяющий самосовершенствоваться и достигать целей. Социальные функции общения представляют собой организацию совместной деятельности, которая охватывает управление и контроль над поведением, деятельностью.
Функции общения психология считает стержневыми свойствами, разделяющими проявления общения.
Коммуникативная функция общения
Коммуникативная функция общения осуществляется посредством взаимообмена сообщениями. В процессе коммуникаций субъекты обмениваются между собой информацией, представлениями, мыслями, идеями, интересами, чувствами, настроениями, установками и др. Однако в ходе общения происходит не только простой обмен данными, но и выработка общей сути, что будет возможным только при условии понятия и осмысления информации. Именно поэтому каждый процесс общения объединяет в себе деятельность, непосредственно общение и, конечно же, познание.
Осуществление коммуникативной функции содержит несколько уровней. Выравнивание отличий в отправной информированности, которая изначально имеется у субъектов, вступающих в контакт, осуществляется на первом уровне. Второй уровень тесно связан с трансляцией и принятием смыслов. В данном случае коммуникативное взаимодействие выступает в качестве информирования, обучения, своеобразного инструктажа и т. д. Третий уровень имеет связь со стремлением субъектов понимать воззрения и установки собеседников. На этом уровне общение направлено на вырабатывание оценок получаемых результатов (например, согласие-несогласие).
В структуре коммуникативного взаимодействия выделяют такие элементы, как адресант, адресат, сообщение, код, цель, канал связи и результат. Адресант – это лицо, которое отправляет сообщение, т.е. субъект общения. Адресатом называют лицо, которому направляют сообщение. Сообщение – это информация, которая передает содержание. Кодом называют форму, с помощью которой идеи и цели выражаются в виде сообщения. Такой код может содержать вербальные средства, математические символы, невербальные инструменты. Вербальные средства – это речь, которая основывается на языковых системах.
Функции языка в общении лежат в человеческой возможности полноценного коммуникативного взаимодействия с себе подобными. Цель коммуникативного взаимодействия заключается в мотиве направления сообщения (зачем оно направлено). Канал связи означает среду, обеспечивающую взаимосвязь адресанта с адресатом. Таким каналом связи может выступать голос, информационные табло, связь через эфир и т.п. Результатом является конечный итог коммуникации, т.е. то, что достигнуто по завершению общения.
С позиции трансляции и понимания смысла информации такая схема, как адресант-сообщение-адресат является асимметричной. Так как для самого адресанта смысл сообщение предшествует процессу шифрования (высказыванию). Ведь он вначале имеет конкретную задумку, которую впоследствии воплощает в систему знаков. Смысл воспринимаемого сообщения для адресата раскрывается одновременно с расшифровкой. Адресант сможет оценить точность понимания адресатом сути информации только при условии смены коммуникативных ролей. Другими словами тогда, когда адресат трансформируется в адресанта и собственной репликой ознакомит с тем, как он понял смысл воспринятой информации.
Функции делового общения
Добиться эффективной реализации в бизнесе, подняться по карьерной лестнице, стать успешным поможет знание стержневых функций деловых коммуникаций.
Выверенные деловые коммуникации между субъектами (начальством, партнёрами, сотрудниками) продемонстрируют, насколько качественно и уместно будет развиваться компания, своевременно осуществляться проекты.
Выделяют три первостепенные функции деловых коммуникаций: информационная, регуляционная, аффективно-коммуникативная. Информационная коммуникативная функция предполагает накопление, вырабатывание, трансляцию и прием сообщений. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит не только перемещение информации, но и взаимная трансляция зашифрованных данных между двумя субъектами общения. Отсюда следует, что происходит обмен информацией. Однако при этом субъекты не просто обмениваются определениями, они стремятся к тому, что бы выработать общий смысл. Выработка общего смысла возможна только при условии принятия информации с последующим осмыслением. Во время обмена сообщениями могут появляться коммуникативные преграды, которые могут нести психологические или социальные предпосылки.
Сами по себе сведения, исходящие от коммуникатора, могут быть побудительными, т.е. служащими стимулами к какому-либо действию, и констатирующими, имеющими место в разных образовательных системах.
Для трансляции любое сообщение должно быть закодировано. Т.е. передача данных возможна только при помощи языковых знаковых систем. В этом и заключаются основные функции языка в общении.
Регуляционная коммуникативная функция лежит в корректировке поведения, а также содержит способы воздействия на партнера, например, внушение или убеждение. То есть характеризует такие компоненты коммуникаций, которые непосредственно тесно связаны с взаимодействием индивидов, с организацией их коллективной деятельности. Аффективно-коммуникативная функция заключается в становлении эмоциональной оболочки личности. Другими словами это процесс принятия и постижения субъектами друг друга.
Все перечисленные функции общения тесно взаимосвязаны, друг друга гармонично дополняют и являют собой коммуникативный процесс в целом.
Функции и структура общения
Человеческий индивид представляет собой социальную особь, обитающую в условиях взаимодействия с людьми. Общественная жизнь зарождается, а затем развивается в дальнейшем в силу наличия зависимостей между индивидами, что образует условия взаимодействия субъектов друг с другом. Человеческие индивиды вступают в контакт, вследствие непосредственной зависимости друг от друга. Коммуникативное взаимодействие заключает в себе действия субъектов, характеризующиеся обоюдной направленностью. Общественная связь содержит зависимость индивидов, реализованную посредством социальных поступков, воплощаемую с ориентацией на остальных людей и ожиданием должной ответной реакции партнера. В общественной связи выделяют: субъекты и предмет связи, «я»-механизм регулировки взаимоотношений.
Общением называется специфическая форма взаимоотношений индивида с остальными субъектами как членами социума. В общении осуществятся социальные контакты людей.
Социальная суть общения заключается в трансляции форм культуры, нравственных ориентиров и общественного опыта всего человечества. Ведь только в ходе коммуникативного взаимодействия детей с родителями или другими опытными индивидами, у него зарождается и развивается сознание, а затем и речь. Без коммуникаций с другими людьми у детей не будет формироваться психика, сознание. Общение является одним из главнейших условий для формирования и становления личности. Поведение, отношение индивида к среде и собственной персоне во многом обусловлено его коммуникативным взаимодействием с другими индивидами.
Структура коммуникативного взаимодействия имеет семь этапов. На первом этапе потребность в коммуникациях побуждает индивида к вступлению в отношение с другими субъектами. Затем происходит ориентировка в задачах и мотивах общения. Третий этап характеризуется ориентировкой в личности партнера по коммуникации, на смену которой приходит планирование содержания и сути своего сообщения (субъект, обычно бессознательно, представляет себе, какую именно информацию он скажет). На пятом этапе индивид бессознательно (реже сознательно) выбирает определенные инструменты общения, речевые высказывания, которые будет использовать, решает, каким образом себя вести и как говорить. Шестой этап предполагает восприятие и оценивание ответного поведения собеседника, контроль над эффективностью коммуникации на основе обратной связи. Заключительный этап подразумевает корректировку направления, модели и стиля, манеры и методов общения.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»